С.Б. СПИРИДОНОВА, O.A. КАРПУШОВА (Волгоград)
исследование особенностей развития образа взрослого в младшем школьном возрасте
Анализируется проблема исследования образа взрослого и его развития в младшем школьном возрасте. Рассматриваются теоретические подходы к изучению различных аспектов развития образа взрослого. Представлены результаты экспериментального исследования содержания образа взрослого у младших школьников.
Ключевые слова: образ взрослого, образ родителя, взрослость, черты взрослого человека, самопознание, образ Я.
Актуальность исследования роли образа взрослого в развитии личности ребенка может быть рассмотрена в контексте центральной проблемы взросления человека - постепенной интеграции его с миром взрослых и проявления своей индивидуальности в развитии и совершенствовании социума. В связи с этим в психолого-педагогической теории и практике возникает интерес к изучению данной проблематики на разных этапах развития личности ребенка и к поиску путей развития и сопровождения процесса становления образа взрослого в детском возрасте.
Можно выделить две линии исследования образа взрослого. Во-первых, изучение его возникновения и развития в онтогенезе. Во-вторых, выявление его роли в развитии личности ребенка, в частности самопознания.
Проблема возникновения и развития образа взрослого в онтогенезе достаточно глубоко изучена в лаборатории М.И. Лисиной. Согласно данным исследователей, образ взрослого онтогенетически более раннее образование, чем образ сверстника. Уже в самые первые месяцы жизни ребенка образ взрослого постепенно прорисовывается в формирующихся представлениях об окружающем мире [7]. Раннее появление этого образа обусловлено тем объективным фактом, что ребенок с самого начала существует в системе специфических человеческих отношений, где взрослый является проводником в мир. Он инициирует обращение к младенцу как к личности. Такая
© Спиридонова С.Б., Карпушова O.A., 2018
кие науки -
опережающая инициатива взрослого, по мнению М.И. Лисиной, выполняет развивающую функцию, а именно постепенное формирование отношения к взрослому как субъекту коммуникативной деятельности и появление отношения ребенка к себе [7].
Основными факторами, определяющими содержание и характер представлений о взрослом на разных возрастных этапах, как показано в результатах исследования М.И. Лисиной и сотрудников ее лаборатории, З.М. Богуславской, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, выступают общение и ведущая деятельность ребенка. По данным исследователей, в первые месяцы жизни ребенок улавливает доброжелательность и внимательное отношение взрослых; в 1-3 года ребенок лучше всего узнает их со стороны их практических умений, т. к. в процессе активной игровой деятельности часто прибегает к их помощи; для ребенка 3-5 лет открываются другие важнейшие достоинства взрослых - знания, отвечающие его потребности в «теоретическом» познании предметной действительности», а после 5 лет ребенок воспринимает их в контексте интересующих его личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире людей [Там же]. Соответственно, на пороге школьной жизни у ребенка складывается новое представление о взрослом как о личности с ценными и разнообразными свойствами, часто не связанными с конкретными интересами взаимодействия ребенка с ним.
В работах A.A. Бодалева и сотрудников его лаборатории доказано, что у младших школьников в результате накопления опыта взаимодействия с другими людьми существенно пополняется содержание формирующихся понятий о различных сторонах и чертах личности другого человека, в том числе взрослого. Постепенно развивается умение более глубоко и точно «расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков» человека и давать объективную оценку его личности в целом [1, с. 45].
A.A. Бодалев отмечает значимые изменения в познании другого человека, в том числе взрослого, на протяжении дошкольного и школьного периодов [1]. Согласно результатам исследования ученого, с возрастом постепенно увеличивается число сторон, выделяемых и оцениваемых ребенком в личности взрослого, при этом расширяется и спектр качеств, наполняющих характеристику каждой из этих сторон. Изменяется значение, придава-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
емое ребенком той или иной стороне личности взрослого. Растет число высказываний о его убеждениях, кругозоре, способностях, называются черты, отражающие отношение взрослого к труду, профессии, фиксируются волевые качества [1].
Существенным сдвигом в развитии образа взрослого является активное формирование у школьников понятий о конкретных нравственно-психологических свойствах другого человека, а также о его личности в целом. Этот процесс, согласно данным A.A. Бодалева, протекает очень неравномерно: анализ и обобщение одних фактов поведения взрослых с последующим заключением о качествах их личности даются школьнику легче, чем анализ и обобщение в качества личности других поведенческих проявлений [Там же]. В связи с этим у школьников одновременно наблюдается сочетание разных уровней осмысления тех или иных сторон личности другого человека. раскрывая одни из них, ребенок характеризует личность другого, называя типичные для этого человека действия и факты поведения, раскрывая другие стороны, он обобщает эти отдельные проявления в личностные качества [там же].
таким образом, можно констатировать, что у школьников происходят значительные изменения в уровне познания другого человека, в том числе взрослого: от эмпирического выявления его характеристик до обобщения выявленных у него особенностей в качества и свойства личности, т. е. познания сущности его «я».
В ряде работ представлены выводы о том, какую роль играет образ взрослого в развитии личности ребенка, в частности его самопознания. М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Т.В. Дра-гунова и другие исследователи, изучавшие особенности общения детей и подростков, делают заключение о том, что именно в процессе построения аффективно-когнитивного образа другого человека осуществляется развитие самопознания и самооценки ребенка [3; 5; 7]. По мнению авторов, есть существенные различия в значении образа взрослого и в значении образа сверстника для развития самопознания и самооценки ребенка. Взрослый является для детей идеальным образцом, чаще всего трудно досягаемым. Сравнение себя с ним, в отличие от сравнения со сверстником, как отмечает Т.В. Драгунова, не дает ребенку возможности «оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом человеке, на которого он может прямо равняться» [3, с. 128]. Образ взрослого выполняет
другую важную функцию в развитии самопознания ребенка. Дети идентифицируют себя со взрослыми, удовлетворяя тем самым, по мнению Я.Л. Коломинского, потребность познавать и оценивать себя и других в соотнесении с образцом, идеалом. Именно собирательный образ взрослого отражается в сознании ребенка как образец общественно признанных ценностей и, соответственно, служит определенным эталоном для сравнения других людей и себя [5, с. 49]. М.И. Лисина также подчеркивает значение образа взрослого как идеала, образца для сравнения, лежащего в основе формирования оценочных суждений ребенка о себе, что существенно отличает его от образа сверстника, значение которого определяется возможностью сравнивать себя с равными себе существами [7]. Как отмечает Н.В. Вара-ева, именно образ взрослого во многом определяет содержание «"Я-идеального" ребенка» [2, с. 160].
Можно сделать вывод, что образ взрослого определяет зону потенциального развития, являясь образцом взросления. При этом в качестве образца могут выступать как абстрактные (представляемые в идеальном плане), так и реальные (непосредственно воспринимаемые) взрослые.
результаты проведенного нами эмпирического исследования позволили конкретизировать образ взрослого, отраженный в сознании младших школьников. Согласно подходам к проблеме познания другого, представленным в работах A.A. Бодалева, И.С. Кона, эмоционально близкие, имеющие сходные потребности, интересы и пр. люди осознаются ребенком более четко, чем те, кто безразличен [1; 6]. Полученные нами ранее эмпирические результаты исследования образа сверстника у младших школьников показали, что в качестве объектов познания учащиеся выбирают хорошо знакомых сверстников, а именно друзей [4]. Исходя из этого, мы предположили, что в сознании младших школьников образ взрослого будет конкретизирован в первую очередь образами близких взрослых - родителей и родственников.
Для проверки гипотезы применялись метод анкетирования и традиционный для психологии самопознания и познания другого человека метод свободного описания [1], представленный в форме сочинений о взрослом человеке, а также математические методы обработки результатов исследования: частотное распределение, сравнительный анализ, выполненный с помощью углового преобразования
категории взрослых, выбранных для написания рассказа
Таблица 1
Классы Количество учащихся, выбравших для написания рассказа о взрослом, %
родителей (прародителей) других родственников представителей профессий
2-е 63 14,8 22,2
3-е 74,4 5,1 20,5
4-е 82 10 8
всего 72,2 10,4 17,4
Таблица 2
обоснования выбора родителей для написания рассказа о взрослом
Классы Количество учащихся, обосновавших выбор родителей для написания рассказа о взрослом, %
близостью отношений, знаниями о родителях другими причинами
2-е 83,4 26,6
3-е 75 25
4-е 70 20
всего 86,6 14,4
Фишера (критерий ф*). Выборку составили учащиеся вторых, третьих и четвертых классов МОУ СОШ № 99 и школы-интерната № 7 ОАО «РЖД» г. Волгограда - всего 221 чел.
В анкете учащимся предлагалось ответить на вопросы: «О ком из взрослых ты хотел бы написать рассказ?» и «Почему?». Анализ результатов анкетирования показал, какие категории взрослых людей отражены в образе взрослого у младших школьников (табл. 1).
Согласно полученным данным, наиболее выбираемой для описания категорией являются родители и прародители. О них хотели бы написать рассказ 72,2% школьников, участвующих в исследовании. При этом наиболее значим образ матери (71% выборов), следующим по уровню значимости является образ отца (18%), далее идут образы бабушек и дедушек (11%).
Нами отмечены возрастные различия по этому показателю. Четвероклассники гораздо чаще выбирали для написания рассказа о взрослом своих мам, пап, бабушек и дедушек, чем учащиеся 2-х классов (ф = 1,84; р < 0,05) и учащиеся 3-х классов (ф = 3,10; р < 0,01).
Другие категории взрослых назывались значительно реже, например, взрослые - представители профессий упоминались только в
17,4% анкет, а другие родственники - в 10,4%. При этом количество школьников, выбравших эти категории взрослых, также существенно различается по классам. четвероклассники реже указывали в качестве объекта описания других родственников (10%), чем второклассники (ф = 2,20; р < 0,05) и третьеклассники (ф = 1,89; р < 0,05). Подобная тенденция характерна и для ситуаций выбора в качестве героев рассказа взрослых - представителей профессий. Четвероклассники осуществляли такой выбор только в 8% случаев, что значительно меньше, чем у третьеклассников (ф = 1,91; р < 0,05) и второклассников (ф = 1,78; р < 0,05).
Можно констатировать, что для большинства младших школьников образ взрослого человека конкретизируется в образе реального взрослого, в первую очередь в образе родителя. Образ идеального взрослого меньше представлен в описаниях детей и конкретизируется в образе взрослого человека определенной профессии.
Свой выбор (в ответах на вопрос «Почему?») дети обосновывали тем, что именно родители, бабушки и дедушки являются людьми, которые им близки, которых они любят и хорошо знают, наблюдают у них черты взрослости. Обратимся к таблице 2.
известия вгпу
Суждения, в которых школьники поясняли выбор родителей для написания рассказа о взрослом близостью, привязанностью, любовью, интересом к их деятельности, составили основную группу причин. Подобные обоснования выбора отмечены в 86,6% анкет. Учащиеся так аргументировали свой выбор: «Потому что мама близкий человек, и я хорошо ее знаю», «Потому что мне нравится ее жизнь, потому что она у мамы интересная», «Я ее очень люблю, и она - моя семья. Я ее знаю», «Мама самый близкий и хороший человек», «они мне родные люди и самые близкие для меня», «Потому что мама главная и любимая для меня и потому что она милая, нежная, красивая, любимая» и т. д.
В эту же группу вошли суждения о близости и значимости родителей через описание проявлений родительской заботы о себе. Дети так обосновывали свой выбор: «Потому что они внесли в мое развитие очень много труда, не только в умственное, но и в спортивное», «Потому что она обо мне заботится», «У моей мамы много обязанностей - ухаживать за мной», «Мама - самый главный человек в моей жизни. она много сделала для меня», «Потому что мама в любую минуту поможет, успокоит и никогда не предаст и поставит на правильный путь», «Потому что мама мне помогает делать уроки», «Потому что мама заботится обо мне, мама зарабатывает деньги, готовит кушать, покупает новую одежду», «Потому что мама дарит всегда любовь и счастье. Мама всегда рядом и помогает мне в трудной ситуации».
Во вторую категорию вошли суждения, отражающие черты взрослости: возраст родителя, доброту, ум, отзывчивость, самостоятельность, ответственность, способность создавать семью и воспитывать детей, осуществлять профессиональную деятельность. такие ответы представлены в 14,4% анкет школьников (табл. 2).
Контент-анализ сочинений на тему «Что я знаю о взрослом?» (каждый ребенок выбирал конкретного взрослого) также подтвердил предположение о том, что в образ взрослого у младших школьников воплощается, прежде всего, в образе родителей. об этом свидетельствует тот факт, что для написания сочинений 86% школьников выбирали своих родителей и прародителей. В своих рассказах дети также подчеркивали значимость своих родителей, описывали свою привязанность к ним, переживаемые вместе с родителями события, подчеркивали те их качества, которые вызывали
уважение. Многие школьники (68%), принявшие участие в исследовании, выделяли и положительно оценивали умение близких взрослых заботиться о них.
Таким образом, анализ подходов к исследованию образа взрослого показал, что он складывается в раннем детстве и развивается в тесной взаимосвязи с образом Я ребенка. Онтогенетически образ взрослого - более раннее образование, чем образ сверстника, и на протяжении всего детства он определяет для ребенка зону потенциального развития, являясь образцом взросления, фактором развития самопознания и самооценки ребенка.
Возрастные изменения образа взрослого касаются увеличения большей дифференциро-ванности сторон и качеств личности взрослого, увеличения числа суждений о его внутреннем мире: интеллекте, способностях, убеждениях, трудолюбии, волевых качествах. Дети постепенно переходят от раскрытия содержания личности взрослого через описания отдельных действий и поведения к формулированию выводов о присущих взрослым психических свойствах и качествах.
В сознании младших школьников образ взрослого конкретизируется в первую очередь образами реальных близких взрослых -родителей и родственников, значимых, хорошо знакомых, отвечающих потребностям, интересам и склонностям ребенка людей, с которыми установлены крепкие эмоциональные связи. На этом этапе позитивный образ взрослого-родителя дополняется и обогащается представлениями о других взрослых -как реальных (учителях, воспитателях, близких знакомых), так и идеальных (известных личностях, взрослых - носителях различных профессий).
Список литературы
1. Бодалев A.A., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этический и профессиональный аспекты) / под ред. A.A. Бодале-ва, Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2005.
2. Вараева Н.В. Особенности образа взрослого в сознании детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях социально-реабилитационного центра // Вестн. Костром. гос. ун-та им. H.A. Некрасова. 2007. № 4. Т. 13. С. 160166.
3. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973.
4. Карпушова O.A. Исследование образа сверстника у младших школьников // Грани познания:
электрон. науч.-образоват. журн. 2012. № 4(18). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1355287202.pdf (дата обращения: 23.06.2018).
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976.
6. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 3. С. 25-38.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
1. Bodalev A.A., Vasina N.V. Poznanie chelove-ka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, jeticheskij i professionally) aspekty) / pod red. A.A. Bodaleva, N.V. Vasinoj. SPb.: Rech', 2005.
2. Varaeva N.V. Osobennosti obraza vzroslogo v soznanii detej mladshego shkol'nogo vozrasta, pro-zhivajushhih v uslovijah social'no-reabilitacionnogo centra // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2007. № 4. T. 13. S. 160-166.
3. Dragunova T.V. Psihologicheskie osobennosti podrostka // Vozrastnaja i pedagogicheskaja psi-hologija. M.: Prosveshhenie, 1973.
4. Karpushova O.A. Issledovanie obraza sverst-nika u mladshih shkol'nikov // Grani poznanija: jelek-tron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2012. № 4(18). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1355287202.pdf (data obrashhenija: 23.06.2018).
5. Kolominskij Ja.L. Psihologija vzaimootno-shenij v malyh gruppah. Minsk: Izd-vo BGU, 1976.
6. Kon I.S. Kategorija «Ja» v psihologii // Psihol. zhurn. 1981. T. 2. № 3. S. 25-38.
7. Lisina M.I. Obshhenie, lichnost' i psihika rebenka / pod red. A.G. Ruzskoj. M.: In-t prakt. psihologii; Voronezh: MODJeK, 1997.
Research of development of the image of an adult at primary school age
The article deals with the issue of studying the image of an adult and its development at primary school age. The theoretical approaches to the study of various aspects of the adult image development are under consideration. The article presents the experimental results regarding the image of an adult as seen by primary school children.
Key words: image of an adult, image of a parent, adulthood, features of an adult, self-knowledge, I-image.
(Статья поступила в редакцию 05.07.2018)
А.А. ширАн, В.Ф. ЛАзукин (Воронеж)
педагогические условия формирования ценностей офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации
На основе анализа актуальной научной литературы выявлен и обоснован комплекс педагогических условий продуктивного формирования ценностей инновационной деятельности офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации. Раскрыты структура и содержание комплекса, который интегрирует организационные (развитие инновационной профессионально-образовательной среды, применение смысловой дидактики обучения, создание положительных взаимоотношений в воинском коллективе) и личностные (формирование моти-вационной готовности к инновационной деятельности, развитие самоценности образования, усиление субъектной позиции) условия.
Ключевые слова: организационные и личностные условия формирования ценностей инновационной деятельности офицера-преподавателя в процессе внутривузовского повышения квалификации.
Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, опыт работы с военными преподавателями военного вуза, опрос всех участников процесса повышения квалификации в рамках реализации программы по формированию ценностей инновационной деятельности явились основанием для выделения комплекса педагогических условий, повлиявших с различной степенью опо-средованности на успешность реализации моделируемого процесса [1; 4; 7]. В структуру комплекса педагогических условий вошли организационные и личностные условия.
Организационные условия проявляются как внешняя заданность; обеспечивают упорядоченность взаимодействия и совершенствование других элементов процесса формирования ценностей инновационной деятельности; влияют на направление и координацию профессионально-образовательной среды вуза. К организационным условиям авторы относят развитие инновационной профессионально-образовательной среды, применение смысловой дидактики обучения, созда-
О Ширан A.A., Лазукин В.Ф., 2018
* *
*