Научная статья на тему 'Исследование показателей периферической крови и субпопуляции лимфоцитов у студентов-спортсменов в процессе обучения в вузе'

Исследование показателей периферической крови и субпопуляции лимфоцитов у студентов-спортсменов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
309
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЛИМФОЦИТЫ / МОНОКЛОНАЛЬНЫЕ АНТИТЕЛА / CLINICAL IMMUNOLOGY / ADAPTATION / LYMPHOCYTES / MONOCLONAL ANTIBODIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкасов Дмитрий Владиславович, Малышева Елена Владимировна, Гулин Александр Владимирович

В течение всего учебного процесса в вузе из числа отобранных студентов-спортсменов разных курсов обнаруживаются различные изменения в составе периферической крови. Показатели маркеров клеточной дифференцировки у обследованных студентов-спортсменов также подвергались значительным изменениям. При этом отмеченные изменения не всегда были однонаправленными и имели различия в разные годы обучения. Данное исследование позволяет судить о механизмах реализации процесса адаптации и решить задачу ранней диагностики и прогнозирования развития вторичных иммунодефицитных состояний у спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черкасов Дмитрий Владиславович, Малышева Елена Владимировна, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the peripheral blood indicators and lymphocytes subpopulation among students-sportsmen in the course of training in the high school

During all educational process in high school among selected students-sportsmen of different courses various changes in structure of peripheral blood are found out. Indicators of markers of a cellular differentiation among surveyed students-sportsmen also were exposed to considerable changes. Thus noted changes not always were unidirectional and had distinctions in different years of training. The given research allows to judge mechanisms of realization of process of adaptation and to solve a problem of early diagnostics and forecasting of development of secondary immunodeficiency conditions of sportsmen.

Текст научной работы на тему «Исследование показателей периферической крови и субпопуляции лимфоцитов у студентов-спортсменов в процессе обучения в вузе»

УДК 612.4+57.01

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ И СУБПОПУЛЯЦИИ ЛИМФОЦИТОВ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Д.В. Черкасов, Е.В. Малышева, А.В. Гулин

Ключевые слова: клиническая иммунология; адаптация; лимфоциты; моноклональные антитела.

В течение всего учебного процесса в вузе из числа отобранных студентов-спортсменов разных курсов обнаруживаются различные изменения в составе периферической крови. Показатели маркеров клеточной дифференцировки у обследованных студентов-спортсменов также подвергались значительным изменениям. При этом отмеченные изменения не всегда были однонаправленными и имели различия в разные годы обучения. Данное исследование позволяет судить о механизмах реализации процесса адаптации и решить задачу ранней диагностики и прогнозирования развития вторичных иммунодефицитных состояний у спортсменов.

Успехи клинической иммунологии за последние годы убедительно показали, что состояние основных факторов иммунитета интегрально отражает функциональный статус различных систем организма [1, 2]. В настоящее время в качестве наиболее информативного индикатора адаптационных реакций целостного организма рассматриваются показатели иммунного статуса [3-5].

Это обстоятельство обусловило изучение показателей системы крови, гуморального и клеточного иммунитета у спортсменов, позволяющих судить о механизмах реализации процесса адаптации и решить задачу ранней диагностики и прогнозирования развития вторичных иммунодефицитных состояний у спортсменов.

Цель исследования. Анализ данных регистрации параметров системы периферической крови и показателей маркеров клеточной дифференцировки у обследуемых студентов был проведен с целью выявить определенные изменения в зависимости от периода обучения в вузе и занятий студентами спортом, которые могли бы характеризовать уровень подготовки и отражать степень адаптации организма к процессу обучения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с целью и поставленными задачами был определен контингент выборки студентов - студенты-спортсмены пяти курсов, обучающиеся на факультете физической культуры и спорта. Для участия в проводимых исследованиях выборка определялась спортивной специализацией и квалификацией. Общее число обследованных студентов-спортсменов составило 107 человек в возрастном диапазоне 17-25 лет, находящихся в непрерывном тренировочном и соревновательном процессе.

Исследование общего содержания лейкоцитов, подсчет относительного количества лимфоцитов, моноцитов и гранулоцитов проводили на гематологическом анализаторе А(Ма-60 методом проточной цитометрии с лазерной детекцией.

Исследование субпопуляции лимфоцитов-маркеров клеточной дифференцировки - СД-3 (общее количество Т-лимфоцитов); СД-20 (общее количество

В-лимфоцитов); СД-4 (Т-хелперы); СД-8 (Цитотоксины - Т-супрессоры); СД-16 (Т-киллеры) проводили методом прямой иммунофлюоресценции на проточном цитометре «EPICS XL» (Becaim counter, США).

При статистической обработке результатов исследований с помощью пакета программ Statistiсa версия 6.0 для Windows определяли среднее значение показателя в выборке (М) и ошибку средней арифметической (m). Значимость различий между показателями отдельных этапов обследования проверялась по парному /-критерию Стьюдента. Также выявлялся процент лиц с измененными значениями определяемых показателей по сравнению со значениями, принятыми за норму.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Анализ полученных данных показал, что в течение всего учебного процесса в вузе из всего числа отобранных студентов разных курсов обнаруживаются различные изменения в составе периферической крови.

При этом были подтверждены наблюдения, согласно которым у студентов спортсменов 1, 2 и 5 курсов отмечалось резкое статистически значимое снижение среднего уровня количества лейкоцитов в периферической крови. Так, у 55 % студентов спортсменов 1 курса было зарегистрировано снижение количества лейкоцитов на 36,2 %, у 72 % студентов 3 курса на 34,4 % и у 85 % спортсменов 5 курса на 40 %. При этом у студентов 2 и 4 курсов количество лейкоцитов оставалось практически на одном уровне, соответствующим нормальным физиологическим показателям.

Аналогичная тенденция выявилась и в динамике среднего количества лимфоцитов на разных курсах обучения. Как видно из табл. 1, изучаемые показатели снижены по сравнению с контрольной группой у студентов 1, 2 и 5 курсов соответственно на 37, 31,4 и 38 %.

Таблица 1

Исследование показателей периферической крови и субпопуляции лимфоцитов у студентов-спортсменов 1-5 курсов, п = 107 (М ± т)

№ п/п Показатель Норма Группы

1 курс п = 23 2 курс п = 26 3 курс п = 18 4 курс п = 19 5 курс п = 21

1 Лейкоциты 4,0-8,8х109/л 3,7±0,08* 6,2±0,35 3,8±0,17* 5,9±0,36 3,6±0,08*

2 Лимфоциты 20-45 % 17,0±0,84* 26,1 ±1,40 18,5±1,28* 27,4±1,96 16,7±0,86*

3 Моноциты 3-10 % 8,8±0,76* 6,0±0,72 12,5±0,85* 6,1±0,74 14,1±0,66*

4 Гранулоциты 40-70 % 74,0±0,68 67,7±1,14 68,9±0,96 66,4±1,75 69±0,44

5 СД-3 50-76 % 44,4±2,27* 60,0±2,16 44,7±2,24* 58,8±2,23 42,4±2,17*

6 СД-20 11-16 % 14,0±0,29 12,0±0,62 13,8±0,33 13,7±0,34 13,0±0,32

7 СД-4 31-46 % 28,6±1,17* 37,0±1,20 30,6±1,41* 36,0±1,55 28,8±1,32*

8 СД-8 26-40 % 24,3±1,38* 32,6±1,32 23,2±1,71* 32,8±1,33 24,0±1,21*

9 СД-16 9-16 % 13,3±0,30* 11,6±0,63 13,5±0,32* 12,5±0,40 12,7±0,36*

Примечание. * - различия по сравнению с контрольной группой достоверны (р < 0,001).

Среди студентов-спортсменов 1, 3 и 5 курсов значительно преобладала доля лиц, у которых в лейкофор-муле наблюдалась лимфопения, причем на 5 курсе этот показатель достигал 85 %.

Диаметрально противоположно изменялись показатели количества моноцитов. Так, у 55 % студентов-спортсменов 1 курса количество моноцитов возросло на 29,5 % по сравнению с контролем, у 72 % студентов 3 курса этот показатель возрос на 50,4 %. Количество моноцитов в периферической крови у 85 % студентов-спортсменов 5 курса достоверно превышало контрольные показатели на 56 %. Как следует из данных, приведенных в табл. 1, изучаемые показатели у спортсменов 2 и 4 курсов характеризовались статистически недостоверными изменениями изучаемого показателя.

Как показали исследования, физические нагрузки в процессе обучения не оказывали заметного влияния на количество гранулоцитов. По сравнению с контролем этот показатель практически не изменялся у студентов-спортсменов на всех курсах обучения. По сравнению с контролем этот показатель практически не изменялся у студентов 2-4 курсов, незначительно повышаясь на 10,8 и 3,3 % соответственно у студентов 1 и 5 курсов обучения.

Как видно из табл. 1, показатели маркеров клеточной дифференцировки у обследованных студентов-спортсменов подвергались значительным изменениям. При этом отмеченные изменения не всегда были однонаправленными и имели различия в разные годы обучения. Так, у студентов 2 и 4 курса количество СД-3 оставалось практически на одном уровне, соответствующим нормальным физиологическим показателям, а у студентов 1, 3 курсов эти показатели снизились соответственно на 28,1 и 27,6 % и оставались относительно низкими на 5 курсе (31,3 %). Следует подчеркнуть, что количество студентов с низкими показателями СД-3 на 1 и 3 курсах было выше, чем на 2 и 4 курсах, и составило соответственно 55 и 72 % Подобная тенденция проявилась и для числа студентов 5 курса - 85 % от обследуемых.

Как показали исследования, физические нагрузки в процессе обучения не оказывали заметного влияния на показатели моноклональных антител СД-20. По сравнению с контролем этот показатель практически не

изменялся у студентов-спортсменов на всех курсах обучения.

В результате исследования были зарегистрированы изменения показателей СД-4. Здесь имела место однонаправленная тенденция к снижению количества СД-4 на 1 и 3 курсах обучения с последующим снижением их количества на 5 курсе. У студентов 2 и 4 курсов были зарегистрированы показатели, не выходящие за рамки физиологических норм. При этом у студентов 1 и 3 курсов это снижение было более значительным (соответственно на 23,3 и 17,9 %, р < 0,001), чем в контроле. На 5 курсе обучения у студентов-спортсменов количество СД-4 оказалось на 22,7 % ниже, чем в контроле (р < 0,001). Количество студентов с низкими показателями СД-3 на 1 и 3 курсах было выше, чем на 2 и 4 курсах, и составило соответственно 55 и 72 %. Подобная тенденция проявилась и для числа студентов 5 курса - 85 % от обследуемых.

При анализе изменений количества моноклональных антител СД-8 выявлены закономерности, аналогичные вышеописанным. При этом следует отметить, что у 55 % студентов 1 курса, 72 % 3 курса и 85 % студентов 5 курса снижение уровня СД-8 по сравнению с контролем было более интенсивным (соответственно на 25,9 %, 29,2 %, 26,8 %).

Анализ данных регистрации моноклональных антител СД-16 у обследуемых студентов-спортсменов 2-5 курсов показал, что в целом средние их величины укладывались в диапазон возрастных норм. В результате исследования были зарегистрированы незначительные статистически недостоверные изменения изучаемых показателей по сравнению с нормальными значениями.

Из полученных в ходе эксперимента данных следует, что физические нагрузки вызывали у студентов-спортсменов различные изменения в составе периферической крови. У студентов-спортсменов 1, 3 и 5 курсов наблюдалась лейкопения, лимфопения, моноцитоз. На данных курсах отмечалась более значительная доля лиц с изменениями изучаемых параметров.

Полученные данные позволяют предположить, что динамика комплекса иммунологических показателей у студентов-спортсменов 2 и 4 курсов отражает состояние малой напряженности иммунологической системы при соответствующем привычном характере деятель-

ности и, соответственно, достаточно высоком уровне физиологической адаптации организма спортсменов к ее особенностям. Выявленные в исследованиях изменения иммунологических показателей у студентов-спортсменов 1, 3 и 5 курсов можно рассматривать как показатель состояния выраженной напряженности, а деятельность - как сложную и эмоциогенную для этой группы спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брондз Б. Д. Т-лимфоциты и их рецепторы в иммунологическом распознавании. M.: Наука, 1987. С. 452.

2. Heine H. Gesundheit - Krankheit - Stress // Biol. Med. 1997. № 5. S. 200-204.

3. Аронов Г.Е. Иммунологическая реактивность при различных режимах физических нагрузок. Киев: Здоровье, 1987. 84 с.

4. Аронов Г.Е., Иванова Н.И. Еще раз о методологии иммунологического обследования спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1989. № 12. С. 18-20.

5. Hanson P.G., Flaherty D.K. Immunological responses to training in

conditioned runners // Clin. Sci. 1991. V. 60. P. 225-228.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Cherkasov D.V., Malysheva E.V., Gulin A.V. Research of the peripheral blood indicators and lymphocytes subpopulation among students-sportsmen in the course of training in the high school.

During all educational process in high school among selected students-sportsmen of different courses various changes in structure of peripheral blood are found out. Indicators of markers of a cellular differentiation among surveyed students-sportsmen also were exposed to considerable changes. Thus noted changes not always were unidirectional and had distinctions in different years of training. The given research allows to judge mechanisms of realization of process of adaptation and to solve a problem of early diagnostics and forecasting of development of secondary immunodeficiency conditions of sportsmen.

Key words: clinical immunology; adaptation; lymphocytes; monoclonal antibodies.

УДК 612.018 + 612.82

ОСОБЕННОСТИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЕВУШЕК В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА

© С.В. Шутова, Ю.М. Копченкина, В.Н. Чичук

Ключевые слова: овариально-менструальный цикл; биоэлектрическая активность; межцентральные взаимоотношения; когерентность; коротколатентные слуховые вызванные потенциалы; гестационная доминанта.

В работе изучены изменения спонтанной и вызванной биоэлектрической активности головного мозга у девушек в течение овариально-менструального цикла. Показаны некоторые различия изучаемых характеристик. Сделано предположение о возможных механизмах.

ВВЕДЕНИЕ

Овариально-менструальный цикл (ОМЦ) - одно из проявлений сложного биологического процесса в организме женщины, характеризующегося циклическими изменениями различных систем. В целом, не вызывает сомнений фазовый характер различных физиологических процессов в организме женщины, в т. ч. и функций мозга. Например, при изучении изменений ЭЭГ и параметров сердечной деятельности в ответ на функциональные нагрузки у женщин репродуктивного возраста [1] было показано, что интенсивные нейроэндокринные сдвиги в лютеиновой фазе цикла вызывают функциональное напряжение различных систем организма и сокращают диапазон адаптивных реакций. Однако до настоящего времени целенаправленные исследования зависимости биоэлектрической активности головного мозга женщин от фаз ОМЦ не проводились, о чем свидетельствует отсутствие данных об этом в научной литературе.

Цель исследования: изучение изменений спонтанной и вызванной биоэлектрической активности головного мозга у девушек в течение ОМЦ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 22 практически здоровые девушки 19-21 года - студентки института естествознания ТГУ им. Г. Р. Державина. У всех исследуемых характеристики биоэлектрической активности головного мозга регистрировали в состоянии спокойного бодрствования в различные периоды ОМЦ: фазу десквамации (1 день), фолликулярную фазу (приблизительно 7 день), фазу предполагаемой овуляции (приблизительно 14 день), лютеиновую (21 день) и предменструальную (28 день) фазы.

Регистрация и последующая компьютерная обработка ЭЭГ производилась с помощью регистратора типа «Полиграф-1» (НИИ Нейрокибернетики, Ростов-на-Дону) и компьютерной программы «Р1е1з1:». Наложение регистрирующих хлор-серебряных электродов чашечкообразного типа производили по международной схеме «10-20» [2]. Крепление электродов на голове производилось с помощью шапочки из резиновых жгутов. Использовались монополярные отведения от трех симметричных областей: лобных (Е3, Е4), теменных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.