Научная статья на тему 'Исследование прибыли в теории неоклассического синтеза'

Исследование прибыли в теории неоклассического синтеза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПРИЧИНА / СЛЕДСТВИЕ / МОДА / PROFITS / DEMAND / SUPPLY / REASON / CONSEQUENCE / FASHION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Тофик Атабабаевич, Гасанов Гасан Атабабаевич, Шейхова Патимат Магомедовна

Цель работы: рассмотреть категорию прибыли на основе графических построений методологии А. Маршалла. Метод или методология проведения работы. С помощью философских категорий был проведен анализ прибыли (дохода) в графическом построении. Результаты. В процессе исследования указанной категории были выявлены основные причины, которые, с одной стороны, понижают норму прибыли, а с другой увеличивают ее размер на основе графических построений кривых. В результате взаимодействия разнообразных причин, влияющих на величину прибыли (дохода), выявляется следствие этого процесса в виде спроса и предложения, которые показывают рыночное равновесие в точке пересечения многочисленных причин, взаимодействующих друг с другом. При рассмотрении сложного механизма причин, которые влияют на размер получаемой прибыли дохода, приводится вариант графического построения спроса и предложения на абстрактно-теоретическом уровне, положения нестабильного равновесия. Предпринята попытка рассмотрения прибыли при одновременном использовании причины и следствия, спроса и предложения с тем, чтобы раскрыть сложную взаимосвязь философских и экономических категорий в процессе формирования величины прибыли. Кроме того, разбираются различные виды прибыли, получаемые в отраслях народного хозяйства. Область применения результатов. Полученные результаты проведенного анализа могут быть использованы в процессе преподавания «Экономической теории», в новых областях деятельности. Выводы: формируется вывод о том, что производство и распределение прибыли носит противоречивый характер, и диалектика этого механизма заключается в соединении интересов бизнеса и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PROFITS IN THE THEORY OF NEOCLASSICAL SYNTHESIS

The goal of the study: Discuss the category of profits on the basis of graphical representations according to the methodology of A.Marshall. The method or methodology of performing the study. We have performed an analysis of profits (income) in graphical representations using philosophical categories. The results: In the process of the study of the category specified we have found the main reasons that, on the one hand, reduce the standard of profits, and on the other hand, increase its value figure based on the graphical representations of the curves. As a result of an interaction of different reasons impacting the value of the profits (income), the consequence of this process is uncovered in the form of demand and supply that show the market equilibrium in the point of intercept of the multitude of reasons that are interacting with each other. When discussing the complex mechanism of reasons that impact the value of the profits we have listed a version of the graphical representation of demand and supply shown at the abstract-theoretical level, at the point of an unstable equilibrium. An attempt has been made to discuss profits using reason and consequence, supply and demand at the same time, in order to disclose a complex interconnection of philosophical and economic categories in the process of forming the value of profits. Besides, different types of profits that are received in different economic industries are discussed. The area of application of the results. The results received in the analysis performed may be used in the process of teaching “Economic Theory”, in new areas of activity. Conclusions: A conclusion is made that production, distribution of profits has a contradictory character, and the dialectics of this mechanism is in combining the interests of business and society.

Текст научной работы на тему «Исследование прибыли в теории неоклассического синтеза»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК: 300.331 ГАСАНОВ ТОФИК АТАБАБАЕВИЧ

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет

им. М.М Джамбулатова», e-mail: [email protected]

ГАСАНОВ ГАСАН АТАБАБАЕВИЧ

к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Азербайджана,

e-mail: [email protected]

ШЕЙХОВ А ПАТИМАТ МАГОМЕДОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова»,

e-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИБЫЛИ В ТЕОРИИ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

Аннотация. Цель работы: рассмотреть категорию прибыли на основе графических построений методологии А. Маршалла. Метод или методология проведения работы. С

помощью философских категорий был проведен анализ прибыли (дохода) в графическом построении. Результаты. В процессе исследования указанной категории были выявлены основные причины, которые, с одной стороны, понижают норму прибыли, а с другой — увеличивают ее размер на основе графических построений кривых. В результате взаимодействия разнообразных причин, влияющих на величину прибыли (дохода), выявляется следствие этого процесса в виде спроса и предложения, которые показывают рыночное равновесие в точке пересечения многочисленных причин, взаимодействующих друг с другом. При рассмотрении сложного механизма причин, которые влияют на размер получаемой прибыли дохода, приводится вариант графического построения спроса и предложения на абстрактно-теоретическом уровне, положения нестабильного равновесия. Предпринята попытка рассмотрения прибыли при одновременном использовании причины и следствия, спроса и предложения с тем, чтобы раскрыть сложную взаимосвязь философских и экономических категорий в процессе формирования величины прибыли. Кроме того, разбираются различные виды прибыли, получаемые в отраслях народного хозяйства. Область применения результатов. Полученные результаты проведенного анализа могут быть использованы в процессе преподавания «Экономической теории», в новых областях деятельности. Выводы: формируется вывод о том, что производство и распределение прибыли носит противоречивый характер, и диалектика этого механизма заключается в соединении интересов бизнеса и общества.

Ключевые слова: прибыль, спрос, предложение, причина, следствие, мода.

GASANOV TOPHIC ATABABAEVICH

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of FSBEI of HE "Dagestan State Agrarian University named after M.M. Jambulatov", e-mail: [email protected]

GASANOV GASAN ATABABAEVICH

Candidate of Economic Sciences, Leading Research Associate of the Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, e-mail: [email protected]

SHEIKHOVA PATIMAT MAGOMEDOVNA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Economic Theory and Management"of FSBEI of HE "Dagestan State Agrarian University named after M.M. Jambulatov",

e-mail: [email protected]

THE STUDY OF PROFITS IN THE THEORY OF NEOCLASSICAL SYNTHESIS

Abstract summary. The goal of the study: Discuss the category of profits on the basis of

graphical representations according to the methodology of A.Marshall. The method or methodology of performing the study. We have performed an analysis of profits (income) in graphical representations using philosophical categories. The results: In the process of the study of the category specified we have found the main reasons that, on the one hand, reduce the standard of profits, and on the other hand, increase its value figure based on the graphical representations of the curves. As a result of an interaction of different reasons impacting the value of the profits (income), the consequence of this process is uncovered in the form of demand and supply that show the market equilibrium in the point of intercept of the multitude of reasons that are interacting with each other. When discussing the complex mechanism of reasons that impact the value of the profits we have listed a version of the graphical representation of demand and supply shown at the abstract-theoretical level, at the point of an unstable equilibrium. An attempt has been made to discuss profits using reason and consequence, supply and demand at the same time, in order to disclose a complex interconnection of philosophical and economic categories in the process of forming the value of profits. Besides, different types of profits that are received in different economic industries are discussed. The area of application of the results. The results received in the analysis performed may be used in the process of teaching "Economic Theory", in new areas of activity. Conclusions: A conclusion is made that production, distribution of profits has a contradictory character, and the dialectics of this mechanism is in combining the interests of business and society.

Keywords: profits, demand, supply, a reason, consequence, fashion.

Введение: прибыль (доход) как экономическая категория представляет сложную и важную категорию, которая является предметом исследования многих экономистов как в научно-теоретическим плане, так и прикладном использовании. Важное место в своих исследованиях категорий «прибыли», «дохода» уделял внимание А. Маршалл. Он пытался выделить прибыль (доход) как одну из главных категорий исследования, давая определения и исследуя механизм образования под воздействием различных факторов, влияющих на них.

Методы исследования. Активно используя философские методы исследования, мы пытаемся тем самым привнести указанные методы в исследование прибыли и других экономических категорий (цена, стоимость, спрос, предложение) на основе теории неоклассического синтеза. А. Смит говорил, что капитал человека — «это та часть его имущества (Stock), из которой он рассчитывает извлечь доход» (1, С. 139).

Вместе с тем мы не будем ограничиваться и останавливаться на проведенном анализе, который предложил А. Маршалл, а пойдем дальше и постараемся использовать все те преимущества графического метода исследования понятий стоимости, цены, прибыли (дохода). Применяя разработанную методику графического построения указанных категорий предложенного автором теории неоклассического синтеза, постараемся раскрыть и показать механизм их взаимодействия на примере образования средней величины прибыли.

Графические построения указанных экономических категорий должны затронуть более глубокие процессы в экономических явлениях формирования самой прибыли. Если рассматривать только спрос и предложение как равновесную цену, то все другие причины и факторы как бы действуют автоматически, т. е. они косвенно влияют на стоимость, цену, прибыль.

В практике экономической жизни такого не бывает, поэтому приведем графические методы исследования формирования величины или нормы прибыли под влиянием различных причин и их следствие, которые формируют среднюю или нормальную прибыль (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие различных причин и их следствие под влиянием спроса и предложения в процессе формирования средней прибыли.

где Крппр — кривая, понижающая величину прибыли под воздействием различных причин, и как следствие этого — формирование спроса;

Кр у.пр. — кривая, повышающая величину прибыли под воздействием различных причин и, как следствие этого — формирование предложения;

R — точка, определяющая среднюю величину прибыли в результате пересечения двух кривых, т. е. взаимодействие различных причин, следствием которых является установление равновесия между спросом и предложением в процессе формирования средней прибыли.

Здесь следует дать некоторые пояснения к факторам, формирующим величину прибыли. Так, НТП создает новые технологии, материалы, товары, услуги и т. д. (т. е. НТП порождает не «спрос», но уже «предложение» на эти новшества), и только потом вследствие развития НТП формируются в полном объеме такие традиционные (экономические) понятия, как спрос и предложение на эти новшества. В 50-х годах XX века освоение космического пространства было воспринято как уникальное научно-техническое явление. Но теперь туристические полеты в космос пользуются огромным спросом. По сообщениям СМИ, коммерческие полеты в космос обошлись первым космическим туристам в сумму 25 млн $, затем эти полеты стали оцениваться уже в 35 млн $. В настоящее время спрос на эти полеты предъявляется очень активно и находится на достаточно высоком уровне. Предложение остается пассивным, запаздывает за всевозрастающим спросом на указанные космические полеты. Причина такого отставания предложения — отсутствие необходимой материально-технической и научно-технологической базы на организацию массовых коммерческих полетов в космоС. Желающих полететь в космос в качестве туристов очень много, но производственных и научно-

технических возможностей нет. В короткий промежуток времени эта проблема не может быть решена по причине отставания материальных средств в организации указанных полетов относительно имеющихся потребностей спроса (деньги есть, а приобрести указанную услугу не представляется возможным для этой категории космических туристов).

Однако в дальнейшем эти космические полеты для туристов будут гораздо дешевле и станут доступны среднему классу. По прогнозным экспертным оценкам, они будут колебаться в пределах до 100 тыС. $ (по сообщениям СМИ).

Таким образом, причина космических полетов — развитие НТП и становление нового направления освоения космического пространства. Следствием этого процесса является появление космического туризма и возникновение спроса, а затем, возможно, и предложения на коммерческие полеты в космос.

Следовательно, спрос и предложение на космический туризм не могли появиться раньше развития НТП и освоения космического пространства.

Далее рассмотрим пример с модой. Когда возникает мода на технически совершенные, новые модели, к примеру, мобильных телефонов, то начинает расти ажиотажный спрос на них. Причина такого возрастания спроса — мода. Спрос сам по себе не возникает, а является следствием какой-то важной причины.

Вот как об этом говорит А. Маршалл: «Вернемся к примеру возросшего спроса на барометры-анероиды, вызванного движением моды, который спустя некоторое время привел к улучшению организации и снижению цены предложения. Когда, наконец, воздействие моды исчезло и спрос на анероиды вновь основывался только на их действительной полезности, эта цена может быть либо выше, либо ниже, чем нормальная цена спроса...» [3, с. 263]. Следовательно, появление моды явилось причиной возрастания спроса на барометры-анероиды, а следствием этой моды — спрос, который будет ждать нового импульса, новой причины — либо для повышения спроса, либо для его понижения. Сам А. Маршалл прямо на это указывает: «К примеру, первым следствием внезапного возникновения моды на анероидные барометры в форме часов должно быть временное повышение цены на них, несмотря на то, что для их изготовления не требуются сколько-нибудь дефицитные материалы» [2, С. 151]. А до этой причины спрос прибывает в состоянии «покоя», т. е. равновесия с предложением. И как указывает А. Маршалл: «спрос... вновь основывался на их действительной полезности». (Если покупатели приобретают новые товары или услуги, то они это делают не для того, чтобы поддержать оптимальный, рациональный спрос на эти новшества, а для того, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью потребительных свойств этих вновь созданных товаров, т. е. их полезности).

S

D

х

Рис. 2. Спрос и предложение в условиях нестабильного равновесия (теоретические построения по А. Маршаллу) [3, С. 264, РиС. 38].

Затем А. Маршалл рассматривает другие случаи повышения цены спроса за счет падения цены предложения. Таким образом, и спрос, и предложение являются следствием более важных движущих причин. Важная мысль в оценке результатов причин: «И как это случается в

экономической науке, ни те результаты известных причин, ни те причины известных результатов, которые наиболее заметны, не являются в целом самыми важными. «То, что невидимо», зачастую более достойно изучения, чем то, «что видно». Особенно это справедливо, когда мы имеем дело не с каким-то вопросом, представляющим лишь локальный или временный интерес, а стремимся найти руководящие идеи для разработки долгосрочной политики в интересах общества либо в силу какой-то другой причины; мы меньше заинтересованы в непосредственных причинах, чем в причине причин. Ведь опыт показывает, как это и можно было ожидать, что здравый смысл и инстинкт недостаточны для этой работы, что даже коммерческое образование не всегда толкает человека к поиску этой причины причин где-то далеко за пределами его непосредственного опыта, и оно не всегда способствует выбору правильного направления таких поисков, даже если он и предпринимает попытку найти эту причину» [15, С. 221].

И здесь необходимо полностью согласиться с А. Маршаллом в части, когда он проводит аналитический разбор абстрактно-логического метода познания в оценке результатов причин, а также причин этих результатов в исследовании экономической науки, которые позволяют вскрыть более глубинные процессы, происходящие в обществе и затрагивающие интересы этого общества.

Другие факторы, влияющие на величину прибыли, также развиваются по своим специфическим направлениям. Возьмем, к примеру, доходы населения в условиях экономического кризиса. Естественно, доходы населения снижаются, что способствует и снижению массы, получаемой прибыли у многих производителей ввиду сокращения емкости рынка. Причиной этого процесса является экономическая нестабильность в экономике — производство, сбыт и реализация затрудняются, потребление сокращается.

Следствием этого является сокращение спроса на отдельные товары и услуги, которые взаимодействуют с предложением, уменьшают его, что в конечном итоге приводит к сокращению величины получаемой прибыли или доходности, т. е. снижение уровня жизни населения оказывает влияние на уменьшение доходности многих предприятий данной страны.

Сезонность в производстве и реализации товаров также можно рассматривать как самостоятельную причину, которая действует объективно и периодически влияет на величину получаемой прибыли. Затем эта сезонность как причина обуславливает закономерное следствие спроса и предложения, которое оказывает влияние на величину получаемой прибыли.

Здесь, как и в других положениях, А. Маршалл правильно и точно замечает: «Дело в том, что в данном случае, как и в других, за внешней простотой общераспространенных выражений скрывается подлинная сложность, и обязанность науки — обнаружить эту скрытую сложность, смело ее встретить и, насколько возможно, упростить ее с тем, чтобы можно было на последующих этапах исследования энергично справляться с трудностями, которые нельзя преодолеть посредством туманных идей и житейского языка» [13, С. 197]. Продолжим исследовать доходы и для наглядности будем использовать графики. Виды доходов (прибыли), которые получают предприниматели при производстве товаров, услуг можно классифицировать следующим образом:

Рр — ростовщическая прибыль;

Реп — спекулятивная прибыль;

Рип — ипотечная прибыль;

Рпр — природная рента, в т. ч. рента в сельском хозяйстве;

Рт — прибыль торговая;

Рсб — ссудный или банковский процент;

Р — средняя прибыль, которая складывается в народном хозяйстве;

Рп — прочая прибыль;

Рвд — предпринимательский или управленческий доход.

Издержки производства всегда полностью входят в цену производства (рыночная цена) или стоимость товара. Величина прибыли зависит от многих факторов — конкуренции, спроса и предложения и др., но обязательно с приемлемой величиной доходности для бизнеса. Прибыль имеет тенденцию к колебаниям ее величины, а так как она принадлежит предпринимателю, то он распределяет ее исходя из полученной величины — либо личное потребление или на расширение производства (или на сбережения), либо на то и другое одновременно, но в разных пропорциях.

Рис. 3. Формирование средней прибыли на основе различных видов прибыли (или доходов),

которые складываются в экономике

«Когда человек занимается предпринимательской деятельностью, он неизбежно должен понести определенные издержки на приобретение сырья, наем рабочей силы и т. д. А в таком случае его подлинный, или чистый доход образуется путем вычета из его валового дохода "затрат, связанных с осуществляемым им производством"» [13, С. 133].

Очевидно, что речь идет о созданной стоимости (валовом продукте или, точнее, валовой выручки), принятой в марксисткой методологии исчисления, так как из этой созданной стоимости продукта вычитаются издержки производства, т. е. «затраты, связанные с осуществляемым им производством», — о чем свидетельствует дальнейшее его изложение: «Когда человек ведет предприятие, его годовую прибыль образует превышение доходов от предприятия над его издержками» [13, С. 135].

В данном изложении А. Маршалл созданную валовую стоимость продукта (или валовую выручку) отождествляет с доходами предприятия (т. е. (с + V + т) - (с + у) = т, которая затем принимает форму прибыли — р в результате межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, спроса и предложения и т. д.).

Затраты на производство бывают, как правило, фиксированными в короткие промежутки времени. А спрос, предложение и ряд других факторов (конкуренция, развитие новых технологий и т. п.), влияющих на величину прибыли и формирующих ее, могут колебаться, что отражает эффективность использования имеющихся ресурсов у предпринимателя.

Поэтому если издержки производства можно регулировать, сокращать до определенного предела, оптимизировать их, то величина прибыли может быть «космической» — бесконечно высокой и беспредельной, или средней, или низкой, но в любом случае всегда активно или пассивно влиять на цену, стоимость товара. Сокращение издержек производства всегда может

исчерпать себя таким образом, что всякое дальнейшее сокращение их станет невозможным, нецелесообразным. А жажда прибыли, жажда наживы не имеет границ.

Поэтому этот «космос» наживы безграничен и несет в себе такой огромный потенциал не только созидания, но и разрушения, который может не просто все смести с пути, но и стать причиной саморазрушения и самоуничтожения существующего способа производства; либо саморегулирования, преодоления противоречий как импульс к совершенствованию и развитию в качестве экономического роста.

Результаты. Таким образом, производство и получение прибыли (дохода) являются целью любого производства, деятельности или услуги, зависит от многих причин и факторов воздействия, поэтому оказывает влияние на социально-экономическое положение страны, создает стимулы для ускорения темпов развития экономики и создания новых методов хозяйствования (в условиях импортозамещения), а также выступает катализатором и стимулом новых видов производств, является основой экономической и продовольственной безопасности страны. Вместе с тем исключительная, бесконтрольная погоня за прибылью (доходом) может привести к однобокому развитию производства, дисбалансу между производством и потреблением, расслоению общества, созданию кризисных ситуаций и т. п.

Выводы: Следовательно, производство, получение и распределение прибыли (дохода) носит достаточно противоречивый характер, поэтому диалектика этих процессов заключается в соединении интересов бизнеса и общества, частных, коллективных и общественных интересов в стране. Эти интересы взаимоисключающие, но действуют в одном обществе, в одних экономических условиях — стабильно или в условиях кризиса, или роста экономики страны.

Литература

1. Гасанов Г. А., Гасанов Т. А. Противоречия российской экономики в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2016. — № 3 (65). — С. 4-9.

2. Гасанов Г. А., Гасанов Т. А. Стоимостные категории в теории неклассического синтеза // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2016. — № 1 (63). — С. 6-12.

3. Гасанов Г. А., Гасанов Т. А. Теоретические положения государственного урегулирования экономики в учении маржинализма // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2016. — № 2 (64). С. 49.

4. Гасанов Г. А., Гасанов Т. А. Причинно-следственные связи в учении А. Маршалла //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — №11(49). — С. 6-10.

5. Гасанов Г. А., Гасанов Т. А. Противоречия и критика экономического учения А. Маршалла // Международная научно-практическая конференция «Модернизация экономических систем: опыт и перспективы». К 80-летию ДГУ. Т.П. — 2011. — С. 29-32.

6. Гасанов Г. А., Гасанов Т. А. Современные экономические исследования и наследие А. Маршалла // Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Юга России». — 2015. — С. 217-220.

7. Гасанов Г. А., Гасанов Т. А. Учение А. Маршалла и социально-экономическое развитие // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала: ИСЭИДНЦ РАН. — 2014. — С. 315-321.

8. Гасанов Т. А Государственное регулирование рыночной экономики и идеалы «Экономического рыцарства» // Проблемы развития АПК региона. — 2014. — № 4 (20). — С. 112-114.

9. Гасанов Т. А, Гасанов Г. А. Предмет и метод исследования учения А. Маршалла //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 7 (57). — С. 4-8.

10. Гасанов Т. А., Гасанов Г. А. Экономикс А. Маршалла и структурно-графические построения //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 9 (59). — С. 31-35.

11. Гасанов Т. А., Гасанов Г. А., Гамзатова Б. А. Некоторые замечания на экономические воззрения А. Маршалла // «Инновации науки, образования и бизнеса — основа эффективного функционирования в АПК»: материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала: ДагГАУ. — 2011.

12. Гасанов Т. А. , Гасанов Г. А., Далгатова И. Д. Анализ рыночного уравновесия в теории неклассического синтеза // Проблемы развития АПК региона. — 2016. — № 1 (25). — Часть 1. — С. 214-215.

13. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: ПрогресС. — 1993. — Т. 1.

14. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: ПрогресС. — 1993. — Т. II.

15. Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: Прогресс, 1993. — Т. III.

16. Самуэльсон П. Принцип максимизации в экономическом анализе // THESIS. Зима 1993. — Т. 1, Вып. 1.

17. Эрроу К. Развитие экономической теории с 1940 года: взгляд очевидца. //ВЭ 2010. — № 4.

18. Jackman R.,Pissarides Ch., Savouri S. Labor Market Policies and Unemployment in the OCED //A European Forum 5 (2). 1990. P. 449-490.

19. Kaldor N. A. Model of economic growth // Economics Journal. 1957.

20. Phillips A. The relation between unemployment and the rate of money wage rates in the United Kingdom, 1861-1957 // Economica. 1958.

21. Swan T. Economic Growth and Capital Accumulation // Economic Record. 1956. References:

1. Arrow K. The Development of economic theory since 1940: the eye of the beholder. // WCE 2010. No. 4.

2. Hasanov G. A., Hasanov T. A. Theoretical provisions of the state settlement economy in the doctrine of marginalism // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 2 (64). P. 4-9.

3. Hasanov G. A., Hasanov T. A. Causation in the teaching of A. Marshall // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 11(49). P. 6--10.

4. Hasanov G. A., Hasanov T. A. Controversy and criticism of the economic doctrine of A. Marshall // International scientific-practical conference «Modernization of economic systems: experience and prospects». On the 80th anniversary of DGS. T. II. 2011. P. 29-32.

5. Hasanov G. A., Hasanov T. A. Modern economic studies and the legacy of Marshall A. //International scientific-practical conference «Problems and prospects of development of agroindustrial complex of the South of Russia». 2015. P. 217-220.

6. Hasanov G. A., Hasanov T. A. the Teaching of A. Marshall and socio-economic development // Regional problems of transformation of the economy: integration processes and mechanisms of formation and implementation of socio-economic policies for sustainable development: Materials of the V all-Russian scientific-practical conference. Makhachkala: dnts ran ISEI. 2014. P. 315-321.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Hasanov G. A., Hasanov T. And Contradictions of the Russian economy in conditions of instability // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 3 (65). P. 4-9.

8. Hasanov G. A., Hasanov T. And Cost categories in the theory of non-classical synthesis // Regional problems of transformation of the economy. 2016. No. 1 (63). P. 6-12.

9. Hasanov T. And State regulation of the market economy and the ideals of «Economic chivalry» // Problems of development of agribusiness in the region. 2014. No. 4 (20). P. 112-114.

10. Hasanov T., Hasanov G. A. Economics A. Marshall and structural-graphical representation // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 9 (59). P. 31-35.

11. Hasanov T., Hasanov G. A. Scope and method of study the teaching of A. Marshall // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 7 (57). P. 4-8.

12. Hasanov T., Hasanov G. A. Some observations on the economic views of A. Marshall // «Innovation, science, education and business — the basis of effective functioning in agriculture»: materials of regional scientifically-practical conference. Makhachkala: Daggar, 2011.

13. Hasanov T., Hasanov G. A., Dalgatova I. D. Analysis of market ravnovesie in the theory of non-classical synthesis // Problems of development of agribusiness in the region. 2016. No. 1 (25). Part 1. P. 214-215.

14. Jackman R., Pissarides Ch., Savouri S. Labor Market Policies and Unemployment in the OCED //A European Forum 5 (2). 1990. P. 449-490.

15. Kaldor N. A. Model of economic growth // Economics Journal. 1957.

16. Marshall A. Principles of economic science. M.: Progress, 1993. T. I.

17. Marshall A. Principles of economic science. M.: Progress, 1993. T. II

18. Marshall A. Principles of economic science. M.: Progress, 1993. T. III.

19. Phillips A. The relation between unemployment and the rate of money wage rates in the United Kingdom, 1861-1957 // Economica. 1958.

20. Samuelson P. the maximization Principle in economic analysis // THESIS. Winter 1993, Vol. 1.

21. Swan T. Economic Growth and Capital Accumulation // Economic Record. 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.