DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-164-176 УДК 159.9.075
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Зобнина Т.В., Моторина Н.В.
Проблема выявления психологических факторов, оказывающих влияние на протекание периода адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста, с целью устранения или ослабления их воздействия, продолжает оставаться актуальной.
Целью данной статьи является освещение результатов проведенного авторами эмпирического исследования особенностей эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям детского сада.
Методология и методика исследования. В основу исследования положены принципы детерминизма, развития, системности, объективности. Исследование проведено с помощью опросника для изучения эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).
Результаты. Проведенное исследование позволило установить, что все характеристики процесса эмоционального взаимодействия в исследованных диадах «мать - дитя» отличаются высокой степенью выраженности. Наиболее высокими показателями характеризуются блок эмоционального принятия и блок чувствительности. Между средними значениями блоков эмоционального взаимодействия выявлены статистически значимые различия, что свидетельствует о деформированности структуры взаимодействия в исследованных диадах «мать - дитя». Высокая степень выраженности всех параметров эмоционального взаимодействия матерей и
их детей может являться одной из причин возникновения у детей трудностей в процессе адаптации к условиям детского сада.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы психологами, воспитателями, администрацией детских дошкольных организаций в работе с детьми раннего возраста и их родителями.
Ключевые слова: эмоциональное взаимодействие матерей и их детей; адаптация к детскому саду.
RESEARCH ON EMOTIONAL INTERACTION BETWEEN MOTHERS AND THEIR YOUNG CHILDREN ATTENDING PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Zobnina T. V., Motorina N.V.
The problem of identifying the psychological factors influencing the course of period of adaptation to the conditions of preschool educational organizations from early childhood, with the aim of eliminating or reducing their impact, continues to be relevant.
The purpose of this article is to highlight the results of conducting the empirical research of emotional interaction between mothers and their young children, who started visiting the children's preschool organization.
Methodology and methods of research. The basis of this research is based on the principles of determinism, development, consistency, objectivity. The study was conducted using a questionnaire to explore the emotional side of parent-child interaction (E.I. Zakharova).
Results. The conducted research allowed to establish that all the characteristics of the process ofemotional interaction in the studied dyad "mother - child" are of high severity. The highest rates are characterized by unit of emotional acceptance and unit sensitivity. Between the average values of blocks of emotional interaction revealed statistically significant differences, which indicates deformation patterns of interaction studied
in the dyad "mother - child". A high degree of severity of all parameters of emotional interaction between mothers and their children may be one of the causes of children's difficulties in adapting to kindergarten.
The scope of the results. The results of the study can be used by psychologists, teachers, the administration of preschool institutions in working with young children and their parents.
Keywords: emotional interaction between mothers and their children; adapt to kindergarten.
Введение
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО) является актуальной по ряду причин.
Во-первых, активная урбанизация, ускорение темпов жизни, характерные для современного общества, способствуют возникновению зависимости молодых родителей от материального благополучия. Такие условия создают необходимость скорейшего выхода матери на работу и, как следствие, посещение ребенком раннего возраста дошкольных учреждений. Таким образом, остро встает вопрос о возможности наиболее легкой адаптации ребенка к условиям ДОО.
Во-вторых, в настоящее время все большее внимание уделяется проблеме физического и психического здоровья детей, которые зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и его способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
И, наконец, внимание к проблеме адаптации детей раннего возраста связано с тем, что в настоящее время предъявляются высокие требования к организации воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных организациях. Это заставляет искать новые, более эффективные способы содействия процессу адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО.
На успешность протекания адаптационного периода влияет комплекс факторов, в том числе характер внутрисемейных отношений. Разработке разнообразных аспектов влияния семьи, прежде всего,
матери, на формирование качеств дошкольника, определяющих эффективность процесса адаптации к новым условиям образовательной организации, посвящены работы таких отечественных ученых, как Н.Н. Авдеева [1; 2], А.И. Баркан [3], Л.И. Божович [4], О.Г. За-водчикова [8], Е.И. Захарова [9], М.И. Лисина [11], С.В. Львова [12], Л.В. Макшанцева [13], С.В. Паршукова [14] и др.
Достаточно широко проблема ранних эмоциональных связей матери и ребенка и их нарушений представлена в работах зарубежных исследователей. К числу этих работ можно отнести классические исследования Дж. Боулби в рамках теории привязанности [5; 6]; теорию объектных отношений, разработанную М. Клайн [10], экспериментальные исследования, проведенные М. Эйнсворт и коллегами (M.C. Blehar, E. Waters, S. Wall), в которых выявлены типы привязанности ребенка к своей матери в раннем возрасте [15;16]; классификацию типов расстройств привязанности К.Х. Бриша [7] и др.
Вместе с тем особенностям эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста, поступивших в дошкольную образовательную организацию, как самостоятельной научной проблеме, уделено недостаточно внимания.
Организация и методы исследования
С целью изучения специфики данного взаимодействия мы провели исследование на выборке матерей, имеющих детей раннего возраста.
Объект исследования - процесс эмоционального взаимодействия в диаде «мать - дитя».
Предмет исследования - особенности эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста, посещающих дошкольные учреждения.
Численность выборочной совокупности составила 100 человек, возраст матерей от 21 до 41 года. В исследовании приняли участие матери с разным уровнем образования, разным количеством детей в семье. Высшее образование имеют 60% матерей, среднее специальное - 37%, среднее профессиональное - 2%, незаконченное выс-
шее - 1%. 56% женщин воспитывают 1 ребенка, 43% - 2 ребенка, 1% - 3 ребенка. Необходимо отметить, что возраст детей составлял от двух до трех лет. Все дети, матери которых приняли участие в исследовании, не имеют инвалидности, хронических заболеваний, 100% детей воспитываются в полных семьях.
В ходе исследования нами был использован опросник для изучения эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (ОДРЭВ, Е.И.Захарова), направленный на выявление степени выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста. Степень выраженности каждой из характеристик оценивается в диапазоне от 1 до 5 баллов. Для каждой характеристики автором методики определены средние значения (М) и критериальные значения (N1. Величина N (см. таблица 1) является тем крайним значением, которое, с учетом среднего квадратического отклонения, может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае, если в конкретной диаде «мать-дитя» показатель принимает значение ниже обозначенного N можно сделать заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия. Сравнение результатов отдельного респондента с областью средних значений позволяет говорить о дефиците или чрезмерной выраженности отдельных характеристик взаимодействия.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное нами исследование позволило установить, что значения показателей всех параметров эмоционального взаимодействия матерей и их детей выше среднего, дефицита нет ни по одному из них (не выявлены значения ниже критериальных). Более того, обнаружена чрезмерная степень выраженности таких характеристик процесса эмоционального взаимодействия, как «способность к сопереживанию» (М=4,29±0,06 балла), «отношение к себе как родителю» (М=4,49±0,04 балла), «преобладающий эмоциональный фон взаимодействия» (М=4,47±0,05 балла). Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Степень выраженности характеристик эмоционального взаимодействия в диаде «мать - дитя»
Характеристики эмоционального взаимодействия Среднее эмпирическое значение X±m (п=100чел.) Среднее нормативное значение (М) Критериальное значение (N)
Способность воспринимать состояние ребенка 4,25±0,06 4,22 3,7
Понимание причин состояния ребенка 4,13±0,06 3,85 3,2
Способность к сопереживанию (эмпатия) 4,29±0,06 3,39 2,8
Чувства матери, возникающие во взаимодействии с ребенком 4,40±0,07 3,90 3,3
Безусловное принятие 4,32±0,06 3,84 3,1
Отношение к себе как родителю 4,49±0,04 3,78 3,1
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия 4,47±0,05 3,66 3,0
Стремление к телесному контакту 4,57±0,04 4,03 3,3
Оказание эмоциональной поддержки 4,13±0,06 3,47 2,8
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 3,25±0,06 3,24 2,3
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 3,89±0,05 3,80 3,2
Полученные результаты свидетельствуют о тесном эмоциональном взаимодействии детей с наиболее близкими для них взрослыми - их матерями, о стремлении матерей к различным формам телесного контакта со своим ребенком, их способности воспринимать состояние ребенка, чувствовать его настроение, желания, отношение к окружающим, о преобладании спокойного, доброжелательного и теплого фона при общении с ним. В то же время высокая степень
выраженности всех параметров эмоционального взаимодействия матерей и их детей может приводить к чрезмерной зависимости ребенка от матери, затруднению формирования у него навыков общения с другими детьми, навыков самообслуживания и, как следствие, возникновению значительных сложностей в процессе адаптации к первому в жизни малыша социальному институту - детскому саду.
Параметры эмоционального взаимодействия, каждый из которых является самостоятельной характеристикой, в то же время внутренне связаны между собой. С точки зрения Е.И. Захаровой, эти параметры могут быть объединены в три содержательных блока [9].
Блок 1 - чувствительность: 1) способность воспринимать состояние ребенка; 2) понимание причин его состояния; 3) способность к сопереживанию.
Блок II - эмоциональное принятие: 4) чувства матери, возникающие во взаимодействии с ребенком; 5) безусловное принятие; 6) отношение к себе как родителю; 7) преобладающий эмоциональный фон взаимодействия.
Блок III - поведенческие проявления эмоционального взаимодействия: 8) стремление к телесному контакту; 9) оказание эмоциональной поддержки; 10) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; 11) умение воздействовать на физическое и психическое состояние ребенка в процессе взаимодействия.
Проведенное нами исследование показало, что у исследованных диад «мать - дитя» наиболее выражены параметры процесса взаимодействия, образующие блок эмоционального принятия (среднее значение данного блока качеств составило 4,42 балла) и блок чувствительности (среднее значение равно 4,23 балла). Менее выражены характеристики взаимодействия, относимые к блоку поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия (среднее значение этого блока качеств равно 3,96 балла).
Эти данные свидетельствуют о том, что матери, принявшие участие в нашем исследовании, характеризуются безусловным принятием своего ребенка таким, какой он есть, умением прощать ему большинство проступков и недостатков, отличаются высокой чувствительностью к состоянию своего ребенка, стремлением к про-
никновению в его внутренний мир, тенденцией испытывать позитивные чувства во взаимодействии с ним. Результаты исследования отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Средние значения характеристик эмоционального взаимодействия матерей и их детей по блокам качеств
Содержательные блоки характеристик эмоционального взаимодействия Среднее значение блока качеств (в баллах)
Блок эмоционального принятия 4,42
Блок чувствительности 4,23
Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия 3,96
Большое значение при анализе эмоциональной стороны детско-материнского взаимодействия имеют его поведенческие проявления. Этот блок взаимодействия включает в себя ряд параметров: стремление к телесному контакту, способность матери к оказанию эмоциональной поддержки, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия, умение воздействовать на состояние ребенка. Анализируя результаты проведенного исследования, мы обратили внимание на то, что при высоких значениях параметров «стремление к телесному контакту» (М=4,57±0,04 балла) и «оказание эмоциональной поддержки» (М=4,13±0,06 балла) матерям свойственны относительно низкие показатели параметров «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (М=3,33±0,06 балла) и «умение воздействовать на состояние ребенка» (М=3,89±0,05 балла). Выявленные различия в степени выраженности этих характеристик свидетельствуют о непоследовательности поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия и воспитательной неуверенности матерей.
Анализ достоверности различий, проведенный с помощью ^критерия Стьюдента, выявил статистически значимые различия между всеми содержательными блоками эмоционального взаимодействия матерей и их детей. Так, установлено, что среднее значе-
ние степени выраженности характеристик, входящих в блок эмоционального принятия, достоверно превосходит среднее значение блока поведенческих проявлений взаимодействия (1=7,68; р<0,001) и блока чувствительности (1=2,44; р<0,05). Также выявлены статистически значимые различия между блоком чувствительности и блоком поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия (1=3,33; р<0,01).
Эти результаты указывают на деформацию структуры процесса эмоционального взаимодействия матерей и их детей. С одной стороны, матерям свойственно безусловное принятие своего ребенка, преобладание положительного отношения к себе как родителю, с другой стороны, для них характерна недостаточная ориентация на эмоциональное и физическое состояние ребенка при построении взаимодействия, невысокий уровень развития умений воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, настраивать его на серьезные занятия, изменять плохое настроение, успокаивать в трудных ситуациях.
Выводы
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Характеристики процесса эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста, начавших посещать дошкольную образовательную организацию, отличаются высокой степенью выраженности, дефицита нет ни по одной из них, выявлена чрезмерная степень выраженности таких параметров взаимодействия, как «способность к сопереживанию», «отношение к себе как родителю», «преобладающий эмоциональный фон взаимодействия». Эти особенности эмоциональной стороны взаимодействия матерей со своими детьми могут влиять на благополучие процесса адаптации малышей к условиям ДОО и являться причиной возникновения трудностей в адаптационный период.
2. Внутренняя структура блока поведенческих проявлений взаимодействия отличается большей дисгармоничностью по сравнению
с другими блоками эмоционального взаимодействия матерей и их детей. Это свидетельствует о непоследовательности поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия и воспитательной неуверенности матерей.
3. Наиболее высокое среднее значение получено по блоку эмоционального принятия матерями своих детей, которое значимо превосходит средние значения характеристик, образующих другие блоки взаимодействия.
4. Структура процесса эмоционального взаимодействия в диаде «мать - дитя» характеризуется дезинтегрированностью, проявляющейся в статистически значимых различиях между средними значениями всех содержательных блоков взаимодействия. Значимое превышение показателей блока эмоционального принятия отражает специфику процесса эмоционального взаимодействия матерей и их детей, при котором на первый план выходит безусловное принятие матерями своих детей, принятие себя в качестве родителя, стремление испытывать положительные чувства в ситуации взаимодействия с ребенком, чувствовать такую же ответную реакцию с его стороны.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 3-10.
2. Авдеева Н.В., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003. 152 с.
3. Баркан А.И. Психология для родителей: ребенок до трех лет. М.: Пресс, 2000. 356 с.
4. Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
5. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 480 с.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект. 2004. 232 с.
7. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М.: Когито-Центр, 2014. 316 с.
8. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: Просвещение, 2007. 79 с.
9. Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. №1. С. 41-60.
10. Клайн М. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. СПБ.: Б.С.К., 1997, 100 с.
11. Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии». 1997. 384 с.
12. Львова С.В. Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 59-64.
13. Макшанцева Л.В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ // Вестник МГУ. 2003. № 1. С. 60-67.
14. Паршукова С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ): Дис... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 191 с.
15. Ainsworth M. Attachment: Retrospect and prospect / Ed. By Parces C.M., Stevenson-Hinde J. The place of attachment in human behavior. N.Y. 1982, рp. 3-30.
16. Ainsworth M., Blehar M.C, Waters E., Wall S. Patterns of Attachment/ A psychological study of the strange situation. Hillsdale. N.Y: Erlbaum Associates, 1987. 391 p.
References
1. Avdeeva N.N. Voprosy psikhologii. 1997. № 4, pp. 3-10.
2. Avdeeva N.V., Khaymovskaya N.A. Razvitie obraza sebya iprivyazan-nosti u detey ot rozhdeniya do trekh let v sem'e i dome rebenka [The development of self-image and attachment in children from birth to three years old in the family and the child's home]. M.: Smysl, 2003. 152 p.
3. Barkan A.I. Psikhologiya dlya roditeley: rebenok do trekh let [Psychology for parents: a child up to three years]. M.: Press, 2000. 356 p.
4. Bozhovich L.I. Lichnost'rebenka i ee formirovanie v detskom vozraste [child's personality and its formation in childhood]. M.: Prosveshchenie, 1968. 464 p.
5. Boulbi Dzh. Privyazannost'[Affection]. M.: Gardariki, 2003. 480 p.
6. Boulbi Dzh. Sozdanie i razrushenie emotsional'nykh svyazey [The creation and destruction of emotional ties]. M.: Akademicheskiy proekt. 2004. 232 p.
7. Brish K.Kh. Terapiya narusheniy privyazannosti: ot teorii k praktike [Therapy attachment disorders: from theory to practice]. M.: Kogi-to-Tsentr, 2014. 316 p.
8. Zavodchikova O.G. Adaptatsiya rebenka v detskom sadu: vzaimodeystvie DOUi sem'I [Adaptation of a child in kindergarten: the interaction of preschool and family]. M.: Prosveshchenie, 2007. 79 p.
9. Zakharova E.I. Psikholog v detskom sadu. 2002. №1, pp. 41-60.
10. Klayn M. Zavist 'i blagodarnost': issledovanie bessoznatel'nykh istoch-nikov [Envy and gratitude: a study of unconscious sources]. SPB.: B.S.K., 1997, 100 p.
11. Lisina M.I. Obshchenie, lichnost' i psikhologiya rebenka [Communication, personality and child psychology] / Pod red. Ruzskoy A.G. M.: Izd-vo «Institut prakticheskoy psikhologii». 1997. 384 p.
12. L'vova S.V. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. 2013. № 7, pp. 59-64.
13. Makshantseva L.V. VestnikMGU. 2003. № 1, pp. 60-67.
14. Parshukova S.V. Vliyanie kharaktera vnutrisemeynykh otnosheniy na sotsial 'no-psikhologicheskuyu adaptatsiyu detey rannego vozrasta k usloviyam doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya (DOU) [Influence of the nature of family relations on the psychosocial adaptation of children of early age to conditions of preschool educational institution]. Yaroslavl', 2007. 191 p.
15. Ainsworth M. Attachment: Retrospect and prospect / Ed. By Parces C.M., Stevenson-Hinde J. The place of attachment in human behavior. N.Y. 1982, pp. 3-30.
16. Ainsworth M., Blehar M.C, Waters E., Wall S. Patterns of Attachment/ A psychological study of the strange situation. Hillsdale. N.Y.: Erlbaum Associates, 1987. 391 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Зобнина Татьяна Венеровна, профессор кафедры психологии и социальной педагогики, доктор психологических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, 24, г. Шуя Ивановской обл., 155900, Российская Федерация zobnina-tatjana@rambler. ru
Моторина Надежда Владимировна, аспирант кафедры психологии и социальной педагогики
Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, 24, г. Шуя Ивановской обл., 155900, Российская Федерация motorina.nadia@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Zobnina Tatiana Venerova, Professor, Department of Psychology and Social Pedagogy, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor
Shuya branch of Ivanovo state University
24, Kooperativnaya Str., Shuya, Ivanovo region, 155900, Russian
Federation
zobnina-tatjana@rambler. ru
Motorina Nadezhda Vladimirovna, Postgraduate Student of the Department of Psychology and Social Pedagogy
Shuya branch of Ivanovo state University
24, Kooperativnaya Str., Shuya, Ivanovo region, 155900, Russian
Federation
motorina.nadia@mail. ru