УДК 796.41 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-12-107-113
ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
А.В. Титова
Разработана методика, направленная на совершенствование сотрудничеств с
динамическими элементами вращения тела повышенной трудности с четким соблю-
дением пространственно-динамических и ритмических характеристик в
групповых
упражнениях. Определен коэффициент надежности выполнения сотрудничеств с ди-
намическими вращениями тела в контрольной и экспериментальной группах до и после
эксперимента, доказывающий эффективность методики.
Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, типы
сотрудничеств, динамические элементы вращения тела, надежность выполнения эле-
ментов, зрительный контроль, техническая стоимость.
SPECIAL ENDURANCE
OF GYMNASTS PERFORMING
IN GROUP EXERCISES
Titova A.V., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, ann29357975@
yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedago-
gical University of L.N. Tolstoy
A technique has been developed aimed at im-
proving cooperation with dynamic elements of
body rotation of increased difficulty with strict
observance of spatial-dynamic and rhythmic
characteristics in group exercises in the train-
ing process of high-class gymnasts. The relia-
bility coefficient of cooperation with dynamic
body rotations in the control and experimental
groups before and after the experiment is pre-
sented, proving the effectiveness of the tech-
nique.
Key words: rhythmic gymnastics, group exer-
cises, types of cooperation, dynamic elements
of body rotation, reliability of elements, visual
control, technical cost.
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук,
доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский
государственный педагогический университет имени
Л.Н. Толстого
В современной художественной
гимнастике совместная работа, характе-
ризующаяся разнообразными взаимодей-
ствиями между партнершами напрямую
или посредством предметов, является ос-
новой группового упражнения.
Согласно правилам соревнований
по художественной гимнастике (2017–
2020 гг.) в соревновательной композиции
«групповичек» должно быть включено
минимум четыре сотрудничества разных
типов: с не менее двумя типами передач
предметов, с одновременным броском
двух и более предметов одной гимнаст-
кой, с ловлей двух и более предметов од-
ной и той же гимнасткой после броска, с динамическими элементами вра-
щения тела [6].
Однако благодаря высокой технической стоимости, последний из
указанных типов сотрудничеств гимнастки выполняют в своих компози-
циях в подавляющем большинстве, несмотря на то, что сотрудничество с
динамическими элементами вращения тела является одним из наиболее
сложных. Этот элемент группового упражнения представляет собой бросок
своего предмета одной или несколькими спортсменками, сразу же после
этого выполняется динамический элемент с вращением тела с обязатель-
ной потерей визуального контроля за предметом во время его полета, далее
следует ловля своего предмета или предмета, брошенного партнершей.
Обязательным условием выполнения такого сотрудничества является то,
что все пять гимнасток должны принять участие в
реализации этого эле-
мента, даже если они выполняют разные функции [3, 6].
Установлено, что в настоящее время в условиях соревнований зна-
чительно увеличился объем бросковых элементов, возросла их координа-
ционная сложность, значительно увеличилась амплитуда этих двига-
тельных действий, требования к броску и ловле предметов стали гораздо
выше [4, 5, 7].
Как отмечают многие авторы, в соревновательных композициях
сильнейших групповых команд преобладание данного вида сотрудничеств
весьма существенно, по сравнению с другими структурными группами
упражнения [8, 9]. Таким образом, количество и ценность сотрудничеств с
динамическими элементами вращения тела оказывают прямое влияние на
итоговую оценку команды за выполненное упражнение.
В связи с вышеизложенным считаем исследования, позволяющие
научно обосновать надежность выполнения сотрудничеств с динамиче-
скими элементами вращения тела в художественной гимнастике, актуаль-
ными.
Объект исследования – процесс технической подготовки гимнасток
высокого класса 16–19 лет (сеньорки), выступающих в групповых упраж-
нениях.
Предмет исследования – выполнение сотрудничеств с динамиче-
скими элементами вращения тела в групповых упражнениях с тремя обру-
чами и двумя парами булав.
Цель исследования – повышение эффективности (надежности и
качества) выполнения сотрудничеств с динамическими элементами враще-
ния тела в групповых упражнениях в художественной гимнастике.
Гипотеза исследования – предположено, что применение экспери-
ментальной методики совершенствования сотрудничеств с динамическими
элементами вращения тела в тренировочном процессе высококвалифици-
рованных гимнасток окажет положительное влияние на качество выполне-
ния этих элементов, что в итоге позволит повысить соревновательный
результат в целом.
Научная новизна состоит в разработке и внедрении эксперимен-
тальной методики, направленной на совершенствование сотрудничеств с
динамическими элементами вращения тела повышенной трудности в груп-
повых упражнениях в тренировочный процесс гимнасток высокого класса.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен педагоги-
ческий эксперимент. В табл. 1 дается краткая характеристика групп, участ-
вующих в эксперименте.
Таблица 1
Характеристики экспериментальной и контрольной групп,
принявших участие в эксперименте
Характеристика
Название команды,
количественный состав
Принадлежность
к спортивной организации
Этап обучения
Возраст
Спортивная
квалификация
Стаж выступления
в групповых упражнениях
Объем учебно-
тренировочной работы
в неделю
Особенности
тренировочного
процесса
Экспериментальная
группа
«Союз» (5 чел.)
МБУ СШ «Триумф»
г. Тулы
Спортивное
совершенствование
(3-й год)
17–19 лет
Мастер спорта России
4 года
24 ч (6 раз в неделю по 4 ч)
Тренировки
по экспериментальной
методике
Контрольная
группа
«Арсенал» (6 чел.)
МБУ СШ «Триумф»
г. Тулы
Спортивное
совершенствование
(3-й год)
16–19 лет
Мастер спорта России
4 года
24 ч (6 раз в неделю по 4 ч)
Тренировки
по стандартной
программе
Основной задачей экспериментальной методики являлось достиже-
ние четкого соблюдения гимнастками пространственно-динамических и
ритмических характеристик при выполнении сотрудничеств, так как
основными техническими ошибками в условиях соревновательной дея-
тельности выступают нарушения именно этих параметров движений.
По мнению B.JI. Ботяева, Е.В. Павлова (2016), ошибки, допускае-
мые гимнастками в бросках и ловлях предметов, также могут быть обу-
словлены недостаточной амплитудой броска, плохой мышечной координа-
цией, длительным ожиданием предмета, неблагоприятным психологиче-
ским состоянием гимнастки и другими условиями [2].
С учетом этих факторов была разработана экспериментальная
методика предметной подготовки, которая реализовывалась в начале
основной части тренировки и состояла из трех основных заданий.
Первое задание: все сотрудничества с динамическими вращениями
тела из соревновательной композиции были разбиты на 7 блоков, каждый
из которых включал три сотрудничества, стоящих в упражнении друг за
другом в хронологическом порядке. Выполнялись блоки по три раза под-
ряд, паузы для отдыха между блоками составляли 1,5–2 мин и были
направлены на выявление и исправление допущенных ошибок. Выполне-
ние этого задания осуществлялось под счет одной из гимнасток, темп
соответствовал музыкальному сопровождению. В каждом следующем под-
ходе спортсменки, задающие темп, менялись.
Второе задание: гимнасткам предлагалось выполнить те же блоки,
состоящие из трех сотрудничеств, но с изменением условий, а именно:
каждое новое повторение группа начинала, меняя основное направление на
90 º, количество повторений – 3, паузы для отдыха между блоками остава-
лись прежними, темп выполнения также задавали гимнастки поочередно.
Третье задание: выполнение тех же блоков под музыкальное сопро-
вождение, количество повторений сократили до 2 раз.
В качестве контрольного упражнения выполняли соревновательную
композицию с булавами и обручами под музыку в целом. Основной зада-
чей являлось стабильное выполнение упражнения без грубых и средних
технических ошибок, то есть без потерь предметов, неточных траекторий и
ловлей после нескольких шагов, запутываний лент, пропусков элементов и
их соединений. Это упражнение имело определяющее значение, поскольку
между стабильным выполнением композиции на тренировках и соревно-
ваниях имеется высокая корреляционная связь [1].
Данную методику применяли в экспериментальной группе в тече-
ние контрольно-подготовительного мезоцикла в течение пяти недель.
В качестве теста для определения надежности выполнения сотруд-
ничеств с динамическими вращениями тела гимнасткам необходимо было
выполнить каждый из 7 блоков сотрудничеств по 10 раз. Далее рассчиты-
вали среднее значение удачно выполненных попыток в течение трех тре-
нировок. Контрольные срезы проводили в начале и конце мезоцикла. На-
дежность вычислялась по каждому блоку сотрудничеств отдельно, а также
высчитывался общий коэффициент надежности по всем сотрудничествам с
динамическими элементами тела в упражнении. Коэффициент надежности
рассчитывали по формуле В.В. Брейзера, В.М. Дьячкова, Ю.А. Федяева,
Н.Г. Сучилина (1976):
P = n/М,
где P – коэффициент надежности выполнения сотрудничеств, M – количе-
ство элементов, выполненных удачно; n – общее количество сотрудни-
честв.
Следует сказать, что чем ближе определяемый коэффициент к 1,
тем выше считается надежность выполнения сотрудничеств, то есть ста-
бильнее точность их выполнения.
В начале эксперимента не наблюдалось достоверно значимых раз-
личий по исследуемым показателям (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициент надежности выполнения сотрудничеств
с динамическими вращениями тела в экспериментальной (ЭГ)
и контрольной (КГ) группах до эксперимента, M±m
Группа 1
2 3 4
Блоки
5
6 7 Общий
ЭГ 0,52
±0,07
0,55
КГ ±0,07
t 0,02
0,57
±0,08
0,63
±0,07
0,04
0,82
±0,06
0,74
±0,05
1,5
0,51
±0,08
0,48
±0,09
0,03
0,6
±0,09
0,51
±0,06
1,5
0,67
±0,05
0,63
±0,06
0,05
0,69
±0,07
0,65
±0,08
0,03
0,66
±0,1
0,64
±0,09
0,3
P >0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
По окончании педагогического эксперимента в экспериментальной
группе, в сравнении с контрольной, произошли достоверно значимые
изменения по практически всем показателям контрольных упражнений,
характеризующих надежность выполнения сотрудничеств (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициент надежности выполнения сотрудничеств
с динамическими вращениями тела в экспериментальной (ЭГ)
и контрольной (КГ) группах после эксперимента, M±m
Группа 1
2 3 4
Блоки
5
6 7 Общий
0,98
ЭГ ±0,09
0,70
КГ ±0,07
t 2,6
0,92
±0,08
0,64
±0,09
2,8
0,93
±0,09
0,62
±0,08
2,6
0,69
±0,06
0,65
±0,06
0,05
0,82
±0,08
0,55
±0,08
2,4
0,82
±0,05
0,64
±0,06
2,4
0,84
±0,05
0,60
±0,06
2,4
0,85
±0,07
0,62
±0,06
2,3
P <0,05
<0,01
<0,05
>0,05
<0,05
<0,05
<0,05
<0,05
Таким образом, экспериментально подтверждена эффективность
разработанной методики, направленной на совершенствование сотрудни-
честв с динамическими элементами вращения тела повышенной трудности
в групповых упражнениях. В дальнейшем планируется продолжение
исследования с целью изучения влияния экспериментальной методики на
уровень исполнительского мастерства гимнасток в условиях соревнований
и на спортивный результат в целом.
Список литературы
1. Бексеитова А. Методика симметричного обучения в художест-
венной гимнастике // Олімпійський спорт і спорт для всіх: материалы
IX Міжнар. науковий конгрес. Киев, 2005. С. 313–344.
2. Ботяев B.JI., Павлова Е.В. Отбор и оценка перспективности в
художественной гимнастике на основе анализа зрительно-двигательной и
моторной асимметрии // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка. 2006. № 5. С. 37–39.
3. Давыдова А.Ю., Медведева Е.Н., Давыдова Т.Ю. Совершенство-
вание синхронизации движений в групповых упражнениях художествен-
ной гимнастики // Университетский спорт: здоровье и процветание нации:
сб. VIII Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых. Улан-Батор,
2018. С. 47–50.
4. Кушнир Я.В. Требования к подготовленности и индивидуальным
особенностям спортсменок, специализирующихся в групповых упражне-
ниях художественной гимнастики // Проблемы физкультурного образова-
ния: содержание, направленность, методика, организация: материалы
третьего Междунар. науч. конгресса. Калининград: Изд-во БФУ им. И.
Канта, 2013. С. 243.
5. Правила соревнований по художественной гимнастике 2017–2020
[Электронный ресурс]. URL: http://vfrg.ru/upload/iblock/b0e/b0ef9003657127
8987c9d657f05e9394.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
6. Совершенствование надёжности выполнения обменов предме-
тами в групповых упражнениях художественной гимнастики средствами
спортивной игры / Е.Н. Медведева [и др.] // Ученые записки университета
имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 281–285.
7. Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А., Медведева Е.Н. Теория и
методика художественной гимнастики: подготовка спортивного резерва:
учеб. пособие. М.: Спорт, 2018. 360 с.
8. Хацкалева Е.Г., Иноземцева Е.С. Средства тренировки перебро-
сок в групповых упражнениях художественной гимнастики // Междуна-
родный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53). С. 99–101.
9. Шевцова А.С. Надежность исполнения соревновательных компо-
зиций у спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике //
Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма:
материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов, соис-
кателей и студентов. Омск: Изд-во СибГУФКС, 2016. С. 195–200.
References
1. Bekseitova A. Metodika simmetrichnogo obucheniya v
hudozhestvennoj
gimnastike [Methods of symmetric training in rhythmic gymnastics] //
Olympic sport and
sport for all: materials of the IX Mizhnar. science congress. Kiev, 2005. P.
313–344.
2. Botyaev B.JI., Pavlova E.V. Otbor i ocenka perspektivnosti v
hudozhestvennoj
gimnastike na osnove analiza zritel'no-dvigatel'noj i motornoj asimmetrii
[Selection and as-
sessment of prospects in rhythmic gymnastics based on the analysis of
visual-motor and mo-
tor asymmetry] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka
[Physical culture:
upbringing, education, training]. 2006. No. 5. P. 37–39.
3. Davydova A.Yu., Medvedeva E.N., Davydova T.Yu.
Sovershenstvovanie
sinhronizacii dvizhenij v gruppovyh uprazhneniyah hudozhestvennoj
gimnastiki [Improve-
ment of synchronization of movements in group exercises of rhythmic
gymnastics] // Univer-
sity sport: health and prosperity of the nation: collection of articles. VIII
Int. scientific. conf.
students
and
young scientists. Ulan Bator, 2018. P. 47–50.
4. Kushnir Ya.V. Trebovaniya k podgotovlennosti i individual'nym
osobennostyam
sportsmenok, specializiruyushchihsya v gruppovyh uprazhneniyah
hudozhestvennoj
gimnastiki [Requirements for the fitness and individual characteristics of
female athletes spe-
cializing in group exercises in rhythmic gymnastics] // Problems of physical
education: con-
tent, focus, methodology, organization: materials of the third Intern.
scientific. congress. Ka-
liningrad: IKBFU Publishing House I. Kant, 2013. P. 243.
5. Pravila sorevnovanij po hudozhestvennoj gimnastike 2017-2020
[Rules for
Rhythmic Gymnastics Competitions 2017–2020] [Electronic resource]. URL:
http://vfrg.ru/
upload/iblock/b0e/b0ef90036571278987c9d657f05e9394.pdf (date accessed:
20.11.2021).
6. Sovershenstvovanie nadyozhnosti vypolneniya obmenov predmetami v gruppovyh
uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki sredstvami sportivnoj igry
[Improving the relia-
bility of the exchange of objects in the group exercises of rhythmic
gymnastics by means of a
sports game] / E.N. Medvedeva [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta
[Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 11
(177). P. 281–285.
7. Terekhina R.N., Viner-Usmanova I.A., Medvedeva E.N. Teoriya i
metodika
hudozhestvennoj gimnastiki: podgotovka sportivnogo rezerva [Theory and
methodology of
rhythmic gymnastics: preparation of the sports reserve]: textbook. allowance.
M.: Sport, 2018.
360 p.
8. Hackaleva E.G., Inozemceva E.S. Sredstva trenirovki perebrosok v
gruppovyh
uprazhneniyah hudozhestvennoj gimnastiki [Means of training transfer in group
exercises of
rhythmic gymnastics] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal
[International re-
search journal]. 2016. No. 11 (53). P. 99–101.
9. Shevcova A.S. Nadezhnost' ispolneniya sorevnovatel'nyh
kompozicij u
sportsmenok starshih razryadov v hudozhestvennoj gimnastike [Reliability of
performance of
competitive compositions among athletes of senior categories in
rhythmic gymnastics] //
Problems of improving physical culture, sports and Olympism: materials of the
All-Russian.
scientific-practical conf. young scientists, graduate students, applicants and
students. Omsk:
Publishing house SibGUFKS, 2016. P. 195–200.