экономические науки
Слесарчук Ирина Анатольевна, Фалько Людмила Юрьевна, Клочко Инна Леонидовна ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА ...
УДК 339.138
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В МАГАЗИНАХ ТКАНЕЙ ОГРАНИЧЕННОЙ ПЛОЩАДИ
© 2018
Слесарчук Ирина Анатольевна, кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна и технологий Института сервиса, моды и дизайна Фалько Людмила Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна и технологий Института сервиса, моды и дизайна Клочко Инна Леонидовна, кандидат технических наук, директор Института
сервиса, моды и дизайна Владивостокский университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: imyak@mail.ru)
Аннотация. В настоящее время для того, чтобы торговые точки отличались индивидуальностью и привлекали современных покупателей, разбирающихся в тенденциях моды и тканях, необходимо не только умело использовать все традиционные рычаги воздействия на покупателя, но и искать новые. Передовые предприятия розничной торговли успех в конкурентной борьбе в первую очередь связывают с совершенствованием приемов мерчендайзинга. Особенно актуально это для специализированных предприятий розничной торговли тканевой продукцией, которые чаще всего открывают на ограниченных площадях. Основной проблемой организации такого магазина, где в настоящее время представлен огромный и разнообразный ассортимент текстильных материалов, служит невозможность грамотно и эстетично разместить товар. В данном исследовании в результате экспертного опроса с использованием априорного ранжирования выявлены факторы, наиболее значимые с позиций организации мерчендайзинга в магазинах тканей ограниченной площади. На основе анализа научной литературы по мерчендайзингу, электронных ресурсов и визуального осмотра магазинов тканей г. Владивостока установлены требования к выбору вида торгового оборудования, освещения и художественного оформления магазина с учетом специфики торговли тканями; определены основные принципы правильной выкладки текстильных материалов, даны рекомендации по оптимизации ассортимента текстильной продукции на розничном предприятии.
Ключевые слова: мерчендайзинг, магазин тканей, предприятия розничной торговли, магазины ограниченной площади, торговое оборудование, ткани, ассортимент, выкладка товара; освещенность торгового зала; ц в е -
товое решение помещения.
STUDY OF THE PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF MERCHANDISING IN STORES FABRICS LIMITED AREA
© 2018
Slesarchuk Irina Anatolievna, candidate of technical science, associate professor of the chair of design and technology Falko Ljudmila Jurievna, candidate of technical science, associate professor of the chair
of design and technology Klochko Inna Leonidovna, candidate of technical science, Director of Institute of service, fashion and design Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street 41, e-mail: imyak@mail.ru)
Abstract. At the present time that outlets have different personality and attract modern buyers, who understand the fashion trends and fabrics, it is necessary not only to skillfully use all the traditional levers of influence on the buyer, but also to find a new one. Advanced retailers success in the competition is primarily associated with the improvement of techniques of merchandising. This is especially true for specialized retailers of textile products, which are often open in limited spaces. The main problem of organizing such store where present a huge and diverse range of textile materials is the impossibility of correctly and aesthetically pleasing to place the product. In this study, the result of the expert survey with the use of a priori ranking factors, the most important from the standpoint of the organization of merchandising in the fabric stores with limited floor space. In this research, on the analysis of scientific literature on merchandising, of electronic resources and visual inspection of stores fabrics in Vladivostok identified requirements for the shop equipment, lighting and decoration of the store, taking into account the specifics of the trade fabrics; defined the basic principles of the correct display of textile materials, . recommendations on optimization of assortment of textile products in the retail enterprise.
Keywords: merchandising, fabric store, retailers, limited-area shops, the trading equipment, fabrics, range, display of goods; the illumination of the trading floor; color scheme room.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Возрастающая борьба за более высокий статус в цепочке «производитель - потребитель» и усиливающаяся конкуренция среди розничных торговцев индустрии моды заставляют участников рынка концентрировать усилия на создании конкурентных преимуществ своих магазинов. В условиях насыщенного рынка, когда зачастую не отличия товара, а особенности и уровень продаж обретают все большую значимость, именно искусство мерчендайзинга создает значимые конкурентные преимущества в индустрии моды [1].
Передовые предприятия розничной торговли успех в конкурентной борьбе в первую очередь связывают с внедрением технологий мерчендайзинга, объединяющих в себе методы, практику и операции, используемые в целях поощрения и поддержания определённых категорий коммерческой деятельности, с помощью которых реализация продукции в розничной сфере для потреби-
телей продвигается в значительной степени [2].
С позиций мерчендайзинга важнейшим фактором в розничной торговле служит площадь магазина. К сожалению, идеальные параметры торгового помещения - редкость. Безусловно, удобнее всего работать с торговыми залами большой площади стандартной геометрической формы.
В реальности магазины открывают на самых разных площадях и, чаще всего, на ограниченных. Однозначное толкование понятия «ограниченная площадь» в литературе отсутствует. В данной работе под ограниченной площадью будем понимать торговые помещения с параметрами 40-80 м2.
Основной трудностью при планировке такого магазина служит невозможность грамотно и эстетично разместить товар, особенно в магазинах тканей, где в настоящее время представлен огромный и разнообразный ассортимент текстильных материалов.
С одной стороны, без многообразия тканей магазину
Slesarchuk Irina Anatolievna, Falko Ljudmila Jurievna, Klochko Inna Leonidovna
STUDY OF THE PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF MERCHANDISING .
economic sceinces
трудно привлечь посетителей, с другой — оно утомляет и может вызвать оборонительные рефлексы покупателя, заставив его покинуть торговый зал. Выходом из этой ситуации являются сбалансированная ориентация всего многообразия товаров и порядок их размещения в торговом зале магазина тканей в соответствии с возможностями восприятия посетителя.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последнее время в связи с возрастанием интереса к мерчендайзин-гу как технологии розничной торговли появилось достаточно много литературы, где рассматриваются базовые элементы мерчандайзинга и новейшие разработки в этой области, а также приводятся практические рекомендации по организации торгового пространства гипермар-кетов, супермаркетов, крупных продовольственных и непродовольственных магазинов [3-12].
Однако, исследования по организации системы мер-чендайзинга на узкоспециализированных предприятиях розничной торговли, к которым относятся магазины тканей, особенно ограниченной площади, в отечественной и зарубежной литературе отсутствуют.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с этим целью настоящей статьи явилось исследование специфики мерчендайзинга в магазинах тканей ограниченной площади, результаты которого в дальнейшем предполагается использовать при совершенствовании системы мерчендайзинга конкретных магазинов тканей.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. При проведении исследования ставились задача выявить особенности мерчендайзинга: во-первых, для магазинов тканей и, во-вторых, для магазинов с ограниченной площадью.
При выявлении особенностей организации мерчен-дайзинга в магазинах тканей в связи с отсутствием специальной литературы по данному вопросу, выполнен анализ информации, полученная в результате опроса экспертов, путем визуального осмотра магазинов тканей г. Владивостока и из сети Интернет.
На первом этапе с использованием метода априорного ранжирования [13] из обширного списка базовых элементов мерчендайзинга выявлены наиболее значимые факторы, определяющие специфику организации мерчендайзинга в магазинах тканей с ограниченной площадью:
х1 внешнее оформление магазина; х2 дизайн интерьера, включая цветовое решение помещения;
х3 торговый запас; х4 освещение торгового зала; х5 порядок выкладки товара; х этикетки и ценники;
Таблица 1 - Матрица рангов
вид и характер размещения торгового оборудова-
ния;
Эксперт Ранга по факторам
XI Х2 XÎ Х4 Xi Xd Х7 xs X9 X10
1 6 5 1 4 4 3 2 S 9 7
2 8 6 2 1 5 7 3 4 9 10
3 8 S 1 3 2 4 5 7 10 6
4 б 5 2 1 3 5 4 7 9 S
5 S 4 1 3 5 7 2 6 9 10
6 2 3 1 4 S 6 7 5 10 9
7 7 4 1 2 5 6 3 9 10 9
S 5 10 2 3 4 1 7 б S 9
Сумма рангов 3?.^ 50 45 11 21 36 39 33 52 74 6S
Расчетное значение критерия Пирсона определено по
формуле (2):
125 . где (2)
4 =
mk(k + 1}
- сумма квадратов отклонений Лj; т - число экспертов; k - число факторов.
При 5%-ном уровне значимости (а =0,05) и числе степеней свободы / =£-1 = 10-1 = 9 табличное значение х? составляет 16,2. В нашем случае расчетное значение критерия Пирсона Хр = 46,27. Поскольку х^ = 46,27 >16,2, то можно считать, что мнения специалистов согласуются.
Построена диаграмма рангов (рисунок 1), где по оси абсцисс расположены факторы в порядке возрастания суммы рангов, а по оси ординат - суммы рангов.
х8 планировка магазина; х9 рекламные материалы; х10 музыка, запах.
В ходе опроса экспертов из числа сотрудников магазинов тканей г. Владивостока, компетентных специалистов кафедры Дизайна и технологий ВГУЭС определены места выбранных факторов в ранжированном ряду. Результаты представлены в виде матрицы рангов (таблица 1).
Оценка степени согласованности мнений опрошенных специалистов произведена исходя из условия (1): 4 > где(1)
^ - расчетное значение критерия Пирсона; ^ г- табличное значение критерия Пирсона.
Рисунок 1 - Диаграмма рангов
С помощью полученной диаграммы рангов выделены наиболее значимые факторы и отсеяны факторы, оказывающие несущественное влияние на мерчендайзинг в магазинах тканей. Поскольку наблюдается быстрое экспоненциальное падение степеней влияния факторов Х10 и Х9, их можно исключить из дальнейшего изучения процесса.
Таким образом, в число наиболее значимых факторов, определяющих специфику мерчендайзинга в магазинах тканей, вошли: торговый запас; освещение торгового зала; вид и характер размещения торгового оборудования; порядок выкладки товара; планировка магазина; дизайн интерьера; внешнее оформление магазина; этикетки и ценники.
Наиболее значимым фактором с позиции организации мерчендайзинга в магазинах тканей является торговый запас, т.е. ассортимент реализуемых текстильных материалов. Магазины тканей сейчас располагают огромным ассортиментом текстильной продукции. Главная проблема таких розничных предприятий - желание представить как можно больше ассортиментных единиц товара на достаточно ограниченной площади. В результате торговый зал приобретает вид склада, где покупателю трудно сориентироваться. В условиях переизбытка тканей острой становится проблема ассортиментного соответствия спроса и предложения. С одной стороны, несмотря на постоянное обновление ассортимента тканей, нет должной увязки между ним и потребностями населения. С другой стороны, не во всех случаях происходящее расширение ассор-
234
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
7
экономические науки
Слесарчук Ирина Анатольевна, Фалько Людмила Юрьевна, Клочко Инна Леонидовна ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА ...
тимента носит оправданный, целесообразный характер. В связи с этим для магазинов тканей в первую очередь необходимо проводить работу по оптимизации ассортимента материалов. В маркетинговой практике существуют различные методы анализа ассортиментной матрицы предприятия. Одним из наиболее популярных является метод АВС-анализа, представляющий собой ранжирование товаров по определенным признакам. Идея АВС-анализа базируется на методе Парето, который применительно к сфере продаж утверждает, что 20% товаров приносят магазину 80% прибыли, а 80% покупателей довольствуются 20% ассортимента. Благодаря проведенному на предприятии АВС-анализу появится возможность проанализировать, какие ткани следует закупать в наибольшем количестве, от каких вообще лучше отказаться, количество каких ассортиментных единиц следует увеличить, а каких — уменьшить.
Не менее важным фактором служит освещенность торгового зала магазина тканей, поскольку цветовая гамма имеет принципиальное значение: при дневном свете цвет товара будет отличаться от того, который был выбран, что в свою очередь может привести к недовольству покупателей и снижению популярности магазина. На основе анализа нормативных значений освещенности [14] для различных объектов установлено, что освещение в помещениях, где производится сопоставление цветов с высокими требованиями к цветоразличению и выбор цвета, какими являются специализированные магазины «Ткани», не должно искажать цвет текстильного материала. В связи с этим в магазинах тканей желательно, чтобы индекс цветопередачи светильников Ra был более 80. В качестве общих источников света рекомендуются люминесцентные лампы дневного или холодного естественного света, с улучшенной цветопередачей (Яа=85-100). Приемы, которые часто применяются в магазинах одежды, например, акцентное освещение, в магазинах тканей использовать нельзя. Акцентированные источники света могут изменять со временем цвета тканей и даже их структуру, например, приводить к растрескиванию искусственных кож.
В связи с широким ассортиментом тканевой продукции на специализированных предприятиях торговли тканями большое значение имеет правильное их представление и демонстрация. Анализ используемых в настоящее время в магазинах тканей видов торгового оборудования показал, что наряду со стандартным широко применяется специализированное торговое оборудование: раскройные столы, вертикальные стойки для рулонов, вешала, зеркала, манекены [15].
В ходе анализа установлены требования при выборе оборудования в магазинах тканей, учитывающие специфику торговли тканями:
1. Необходимость представления в торговом зале всего ассортимента тканей, хранящихся на складе.
2. Нецелесообразность использования прилавков и открытых стеллажей для выкладывания отрезов и полновесных рулонов. Рулоны должны быть размещены в специализированном оборудовании - вертикальных стойках, либо в специальных пристенных и островных стеллажах, оборудованных быстросъемными вешалами для установки на них рулонов с тканями.
3. Преимущественное использование специального оборудования для демонстрации отдельных образцов текстильных материалов (лоскутов).
4. Упорядоченность отрезов и рулонов, удобное и эстетичное размещение для облегчения ориентации покупателя и продавца.
5. Представленность узорчатой ткани рулоном (стендом) достаточной длины для демонстрации всего узора.
6. Использование вспомогательного оборудования (вешала, манекены и зеркала) для удобства демонстрации и наглядности представления текстильного материала в готовом изделии. Очень важно, чтобы покупателю было удобно смотреть на представленный материал,
была возможность его пощупать, «примерить» на себя.
7. Соответствие размера прилавка размеру рулона (при демонстрации рулона на прилавке он не должен свисать).
Обычно характерной чертой магазинов тканей служит нагромождение товара в торговом зале. У посетителя складывается впечатление хаоса, он быстро устает от чрезмерной пестроты. Поэтому в магазинах тканей важнейшее значение приобретает грамотная выкладка всего разнообразного ассортимента текстильных материалов.
Для оценки выкладки товара в магазинах тканей г. Владивостока было проведено анкетирование среди клиентов. В опросе приняло участие 175 человек. Гистограмма (рисунок 2) показывает, что, по мнению клиентов, качество и оформление представленного товара вполне отвечает их требованиям (4,34 балла). Товар хорошо виден на стеллаже (4,08). Однако, по мнению клиентов, товар в магазине неудобно доставать и примерять (3,57). Образцы ткани расположены не совсем удобно на витрине (3,97). Многие клиенты отметили, что без помощи консультанта найти желаемый товар невозможно (3,3). Таким образом, исследование показало, что клиенты не совсем довольны выкладкой и расположением товара. Товар выложен так, что покупателю тяжело самому ознакомиться с представленным ассортиментом.
В результате анализа Интернет-ресурсов и визуального осмотра магазинов тканей в работе выделены основные принципы правильной выкладки текстильных материалов:
- важна группировка (упорядочение) тканей по какому-либо объединяющему признаку - назначению, волокнистому составу, цене, цвету.
- весь ассортимент должен хорошо просматриваться покупателями, желательно обеспечить к тканям свободный доступ.
- тонкие трикотажные полотна лучше не развешивать, а выкладывать на полках.
Рисунок 2 - Эффективность выкладки товара в магазинах тканей г. Владивостока
- меховые полотна зачастую запрещено трогать, поэтому на уровне глаз размещают небольшие образцы для осмотра, а сверху развешивают или раскладывают рулоны материала.
- товары, которые необходимо реализовать быстрее, размещают ближе к концу пути, поскольку покупатели обходят торговый зал против часовой стрелки. При этом они постепенно замедляют ход. Поэтому в глубине магазина лучше всего располагать ткани, которые требуют длительного изучения, например, дорогостоящие материалы или новинки.
- при размещении товара необходимо ориентироваться на модные тенденции.
- продажу тканей целесообразно осуществлять по образцам. Для ознакомления покупателей с образцами тканей рекомендуется формировать свободный (как правило, до 1 метра) отрез образца, который необходимо запечатлеть на высоте, не превышающей 1,5 м. На всех образцах тканей должны быть прикреплены ценники, которые должны содержать информацию об их составе и цене.
- для лучшей ориентации покупателей в торговом зале необходимо использовать информационные указатели типов тканей.
- сезонные ткани рекомендуется размещать в наибо-
Slesarchuk Irina Anatolievna, Falko Ljudmila Jurievna, Klochko Inna Leonidovna economic
STUDY OF THE PECULIARITIES OF THE ORGANIZATION OF MERCHANDISING ... sceinces
лее доступных с точки зрения обзорности местах торгового зала, что существенно влияет на увеличение импульсивных покупок и обеспечивает соответствующий объем продаж.
Проанализировав теорию цвета [16], были выявлены общеизвестные психологические законы восприятия, которые можно применять и для магазинов тканей. Однако, при планировании оформления стен в таких магазинах необходимо учитывать, что их цвет подбирают исходя из максимального выявления цвета и фактуры тканей. Поэтому для выгодного представления текстильных материалов на фоне стен необходимо выбирать либо белый цвет, либо теплые пастельные тона.
Далее были выявлены особенности для магазинов с ограниченной площадью [17,18]:
- формирование ассортимента необходимо осуществлять с учетом потребностей и доходов целевой группы потребителей. Предприниматели нередко пытаются продавать то, что они сами считают нужным, не соответствующее интересам целевой аудитории, занимая необоснованно торговую площадь ненужными товарами.
- торговая точка должна иметь свои уникальные отличительные особенности в ассортименте товаров, художественном оформлении магазина, позволяя выделиться на фоне конкурентов.
- при широкой линейке продукта на полке представляют один-два наиболее ходовых образца, а информацию о других модификациях размещают на ценнике.
- целесообразно использовать положительный опыт торговых предприятий по пошиву штор, осуществляющих торговлю при помощи образцов (палеток). Если покупатели заинтересовались определенным образцом, оформляется заказ на необходимый метраж в определенные сроки.
- оптимальная величина коэффициента установочной площади Ку для магазинов розничной торговли, определяемого как отношение установочной площади, занятой под оборудование (сумма площадей всех оснований торгового оборудования), к общей площади торгового зала, должна составлять 0,25-0,35 [19], чтобы магазин не выглядел загроможденным стеллажами, полками, стойками, вешалами.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в результате систематизации и структурирования имеющейся информации об организации системы мерчендайзинга для магазинов тканей выявлены следующие его особенности:
- разнообразие ассортимента современных магазинов тканей, затрудняющих поиск и выделение потребителем нужного ему товара. Выходом из этой ситуации являются сбалансированная ориентация всего многообразия товаров и порядок их размещения в торговом зале в соответствии с особенностями восприятия посетителя;
- расположение магазинов тканей чаще всего в помещениях с ограниченными площадями, что требует особого подхода к организации системы мерчендайзинга;
- наличие специализированного торгового оборудования, включающего раскройные столы, стеллажи, стойки для рулонов, вешала;
- специфичность выкладки текстильных материалов, заключающаяся в группировке (упорядочении) тканей по какому-либо объединяющему признаку - назначению, волокнистому составу, цене, цвету; а также обеспечению хорошей просматриваемости всего ассортимента покупателями;
- особенности освещения, не искажающего цвет текстильного материала за счет выбора светильников в магазине тканей с индексом цветопередачи более 80%;
- подбор цветового решения стен исходя из максимального выявления цвета и фактуры тканей.
Выявленные особенности мерчендайзинга могут быть учтены и использованы в магазинах тканей ограниченной площади как при решении отдельных задач (выборе и размещении торгового оборудования, освещения 236
выкладке товара), так и при разработке целостной его дизайн-концепции. Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении разработки стандартов мерчандайзинга для магазинов тканей, представляющих собой практическое руководство или пособие по применению процедур мерчандайзинга в деятельности торгового предприятия, и апробации его на конкретных узкоспециализированных предприятиях розничной торговли тканями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Славороссова Н.В., Чигиринова М.В.. Роль и значение мерчендайзинга в индустрии моды в условиях насыщенного рынка. Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна №2, 2015, с. 271-277
2. Парамонова, Т. Н. Мерчандайзинг : учеб. пособие для вузов / Т. Н. Парамонова, И. А. Рамазанов // - М. : КноРус, - 2006. - 144 с.
3. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / Алан Веллхофф, Жан-Эмиль Массон — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2004. — 280 с.
4. Клочкова, М.С. Мерчандайзинг: Учебно-практическое пособие/ М.С. Клочкова, Е. Ю. Логинова, А.С. Якорева. М.: Дашков И К. - 268 с.
5. Сэнд Г.А. Принципы мерчандайзинга/ Грегори А. Сэнд; пер. с англ. М.С.Долженков - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. - 256 с.
6. Сысоева С. В., Бузукова Е. А. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице— СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
7. Мерчандайзинг в розничной торговле: Пер. с англ./ С. Эстерлинг, Э. Флоттман, М. Джерниган, С. Маршалл. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 304 с.
8. Сафонов, О. Неизвестный мерчандайзинг / О. Сафонов // Современная торговля. - 2004. - № 4. - С. 50 - 54.
9. Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг. — М.: РИП-холдинг, 2002. — 236 с.
10. Канаян, К. и Р. Умный мерчандайзинг / К. и Р. Канаян // Учебное пособие. - 2 - е изд., переработанное и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2008. - 528 с.
11. Канаян, К. и Р. Идеи для входной зоны / К. и Р. Канаян // Мерчандайзинг. - 2004. - № 1. - С. 62 - 64.
12. Канаян, К. и Р. Прикассовая зона / Канаян К. и Р. // Мерчандайзинг. - 2004. - № 1. - С. 19 - 28.
13. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента (при проведении исследований в легкой и текстильной промышленности). - М.: Легкая индустрия, 1974.
14. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. (Актуализированная редакция СНиП 23-0595). М.: 2011. 70 с.
15. Торговое оборудование для магазинов ткани [Электронный ресурс]: Режим доступа Ы1р:// www.market-design.ru/vypolnennye-proekty/torgovoe-oborudovanie-dlya-magazinov-tkani/
16. Люшер М. Психология цвета / М. Люшер; пер. с англ. А. Никоновой. - М.; СПб.: АСТ: Сова, 2007. - 190 с.
17. Богачева Е. О мерчендайзинге в маленьких магазинчиках [Электронный ресурс]: Режим доступа https:// www.src-master.ru/article13160.html
18. Стоит ли заказывать услуги мерчендайзера для маленького торгового помещения [Электронный ресурс]: Режим доступа http://plan-o-gram.ru/blog/stoit-li-zakazyivat-uslugi-merchendajzera-dlya-malenkogo-torgovogo-pomeshheniya.html
19. Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности / О. В. Памбухчиянц // - М. : Информационно - внедренческий центр «Маркетинг». - 2001. - 450 с.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018
Статья принята к публикации 24.03.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)