Научная статья на тему 'Исследование потребностей и мотивов получения степени магистра в управленческом вузе'

Исследование потребностей и мотивов получения степени магистра в управленческом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / МАГИСТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСМЫСЛЕННАЯ МОТИВАЦИЯ / EDUCATIONAL TRAJECTORY / PROFESSIONAL CAREER / MASTER / PROFESSIONAL EDUCATION / CONSIDERED MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова Татьяна Николаевна

В статье выявляется спектр реальных потребностей и мотивов получения степени магистра у выпускников управленческого вуза и их выбор дальнейшей образовательной траектории. Представлен авторский взгляд на объект изучения и концепцию подготовки магистрантов как практических работников, а не научно-исследовательских сотрудников. Обосновывается необходимость преемственности ступеней высшего образования с целью подготовки компетентного управленца, готового к различным жизненным профессиональным поворотам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF NEEDS AND MOTIVATIONS OF PREPARING FOR THE MASTER''S DEGREE IN MANAGEMENT UNIVERSITY

The article identifies the range of real needs and motives of graduates of a management university for receiving master's degree and their choice of their future educational path. The author sees the object of study and the concept of preparation of the specialists as practitioners, rather than research staff. The necessity of the continuity of the stages of higher education means that a future manager should be ready for various professional life turns. The management university education should ensure professional growth, improving competency, adaptability to new situations, a combination of strategic thinking and efficiency in carrying out their responsibilities in building a coherent system in the university activities to encourage sensible motivation to life-long learning among students and graduates.

Текст научной работы на тему «Исследование потребностей и мотивов получения степени магистра в управленческом вузе»

УДК 316.422

КЛОЧКОВА Татьяна Николаевна — к.соц.н., доцент кафедры социологии и психологии, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований и разработки проектов Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 46; [email protected])

исследование потребностей

и мотивов получения степени магистра в управленческом вузе

Аннотация. В статье выявляется спектр реальных потребностей и мотивов получения степени магистра у выпускников управленческого вуза и их выбор дальнейшей образовательной траектории. Представлен авторский взгляд на объект изучения и концепцию подготовки магистрантов как практических работников, а не научно-исследовательских сотрудников. Обосновывается необходимость преемственности ступеней высшего образования с целью подготовки компетентного управленца, готового к различным жизненным профессиональным поворотам.

Ключевые слова: образовательная траектория, профессиональная карьера, магистр, профессиональное образование, осмысленная мотивация

Проблема обеспечения качества образования, остро вставшая в последние годы, придает особую актуальность теме исследования, т.к. именно образование стало тем капиталом, который определяет благосостояние государства и профессиональную успешность конкретного человека. Это повышает необходимость изучения вопросов планирования, обеспечения, контроля качества подготовки магистрантов в управленческих вузах.

Выбирая свою дальнейшую образовательную траекторию, студент управленческого вуза, получивший степень бакалавра, не особо стремится выбирать магистратуру. Во многом это связано с отсутствием адекватного восприятия на рынке труда дипломов бакалавра и магистра, а также со слабыми сторонами обучения в рамках магистерских программ. Снижаются профессиональные стимулы для поступления в магистратуру, а большинство студентов, оплачивающих свое обучение, и вовсе не видят смысла оплачивать «лишние» во всех отношениях годы [Радаев, чепуренко 2008: 107].

Прежде чем описывать результаты исследования, выявляющего спектр реальных потребностей и мотивов получения степени магистра выпускниками управленческого вуза, представим свой взгляд на объект изучения. Кого мы хотим готовить в магистратуре?

В Постановлении Госкомвуза РФ «Об утверждении Положения о магистерской подготовке в системе многоуровневого высшего образования» и ряде других нормативных документов задача магистратуры определяется как подготовка специалистов, чья будущая деятельность должна носить преимущественно исследовательский характер. Магистратура, являясь одним из уровней современной системы высшего образования, в соответствии с нормативными документами должна быть направлена на подготовку научных кадров, готовых к продуктивной исследовательской деятельности в новых условиях.

В недалеком прошлом подготовка научных кадров осуществлялась на двух ступенях российского классического традиционного послевузовского образования: в аспирантуре (кандидат наук) и докторантуре (доктор наук).

И сейчас в процессе послевузовского образования, так же как и в российском классическом традиционном образовании, научно-исследовательские работ-

ники подготавливаются в рамках аспирантуры и докторантуры. Кроме того, такая же функция в возлагается на магистратуру. Целесообразно ли это делать в современных условиях?

Кто такой современный магистр (степень МВА: Master of Business Administration; степень МРА: Master of Public Administration)? Поскольку это слово иностранное, рассмотрим, как оно переводится с английского. В английском языке магистр - слово многозначное. Master - хозяин, руководитель; глагол: овладеть, одолеть, изучить, подчинить себе, руководить, управлять. Чтобы быть последовательными, необходимо обратиться к происхождению еще одного иностранного слова - бакалавр. Bachelor (бакалавр) - тоже многозначное слово, и в одном из значений это еще и холостяк. Проведя аналогию со словом «холостяк», о бакалавре можно сказать, что он еще не встал на ноги, не стал самостоятельным, он еще не хозяин, не руководитель, не мастер.

Согласитесь, здесь говорится не о научно-исследовательском работнике, а о человеке практическом, человеке дела, предпринимателе, способном подчинять себе, управлять. Это скорее хозяин, предприниматель, практический деятель, который владеет исследовательскими навыками прежде всего для эффективного применения их на практике. Не исследователь!

Еще раз зададимся вопросом: «Кого мы хотим готовить в магистратуре»? Исследователя? Ученого? Нет, мы должны дать возможность людям, которые хотят быть Мастерами, овладеть научным инструментарием, вооружить их современными научными знаниями, чтобы они могли применять их на практике.

Кандидатов, докторов наук в обществе требуется, вероятно, не так уж много, а мастеров нужно гораздо больше. Мастер, если он еще не хозяин, то, как минимум, грамотный распорядитель, он полноценный компаньон хозяина, затем -хозяин.

Вот поэтому цель нашего исследования - узнать, насколько мы все на это способны: и обучающие, и обучаемые. Нужно ли это работодателю? Чего нам (обучающим) и им (обучающимся) не хватает для передачи и овладения соответственно этими научными знаниями, а прежде всего - практическими навыками? Насколько одинаково это понимают все заинтересованные в качественном результате участники образовательного процесса и потребители «конечного продукта» - работодатели? Все ли мы одинаково понимаем смысл этого обучения? Все ли мы однозначно осознаем, что это иной профессиональный вектор? И когда магистры начинают это понимать и осознавать?

Чтобы в этом разобраться, исследовательский коллектив Нижегородского института управления в настоящее время проводит комплексное исследование «Профессиональная карьера выпускников управленческого вуза», включающее в себя несколько этапов. Пилотный проект, представляющий первый этап запланированного комплексного исследования, был проведен в мае 2015 г. и ставил своими основными задачами:

- исследование ожиданий выпускников управленческого вуза в сфере их потенциальной образовательной и профессиональной карьеры;

- выявление спектра реальных потребностей и мотивов получения степени магистра у выпускников базовых специальностей управленческого вуза;

- изучение степени удовлетворенности выпускников управленческого вуза содержанием и формами обучения, их пожеланий и предложений по совершенствованию этой сферы.

В рамках пилотного проекта был проведен опрос 157 выпускников 3 факультетов данного вуза: экономического, юридического и факультета государственного и муниципального управления (ГМУ). У нынешних выпускников выясняли, насколько сегодняшние работодатели заинтересованы в получении их работни-

ками магистерской степени, а также что является привлекательным в обучении в магистратуре, а что отталкивает их от продолжения обучения на следующей ступени высшего образования.

В рамках заявленной темы определим спектр реальных потребностей и мотивов получения степени магистра у выпускников управленческого вуза и их выбор своей дальнейшей образовательной траектории. Но прежде всего в продолжение разъяснения понимания самого определения «магистр» и понимания того, на каких образовательных концепциях необходимо более всего заострить внимание, отметим ответы самих респондентов по поводу знаний, которые они более всего рассчитывают получить в магистратуре.

Если для большей убедительности вариант «нет ответа» отметить как пропущенные значения, т.е. рассматривать только валидные значения, можно увидеть, что абсолютное большинство потенциальных магистрантов (78,6%) рассчитывают получить практические знания (48,3%), 23,2% хотят изучать опыт практикующих предпринимателей, 7,1% - практикующих чиновников и лишь каждый пятый ответивший (21,4%) планирует в течение еще 2 лет овладевать теоретическими знаниями (см. табл. 1) Это мнение совпадает с авторским убеждением в необходимости качественного изменения в концепции подготовки магистрантов (готовить их к практической, а не научной деятельности).

Таблица 1

Знания, которые рассчитывают получить в магистратуре, %

Знания Доля ответивших Валидный процент

Нет ответа 64,3 0

Теоретические 7,6 21,4

Практические 17,2 48,3

Изучение опыта практикующих чиновников 2,5 7,1

Изучение опыта практикующих предпринимателей 8,3 23,2

Итого 100,0 100,0

В табл. 2 приведено распределение намерений выпускников базовых вузовских специальностей и образовательной программы поступить в магистратуру в ближайшей перспективе. В год окончания вуза намерены поступать в магистратуру около трети выпускников (32,5%), причем так ответили лишь 16,7% окончивших специалитет и 33,8% бакалавров. Позднее к ним собираются присоединиться еще 16,6% респондентов (8,3% и 17,2% соответственно). Около 40% юристов (39,3%) делают выбор в пользу поступления в магистратуру в этом году, и каждый пятый из юристов намерен поступать позднее (21,4%).

не изъявили желания поступать в магистратуру ни сейчас, ни в ближайшей перспективе 41,7% окончивших специалитет. Пока не задумывался о дальнейшей образовательной траектории каждый пятый выпускник (20,4%), из них треть выпускников специалитета (33,3%) и каждый пятый бакалавр (19,3%). Меньше всего не определившихся в этом вопросе юристов (14,3%). Такое большое число не определившихся наводит на мысль о том, что студенты не строят долгосрочных планов на свое обучение, а действуют в зависимости от сложившихся обстоятельств. Возможно, это связано с тем, что первоначальный выбор вуза был также в большей степени связан с возможностью туда поступить, а не с призванием.

Из таб. 3 и 4 видно, что каждый пятый выпускник собирается поступать в магистратуру по той же специальности, по которой получает диплом в настоящее время (21,0%). Больше всего таких ответов дали юристы, а меньше всего

Таблица 2

Намерение поступить в магистратуру у выпускников различных образовательных

программ и факультетов, %

Степень выраженности намерения Программа Факультет В целом

спец. бак. ГМУ экон. юр.

Нет ответа 0 0,7 1,3 0 0 0,6

Да, в этом году 16,7 33,8 29,5 33,3 39,3 32,5

Да, но позднее 8,3 17,2 15,4 15,7 21,4 16,6

Нет 41,7 29,0 30,8 31,4 25,0 29,9

Пока не знаю, не думал(а) об этом 33,3 19,3 23,1 19,6 14,3 20,4

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 3

Специальность, на которую намерены поступать в магистратуру, %

Вариант ответа ГМУ Экон. Юр. В целом

Нет ответа 65,4 64,7 57,1 63,7

По той же специальности, по которой получаю диплом сейчас 12,8 23,5 39,3 21,0

По другой специальности 10,3 7,8 0 7,6

Пока не решил(а) 11,5 3,9 3,6 7,6

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 4

Вуз, в котором намерены поступать в магистратуру, %

Вариант ответа ГМУ Экон. Юр. В целом

Нет ответа 65,4 66,7 57,1 64,3

В НИУ РАНХиГС 12,8 15,7 28,6 16,6

В другом вузе 10,3 5,9 14,3 9,6

Пока не решил(а) 11,5 11,8 0 9,6

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

- управленцы (39,3% против 12,8%), что, скорее всего, связано у первых с более осознанным выбором своей специальности.

Кроме того, 16,6% ответивших собираются остаться для обучения в магистратуре в управленческом вузе, но из них меньше всего давших такой ответ составляют, как ни парадоксально, выпускники управленческого факультета (12,8% против 15,7% и 28,6%).

Обратим внимание на то, что большинство выпускников, уже имеющих постоянное место работы, не рвутся поступать в магистратуру (см. табл. 5). Скорее всего, это связано с тем, что работающие на постоянной основе дорожат своей работой и столкнулись с тем, что работодатели «без особого удовольствия» отпускают своих работников в оплачиваемый или даже в неоплачиваемый учебный отпуск. Перед ними встает выбор: или держаться за ту работу, которая у них есть, или стремиться заполучить «журавля в небе». Сегодняшние реалии на рынке труда таковы, что многие довольствуются «синицей в руках».

Таблица 5

Намерение поступать в магистратуру в зависимости от имеющегося места работы, %

Место работы Намерение поступать в магистратуру

Да, в этом году Да, но позднее Нет Пока не знаю

На постоянной основе, с зачислением в штат 29,6 7,4 44,4 18,5

На полставки 38,1 14,3 28,6 14,3

По срочному трудовому контракту 18,2 45,5 18,2 18,2

На подработке 32,4 24,3 27,0 16,2

Пока не работаю 35,0 11,7 26,7 26,7

В табл. 6 перечислены причины, по которым выпускники намерены поступать в магистратуру. Можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов превышает 100%, при этом значения в первом столбце означают процент от общего числа положительных ответов, а во втором столбце - процент от тех, которые дали хотя бы один вариант ответа.

Как видно из табл. 6, основными причинами поступить в магистратуру выпускники называют «невосприятие бакалавриата в качестве полноценного образования», «обязанность современного специалиста знать свою профессию на самом высоком уровне» и «дополнительную отсрочку, чтобы определиться с окончательным выбором профессии». Ведь не секрет, что, выбирая вуз для поступления, абитуриенты часто руководствуются причинами, далекими от профессиональных планов и амбиций [Клочкова 2013: 123].

Таблица 6

Основные причины намерения поступать в магистратуру, %

Причина Доля от общего числа положительных ответов Доля от тех, которые дали хотя бы один вариант ответа

Не воспринимаю бакалавриат как полноценное образование 24,0 45,5

Современный специалист обязан знать свою профессию на самом высоком уровне 21,2 40,0

Работодатели требуют диплом магистра 14,4 27,3

Для моей работы необходимы более глубокие знания, которые предоставляет магистратура 14,4 27,3

Это даст мне 2 лишних года, чтобы определиться с окончательным выбором профессии, определиться, чего я на самом деле хочу 11,5 21,8

Для моей работы необходимы знания из различных специальностей, а магистратура позволяет их получить с меньшими затратами (по сравнению с получением второго высшего образования) 7,7 14,5

Это даст (или дает) мне 2 года отсрочки от службы в армии 3,8 7,3

Мне просто нравится учиться 2,9 5,5

Итого 100,0 189,1

Называя также одной из основных причин своего намерения продолжать обучение в магистратуре то, что «работодатели требуют диплом магистра», около

половины опрошенных (47,3%) в то же время в ответах на вопрос: «Насколько работодатели заинтересованы в получении их работниками магистерской степени?» - выбирают ответ: «Работодателям нужны скорее просто толковые работники, чем их дипломы» (см. табл. 7). В этих ответах отражается реально существующее противоречие, которое также является препятствием для выбора данной образовательной траектории. Пока это противоречие между требованиями работодателем формального признака (наличия у выпускника диплома магистра) и реальным выбором кандидата на работу по другим принципам не будет разрешено, не стоит ожидать, что многие выпускники вузов сделают выбор в пользу получения магистерского образования.

Таблица 7

Заинтересованность работодателей в получении их работниками магистерской

степени, %

Мнение выпускников Доля ответивших

Работодателям нужны скорее просто толковые работники, чем их дипломы 47,3

Работодателям нужны такие работники, поскольку они обладают более обширными и глубокими знаниями 20,7

Работодателям важен скорее диплом магистра, чем знания 16,7

Работодатели предпочитают брать тех, кого они знают лично 15,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 100,0

А свое нежелание поступать в магистратуру респонденты вполне логично объясняют необходимостью сначала поработать, чтобы понять, по какой именно программе следует продолжать обучение в магистратуре, и выявить истинные запросы работодателей. Около четверти ответивших (23,5%) считают свой уровень образования достаточным для будущей работы (см. табл. 8.), и каждый пятый потенциальный магистрант (22,6%) объясняет свое нежелание поступать высоким конкурсом на бюджетные места или их отсутствием.

Таблица 8

Причины незаинтересованности поступать в магистратуру, %

Причины Доля от общего числа положительных ответов Доля от тех, которые дали хотя бы один вариант ответа

Нужно сначала поработать, чтобы понять, по какой именно программе следует продолжать обучение в магистратуре 18,5 32,2

Нужно сначала поработать, чтобы выявить, что именно интересует работодателя 14,5 25,2

Считаю, что уже имею достаточный уровень образования для будущей работы 13,5 23,5

Высокий конкурс на бюджетные места или их отсутствие 13,0 22,6

Вероятность трудоустройства с дипломом магистра ненамного выше, чем с дипломом бакалавра или специалиста 13,0 22,6

Слишком высокая стоимость обучения 11,0 19,1

Магистратура вряд ли даст новые, полезные для работы знания и умения 9,5 16,5

Отсутствие интересных программ, обеспечивающих более высокую конкурентоспособность на рынке труда 7,0 12,2

Итого 100,0 173,9

Столько же респондентов называют причиной неадекватное восприятие на рынке труда дипломов различных ступеней образования: «Вероятность трудоустройства с дипломом магистра ненамного выше, чем с дипломом бакалавра или специалиста» (22,6%). Чуть меньше ответивших сетуют на слишком высокую стоимость обучения в магистратуре (19,6%). А 16,5% выпускников откровенно считают, что «магистратура вряд ли даст новые, полезные для работы знания и умения». «Отсутствие интересных программ, обеспечивающих магистрам более высокую конкурентоспособность на рынке труда», мешает поступлению в магистратуру 12,2% респондентов.

Таблица 9 иллюстрирует отношение выпускников к основным принципам современной системы образования. Варианты ответов распределены по мере убывания значимости. Сумма ответов превышает 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 9

Наиболее привлекательные для выпускников принципы современной системы

образования, %

Принципы системы образования Доля опрошенных

Расширение практики межвузовских стажировок студентов, в т.ч. и за рубежом 37,6

Введение дипломов международного образца 36,9

Двухступенчатая модель образования 21,7

Отсутствие жесткой связи между специализациями, получаемыми на каждой ступени 20,4

Увеличение возможности выбора вуза и преподавателей (посредством личного выбора курсов и т.д.) 16,6

Затрудняюсь ответить 12,1

Внедрение системы зачетных единиц, что позволяет засчитывать курсы, прослушанные в других вузах 7,6

Стандартизированные методы контроля рубежных знаний студентов 5,1

Мне ничего не нравится в этой системе 3,2

Наиболее привлекательными для выпускников являются такие принципы современной системы образования, как «расширение практики межвузовских стажировок студентов, в т.ч. и за рубежом» и «введение дипломов международного образца». Такие ответы респондентов накладывают огромную ответственность на преподавателей управленческого вуза, которым в настоящее время предъявляются, на мой взгляд, незаслуженные обвинения в незаинтересованности в конечном результате своего труда, в нежелании узнавать реальные запросы заказчика по отношению к их «конечному продукту», их профессиональной деятельности [Анурин, Клочкова 2011: 48].

В данном исследовании выявлялся спектр реальных потребностей и мотивов получения образования у обучающихся с целью выработки системы мероприятий по стимулированию осмысленной мотивации к последующему непрерывному образованию у студентов и выпускников управленческого вуза. В запланированном комплексном исследовании, кроме намеченных в пилотном проекте задач, будет, ко всему прочему, определена потребность органов государственной и муниципальной власти и других основных работодателей региона в сотрудниках, имеющих магистерское образование, с целью корректировки образовательных программ с точки зрения формирования необходимых работодателям ком-

петенций. Будет проведена оценка соответствия требований ФГОС к компетенциям выпускников магистратуры по управленческим специальностям реально выполняемым служебным функциям.

Поставленные задачи показывают стремление руководства и преподавателей управленческого вуза работать в тандеме с заказчиком по всем вопросам подготовки необходимого «конечного продукта», будущего управленца, качественно подготовленного к различным жизненным профессиональным поворотам и по-настоящему конкурентоспособного. Полученное в управленческом вузе качественное образование должно обеспечивать рост профессионализма, повышение компетентности, адаптируемость к новым условиям, сочетание стратегического мышления и оперативности в выполнении своих функциональных обязанностей при выстраивании в вузе четкой системы мероприятий по стимулированию осмысленной мотивации выпускника к последующему непрерывному образованию.

Список литературы

Анурин В.Ф., Клочкова Т.Н. 2011. Профессиональное развитие и образование специалиста. - Социология власти. № 4. С. 43-52.

Клочкова Т.Н. 2013. Влияние выбора образовательных траекторий на формирование профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих. - Власть. № 3. С. 122-125.

Радаев В.В., Чепуренко А.Ю. 2008. Основные принципы процесса организации обучения в магистратуре факультета социологии ГУ ВШЭ. - Инновации в социологическом образовании: опыт факультета социологии ГУ ВШЭ. М. С. 107-108.

KLOCHKOVA Tat'yana Nikolaevna, Cand.Sci.(Soc.), Associate Professor of the Chair of Sociology and Psychology, Leading Researcher at the Center for Scientific Research and Projects Development, Nizhny Novgorod Institute of Management — the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (46 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603009; [email protected])

research of needs and motivations of preparing for the master's degree in management university

Abstract. The article identifies the range of real needs and motives of graduates of a management university for receiving master's degree and their choice of their future educational path. The author's view on the object of study and the concept of preparation of the specialists as practitioners, rather than research staff is highlited.

The necessity of the continuity of the stages of higher education means that a future manager should be ready for various professional life turns. The management university education should ensure professional growth, improving competency, adaptability to new situations, a combination of strategic thinking and efficiency in carrying out their responsibilities in building a coherent system in the university activities to encourage sensible motivation to life-long learning among students and graduates.

Keywords: educational trajectory, professional career, master, professional education, considered motivation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.