Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА СТУДЕНТОВ 1 И 6 КУРСОВ ВГМУ МЕТОДОМ САМОПРОВЕРКИ СЛУХА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА СТУДЕНТОВ 1 И 6 КУРСОВ ВГМУ МЕТОДОМ САМОПРОВЕРКИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИНИНГ-ИССЛЕДОВАНИЕ / ОСТРОТА СЛУХА / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ТУГОУХОСТЬ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ТОНАЛЬНАЯ АУДИОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Харитонович Е. С., Раковский А. С.

Слух, как и любой из органов чувств, является источником информации. Поэтому, когда человек теряет слух, он теряет в той или иной степени связь с миром. В настоящее время существует более 217 мобильных приложений (платных и/или бесплатных) для смартфонов или планшетов, позволяющих проверить остроту слуха и наблюдать динамику его изменения. Метод самопроверки слуха, проводимый на мобильных устройствах, позволяет в режиме реального времени оперативно получать данные о слухе, сохранять результаты и при необходимости предоставлять их специалисту-сурдологу для детального анализа и своевременной диагностики, лечения и медицинской профилактики нарушений слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Харитонович Е. С., Раковский А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF HEARING ACUITY OF THE 1ST AND THE 6TH YEAR STUDENTS OF VSMU BY HEARING SELF-TEST METHOD

Hearing, like any of the sense organs, is a source of information. Therefore, when a person loses his or her hearing, they lose to some extent the connection with the world. Currently, there are more than 217 mobile applications (paid and/or free) for smartphones or tablets that allow you to test your hearing acuity and observe the dynamics of its changes. The method of self-testing of hearing, conducted on mobile devices, allows you to quickly receive real-time data on hearing, save the results and, if necessary, provide them to a specialist-audiologist for detailed analysis and timely diagnosis, treatment and medical prevention of hearing disorders.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА СТУДЕНТОВ 1 И 6 КУРСОВ ВГМУ МЕТОДОМ САМОПРОВЕРКИ СЛУХА»

УДК 616.28-008.-07

□ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА СТУДЕНТОВ 1 И 6 КУРСОВ ВГМУ МЕТОДОМ САМОПРОВЕРКИ СЛУХА

ХаритоновичЕ.С., Раковский А.С.

Научный руководитель - к.м.н., доцент Криштопова М.А.

Витебский государственный медицинский университет

Витебская городская клиническая больница скорой медицинской помощи

Беларусь, 210009, Витебск, пр-т Фрунзе, 27.

[email protected]

[email protected] - Харитонович Е.С.

Резюме: Слух, как и любой из органов чувств, является источником информации. Поэтому, когда человек теряет слух, он теряет в той или иной степени связь с миром. В настоящее время существует более 217 мобильных приложений (платных и/или бесплатных) для смартфонов или планшетов, позволяющих проверить остроту слуха и наблюдать динамику его изменения. Метод самопроверки слуха, проводимый на мобильных устройствах, позволяет в режиме реального времени оперативно получать данные о слухе, сохранять результаты и при необходимости предоставлять их специалисту-сурдологу для детального анализа и своевременной диагностики, лечения и медицинской профилактики нарушений слуха.

Ключевые слова: скрининг-исследование, острота слуха, нарушение слуха, тугоухость, мобильное приложение, тональная аудиометрия.

□ STUDY OF HEARING ACUITY OF THE 1ST AND THE 6TH YEAR STUDENT S OF VSMU BY HEARING SELF-TEST METHOD

Kharytanovich E.S., Rakovsky A.S.

Scientific adviser - Candidate of Medicine, associate professor Kryshtopova M.A.

Vitebsk State Medical University

Vitebsk City Clinical Hospital of Emergency Medical Care

Frunze pr-t, 27, Vitebsk, 210009, Belarus

[email protected]

[email protected] - Kharytanovich L.S.

Abstract. Hearing, like any of the sense organs, is a source of information. Therefore, when a person loses his or her hearing, they lose to some extent the connection with the world. Currently, there are more than 217 mobile applications (paid and/or free) for smartphones or tablets that allow you to test your hearing acuity and observe the dynamics of its changes. The method of self-testing of hearing, conducted on mobile devices, allows you to quickly receive real-time data on hearing, save the results and, if necessary, provide them to a specialist-audiologist for detailed analysis and timely diagnosis, treatment and medical prevention of hearing disorders.

Keywords: screening study, hearing acuity, hearing impairment, hearing loss, mobile app, pure-tone audiometry

Введение. Орган слуха - один из основных источником информации для человека об окружающем мире. Поэтому, когда человек теряет слух, он теряет в той или иной степени связь с миром, что в последующем может привести к существенному ухудшению его качества и продолжительности жизни. Более того, стигматизация пациентов с нарушением слуха является актуальной проблемой в современном обществе, особенно среди молодежи.

Согласно рейтингу профзаболеваний Беларуси, тугоухость стоит на втором месте после болезней органов дыхания. Тугоухость (МКБ-10, Н90) - это постепенное снижение слуховой функции, которая характеризуется нарушением восприятия речи и окружающих звуков [12]. Может возникать не только в пожилом возрасте, но и у молодых людей. Классифицируется в зависимости от уровня поражения:

1. Кондуктивная тугоухость - возникает при нарушении прохождения звукового импульса на уровне наружного или среднего уха;

2. Нейросенсорная тугоухость - поражение локализуется в области внутреннего уха;

3. Смешанная - в патологический процесс вовлекаются все отделы органа слуха. По скорости развития выделяют:

1. внезапную форму - заболевание формируется в течение нескольких часов;

2. острую форму - патологический процесс развивается на протяжении нескольких суток;

3. хроническую форму - снижение слуха занимает несколько месяцев.

Причинами тугоухости могут быть: пороки развития во внутриутробном периоде развития, воспалительные поражения уха, механическое повреждение, опухоли органа слуха, перенесённые инфекционные заболевания, приём некоторых лекарственных препаратов, патология слухового нерва. Профилактика патологии слухового анализатора заключается в хорошей звукоизоляции жилища (напольные ковровые покрытия), своевременном лечении вирусных заболеваний и простуды, исключение бесконтрольного применения антибиотиков (запрещено назначать беременным стрептомицин, гентомицин, анамицин), защита от холода головы и ушей, поддержание ушей в чистоте, ограничение время просмотра телепередач и телефонных разговоров, рациональное использование наушников, особенно в метро, организация «дней тишины», и самое важное, при первых признаках расстройства слуха обращение к специалисту [15].

К основным симптомам заболевания относятся: трудность при восприятии речи, шум в ушах, головокружения, появление тошноты и рвоты.

В клинической картине тугоухости принято различать несколько степеней. Первая степень - не воспринимаются звуки на уровне 26 - 40 дБ. Вторая степень - не воспринимаются звуки на уровне 41 - 55 дБ. Третья степень - не воспринимаются звуки на уровне 56 - 70 дБ. Четвёртая степень - не воспринимаются звуки на уровне 71 - 90 дБ [4].

Тугоухость бывает врожденной и приобретенной. Ежегодно у 4-5 детей из 1000 родившихся в Республике Беларусь диагностируется нарушение слуха [1]. Каждый третий ребенок из 1000 новорожденных в США имеет проблемы со слухом [7]. В последнее время наблюдается увеличение патологии органа слуха среди лиц молодого возраста. Около 15% школьников имеют нарушения слуха, при этом 60% потери слуха у лиц молодого возраста вызваны причинами, которые можно предотвратить [6].

В структуре профессиональных заболеваний основное место занимает нейросенсорная тугоухость — 41,5%. Анализ показал, что 44% из них возникли по причине воздействия физических факторов, в основном шума. Также среди причин — несовершенство технологических процессов и рабочих мест (55,3%), конструктивные и технические причины (14,6%), неисправность и неприменение средств индивидуальной защиты (8,9%). Поздняя диагностика нарушений слуха приводит к речевым дефектам, и, как следствие, к инвалидизации (84) [7]. Поэтому особую актуальность приобретает выработка четких программ обследования слухового анализатора у лиц молодого возраста и дальнейшая их реализация [6]. Чтобы предупредить эту патологию, с 2007 года в республике Беларусь работает программа аудиологического скрининга.

Диагностирование тугоухости первоначально осуществляется врачом отоларингологом. Он назначает дополнительные методы обследования: аудиометрия с распознаванием шепотной и разговорной речи, диагностика с помощью камертонов, отоскопическое обследование, компьютерная аудиометрия [5].

Для своевременной диагностики и лечения тугоухости врачом огромное значение играет ответственность самого пациента: заметить, как можно раньше появление проблем со слухом [15]. Аудиологический скрининг имеет важное значение для лиц молодого возраста: играет большую роль в интеллектуальном и нервно-психическом развитии, а также в финансовом и социальном аспектах; дает перспективы ранней медицинской реабилитации лиц с нарушением слуха [2]. Однако, научных исследований по скринингу слуха у лиц молодого и среднего возраста недостаточно. Это связано с отсутствием настороженности врачей к проблеме нарушения слуха у лиц молодого и среднего возраста, с недостаточностью диагностических технологий и дефицитом квалифицированных врачей-оториноларингологов и врачей-сурдологов в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь пациентам с диагнозом тугоухость [13].

В настоящее время существует более 217 мобильных приложений (платных и/или бесплатных) для смартфонов или планшетов, позволяющих проверить остроту слуха и наблюдать

динамику его изменения [1]. Метод самопроверки слуха, проводимый на мобильных устройствах, позволяет в режиме реального времени оперативно получать данные о слухе, сохранять результаты и при необходимости предоставлять их специалисту-сурдологу для детального анализа и своевременной диагностики, лечения и медицинской профилактики нарушений слуха [3, 9, 10].

Проблема диагностики слуховой функции у лиц молодого возраста актуальна, а решение вопросов раннего выявления нарушений слуховой функции и своевременное лечение и медицинская реабилитация этих лиц будут способствовать развитию социально адаптированного человека [11,14].

Цель исследования. Повысить эффективность диагностики остроты слуха и динамики его изменений у лиц молодого возраста путем разработки алгоритма динамического аудиологического скрининг-обследования слуховой функции при помощи метода самопроверки слуха.

Материалы и методы. В исследование было включено 80 испытуемых. Испытуемые были разделены на 2 группы: в первую группу вошли студены 1 курса (n=40), во вторую группу -студены 6 курса (n=40). Исследование было разрешено этическим комитетом ВГМУ, и все студены подписали информированное согласие.

Нами было использовано бесплатное высокоранговое приложение «Проверка слуха» (англ. Hearing Test, Wroclaw Medical University и Wroclaw University of Science and Technology) для смартфона или планшета, которое находится в свободном доступе [8]. Для исследования было необходимо: установить приложение из Google play "Проверка слуха" от e-audiologia.pl (находится в бесплатном доступе) на смартфон или планшет, подключить наушники, выбрать тихое место и следуя инструкции пройти проверку слуха.

Идентификация нарушения слуха основывалась на методе тональной аудиометрии. В качестве тестового сигнала подавался тональный сигнал заданной частоты с нарастающей амплитудой (250 Hz, 500Hz, 1kHz, 2kHz, 6kHz, 8kHz) и интенсивностью звука с шагом 5dB. Тест проводился дважды самостоятельно каждым студентом. В момент, когда пользователь начинал слышать тон, он нажимал на кнопку (рис. 1) [8]. Скриншот результата исследования, с опцией степень утраты слуха, отправлялся на электронную почту и далее происходила оценка полученных данных (рис. 2, 3). Длительность исследования составила около 5 минут. Все результаты исследования, имена участников, результаты дополнительных консультаций сохранялись в строгой конфиденциальности.

Для оценки результатов исследования выполняли статистический анализ данных с использованием Statistica 10.0. Т-критерий Стьюдента для оценки слуха в 2 группах испытуемых. P <0,05 был установлен в качестве стандарта статистической значимости различий.

Рисунок 1. Тональная аудиометрия является основным методом обследования слуха, который позволяет определить степень потери слуха на разных частотах звукового сигнала

о 10 20 30 " 40 . 50 60 70 80 90 100

ТОНАЛЬНАЯ АУДИОМЕТРИЯ

(воздушное звукопроведение)

ВПРАВО

125 250 500 1000 2000 4000 8000 ^[Нг]

1500 3000 6000 10000

С

У э- 5

ч <

>

к;

0 10

20 30 ? 40 [ 50 ~ 60 70 80 90 100

ВЛЕВО

125 250 500 1000 2000 4000 8000 /"[ Нг)

N / 1500 3000 6000 10000

/ ч ( \ (

N / / V ? \ ? ч

/ * V

\ у

л / / ч

Рисунок 2. Тональная пороговая аудиометрия у пациента К, 18 лет, с легкой степенью двусторонней тугоухости.

12:35 О • О га ^ а № »1 .1(1 98% 0

Проверка слуха О. •

9 сент. 2020 г.

12:35:07 АМ

0

10

20

30

—1 X 40

со тэ 50

■— 60

70

80

90

100

ТОНАЛЬНАЯ АУДИОМЕТРИЯ 125 250 500 1000 2000 4000 8000 /~[Нг]

1500 3000 6000 10000

а А льщ Й сл Ух

0 7 Р" гЧ

Пегкая фор ма п этер 1 сл^ М 3

С редня 1 фо >ма юте[ и сл /ха

1 яжела ч фо )ма 1 юте; и сл /ха

Г. 1ухо- а

III

' калибре.

Рисунок 3. Возможности программы «Проверка слуха»: тональная аудиометрия с помощью комплектных наушников и заданных коэффициентов

Результаты. Метод самопроверки слуха, проводимый на мобильных устройствах, позволил выявить нормальный слух у 28 (70%) студентов 1 курса и 34 (85%) студентов 6 курса ВГМУ. При этом у 12 (30 %) студентов 1 курса и 6 (7,6%) студентов 6 курса выявлена потеря слуха от легкой до тяжелой формы.

Так среди студентов 1 курса у 2 (5%) студентов выявлена легкая форма потери слуха на тонах 250 500Ш, 1к№, 2к№, 6кШ, 8к№, 10 кШ, у 3 (7,5%) студентов - легкая форма потери слуха на тонах 250 Ш, 500Ш, у 1 (2,5%) студента выявлена тяжелая форма потери слуха слева и средняя форма потери слуха справа на тонах 250 500Ш, 1к№, 2к№, 6к№, 8кШ, 10 кШ.

Среди студентов 6 курса у 3 (7,5%) студентов выявлена легкая двусторонняя форма потери слуха на низких тонах 250 Ш, 500Ш, 1к№, у 2 (5%) студентов - легкая форма потери слуха на тонах 250 Щ 500Щ 1кЩ 2кЩ 6кЩ 8кШ, 10 кШ, у 5 студентов (12,5%) выявлена односторонняя (справа) легкая форма потери слуха на тонах 2кШ, 6к№, 8к№, 10 кИ и у 2 (5%) студентов выявлена односторонняя (слева) легкая форма потери слуха на тонах 250 Ш, 500Ш, 1кЩ 2к№, 6кЩ 8кЩ 10 кШ.

Выводы.

1. Метод самопроверки слуха, проводимый на мобильных устройствах, позволяет в режиме реального времени оперативно получать данные о слухе, сохранять результаты и при необходимости предоставлять их специалисту-сурдологу для детального анализа и своевременной диагностики, лечения и медицинской профилактики нарушений слуха. Метод самопроверки слуха особенно актуален в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

2. Метод самопроверки слуха, проводимый на мобильных устройствах, позволил выявить нормальный слух у 28 (70%) студентов 1 курса и 34 (85%) студентов 6 курса. У 12 (30 %) студентов 1 курса и 6 (7,6%) студентов 6 курса выявлена потеря слуха от легкой до тяжелой формы. Результаты, полученные нами при проведении скрининг-исследования слуховой функции у лиц молодого возраста методом самопроверки слуха, предопределяют необходимость скрининг-исследования слуховой функции у лиц молодого возраста. Показана значимость исследования динамики изменений слуховой функции у лиц молодого возраста, учитывая большое количество неблагоприятных факторов, воздействующих на слуховой анализатор в молодом возрасте.

3. Предложенный алгоритм динамического аудиологического скрининг-обследования слуховой функции при помощи метода самопроверки слуха предназначен для использования в практике врачей-оториноларингологов, врачей-сурдологов и других врачей-специалистов в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь пациентам с диагнозом тугоухость (МКБ-10 H90). Полученные в ходе исследований результаты используются в учебном процессе: при проведении практических занятий и семинаров со студентами и врачами-ординаторами на клинических базах кафедр медицинских ВУЗов.

4. Предлагаемый алгоритм обследования слуховой функции у лиц молодого возраста может служить основанием для внедрения аудиологического скрининга лиц данного возраста в национальную программу скрининга новорожденных детей в раннем постнатальном периоде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература.

1. Курак Ж. В. Нейросенсорные нарушения слуха, формирующие ограничения жизнедеятельности у детей: диагностика, медицинская реабилитация: дис. - 2019.

2. BallM. J., Lillis J. E-health: transforming the physician/patient relationship //International journal of medical informatics. - 2001. - Т. 61. - №. 1. - С. 1-10.

3. Blaya J. A., Fraser H. S. F., Holt B. E-health technologies show promise in developing countries //Health Affairs. - 2010. - Т. 29. - №. 2. - С. 244-251.

4. Bright T., Pallawela D. Validated smartphone-based apps for ear and hearing assessments: a review //JMIR rehabilitation and assistive technologies. - 2016. - Т. 3. - №. 2. - С. e13.

5. Hoque M. R., Bao Y., Sorwar G. Investigating factors influencing the adoption of e-Health in developing countries: A patient's perspective //Informatics for Health and Social Care. - 2017. - Т. 42. -№. 1. - С. 1-17.

6. Huddle M. G. et al. The economic impact of adult hearing loss: a systematic review //JAMA otolaryngology-head & neck surgery. - 2017. - Т. 143. - №. 10. - С. 1040-1048.

7. Lin F. R., Niparko J. K., Ferrucci L. Hearing loss prevalence in the United States //Archives of internal medicine. - 2011. - Т. 171. - №. 20. - С. 1851-1853. 8. Masalski M, Grysifiski T, Kr^cicki T. Hearing tests based on biologically calibrated mobile devices: comparison with pure-tone audiometry //JMIR mHealth and uHealth. - 2018. - Т. 6. - №. 1. - С. e10.

9. Peer S., Fagan J. J. Hearing loss in the developing world: evaluating the iPhone mobile device as a screening tool //South African Medical Journal. - 2015. - Т. 105. - №. 1. - С. 35-39.

10. Renda L. et al. Smartphone based audiometric test for confirming the level of hearing; is it useable in underserved areas //J Int Adv Otol. - 2016. - Т. 12. - №. 1. - С. 61-6.

11. Ross J. et al. Factors that influence the implementation of e-health: a systematic review of systematic reviews (an update) //Implementation science. - 2016. - Т. 11. - №. 1. - С. 146.

12. Sliwifska-Kowalska M., Zaborowski K. WHO environmental noise guidelines for the European region: a systematic review on environmental noise and permanent hearing loss and tinnitus //International journal of environmental research and public health. - 2017. - Т. 14. - №. 10. - С. 1139.

13. Stenfelt S. et al. e-Health technologies for adult hearing screening //Audiology Research. - 2011. - Т. 1. - №. 1.

14. Yousuf Hussein S. et al. Smartphone hearing screening in mHealth assisted community-based primary care //Journal of telemedicine and telecare. - 2016. - Т. 22. - №. 7. - С. 405-412.

15. Zaman S. B. et al. Contexts and opportunities of e-health technology in medical care //Journal of Medical Research and Innovation. - 2017. - Т. 1. - №. 2. - С. AV1-AV4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.