velopment of effective management of innovative processes is given. The key features of the terms "innovation", "innovation management", "innovation process" are indicated. The directions of the mental activity of modern domestic and foreign scientists in relation to the implementation of leadership style in industrial and other enterprises / organizations / firms of various forms of management are revealed. A parallel is drawn between the peculiarities of the creative personality of a manager and the quality of innovation management in an organization. The importance of learning and self-learning processes for managers - innovative managers.
Key words: innovative concepts; leadership
УДК 339.13
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ПОКУПКЕ ШОКОЛАДА Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент
(e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного в феврале 2019 года. Целью анкетирования являлось выявление потребительских предпочтений при покупке шоколада у жителей Нижнего Новгорода. Выборка составила 59 человек. Анализировалось предпочтение марок, лояльность, частота и ценовой диапазон покупки шоколада, его ассортимент (предпочитаемые начинки, вес плиток), варианты упаковок и стимулирование сбыта продукции.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, шоколад, потребители, анкетирование.
Введение
Шоколад является одним из любимых кондитерских изделий, изготавливаемый на основе масла какао [3]. На рынке кондитерских изделий наблюдается высокая степень конкуренции между производителями, которые выпускают широкий ассортимент плиточного шоколада [1].
Методика исследования.
В феврале 2019 года было проведено анкетирование 59 респондентов, жителей Нижнего Новгорода. Опрос проводится с целью выявления характеристик, качеств и свойств шоколада, которые влияют на покупку товара. Выборка вероятностная [2], возраст респондентов от 14 до 45 лет.
Результаты и обсуждение
В ходе исследования были получены следующие результаты. Большинство потребителей 57 человек (96,6%) - покупают регулярно шоколад (рисунок 1). При этом 26 человек (44,1%) покупаю шоколад несколько раз в месяц, 17 человек (28,8%) - несколько раз в неделю, 13 человек (22%) -реже чем несколько раз в месяц и 3 человека (5,1%) покупают шоколад каждый день, что показано на рисунке 2.
J
Да Нет
Рнсунок 1 - Покупка плиток шоколада нижегородцами
Ф Каждый день Ф Несколько раз в неделю Ф Несколько раз в месяц Ф Реже чем несколько раз в месяц
Рисунок 2 - Частота покупки шоколада
Половина опрошенных - 38 человек (64,4%) покупают шоколад торговой марки Alpen gold, 27 человек (45,8%) предпочитают шоколад Milka, 20 человек (33,9%) выбирают шоколад Ritter sport, 17 человек (28,8%) - Kit kat, 16 человек (27,1%) - Kinder, 14 человек (23,7%) - Bounty, 13 человек (22%) - Milky way, 8 человек (13,6%) предпочитают другой шоколад, не представленный в вариантах ответов опроса, 7 человек (11,9%) - Аленка, 3 человека (5,1%) - Россия, что видно из рисунка 3.
Alpen gold Россия Milka ritter sport Milky Way Kit Kat Kinder Bounty Аленка Другое
38 (64.4 %}
-3 (5,1
I- 27 [45.S %}
20 (33:9 %)
I- '3 (22%)
^^^m '1 (28,e %)
16 (27,1 %)
'4 (23,7%)
-7 Г1.9
(13.6 %)
0 5 10 15 20 25 30 35
Рисунок 3 - Предпочтения марок шоколада
Наибольшее число опрошенных (69,5%) выбирает шоколад от 51 до 100 рублей, а свыше 101 рубля шоколад покупает наименьшее число опрошенных потребителей (11,9%), остальные 18,6% стремятся покупать плитки шоколада до 50 рублей (рисунок 4).
• До 50 руб
• 51-100 руб Ф свыше 101 руб
Рисунок 4 - Ценовой диапазон покупки плиток шоколада
Наиболее популярный объем покупаемого шоколада среди опрошенных - от 51 до 100 г (указали 83,1% респондентов), и равное число опрошенных выбирают шоколад до 50 г и свыше 101 г (отметили по 8,5%), что отражает рисунок 5.
Ф до 50 г. • 51 - 100 г Ф свыше 10' г.
Рисунок 5 - Предпочтения по весу плиток шоколада
Выявляя предпочтения по упаковке плиток шоколада (рисунок 6), получено, что большинство 45 человек (76,3%) предпочитают бумажную упаковку с возможностью открывать и закрывать несколько раз, 12 человек (20,3%) - обычную бумажную упаковку с фольгой, и только 2 человека (3,4%) предпочитают коробку.
Ф Обычная бумажная упаковка с
фальгой Ф Бумажная с возможностью
открывать и закрывать несколько раз Ф Коробка
Рисунок 6 - Спрос на плитки шоколада по материалу упаковки
Большинство опрошенных - 46 человек (78%) предпочитают молочный шоколад, 8 человек (13,6%) - горький (темный) шоколад, 5 человек (8,5%) - белый, что отражено на рисунке 7.
Белый
Мелочный
Горький
Рисунок 7 - Предпочтения людей по видам шоколада
В настоящее время производители шоколада вводят в ассортимент различные начинки, однако в рамках опроса выявлено, что наиболее популярной начинкой являются орехи (указали 47,5% респондентов), следующий по популярности шоколад это шоколад без начинки (27,1 %), еще меньше человек предпочитают шоколад с другими начинками (фруктовыми наполнителями - 16,9%), менее популярной начинкой считают изюм и сухофрукты (8,5%), что показано на рисунке 8.
Ф Орехи
Ф Изюм и сухофрукты Ф Без начинки Ф Другое
Рисунок 8 - Предпочтения людей по наполнителям шоколада
Люди (76,3%) готовы попробовать новые вкусы любимых марок шоколада, однако большинство респондентов (64,4%) регулярно приобретают для себя и своих близких "проверенную временем" продукцию и "любимый вкус" кондитерского изделия. Шоколад для 61% является неотъемлемой частью подарка и для 28,8% знаком внимания. Около 32,2% нижегородцев не любят, когда радикально меняется дизайн плиток шоколада, а 44,1% считают, что марки должны обновлять дизайн упаковки под каждый праздник (23 февраля, 8 марта, 1 сентября и др).
Нужно отметить, что больше половины опрошенных - 36 человек (61%) не обращают внимание на состав и наличие вредных компонентов в нем, 15 человек (25,4%) - не всегда смотрят на состав, и только 8 человек (13,6%) обращают внимание на состав и наличие вредных компонентов в
нем, что говорит о том, что люди покупают шоколад по вкусовым ощущениям, ранее опробованных марок и по привлекательному дизайну упаковки плиток шоколада (рисунок 9).
Да нет
не всегда
Рисунок 9 - Доля людей, обращающих внимание на состав плиток
шоколада
Шоколад продается в различных магазинах, при этом больше половины опрошенных покупают шоколад в сетевых супермаркетах (64,4%), реже всего люди покупают шоколад в небольших магазинах (6,8%), еще 28,8% людей покупки совершаются в магазинах шаговой доступности (рисунок 10).
\ 2)8,8% ^
л
1
Б сетевых супермаркетах В небольших магазинах Б магазине шаговой доступности
Рисунок 10 - Предпочтения людей по месту покупки шоколада
Около 44,1% опрошенных не обращают внимание на рекламные акции, чуть меньше 32,2% лишь иногда обращают внимание на акции, и только покупка 23,7% опрошенных напрямую зависит от акции, что говорит о средней степени лояльности потребителей к данной продукции.
да нет
не всегда
Рисунок 11 - Влияние акций стимулирования сбыта на покупку плиток
шоколада
Выводы и заключение
Данный опрос выявил предпочтения нижегородцев при покупке шоколада. Он показал, что большинство людей покупают шоколад и делают это несколько раз в месяц. Чаще всего покупают шоколад марок Alpen Golg, Milka и Ritter sport, наиболее известных и доступных на рынке. Покупка шоколада чаще всего совершается в ценовом диапазоне от 51 до 100 рублей. Что касается упаковки - люди предпочитают упаковку с возможностью открывать и закрывать несколько раз. Наиболее предпочтительной расфасовкой плиток шоколада является вес от 51 до 100 грамм. Большинство респондентов предпочитают молочный шоколад с ореховой начинкой. При покупке шоколада редко читают состав и обращают внимание на наличие вредных компонентов в нем. Чаще всего люди покупают шоколад в сетевых супермаркетах, редко покупая его под воздействием рекламных акций.
Список литературы
1. Величко Н.А., Колесник Д.В., Очнева Ю.С., Фазульянов Д.В., Киреев В.С. Анализ рынка кондитерских изделий в России и Московском регионе // Синергия Наук. 2018. № 24. С. 350-366.
2. Удалова И.Б., Кириллова К.В. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1 (61). С. 942-944.
3. Шмиц Х., Шапиро Х.Я. Будущее шоколада // В мире науки. 2012. № 4. С. 86-91.
Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. Techn.Sci., associate professor Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Labazova Anastasia Vasilievna, student Belousova Ksenia Vladimirovna, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia RESEARCH OF CONSUMER PREFERENCES WHEN BUYING CHOCOLATE Abstract. The article presents the results of a marketing study conducted in February 2019. The purpose of the survey was to identify consumer preferences when buying chocolate from residents of Nizhny Novgorod.
Keywords: marketing research, chocolate, consumers, questioning.