Научная статья на тему 'Исследование нравственного самосознания социально и педагогически запущенных подростков'

Исследование нравственного самосознания социально и педагогически запущенных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL AND EDUCATIONAL NEGLECT / TEENAGE AGE / MORAL SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Р. В., Христофорова В. К.

Социально-педагогическая запущенность обусловливает снижение уровня развития субъектных свойств личности подростка, что формирует их объектную позицию в жизни. В свою очередь данная личностная позиция влияет на нравственное самосознание и поведение запущенных подростков. У них более выражены отклонения в нравственном самосознании и поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Р. В., Христофорова В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF MORAL SELF- CONSCIOUSNESS OF SOCIALLY AND EDUCATIONALLY NEGLECTED TEENAGERS

Social and educational neglect causes a decrease in the level of development of subjective properties of the teenage person which establish their objective position in life. In its turn, such a personal position influences the moral self-consciousness and behavior of neglected teenagers. They exhibit more distinctive deviations in their moral self-consciousness and behavior.

Текст научной работы на тему «Исследование нравственного самосознания социально и педагогически запущенных подростков»

ры личности дошкольника, связанных с активностью ребенка в освоении нравственного опыта, имеет следующие проявления:

■ активное освоение нравственных знаний на основе базисных этических понятий;

■ активная имитация нравственных эталонов в поведении;

■ активное подражание нравственным образцам в отношениях;

■ активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении;

■ моральный выбор ребёнка на основе принятия нравственных ценностей, норм, правил и требований;

■ моральные переживания ребёнка в процессе решения моральных дилемм.

Определённые положения общественной морали, по мнению РХ. Шакурова, должны быть не только понятными, освоенными, принятыми, но и стать достоянием внутренней жизни. Наличие личностного, глубоко заинтересованного отношения к нравственному знанию, когда оно становится внутренним приобретением, является одним из важнейших условий превращения нравственных знаний в убеждения, а нравственных стимулов - в мотивы.

Активность ребенка проявляется во все более усложняющихся формах: от простого подражания-имитации до осознанного морального выбора и моральных переживаний. При этом включаются адекватные данной форме психологические механизмы [13].

Следовательно, развитие активности и самостоятельности ребенка в освоении нравственного опыта, прежде всего, проявляется в его способности активно усваивать этические знания, подражать нравственным образцам, имитировать нравственные эталоны, а главное - совершать моральный выбор и переживать его позитивно. Такой опыт пробуждает позитивную внутреннюю мотивацию к повторению нравственных поступков.

Третья группа условий «Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника» включает различные аспекты сопровождения:

■ выявление психологических механизмов становления и развития нравственной сферы личности дошкольника;

■ разработка модели процесса развития нравственной сферы личности дошкольника на основе базисных этических понятий;

■ разработка технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы личности дошкольника;

■ разработка критериев нравственной сферы личности дошкольника;

■ подготовка воспитателей ДОУ к работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника;

■ повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников.

Внешними условиями являются нравственный потенциал социальной микросреды и воспитательного микросоциума и психолого-педагогическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника, а внутренними - активность, мотивация и модальность переживаний ребенка в ходе освоения нравственного опыта, в ситуациях морального выбора, при решении моральных дилемм, которые позволяют ему совершать моральный выбор, корректировать свои поступки и отношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное

развитие личности в событийной деятельности.- Казань: Изд-во «Карпол», 2002.-230 с.

2. Аристотель. О душе. - СПб.: Питер, 2002. - 220с.

3. Бодалев А.А. О взаимосвязи и отношениях // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - С. 122-127.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М., Воронеж,1997. -349 с.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М.: АПН, 1960. - 500.

6. Журавлев А.Л. Некоторые тенденции развития психологических исследований в ИПРАН // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (1-2 февраля 2006 г.). - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. - С.202-204.

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. Психическое развитие ребёнка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1986. - 318 с.

8. Зинченко В.П. Человек развивающийся // Очерки российской психологии. - М., 1994. - 304 с.

9. История этических учений / Под ред. А.А. Гуссейнова. -М.: Гардарики, 2003.- 911 с.

10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма.-Ростов- н/Д., 1996. - 509 с.

11. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб., 1996. - 592 с.

12. Шакуров Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей // Профессиональное образование. - 1998. - № 1.-С. 3-18.

Р.В. Овчарова, В.К. Христофорова Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Социально-педагогическая запущенность обусловливает снижение уровня развития субъектных свойств личности подростка, что формирует их объектную позицию в жизни. В свою очередь данная личностная позиция влияет на нравственное самосознание и поведение запущенных подростков. У них более выражены отклонения в нравственном самосознании и поведении.

Ключевые слова: нравственное самосознание, социально-педагогическая запущенность, подростковый возраст.

R.V. Ovcharova, V.K. Khristoforova Kurgan State University, Kurgan, Russia

STUDY OF MORAL SELF-CONSCIOUSNESS OF SOCIALLY AND EDUCATIONALLY NEGLECTED TEENAGERS

Abstract: Social and educational neglect causes a decrease in the level of development of subjective properties of the teenage person which establish their objective position in life. In its turn, such a personal position influences the moral self-consciousness and behavior of neglected teenagers. They exhibit more distinctive deviations in their moral self-consciousness and behavior.

Keywords: moral self-consciousness, social and educational neglect, teenage age.

Актуальность исследования. Развитие личности подростка, формирование его нравственного самосознания опосредуются кризисом духовности и нравственности в современном обществе. В этих условиях на пути нравственного становления личности подростка встре-

чаются многочисленные ситуации, которые приводят к недостаткам и отклонениям в развитии нравственной сферы личности.

Одной из самых распространенных девиаций развития подростков, связанной с особенностями социальной ситуации и обусловленной психолого-педагогическими причинами, является социально-педагогическая запущенность. В случаях запущенности формируется объектная психологическая позиция личности подростка, характеризующаяся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения, деятельности. Эти характеристики коррелируют со слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между нравственным сознанием и поведением [2,4].

Последствиями социально-педагогической запущенности в подростковом возрасте могут быть более серьезные девиации в поведении, социальных взаимодействиях, различных видах деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом [1,2].

Сравнительный анализ особенностей нравственного самосознания и поведения подростков: норма и социально-педагогическая запущенность. Анализ средних значений показал, что развитие нравственного самосознания в норме и состоянии социально-педагогической запущенности обусловлено общей возрастной тенденцией.

Наивысшего развития достигают показатели самоинтереса, самопринятия, уважения к социальным нормам и этическим требованиям (совестливости), этической рефлексии (знания о том, какие нравственные качества желательны для человека и какие нежелательны). Наблюдаются трудности в формировании следующих параметров нравственного самосознания: ценностное отношение к жизни, людям и самому себе, локус контроля Я и жизни, духовность, моральное сознание при разрешении разного рода моральных дилемм [2,3,4].

Полученные данные относительно сходства в средних значениях между группами позволяют говорить о том,

что социально и педагогически запущенные подростки не отличаются от своих благополучных сверстников по представленности в сознании нравственных норм и понятий, а также ценностных установок относительно материальных благ, сохранения индивидуальности, достижений, духовного удовлетворения, креативности и активных социальных контактов (табл.1).

Общим для подростков явилось признание ценности сфер семейной и профессиональной жизни, а также значимость сферы увлечений. В исследовании самоотношения респондентов достоверных различий не обнаружено по параметрам самоуважения, аутосимпатии, самопонимания, саморуководства и самообвинения.

Несмотря на наличие достоверных отличий в степени выраженности социально-психологических ориен-таций альтруизма и эгоизма, сочетание данных параметров в экспериментальной группе схоже с контрольной -общественные альтруистические ценности преобладают над эгоистическими ценностями.

Тем не менее, социально-педагогическая запущенность отражается на становлении нравственного самосознания подростков экспериментальной группы. По уровню развития морального сознания они находятся на преконвенциональном уровне (по Л.Колбергу), в отличие от своих сверстников, достигших к подростковому возрасту конвенционального уровня. Для них характерен внешний контроль поведения: подчиняюсь правилам, поступаю так, чтобы избежать неодобрения и чувства вины. Они характеризуются низкой степенью уважения к этическим требованиям, недостаточнотью развития чувства долга и ответственности. В сравнении со своими сверстниками им сложнее осуществлять самоконтроль и следовать моральным принципам. Уровень их нравственной воспитанности значительно ниже.

У социально и педагогически запущенных подростков значительно снижены значения осмысленности жизни, ценностного отношения к жизни, людям, самим себе и своему развитию, ценностей обучения и образования, значимости сферы общественной жизни; альтруистичес-

Таблица 1

Сравнительный анализ средних значений параметров нравственного самосознания подростков

Mean Mean Std.Dev. 811 Беу. t-value Уровень

Переменные экспер. контр. экспер. контр. достов.

№ группа группа группа группа разл. Р

1 Уровень морального сознания 2,8 8,9 0,84 2,70 -15,1 0,001

2 Нравственная воспитанность 23,5 56,8 12,10 8,08 -19,8 0,001

3 Совестливость 7,1 10,5 1,80 2,59 -8,1 0,001

4 Ценностное отношение 35,2 54,9 7,45 7,73 -14,6 0,001

5 Установки на процесс 5,3 6,4 1,80 1,48 -3,8 0,001

6 Установки на результат 4,8 5,8 1,46 1,69 -3,6 0,001

7 Эгоизм 3,8 2,8 1,95 1,33 3,9 0,001

8 Альтруизм 4,6 5,7 1,86 1,38 -4,0 0,001

9 Цели 15,1 26,3 4,42 5,99 -11,5 0,001

10 Процесс 14,6 26,4 5,16 5,02 -13,2 0,001

11 Результат 17,3 24,5 5,43 4,56 -8,4 0,001

12 ЛК - Я 16,8 20,4 4,29 4,40 -4,6 0,001

13 ЛК - Жизнь 18,0 27,7 5,36 4,65 -11,2 0,001

14 Осмысленность жизни 82,0 125,3 19,06 17,42 -13,7 0,001

15 Ценность саморазвития 35,6 37,6 6,88 4,89 -2,1 0,05

16 Ценность обучения и образования 60,3 63,9 10,69 7,94 -2,3 0,05

17 Ценность общественной жизни 53,3 57,8 10,76 8,24 -2,8 0,01

18 Самоинтерес 62,9 79,7 27,60 21,87 -4,0 0,001

19 Самопринятие 56,8 68,7 27,19 26,05 -2,6 0,01

20 Уровень субъектности 63,0 106,0 12,72 11,52 -20,5 0,001

кие ценности преобладают над эгоистическими.

В отличие от своих сверстников, из-за сниженного уровня самопринятия и самоинтереса они испытывают затруднения в одобрении своих планов и желаний, в способности быть собой. У данной категории подростков наблюдается низкий уровень субъектности (субъекта самосознания, общения и деятельности), что указывает на объектную позицию личности.

Согласно авторским критериям и данным кластерного анализа, типами нравственного самосознания подростков нормы являются нравственно-аффективный, нравственно-пассивный и нравственно-активный. Типами нравственного самосознания запущенных подростков являются нравственно противоречивый и безнравственный (табл.2).

Таблица 2

Частотная характеристика состава кластеров (в %)

Кластер-группа Состояние Возраст Пол

СПЗ норма 13 лет 14 лет 15 лет М Д

1 кластер 100 - 6,6 46,7 46,7 73,3 26,7

2 кластер 96,7 3,3 10,0 53,3 36,7 80,0 20,0

3 кластер 6,3 93,7 12,5 59,4 28,1 25,0 75,0

4 кластер 2,4 97,6 4,9 56,1 39,0 22,0 78,0

5 кластер - 100 22,6 29,0 48,4 51,6 48,4

дают свойства субъекта деятельности (рис.1).

Таблица 3

Сходства и различия в параметрах нравственного поведения между запущенными мальчиками и девочками

Сокращение Переменные Значение KW-H Достоверность различий

УС Ж Установка на социальную желательность 1,43 -

ССЖ Склонность к социально желательному поведению 1,94 -

САдП Склонность к аддиктивному поведению 4,77 0,03

ССрП Склонность к саморазрушающему поведению 6,64 0,01

САгрН Склонность к агрессии и насилию 2,41 -

ВКЭР Волевой контроль эмоциональных реакций 5,99 0,01

СДвП Склонность к делинквент-но му п ов едению 0,02 -

Действенность нравственного самосознания определяется нравственным поведением. В поведении всех подростков проявляются возрастные тенденции: они руководствуются установками на социальную желательность и склонны к агрессии. Запущенные подростки достоверно отличаются по уровню склонности к аддиктивно-му, саморазрушающему поведению и слабости волевого контроля эмоциональных реакций. В данной группе эти параметры выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запущенные подростки обоих полов имеют схожие установки на социальную желательность личности и преодоление норм и правил, в равной мере проявляют склонность к агрессии и к делинквентности.

Гендерные различия проявляются в склонности к суициду, аддикции и в волевом контроле эмоций. Девочки имеют более высокий показатель волевого контроля эмоциональных реакций и менее выраженную склонность к суициду и аддикции (табл.3).

Сравнительный анализ развития субъектных свойств личности: норма и социально-педагогическая запущенность. Анализ и интерпретация особенностей развития субъектных свойств личности подростков выполнены на основе сравнительного анализа средних значений и выявления различий в уровне исследуемого признака с помощью ^критерия Стьюдента. С целью обнаружения эффекта взаимодействия между факторами возраста и уровнем субъектности был применён метод дисперсионного анализа АЫОУА.

Развитие запущенных подростков (экспериментальная группа) связано с низким уровнем выраженности субъектных свойств, среди которых несколько преобла-

контрольная группа экспериментальная группа

Рис.1. Различия в уровне развития субъектных свойств между контрольной и экспериментальной группами

Рассмотрение субъектных свойств проводилось на основе анализа средних значений параметров методики «МЭДОС-2» (РВ.Овчарова). В табл.4 представлены средние значения (Mean) и стандартные отклонения (Std Dev), расчётное значение t-критерия Стьюдента (t-value), а также уровень достоверности различий p (0,001; 0,01 или 0,05).

Таблица 4

Сравнительный анализ средних значений параметров субъектных свойств личности подростков

№ Переменные Mean экспер. группа Mean контр. группа Std.Dev. экспер. группа Std.Dev. контр. группа t-value Р - уровень дост. разл.

1 Субъект самосознания 20,9 47,3 4,79 10,75 -16,1 0,001

2 Субъект общения 17,8 27,0 6,05 6,23 -8,4 0,001

3 Субъект деятельности 24,3 31,8 7,89 4,54 -7,3 0,001

4 Уровень субъектности 63,0 106,0 12,72 11,52 -20,5 0,001

Нормативное развитие подростков (контрольная

группа) сопровождается выраженным уровнем субъектных свойств самосознания и средним уровнем субъектных свойств деятельности и общения. Это сочетание параметров позволяет подростку разрешать задачи возраста, связанные с формирование образа «Я», адекватно реагировать на социальную ситуацию, преодолевать возникающие трудности в осуществлении деятельности и овладевать социальными ролями.

Следовательно, состояние запущенности сопровождается неспособностью подростка формировать адекватную оценку относительно самого себя в социальном пространстве и своего статуса в нём. Являясь инициатором собственной деятельности, ребёнок в данном случае затрудняется в выборе задач, решение которых обеспечит нормативный уровень её осуществления.

Для анализа динамики изменения субъектных свойств в зависимости от возраста и пола испытуемых был применён метод двухфакторного дисперсионного анализа ЛЫСУА, который позволил проанализировать взаимодействие между факторами возраста (пола) и состояния социально-педагогической запущенности при формировании субъектных свойств личности подростков.

В ситуации нормативного развития в подростковый период степень выраженности субъектных свойств самосознания является сформированной к 13 годам, несколько изменяется к 14 годам, а в 15 лет возвращается к уровню 13-ти. Такая же картина наблюдается и с изменением субъектных свойств деятельности. Наиболее изменчивыми оказываются субъектные свойства общения - степень их выраженности планомерно увеличивается от года к году, в 15 лет они становятся такими же развитыми, как и свойства субъекта деятельности.

В ситуации запущенности наблюдается отличная от нормативного развития динамика. И без того недостаточный уровень сформированности субъектных свойств самосознания в 13 лет планомерно снижается к 15 годам, субъектные свойства общения вообще не получают должного развития, а свойства ребёнка как субъекта деятельности, совершив скачок к 14 годам, остаются в прежнем состоянии и в 15 лет.

Влияние состояния запущенности на формирование субъектных свойств у мальчиков и девочек обладает различиями на уровне достоверности 0,05.

Для ситуации нормативного развития в подростковом возрасте у девочек более развиты свойства субъекта самосознания. В ситуации социально-педагогической запущенности у девочек в большей степени выражены свойства субъекта деятельности.

В целом уровень субъектности личности обычных подростков составляет 206 баллов, у категории запущенных он равен 128,4 балла, что диагностирует наличие социально-педагогической запущенности.

Таким образом, эта категория подростков имеет недостаточный уровень развития субъектных свойств и объектную внутреннюю позицию личности [2,3,4].

Анализ взаимосвязи внутренней позиции личности, нравственного самосознания и поведения подростка. Анализ взаимосвязи субъектных свойств личности и нравственного самосознания проводился посредством корреляционного анализа данных всей выборки по методу Пирсона. Исходя из общего числа испытуемых, принимавших участие в исследовании, были определены достоверные значения корреляционных коэффициентов: 0,27 при р<0,001; 0,21 при р<0,01; 0,16 при р<0,05. Из полученных данных следует, что в норме:

- субъектные свойства самосознания тесно связаны с уровнем развития морально-нравственного сознания и способности личности к самопознанию. Эти свойства

обеспечиваются деятельностными и альтруистическими установками, смысложизненными ориентациями, а также ценностями духовного удовлетворения, обучения и общественной жизни. Чем выше уровень субъектности самосознания, тем в большей степени поведение личности строится на основе интериоризованных нравственных стандартов;

- субъектные свойства общения тесно связаны с системой ценностных ориентаций, нравственной воспитанностью, смысложизненными ориентациями и устремлённостью в будущее на фоне позитивного и бережного отношения к собственной личности. Эти свойства обеспечиваются ориентацией на цель, процесс и результат жизнедеятельности, ценностями саморазвития, престижа, достижений и креативности. Чем выше уровень субъектности в данном аспекте, тем выше самоинтерес и самопринятие;

- субъектные свойства деятельности тесно связаны как с уровнем развития морально-нравственного сознания и смысложизненными ориентациями личности, так и с системой ценностней. Данные свойства обеспечиваются положительным самоотношением и стремлением к утверждению собственной индивидуальности. Отрицательные корреляты с ценностями профессиональной жизни и ценностями активных социальных контактов, на наш взгляд, отражают специфику кризисный проявлений подросткового возраста.

Проведённый на предыдущем этапе корреляционный анализ позволил выделить наиболее значимые связи показателей нравственного самосознания с компонентной структурой внутренней позиции личности. Факторизация проводилась по 54-м переменным, характеризующим нравственное самосознание в выборках подростков, отнесённым или нет к состоянию социально-педагогической запущенности.

Обработка проводилась с использованием статистического пакета Statistica 6.0. Вращение производилось методом Варимакс с нормализацией Кайзера.

В группе подростков, отнесённых к состоянию нормы, в структуре субъектной позиции личности выявлены 7 факторов, совокупный процент дисперсии которых составляет 65,1%.

I фактор «Собственные смыслы». Значимые веса в нём имеют 26 показателей, связанных со смысложизненными ориентациями, самоинтересом, аутосимпати-ей, саморуководством и самопониманием. Интересно, что в данном факторе общечеловеческие ценности и волевой контроль поведения представлены отрицательными корреляциями. Мы связываем данный факт с существующим в подростковом возрасте разрывом между нравственным сознанием и поведением.

II фактор «Присвоенные ценности». Значимые веса в нём имеет 21 показатель. Отличием данного фактора от предыдущего является представленность в нём общечеловеческих ценностей положительными корреляциями. В остальном значимые веса данного фактора также связаны со смысложизненными ориентациями, самоинтересом и самопониманием.

III фактор « Поиск нового нравственного опыта». Значимые веса в нём имеют 10 показателей, связанных со склонностями к отклоняющемуся поведению на фоне адекватности нравственных оценок. Этот фактор, на наш взгляд, отражает некое поведенческое экспериментирование в переходном возрасте, связанное со стремлением быть как все.

IV фактор обозначен нами как «Самоанализ недостатков». Значимые веса в нём имеют 7 показателей, связанных с отрицанием морально-нравственных норм.

Однако в отличие от подобного фактора в ситуации социально-педагогической запущенности, здесь это состояние сопровождается стремлением к самосохранению и самоинтересом.

V фактор «Проба своих возможностей». Значимые веса в нём имеют 5 показателей, связанных с морально-нравственными оценками, неуверенностью, нечувствительностью к отношению и оценкам других, склонностью к аддиктивному поведению.

VI фактор «Ответственность за себя». Значимые веса в нём имеют 4 показателя, связанные с представлением о себе как о хозяине жизни (Локус контроля - Я), внутренней борьбой и сомнениями.

VII фактор «Служение другим». Значимые веса в нём имеют 6 показателей, связанных с альтруистической установкой, самопониманием в сочетаниии с отрицательными коррелятами в интегральном чувстве Я, самоуверенности и эгоистической установке.

В группе подростков, отнесённым к социально и педагогически запущенным, в объектной позиции личности выявлены 6 факторов, совокупный процент дисперсии которых составляет 71,4%.

I фактор «Объективные ценности». Значимые веса в нём имеют 18 показателей, связанных с общечеловеческими ценностями при затруднениях с формированием ценностного отношения, социально желательным поведением, эгоизмом, низким уровнем интегральности собственного Я и неуважением к собственной личности.

II фактор «Пассивная морализация». Значимые веса в нём имеют 13 показателей, связанных с моральным сознанием, нравственной воспитанностью, смысложиз-ненными ориентациями, совестливостью, неуверенностью в себе и стремлением к самосохранению.

III фактор «Принятие себя плохого». Значимые веса в нём имеют 8 показателей, связанных с интересом к собственной личности, волевым контролем эмоциональных реакций, установками на процесс и результат деятельности при недостаточной этической рефлексии и нравственной воспитанности.

IV фактор «Девиантное поведение». Значимые веса в нём имеют 7 показателей, связанных с непринятием себя, отсутствием симпатии к себе, самообвинением и склонностями к различного рода отклонениям в поведении.

V фактор «Пассивная сознательность». Значимые веса в нём имеют 7 показателей, связанных с пониманием морально-нравственной неприемлемости определённого поведения в обществе, установками на социальную желательность поведения, самопонимания и саморуководства при отсутствии интереса к собственной личности и игнорировании отношения других.

VI фактор «Самоутверждение любой ценой». Значимые веса в нём имеют 6 показателей, связанных с ценностью собственной индивидуальности, социально-психологическими установками и самооправданием.

Сравнительный анализ показал, что факторы нравственного самосознания подростков в норме связаны с активной субъектной позицией личности: присвоенные нравственные ценности, собственные нравственные смыслы, поиск нового нравственного опыта, самоанализ недостатков, проба своих возможностей, осознанная ответственность за себя, служение другим (табл.5).

V социально и педагогически запущенных подростков, наоборот, просматривается влияние пассивной объектной позиции личности - это объективные (неин-териоризированные) нравственные ценности, неличностная морализация, принятие себя плохого, самоутверждение любой ценой, девиантное поведение, пассивная сознательность.

Таблица 5

Сравнительный анализ факторов нравственного самосознания подростков: норма и социально-педагогическая запущенность

Факторы нравственного самосознания и поведения подростков (норма) Факторы нравственного самосознания и поведения подростков (запущенность)

Присвоенные нравственные ценности Объективные нравственные ценности

Собственные нравственные смыслы Неличностная морализация

Поиск нового нравственного опыта Девиантное поведение

Самоанализ недостатков Принятие себя плохого

Проба своих возможностей Самоутверждение любой ценой

Осознанная ответственность за себя

Служение другим Пассивная сознательность

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов:

1. Нравственное самосознание подростка включает нравственные ценности, личностные смыслы, убеждения и установки, нравственные оценки и самооценки, внутреннюю нравственную позицию личности и нравственный выбор.

2. Важнейшую роль в определении уровня развития нравственного самосознания подростков играют характер внутренней позиции личности; развитость личности подростка как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности; целостность и действенность нравственного самосознания.

3. По уровню развития морального сознания социально и педагогически запущенные подростки находятся на преконвенциональном уровне, в отличие от своих сверстников, достигших к подростковому возрасту конвенционального уровня. Для первых характерен внешний контроль нравственного поведения, а для вторых - внутренний. Они характеризуются низкой степенью уважения к этическим требованиям, недостаточностью развития чувства долга и ответственности. В сравнении со своими сверстниками им сложнее осуществлять самоконтроль и следовать моральным принципам.

4. Структура нравственного самосознания социально и педагогически запущенных подростков включает объективные (неприсвоенные) нравственные ценности, неличностную морализацию, принятие себя плохого, склонность к девиантному поведению, самоутверждению любой ценой, пассивную сознательность. Его типами являются безнравственный и нравственно-противоречивый.

5. Социально-педагогическая запущенность как объектная позиция личности, связанная с неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения и учебной деятельности, коррелирует с низким уровнем морального сознания, моральной незрелостью, нравственной невоспитанностью, неуважением к нравственным нормам, снижением значимости ценностей образования и общественной жизни, низким самоконтролем, неразвитым чувством долга и ответственности, неустойчивостью моральной позиции, недостаточной осмысленностью жизненных целей и ценностей, а также склонностью к девиантному поведению [2,3,4].

Перспективы дальнейшего исследования проблемы. Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы особенностей нравственного самосознания подростков. Возможно продолжение исследовательской работы в направлении создания новых психодиагностических методик изучения нравственного

самосознания подростков, а также создания новых и совершенствования существующих психолого-педагогических технологий и способов его развития при различных уровнях социально-педагогической запущенности и видах девиантного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1999. - 19 с.

2. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. - Курган: Изд-во КГУ, 2009 - 376 с.

3. Овчарова Р.В. Теоретические подходы к развитию нравственного самосознания подростков //Нравственность и религия: Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 53-55.

4. Христофорова В.К. Психологические аспекты нравственного воспитания и самосознание подростка //На рубежах познания: научное творчество молодых. - Алматы, 2006. - С. 134-136.

И.П. Ищенко, Е.Н. Кузнецова

Курганский государственный университет,

г. Курган, Россия

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Проведенное исследование позволило рассмотреть и обобщить эмпирические данные о структуре интеллектуальных и творческих способностей подростков, а также обозначить факторы развития способностей подростков. Полученные результаты можно трактовать в аспекте влияния мезофакторов социализации.

Ключевые слова: интеллектуальные и творческие способности, подростковый возраст, структура интеллектуальных и творческих способностей, городские и сельские подростки.

I.P. Ishchenko, E.N. Kuznetsova Kurgan State University, Kurgan, Russia

PECULIARITIES OF INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES OF CITY AND RURAL TEENAGERS

Abstract: This research has allowed considering and analyzing the empirical data about the structure of teenage intellectual and creative abilities as well as designating the development factors of teenage abilities. The obtained results can be treated in the view of the influence of socialization meso-factors.

Keywords: intellectual and creative abilities, teen age, the structure of intellectual and creative abilities, city and rural teenagers.

Актуальность исследования. Поддержка личности одаренного ребенка в образовательном процессе является важной психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития общества, поскольку одаренный ребенок - наиболее сложный субъект образовательного процесса, ориентированного на среднего ученика. Возросший в последнее время интерес к изучению проблемы одаренности, выявлению и развитию творческого потенциала детей предполагает изучение и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков.

В настоящем исследовании проведено сравнительное изучение структуры интеллектуальных и творческих способностей подростков в условиях обучения в гимназии и общеобразовательной сельской школе.

Гипотезы исследования. Структура интеллектуальных и творческих способностей у городских и сельских школьников имеет существенные различия.

Показатели интеллекта и креативности у гимназистов и сельских школьников значимо отличаются.

Методологической основой работы являются подходы, разрабатываемые А.М. Матюшкиным, В.Н. Дружининым, Н.С. Лейтесом, А.В. Мудриком.

Исследование проводилось на базе сельской общеобразовательной школы с. Шатрово и в школе-гимназии № 27 г. Кургана. Выборка исследования составляет 68 учащихся сельской общеобразовательной школы и 68 учащихся школы - гимназии. Всего в исследовании приняли участие 136 детей.

В ходе исследования рассматривались показатели творческого мышления в начале и в конце учебного года, показатели интеллекта определялись однократно.

В ходе исследования использовались следующие диагностические методики: вербальный тест творческого мышления Дж. Гилфорда, невербальный тест творческого мышления (ТТСТ, формы А и Б) П. Торренса, тест интеллектуальных способностей Р Слоссона (SIT), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (AIST), анализ данных проводился при помощи параметрических (t-критерий Стьюдента) методов статистики, парного двух-выборочного теста, а также корреляционного и факторного анализа.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что по методике Дж. Гилфорда в гимназии на начало года показатели беглости и оригинальности находятся на среднем уровне, гибкость - выше среднего. По методике П. Торренса: беглость - средний уровень, гибкость - выше среднего, оригинальность - высокий уровень, разработанность - средний. Вербальный интеллектуальный показатель находится также на среднем уровне, значение по тесту Амтхауэра в пределах хорошей нормы.

На конец года у гимназистов есть незначительный рост показателей. Но это можно рассматривать только как тенденцию, при строгом анализе динамики в развитии творческих способностей у учащихся школы-гимназии не наблюдается (достоверных различий не обнаружено).

Анализируя данные, полученные в ходе обследования учащихся Шатровской средней общеобразовательной школы, можно отметить, что на начало года параметры беглости, гибкости и оригинальности по методике Дж. Гилфорда находятся на среднем уровне, на конец года показатель гибкости переходит на уровень выше среднего. Параметры беглости и гибкости по тесту П. Тор -ренса на начало года на среднем уровне, на конец - переходят на уровень выше среднего. Показатель оригинальности изначально на уровне выше среднего, к концу учебного года переходит на высокий уровень. Разработанность идеи находится в диапазоне среднего уровня на протяжении всего года, хотя и значимо возрастает (t = -2,69 при p £ 0,05) к концу года. Интеллектуальный показатель по методике Р. Слоссона находится на среднем уровне, по тесту Амтхауэра в пределах хорошей нормы.

Полученные на начало учебного года результаты указывают на наличие достоверных различий между двумя выборками по показателям гибкости и оригинальности в вербальном и невербальном тестах, а также по показателю разработанности идеи в невербальном тесте творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.