УДК 796.07+378.147
Л. И. Зарипова, М. В. Питеркина, Н. И. Гладкая
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ИНТЕРЕС СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Ключевые слова: занятия физической культурой, студенты, мотивация.
Практика показывает, что двигательная деятельность пока ещё не стала насущной потребностью для студентов, многие из которых отличаются достаточно высоким уровнем самооценки своего физического развития и подготовленности. В исследовании показано, что одним из факторов, препятствующих решению задач, стоящих перед занятиями физическими упражнениями в вузе, является низкий уровень интереса студентов. В связи с этим, посредством анкетирования выявлялись мотивы занятий физическими упражнениями у студентов. В исследовании приняли участие 114 студентов 1-го, 2-го, 3-го курсов Казанского национального исследовательского технологического университета.
Keywords: occupations by physical culture, students of technical university, motivation.
Practice shows that motor activity for the present did not become a pressing need for students, many of which have rather high level of self-estimation of physical development and readiness. The research has shown that one of the factors, interfering the solution of tasks, facing the physical culture lessons in higher education institution, is low level of interest of students. In this regard, the students' motives to physical exercises lessons became known by means of questioning. 114 students of the 1st, 2nd, 3rd courses of Kazan National Research Technological University, participated in our research.
Введение
Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, способных развивать свой творческий потенциал, физически и нравственно здоровых специалистов, бакалавров и магистров неразрывно связана с решением трех взаимосвязанных проблем - качество обучения, качество подготовки специалистов, развитие личности и сохранение ее здоровья в образовательном процессе систем общего и профессионального образования [1]. В связи с вступлением в силу Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»1, большое внимание в процессе обучения должно уделяться укреплению здоровья обучающихся. В настоящее время это просто необходимо, т.к. по данным многих медицинских исследований к концу обучения в школе доля здоровых детей не превышает 20-25 %, к концу обучения в вузе - 10-15 %.
Общеизвестно, что оптимальная двигательная активность является необходимым условием и обязательное проявление развивающегося организма, поэтому кафедрам Физического воспитания в этом плане придается особое значение [2]. К сожалению, основной тенденцией последних лет является снижение у студенческой молодежи положительной мотивации к регулярным занятиям физической культурой. В связи с этим, целью настоящей работы является исследование основных мотивов, определяющих направленность (положительная или отрицательная) занятий физической культурой в вузе.
Материалы и методы исследования
Экспериментальной базой исследования была кафедра физического воспитания Казанского
1 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»// «Российская газета» от 31.12.2012 г.
национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).В исследовании приняли участие 114 студентов 1-го, 2-го, 3-го курсов, а также 10 преподавателей физического воспитания. Исследование проводилось в четыре этапа с 2013 по 2014 годы. Респондентам предлагалось определить значимость того или иного мотива по 5-ти балльной шкале иного мотива в 5-ти балльной шкале, по анкете, предложенной в работе А.Е. Митина, С.О. Филипповой [3]. В дальнейшем ответы на 42 вопроса анкеты группировались по 14 направлениями определялись средние значения.
Статистическую обработку
экспериментальных данных по примеру работы [4] осуществляли с использованием пакета прикладных программ «81аЙ8Йса 6.0».
Результаты и их обсуждение
Исходя из актуальности проблемы изучения потребности студентов в регулярных занятиях физической культурой, нами проведен опрос студентов 1-го курса КНИТУ. Анализ результатов показал, что до поступления в вуз физической культурой регулярно занимались 32,5% респондентов, спортом-4,4%, нерегулярно физической культурой занимались 49,1%, не занимались - 14,0%.
Полученные данные позволили выявить проблемную ситуацию: более половины студентов (63,2%) не мотивированы на систематические занятия физическими упражнениями, в то время как в будущем их профессиональная деятельность потребует значительного уровня физической подготовленности. Поэтому решение проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности у студентов технических вузов требует не только создания необходимых педагогических условий, но и поиска инновационных технологий повышения интереса к регулярным занятиям физической культурой.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство студентов отметили, что занимаются физической культурой для улучшения самочувствия и укрепления здоровья. Многие студенты в качестве основных мотивов занятий физическими упражнениями выделяют ведение здорового образа жизни (юноши-3,14; девушки-3,45), необходимость чувствовать себя жизнерадостным и активным (юноши- 3,24; девушки- 3,06). Кроме этого, для девушек важно привлекательно выглядеть (3,32), а для юношей - испытать удовлетворение от достижения поставленной цели (3,05).
Как для юношей, так и для девушек незначительными оказались такие мотивы занятий физической культурой как «находиться в центре событий» (юноши- 1,76; девушки- 1,54), «продемонстрировать другим свои способности» (юноши-2,16; девушки-1,63), получить спортивные звание или разряд(юноши - 1,72; девушки - 1,28).
Для девушек почти не имеют значения мотивы, связанные с определением направления своего двигательного совершенствования (1,92) и оценкой своих способностей в сравнении с другими (1,74). Для юношей - умение контролировать свой вес (2,08).
Студенты технического вуза не видят роли занятий физическими упражнениями в успешности освоения будущей профессии (юноши - 2,15; девушки - 1,78).
Положительным, является то обстоятельство, что получение зачета и выполнение формальных требований не является для студентов технологического университета первостепенным мотивом в занятиях физической культурой. Результаты, полученные нами при анкетировании студентов вуза выше по сравнению со студентками, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза [4].
Известно, что решение современных задач высшего образования, ориентированного на подготовку конкурентоспособных специалистов, во многом связано с оптимизацией отношений в системе «преподаватель-студент» и приоритетами в задачах физкультурно-спортивной деятельности вуза. В этой связи, в нашем исследовании оценивалось мнение преподавателей о том, какие задачи должны решать занятия физической культурой в вузе [5,6]. Оценка проводилась по 10-балльной шкале.
Проведенный анализ показал, что наиболее важными задачами преподаватели считают оздоровление студентов (8,7), а также привлечение студентов к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек (7,9). Достаточно высоко преподаватели оценили значимость освоения дисциплины «Физическая культура» для
формирования у студентов знаний с целью организации самостоятельных занятий (6,8).
Большинство опрошенных не воспринимают занятия физическими упражнениями как средство помощи студентам в социализации, поиске новых друзей и единомышленников (5,6),а также не склонны считать, что занятия в вузе должны способствовать в выборе студентами подходящего вида спорта (4,5).
При обсуждении формы проведения занятийвсе преподаватели высказались за обязательность занятий физической культурой в течение всего периода обучения студентов в вузе (8,4) и негативно отнеслись к предложению перехода на факультативные формы проведения занятий (2,7).
Таким образом, проведенное исследование показало, что студенты имеют разнообразные потребности, которые они хотят реализовать в процессе занятий физическими упражнениями. Их учет будет способствовать улучшению отношения студентов к процессу физического воспитания в вузе, повышению уровня их здоровья и физической подготовленности [7].
Литература
1. Соколова И.Ю. Образовательная среда развития личностного потенциала студентов, сохранения и укрепления их здоровья / И.Ю. Соколова, Л.А. Терехина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№3. - С. 246-255.
2. Павлова А.С. Фитнес-технологии как средство адаптации студентов направления «Биотехнология» на начальных этапах обучения в вузе /А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, Н.В. Быкова и др. // Вестник Казанского технологического университета. 2012. - т.15. - №8. - С. 213-216.
3. Митин, А.Е. Повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов: методические рекомендации / А.Е. Митин, С.О. Филиппова. - СПб.: Белл, 2009. - 20 с.
4. Лифанов А.Д. Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В. Д. Лифанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - т. 110. - №4. -С. 76 - 79.
5. Наговицын Р. С. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов / Р.С. Наговицын, И.В. Ипатов // Вестник Казанского технологического университета. -2012. - т.15. - №20. - С. 227-228.
6. Осипова Л.Н. Гуманитарное образование будущих инженеров путь к здоровому образу жизни / Л.Н. Осипова, П.Н. Осипов, Л.А. Волович // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - т. 16. -№16. - С. 205 - 209.
7. Павлова А.С. Модернизация занятий физической культурой на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса / А. С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник спортивной науки. -2014. - №2. - С. 51-55
©Л. И. Зарипова - студентка КНИТУ; М. В. Питеркина - ст. преп. кафедры физического воспитания и спорта, m.piterkina71@yandex.ru; Н. И. Гладкая - ст. преп. той же кафедры.
© L.I. Zaripova - the student of KNRTU; M. V. Piterkina - the senior teacher of the department "Physical education and sport", m.piterkina71@yandex.ru; N. I. Gladkaya - the senior teacher of the same department.