DOI 10.24411/1813-145X-2018-10254
УДК 159.9
К. Б. Малышев
https://orcid.org/0000-0003-2985-3341 О. Ю. Неволина
https://orcid.org/0000-0003-3151-8147 О. А. Малышева
https://orcid.org/0000-0002-0160-0759
Исследование мотивов женской лжи (на материале повести Л. Е. Улицкой «Сквозная линия»)
В работе используется многомерный типологический подход, позволяющий создать типологию «потребностных мотивов» и соответствующую ей типологию «мотивов женской лжи». При построении классификаций исследователями используется полнота разбиения целого и упорядоченность элементов (частей в целом), что является основанием базисного подхода к изучению психологической информации о личности. Результатом применения этого подхода выступает построение многомерного базиса как объединения нескольких одномерных базисов. При построении типологий создаются благоприятные возможности полного описания психологической информации об объектах (понятиях, явлениях), что является основанием целостного подхода. В итоге создается возможность системного структурирования информации о личности, то есть функциональной связанности компонентов-типов. Многомерный типологический подход имеет следующие признаки: во-первых, совокупность знаний, отраженных в концепции, приводится в систему на основании проверенных на практике достоверных результатов; во-вторых, предлагаемый подход обладает прогностическими возможностями, так как позволяет увидеть пути дальнейшего развития личностных характеристик. Критериями концепции являются целостность, системность, базисность. В концепции были выбраны и апробированы следующие методы: подбор психологических характеристик, их обобщение, сравнение и отождествление с характеристиками базового эталона, выявление профиля изучаемого качества, свойства субъекта. Главные принципы: индуктивно-дедуктивного исследования, «правильности» разбиения множества на подмножества, полярной дихотомичности, единой полярной дихотомической симметрии, образования «мерности» в типологии, упорядоченности, типологической «всеохватности», эталонного типологического базиса, изоморфизма, семантической близости, гомоморфизма, операционализации понятия. В данной статье проверяется на «базисность» типология женской лжи, описание которой дается в произведении Л. Е. Улицкой «Сквозная линия». Для этого на основе принципа семантической близости устанавливается взаимно-однозначное соответствие («типологический изоморфизм») типологии женской лжи с типологией «потребностных мотивов» и с типологией личности по Д. Голланду. В данном случае используется метод «базисного наложения», который обеспечивает смысловую общность этих трех типологий.
Ключевые слова: многомерный типологический подход, системность, базисность, целостность, смешанный тип, мотивы, женская ложь, профиль типов, семантическая близость.
K. B. Malyshev, O. U. Nevolina, O. A. Malysheva
Study of the Motives of Women's Lies on the Material of the Story L. E. Ulitskaya «Through-Line»
In this paper, we use a multidimensional typological approach that allows us to create a typology of «need motives» and the corresponding typology of «motives of women's lies». In the construction of classifications, researchers use the completeness of the whole division and ordering of elements (parts as a whole), which is the basis of the basic approach to the study of psychological information about the person. The result of the application of this approach is the construction of a multidimensional basis as a Union of several one-dimensional bases. In the construction of typologies there are favorable opportunities for a full description of psychological information about objects (concepts, phenomena), which is the basis of a holistic approach. This creates the possibility of systemic structuring of information about the individual, i.e. functional connectivity component-types. The multidimensional typological approach has the following features: firstly, the set of knowledge reflected in the concept is brought into the system on the basis of proven reliable results, and secondly, the proposed approach has prognostic capabilities, since it has been tested in practice. It allows you to see the ways of further development of personal characteristics. The criteria of the concept are integrity, consistency, basis. The following methods were chosen and tested in the concept: selection of psychological characteristics, their generalization, comparison and identification with the characteristics of the basic standard, identification of the profile of the studied quality, the properties of the subject. Main principles: the inductive-deductive research, the «correct» partitioning of the set into subsets, polar dichotomy, a single dichotomous polar symmetry, the formation of «dimension» in the typology, governance, typological «inclusiveness», the reference of the typological basis of isomorphism, semantic proximity, of homomorphism, operationalization of the concept. In this article, the typology of women's lies is checked for «basis», the description of which is given in the work by
© Малышев К. Б., Неволина О. Ю., Малышева О. А., 2018
L. E. Ulitskaya «Through Line». For this purpose, on the basis of the principle of semantic proximity is established a one-to-one correspondence («typological isomorphism») of the type of female lie with the typology of «need motives» and with the typology of personality by D. Holland. In this case, the method of «basic overlay» is used, which provides a semantic commonality of these three typologies.
Keywords: multidimensional typological approach, system, basis, integrity, mixed type, motives, women's lie, type profile, semantic proximity.
Проблема лжи является интересной и актуальной в современном мире, где каждый подвержен ее воздействию. Проблема распознавания лжи имеет долгую историю, но при этом не перестает быть актуальной как в теоретическом, так и в прикладном аспекте и лишь относительно недавно выделилась в отдельную теоретическую область. Проблема лжи многогранна, так как способность ко лжи мы может рассматривать как в негативном ключе (мошенничество), так и в позитивном (ложь во спасение, ложь во благо). С самого раннего возраста человек связан с феноменом лжи. Жить в социуме, не сталкиваясь с феноменом лжи, невозможно. Навык определения лжи полезен для людей всех профессий, которые предполагают общение с другими людьми. В личной жизни этот навык может помочь не быть обманутым мошенниками.
Ложь может присутствовать во всех аспектах жизни человека. Люди сталкиваются с феноменом лжи на работе, дома, среди друзей, по телевизору, в интернете и т. д. Человек обманывает осознанно и неосознанно (когда сам ошибается в достоверности информации), со злым умыслом и во имя добра. Ложь - естественное явление. Согласно В. Штерну, ложь - это сделанное сознательно неверное высказывание, служащее для достижения целей лжеца. По В. Штерну, для лжи характерны следующие особенности:
— понимание ложности сообщаемого;
— намерение ввести собеседника в заблуждение;
— направленность на достижение собственной выгоды [17].
А. Р. Ратинов, изучавший ложь в контексте анализа поведения человека, подчеркивает, что лгать -«всегда значит ставить на место действительности какой-нибудь предпочтительный для лгущего вымысел и заменять действительно происходившие факты такими, какими их хотелось бы представить лжецу». По П. Экману, ложь - это действие, с помощью которого один человек сообщает неверную информацию другому, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях [19, 20]. В. В. Знаков определяет ложь как умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Ложь основана либо на словесном, либо на невербальном ложном утверждении, которое передается умышленно [3].
Согласно представлениям О. Фрая и П. Экмана, можно выделить следующие виды лжи:
1. Явная ложь (также называемая фальсификацией) - это полная, эксплицитная ложь, при которой сообщаемая информация диаметрально противоположна истине.
2. Преувеличение - это ложь, при которой сообщаемые факты или информация превосходят истинные данные. Люди могут преувеличивать, когда говорят о том, что сожалеют, если обидели друга, опоздали на встречу, могут приукрашивать свое раскаяние в совершенном.
3. Тонкая, имплицитная ложь, которая предполагает буквальное сообщение истины, направленное на то, чтобы ввести кого-либо в заблуждение, или содержит скрытые, замаскированные заявления, ориентированные на третьих лиц. Сюда можно отнести и сокрытие информации путем уклонения от ответа на вопросы или упущения имеющих отношение к делу деталей [15, 20].
О. Фрай, работая над проблемой лжи, выделил формы и виды лжи, которые условно можно объединить в две большие группы: виды лжи, которые направлены на себя, и виды лжи, которые направлены на других [19]. В ходе исследований был отмечен факт, что мужчинам и женщинам более свойственны различные типы лжи. Мужчины чаще прибегают к самоориентированной лжи, тогда как женщины чаще используют ложь, ориентированную на других, особенно при общении с другими женщинами.
В данном исследовании мы дадим системный анализ только типов мотивов женской лжи на материале повести Л. Е. Улицкой «Сквозная линия» [13]. Для решения этой задачи используем многомерный типологический подход [6, 7]. Мотивационную сферу человека образуют три составляющие - факторы («потребности», «мотивы» и «цели»), которые можно на основе принципа семантической близости спроектировать на основные функции психики («отражение», «регуляция» и «реализация») [6]. Получается, что «потребности» «отражают» поведение человека, «мотивы» «регулируют» его, а «цели» «реализуют» это поведение. Мотивы - это причины побуждения к целевому поведению на основе определенных потребностей.
В психологии выделяют основные потребности личности («пирамида потребностей»): физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и уважении, потребности в почитании и признании, познавательные потребности, эстетические потребности.
Удовлетворение этих потребностей ведет к самоактуализации личности.
В соответствии с основными потребностями можно построить типологию «потребностных мотивов» личности:
— «стремление к удовлетворению физиологических потребностей»,
— «стремление к потребности в безопасности»,
— «стремление к потребности в любви и уважении»,
— «стремление к потребности в почитании и признании»,
— «стремление к познавательной потребности»,
— «стремление к эстетической потребности».
На основе принципа семантической близости эту
типологию можно сопоставить с трехмерной базисной типологией «потребностных мотивов» личности (трехмерный типологический базис - это полное, упорядоченное множество элементов-типов с размерностью, равной трем). Трехмерные базисные типы «потребностных мотивов» в нашем случае -это три дихотомические пары противоположных типов:
1. «Стремление к потребности в безопасности» -«стремление к эстетической потребности».
2. «Стремление к потребности в любви и уважении» - «стремление к удовлетворению физиологических потребностей».
3. «Стремление к потребности в почитании и признании» - «стремление к познавательной потребности».
Проверим на «базисность» типологию женской лжи, описание которой дается в произведении Л. Е. Улицкой «Сквозная линия» [4]. Эта повесть состоит из пяти разных новелл: «Диана», «Брат Юрочка», «Конец сюжета», «Явление природы», «Счастливый случай». На основе «принципа семантической близости» (то есть «семантического изоморфного отображения») сопоставим «эталонный базис» типов личности по Д. Голланду с базисным множеством типов «потребностных мотивов» и с множеством типов женской лжи, проявляющейся у персонажей в вышеуказанном произведении (см. таблицу).
Рассмотрим «базисное моделирование» (умозаключение «от частного к частному»), то есть от одного психологического базиса типов личности к другому психологическому базису «потребностных мотивов» и еще ко множеству типов «женской лжи», представленных в пяти разных новеллах повести Л. Е. Улицкой.
Несколько типов «потребностных мотивов» и, соответственно, несколько типов мотивов женской лжи может быть у одного персонажа повести Л. Е. Улицкой «Сквозная линия». В данном случае
мы имеем «смешанный тип» мотивов женской лжи или «профиль типов мотивов» (см. таблицу 1). Типология личности по Д. Голланду является трехмерным (трехфакторным) базисом, в котором выявляются три полярные дихотомические пары типов, являющиеся одномерными базисами: «конвенци-альный - артистический», «социальный - реалистический», «предприимчивый - интеллектуальный [6]. Объединение («связка») этих трех одномерных базисов образует уже трехмерный базис. Единая дихотомия здесь будет «социальное - индивидуальное», что соответствует обобщенной единой дихотомии «внешнее - внутреннее».
В таблице представлено определение всех шести типов личности. Использование «принципа семантической близости» позволяет осуществлять сопоставление множества характеристик объекта или понятия с характеристиками другого множества, являющегося эталонным типологическим семантическим базисом (см. таблицу) [6]. На основе «принципа семантической близости» (то есть «семантического изоморфного отображения») сопоставим первый «эталонный базис» личности по Д. Голланду с базисным множеством типов «по-требностных мотивов» (второй «эталонный базис») и с множеством типов женской лжи персонажей повести «Сквозная линия». В таблице семантически близкие по смыслу слова выделены курсивом во всех трех типологиях. В результате применения многомерного типологического подхода показано, что типология женской лжи персонажей вышеуказанной повести не является трехмерным базисом. Это означает, что при отображении типологии «потребност-ных мотивов» на типологию женской лжи не все последние типы были представлены в повести (нет женской лжи по поводу «познавательного мотива» и нет женской лжи по поводу «мотива безопасности»). Это свидетельствует о том, что типология женской лжи, представленная в пяти новеллах вышеуказанной повести, не является полной и упорядоченной, то есть базисной. Возникает возможность расширения сюжетных линий поведения персонажей этой повести, чтобы расширенная типология женской лжи в итоге стала базисной.
Характеристики поведения персонажей в виде их словесных описаний в тексте повести являются «диагностическими суждениями», которые можно «гомоморфно отобразить» на типы мотивов «женской лжи» и из которых можно составить тест на «измерение» уровня выраженности этих типов [6]. Для решения этой диагностической задачи можно в будущем использовать трехмерный «измерительный базис», что не предполагается рамках статьи.
В статье был предложен «многомерный типологический подход», который позволяет писателям при
создании литературных произведений и учителям литературы в школе использовать эту методологию при многомерной базисной типологизации типов поведения литературных персонажей, то есть идти дедуктивным путем: от общего к частному. Много-
мерная психологическая базисная типология личности является общей, а многомерная литературная базисная типология поведения персонажей на примере конкретного произведения - частной.
Таблица
Сравнительный анализ множества характеристик из разных типологий
Характеристики типов личности (по Д. Голланду) с единой дихотомией «социальное-индивидуальное» Типы «потребностныхмотивов» и типы мотивов женской лжи (по Л. Е. Улицкой)
Артистический (А) (индивидуальное) - независимый в решениях, своевольный, оригинальный, гибкий, маневренный, эмоциональный, заводной, артистичный, активный, динамичный, демонстративный, эстетичный, склонен к импровизации в речи. Этот тип личности имеет богатую фантазию, быструю речь, как правило, это хороший рассказчик, бойкий, веселый, шумный, любит приключения. Эмоционально неустойчивые люди. Любят поэзию, музыку, живопись, фотографию. Ярко выраженное стремление к эстетическому восприятию окружающего мира. Мифологическое мышление «Стремление к эсте-тической потребности» 1. Для украшения жизни и быть актрисой, «игровой мотив» и «гедонистический мотив» («удовольствие от себя, от реакций людей, от творческой фантазии») (ложь Айрин Лири в новелле «Диана»). 2. «Мифологический мо-тив» (профессор Анна Веньяминовна в новелле «Явление природы»)
Предприимчивый (П) (социальное) - хороший организатор, предприимчив, энтузиаст, импульсивный, энергичный, доминантный, жесткий, решительный, любит признание, «волевой доминирующий организатор», обдуманно решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, обладает опытом отношения к миру, к окружающим людям, использует опыт в управлении людьми, часто бывает агрессивен в поведении. Потребность в почитании. Это прирожденный менеджер, координатор и человек, умеющий заставить людей работать на себя и извлекающий из этого выгоду. Любит «хвалить и рекламировать» себя. Для него важно социальное признание, авторитаризм. В профессии - это заведующий, директор, дипломат, журналист, партийный функционер, политический деятель и т. д. «Стремление к потребности в почитании и признании». 1. Стремление завоевать признание у людей и «статусный мотив» (профессор Анна Веньяминовна в новелле «Явление природы»).
Социальный (С) (социальное) - коммуникабельный, любит обсуждать и принимать коллективные решения, не пренебрегает советом других людей, зависим от мнения группы, ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями, идет на социальный контакт. Чертами его характера являются социальность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность. Старается держаться вдалеке от интеллектуальных проблем. Он зависим, ему присуще приспособленчество, умеет строить общение с любыми типами личности. Обладает вербальными и относительно слабыми математическими способностями. Потребность в любви и уважении к со стороны других людей. В «компенсаторных профессиях» -это педагоги, врачи, психологи и т. д. «Стремление к потребности в любви и уважении» 1. Стремление завоевать уважение со стороны окружающих (Надя в новелле «Брат Юрочка»). 2. Способ показать человеку его наивность, самоуверенность, самодовольство, ограниченность («поучительство») (Анна Ве-ньяминовна в новелле «Явление природы»). 3. Способ скрыть недостаток внимания, одиночество, семейную несостоятельность («компенсаторный мо-тив») (Ляля в новелле «Конец сюжета», девушки-проститутки в новелле «Счастливый случай»). 4. Получить статус советчика и мудреца (профессор Анна Вень-яминовна в новелле «Явление природы»)
Реалистический (Р) (индивидуальное) - волевой характер, экономный, расчетливый, запасливый человек, контролирует свои действия и действия других людей в соответствии с нормативами, предметная конкретная деятельность. Работа по образцу, по эталону, по определенной схеме. Хорошие ремесленники, любят что-то делать своими руками. Отсутствие чувства юмора при общении. Это скупые, жадные, экономные люди, проявляют безразличие к одежде. Доминирующая потребность -физиологическая (голод, жажда, сексуальное влечение). В профессии - это механик, инженер, садовод, шофер, слесарь, столяр, автомобильный мастер, швея, резчик по дереву и т. д. «Стремление к удовлетворению физиологических потребностей» 1. «Гендерный мотив» (показать «видимость» сексуальной удовлетворенности) (Ляля в новелле «Конец сюжета»)
Интеллектуальный (И) (индивидуальное) - аналитичен, рационален, оригинален, любит решать интеллектуальные задачи, получает удовлетворение от творческого умственного труда, стремится к поисково-исследовательской деятельности. Обладает как вербальными, так и математическими способностями, ориентирован на умственный труд. Преобладают теоретические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает реализации «Стремление к познавательной потребности» Нет женской лжи по поводу «познавательного мотива»
Характеристики типов личности (по Д. Голланду) с единой дихотомией «социальное-индивидуальное» Типы «потребностныхмотивов» и типы мотивов женской лжи (по Л. Е. Улицкой)
связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Стремится к познавательной деятельности. В профессии - это ботаник, астроном, физик, математик, ученый-исследователь, следователь и т. д.
Конвенциальный (К) (социальное) - предпочитает структурированную деятельность, консервативен, не любит смену деятельности. Арифметические способности, расчетливость, нормативная системно-упорядоченная деятельность, экономность, бережливость, скупость, аккуратность, запасливость. Любят все «раскладывать по полочкам», как в мыслях, так и в делах. Хорошие «упаковщики». Делают все толково, крепко и надежно. Долго принимают решения. Нерасторопность в делах, неторопливость, все делают медленно, не торопясь, не идут на поводу эмоций при принятии решений. Прагматизм, практичность и проявление хозяйственности в жизни, стремление к материальным ценностям. Потребность в безопасности. В профессии - это делопроизводитель, бухгалтер, экономист, технолог, программист, оператор, юрист и т. д. «Стремление к потребности в безопасности» Нет женской лжи по поводу «мотива безопасности»
Выводы
Разработан методологический аппарат, позволяющий рассматривать литературные типологии как многомерные явления, определять их различные смысловые составляющие. Цель исследования состояла в выявлении возможностей применения многомерного типологического подхода к системно-базисному описанию поведения литературных персонажей на материале повести Л. Е. Улицкой «Сквозная линия». Эта цель была достигнута. При создании писателями своих произведений и при анализе типов поведения персонажей учителями литературы в школе важно учитывать базисное типологическое многомерное многообразие поведенческих характеристик литературных персонажей. Это, в свою очередь, дает более «богатые» сюжетные и содержательные возможности литературных текстов и вызывает больший интерес у учащихся. Результаты этой статьи также могут быть использованы и для психологических исследования теоретических проблем типологизации в литературе.
Библиографический список
1. Аксенова, О. А. Феномен женской лжи (Повесть Л. Улицкой «Сквозная линия» [Текст] / О. А. Аксенова // Современная литература : сборник материалов. -Вып. 2. - Вологда, 2004. - С. 161-167.
2. Дубровский, Д. И. Обман. Философско-психологический анализ [Текст] / Д. И. Дубровский. - 2-е, доп. изд. - М. : Канон + РООИ «Реабилитация», 2010. -336 с.
3. Знаков, В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 1993. - № 27.
4. Красников, М. Л. Феномен лжи в межличностном общении [Текст] / М. Л. Красников // Общественные науки и современность. - 1999. - № 2.
5. Кузнецов, В. В. Психология взаимопонимания: неправда, ложь, обман [Текст] / В. В. Кузнецов. - СПб. : Питер, 2008. - 288 с.
6. Малышев, К. Б. Многомерная типологизация психологической информации [Текст] / К. Б. Малышев. -Вологда : ВоГУ 2016. - 167 с.
7. Малышев, К. Б. Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. - С. 189-192.
8. Николаева, Е. И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи [Текст] / Е. И. Николаева. - СПб. : Питер, 2011. - 160 с.
9. Ратинов, А. Р. Феноменология лжи [Текст] / А. Р. Ратинов // Судебно-психологический взгляд. Юридическая психология : сб. научных трудов. - М., 1998. -С. 103-104.
10. Романова, Н. М. Ложь и невербальное поведение [Текст] / Н. М. Романова, М. А. Самохина // Проблемы региональной психологии: теория, практика, эксперимент : материалы Региональной научно-практической конференции, 5 апреля 2007. - Саратов, 2007.
11. Тарасов, А. Н. Психология лжи [Текст] / А. Н. Тарасов. - М., 2005. - 327 с.
12. Уайменн, Дж М., Джайлс, Г. Ложь и обман: опасности для аффилиации [Текст] / Дж. М. Уайменн, Г. Джайлс // Перспективы социальной психологии / пер. с англ. - М., 2001.
13. Улицкая, Л. Е. Сквозная линия [Текст] / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2010. - 352 с.
14. Фрай, О. Детекция лжи и обмана [Текст] / О. Фрай ; пер. с англ. - СПб., 2005. - 320 с.
15. Фрай, О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи [Текст] / Оддерт Фрай. - СПб. : Прайм-ЕРОЗНАК, 2006. - 284 с.
16. Холодный, Ю. И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений [Текст] / Ю. И. Холодный. - М. : Мир безопасности, 2000. - 160 с.
17. Штерн, В. Изучение свидетельских показаний [Текст] / В. Штерн // Проблема психологии. Ложь и свиде-
тельские показания. - 1922. - Вып. 1. - С. 49-56.
18. Щербатых, Ю. В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия [Текст] / Ю. В. Щербатых. - М. : Эксмо, 2005. - 720 с. илл. (Серия «Психология общения»).
19. Экман, П. Лгуньи или фантазеры. Правда о детской лжи [Текст] / П. Экман. - СПб., 2017. - 143 с.
20. Экман П. Психология лжи. 4-е изд. / пер. с англ. -СПб. : Питер, 2010. - 288 с.
21. Bok S. Secrets: On the ethics of concealment and revelation. Oxford, 1984.
22. Hopper R., Bell R. A. Broadening the deception costruct // Quart. J. of Speech. 1984. V 70. № 3.
23. Kraut R. E. Verbal and nonverbal cues in the perception of lying // J. of Pers. and Soc. Psychol. - 1978. - V 36. -№ 4.
Reference List
1. Aksenova, O. A. Fenomen zhenskoj lzhi (Povest' L. Ulickoj «Skvoznaja linija» = Phenomenon of a female lie (Story by L. Ulitskaya «Through line» [Tekst] / O. A. Aksenova // Sovremennaja literatura : sbornik materi-alov. Modern literature: collection of materials. - Vp. 2. -Vologda, 2004. - S. 161-167.
2. Dubrovskij, D. I. Obman. Filosofsko-psihologicheskij analiz = Deception. Philosophical and psychological analysis [Tekst] / D. I. Dubrovskij. - 2-e, dop. izd. - M. : Kanon + ROOI «Reabilitacija», 2010. - 336 s.
3. Znakov, V V Nepravda, lozh' i obman kak problemy psihologii ponimanija = Untruth, lie and deception as understanding psychology problems [Tekst] / V V Znakov // Vo-prosy psihologii. - 1993. - № 27.
4. Krasnikov, M. L. Fenomen lzhi v mezhlichnostnom ob-shhenii = Lie phenomenon in interpersonal communication [Tekst] / M. L. Krasnikov // Obshhestvennye nauki i sov-remennost'. - 1999. - № 2.
5. Kuznecov, V V Psihologija vzaimoponimanija: nepravda, lozh', obman = Mutual understanding psychology: untruth, lie, deception [Tekst] / V V Kuznecov. - SPb. : Piter, 2008. - 288 s.
6. Malyshev, K. B. Mnogomernaja tipologizacija psi-hologicheskoj informacii = Multidimensional typologization of psychological information [Tekst] / K. B. Malyshev. - Vologda : VoGU, 2016. - 167 s.
7. Malyshev, K. B. Mnogomernyj tipologicheskij podhod k issledovaniju vospitannosti = Multidimensional typological approach to good research of education [Tekst] / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin - 2017. -№ 1. - S. 189-192.
8. Nikolaeva, E. I. Kak i pochemu lgut deti? Psihologija detskoj lzhi = How and why do children lie? Psychology of a children's lie [Tekst] / E. I. Nikolaeva. - SPb. : Piter, 2011. -160 s.
9. Ratinov, A. R. Fenomenologija lzhi = Lie phenomenology [Tekst] / A. R. Ratinov // Sudebno-psihologicheskij
vzgljad. Juridicheskaja psihologija : sb. nauchnyh trudov = Judicial and psychological view. Legal psychology: collection of scientific works. - M., 1998. - S. 103-104.
10. Romanova N. M. Lozh' i neveibal'noe povedenie = Lie and nonverbal behavior [Tekst] / N. M. Romanova, M. A. Samohina // Problemy regional'noj psihologii: teorija, praktika, jeksperiment : materialy Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 5 aprelja 2007. Problems of regional psychology: theory, practice, experiment: materials of the Regional scientific and practical conference, on April 5, 2007. - Saratov, 2007.
11. Tarasov, A. N. Psihologija lzhi = Lie psychology [Tekst] / A. N. Tarasov. - M., 2005. - 327 s.
12. Uajmenn, Dzh M., Dzhajls, G Lozh' i obman: opas-nosti dlja affiliacii = Lie and deception: dangers for affiliation [Tekst] / Dzh. M. Uajmenn, G Dzhajls // Perspektivy so-cial'noj psihologii / per. s angl. = Prospects of social psychology / translated from English. - M., 2001.
13. Ulickaja, L. E. Skvoznaja linija = Through line [Tekst] / L. E. Ulickaja. - M. : Jeksmo, 2010. - 352 s.
14. Fraj, O. Detekcija lzhi i obmana = Detection of lie and deception [Tekst] / 0. Fraj ; per. s angl. - SPb., 2005. -320 s.
15. Fraj, O. Lozh'. Tri sposoba vyjavlenija. Kak chitat' mysli lzheca, kak obmanut' detektor lzhi = Three ways of identification. How to read the liar's mind, how to deceive the lie detector [Tekst] / Oddert Fraj. - SPb. : Prajm-EROZNAK, 2006. - 284 s.
16. Holodnyj, Ju. I. Primenenie poligrafa pri profilaktike, raskrytii i rassledovanii prestuplenij = Use of a polygraph at preventing, disclosing and investigating crimes [Tekst] / Ju. I. Holodnyj. - M. : Mir bezopasnosti, 2000. - 160 s.
17. Shtern, V Izuchenie svidetel'skih pokazanij = Studying of testimony [Tekst] / V Shtern // Problema psihologii. Lozh' i svidetel'skie pokazanija. Psychology problem. Lie and testimony - 1922. - Vyp. 1. - S. 49-56.
18. Shherbatyh, Ju. V Iskusstvo obmana. Populjarnaja jenciklopedija = Deception art. Popular encyclopedia [Tekst] / Ju. V Shherbatyh. - M. : Jeksmo, 2005. - 720 s. ill. (Serija «Psihologija obshhenija»).
19. Jekman, P. Lgun'i ili fantazery. Pravda o detskoj lzhi = Liars or visionaries. The truth about a children's lie [Tekst] / P. Jekman. - SPb., 2017. - 143 s.
20. Jekman P. Psihologija lzhi. 4-e izd. / per. s angl. Lie psychology. 4 edition. / translated from English. - SPb. : Piter, 2010. - 288 s.
21. Bok S. Secrets: On the ethics of concealment and revelation. Oxford, 1984.
22. Hopper R., Bell R. A. Broadening the deception costruct // Quart. J. of Speech. 1984. V 70. № 3.
23. Kraut R. E. Verbal and nonverbal cues in the perception of lying // J. of Pers. and Soc. Psychol. - 1978. - V 36. -№ 4.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
DOI 10.24411/1813-145X-2018-10255
УДК 008.001
М. В. Новиков
https://orcid.org/0000-0002-2013-1919 Т. Б. Перфилова
https://orcid.org/0000-0002-2498-8688
Методологические подходы Ф. И. Буслаева к изучению мифологического сознания
Работа выполнена по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ,
проект 33.7591.2017/8.9
В статье подчеркивается новаторство Ф. И. Буслаева в создании отечественных культурно-антропологических исследований. Изучение сущности и эманаций мифологического сознания являлось исходным принципом предложенной им реконструкции картины мира архаических и древних народов. Вырабатывая алгоритм своей когнитивной деятельности, Буслаев руководствовался достижениями философской антропологии первой половины XIX в.: акцентировал «согласие образа мышления и верований» представителей одной языковой семьи на заре ее существования. Общность языкового мировидения формировала, по его убеждениям, единую систему представлений индоевропейских племен, эксплицированных в унифицированную мифологию. Стремление понять истоки мифологического творчества «братских» народов инициировало интенцию ученого изучать наидревнейшие слои праязыка индоевропейцев, изоморфные, по его убеждениям, глубинным пластам коллективного сознания и самым ранним мифам. Для восстановления недостающих звеньев первоначальной картины мира генетически близких первобытных народов Европы, прежде всего славян, Буслаев использовал записанный в Средневековье германо-скандинавский эпос. Он проецировал мифологию и эпос германских племен на всю «варварскую» Европу, находя в германском образе мира архетипические представления о природном и социальном Универсуме, общие всем индоевропейцам. Фокусируя внимание на типичном, повторяющемся, едином, он элиминировал географические, исторические, этнопсихологические параметры, обусловливавшие уникальность мифологической традиции отдельных индоевропейских народов. Только во второй половине XIX в. Буслаев стал отстаивать идею паритетности общего и особенного в мифологическом сознании индоевропейцев. Ему удалось выявить факторы, детерминировавшие проявления духовного своеобразия «национальных преданий»: воздействие среды обитания на разрушение некогда единой картины мира; историзация мифа; отсутствие возможности письменной фиксации мифологического наследия предков.
В статье прослеживается влияние разработанных Буслаевым методологических подходов к изучению мифологического сознания на производство современного культурно-исторического знания и одновременно выявляются объективные причины появления заблуждений и ошибок ученого.
Ключевые слова: мифологическое сознание, картина мира, индоевропейцы, первобытные народы Европы, реконструкция религиозно-мифологических представлений, германо-скандинавский эпос, универсальное и уникальное в процессе мифотворчества, среда обитания, историзация мифа, интерпретация мифа, устная форма передачи мифа.
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
M. V. Novikov, T. B. Perfilova
F. I. Buslaev's Methodological Approaches to Study Mythological Consciousness
In the article F. I. Buslaev's innovation in creation of domestic cultural and anthropological researches is emphasized. Study of the entity and emanations of mythological consciousness was the initial principle in reconstruction of the picture of the world of the archaic and ancient people offered by him. Developing an algorithm of his cognitive activity, Buslaev was guided by achievements of philosophical anthropology of the first half of the XlX-th century: accented «the consent of mentality and beliefs» of representatives of one language family at the beginning of its existence. The community of the language world perception formed, due to his beliefs, a single system of representations of the Indo-European tribes explicated in the unified mythology. The aspiration to understand
© Новиков М. В., Перфилова Т. Б., 2018