УДК 376.56
Ю.Э. Гудков
Исследование причин отклоняющегося поведения и условий формирования адаптивного поведения учащихся начальной школы
В статье обсуждаются результаты социологического опроса по проблеме отклоняющегося поведения по следующим направлениям: оценка причин и форм отклоняющегося поведения; оценка коррекционно-воспитательных возможностей физической культуры; рефлексивная позиция детей относительно физической культуры и проблемного поведения. В анкетировании приняло участие б80 педагогов и З12 учащихся 1-4 классов.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, адаптивное поведение, физкультурно-оздоровительная деятельность, физкультурно-оздоровительная среда, учащиеся 1-4 классов.
Yu. E. Gudkov
Studying of the reasons of deviant behavior and conditions of formation of adaptive behavior of primary school children
The article discusses the results of sociological survey, studying the problem of deviant behavior according the following lines: assessment of reasons and forms of deviant behavior; assessment of correctional and educational possibilities of physical training; children’s reflexive position concerning physical training and problem behavior. 680 teachers and 312 pupils of 1-4th forms took part in the questionnaire survey.
Key words: deviant behavior, adaptive behavior, physical-sanitary activity, physical-sanitary environment, pupils of 1-4th forms.
В результате научной дискуссии по проблематике отклоняющегося поведения детей и подростков выяснились полифакторный и многоуровневый характер этого явления, широкий спектр теоретических подходов, размытость и неопределенность терминологической базы [3, 5, 6, 7, 8 и др.].
Но основным противоречием остается «мера» между внутренними (личностными) и внешними (средовыми) условиями, обусловливающими разнообразные поведенческие отклонения.
В связи с этим возникла необходимость социологического осмысления процессов возникновения и функционирования различных форм девиантного поведения как на индивидуальном уровне, так и на уровне среды. В качестве исследуемого средообразующего фактора нами была выбрана физкультурно-оздоровительная деятельность. Основанием этого выбора явилась биопсихическая сущность движения как онтологического «инструмента» самореализации в условном системном векторе «дезадаптация -адаптация - социализация - самореализация». Мы предположили, что насыщенная воспитательным содержанием физкультурно-
оздоровительная среда может оказаться действенным средством профилактики и коррекции различных форм отклоняющегося поведения детей и подростков, а также средством формирования у последних адаптивного поведения.
С целью конкретизации проблемной ситуации и уточнения рабочей гипотезы был организован и проведен социологический опрос по следующим направлениям: оценка причин и форм отклоняющегося поведения; оценка коррекционно-воспитательных возможностей физической культуры; рефлексивная позиция детей относительно физической культуры и проблемного поведения.
По первому направлению было проведено анкетирование педагогов, имеющих прямое отношение к общему физкультурному образованию. Большее число респондентов составляли учителя физической культуры Приморского края и г. Владивостока. Среди опрошенных были также тренеры, инструкторы по физической культуре, заместители директоров школ по воспитательной работе, педагоги коррекционных учреждений, психологи - всего 680 специалистов. В предложенных анкетах каждый вариант ответа оценивался по 4-балльной шкале (0, 1, 2, 3). Анкетируемый должен был определить, а затем отметить значение, которое в большей степени отражало его мнение по каждому варианту ответа на вопрос. Подсчет процентов от максимальной суммы баллов позволил ранжировать мнения респондентов относительно форм отклоняющегося поведения детей 1-4-х классов, имеющих место в общеобразовательных школах (рис. 1).
ЗЗ
2010/13
1 2 3 4 5 6 7 8
варианты ответов
Рис. 1. Распределение мнений респондентов относительно форм отклоняющегося поведения детей 1-4-х классов,
имеющих место в общеобразовательных школах
Позиции вариантов ответов распределились следующим образом:
1 - недомогание, вялость, слезливость, беспомощное поведение; 2 - ссоры, драки, агрессивное поведение; 3 - неконтролируемое, импульсивное поведение; 4 - чрезмерная робость, "послушность", конформное поведение; 5 - упрямство, протесты, демонстративное поведение; 6 - нежелание учиться, уходы с уроков, асоциальное поведение; 7 - развязность, неподчинение, грубость, критика взрослых; 8 - курение, алкоголь, наркотики, зависимое поведение.
Заметим, что беспомощное поведение (первая позиция) симптоматически наиболее характерно для признаков дезадаптации младших школьников в «слабой» педагогической среде школы [9].
Агрессивное и неконтролируемое поведение (вторая и третья позиции) многие авторы детерминируют как реакцию на тревожность и школьное перенапряжение, что является естественным симптомом недостаточной адаптации в школьном социуме [1, 4].
Следующий блок вопросов был направлен на оценку различных причин девиантного поведения учащихся начальной школы. Неожиданно высокий балл набрал вариант ответа - «недостаточное финансирование школьной системы образования» (10,4%). На вторую позицию вышел вариант ответа «деструктивное влияние СМИ, видео, компьютерных игр» (8,6%). Затем следуют: «самоустранение семьи от воспитательных функций» (8%); «отсутствие ценностной ориентации общества» (7,3%); «влияние "улицы"» (неформальной группы) (6,9%); «чрезмерные школьные нагрузки» (6,3%); «деструктивное
влияние семьи» (6,1%); «психофункциональные расстройства» (отклонения психического характера) (6,1%); «устаревшая школьная педагогическая система» (5,9%); «морфофункциональные причины» (отклонения физиологического характера) (5,9%); «отсутствие полноценного физического воспитания» (5,6%); «отсутствие в школах гуманистически ориентированной педагоги-ки»(5,4%); «отсутствие специальных воспитательных методик» (5%); «недостаточная психологическая грамотность педагогов» (4,9%);
«низкий уровень организации и проведения уроков, занятий, тренировок» (3,6%); «низкая педагогическая культура учителей и воспитателей» (3,6%).
Необходимо отметить, что вариант ответа на первый вопрос вызывает недоумение. Возможно, здесь имеет место эмоциональное субъективное переживание респондентами экономических реалий педагогического труда в нашем обществе.
На наш взгляд, более объективны были варианты ответов, попавшие на вторую и третью позицию. Они интерпретировались как недостаточная воспитательная компетенция современной семьи. Иными словами, налицо ценностносмысловая дезориентация ближайшего социального окружения ребенка в аксеологическом поле среды.
Далее респондентам было предложено оценить воспитательные аспекты физической культуры в профилактике и снижении отклоняющегося поведения детей 1-4 класса.
Мнение анкетируемых по данному вопросу отражено на рис. 2.
о/
%
9,5%
8,8%
7.6% 7,5% 7,з% 7 2%
6,9% 6,9%
6,6%
6,4% 6,3%
6,0%
5,0%
4,3%
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
вариант ответа
Рис.2. Распределение мнений респондентов относительно воспитательных аспектов физической культуры в профилактике и снижении проявлений отклоняющегося поведения
Варианты ответов распределились по следующим позициям:
1 - «создать комфортную, доброжелательную обстановку, снижающую девиантный фон на уроках»; 2 - «вовлекать девиантных детей в физкультурно-воспитательный процесс»; 3 - «на уроках физкультуры применять упражнения на двигательное взаимодействие детей»; 4 - «разработать специальные воспитательные психодвигательные технологии»; 5 - «применять психокорригирующие упражнения на уроках физкультуры»; 6 - «постановку двигательных задач перед учащимися наполнять социальным смыслом»; 7- «в воспитательные задачи урока физкультуры включить формирование конструктивного поведения»; 8 - «на уроках физкультуры в основном применять соревновательные и сюжетно-игровые методы»; 9 - «основной целью физической культуры считать нравственное воспитание детей»; 10 - «обучение двигательным действиям сопровождать психотехническими воспитательными средствами»; 11 -
«специальные психологические упражнения сочетать с физическими упражнениями»; 12 - «отказаться от принудительных форм организации уроков по физической культуре»; 13 - «сформировать из девиантных детей отдельную учебную физкультурную группу»; 14 - «применять упредительно-карательные меры для предотвращения девиантного поведения».
Следует обратить внимание, что вариант ответа, расположенный на первой позиции, достаточно однозначно отражает гуманно ориентированные настроения педагогической общественности. По нашему мнению, преображение современной школы должно осуществляться в на-
правлении создания «домашней», «человеческой» среды, снижающей дезадаптационные процессы. Задачей настоящего исследования является изучение и моделирование именно такой среды.
Следующим направлением социологического опроса явилось изучение рефлексивной позиции детей относительно причин проблемного поведения и характеристики средств физической культуры.
С этой целью было проведено анкетирование учащихся 2-3-х классов школ г. Владивостока. Всего в анкетировании участвовало 312 респондентов.
Школьникам были предложены анкеты с использованием методики «Продолжить предложение». Ответы оценивались по шкале «ДА» -«НЕТ» - «НЕ ЗНАЮ».
Обработка полученных результатов позволила выявить следующее.
На вопрос «Почему дети себя плохо ведут в школе?» первую позицию занял ответ «Потому что не разрешают поиграть и подвигаться» (15,6%). Действительно, в возрасте до 10 лет потребность в самых разнообразных движениях обусловлена физиологически. При блокировании этой потребности нормами «школьного» поведения у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Наступающая вслед за этим разрядка является защитной физиологической реакцией на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, что приобретает форму «плохого» поведения.
2010/13
На втором месте по количеству положительных ответов оказался ответ «Хочется, чтобы на них (детей) обратил внимание учитель» (14,5%). Практика показывает, что многие формы отклоняющегося поведения связаны с потребностью ребенка привлечь к себе внимание взрослого.
Третью позицию занял ответ «Потому, что не знают, как себя вести» (13,3%). Феноменологическая формулировка ответа в большей степени относится к предметной области социального взаимодействия и интерпретируется как бедность поведенческого репертуара, несформиро-ванность навыка поведенческой саморегуляции [6]. Данная группа причин имеет существенное значение в исследовании условий формирования адаптивного поведения.
Следующие позиции занимают ответы «Потому, что устаю учиться» (13,1%); «Потому, что хочется пошалить» (12%); «Потому, что скучно на уроках» (11,5%); «Потому, что плохо относятся другие дети» (10,2%); «Потому, что так ведут себя многие другие дети» (9,6%).
При анализе ответов на второе предложение «Я вел бы себя лучше, если бы...» большее предпочтение было отдано варианту ответа «.в школе чаще разрешали побегать, попрыгать, поиграть» (19,1%). К этому стоит добавить, что действительно существует зависимость между объемом организованной двигательной активности и динамикой адаптационных процессов на психофизиологическом уровне у детей младшего школьного возраста [7]. Вторую позицию заняло предложение «. знал, как себя вести» (15,5%). Данный выбор косвенно отражает мнение: уровень культурности (уровень социального интеллекта) тем выше, чем выше адаптационные навыки социального поведения. Предложение «. со мной играли мои одноклассники» (13,1%) расположилось на третьей позиции. Очевидно, что дети интуитивно придают ролевой природе взаимоотношений между собой особое значение. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие [2]. Продолжили убывающий ряд предложения:
«.одноклассники не обижали меня» (12,1%); «. на уроках одну минутку разрешали подвигаться» (11,1%); «.меня чаще хвалил учитель» (10,1%); «.меня любили учителя и дети» (10,1%); «.был первым в строю на уроках физкультуры» (9%).
Следующая группа предложений в большей степени воспроизводит смысловую «долю» значения физической культуры в общем контексте условий формирования адаптивного поведения.
В предложении «Я занимаюсь физической культурой, потому что .» вариант продолжения «. после занятий лучше себя чувствую» занял первую позицию» (16,3%). Данный выбор однозначно отражает аксиому, выражающую ведущую задачу физического воспитания - оздоровительную. Организация адекватной двигательной активности (двигательной среды) в целях улучшения условий школьной жизни детей 7-9 лет является фундаментальной задачей педагогической системы.
Выход на вторую позицию варианта предложения «. все говорят, что надо заниматься физкультурой» (15,5%) явился для нас неожиданностью. Полагаем, имеет место влияние информационной среды, формирующей «поверхность» мотивационных аспектов личности.
Вариант ответа «. после занятий становлюсь спокойней и уверенней» занял третью позицию (14,7%). Это является эмпирической аксиомой положительного воздействия физических упражнений и в целом организованной двигательной среды на психоэмоциональную сферу ребенка. Покой и уверенность отражают факторы уменьшения дезадаптации и в пользу формирования адаптивных способностей [8].
Далее следуют варианты продолжения: «.ко мне хорошо относится учитель» (13,1%); «. на уроках физкультуры можно поиграть» (12,2%); «. физкультура воспитывает уважение между людьми» (12,2%); «. я сильней и быстрей всех» (7,3%). Нетрудно заметить, что выбор детьми варианта предложения, оказавшегося на последнем месте, отражает незначительную долю мотивационных предпочтений в превосходстве над другими.
Последнее анкетное предложение было сформулировано следующим образом: «я хотел бы, чтобы на уроках физической культуры .».
Первым в ряду выборов оказалось предложение «. было больше игр» (21,5%). Игра в младшем школьном возрасте по-прежнему остается ведущей деятельностью. Вторую позицию неожиданно занял вариант предложения «. мои одноклассники не смеялись надо мной» (19,3%). Принято считать, что только с подросткового возраста значительное экзистенциальное влияние оказывает микросреда сверстников. По всей видимости, усматривается тенденция социально-психологической акселерации детей младшего школьного возраста.
На третью позицию вышло предложение «.было больше соревнований» (12,5%). Состязательный интерес младших школьников в значительной мере имеет ту же мотивационную
базу, что и игра. Но не все дети интерпретируют состязание как игру, о чем свидетельствует вариант предложения «. было поменьше состязаний» (9%) . Для многих детей с заниженной самооценкой состязание ассоциируется с «возможностью» потерпеть неудачу [2].
Следующие позиции разделили предложения: «.другие дети поддерживали меня»
(11,3%); «.на меня поменьше обращали внимание» (10,2%); «.учитель чаще обращал на меня внимание» (7,9%); «. учитель был более требователен к детям» (7,9%).
Учитывая результаты анкетирования школьников, можно предположить, что программу снижения дезадаптации и формирования адаптивного поведения необходимо выстраивать в комфортной психологической среде, на основе фацилитации педагогических отношений в ситуации успеха с использованием игровых методов.
Обобщая результаты социологического опроса, сформулируем главный вывод. Девиантная активность в современном детском социуме является преимущественно результатом дезадап-тивных процессов, провоцируемых окружающей социальной средой. С одной стороны, отклоняющееся поведение характеризуется состоянием вялости, беспомощности, с другой - агрессией, неконтролируемым, импульсивным поведением.
Полагаем, что учет и реализация естественных потребностей детей в организованной двигательной активности должны осуществляться в коммуникативной среде, где процессы физического воспитания сочетаются с формированием
навыков адаптивного поведения.
Литература
1. Баюкова Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2007. - 179 с.
2. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 240 с.
3. Жуков М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2005. - 370 с.
4. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Самара, 2009. - 48 с.
5. Миннегалиев М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: дис. ... канд.пед. наук. - Уфа, 2004. - 202 с.
6. Нестер Н.А. Реализация свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Тобольск, 2005. - 220 с.
7. Садым А.М. Формирование когнитивных компонентов саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания : дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2009. - 247 с.
8. Синяева А.А. Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению: дис. . канд. пед. наук. - М., 2008. -172 с.
9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.
Гудков Юрий Эдуардович, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Института физической культуры и спорта Дальневосточного государственного университета.
Gudkov Yuriy Eduardovich, senior teacher of department of bases of physical culture, Institute of physical culture and sports of Far-Eastern State University.
Ph. 89024810629, e-mail: [email protected]
УДК 796
А.Л. Дерябина, ЕА. Жигаленко Развитие гибкости у людей зрелого возраста в процессе занятий xатха-йогой
Уровень развития гибкости наряду с другими показателями определяет уровень здоровья человека. Разработаны и обоснованы новые подходы к содержанию оздоровительных занятий для людей зрелого возраста.
Ключевые слова: гибкость, зрелый возраст, двигательная активность, оздоровительная гимнастика, йога, модель.
A.L.Deryabina, E.A. Zhi'ga/enko Development of flexibility of people of mature age at hathka-yoga classes
The level of flexability development together with other indicators determines the persons’ level of health. New approaches to the contents of recreational activities for people of mature age have been developed and specified.
Key words: flexibility, mature age, motor activity, health-improving gymnastics, yoga, model.
Двигательная активность и занятия физиче- ни. При этом для каждого этапа возрастного
скими упражнениями оздоровительной направ- развития характерны определенные особенности
ленности необходимы на протяжении всей жиз- проведения занятий и их направленность. На-