ПЕаАГОГПЧЕСКПЕ НАУКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ _ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ._
Якушева С. С.
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 34 «Звёздочка» Россия, г. Серпухов, Московская область.
INVESTIGATION OF MUSIC EDUCATION AND EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH APPLICATION OF TECHNOLOGY _FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN MUSIC._
Yakusheva S.S.
Musical Director of the highest qualification category MDOU Child Development Center - Kindergarten No. 34 "Zvezdochka"
Russia, Serpukhov, Moscow region.
АННОТАЦИЯ
Интерес к музыке закладывается еще в утробе матери, когда малыш слышит звуки окружающего мира. После рождения маленький человек попадает в мир звуков, порой агрессивных. Добрая половина музыкальных впечатлений получаемых ребенком проходят фоном, на котором он не акцентирует внимание вследствие того, что в современном мире поток информации, в том числе и музыкальной, очень велик. Для того чтобы ребенок не потерялся в мире звуков, чтобы музыка стала для него добрым другом, мы должны научить его воспринимать и понимать музыку.
ABSTRAC
Interest in music is laid in the womb when the baby hears the sounds of the surrounding world. After birth, a small person gets into the world of sounds, sometimes aggressive. A good half of musical impressions received by the child pass a background on which he does not accent attention due to the fact that in the modern world the flow of information, including music, is very large. In order that the child is not lost in the world of sounds, so that music becomes a kind friend for him, we must teach him to perceive and understand music.
Ключевые слова
Федеральные государственные образовательные стандарты, музыкальное воспитание, дошкольное детство, педагогические технологии.
Keywords:
Federal state educational standards, musical education, preschool childhood, pedagogical technologies.
С раннего возраста необходимо приобщать детей к ценностям современного искусства. Это дает возможность целостного представления о художественной культуре своего времени.
Восприятие музыки - процесс трудоемкий, который содержит в себе не только само восприятие, но и психологическую готовность детей к нему. Детям требуется определенный период времени для накопления музыкального опыта, который пройдет более эффективно в процессе активной музыкальной деятельности: пения, слушания, пластического интонирования, инструментального музицирования.
О необходимости введения в процесс музыкального воспитания детей примеров современной музыки наряду с классическими произведениями музыкального искусства говорили многие авторы еще в начале XX века. Б.Л. Яворский утверждал: «Следует пропагандировать среди юных слушателей музыкальное творчество современных композиторов, ведь это творчество является результатом
отображения в музыке новых течений, «прокладывающих пути музыкального искусства вперед». А Б.В. Асафьев, выпустил ряд статей с названием «Новая музыка», в которых обосновывалась необходимость пропаганды сочинений современных западных и отечественных композиторов.
Вступление в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов диктует нам применение более гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, равноправного общения педагога и ребенка.
Педагогическая работа в дошкольном учреждении строится на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Интегрированная деятельность делает педагогический процесс
направленным на формирование общей культуры, социализации, мотивации учебной деятельности и т.д.
Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлин-ского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство ...».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Основной целью музыкальных занятия в дошкольном учреждении является формирование основ музыкальной культуры, как части общей духовной культуры дошкольника. Основными задачами музыкального воспитания можно считать: воспитание любви и интереса к музыке, обогащение впечатлений детей, приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие общей музыкальности детей, содействие первоначальному развитию музыкального вкуса, развитие творческого отношения к музыке. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста, но и у малышей отмечается положительный отклик на музыку. Дети 1,5 - 3 лет с удовольствием слушают музыкальные произведения, выполняют простейшие танцевальные движения, подпевают. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
В дошкольном детстве важно заложить основы музыкальной культуры, сформировать эталоны красоты, ведь от этого зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем богаче его словарь, тем успешнее достигается его развитие.
Жизнь не стоит на месте и диктует нам свои правила. Еще несколько лет назад мы не могли и подумать, что наряду с классической музыкой и детским репертуаром, написанным специально для дошкольников такими композиторами как Д. Л. Львов-Компанеец, А. Филиппенко, Е. Тиличеева, мы будем использовать современные песни из репертуара детских шоу-групп, таких как: «Улыбка», «Талисман», «Саманта», «Дельфин», «Киндер-сюр-приз» и т.д. Музыкальные руководители используют современные детские песни не только для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на детских музыкальных инструментах. Как показывает практика, заводные ритмы детской современной эстрады привлекают
31_
сегодняшних дошколят больше, чем те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их мамы и папы. Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на подрастающее поколение. Главное, чтобы музыка, которую слушают и исполняют наши дети, была правильно подобрана.
Центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на нее, переживание ее содержания. Для этого музыкальному руководителю необходимо сделать так, чтобы музыка воспринималась через все виды музыкально-практической деятельности детей, и перекликалась с произведениями других видов искусства.
Музыкальное произведение, выбранное для дошкольника должно иметь художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать
возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни современного ребенка.
На сегодняшний день появились куда более интересные способы разобраться в музыке, почувствовать и понять ее. Давайте поговорим о технологиях. Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку с какой-то неведомой стороны, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта.
Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям
- это концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость.
«Игровая технология», включенная в обучение, придает учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует их на решение поставленных задач. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкально-сенсорные способности, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.
Музыкальный театр - форма, предполагающая совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Технология позволяет искать собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать.
Опытническая деятельность зародилась в советской школе еще в 30 - х. годах прошлого века благодаря В. А. Сухомлинскому. «Мыслителем, -писал, обращаясь к учителям, В.А. Сухомлинский,
- ваш воспитанник становится лишь тогда, когда вы приходите к нему с мыслью, зажигаете его своей любознательностью, жадностью и ненасытностью к познанию, передаете ему чувство гордости мыслителя» [6, с.22]. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений о музыке, ее строе, ладе, мелодии, темпе и т.д. В моем арсенале, есть опыты со звуками. Дети
32
с удовольствием исследуют природу возникновения звука.
Самая трудоемкая и, наверное, самая интересная - технология проектной деятельности [7]. Педагоги, активно использующие проектную технологию, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием современных информационных технологий. Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Хотелось бы выделить еще несколько технологий касающихся конкретно музыкального воспитания. Технологии музыкального воспитания с применением арт-терапии, технологии музыкально -ритмического воспитания А.И. Бурениной, технологии элементарного музицирования Т.Э. Тютюн-никовой, технологии обучения певческим навыкам Г.А. Струве, технологии музыкотерапии (концепция В. Петрушина).
Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность,
прививать любовь к музыке и учить различать хорошую музыку и «музыку на один день».
То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Психологи считают, что память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.
Список литературы
1. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования
детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. - М.:
НИИ Общей педагогики, 1978. - 155 с.
2. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке - М.: Просвещение, 1989.-191с.
3. Петрушин В.И Музыкальная психология : учебное пособие - Москва : Академический проект, 2006. - 400 с.
4. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е. Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с. 5. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки Л. :, 1977. - 167 с.
6. Сухомлинский В.А.Трудность и радость познания // Работница.1968.№ 9.
7. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.Пб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г. -80 с.
8. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001- 178 с.