Исследование предпочтений потребителей молочной продукции на рынке г. Оренбурга
М.Д. Кислякова, к.э.н., Оренбургский ГАУ
Оренбургский рынок молочной продукции постоянно растёт, и товаропроизводители нуждаются в создании эффективной системы продвижения произведённого товара. Целью проведения нашего исследования является выявление предпочтений потребителей молочной продукции на рынке г. Оренбурга.
Для этого было опрошено 230 жителей г. Оренбурга. Из них 58% — женщины, а 42% — мужчины. Возрастной состав респондентов представлен на рисунке 1.
Для проведения анализа использовался метод анкетирования. Анкета состояла из следующих вопросов:
1. В каких местах население предпочитает приобретать молочную продукцию (магазинах, супермаркетах, на рынках, у частных производителей или др.)?
2. Какая упаковка более популярна (500 г, 1 литр), молоко разливное или расфасованное?
3. Какой фактор является решающим при покупке молока: производитель, реклама, марка, цена, жирность или др.?
4. Марки каких производителей являются более покупаемыми («Летний луг» «Весёлый молочник», молоко с большой буквы «М», «Домик в деревне», «Давлекановское» и др.)?
5. Какая цена является более приемлемой за 1 литр молока?
Рис. 1 - Возрастная структура респондентов
6. Какой жирности молоко пользуется большим спросом (1,5%, 3,2%, 3,5%)?
В ходе обработки полученных результатов использовался комплекс экономикостатистических методов [1].
Результаты анкетирования показали, что 20% респондентов вообще не употребляют молоко в пищу, мотивируя это разными причинами. Основная часть респондентов данной группы — 71% — молоко не любит, 22% не употребляют по состоянию здоровья, 7% придерживаются специальной диеты.
Дальнейший анализ проведён на основе анкет опрашиваемых, которые потребляют молоко.
Определим, какое молоко предпочитают покупатели: промышленного производства либо разливное. Из рисунка 2 видим, что с 2006 г. резких изменений не наблюдается. Потребители предпочитают молоко промышленного производства.
Далее целесообразно рассмотреть предпочтения потребителей по производителям молочной продукции. Изучили спрос населения на молоко разных марок наиболее известных производителей. Полученные результаты сравнили с результатами исследования 2006 г. Рисунок 3 свидетельствует о кардинальных изменениях в потребительских предпочтениях.
Рис. 2 - Структура предпочтений респондентов в способе производства молока
Весёлый
молочник
9%
Домикв деревне 17%
2006
Рис. 3 - Структура потребляемой молочной продукции с точки зрения производителя
Супермаркет
16%
Фирменный магазин 15%
Рынок
2006
Рис. 4 - Предпочитаемые точки приобретения молочной продукции
Рис. 5 - Факторы, влияющие на покупку молока
2006
Рис. 6 - Предпочтительный объём упаковки молочной продукции
Как видно, в 2011 г. наиболее широкий ряд фирм молока. Предпочтение покупателей останавливается на оренбургском производителе молока «Летний луг». В 2006 г. покупатели предпочитали молоко башкирского производителя «Давлеканово», а также крупного российского производителя «Вимм-Билль-Данн» — «Весёлый молочник». Такие различия в потребительских предпочтениях связаны с тем, что к 2006 г. оренбургский производитель «Оренбург-Молоко» был закрыт и в городе не было местных производителей молока. А в 2007 г. начал работать оренбургский производитель «Летний луг», который стал более доступным для жителей Оренбурга по цене и по качеству.
Далее был задан вопрос: «Где вы предпочитаете покупать молоко?» Мнения респондентов по данному вопросу представлены на рисунке 4.
Как видно из рисунка 4, на сегодняшний день возросла роль супермаркетов, число которых с 2006 г. значительно увеличилось. Так как появился свой производитель, то и возникли фирменные магазины производителя.
На вопрос «Какой фактор является решающим при покупке молока?» голоса распределились следующим образом (рис. 5).
На сегодняшний день покупатели обращают внимание на качество продукта и на его цену.
При ответе на вопрос о расфасовке молока 86% респондентов предпочитают упаковку объёмом в 1 литр (рис. 6).
Следует отметить, что упаковка в 1 литр является наиболее распространённой.
Относительно вопроса цены за 1 литр молока наиболее приемлемой для опрашиваемых людей она оказалась в 2011 г. — 20—25 руб., а в 2006 г. — 16—19 руб.
Сопряжённость жирности молока и цены за 1 литр, 2011 г.
2,5% 3,5% 5% и более 1% Всего
10-15 руб. 4 0 0 0 4
15-20 руб. 18 5 2 0 25
20-25 руб. 58 56 6 3 123
Более 30 руб. 8 18 5 2 33
Всего 88 79 13 5 185
На вопрос «Какой жирности молоко вы предпочитаете?» ответы распределились следующим образом: 3% респондентов — жирность 1%, 48% — жирность 2,5%, 43% — жирность 3,2%, 7% респондентов предпочитают молоко 5%-ной жирности и более.
Сравнивая 2006 и 2011 гг., видим, что предпочтения покупателей в жирности молока сильно не изменились. По-прежнему самым популярным остаётся молоко жирностью 2,5 и 3,2%.
В качестве разведочного анализа можно использовать таблицы сопряжённости с использованием ППП $1аЙ81юа 6.1.
Построим таблицу сопряжённости жирности молока и цены за 1 литр (табл.) [2, 3].
В 2011 г. за молоко жирностью 3,2% потребитель готов отдать 20—25 рублей за 1 литр молока, в 2006 г. за молоко с теми же свойствами потребитель отдавал 16—18 рублей.
Также была построена таблица сопряжённости известных производителей молока и цены за 1 литр. Цена на молоко «Летний луг» 20—25 рублей устраивает покупателей. Самым дорогим молоком является «Простоквашино». В 2006 г. самым дорогим считалось молоко «М» ( компания «Вимм-Билль-Данн»).
Подводя итоги, можно сказать, что в городе Оренбурге жители предпочитают употреблять молоко с жирностью 2,5—3,2% по цене 20—25 рублей. При этом молоко должно быть расфасовано по 1 литру.
В качестве оренбургских производителей молока в настоящее время потребители предпочитают производство компании «Летний луг», тогда как в 2006 г. таковыми были башкирские предприятия («Давлекановское», «Веселый молочник», «Домик в деревне»).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что молочная продукция, производимая в Оренбургской области, в настоящее время является конкурентоспособной и востребованной.
Литература
1. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник. М.: Финансы и статистика, 2010.
2. Клейс С. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник. СПб.: Питер, 2010.