Научная статья на тему 'Исследование особенностей научно-популярной журналистики на примере передач канала «Наука 2. 0»'

Исследование особенностей научно-популярной журналистики на примере передач канала «Наука 2. 0» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3018
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА / СЪЕМКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сынбулатова Алиса Рамилевна

Статья посвящена одному из наиболее развивающихся на сегодняшний день направлений масс-медиа научно-популярной журналистике. Она знакомит читателей и зрителей-неспециалистов в данной области знания с историей и современным состоянием науки и техники, преследуя информационные, мировоззренческие и практические функции. Наиболее понятно и наглядно объяснить специфические научные факты и явления аудитории помогают аудиовизуальные возможности телевидения. Поэтому в данной статье мы проанализировали современное состояние данной сферы масс-медиа России, его характерные черты и тенденции. Материалом исследования выступили программы телеканала «Наука 2.0», входящего в комплекс ВГТРК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей научно-популярной журналистики на примере передач канала «Наука 2. 0»»

Сынбулатова А. Р.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧ КАНАЛА «НАУКА 2.0»

Статья посвящена одному из наиболее развивающихся на сегодняшний день направлений масс-медиа - научно-популярной журналистике. Она знакомит читателей и зрителей-неспециалистов в данной области знания с историей и современным состоянием науки и техники, преследуя информационные, мировоззренческие и практические функции. Наиболее понятно и наглядно объяснить специфические научные факты и явления аудитории помогают аудиовизуальные возможности телевидения. Поэтому в данной статье мы проанализировали современное состояние данной сферы масс-медиа России, его характерные черты и тенденции. Материалом исследования выступили программы телеканала «Наука 2.0», входящего в комплекс ВГТРК.

Ключевые слова: научно-популярная журналистика, познавательная журналистика, телевидение, мультимедиа, съемка.

Введение. Человеку необходимо полноценно осознавать мир, в котором он живет. Объекты и процессы природы, другие культуры и народы, технические новинки и разработки - все это явления жизни, без которых человек не чувствовал себя как частью социума, так и окружающей действительности в целом. Для систематизации, упорядочивания и построения картины мира существует научно-популярная журналистика (или же познавательная, также уместен термин «журналистика знаний»). Она является весьма важным элементом в регулировании интеллектуального уровня современного общества. Также она призвана обеспечивать связь социума с ученым сообществом, сообщать об исследованиях и разработках, представлять современную научную картину мира в целом [9. С. 116].

Данная тема очень широка для одного исследования. Поэтому в основе своего исследования мы решили подробно рассмотреть научно-популярную журналистику на российском телевидении.

Разработанность проблемы. Журналистика знаний довольно хорошо изучена в теоретическом плане. Разработке жанровых особенностей образовательного и научно-популярного телевидения посвящены работы Э. Багирова [1], Р. Борецкого [2], Г. Вачнадзе [4], В. Егорова [5]. Отдельные аспекты развития российского научно-популярного телевидения рассматривают И. Ю. Лапина [8], О. Р. Самарцев [12]. Помощь в работе над статьей оказали пособия М. Мукашевой «Научно-познавательная журналистика» [10] и Т. Б. Пичугиной «Что каждый журналист должен знать о науке, а каждый ученый - о журналистике» [11]. Главную помощь при написании первого параграфа нам оказала книга Э. А. Лазаревич «Искусство популяризации науки» [7]. Также в работе мы пользовались трудами таких теоретиков научно-популярного вещания, как: И. А. Васильков «Научно-популярное кино и современность (Задачи и проблемы)» [3], Н. А. Голядкин «История отечественного и зарубежного телевидения» [5].

Научно-популярная журналистика позволяет нам в достаточной мере получать сведения о законах природы, о естественных явлениях, о технических новинках, о других странах и народах. Ее ценность - в мультикультурности, всеохватываемости, глобальности. Она включает в себя знания различных наук и сфер: биологии, физики, химии, археологии, астрологии, географии, этнографии и множества других. Неудивительным становится то факт, что человечество потребляет все больше информации, которая носит научный характер [10].

Многие исследователи считают, что истории научно-популярной журналистики столько же лет, сколько и самой науке. Данное мнение небезосновательно: под обширным термином «наука» мы, с полным на то правом, можем воспринимать практически любое открытие, совершенное нашим предками. Ведь наука в широком смысле - эту любая деятельность, направленная на объективное познание действительности. Похожей точки зрения придерживается исследователь Элеонора Лазаревич: в работе «Искусство популяризации науки» она предполагает, что развитие человечества было бы невозможным без опыта предыдущих поколений, и именно обмен знаний между людьми с древнейших времен позволили расширить представления о мире [7. С. 13]

Так как наука представляет собой профессиональную деятельность и использует в значительной мере специализированные понятие и термины, то основной задачей журналиста становится максимально объективная и в то же время доступная для обывателей передача научных знаний. Журналист, работающий в данной сфере, способен переводить наиболее значимые «продукты» научной деятельности на язык массовой аудитории, выступая как популяризатор и распространитель специальных знаний. «В результате появляются научно-популярные материалы, отражающие ситуации появления или освоения в обществе продуктов науки, а также ситуации, характеризующие науку как процесс духовного творчества, духовного производства. Именно популяризация является в данном случае основным инструментом просветительства в научно-популярных СМИ и реализации просветительской функции журналистики [13].

Во время исследования нами не было обнаружено четко сложившейся классификации познавательных СМИ в сфере российского телевидения. Однако в статье «Рынок научно-популярных журналов» исследователь И. А. Яковенко выделяет такие типы изданий:

а) исторические;

б) психологические;

в) о животных;

г) технические;

д) универсальные [14].

Данная классификация кажется нам релевантной, но мы хотим внести уточнения. Во-первых, данную классификацию стоит распространять не только на печать, но и на все виды познавательной журналистки. Во-вторых, тип изданий «о животных» стоит расширить до изданий, рассматривающих все объекты и явления живой и не живой природы.

При создании научно-популярных программ на телевидении могут использоваться технические новинки и специальные средства, позволяющие сделать передачу информации и ее восприятия телезрителем наиболее эффективным. К таким техническим средствам относятся использование различных спецэффектов, графических изображений, схем, всплывающих надписей (как правило, они дают статистическую информацию или определения терминов) и многое другое.

Для анализа и выделения характерных особенностей современных познавательных каналов мы выбрали в качестве материала исследования программы телеканала «Наука 2.0», входящего в комплекс ВГТРК.

Данный телеканал был запущен в эфир 2 апреля 2011 года. Он позиционируется как средство информации о достижениях российской и мировой науки. По словам самих представителей канала, в своей работе они используют новейшие аудиовизуальные технологии. Например, сверхскоростные камеры, позволяющие рассмотреть процессы, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Также в передачах данного СМИ используется совмещение документального кино и спецэффектов, благодаря чему программы выходят за рамки привычных передач и приобретают элементы развлекательного кино. Сетка вещания «Науки 2.0» слишком обширна, поэтому для анализа мы возьмем несколько выпусков программы Антона Войцеховского «ЕХперименты». Сами создатели

определяют свою передачу так: в каждой программе автор и ведущий Антон Войцеховский в доступной форме раскрывает зрителям суть явлений и научных открытий. Программа состоит из нескольких частей (как правило, трех), объединенных общей темой. Средняя продолжительность выпуска равна приблизительно 25 минутам. Причина нашего выбора материала исследования в том, что данная программа наиболее ярко и полно снабжена различными технологиями и аудиовизуальными средствами, а также имеет широкий круг тем.

Программа «ЕХперименты» является одной из наиболее качественных познавательных передач на российском телевидении. При этом она выходит за рамки телепрограммы, в некоторых аспектах приближаясь к блокбастерам и игровому кино.

Дополнительно мы проанализировали несколько выпусков передачи «Большой скачок», которая также является продуктом телеканала «Наука 2.0». Это цикл научно-популярных фильмов, посвященных достижениям российских ученых, инженеров и изобретателей. В каждой программе прослеживается развитие той или иной области науки и техники - «большой скачок», который произошел за последнее время.

Для объективного анализа выпусков мы выделили критерии оценки, основываясь на функциях и задачах научно-популярной тележурналистики.

1) Тематика передачи: проблема, которую она освещает, либо информационный повод, послуживший ее основой;

2) Потенциальная аудитория;

3) Актуальность и значимость данной передачи для аудитории, соответствие запросам и потребностям зрителей;

4) Технические приемы, используемые в программе:

A) визуальные (например, смена планов);

Б) аудиальные;

B) наличие спецэффектов;

Г) наглядность: графики, схемы, диаграммы и др.;

5) Понятность массовому зрителю, использование и пояснение сложных научных терминов и знаний;

6) Мнение экспертов;

7) Роль ведущего.

Далее мы привели анализ контента канала с позиции выделенных нами критериев.

1) Тематика передачи.

В выбранных нами программах рассматривались различные темы и проблемы:

«Сила земли» в двух частях

«Эти непростые животные»

«Метательное оружие»

«Ниже нуля» (Все - «ЕХперименты»)

«Компьютерные игры»

«Морская навигация»

«Российские роботы» (Все - «Большой скачок»)

Стоит отметить, что тематику каждого выпуска отражает его название, что делает поиск интересующей зрителя информации более удобной.

2) Потенциальная аудитория. Большинство передач рассчитаны на широкую аудиторию, на зрителя со средним образованием. Яркие примеры: передачи «Эти непростые животные» - она будет актуальна для каждого, у кого есть домашние питомцы. Передача «Компьютерные игры» может быть интересна большому кругу аудитории, так как практически любой из зрителей хоть раз играл в компьютер, либо имеет родственников и знакомых, увлекающихся этим.

К более узким по потенциальной аудитории можно отнести: «Российские роботы» -данный выпуск направлен в большей степени на тех, кто интересуется изобретательски-

ми новинками и высокими технологиями. Дополнительно в данной передаче рассматривается социальный и моральный аспект роботизации общества, что делает сюжет актуальным для большинства телезрителей.

3) Большинство выпусков призваны удовлетворить бытовой интерес и преподнести информацию о инновациях и открытиях. Они рассчитаны на зрительские кругозор и любопытство. Реальную практическую пользу могут принести уже вышеупомянутый сюжет про роботов или же остросоциальный выпуск про компьютерные игры, так как в нем рассматривается проблема интернет-зависимости.

4) Технические средства.

A) Визуальные средства.

Практически во всех передачах используется частая смена планов. Наиболее часто встречаемые комбинации: «Пейзаж (общий план) - средний план - пейзаж»; «средний план - крупный план - средний план». Исключение составляет программа «Российские роботы», где активно используется макросъёмка для более подробного изображения мелких роботов и их деталей.

Б) Аудиальные средства.

При внимательном анализе программ мы также выяснили, что не последнюю роль в восприятии подаваемой информации играет музыкальное сопровождение. Оно работает на раскрытие тем и создание нужного настроения у зрителя.

В передачах используются как технические звуки (для создания атмосферы высокотехнологического мира), звуки природы (например, извержение гейзеров в «Силе Земли»), Музыкальные композиции также выполняют эстетическую функцию, воздействует на эмоции аудитории, помогая зрителю полностью погрузиться в просматриваемый сюжет, что немаловажно в том случае, когда материал программы непрост для восприятия и требует некой концентрации от зрителя.

B) Наличие специальных эффектов

В программе «ЕХперименты» в большом количестве используются современнейшие технологии, такие как тепловизорная и скоростная камеры, с частотой съемки до 2000 кадров в секунду; эффект перемотки; эффект «слоу-мо». Это позволяет подробно показать процессы и явления иначе не доступные человеческому взгляду.

В передаче «Большой скачок» практически отсутствуют сложные визуальные технологии, за небольшим исключением: например, в выпуске «Морская навигация» на компьютере смоделирован ход корабля.

Г) Использование графических приемов.

В передаче «Большой скачок» взамен сложных технических средств присутствует более простая, но не менее наглядная визуальная составляющая. На экране постоянно используется инфографика, всплывающие надписи, схематичное изображение того или иного объекта или явления (например, с помощью рисунков показана особенность коммуникации у роботов). В передаче «ЕХперименты» графика и надписи используются, как правило, для краткой информационной и исторической справки.

5) Несмотря на то, что передачи рассчитаны на широкую аудитории, они предполагают наличие определённой базы знаний у зрителя. Термины и сложные научные процессы объясняются как ведущими, так и приглашенными экспертами, однако для полноценного понимания темы программ необходим школьный курс естественнонаучных знаний. Например, в программе «Ниже нуля», зрителю необходимо понимать процесс замораживания и нагревания тел и веществ.

6) Как было отмечено в предыдущем пункте, в программах участвуют эксперты: ученые, исследователи, работники разных профессий. В программе «ЕХперименты» они участвуют в двух ролях. Во-первых, в форме монолога раскрывают необходимую информацию. Во-вторых, выступают в качестве помощников и наставников для ведущего

передачи Антона Войцеховского при проведении экспериментов. В программе «Большой скачок» эксперты используются для высказывания мнения по той или иной проблеме.

7) В программе «ЕХперименты» автор и ведущий Антон Войцеховский постоянно присутствует в кадре, сам участвует в большинстве проводимых опытов. Он ведет себе раскованно, неформально, позволяет себе использовать шутки. Используется образ «своего парня», близкого зрителю. Это позволяет установить эмоциональную связь с аудиторией, сделать абстрактные процессы и явления более близкими и понятными на личностном уровне. В программе «Большой скачок» ведущий практически не появляется в кадре.

После анализа двух научно-популярных передач на российском телевидении, мы можем сказать о том, что они довольно высокого качества, так как соответствуют необходимым функциям познавательной журналистки: информированию зрителей о появлении новых продуктов, явлений и фактов науки; прогнозирования значения и последствий открытий для развития ученого сообщества и социума в целом; побуждению аудитории к интеллектуальному обогащению; они способствуют популяризации научных знаний.

Однако главным отличием программы «Большой скачок» в отличие от передачи «ЕХперименты», является меньшее количество технических средств, компьютерной графики. основной упор идет на проблематику поднимаемых тем, их влияния на социум, а не на значимость научно-технических достижений и явлений.

Выводы и рекомендации. Активное внедрение новейших кинематографических технологий позволило научно-популярным фильмам выйти за рамки лекций и стать по-настоящему интересным и познавательным зрелищем. Возможности телевидения предоставляют познавательным СМИ такие мультимедийные возможности, которые не могут предоставить другие виды масс-медиа, за исключением Интернета. Поэтому можно сказать о том, что у научно-популярных проектов есть будущее на наших экранах и оно будет зависеть в первую очередь от интереса аудитории к предлагаемому продукту. Мнение многих исследователей однозначно сводится к тому, что без познавательных медиа общество не может нормально функционировать и поддерживать свой культурно-образовательный уровень.

После анализа выпусков трех различных научно-популярных циклов, мы можем выделить следующие характерные черты познавательной журналистики на отечественном телевидении:

1) Различные методы съемки (особенно это касается планов). Во многих рассмотренных нами передачах используется частая смена планов, от общих, показывающих красоту пейзажей и служащих в эстетическом плане, до крупных, изображающих лица людей. Это позволяет взглянуть с разных ракурсов на рассматриваемую тему.

2) Наличие в разном количестве новейших технологий, камер, которые позволяют сделать изображения максимально привлекательным и понятным для аудитории. В передаче «ЕХперименты» мы наблюдали использование тепловизорной камеры, позволяющей увидеть температуру разных объектов; скоростной камеры, снимающей до 2000 кадров в секунду.

3) Роль ведущего можно охарактеризовать так: видя в эфире человека, который не только рассказывает о науке, но и сам принимает непосредственное участие в проводимых экспериментах, зритель испытывает большую вовлеченность в происходящее по ту сторону экрана. Личность ведущего влияет на эмоции аудитории: например, ведущий программы «ЕХперименты» Антон Войцеховский проявляет активный интерес к тому, что делает, шутит и ведёт себя очень непосредственно, неформально. Благодаря этому любой телезритель может представить себя на его месте.

4) В двух из трех передач («Большой скачок» и «Вопрос времени»), большое внимание социальному и моральному аспекту мира технологий. Это очень важно в нынешнем информационном обществе, так как вопрос замены человека машинами очень неодно-

значен и привлекает к себе внимание уже не одно поколение: например, отношения людей и искусственного интеллекта является одной из любимых тем писателей-фантастов. В передаче «ЕХперименты» этого нет, она полностью построена на освещении мира науки и природы, что делает ее довольно обособленной на российском телевидении.

5) Все эти передачи выходят за рамки документальности, включая в себе приемы игрового кино, такие как, например, наличие многочастной композиции, пролога, заключения. Как правило, все программы начинаются со вступления, которое определяет основную тематику и направленность выпуска. В нем же мы знакомимся с основными понятиями или окружающей обстановкой (как в пьесе - описание героев и интерьера). Далее мы наблюдаем несколько отдельных фрагментов, связанных общей темой передачи. Все это сводится воедино и приводит нас к какому-то значимому выводу в конце - своеобразном эпилоге фильма.

6) Данные передачи рассчитаны на широкую аудиторию, но некоторые выпуски предполагают наличие определённую базу знаний у зрителя, тем самым они не становятся слишком примитивными.

7) Спектр тем, которые познавательная журналистика предоставляет зрителю, довольно обширен и затрагивает различные сферы науки: мир животных, география, процессы неживой природы, новейшие технологии, необычные места и явления, принцип работы привычных нам вещей и многое другое.

8) В некоторых передачах музыкальное сопровождение играет важную роль: как правило, оно используется в двух случаях. Во-первых, это яркая громкая музыка, которая сопровождает быстро сменяющиеся кадры - это так называемая клиповая съемка. Она играет эстетическую функцию, помогает отдохнуть. Во втором случае музыка соответствует по настроению поднимаемой теме (например, в сюжете о роботах используются электронные звуки), она поддерживает атмосферу и вовлекает внимание зрителя в происходящее не экране.

Напоследок стоит отметить, что изучение всех особенностей научно-популярных медиа, процессов популяризации науки, распространения сведений и фактов через различные виды СМИ, еще далеко от завершения. Так как познавательная журналистика идет в ногу со временем, она тесно образом связана с процессами и явлениями, протекающими в реальном мире, и отражает всех новейшие технологий и открытия, можно с уверенностью сказать, что ее исследование - одно из важнейших и актуальнейших направлений в сфере масс-медиа. И поэтому мы будет продолжать изучать ее в рамках дальнейших исследовательских работ.

Список литературы

1. Багиров, Э. Г. Очерки теории телевидения [Текст] / Э. Г. Багиров. - М. : Искусство, 1978. - 151 с.

2. Борецкий, Р. А. Осторожно, телевидение! [Текст] / Р. А. Борецкий. -М. : Издательство ИКАР, 2002. - 260 с.

3. Васильков, И. А. Научно-популярное кино и современность [Текст] / И. А. Васильков. - М. : Всесоюзный государственного ордена Трудового Красного Знамени институт кинематографии Госкино СССР, 1982. - 56 с.

4. Вачнадзе, Г. Н. Всемирное телевидение: новые средства массовой информации [Текст] / Г. Н. Вачнадзе. - Тбилиси : Ганат-леба, 1989. - 672 с.

5. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Голядкин. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 144 с.

6. Егоров, В. В. Терминологический словарь телевидения [Текст] : основные понятия и комментарии / В. В. Егоров. - М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1995. - 92 с.

7. Лазаревич, Э. А. Искусство популяризации науки [Текст] / Э. А. Лазаревич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Наука, 1978. - 224 с.

8. Лапина, И. Ю. Научно-популярное телевидение: драматургия мысли [Текст] / И. Ю. Лапина. — М. : Аспект Пресс, 2007. - 159 с.

9. Литке, М. В. Гносеологические и коммуникативные установки авторов журнала «Вокруг света» [Текст] / М. В. Литке // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Филология. -2013. - №5 (25). - С. 116-126.

10. Мукашева, М. Научно-познавательная журналистика [Электронный ресурс] / М. Мукашева. - URL: http://www.enu.kz/repository/repository2014/razvitie-nauchnoi.pdf.

11. Пичугина, Т. Б. Что каждый журналист должен знать о науке, а каждый ученый -о журналистике [Электронный ресурс] / Т. Б. Пичугина. - URL: http://humanism.al.ru/ru/ articles.phtml?num=000148.

12. Самарцев, О. Р Телевидение, личность, образование: очерки теории образовательного телевидения [Текст] : монография / О. Р. Самарцев. - Ульяновск: Ульян. Дом печати, 1998,- 222 с.

13. Суворова, С. П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач [Электронный ресурс] / С. П. Суворова. - URL: http:// elib.org.ua/science/ua_readme.php.

14. Яковенко, И. А. Рынок научно-популярных журналов [Электронный ресурс] : аналитический обзор / И. А. Яковенко. - URL: http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor.

Текутьева И. А.

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДЕОБЛОГИНГА

В данной статье представлена авторская классификация отечественного видеобло-гинга. Выделив 11 групп различных видео среди российского контента YouTube, автор статьи акцентирует внимание на основных жанрах и темах, присущих каждой группе, даёт им определения и приводит примеры. Кроме того, в работе уделено внимание явлению видеоблогинга с точки зрения его журналистской будущности. Автор статьи также делает прогноз о долговременности представленной им жанрово-тематической классификации видеоблогинга.

Ключевые слова: видеоблог, видеоролик, видеоблогер, YouTube, канал на YouTube, интернет, рунет, видеоблогинг, жанр, обзор, обзор вирусных видео, летсплей, пранк, лайфхак, бьюти-блог, влог, трэвел-блог, анбоксинг, шоу, диалог, гайд, челлендж, скетч, троллинг-интервью, классификация видеоблогинга.

В последние несколько лет явление видеоблогинга захватило интернет: в новостных лентах социальных сетей мелькают лица известных блогеров, популярные ролики зрители пересылают друг другу по ссылке, а сами владельцы каналов наУоиТиЬекаждую минутусогласно статистике за2010 год, загружают по35 часов видео в сумме [17].

Видеоблогинг - это интернет-явление, включающее в себя создание и выкладывание в сеть видеоматериалов на ту или иную темув выбранном автором формате, соответствующем жанру [13], [7]. Предшественником видеоблога является блог (онлайн-дневники в ЖЖ).Кроме того, в России родоначальником жанра игровых обзоров являются телевизионные передачи, посвященные видеоиграм. Например, программа «От Винта!» с Борисом Репетуром и Антоном Зайцевым выходила на канале РТВ в 1995-1996 годах [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.