Научная статья на тему 'Исследование наноструктурного покрытия для повышения эффективности работы деталей валопровода'

Исследование наноструктурного покрытия для повышения эффективности работы деталей валопровода Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
122
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Металлообработка
ВАК
Ключевые слова
ВАЛОПРОВОД / КОРРОЗИЯ / ПЛАЗМЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / СТРУКТУРА ПОКРЫТИЯ / УЛЬТРАЗВУК / SHAFT LINE / CORROSION / PLASMA PROCESS / COVERING STRUCTURE / TRIBOTECHNICAL PROPERTIES / ULTRASOUND

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Хмелевская Ванда Болеславовна, Мосейко Евгений Сергеевич, Черненко Виктор Игоревич

Приведены экспериментальные данные анализа образцов с покрытием и без покрытия испытанные на коррозионную стойкость, триботехнические характеристики, кавитационные свойства. Целью работы является исследование упрочненных поверхностей методом плазменного напыления с ультразвуковой обработкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Хмелевская Ванда Болеславовна, Мосейко Евгений Сергеевич, Черненко Виктор Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Researches of the put coverings for hardening ship rowing shaft

Experimental data for the analysis of samples of coated and uncoated tested for corrosion resistance, tribological characteristics, cavitation properties are presenred. The aim is to study the surface hardening method plazmennog deposition with ultrasonic treatment.

Текст научной работы на тему «Исследование наноструктурного покрытия для повышения эффективности работы деталей валопровода»

МЕ

[АПШ

Рис. 7. Нанесение покрытия методом ФПУ: а — на матрицу вырубного штампа из стали Х12; б — на вытяжную матрицу из стали Х12; в — на вал из стали 45; г — на холодновысадочный инструмент из стали У10

(долговечность упрочненных изделий увеличилась от 2 до 4 раз).

Выводы

Оптимизация технологии модификации поверхности с использованием нанесения нано-покрытия методом ФПУ может быть произ-

ведена на основе исследования параметров наноиндентирования и триботехнических испытаний.

Покрытие системы ЯЮ-С-К, нанесенное с использованием технологии ФПУ, характеризуется высокой твердостью при низком значении модуля упругости и близостью значений модуля упругости покрытия и основы, что объективно должно приводить к увеличению износостойкости поверхностного слоя. Триботехнические испытания образцов с покрытием подтверждают повышение ресурса изделий с покрытием системы 81-0-С-№

Литература

1. Наноструктурные покрытия / Под ред. А. Ка-валейро. М.: Техносфера, 2011. 752 с.

2. Тополянский П. А., Соснин Н. А., Ермаков С. А. и др. Исследования свойств нанопокры-тия, наносимого методом финишного плазменного упрочнения // Упрочняющие технологии и покрытия. 2011. № 2. С. 28-34.

3. Горленко А. О., Прудников М. И. Нормализация триботехнических испытаний для создания базы данных по одноступенчатому технологическому обеспечению износостойкости // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2008. № 9. С. 7-13.

4. Горленко А. О., Прудников М. И. Триботехни-ческие испытания поверхностей деталей нормализованным методом: Справочник // Инженерный журнал. 2009. Прилож. № 10. С. 22-24.

5. Соснин Н. А., Ермаков С. А., Тополянский П. А. Плазменные технологии: Руководство для инженеров. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 406 с.

УДК 621.78/79:629

Исследование наноструктурного покрытия для повышения эффективности работы деталей валопровода

В. Б. Хмелевская, Е. С. Мосейко, В. И. Черненко

Судовой валопровод представляет собой систему валов, соединенных в единую линию для передачи гребному винту крутящего момента, развиваемого двигателем, а также восприятия осевой силы, создаваемой гребным винтом при вращении и передаче нагрузок на вал при вибрации судна. В состав валопровода одновальной установки входят гребной 3, промежуточный 4 и упорный 6 валы (рис. 1). Количество промежуточных

валов зависит от длины валопровода и производственных возможностей. Наибольшая нагрузка приходится на гребной вал, на нем крепится гребной винт 1. Для выхода гребного вала наружу, для его опоры и уплотнения служит дейд-вудное устройство 2. Опорами промежуточных валов являются подшипники 5. В месте прохода валопровода через водонепроницаемые переборки устанавливаются переборочные сальники.

Рис. 1. Валопровод одновальной установки

Длительный опыт эксплуатации судов свидетельствует о том, что до сих пор наблюдаются поломки гребных валов в результате образования трещин. Нарушение работоспособности валопровода приводит к снижению скорости судна или полной потере хода. Ремонты валопровода связаны с большими затратами, которые определяются необходимостью вывода судна из эксплуатации и постановки его в док. На данном основании судовой валопровод следует отнести к числу наиболее ответственных и напряженных деталей энергетической установки.

Основными видами разрушений валопро-водов являются трещины [1], возникающие из-за усталости металла, коррозии, износа рабочих поверхностей при трении [2]. При эксплуатации гребной вал подвержен разрушению в наибольшей степени. По литературным данным были проанализированы часто встречающиеся разрушения гребных валов. Значительное влияние на появление трещин оказывает скорость вращения вала при вибрационных нагрузках. Слабые места, где также возникают разрушения, — это участки наибольшей концентрации напряжений при фрет-тинг-изнашивании различных элементов соединения. К ним относятся:

• выход носового участка шпоночного паза;

• подступечная часть в районе конуса;

• между ступицей гребного винта и торцом кормовой облицовки дейдвудного устройства;

• под концами облицовок дейдвудного устройства;

• зона межоблицовочного покрытия.

В настоящее время для повышения износостойкости применяется процесс плазменного напыления с различными способами упрочнения, например методом послойной ультразвуковой обработки (УЗО). Процесс плазменного напыления заключается в подаче порошка в струю, в которой происходит расплавление наплавляемого материала, осаждающегося на поверхность. При нанесении покрытия на поверхность детали с послойной УЗО

увеличивается работоспособность механизма [3]. Покрытие толщиной несколько десятков микрометров подвергается воздействию колеблющегося ультразвукового концентратора, которое способствует получению сжимающих напряжений. Ультразвуковое воздействие также вызывает деформации в кристаллической решетке. При смещении одной части кристалла по отношению к другой происходит измельчение зерен [4].

Эффективность указанной технологии была исследована с помощью методик оценки коррозионной стойкости, триботехнических характеристик, кавитационной стойкости. За основу брались образцы из материала 38Х2Н2МА, на которые напылением наносился материал ПН85Ю15 и карбид хрома с послойной УЗО.

Основным требованием к испытаниям на коррозионную стойкость является их проведение в условиях, максимально приближающихся к условиям эксплуатации валопровода. Коррозионные свойства покрытия определялись по методу измерения потенциометриче-ских кривых в морской воде на поляризационном приборе.

Определение тока коррозии проводится спустя 3 ч после подачи напряжения. Величина коррозионной стойкости устанавливается по величине потенциала Е, вольт. О скорости электрохимической коррозии можно судить по величине силы тока у, мА/см2, при анодном окислительном процессе. Сравнительные экспериментальные данные были получены путем снятия поляризационных кривых (рис. 2). Поляризационные кривые материала с напылением показали повышение кор-ризионной стойкости в 4 раза по сравнению с материалом без покрытия. На рис. 3 приведена фотография структуры с плазменным

мА/см3

4035302520151050

1,0 Е, В

Рис. 2. Поляризационные кривые материала с напылением (2) и без него (1)

МЕТАШ100БРАБ0ТКД

V

2

Рис. 4. Схема измерения смещения вала: 1 — базовый вал; 2 — проверяемый вал

а) б)

Рис. 3. Структура образца с плазменным напылением и УЗО после испытаний на коррозию в течение 1 месяца. х 200

напылением и УЗО после испытаний на коррозию в течение 1 месяца.

Данные исследования коррозионной стойкости покрытий позволяют предположить устранение дейдвудных бронзовых облицовок. По данным технологических процессов, проводимых на Хабаровском судостроительном заводе, такая технология снижает экономические затраты на изготовление валопровода [4].

Исследование триботехнических свойств материала соединительных муфт валов с покрытиями «никель + титан» показало уменьшение коэффициента трения и смещения валов с 3,00 до 0,75 мм. При изготовлении подшипников скольжения из материалов А020 и ШХ15 с нанесением плазменного напыления материала ПН85Ю15 и карбида хрома получен более низкий коэффицент трения. Схема измерения смещения вала измерялась при помощи линейки и щупа (рис. 4).

Кавитационная стойкость монолитных материалов определяется их прочностными свойствами. Для оценки динамической деформации исследуется зависимость

Рис. 5. Структура покрытия плазменного напыления, выявленная на атомно-силовом микроскопе (наночастицы 12 нм), х 1800: а — без УЗО, б — с УЗО

свойства материалов, но и энергостатическое сочетания материалов и тип схлопывания ка-витационных пузырьков. На рис. 5 показан сравнительный анализ структуры образцов.

Выводы

Нанесение на поверхность плазменного напыления с послойной УЗО создает мелкодисперсную структуру, выявляемую при измерении на атомно-силовом микроскопе. Получение наноструктурированных покрытий улучшает поверхностные свойства деталей, влияющие на повышения коррозионной стойкости и триботехнических характеристик. При эксплуатации деталей судового валопровода это дает большую износостойкость и увеличивает моторесурс.

1

Ут =

^ЕУЪ(г) '

где Ут — динамически деформируемый объем отдельного удара материала; йвн — внешняя энергия отдельного удара; У — скорость удара; Е1 — удельная энергия, поглощаемая изнашиваемым объектом при его упругих и пластических деформациях; 5(г) — функция, учитывающая прочностные характеристики материала. Исследование кавитационной стойкости показало, что на разрушение при кавитации оказывают влияние не только механические

Литература

1. Кохан Н. М. Ремонт валопроводов морских судов. М.: Транспорт, 1980. 240 с.

2. Балацкий Л. Т. Повреждения гребных валов. М.: Транспорт, 1980. 162 с.

3. Панин В. Е. Новые материалы и технологии. Усталостная прочность деталей при напылении плазменных покрытий с ультразвуковой обработкой. Новосибирск: Изд-во Сибирск. отд. АН, 1993. 120 с.

4. Хмелевская В. Б., Леонтьев Л. Б. Повышение надежности судового оборудования. Владивосток: Дальнаука, 2005. 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.