УДК 159.9.316.6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
И.Г. Дорошина (Пенза)
Аннотация. Приводятся результаты эмпирического исследования супружеских отношений в семьях с разным уровнем образования. Сравниваются семьи, в которых оба супруга имеют высшее образование, оба супруга не имеют высшего образования и только один супруг имеет высшее образование. Исследуются такие параметры супружеских отношений, как характер общения, распределение ролей, установки, сферы конфликтного взаимодействия, удовлетворенность браком. Описана гендерная идентичность супругов. Ключевые слова: супружеские отношения; характер общения; распределение ролей; установки; сферы конфликтного взаимодействия; удовлетворенность браком; гендерная идентичность; образование; патриархальные и эгалитарные отношения.
Переход от индустриального общества к информационному повлек значительные изменения во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях. Во многих развитых странах изменился тип семейной иерархии, на смену патриархальным отношениям пришли равноправные, в связи с чем семейные отношения стали в большей степени межличностными, а уже потом юридическими и экономическими. Мужчины и женщины обрели свободу в выборе брачного партнёра. Как для заключения брака, так и для расторжения достаточно одного желания супругов.
Современная цивилизация в качестве основополагающего принципа выделяет личностную свободу и индивидуализм. Человек живёт не ради поддержания жизнедеятельности своей общины, а ради собственного счастья. Для удовлетворения всё возрастающих его потребностей мощными темпами развивается наука, расширяется производство, тиражируется культура. В этой бешеной погоне за удовольствиями человек способен сломать любые преграды, устранить любые помехи, даже если помехой являются самые близкие ему люди, члены семьи. Семейные конфликты стали обыденным явлением. Вряд ли найдётся человек, который в течение дня ни разу не высказал бы неудовольствие в адрес супруга или детей. Члены семьи раздражают нас своей несовершенностью, неспособностью радовать каждую минуту, мы тратим на семью своё лучшее время, которое могли бы прожить для себя любимого. Налицо кризис семейных отношений, приведший к огромному количеству разводов, неудовлетворённости большинства супругов своим браком, распространённому семейному насилию, эмоциональному отчуждению детей и родителей. Неблагоприятные супружеские отношения являются наиболее распространённой причиной разводов. А сколько ещё несчастных семей, в которых муж и жена терпят друг друга и сохраняют видимость брака.
Научно-технические, социально-политические преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни и выявили такие проблемы, как кризис семьи, девальвация чувств материнства на социальном и индивидуальном уровнях.
Это породило массу вопросов о том, что будет с человечеством, как оно сможет воспроизводиться в физическом и социальном плане. В связи с этим обозначился рост научно-исследовательского интереса к межличностным супружеским отношениям. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений и их особенностей. Изучение супружеских отношений, а также разработка в дальнейшем программ по их профилактике и коррекции является актуальной мерой сохранения семьи как социального института.
Качество супружеских отношений определяется множеством внешних и внутренних факторов. Это личностные особенности супругов, особенности отношений их родителей, материально-бытовые условия жизни, состав семьи, этническая и религиозная принадлежность, профессия и уровень образования.
Цель данной работы - сравнение особенностей супружеских отношений в семьях с разным образовательным уровнем.
Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений Н.Н. Обозов понимает совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами [2].
Мы рассматриваем супружеские отношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между супругами, основанные на брачных установках, формирующихся в процессе социализации, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний и взаимодействий супругов в процессе семейной жизни.
Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова в супружестве выделяют четыре достаточно независимых уровня отношений: психофизиологический, психологический, социальнопсихологический, социокультурный [1].
На наш взгляд, психофизиологический уровень определяют индивидные характеристики партнеров, а также сексуальная сфера. Исследование данного уровня не входило в цель данной работы. Психологический уровень составляют познавательная и эмоционально-волевая сферы личности супругов, а также характер. Для диа-
96
Социальная психология
гностики этого уровня мы использовали опросник «Измерение установок в семейной паре» (Алешина и др.), тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), опросник маскулинности-феминности С. Бэм. Социально-психологический уровень супружеских отношений включает в себя общение супругов, проявляющееся в 3 его сторонах: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Изучение этого уровня проводилось с помощью опросника «Общение в семье» (Алешина и др.), методики «Распределение ролей в семье» (Алешина и др.), теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алешина и др.). Социокультурный уровень определяется традициями социума: историческими, национальными, религиозными, классовыми и т.д. Мы рассматриваем только одну социокультурную составляющую - уровень образования супругов.
Мы предполагаем, что отношения супругов с более высоким образовательным уровнем характеризуются большей эгалитарностью, удовлетворенностью браком и более низкой конфликтностью. В исследовании приняли участие 250 супружеских пар.
Мы разделили испытуемых на 4 группы: 1) оба супруга без высшего образования; 2) оба супруга с высшим образованием; 3) только жена имеет высшее образование; 4) только муж имеет высшее образование. Можно выделить некоторые особенности супружеских отношений, характеризующих каждую группу.
В семьях с высшим образованием мужчина в среднем старше женщины на 3,5 года. Женщины вступили в последний брак в 22,5 года, а мужчины почти в 26 лет. Мужчины чаще женщин состоят во втором браке. Мужчины несколько больше, чем их жены, удовлетворены браком. В целом эти семьи «скорее благополучные». Мужчины и женщины, имеющие высшее образование, являются андрогинами, хотя женщины более феминны. В целом во всех семьях женщины выполняют все семейные роли, и это отмечают оба супруга. Интересно, что женщины склонны признавать активную сексуальную роль за обоими супругами, а мужчины отдают эту роль женщинам. Оценивая общение в семье, можно отметить, что наиболее высокие показатели наблюдаются по шкалам взаимопонимания, легкости и психотерапевтич-ности общения.
Наиболее конфликтными сферами в семьях с высшим образованием являются проявление доминирования, отношения с родственниками, а с позиции женщин - нарушение ролевых ожиданий. На наш взгляд, андрогинная гендерная идентичность и наличие одинакового уровня образования дают основание обоим супругам бороться за главенство в семье. Мужчина считает, что, несмотря на образование, жена обязана подчиняться мужчине, а женщина требует как минимум равноправия. В то же время женщина не удовлетворена исполнением мужем его семейной роли. Позиция главы семьи предполагает не только право принятия решений, но и обязанность
по материальному обеспечению семьи. Современный мужчина обычно делит обязанности с женой, настаивая на своих приоритетных правах, что порождает семейные конфликты. Менее конфликтными зонами являются воспитание детей и проявление ревности.
Наиболее высокие установки супруги с высшим образованием имеют в отношении романтики, детей и совместной деятельности, причем романтика и совместная деятельность более значимы для женщин, нежели для мужчин.
В семьях без высшего образования мужчины старше женщин в среднем на 2,5 года. Женщины вступили в этот брак в 21,6 года, а мужчины в 24,1 года, т.е. немного раньше, чем супруги с высшим образованием. В семьях без высшего образования жены чаще мужей состоят во втором браке. По удовлетворенности браком эти семьи относятся к скорее благополучным, хотя уровень, по сравнению с предыдущей группой, несколько ниже. Женщины более удовлетворены семейными отношениями, чем их мужья. Все супруги в целом имеют андрогин-ную идентичность, но у мужчин отмечена выраженная тенденция в сторону маскулинности. Только сексуальная роль выполняется обоими супругами, все остальные функции выполняет женщина. Наиболее высокие показатели в семейном общении - во взаимопонимании и легкости общения.
Самой неконфликтной сферой семейного взаимодействия являются нормы поведения. Возможно, супруги имеют заниженные требования к уровню воспитания как себя, так и партнера. Чаще всего конфликты касаются проявления доминирования одним из супругов; женщины чаще мужчин спорят из-за отношений с родственниками.
Наиболее выраженные установки на детей, совместную деятельность и романтику.
В семьях, где только муж имеет образование, он старше жены на 4 (и более) года. Женщины вступили в брак в среднем в 22,3 года, а мужчины в 26,5 года. Женщины чаще состоят во втором браке. Мужчины больше своих жен удовлетворены брачными отношениями, их можно отнести к категории «скорее благополучных», а отношение женщин в целом является скорее неблагополучным. Оба супруга имеют андрогинную гендерную идентичность, хотя женщины, естественно, более феминны. Большинство семейных функций выполняет женщина, только сексуальная функция выполняется обоими супругами и за роль хозяина и хозяйки тоже отвечают чаще оба. Женщины считают, что именно они больше отвечают за материальное обеспечение семьи. Супруги достаточно высоко оценивают взаимопонимание со своей половиной, но и мужчины, и женщины отмечают более активную роль женщины в этом процессе. По психотерапевтичности и легкости общения показатели также высокие.
Сферы семейных конфликтов выражены не так ярко, как в предыдущих группах. Ссоры возникают чаще
97
№ 37
Сибирский психологический журнал
2010 г.
всего из-за нарушения ролевых ожиданий и проявления доминирования одним из супругов. Воспитание детей является более конфликтным вопросом для женщин, чем для мужчин.
Как и в предыдущих группах, эти супруги ориентированы на детей, романтику и совместную деятельность.
В семьях, где высшее образование есть только у жены, муж старше жены менее чем на 3 года. Женщины вступили в брак в среднем в 22,3 года, а мужчины в 25 лет. В этих семьях мужья чаще состоят во втором браке. Поразительное сходство удовлетворенности браком супругов: и те и другие считают себя «скорее благополучными» семьями. В этой группе, несмотря на то, что супруги андрогинны, женщины более маскулинны, чем мужчины. Все роли в большей степени выполняются женой, за исключением сексуальной функции. Инициативу в сексе одинаково проявляют оба супруга. Как и в других типах семей, здесь наиболее выражены взаимопонимание и легкость общения.
Наиболее конфликтной сферой являются отношения с родственниками. Женщины ссорятся из-за воспитания детей, мужчины - из-за проявления доминирования женой. Практически не наблюдается рассогласований норм поведения. Для мужчин совершенно неактуальной является борьба за автономию.
Установки, традиционные для всех типов семей: на детей, совместную деятельность и романтику.
Мы сравнили семьи, в которых оба супруга не имеют высшего образования, с семьями, в которых супруги имеют высшее образование. Предполагаем, что супруги без высшего образования больше ориентированы на патриархальное устройство семьи, в которой муж принимает все важные решения, занимается материальным обеспечением, а жена сосредоточена на детях и бытовых хлопотах. Супруги с высшим образованием, по нашему мнению, чаще создают эгалитарные семьи, делят обязанности пополам, не всегда учитывая, «мужские» они или «женские». В результате проведенного исследования нами достоверно обнаружено, что супруги без высшего образования чаще живут со своими родителями, т.е. в составе расширенной семьи (t = -1,98, p<0,05). По мнению женщин, хозяином семьи чаще является муж (t = -2,11, p<0,05), что соответствует патриархальной установке. У женщин чаще возникают конфликты по вопросам рассогласования норм поведения (t = 2,49, p<0,05). Женщины чаще отрицательно относятся к обсуждению сексуальных тем с мужем (t = 2,47, p<0,05). Мужчины из семей без высшего образования считают, что их жены чаще являются организаторами семейной субкультуры (t = 2,61, p<0,01). Такое поведение соответствует эмоциональной функции (по Т. Парсонсу).
В нашей выборке представлены семьи, в которых только один из супругов имеет высшее образование. Мы сравнили 2 группы, в одной из которых только женщины имеют высшее образование, а в другой - только мужчины. В семьях, где высшее образование есть только у
жены, женщины отмечают большую легкость в общении между супругами (t = 2,12, p<0,05), психотерапевтич-ность общения у них ниже (-2,215), женщины больше ценят деньги (t = 2,208, p<0,05). В семьях, где у жены нет высшего образования, а у мужа есть, женщины больше ценят романтику (t = -1,964, p<0,05). Полученные данные подтверждают нашу гипотезу. Женщины с высшим образованием более прагматичны, возможно, потому что ориентированы на собственный заработок, а не только на доходы мужа. Надо отметить, что мужчины с высшим образованием придают не очень большое значение сексуальной сфере в семейной жизни (t = -2, 07, p<0,05). Это можно объяснить тем, что чем больше человек ориентирован на интеллектуальную сферу, тем больше он отдаляется от природы, от основных биологических инстинктов, которые сублимируются.
Семьи, в которых один из супругов имеет высшее образование, достоверно не отличаются от семей, в которых оба супруга не имеют высшего образования.
Если сравнивать семьи, в которых только жена имеет высшее образование, с семьями, в которых оба супруга имеют высшее образование, можно отметить, что жены считают себя организаторами семейной субкультуры (t = =2,048, p<0,05), женщины конфликтуют из-за нарушения ролевых ожиданий (t = 2,595, p<0,05), рассогласования норм поведения (t = 2,089, p<0,05), проявления доминирования (t = 2,295, p<0,05), мужья из этих семей считают, что воспитание детей в большей степени возложено на плечи жены (t = 1,963, p<0,05), которая также является организатором семейной субкультуры (t = 2,243, p<0,05). Мужчины из этих семей больше конфликтуют из-за проявления автономии (t = 2,268, p<0,05). Мы склонны рассматривать эти конфликты как попытки эмансипации. Женщина, имеющая более высокое образование, нежели муж, стремится как минимум к равноправию, но сталкивается с патриархальной позицией мужа, с его доминированием, не всегда адекватным поведением, его стремлением к автономии от семьи. Мы видим, что такая семья более конфликтна, чем те, в которых супруги имеют одинаковый уровень образования.
В семьях, где только муж имеет высшее образование, жены чаще отвечают за материальное обеспечение семьи (t = 2, 682, p<0,01), возможно, потому, что сфера интеллектуального труда в нашей стране является низко оплачиваемой. По мнению женщин, мужья с высшим образованием менее инициативны в сексе (t = 1,963, p<0,05). В семьях без высшего образования легче протекает процесс супружеского общения, чем в семьях, где у мужа есть высшее образование (t = -2,061, p<0,05). Мы считаем, что это обусловлено одинаковым уровнем образования супругов. Женщины, имеющие мужей с высшим образованием, больше ориентируются на детей (t = 2,062, p<0,05) и в меньшей степени на деньги (t = -2,168, p<0,05). Мы считаем, что эти установки и побудили их выбрать в качестве спутника жизни человека интеллектуального труда. Мужчины с высшим образованием
98
Социальная психология
значительно более феминны, чем мужчины без высшего образования (t = 2,511, p<0,05), они чаще организуют семейную субкультуру (t = 2,088, p<0,05), что также считается более женской обязанностью. В семьях без высшего образования мужчины больше понимают своих жен, нежели в семьях с разным образованием (t = -2,699, p<0,05). Мужья, имеющие высшее образование, больше ориентируются на совместную деятельность (t = 1,975, p<0,05), что указывает на стремление мужчин к эгалитарному типу семьи.
В семьях, где муж имеет высшее образование, жены больше ориентируются на детей, чем в семьях, где оба супруга имеют высшее образование (t = 3,322, p<0,01).
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Семьи с разным уровнем образования отличаются особенностями супружеских отношений. В целом для менее образованных супругов характерна патриархальная направленность, при которой муж ориентирован больше на внесемейную жизнь, т.е. работу, друзей и развлечения, а жена - на семейную жизнь, создание определенной субкультуры, воспитание детей, романти-
ку и любовь. Однако наше предположение о том, что в семьях с высшим образование супруги более удовлетворены браком и менее конфликтны, не подтвердилось.
На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что все семьи характеризуются эгалитарными отношениями и совместным исполнением всех семейных функций, хотя наибольшее равноправие встречается в семьях с высшим образованием. Мужчины без высшего образования чаще являются хозяевами в доме, они более сексуально активны, чем имеющие высшее образование. Женщины без высшего образования тяготеют больше к традиционной семье, поэтому их больше устраивают отношения с партнером тоже без высшего образования. Таким образом, можно сказать, что патриархальность-эгалитарность семейных отношений взаимосвязана с уровнем образования. Однако удовлетворенность браком не имеет такой же четкой зависимости. Наименее удовлетворенными являются женщины без высшего образования, чьи мужья имеют высшее образование. То есть мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась частично.
Литература
1. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 3. С. 147-151
2. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
RESEARCH OF FEATURES OF MATRIMONIAL ATTITUDES IN FAMILIES WITH THE DIFFERENT EDUCATIONAL LEVEL Doroshina I.G. (Penza)
Summary. In clause results of empirical research of matrimonial attitudes in families with a different educational level are resulted. Are compared seven in which both the spouse have high education, about the spouse have no high education and only one spouse has high education. Such parameters of matrimonial attitudes, as character of communication, family roles, spheres of conflict interaction, satisfaction of marriage are investigated. A gender identity of spouses is also studied.
Key words: matrimonial attitudes; character of communication; family roles; spheres of conflict interaction; satisfaction of marriage; gender identity; education; patriarchal and egalitarnal attitudes.
99