COMBINATION OF EXERCISE METHODS A T THE INITIAL TRAINING OF FOOTBALLERS-STUDENTS WITH DEBILITATE HEALTH
V.A. Ermakov, S.V. Ermakov, R.A. Ter-Mkrtichan, I.V. Natkin
The article considers the methodological aspect of combination of exercise methods at the initial training of footballers-students with debilitate health. The logical order of choosing teaching materials for technical training using the combination of exercise methods have been specified.
Key words: students with debilitate health, initial training in mini-football, combination of exercise methods.
Ermakov Vyacheslav Aleksandrovich, doctor of pedagogic, professor, tmfk ermakov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ermakov Sergey Vyacheslavovich, post-graduate student, tmfk_ermakov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ter-Mkrtichan Ruben Ashotovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tmfk ermakov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Natkin Il’ya Viktorovich, student, tmfk_ermakov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.012.13
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
И.Е. Коновалов
В статье рассматривается значение физического воспитания в период модернизации системы среднего профессионального музыкального образования, определяя необходимость совершенствования его содержательного обеспечения, которое должно быть акцентировано направлено на развитие необходимых в профессиональной деятельности физических качеств, в частности быстроты.
Ключевые слова: физическое воспитание музыкантов, содержание процесса физического воспитания, физические качества.
В настоящее время на этапе модернизации среднего профессионального музыкального образования физическое воспитание может и должно брать на себя решение задач не только сохранения и укрепления индивидуального здоровья, но и формирования физических качеств, которые лежат в основе профессионального динамического стереотипа, необходимого для качественной и всесторонней подготовки высококвалифицированного специалиста.
Однако существующее состояние физического воспитания в средней профессиональной музыкальной школе, на наш взгляд, не
отвечает тем задачам, которые стоят перед ним на данном этапе обновления. Физическое воспитание не предусматривает в полной мере адекватного подхода к данной категории обучающихся, что не может обеспечить им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности, а отсутствие стройной научно обоснованной системы, отвечающей современным требованиям, не позволяет гармонично развиваться личности, способной в полной мере реализовывать свои интересы и потребности в профессии.
Физическое воспитание студентов среднего звена, несмотря на то что оно является основополагающим этапом в российской системе непрерывного профессионального музыкального образования, изучено недостаточно, в особенности способы и специфика развития физических качеств, многие из которых являются профессионально значимыми, например, быстрота.
В этой связи целью нашего исследования является изучение показателей развития быстроты у музыкантов среднего специального учебного заведения (ССУЗ) в зависимости от содержания процесса физического воспитания.
Задачей исследования является изучение эффективности развития быстроты у студентов музыкальных ССУЗ.
Исследование проводилось в ССУЗ музыкального профиля Республики Татарстан. Для проведения исследования были выбраны две экспериментальные и две контрольные группы. В группах девушек количество музыкантов-инструменталистов составило 70 человек в каждой, юношей - по 30 человек. В контрольных группах занятия проводились в штатном режиме по типовой программе. В экспериментальных группах юношей и девушек работа велась в экспериментальном режиме по авторской программе.
Для содержательного обеспечения процесса физического воспитания нами была разработана авторская программа с применением эффективного поливариативного содержания, которая акцентированно направлена на развитие профессионально значимых физических качеств, в том числе быстроты.
Программа состоит из базовой и вариативной частей.
Базовая часть программы включает в себя виды легкой атлетики циклического (ходьба, бег) и ациклического (прыжки и метания) характера с тренировочной направленностью.
Вариативная часть программы включает в себя следующие виды спорта: гимнастика и ее разновидности: акробатика, атлетическая
гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, аэробика и ее разновидности, а также бадминтон, настольный теннис, футбол, подвижные игры и эстафеты.
Разработанная нами программа по физической культуре отвечает
следующим методическим требованиям:
- обеспечение достаточной базы общей физической подготовленности для реализации основных задач профессиональноприкладной физической подготовки;
- обеспечение точечного развития физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности;
- обеспечение дифференцированного подбора средств и структурное построение занятий;
- обеспечение использования вариативных средств физкультурной деятельности;
- обеспечение в целостном учебном процессе различных форм организации занятий [4].
Общеизвестно, что быстрота является одним из наиболее важных физических качеств, необходимых человеку в его повседневной жизни и профессиональной деятельности, особенно в музыкальных профессиях. Для достижения исполнительского мастерства музыканту необходимо иметь достаточный уровень развития физических качеств, потому что они играют важную роль в формировании инструментально-исполнительского аппарата исполнителя. Быстрота в этом ряду является наиболее важным качеством, имеющим большое профессиональное значение.
Быстрота в музыкальной профессиональной деятельности проявляется в скорости одиночного движения, в частоте движений и в скорости двигательной реакции.
Скорость одиночного движения играет большую роль при исполнении различных по сложности произведений. Повышение скорости одиночного движения зависит от двух основных факторов. Первым из них является оптимальная траектория движения. Вторым фактором являются морфофункциональные особенности мотонейронов и мышечных волокон, а также быстрота возникновения и исчезновения импульсов возбуждения в нервных центрах и мотонейронах (лабильность). То есть наряду с высокой степенью подвижности рук и плечевого сустава, музыканту необходима высокая скорость одиночного движения, особенно плеча, предплечья, кистей и пальцев рук [1].
Частота движений при игре на инструменте играет важную роль. Однако на частоту движений в суставах кисти влияют многие факторы, и особенно умение расслаблять мышцы кисти и предплечья. Руки для музыканта являются основным инструментом реализации его профессиональной деятельности. В свою очередь эффективность работы инструмента зависит от его состояния. Поэтому закрепощенность рук является основной причиной недостаточной профессиональной подвижности и быстроты движений. Совершенствование центральной регуляции движений и повышение возбудимости и лабильности мышечного аппарата способствуют ускорению моторных актов, например,
быстроты движения плечевого пояса, предплечий, кистей и частоты движений пальцев рук. Подавляющее большинство технически сложных музыкальных произведений (фрагментов) предъявляют повышенные требования именно к частоте движений музыканта (виртуозные пассажи, фрагменты на аккордовую технику или двойные ноты, на ломаные интервалы и т. п.) [2].
В свою очередь скорость двигательной реакции находит свое отражение в профессиональной музыкальной деятельности в соответствующих изменениях характеристик произвольного внимания, например, при территориальной ориентации на клавиатуре. Также скорость двигательной реакции играет важнейшую роль в процессе чтения нот с листа, особенно при коллективном исполнении, когда ритм поступающих сигналов достаточно высок и задан в строго определенном порядке. В этом случае от музыканта требуется скорость реакции на постоянные изменения звуковой картины в условиях одновременного перекодирования нотных знаков в слухо-двигательные представления и технической реализации этих представлений на инструменте [3].
Для исследования показателей быстроты мы использовали следующую батарею тестов: бег на 30 м (скорость движений), теппинг-тест (частота движений), ловля линейки (скорость реакции).
Тестирование проводилось в четыре этапа на стадионе и в спортивном зале. Уровень развития быстроты определялся по данным
В.И. Ляха [5].
С помощью теста «Бег на 30 м» определялась скорость двигательного действия.
На первом этапе испытания статистические показатели результатов в беге на 30 м в экспериментальной и контрольной группах девушек составили 6,10±0,24 с и 6,15±0,22 с, соответственно, достоверных различий нет (и=2134,50; р=0,185).
На последующих этапах испытаний девушки экспериментальной группы показали более высокие темпы прироста результатов в беге на 30 м, чем их сверстницы из контрольной группы. Так, результаты в экспериментальной группе были следующими: 2 этап - 6,03±0,24 с, 3 этап
- 5,86±0,24 с, 4 этап - 5,59±0,15 с; в контрольной группе результаты были несколько хуже: 6,10±0,21 с, 5,95±0,30 с и 5,70±0,25 с, соответственно.
Улучшение за период эксперимента в данном показателе в экспериментальной группе составило 0,51 с, а в контрольной группе -0,45 с. Разность среднеарифметических результатов в беге на 30 м между группами к концу эксперимента достигла 0,116 с. Статистический анализ выявил достоверное различие между группами на конец эксперимента (р<0,001). С помощью однофакторного дисперсионного анализа нами установлено достоверное улучшение среднеарифметических результатов в экспериментальной группе девушек в беге на 30 м на протяжении всех
четырех временных отрезков тестирования (р<0,001).
В исследуемых группах юношей были получены следующие результаты. На первом этапе испытания статистические показатели результатов в беге на 30 м в экспериментальной и контрольной группах составили 5,50±0,16 с и 5,55±0,18 с, соответственно, достоверных различий нет (1=1,234; р=0,222).
На последующих испытаниях юноши экспериментальной группы показали более высокие темпы прироста результатов в беге на 30 м, чем их сверстники из контрольной группы. Результаты: 2 этап -
экспериментальная группа - 5,24±0,13 с, контрольная группа - 5,50±0,17 с; 3 этап - экспериментальная группа - 5,06±0,12 с, контрольная группа -5,35±0,18 с; 4 этап - экспериментальная группа - 4,92±0,16 с, контрольная группа - 5,15±0,18 с.
Улучшение за период эксперимента в данном показателе в экспериментальной группе составило 0,59 с, а в контрольной группе -
0,40 с. Разность среднеарифметических результатов в беге на 30 м между группами к концу эксперимента достигла 0,24 с. Статистический анализ выявил достоверное различие между группами на конец эксперимента (р<0,001). С помощью однофакторного дисперсионного анализа и апостериорного теста множественного сравнения средних Дункана установлено достоверное изменение среднеарифметических результатов в беге на 30 м в экспериментальной группе юношей на протяжении всех четырех временных отрезков тестирования (р<0,001).
С помощью «Теппинг-теста» определялась частота движений. Статистические показатели результатов в «Теппинг-тесте» на первом этапе в экспериментальной и контрольной группах девушек равнялись 119,9±7,2 точки и 118,9±6,4 точки, соответственно, достоверных различий нет (и=2333; р=0,624).
На последующих испытаниях девушки экспериментальной группы показали прирост результатов в «Теппинг-тесте» по сравнению с их сверстницами из контрольной группы. Так, результаты в экспериментальной группе были следующими: 2 этап - 124,0±6,6 точки; 3 этап - 129,0±5,6 точки; 4 этап - 140,2±5,8 точки; в контрольной группе результаты были несколько хуже: 122,0±7,8, 126,2±7,6 и 133,0±6,1 точки, соответственно.
Улучшение за период эксперимента в данном показателе в экспериментальной группе составило 20,3 точки, а в контрольной группе -
14,1 точки. Разность среднеарифметических результатов в «Теппинг-тесте» между группами к концу эксперимента достигла 7,2 точки. Статистический анализ выявил достоверное различие между группами на конец эксперимента (Ц=701,5; р<0,001). Анализ данного теста у девушек экспериментальной группы с применением критерия Фридмана показал достоверное изменение результатов во время эксперимента (р<0,001), а
попарное сравнение при помощи критерия Вилкоксона выявило достоверное различие результатов во всех временных отрезках исследования (p<0,001).
У юношей в «Теппинг-тесте» были получены следующие результаты. На первом этапе испытаний результаты в «Теппинг-тесте» в экспериментальной и контрольной группах составили 127,6±13,7 точки и 128,5±7,3 точки, соответственно, достоверных различий нет (t=-0,294; р=0,770).
На последующих испытаниях юноши экспериментальной группы показали более высокие темпы прироста результатов в «Теппинг-тесте», чем их сверстники из контрольной группы. Так, результаты этого показателя в экспериментальной группе были следующими: 2 этап -130,5±12,2 точки; 3 этап - 136,4±9,4 точки; 4 этап - 142,2±8,4 точки. В контрольной группе результаты были несколько хуже: 130,7±5,6, 133,5±3,8 и 137,5±3,8 точки, соответственно.
Улучшение за период эксперимента в данном показателе в экспериментальной группе составило 14,6 точки, а в контрольной группе -
9,1 точки. Разность среднеарифметических результатов в «Теппинг-тесте» между группами к концу эксперимента достигла 4,6 точки. Статистический анализ выявил достоверное различие между группами на конец эксперимента (t=2,735; p=0,008). С помощью однофакторного дисперсионного анализа и апостериорного теста множественного сравнения средних Дункана установлено достоверное изменение среднеарифметических результатов в «Теппинг-тесте» у юношей экспериментальной группы во всех временных отрезках исследования (p<0,001).
С помощью теста «Ловля линейки» определялась скорость двигательной реакции.
Статистические показатели результатов в тесте «Ловля линейки» на первом этапе испытания в экспериментальной и контрольной группах девушек равнялись 27,9±2,5 см и 27,9±2,5 см, соответственно, достоверных различий нет (t= -0,238; р=0,812).
На втором этапе в тесте «Ловля линейки» у девушек экспериментальной и контрольной групп были получены результаты -26,0±3,1 см и 26,5±1,8 см, соответственно, здесь также не было выявлено статистически достоверных различий (t= -1,127; р=0,262).
На третьем этапе девушки экспериментальной группы показывали более высокие результаты, чем девушки из контрольной группы -24,0±2,5 см и 25,5±2,0 см. соответственно. На четвертом этапе показаны следующие результаты: девушки экспериментальной группы - 22,5±2,7 см, девушки из контрольной группы - 24,9±2,5 см.
Улучшение за период эксперимента в данном показателе в
экспериментальной группе составило 5,4 см, в контрольной группе -3,0 см. Разность среднеарифметических результатов в тесте «Ловля линейки» между группами к концу эксперимента составила 2,4 см. Статистический анализ выявил достоверное различие между группами на конец эксперимента (1= -5,692; р<0,001). С помощью однофакторного дисперсионного анализа и теста множественного сравнения средних Дункана установлено достоверное изменение среднеарифметических результатов в скорости двигательной реакции девушек экспериментальной группы на протяжении всех четырех временных отрезков исследования (р<0,001).
У юношей в тесте «Ловля линейки» были получены следующие результаты. На первом этапе в экспериментальной и контрольной группах юношей результаты в тесте «Ловля линейки» равнялись 24,4±2,9 см и 24,3±2,4 см, соответственно, достоверных различий нет (1=0,148; р=0,883). На втором и третьем этапах исследования в тесте «Ловля линейки» у юношей экспериментальной и контрольной групп достоверных различий также нет (1= -1,127; р=0,262).
На четвертом этапе юноши показали следующие результаты: экспериментальная группа - 20,0±2,5 см, контрольная группа -
22,0±2,0 см.
Улучшение за период эксперимента в данном показателе в экспериментальной группе составило 4,4 см, в контрольной группе -2,3 см. Разность среднеарифметических результатов в тесте «Ловля линейки» между группами к концу эксперимента составила 2,0 см. Статистический анализ выявил достоверное различие между группами на конец эксперимента (р=0,001). С помощью однофакторного дисперсионного анализа и апостериорного теста множественного сравнения средних Дункана установлено достоверное изменение среднеарифметических результатов в тесте «Ловля линейки» у юношей экспериментальной группы на протяжении всех четырех временных отрезков исследования (р<0,001).
Таким образом, на основании всего изложенного выше можно сделать вывод о том, что содержание процесса физического воспитания, специально подобранные средства в значительной степени влияют на эффективность развития физических качеств у студентов музыкальных ССУЗ, в том числе быстроты. Ее развитие в начале эксперимента во всех исследуемых группах соответствовало низкому уровню, однако к концу исследования в экспериментальных группах оно достигло уровня выше среднего, а в контрольных группах лишь приблизилось к среднему уровню.
Уровень развития быстроты напрямую влияет на состояние
исполнительского аппарата музыканта, определяя качество выполнения того или иного элемента техники при игре на инструменте.
Список литературы
1. Астахов А.М. О профессиональной направленности физического воспитания студентов музыкальных училищ и вузов: мат. заседания секции физического воспитания вузов культуры и искусства РСФСР. Петрозаводск, 1989. С. 18.
2. Батурина В.Г., Зимкин Н.В., Блохин И.П. Максимальная частота движения пальцами и кистью у пианистов аспирантов и лауреатов: мат. респ. межвуз. науч. конф. по физиологии моторно-висцеральной регуляции мышечной деятельности и физическому воспитанию. Т. 1. Калинин, 1969.
С. 22-25.
3. Выскубов В.К. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов института культуры: мат. заседания секции физического воспитания вузов культуры и искусства РСФСР. Петрозаводск, 1989. № 5. С. 30-34.
4. Коновалов И.Е. Программа по физической культуре для музыкальных средних специальных учебных заведений: учеб. -метод. разработка. Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008. 35 с.
5. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособ. для учителя. М.: ДОО ACT, 1998. 272 с.
Коновалов Игорь Евгеньевич, д-р пед. наук, доц., igko2006@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Набережные Челны, Набережночелнинский филиал Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма
THE STUDY OF THE DEVELOPMENT INDICES OF THE RAPIDITY OF STUDENTS OF MUSIC SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
I.E. Konovalov
The article discusses the importance of physical education in the period of modernization of the system of secondary professional musical education, determining the need to improve its content security, which should be focused towards the development of appropriate professional activities of physical qualities, in particular rapidity.
Key words: physical education of musicians, the process of physical education, physical qualities.
Konovalov Igor Evgenievich, doctor of pedagogical Sciences, assistant professor, igko2006@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny, Naberezhnochelninsky branch of Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism