УДК 62-77
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗРАБОТКИ МАЛОГАБАРИТНЫХ ПЕРЕДВИЖНЫХ СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА
© 2013 г. С.Л. Никитченко, С.В. Смыков
Рассматривается вариант комплектования передвижного сервисного средства. Исследована оснащённость сельхозпредприятий мобильными средствами технического сервиса и показан её низкий уровень. Выполнен анализ необходимых функциональных возможностей перспективного сервисного средства и предложен вариант его исполнения и комплектации технологической оснасткой.
Ключевые слова: технический сервис машин, мобильное сервисное средство, технологическая оснастка.
The making up of service vehicle is considered. Low provision of agricultural enterprises by mobile means of technical service is revealed. The analysis of necessary functionality of perspective service vehicle is carried out. The model of this vehicle is offered.
Key words: technical service of machines, a service vehicle, technological equipment.
Особенностью современного периода развития агропромышленного комплекса является ускорение научно-технического прогресса на основе инновационных процессов, направленных на ресурсосбережение во всех сферах сельского хозяйства.
Эксплуатация машин - важнейшая составляющая сельскохозяйственного производства. В структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции более 50% - это затраты на эксплуатацию машинно-тракторного парка (МТП), из которых до 40% приходится на техническое обслуживание (ТО) и хранение машин. Следовательно, обеспечение работоспособности МТП при минимальных затратах труда, материально-денежных средств и энергоресурсов является актуальной задачей.
Необходимость в поддержании работоспособности сельскохозяйственных машин и орудий возникла в России одновременно с началом их производства. Для поддержания технических средств в работоспособном состоянии в сельском хозяйстве была создана ремонтно-обслуживаю-щая база - система ремонтных предприятий и станций технического обслуживания. Для сельскохозяйственных предприятий были разработаны типовые проекты центральных ремонтных мастерских, машинных дворов с пунктами технического об-
служивания, а также комплекс передвижных средств заправки, ТО и ремонта МТП. В настоящее время на сельскохозяйственных предприятиях кое-где осталась ре-монтно-обслуживающая база периода плановой экономики.
За последние 20 лет в нашей стране появилось большое количество мелких крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и небольших аграрных предприятий, ре-монтно-обслуживающая база которых находится в критически низком состоянии. Это неизбежно приводит к нарушению норм технической эксплуатации машин, снижению их ресурса и к перерасходу средств на единицу производимой продукции. В таких условиях невозможно вести конкурентную борьбу на рынке сельхозпродукции.
Развитие в нашей стране системы фирменного технического сервиса, основанной на участии дилерских сервисных центров, пока не может в полной мере решить обозначенную проблему. Здесь играет роль значительная удалённость сервисных структур от мест работы машин и тот факт, что зачастую участие дилера в обслуживании техники ограничивается гарантийным периодом эксплуатации. Последние 10 лет государство пытается решить вопрос доступности и качества об-
служивания МТП сельских предприятий и КФХ путём реструктуризации системы их инженерно-технического обеспечения [ 1, 2]. Стратегия развития отечественного АПК до 2020 года предусматривает решение вопросов, связанных с разработкой и серийным выпуском новых стационарных и мобильных средств технического обслуживания, диагностики и ремонта для сельхозтоваропроизводителей [2].
Нами было проведено обследование сельскохозяйственных предприятий в Южном федеральном округе на предмет наличия передвижных средств технического сервиса МТП и специализированного персонала для выполнения сервисных работ [3]. Данные таблицы 1 показывают, что на предприятиях рассматриваемой зоны ощущается острая нехватка мобильных сервисных средств. В период плановой эконо-
Низкая оснащённость хозяйств сервисными средствами является следствием не только дороговизны последних, но и их узкой специализацией, а также распространяющимся мнением, что фирменный технический сервис машин и машинно-технологические станции (МТС) смогут в полной мере решить все вопросы технической эксплуатации МТП.
Есть ли сегодня потребность в собственных передвижных сервисных средствах у крестьян? Безусловно, есть. Только они должны быть более компактны, универсальны и концепция их комплектации должна быть иной, т.е. имеется производственная необходимость разработки малогабаритных сервисных средств, доступных по стоимости селянам и при этом обладающих широкими функциональными воз-
мики нормативная оснащённость хозяйств агрегатами ТО (АТО) и мастерскими полевого ремонта (МПР) определялась из соотношения - один АТО и МПР на 25-30 тракторов [4]. В настоящее время в среднем в регионе на один типовой АТО приходится до 114 единиц тракторов, а на одну типовую МПР - 300 тракторов. Чтобы компенсировать недостачу серийных сервисных средств, предприятия самостоятельно пытаются изготавливать простые комплекты оснастки для ТО и ремонта машин, использование которых зачастую небезопасно.
Реально в хозяйствах пока ещё имеются агрегаты АТО-9994 и мастерские полевого ремонта типа «Алтай» на базе старых автомобилей ГАЗ-52. Оснастка этих сервисных средств значительно изношена.
можностями в выполнении операций ТО, мелкого ремонта и постановки машин на длительное хранение. Изначально следует определить перечень наиболее востребованных функций малогабаритного передвижного сервисного средства.
Здесь, прежде всего, необходимо руководствоваться перечнем регламентных операций ежесменного технического обслуживания (ЕТО), который рекомендован заводами-изготовителями машин. Также функционально сервисное средство должно обеспечивать выполнение операций номерных ТО-1 машин в соответствии с регламентом изготовителя. Степень охвата регламентных работ по ЕТО необходимо довести до 100%, а по номерным ТО-1 необходимо стремиться обеспечить степень охвата операций в пределах
Таблица 1 - Сводные показатели оснащённости хозяйств техническими средствами
Показатель Значение Примечание
Количество АТО, шт. 8 1 АТО на 3,1 хозяйства и на 4,75 подразделения
Количество передвижных мастерских полевого ремонта (МПР), шт. 3 1 МПР на 8,3 предприятий
Величина износа оборудования и оснастки для ремонта и ТО МТП, % 85-90 -
85...100%. При этом предполагается возможность дальнейшей блочно-модульной доукомплектации сервисного средства для повышения его функциональности.
С технологической точки зрения все операции номерных ТО делятся на категории - очистительно-моечные, контрольно-диагностические и регулировочные работы. Комплектовать передвижное средство моечным оборудованием не совсем целесообразно, так как это существенно увеличивает его габариты, массу и стоимость. Данные операции можно выполнять в стационарных условиях и практика показывает, что так чаще всего и происходит. При этом в настоящее время на рынке имеется множество моечных установок.
Перспективные мобильные средства должны также позволять выполнять мелкие ремонтные работы в полевых условиях с использованием электросварочных устройств, универсального инструмента, пнев-матического и электроинструмента.
Передвижные сервисные средства должны иметь простую оснастку для подготовки техники к длительному хранению, нанесению лакокрасочных покрытий и консервации узлов машин. Данная функция необходима для перемещения по машинным дворам подразделений и выполнения работ непосредственно на местах хранения техники.
Таким образом, при комплектовании перспективного сервисного средства реализуется концепция - «три в одном» - техническое обслуживание, мелкие ремонты и подготовка машин к хранению.
Выполнение номерных ТО-2 в полевых условиях сельхозпредприятий и КФХ приведёт к значительному удорожанию передвижных сервисных средств. В таком случае мы получим выпускаемые промышленностью серийные агрегаты ТО, приобретение которых ограничивается финансовыми возможностями хозяйств, т.е. работы по ТО-2 машин целесообразно выполнять в стационарных условиях пунктов технического обслуживания.
На практике основная доля общего объема работ по поддержанию машин в исправном состоянии в большинстве слу-
чаев приходится на устранение неисправностей, которые выполняются во внеплановом порядке. Так, по оценкам специалистов, периодичность технического обслуживания машин и полнота выполнения операций при этом соблюдаются в среднем по стране не более чем на 50%. В отдельных же хозяйствах и районах этот показатель еще ниже.
В связи с тем, что потребность в техническом обслуживании явно не выражена по сравнению с ремонтом, когда утрачивается работоспособность машины, организацию работ по ТО неоправданно относят в разряд второстепенных. Инженерная служба хозяйств занята в основном организацией ремонта техники, а большую часть времени - поисками запасных частей. Так, по исследованиям ГОСНИТИ, на устранение неисправностей и снабженческие операции инженерная служба хозяйств затрачивает до 60% рабочего времени, а на организацию ТО - всего 5-8%. Техническим обслуживанием в большинстве случаев занимаются мастера-наладчики, которые есть не в каждом хозяйстве.
Проведение технического обслуживания в полном объеме и с высоким качеством даст ощутимый экономический эффект. В результате значительно снизятся текущие затраты на ремонт техники, повысится коэффициент готовности МТП, сократятся сроки выполнения полевых механизированных работ.
Чтобы мастер-наладчик смог полноценно выполнять обслуживание машин в полевых условиях и на машинном дворе, ему необходимо передвижное рабочее место - комплект оснастки. С учётом изложенного выше, в таблице 2 представлены функциональные возможности и планируемая оснастка такого комплекта.
На основании выполненных исследований и с учётом представленного в таблице 2 функционального описания нами разработан экспериментальный комплект оснастки для ТО и ремонта машин, навешиваемый на тракторы класса 0,9.1,4 (рисунок 1). Привод агрегатов комплекта осуществляется от вала отбора мощности трактора.
Таблица 2 - Функциональные возможности и оснастка перспективного мобильного сервисного средства
Вид обслуживания Описание работ Оснастка
ЕТО Продувка, смазка, подкачка шин, проверка креплений Компрессор, солидолонагнетатель, динамометрический ключ
ТО-1 ЕТО + проверка фильтров, контроль форсунок, натяжение ремней, проверка электрооборудования Набор КИ-28092.01 ГОСНИТИ
Бензиновая электростанция до
Мелкие ремонты Электросварочные работы, слесарные работы, сбороч-но-разборочные работы 6 кВт, инвертор сварочный, набор ПИМ-15, набор ключей, электрическая угловая шлифовальная машина (УШМ), электродрель, тиски и др.
ТО при постановке на хранение Очистка, продувка, смазка, антикоррозионная обработка, покраска УШМ, компрессор, солидоло-нагнетатель, приспособления для нанесения лакокрасочных покрытий
Рисунок 1 - Малогабаритный комплект оснастки для ТО и ремонта машин
(модель КОТ-12)
Нами подана заявка на регистрацию предлагаемого сервисного средства в качестве полезной модели.
Анализ ситуации позволяет прийти к выводу, что сегодня необходимо разраба-
тывать и осуществлять мелкосерийное производство малогабаритных комплектов оснастки для ТО и ремонта машин в полевых условиях. Себестоимость изготовления и оснащения базового варианта комплекта должна быть в пределах 160.. .250 тыс. руб.
Опросы сельхозтоваропроизводителей говорят о том, что эта цена для них приемлема.
Литература
1. Лачуга, Ю.Ф. Стратегия машинно-технологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции / Ю.Ф. Лачуга // Техника в сельском хозяйстве. - 2004. - № 1. - С. 3-7.
2. Черноиванов, В.И. Стратегия развития технического сервиса АПК / В.И. Чер-ноиванов // Техника в сельском хозяйстве. -2004. - № 2. - С. 3-6
3. Никитченко, С.Л. Состояние инженерно-технической сферы сельскохозяй-
ственных предприятий ЮФО / С. Л. Никит-ченко, С.В. Смыков // Технологии и средства повышения надёжности машин в АПК: сб. науч. тр. - Вып. 8. - Зерноград: ФГБОУ ВПО АЧГАА, 2013. - С. 33-41.
4. Аллилуев, В.А. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка / В.А. Аллилуев, А.Д. Ананьин, В.М. Михлин. - Москва: Агропромиздат, 1991. -С. 190.
5. Средства технического обслуживания машинно-тракторного парка / Ф.Н. Пуховицкий, Ю.М. Копылов, А.В. Ленский, В.И. Овчинников. - Москва: Агропромиздат, 1985. - 248 с.
Сведения об авторах
Никитченко Сергей Леонидович - канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой технического сервиса в АПК Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8(86359) 43-8-00. E-mail: [email protected].
Смыков Сергей Владимирович - аспирант Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8(86359) 43-8-00. E-mail: [email protected].
Information about the authors Nikitchenko Sergei Leonidovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor, chief of the Technical service in agroindustrial complex department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359) 43-8-00. E-mail: [email protected].
Smykov Sergei Vladimirovich - post-graduate student, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8(86359) 43-8-00. E-mail: [email protected].
УДК 631. 333: 631.171
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ИЗНОС РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
© 2013 г. В.П. Забродин
Приведен анализ факторов, влияющих на износ рабочих поверхностей распределителей минеральных удобрений, который показал, что у рабочих органов метательного типа наиболее интенсивно изнашиваются периферийные части лопаток, а у штанговых шне-ковых распределителей - кожух шнека.
Ключевые слова: удобрения, кожух шнека, рабочие органы, диаметр шнека, интенсивность износа.
The analysis of the factors influencing at the working surfaces wearing of mineral fertilizer spreaders are submitted. It is determined that the peripheral parts of the blades at working sur-