Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
598
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КОМОРБИДНОСТЬ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарёва Татьяна Александровна

Проблема и цель. В статье исследуется проблема коммуникативного развития детей с дизартрией. Цель статьи: выявить особенности вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией (в частности с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии) и доказать наличие уровней коморбидности исследуемых расстройств. Методология. Методологической основой исследования стали научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению языка и речи, движений при организации коммуникативного развития детей с дизартрией (работы Л. В. Лопатиной, О. Г. Приходько, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, M. Robb, K. Wermke). Программа исследования была дополнена инновационной технологией, функционирующей на основе биологической обратной связи - Пабло Систем (Pablo System). Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций города Москвы. Выборку составили 450 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии) и 450 их сверстников, не имеющих нарушений речи. Результаты. В статье рассматриваются вопросы междисциплинарного исследования речеязыковых и двигательных расстройств у детей с дизартрией (легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, стертой дизартрии, минимальных дизартрических расстройств) в узусе определения их созависимости, сопряжености. В результате исследования были выявлены вариативные особенности нарушений речеязыковых и двигательных расстройств у детей с дизартрией. Определены общие и специфические ошибки речеязыковых и двигательных нарушений у дошкольников экспериментальной группы. Выделены и научно обоснованы уровни коморбидности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией. Заключение. Обобщаются выявленные особенности вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гарёва Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING PECULIARITIES OF VARIABILITY OF SPEECH, LANGUAGE AND MOTOR PROCESSES IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Introduction. The author investigates the problem of communicative development of children with dysarthria. The purpose of the research is to reveal the characteristic features of the variability of speech and motor processes in children with dysarthria (in particular, with a mild degree of pseudobulbar dysarthria) and to prove the existence of comorbidity levels of the disorders under study. Materials and Methods. The research is based on international and Russian refereed studies into language and speech, movements for organizing the communicative development of children with dysarthria (L. V. Lopatina, O. G. Prikhodko, T. V. Tumanova, T. B. Filicheva, G. V. Chirkina, Michael Robb, Kathleen Wermke). The research program was complemented by the application of an innovative technology based on biofeedback - Pablo System. The experimental study was conducted at preschool educational settings in Moscow (the Russian Federation). The sample consisted of 450 older preschool children with dysarthria (with a mild degree of pseudobulbar dysarthria) and a similar number of peers without speech disorders. Results. The article describes a modern interdisciplinary problem of studying speech and language and movement disorders in children with dysarthria (mild degree of pseudobulbar dysarthria, erased dysarthria, minimal dysarthric disorders) in the context of determining their codependency and conjugation. The study revealed variative characteristics of speech and language disorders and movement disorders in children with dysarthria. General and specific errors of speech and language and motor disorders in preschoolers of the experimental group were determined. The levels of comorbidity of speech-language and motor processes in children with dysarthria have been identified and scientifically substantiated. Conclusions. In conclusion, the author summarizes the main features of the variability of speech, language and motor processes in children with dysarthria.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

2021, том 11, № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

© Т. А. Гарёва DOI: 10.15293/2658-6762.2106.02

УДК 376.1 (082)

Исследование особенностей вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией

Т. А. Гарёва (Москва, Россия)

Проблема и цель. В статье исследуется проблема коммуникативного развития детей с дизартрией. Цель статьи: выявить особенности вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией (в частности с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии) и доказать наличие уровней коморбидности исследуемых расстройств.

Методология. Методологической основой исследования стали научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению языка и речи, движений при организации коммуникативного развития детей с дизартрией (работы Л. В. Лопатиной, О. Г. Приходько, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, M. Robb, K. Wermke). Программа исследования была дополнена инновационной технологией, функционирующей на основе биологической обратной связи - Пабло Систем (Pablo System). Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций города Москвы. Выборку составили 450 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии) и 450 их сверстников, не имеющих нарушений речи.

Результаты. В статье рассматриваются вопросы междисциплинарного исследования речеязыковых и двигательных расстройств у детей с дизартрией (легкой степенью псевдобуль-барной дизартрии, стертой дизартрии, минимальных дизартрических расстройств) в узусе определения их созависимости, сопряжености. В результате исследования были выявлены вариативные особенности нарушений речеязыковых и двигательных расстройств у детей с дизартрией. Определены общие и специфические ошибки речеязыковых и двигательных нарушений у дошкольников экспериментальной группы. Выделены и научно обоснованы уровни коморбидности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.

Заключение. Обобщаются выявленные особенности вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.

Ключевые слова: речеязыковые процессы; двигательные процессы; биологическая обратная связь; коморбидность вербальных и невербальных процессов; легкая степень псевдобульбар-ной дизартрии; корреляционный анализ; кластерный анализ.

Постановка проблемы

На современном этапе становления логопедической науки и практики актуальными являются вопросы углубленного изучения

языка и речи, этиопатогенеза дизартрии, проектирования, разработки и апробации наиболее эффективных технологий, методов и приемов выявления и устранения вербальных и

Гарёва Татьяна Александровна - ассистент, кафедра логопедии, Московский государственный

областной университет.

E-mail: [email protected]

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

2021, том 11, № 6

невербальных расстройств у детей с дизартрией 1 [1; 2]. Язык является важнейшим инструментом познания окружающего мира, приобретения опыта социального, познавательного и коммуникативного взаимодействия с ним. Познание окружающего мира осуществляется посредством сенсорного и рационалистического опыта, выходящего за пределы человеческого сознания и отражающего категориальный строй языка в виде элементарных понятий - слов. Накопление субъективного опыта длится на протяжении всей жизни человека, постепенно усложняясь и со-вершенствуясь2.

Речь рассматривается как психофизиологический механизм продуцирования речевого высказывания во внешней план - устную или письменную речь [3]. Познание ребенком предметов окружающего мира, усвоение значений слов, характер условных связей находится в прямой зависимости от развития психомоторики. Важную роль в развитии движений человека играют кинестезии, локализованные в мышцах, сухожилиях, суставах (про-приоцептивная чувствительность). Моторная реализация речевого высказывания обеспечивается следующими механизмами [4]:

- подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути координируют работу периферического речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляторного), а также отвечают за распределение мышечного тонуса, интонационную окраску речи;

ISSN 2658-6762

- проводящая система отвечает за трансформацию импульсов от нижележащих отделов к центральным;

- кора головного мозга обеспечивает иннервацию мышц периферического речевого аппарата.

Данные мозговые структуры отвечают не только за реализацию моторной программы речевого высказывания, но и за обратную кинестетическую связь, состояние мышечной системы артикуляционного аппарата, формирование теменно-височной и премоторно-лоб-ных структур головного мозга [5].

В зарубежной теории J. Dockrell, G. Lindsay [6] также описаны три стадии становления двигательной сферы ребенка:

1) когнитивная фаза определяется освоением новых двигательных навыков при активном взаимодействии с окружающим пространством посредством стимуляционного воздействия различных сенсорных систем;

2) ассоциативная фаза характеризуется формированием новых моторных навыков в зависимости от состояния психофизиологических возможностей ребенка;

3) автономная фаза направлена на закрепление полученных двигательных навыков при активизации клеток «зеркальной нейронной системы», которая является частью перцептивных, моторных навыков.

Л. А. Венгер3 выделил следующие этапы перцептивного развития детей: поиск и анализ поступающей информации от внешних стиму-

http://sciforedu.ru

Филатова И. А. Дифференцированные программы

психолого-педагогического сопровождения до-

школьников с дизартрией и недоразвитием пространственного восприятия // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. - 2016. - С. 152-159.

2 Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного): автореф. дис. ...на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. - М., 2016. - 23 с.

3 Венгер Л. А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

32

2021, том 11, № 6

лов; дифференциация принципиальных отличий и идентификации отдельных групп. Согласно нормативным показателям зрительно-двигательная координация возникает ко второму полугодию жизни ребенка, когда наблюдается достаточно моторных возможностей кистей и пальцев рук для регулирования зрительного образа предмета. Перцептивные действия представляют собой индивидуальный пространственный опыт ребенка и его моторные возможности, направленные на познание окружающей действительности. Становление соматосенсорной обратной связи (проприоре-цепции) способствует воспроизведению точных, дифференцированных речедвигательных координаций и произнесению фонем родного языка4.

Недостатки речеязыковых и двигательных процессов имеют вариативную степень выраженности и специфику их проявлений, коморбидности у детей дошкольного и школьного возраста с дизартрией.

Научно-теоретические аспекты углубленного изучения дизартрии у детей способствуют установлению и расширению междисциплинарных исследований нарушенных функций и процессов, апробации их результатов на практиках обучения детей с дизартрией в системе образования, здравоохранения и социальной защиты5 [7; 8].

Изначально вопросы изучения дизартрии ограничивались исследованиями фонетических недостатков речи в различных отраслях медицины и сурдопедагогике и были определены как расстройства артикуляции речи и

ISSN 2658-6762

дикции6. Появившееся понятие «дизартрия» во второй половине XIX в. способствовало возникновению и развитию принципиально новых научных взглядов, появлению аппаратных технологий исследования недостаточности функционирования мышц периферического артикуляционного аппарата. Уже в начале XX в. дизартрия стала рассматриваться как речевое расстройство, возникшее вследствие нарушения кинестетической и проприо-цептивной чувствительности. Превалирующими расстройствами у детей при этом нарушении речи являются трудности моторного (фонетического) оформления речевого высказывания, интонационных модуляций голоса.

Дифференциальная диагностика дизартрии у детей является дискуссионным вопросом в современной логопедии7. Дизартрия отличается от дислалии наличием специфических расстройств произносительной стороны речи, проведением длительной, систематичной комплексной работы, необходимость пролонгированного контроля за состоянием сформированных речевых навыков. Чаще всего дизартрии у детей проявляются вследствие патологии центральной нервной системы - детского церебрального паралича, перинатальной энцефалопатии и т. д. В специальной литературе8 существует ряд терминов для обозначения данной формы речевого расстройства у детей: стертая дизартрия, минимальные ди-зартрические расстройства, степень выраженности дизартрии (легкая, средняя (умеренно выраженная) и тяжелая (анартрия)). Для опи-

http://sciforedu.ru

4 Венгер Л. А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

5 Туманова Т. В. Персонифицированные средства в ло-

гопедической работе с детьми с общим недоразви-

тием речи, имеющими нарушения зрения // Иннова-

ционные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: материалы I

Межд. междисциплинар. науч. конф. 17-19 апреля 2019. - М. 2019. - С. 469-474.

6 Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 141 с.

7 Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Логопедия. Дизартрия. - М.: Владос, 2016. - С. 20-35.

8 Там же.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

33

2021, том 11, № 6

сания форм дизартрии при детском церебральном параличе используются следующие термины: спастико-перетическая форма дизартрии, спастико-ригидная форма дизартрии, гиперкинетическая форма дизартрии, атактиче-ская форма дизартрии и смешанные формы дизартрии. Исследования дизартрии у детей показывают различные формы проявления данного речевого расстройства по принципу локализации мозгового поражения: стертая спастическая (паретическая) дизартрия, стертая экстрапирамидная дизартрия9.

Особое значение в ряде наук, в том числе и логопедии, придавалось исследованию важнейшего диагностического маркера при дизартрии - внятности, четкости, разборчивости речи. Наиболее распространенной формой дизартрии у детей является легкая степень выраженности псевдобульбарной дизартрии 10 . Особенность внятности речи у детей зависит от тяжести нарушений функционирования черепно-мозговых нервов (лицевого, языкогло-точного, подъязычного, блуждающего), сфор-мированности навыков слухового самоконтроля. В зависимости от состояния сфор-мированности различных компонентов рече-языковой системы у детей с дизартрией могут быть отдельные фонетические недостатки, фо-нетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровней речевого развития). В современной логопедии11 существуют и классификации дизартрии по локализации нарушений черепно-мозговых нервов в коре головного мозга (бульбарная,

ISSN 2658-6762

мозжечковая, экстрапирамидная, псевдобуль-барная, корковая (постцентральная, прецен-тральная, мезеэнцефально-диэнцефальная).

Современные теории изучения этиопато-генеза дизартрии основаны на углубленном анализе психофизиологических механизмов исследований взаимовлияния в процессе развития и формирования двигательного анализатора и речи. Так, к моменту рождения ребенка оба полушария головного мозга имеют равнозначную функцию. По мере поступательного становления проприоцептивных функций от активно развивающейся руки формируется доминантное полушарие, начинается активный рост третьего слоя коры головного мозга (например, у правшей - левое полушарие), что является экспериментальным доказательством связи речи и моторики у детей. Двигательная проекция органов речи занимает нижнюю часть передней центральной извилины (поле 43). А процесс координации движений происходит в центре Брока (поля 44 и 45). Следовательно, стимуляция двигательной сферы оказывает существенное влияние на активизацию речевого развития12. Колоссальное значение для развития речевых и языковых процессов отводится мышцам предплечья и первым пальцам рук. Функционирование мышц сгибателей напрямую зависит от работы моторных центров в головном мозге. Согласованные движения пальцев рук формируются у ребенка уже на стадии младенческого возраста. Кроме того, вертикализация ребенка, формирование диафрагмального дыхания напрямую зависит от опоры движений плечевого пояса. Благо-

http://sciforedu.ru

9 Приходько О. Г. Дифференцированный массаж в системе логопедической работы при коррекции дизарт-рических расстройств у детей. - М.: Русская речь, 2013. - 58 с.

10 Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ,

2005. - 141 с.

11 Мачинская Р. И., Фарбер Д. А. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в пред-школьном и младшем школьном возрасте. - М.: МОДЭК, 2014. - 440 с.

12 Там же.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

34

Science for Education Today

2021, том 11, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

даря движениям рук активизируются ладонные рецепторы, кинестетические и проприо-цептивные ощущения. В дальнейшем эти движения служат основой для накопления сенсо-моторного опыта ребенка и формирования его пространственных представлений. Мотиваци-онная готовность к развитию речи возникает на стадии эгоцентрической речи, которая закладывает способность ребенка оперировать языковыми знаками. К году у детей закрепляются прочные ассоциации между словом и предметом. Развитие импрессивной и экспрессивной речи связано с морфофункциональным созреванием речевых центров в доминантном полушарии.

На развитие речи ребенка оказывает влияние зрелость и сохранность центрального и периферического речевого аппарата, сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной). Познание ребенком предметов окружающего мира, усвоение значений слов, характер условных связей находятся в прямой зависимости от развития психомоторики.

В зарубежных исследованиях представлен многоаспектный анализ проявлений нарушенного развития при дизартрии [9; 10]. Отмечается, что у детей с дизартрией возникает дискоординационная, мышечная слабость лицевой и артикуляционной мускулатуры. При данной речевой патологии нарушены следующие компоненты речевой системы: фонетика, фонология, физиологическое и фонационное дыхание, просодика. В основе речевой патологии находятся нейромышечные расстройства,

13 Svec J. G. Recent Recommedation on Instrumental Voice Assessment Protocols // 30-th World Congress of the IALP. Creating the Future Now: Advancing Research and Clinical Practice. Programme and Abstract Book, 2019. URL: http://ialpdublin2016.org

14 Robb M., Wermke K. Acoustic Evaluation of Infant Crying: Past and Present // Advancing Research and Clinical

Practice Programme and Abstract Book 21-25 August 2019. URL: http://ialpdublin2016.org;

оказывающие влияние на точность, мышеч-

13

ную координацию речевого аппарата13.

Современные исследования в области кинетической апраскии у детей с дизартрией, выполненные группой ученых14 [11; 12], свидетельствуют о корреляции артикуляционной апраксии различной степени выраженности с дефицитом нейромускульной стимуляции. Данные трудности приводят к ошибкам в распознавании фонем родного языка и просодики. По итогам исследований была сформулирована концепция работы с детской апрак-сией и моторным планированием. Предложенная терапия основана на использовании тактильной стимуляции и наиболее значимого, ключевого словаря, формировании фонематических процессов15 [13].

В связи с этим в новейших российских и зарубежных учениях и теориях, рассматривающих вопросы коррекции и реабилитации лиц с нарушениями речи, артикуляции и дикции, в том числе и дизартрии, возникает необходимость расширения научной базы изучения дизартрии и методологии проведения новых исследований, а также потребность в разработке наиболее эффективных технологий, способствующих восстановлению нарушенных процессов в узусе сопряженности вербальных и невербальных расстройств у детей с дизартрией.

Цель статьи - выявить особенности вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией (в частности с

Maasen B., van Haaften L. CAL: A Computer Articulation Insstrument for the Assessment of Speech Disorders in Children // Advancing Research and Clinical Practice Programme and Abstract Book 21-25 August 2019. URL: http://ialpdublin2016.org 15 van den Berg R., Kouwenderg M. Quality of Life in children with Specific Language Impairment // 30-th World Congress of the IALP. Creating the Future Now: Advancing Research, 2019. URL: http://ialpdublin2016.org

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

35

2021, том 11, № 6

легкой степенью псевдобульбарной дизартрии) и доказать наличие уровней коморбидно-сти исследуемых расстройств.

Методология исследования

Методологической основой исследования стали научные труды российских и зарубежных исследователей, посвященные изучению языка и речи, движений при организации коммуникативного развития детей с дизартрией (работы Л. В. Лопатиной16, О. Г. При-ходько17, Т. В. Тумановой и Т. Б. Филичевой18, Г. В. Чиркиной19, M. Robb [12], K. Wermke [11] и других исследователей 20 [14-17]). Программа исследования была дополнена инновационной технологией, функционирующей на основе биологической обратной связи - Пабло Систем (Pablo System)21.

Экспериментальное исследование особенностей речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией осуществлялось посредством модифицированной расширенной диагностической программы изучения, составленной на основе интегративного единства классических и современных информационно-технологических средств выявления и устранения вербальных и невербальных рас-

ISSN 2658-6762

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стройств. Методологическую основу исследования составили общепринятые подходы в отечественной логопедии (организационные, эмпирические, методы количественно-качественного анализа и интерпретационные методы).

Реализация программы констатирующего эксперимента осуществлялась на базе дошкольных образовательных организаций города Москвы с 2006 по 2019 гг. За этот период исследование охватило 450 детей дошкольного возраста 6-7 лет, имеющих дизартрию. Анализ логопедических заключений, анамнестических и биографических сведений выявил наличие неблагоприятных факторов в пренатальный, интернатальный и ранний постнатальный периоды развития детей.

Помимо детей с дизартрией в экспериментальную группу были включены 450 детей 6-7 лет без наличия каких-либо отклонений в психофизическом и речевом развитии (сопоставительная группа).

Совокупность данных сведений позволила унифицировать систему оценивания результатов изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией на основе анализа системно-деятельностного под-

http://sciforedu.ru

16 Лопатина Л. В. Теоретическое обоснование логопедической работы по преодолению нарушений фонологической системы языка у дошкольников со стертой дизартрией // Школьный логопед. - 2019. - № 3. - С. 2529.

17 Приходько О. Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. - 2010. - № 4. - С. 57-79.

18 Туманова Т. В., Филичева Т. Б. Персонификация в

логопедической работе с детьми с общим недоразви-

тием речи // Воспитание и обучение детей с наруше-

ниями развития. - 2017. - № 8. - С. 18-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32647319; Filicheva T., Tumanova T. Speech therapy work with children having specific language impairment: algorythms and personalisation // Learning Disabilities - Neurological Bases,

Clinical Features and Stratigies of Intervention / Ed. S. Misciagna. - 2019. DOI:

http://dx. doi.org/10.5772/intechopen. 91185

19 Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. -М.: Аркти, 2003. - 240 с.

20 Панченко-Миль И. Н. Дизартрические и анартриче-ские расстройства речи у детей с ДЦП и особенности логопедической работы с ними. - М.: Парадигма, 2019. - 312 с.

21 Гарева Т. А. Компьютерно-аппаратные технологии в формировании речеязыковых процессов у детей с легкой степенью дизартрии // Сборник статей по материалам форума «Школа 20: 35», в рамках дней науки МГПУ. - М.: МГПУ. 2019. - С. 17-24.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

36

2021, том 11, № 6

хода, предполагающего учет сформированно-сти навыков самостоятельной деятельности и поэтапности выполнения предложенных диагностических проб.

Основой составления программы экспериментального исследования речеязыковых процессов стали труды отечественных ученых в области коррекционной педагогики и лого-педии22. Программа экспериментального исследования состояла из ряда взаимосвязанных диагностических проб, позволяющих учитывать всю совокупность системы изучения речи и языка как единство вербальных целенаправленных речевых действий, умений и навыков, ориентированных на осуществление полно-

23

ценной коммуникации23.

Исследование двигательных процессов состояло из ряда широко известных в различных отраслях медицины, психологии и педагогики диагностических проб, способствующих выявлению и углубленному анализу двигательных действий по визуальному, тактильно-кинестетическому образцу и по переносу поз в условиях усложненной двигательной задачи. Программа исследования двигательных процессов была существенно расширена за счет принципиально новых приемов диагностических изучений посредством применения информационно-коммуникативного обеспечения Пабло Систем, функционирующего на основе биологической обратной связи и предполагающего изучение силы и объема движений в сагиттальной и фронтальной плоскостях в следующем виде:

- сформированность объемных движений в плечевом суставе (изучение возможностей абдукции руки в плечевом суставе из нижнего положения в направлении вперед/вниз; изучение возможностей абдукции

ISSN 2658-6762

руки в плечевом суставе из нижнего положения в направлении вверх/вниз);

- изучение объема движений предплечья при сгибании/разгибании в локтевом суставе (изучение возможностей абдукции предплечья в локтевом суставе из нижнего положения в направлении в сторону, вверх/вниз; изучение возможностей пронации/супинации предплечья в локтевом суставе);

- изучение объема движений кисти руки при флексии/экстензии в лучезапястном суставе (изучение возможностей отведения/приведения при тыльном сгибании по вертикальной оси; изучение возможностей локтевых/лучевых поворотов кисти по горизонтальной оси);

- изучение изометрической силы мышц органов дистальных отделов руки (изучение силы цилиндрического удержания кисти; изучение силы цилиндрического выпрямления кисти; изучение силы щипкового удержания; изучение силы бокового удержания; изучение силы захвата пальцами в трех точках).

Результаты исследования

По результатам реализации программы изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией был проведен подробный количественно-качественный анализ, который представлен в тексте статьи в виде описательной части научно-исследовательской работы и таблицы. У всех дошкольников экспериментальной группы была выявлена дизартрия, охарактеризованная как легкая степень выраженности псевдобульбарной дизартрии (стертая дизартрия, минимальные дизартрические расстройства). Из выборки экспериментальной группы были исключены дети, имеющие другие недостатки развития

http://sciforedu.ru

22 Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. - 23 Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Дизартрия. - М.:

М.: Аркти, 2003. - 240 с. Владос, 2009. - 286 с.

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

37

2021, том 11, № 6

(слуха, зрения и т. д.). Родной язык у всех детей, входивших в состав экспериментальной группы, - русский. Дошкольники с двуязычием или билингвизмом также не входили в

ISSN 2658-6762

состав экспериментальной группы. Данные анамнестического развития детей экспериментальной группы представлены в таблице 1.

http://sciforedu.ru

Таблица 1

Сведения об истории развития детей экспериментальной группы

Table 1

Information about the history of the development of children in the experimental group

Периоды развития ребенка Наличие неблагоприятных факторов развития % соотношение

Пренатальный период развития Хроническая внутриутробная гипоксия плода 45 %

Морфофункциональная незрелость плода 23 %

Латентные и хронические заболевания матери во время беременности 12 %

Перинатальный период Обвитие плода пуповиной, узел на пуповине 12 %

Оперативные роды 54 %

Асфиксия, затяжные или стремительные роды, слабость родовой деятельности 24 %

Ранний постнатальный период развития Задержка в становлении довербального, речевого и физического развития 87 %

Результаты педагогического наблюдения за дошкольниками экспериментальной группы выявили трудности вербализации собственных действий в процессе планирования и разворачивания плана учебной и сюжета игровой деятельности в условиях поставленной педагогом задачи и образца, трудности сличения выполненных действий и сформированности навыков самоконтроля за правильностью выполненных заданий.

Анализ констатирующей части исследования выявил наличие у детей с дизартрией общих (типичных) ошибок, обусловленных особенностями нарушения фонетического и интонационного оформления речи, трудностями дифференциации фонологических парадигм, двигательных особенностей мышц артикуляционного аппарата, и специфических,

связанных с особенностями сформированно-сти лексической системности, морфологических категорий слов, синтаксического оформления фразы и связной (монологической) речи, двигательных особенностей плечевого пояса, кистей и пальцев рук (силы и объема движений). Совокупность данных сведений была интерпретирована на основе современных методов математико-статистического анализа - корреляционного, проведенного посредством формулы коэффициента знаковой корреляции Кендалла, и кластерного, составленного на основе интеграционной совокупности средне взвешенных арифметических значений по каждому параметру исследования.

Последовательный и комплексный анализ экспериментальной части проведенного исследования существенно расширил современные научные представления относительно

Science for Education Today

2021, том 11, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

изученности вариативных особенностей рече-языковых и двигательных процессов у детей с дизартрией (в частности с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии), определения наличия их сопряженности в виде статистически доказанных и эмпирически обоснованных уровней коморбидности (микрокоморбидно-сти, мезокоморбидности, макрокоморбидно-сти), разрешения актуальных противоречий современной теории и практики логопедии.

В результате общего корреляционного анализа в экспериментальной группе были получены значимые показатели корреляционной связи между отобранными параметрами исследования при 0,05 уровне значимости и Ткр = 0,1:

Т между речевыми и двигательными = 0,39;

Т между языковыми и двигательными = 0,39;

Т между речевыми и языковыми = 0,9.

В сопоставительной группе был также проведен корреляционный анализ по аналогичной формуле и получены более высокие, значимые корреляции между исследуемыми параметрами:

Т между речевыми и двигательными = 0,88;

Т между языковыми и двигательными = 0,95;

Т между речевыми и языковыми = 0,84.

Статистический анализ средних арифметических значений выявил наличие трех кластеров из общей выборки дошкольников с дизартрией: с высокими баллами (от 3,4 до 4,20) - 15,2 % дошкольников экспериментальной группы, со средними баллами (от 2,45 до 3,4) - 77,6 % детей экспериментальной группы и с низкими баллами (от 1 до 2,45) - 7,2% детей экспериментальной группы (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

Результаты корреляционного и кластерного анализа у детей ЭГ Results of correlation and cluster analysis in children from EG

№ кластера Параметры кластеризации Количественные показатели

Общих средних значений Коэффициента корреляции Кендалла

1. Кластер с высокими значениями средних показателей и коэффициента корреляции

1.1 Речевые и двигательные - оба высокие 3,4 ; 3 ,3 3 . т = 0,24

1.2 Языковые незначительно выше двигательных 4,2 0 ; 3 , 3 3 т = 0,24

1.3 Речевые незначительно ниже языковых 3,4; 4,20 т = 0,24

2. Кластер со средними значениями средних показателей и коэффициента корреляции

2.1 Речевые незначительно ниже двигательных 2,45; 2,69 т = 0,22

2.2 Языковые незначительно выше двигательных 2,75; 2,69 т = 0,24

2.3 Речевые незначительно ниже языковых 2,45; 2,69 т = 0,19

3. Кластер с низкими значениями средних показателей и коэффициента корреляции

3.1 Речевые значительно ниже двигательных 1,27; 2,15 т = 0,15

3.2 Языковые значительно ниже двигательных 1,07; 2,15 т = 0,16

3.3 Речевые выше двигательных 1,27; 1,07 т = 0,16

Science for Education Today

2021, том 11, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

По данным таблицы 2 видно, что статистические данные по трем кластерам можно условно представить в виде трех уровней ко-морбидности в соответствии с выявленными нарушениями и степени их корреляции внутри каждого кластера и в сравнительном плане между собой: уровень микрокоморбидности (совокупность статистических данных первого кластера), уровень мезокоморбидности (совокупность статистических данных второго кластера) и уровень макрокоморбидно-сти (совокупность статистических данных третьего кластера).

Из состава общей выборки дошкольников с дизартрией совокупность детей, имеющих уровень микрокоморбидности, составила 15,2 %. В состав этой части экспериментальной группы вошли дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием, дизартрией. Речь этих детей была достаточно разборчивая по содержанию. Отмечались отдельные недостатки фонетического оформления речевого высказывания (свистящих, шипящих, сонорных звуков), негрубые ошибки продуцирования слов со сложной звуко-слоговой структурой. Нарушения внешнего, фонетического оформления речевого высказывания, по аналогии с детьми сопоставительной группы, в большинстве случаев имели нестойкий характер. Изучение фонологических парадигм сопряжено с трудностями дифференциации фонем, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Состояние лексических, морфологических категорий слов приближены к параметрам возрастной нормы. Нарушения двигательных процессов представлены отдельными отклонениями в функционировании и подвижности мышц артикуляционного аппарата, кистевого праксиса, проявляющиеся наиболее отчетливо при изменении, увеличении двигательной нагрузки. Данные ошибки

были зафиксированы и исправлены детьми самостоятельно.

Статистическая совокупность дошкольников с уровнем мезокоморбидности составила 77,6 %. В их число вошли дети с ФФН, ОНР III и IV уровней речевого развития, дизартрией. Картина нарушений речеязыковых и двигательных процессов у детей данной подгруппы представлена наиболее широко по сравнению с дошкольниками уровня микроко-морбидности:

- наличие полиморфного нарушения фонетической стороны речи:

- наличие трудностей дифференциации фонем родного языка, в том числе и правильно произносимых;

- наличие отдельных, нестойких недостатков лексической системности, морфологических изменений слов, синтаксического оформления речевого высказывания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение силы и объема движений в плечевом суставе, кистей и пальцев рук;

- наличие недостатков выполнения кинестетической и динамической организации движений кистевого праксиса;

- наличие нарушений мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата и качества выполнения двигательных проб.

Дошкольников экспериментальной группы, имеющих уровень макрокоморбидно-сти, оказалось 7,2 %. Анализ логопедических заключений выявил наличие ОНР III уровня, дизартрию у всех дошкольников этой подгруппы. Нарушения речеязыковых и двигательных процессов представлены наличием системных, взаимосвязанных компонентов всех звеньев исследуемых процессов.

Заключение

Резюмируя результаты констатирующей части проведенного исследования были получены и сформулированы следующие выводы.

Science for Education Today

2021, том 11, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

1. Изучение всех компонентов речеязы-ковых и двигательных процессов проводилось комплексно и последовательно на основе специально разработанной расширенной диагностической программы.

2. Проведенный статистический анализ полученных данных экспериментального исследования позволил выявить и качественно представить уровни коморбидности, позволяющие уточнить структуру выбранного расстройства речи - дизартрии.

Таким образом, были выявлены следующие особенности вариабельности речеязыко-вых и двигательных процессов у детей с дизартрией.

Наличие персональных (общих) и специфических ошибок речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией. К числу общих ошибок были отнесены нарушения фонетического (произносительного) оформления речевого высказывания, трудности построения заданных кинестетических и кинетических артикуляторных программ. Специфические трудности у детей с дизартрией пред-

ставлены недостатками дифференциации фонологических парадигм, ошибок в подборе и актуализации лексической системности и морфологической организации слов, навыков синтаксического структурирования предложений, трудностей выполнения движений в принципиально новых условиях - посредством современных компьютерно-аппаратных средств и информационно-технологических решений, функционирующих на основе биологической обратной связи.

Выделены и экспериментально доказаны уровни коморбидности (сопряженности) рече-языковых и двигательных расстройств у детей с дизартрией: микрокоморбидности, мезоко-морбидности, макрокоморбидности.

Проведенный анализ и полученные выводы по изложенной экспериментальной части исследования внесли существенный методический вклад в разрешение противоречий современной теории и практики логопедии и расширение методологических границ исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Diepeveen S., van Haaften L., Terband H., de Swart B., Maassen B. Clinical Reasoning for Speech Sound Disorders: Diagnosis and Intervention in Speech-Language Pathologists' Daily Practice // American Journal of Speech-Language Pathology. - 2020. - Vol. 29 (3). - P. 1-21. DOI: https://doi.org/10.1044/2020_AJSLP-19-00040

2. Podpora M., Gardecki A., Beniak R., Klin B., Vicario J. L., Kawala-Sterniuk A. Human Interaction Smart Subsystem-Extending Speech-Based Human-Robot Interaction Systems with an Implementation of External Smart Sensors // Sensors (Basel). - 2020. - vol. 20 (8). - P. 2376. DOI: https://doi.org/10.3390/s20082376 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32331291/

3. Цейтлин С. Н. Онтолингвистика в пути // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2018. - № 189. - С. 12-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36685140

4. Михалик М. Нейролингвистические основы логопедической диагностики и коррекции при ранних повреждениях ЦНС // Дефектология. - 2016. - № 2. - С. 60-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26700920

5. Визель Т. Г. Высшие автоматизмы и их полушарная организация: нейропсихологический и нейролингвистический аспекты // Асимметрия. - 2012. - Т. 6, № 2. - С. 35-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17916041

Science for Education Today

2021, том 11, № 6

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

6. Dockrell J., Lindsay G. Supporting children with speech, language and communication needs: an overview of the results of the Better Communication Research Programme // International journal of Language & Communication disorders. - 2014. - Vol. 49 (5). - P. 543-557. DOI: https://doi.org/10.1111/1460-6984.12089 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24961589/

7. Инденбаум Е. Л., Грибова О. Е. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 1 // Дефектология. -2020. - № 4. - С. 20-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43770970

8. Грибова О. Е., Инденбаум Е. Л. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями: проблемные аспекты в подготовке специалистов. Часть 2 // Дефектология. -2020. - № 5. - С. 22-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44142285

9. Caballero Morales S. O., Enriguez G. B., Romero F. T. Speech-Based Human and Service Robot Interaction: an application for Mexican dysarthric people // International Journal of Advanced Robotic Systems. - 2013. - Vol. 10 (1). DOI: https://doi.org/10.5772/54001 URL: https://www.re-searchgate.net/publication/

10. Terband H., Namasivayam A., Maas E., van Brenk F., Mailend M. L., Diepeveen S., van Lieshout P., Maassen B. Assessment of Childhood Apraxia of Speech: A Review/Tutorial of Objective Measurement Techniques // Journal Speech Lang Hear Res. - 2019. - Vol. 62 (8S). - P. 29993032. DOI: https://doi.org/10.1044/2019_JSLHR-S-CSMC7-19-0214 URL: https://pub-med.ncbi.nlm.nih.gov/31465704/

11. Wermke K., Robb M. Fundamental frequency of neonatal crying: does body size matter? //Journal of Voice. - 2010. - Vol. 24 (4). - P. 388-394. DOI: https://doi.org/10.1016/jjvoice.2008.11.002

12. Robb M., Crowell D., Dunn-Rankin P. Sudden Infant Death Syndrome: Cry characteristics // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2013. - Vol. 77(8). - P. 1263-1267. DOI: https://doi.org/10.1016/jijporl.2013.05.005

13. Njiokiktjien C. Developmental dyspraxias and motor disorders. Neural substrates and assessment Suyi Publications Amsterdam. 2020. 392 p. ISBN: 13:978-90-72008-10-7

14. Kent R. D., Weismer G., Kent J. F., Vorperian H. K., Duffy J. R. Acoustic studies of dysarthric speech: methods, progress, and potential // Journal of Communication Disorders. - 1999. -Vol. 32 (3). - P. 141-186. DOI: https://doi.org/10.1016/s0021-9924(99)00004-0 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10382143/

15. Ogar J., Slama H., Dronkers N., Amici S., Gorno-Tempini M. L. Apraxia of speech: an overview // Neurocase. - 2005. - Vol. 11 (6). - P. 427-432. DOI: https://doi.org/10.1080/13554790500263529 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/?term=Apraxia+of+speech%3A+an+overview

16. Kain A., Hosom J.-P., Niu X., Santen J., Fried-Oken M., Staehely J. Improving the intelligibility of dysarthric speech // Speech Communication. - 2007. - Vol. 49 (9). - P. 743-759. DOI: https://doi.org/10.1016/j.specom.2007.05.001

17. Pennington L., Miller N., Robson S., Steen N. Intensive speech and language therapy for older children with cerebral palsy: a systems approach // Development Medicine & Child Neurology. -2010. - Vol. 52 (4). - P. 337-344. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2009.03366.x URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19758364/

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

2021, Vol. 11, No. 6 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2106.02

Tatyana Aleksandrovna Garyova Assistant,

Department of Speech Therapy,

Moscow State Regional University, Moscow, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6974-8365 E-mail: [email protected]

Introduction. The author investigates the problem of communicative development of children with dysarthria. The purpose of the research is to reveal the characteristic features of the variability of speech and motor processes in children with dysarthria (in particular, with a mild degree of pseudobulbar dysarthria) and to prove the existence of comorbidity levels of the disorders under study.

Materials and Methods. The research is based on international and Russian refereed studies into language and speech, movements for organizing the communicative development of children with dysarthria (L. V. Lopatina, O. G. Prikhodko, T. V. Tumanova, T. B. Filicheva, G. V. Chirkina, Michael Robb, Kathleen Wermke). The research program was complemented by the application of an innovative technology based on biofeedback - Pablo System. The experimental study was conducted at preschool educational settings in Moscow (the Russian Federation). The sample consisted of450 older preschool children with dysarthria (with a mild degree of pseudobulbar dysarthria) and a similar number of peers without speech disorders.

Results. The article describes a modern interdisciplinary problem of studying speech and language and movement disorders in children with dysarthria (mild degree of pseudobulbar dysarthria, erased dysarthria, minimal dysarthric disorders) in the context of determining their codependency and conjugation.

The study revealed variative characteristics of speech and language disorders and movement disorders in children with dysarthria. General and specific errors of speech and language and motor disorders in preschoolers of the experimental group were determined. The levels of comorbidity of speech-language and motor processes in children with dysarthria have been identified and scientifically substantiated.

Conclusions. In conclusion, the author summarizes the main features of the variability of speech, language and motor processes in children with dysarthria.

Speech and language processes; Motor processes; Biofeedback; Comorbidity of verbal and nonverbal processes; Mild pseudobulbar dysarthria; Correlation analysis; Cluster analysis.

1. Diepeveen S., van Haaften L., Terband H., de Swart B., Maassen B. Clinical reasoning for speech sound disorders: diagnosis and intervention in speech-language pathologists' daily practice.

Studying peculiarities of variability of speech, language and motor processes in children with dysarthria

Abstract

Keywords

REFERENCES

© 2011-2021 Science for Education Today

All rights reserved

43

2021, Vol. 11, No. 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

American Journal of Speech-Language Pathology, 2020, vol. 29 (3), pp. 1-21. DOI: https://doi.org/10.1044/2020_AJSLP-19-00040

2. Podpora M., Gardecki A., Beniak R., Klin B., Vicario J. L., Kawala-Sterniuk A. Human interaction smart subsystem-extending speech-based human-robot interaction systems with an implementation of external smart sensors. Sensors (Basel), 2020, vol. 20 (8), pp. 2376. DOI: https://doi.org/10.3390/s20082376 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32331291/

3. Ceytlin S. N. Ontolinguistics in process. Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 2018, no. 189, pp. 12-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36685140

4. Mihalik M. Neurolinguistic foundations of logopaedic diagnostics and therapy at early damages of CNS. Defectology, 2016, no. 2, pp. 60-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26700920

5. Viesel T. G. Highest level of automatism and its hemispheric organization: Neuropsychological and neurolinguistics aspects. Asymmetry, 2012, vol. 6 (2), pp. 35-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17916041

6. Dockrell J., Lindsay G. Supporting children with speech, language and communication needs: An overview of the results of the better communication research programme. International Journal of Language & Communication Disorders, 2014, vol. 49 (5), pp. 543-557. DOI: https://doi.org/10.1111/1460-6984.12089 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24961589/

7. Indenbaum E. L., Gribova O. E. Psychological and pedagogical diagnostics of children with speech & language disorders: Problematic aspects in the training of specialists. Part I. Defectology, 2020, no. 4, pp. 20-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44142285

8. Gribova O. E., Indenbaum E. L. Psychological and pedagogical diagnostics of children with speech & language disorders: Problematic aspects in specialists training. Part II. Defectology, 2020, no. 5, pp. 22-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44142285

9. Caballero Morales S. O., Enriguez G. B., Romero F. T. Speech-based human and service robot interaction: An application for Mexican dysarthric people. International Journal of Advanced Robotic Systems, 2013, vol. 10 (1). DOI: https://doi.org/10.5772/54001 URL: https://www.researchgate.net/publication/

10. Terband H., Namasivayam A., Maas E., van Brenk F., Mailend M. L., Diepeveen S., van Lieshout P., Maassen B. Assessment of childhood apraxia of speech: A review/tutorial of objective measurement techniques. Journal Speech Lang Hear Res, 2019, vol. 62 (8S), pp. 29993032. DOI: https://doi.org/10.1044/2019_JSLHR-S-CSMC7-19-0214 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31465704/

11. Wermke K., Robb M. Fundamental frequency of neonatal crying: Does body size matter? Journal of Voice, 2010, vol. 24 (4), pp. 388-394. DOI: https://doi.org/10.1016/jjvoice.2008.11.002

12. Robb M., Crowell D., Dunn-Rankin P. Sudden infant death syndrome: Cry characteristics. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, 2013, vol. 77 (8), pp. 1263-1267. DOI: https://doi.org/10.1016/jijporl.2013.05.005

13. Kent R. D., Weismer G., Kent J. F., Vorperian H. K., Duffy J. R. Acoustic studies of dysarthric speech: Methods, progress, and potential. Journal of Communication Disorders, 1999, vol. 32 (3), pp. 141-186. DOI: https://doi.org/10.1016/s0021-9924(99)00004-0 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10382143/

14. Njiokiktjien C. Developmental dyspraxias and motor disorders. Neural substrates and assessment. Suyi Publications Amsterdam. 2020, 392 p. ISBN: 13:978-90-72008-10-7

15. Ogar J., Slama H., Dronkers N., Amici S., Gorno-Tempini M. L. Apraxia of speech: An overview. Neurocase, 2005, vol. 11 (6), pp. 427-432. DOI: https://doi.org/10.1080/13554790500263529 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/?term=Apraxia+of+speech%3A+an+overview

2021, Vol. 11, No. 6 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

16. Kain A., Hosom J.-P., Niu X., Santen J., Fried-Oken M., Staehely J. Improving the intelligibility of dysarthric speech. Speech Communication, 2007, vol. 49 (9), pp. 743-759. DOI: https://doi.org/10.10167j.specom.2007.05.001

17. Pennington L., Miller N., Robson S., Steen N. Intensive speech and language therapy for older children with cerebral palsy: A systems approach. Development Medicine & Child Neurology, 2010, vol. 52 (4), pp. 337-344. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2009.03366.x URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19758364/

Submitted: 30 September 2021 Accepted: 10 November 2021 Published: 31 December 2021

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2021 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.