32 (608) - 2014
Бюджетная политика
УДК 336.02
исследование показателей бшджетно-
___ _ __ ,
налоговой безопасности региона*
е.в. никулина,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и статистики
E-mail: [email protected] Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В статье рассмотрена сущность и представлена методика оценки бюджетно-налоговой безопасности региона. С помощью методов анализа индикаторов проведена оценка бюджетно-налоговой безопасности Белгородской области, позволяющая охарактеризовать ее бюджетно-налоговый потенциал и эффективность его использования.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая безопасность, бюджетно-налоговый потенциал, угроза, индикаторы бюджетно-налоговой безопасности, пороговые значения
В условиях нестабильной экономической ситуации изменяются стратегические цели и тактические задачи формирования финансовых ресурсов региона на основе обеспечения устойчивости и безопасности его экономики. В связи с этим актуализируется вопрос о надежности формирования и использования фонда денежных средств для финансового обеспечения задач и функций региональных органов власти. Это обусловливает необходимость изучения условий обеспечения бюджетно-налоговой безопасности, разработки системы индикаторов, позволяющих оперативно ее оценить.
В работах отечественных экономистов проблемы бюджетно-налоговой безопасности рассматриваются на макроуровне. Раскрываются угрозы
* Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта РФФИ № 14-06-00313.
безопасности, дается их классификация для страны в целом. Что касается регионального уровня, а тем более уровня муниципальных образований, то картина предстает иная:
- исследования носят эпизодический характер;
- блок угроз бюджетно-налоговой безопасности не сформирован;
- не представлены индикаторы региональной бюджетно-налоговой безопасности.
Вместе с тем бюджетно-налоговая безопасность региона является важнейшей составляющей экономической безопасности.
Анализ существующих подходов к трактовке категорий экономической безопасности позволяет дать следующее определение бюджетно-налоговой безопасности региона: это состояние обеспечения устойчивого, сбалансированного состояния бюджета территории, защищенности от внутренних и внешних угроз, способность бюджета удовлетворять региональные потребности за счет финансовых ресурсов при соответствующем контроле.
Для поддержания региональной бюджетно-налоговой безопасности необходимо решить следующие задачи:
- оценить бюджетно-налоговый потенциал территории;
- выявить угрозы;
- скорректировать индикаторы оценки;
- разработать мероприятия, направленные на обеспечение бюджетно-налоговой безопасности региона.
Теоретический этап
Аналитический этап
Операционный этап
Под бюджетно-налоговым потенциалом региона принято подразумевать комплекс экономических и нормативно-правовых параметров, позволяющих сформировать оптимальное значение доходов, покрывающих затраты региона, а также обеспечить их целевое и эффективное использование.
Под угрозами бюджетно-налоговой безопасности региона принято понимать совокупность условий, факторов и процессов:
- создающих асимметрию финансовых ресурсов и потребности в них для осуществления функций и задач региона;
- нарушающих финансовую самостоятельность региона.
Также к таким угрозам относятся критические значения показателей бюджетно-налоговой безопасности.
В качестве угроз бюджетно-налоговой безопасности выступают:
- изменения действующего бюджетно-налогового законодательства;
- дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития и обеспеченности собственными доходами региональных бюджетов;
- уклонение от уплаты налогов;
- наличие финансовых обязательств у региона и др.
Анализ методических подходов к оценке бюджетно-налогового потенциала показал, что в настоящее время в работах экономистов нет единого, общепризнанного метода определения его уровня. Данный вывод позволил автору предложить методику оценки, включающую теоретический, аналитический и операционный этапы (см. рисунок).
Для оценки отдельных компонентов бюджетно-налогового потенциала региона предлагается использовать следующую систему индикаторов их динамики
Выбор метода оценки уровня бюджетно-налогового потенциала региона
Формирование системы статистических индикаторов бюджетно-налогового потенциала региона
Определение метода приведения статистических индикаторов к их пороговым значениям
Выбор способа агрегирования трансформированных частных индикаторов в интегральные показатели
Оценка уровня развития бюджетно-налогового потенциала региона
Рейтинговый анализ уровня бюджетно-налогового потенциала региона
Выявление факторов (угроз), препятствующих устойчивому (безопасному) состоянию бюджетно-налогового потенциала региона
Обоснование мероприятий обеспечения безопасного уровня бюджетно-налогового потенциала
Методика оценки бюджетно-налогового потенциала региона
и тенденций, основанных на базовых индикаторах состояния региональных бюджетов (табл. 1).
Для бюджетно-налоговой безопасности региона важны не только индикаторы, но и их пороговые значения (табл. 2). Это предельные величины, несоблюдение значений которых:
- препятствует нормальному ходу развития элементов региональной экономики;
- приводит к формированию негативных, критических тенденций в области бюджетно-налоговой безопасности.
Пороговые значения индикаторов рассчитаны автором на основе показателей значений размаха вариации коэффициентов бюджетно-налогового потенциала региона Центрального федерального округа.
Значения коэффициентов, характеризующих уровень бюджетно-налоговой безопасности бюджетов Центрально-Черноземного экономического района, представлены в табл. 3.
В результате сопоставления уровней индикаторов с их пороговыми значениями можно сделать вывод о том, что большинство регионов ЦентральноЧерноземного экономического района в 2010-2012 гг. находилось в зоне опасности. Проблемными являются почти все индикаторы. Исключение составляют:
Таблица 1
Система индикаторов уровня бюджетно-налогового потенциала региона
Индикатор Формула расчета Экономическая интерпретация индикатора
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения Р К —_с. где Рс - расходы бюджета по социальным статьям; Р - бюджетные расходы Показывает уровень социальной защищенности населения региона
Коэффициент автономности Ка — Д, а Д где Дс - собственные доходы; Д - общие доходы бюджета Показывает уровень собственных доходов в структуре доходов бюджета региона
Коэффициент дотационности к — £, д Д где С - безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней Показывает уровень самостоятельности бюджета региона
Коэффициент бюджетной результативности К — Д где Ч - численность населения Показывает уровень доходов бюджета региона на душу населения
Коэффициент покрытия расходов — р|„Д Показывает степень покрытия расходов собственными доходными ресурсами
Таблица 2
Пороговые значения индикаторов бюджетов Центрального федерального округа, %
Пороговое значение Критический Опасный уровень Безопасный
Индикатор уровень состояния состояния уровень состояния
индикатора индикатора индикатора
Коэффициент бюджетной 30-75 < 15 16-62 > 62
обеспеченности населения К б.о
Коэффициент автономности Ка 10-50 < 10 11-35 > 35
Коэффициент дотационности Кд 20-80 >8 0 81-52 < 52
Коэффициент бюджетной 16-25 < 16 17-20 > 20
результативности Кб р
Коэффициент покрытия расходов Кпр 65-90 < 100 - > 100
Таблица 3
Индикаторы бюджетно-налоговой безопасности Центрально-Черноземного экономического района в 2010-2012 гг., %*
Регион Коэффициенты
б.о к а к д к. б.р к п.р
2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012
Белгородская область 42 54 53 60 70 70 50 40 40 41 52 50 30 30 30
Воронежская область 31 34 38 60 60 70 30 30 30 31 33 38 50 60 60
Курская область 32 40 41 60 70 70 30 30 30 32 37 40 70 60 70
Липецкая область 34 38 40 70 80 80 20 20 20 33 36 38 70 70 70
Тамбовская область 32 32 36 60 70 70 30 30 20 30 34 34 60 70 70
*Обозначения индексов даны на основании данных табл. 1
- коэффициент автономности Ка - все рассматриваемые бюджеты имеют безопасный уровень состояния;
- коэффициент дотационности Кд - все бюджеты изучаемых регионов являются относительно самостоятельными (кроме Белгородской области,
где данный показатель имеет опасный уровень состояния).
Рассматривая фактические значения за 20102012 гг. по таким показателям, как социальная защищенность населения Кб о и обеспечение расходов собственными доходами Кп , автор определил, что
выполнение бюджетных программ регионов имеет высокую зависимость от финансовых вливаний из бюджетов высшего уровня (вариация изучаемых показателей от 30 до 70 обусловлена значительными различиями расходов и собственных доходов бюджетов соответствующих регионов).
Таким образом, наибольшую опасность для бюджетно-налоговой безопасности регионов представляют:
- недостаточность собственных бюджетных средств;
- неспособность территорий обеспечить расходы по социальным статьям.
Разработка теоретических и методических положений для характеристики бюджетно-налоговой безопасности регионов с помощью системы показателей является первым этапом построения инструментария для систем поддержки принятия решений, поскольку оценка ситуации на основе предложенных индикаторов предоставляет широкие возможности
для дальнейшего использования в моделировании, прогнозировании и оптимизации бюджетной сферы.
список литературы
1. ГолодоваЖ.Г. Формирование и оценка бюджетно-налогового потенциала субъекта РФ (на примере субъектов УФО) // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 5. С. 3-8.
2. Конярова Э.К., Осипов А.К. Управление воспроизводством финансового потенциала региона: монография. Ижевск: Удмуртский государственный университет. 2009. 135 с.
3. Никулина Е.В. Факторный анализ функционирования системы региональных финансов // Финансы и кредит. 2013. № 19. С. 33-36.
4. Никулина Е.В., Чистникова И.В., Орлова А.В. Экономический потенциал региона и оценка эффективности его использования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. № 13. С. 60-65.
Finance and credit Budgetary policy
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
BUDGETARY AND TAX SAFETY INDICATORS OF THE REGION
Evgeniya V. NIKULINA
Abstract
The article considers the main point and presents the technique of assessing budgetary and tax safety of the region. Using indicator analysis methods the author has assessed the budgetary and tax safety of the Belgorod region. The obtained results enable to characterize the budgetary and tax potential of the region and its utilization efficiency.
Keywords: budgetary, tax safety, potential, threat, indicators, threshold values
References
1. Golodova Zh.G. Formirovanie i otsenka byudzhetno-nalogovogo potentsiala sub"ekta RF (na primere sub"ektov UFO) [Formation and assessment of budgetary and tax capacity of the constituent entities of the Russian Federation (case study of the sub-federal entities of the Ural Federal District)]. Finansovyivestnik: fmansy, nalogi, strakhovanie, bukhgalterskii uchet - Financial bulletin: finance, taxes, insurance, accounting, 2010, no. 5, pp. 3-8.
2. Konyarova E.K., Osipov A.K. Upravlenie vosproiz-vodstvomfinansovogo potentsiala regiona [Management of
reproduction of the region's financial capacity]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2009, 135 p.
3. Nikulina E.V. Faktornyi analiz funktsionirovaniya sistemy regional'nykh finansov [A factorial analysis of regional finance system functioning]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2013, no. 19, pp. 33-36.
4. Nikulina E.V., Chistnikova I.V., Orlova A.V. Eko-nomicheskii potentsial regiona i otsenka effektivnosti ego ispol'zovaniya [Economic capacity of the region and its utilization efficiency assessment]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta - Scientific bulletin of Belgorod State University, 2012, no. 13, pp. 60-65.
Evgeniya V. NIKULINA
Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article is supported by the RFBR, project No. 14-0600313.