Научная статья на тему 'Исследование мотивов и предпочтений омских студентов при выборе одежды'

Исследование мотивов и предпочтений омских студентов при выборе одежды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
165
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / РЫНОК / ИНФОРМАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / МОТИВЫ / ПОВЕДЕНИЕ / ЗАПРОСЫ / ОДЕЖДА / МОДА / АССОРТИМЕНТ / MARKETING / THE MARKET / THE INFORMATION / MARKETING RESEARCH / STUDENTS / THE CONSUMER / MOTIVES / BEHAVIOUR / INQUIRIES / CLOTHES / A FASHION / ASSORTMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Реброва Наталья Петровна, Евдущенко Елена Владимировна

В настоящее время ориентация на запросы потребителей позволяет предприятиям достичь успеха. Маркетинговое исследование дает возможность создать типологии потребителей на основе их поведения. В статье представлены результаты исследования мотивов, поведения и потребностей студентов г. Омска. Описано отношение к моде и к разным странам-производителям. Определены основные критерии выбора повседневной и нарядной одежды, а также предпочитаемые торговые марки одежды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Реброва Наталья Петровна, Евдущенко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of motives and preferences of Omsk students at a choice of clothes

Nowadays orientation to inquiries of consumers allows the enterprises to excel. Marketing research enables to create typology of consumers on the basis of their behaviour. The article introduces results of research of motives, behaviour and needs of students of Omsk are presented. The attitude to a fashion and to the different countries to manufacturers is described. The basic criteria of a choice of daily and elegant clothes, and also preferred trade marks of clothes are defined.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивов и предпочтений омских студентов при выборе одежды»

женщин 24—29 лет и 30—39 лет в значительной степени совпадают. Из предложенных вариантов они более всего предпочитают полуприлегающий и прилегающий силуэты.

Разошлись мнения женщин в предпочтениях прямого силуэта: у женщин 30—39 лет он более популярен (18%), чем у женщин 24—29 лет (10%). Трапецию и Х-образный силуэты 1-я и 2-я возрастные группы предпочли менее всего. Выбор в пользу полуприлегающего и прилегающего силуэтов объясняется тем, что фигуры женщин вышеуказанных возрастных групп еще не подвержены (за исключением единиц) возрастным изменениям, поэтому они предпочитают подчеркивать достоинства фигуры.

Другая динамика прослеживается для женщин 40 — 49 лет и 50 — 60 лет. Они проявляют единодушие в предпочтениях полуприлегающего и прямого силуэтов. Прилегающий силуэт пользуется меньшей популярностью — 9—16%. Исключение в выборе силуэта трапеция составили респонденты 50—60 лет — 22% (намного больше, чем другие группы). Это связано с тем, что с возрастом происходит усугубление индивидуальных недостатков фигуры. Вышеперечисленные силуэты имеют незначительное прилегание по участкам фигуры и помогают скрыть недостатки.

На рисунке 3 представлена диаграмма предпочтений силуэтов поясной одежды.

Около 50% женщин 50—60 лет выбирают прямой силуэт — это самый высокий процент выбора, данный показатель обусловлен сформировавшейся системой предпочтений. Вариант силуэта «расширенный книзу» получил примерно одинаково высокий процент у всех возрастных групп 33—37%, это объясняется большим разнообразием получаемых с использованием данного силуэта форм и моделей. Большой процентбезразли-чия к выбору силуэтов женщин 24—29 лет объясняется готовностью принять новые силуэты со сменой моды. Высокий процент выбора «клеш» характерен только для группы респондентов 24—29лет, понятие «клеш» всегда было связано с молодежной модой. И оно по-прежнему остается фаворитом в данной группе женщин.

Таким образом, структура коллекции, разработанная на базе маркетинговых исследований, на наш взгляд, будет наиболее полно соответствовать потребностям населения в изделиях определенного ассортимента и назначения, моде, размерным

признакам, телосложению потребителей. С другой стороны, при ее формировании необходимо учитывать производственные мощности, технологические возможности и экономические требования конкретного предприятия.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОМСКИХ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ОДЕЖДЫ Потребительское поведение на рынке динамично, оно изменяется под влиянием множества факторов, действующих в разных временных границах и с разной степенью интенсивности. Чем больше факторов учитывается в ходе анализа, тем выше точность наших расчетов и прогнозов.

Маркетинговое исследование позволяет создать типологии потребителей на основе их потребительского поведения. Наиболее распространена типология с учетом социально-экономических и демографических характеристик (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол, возраст, занятия

60 50 40 30 20 10 0

49

37 37

35

37

□ 24-29 лет

□ 30-39 лет

□ 40-49 лет

□ 50-60 лет

22

7 9 6 8 7 9

Г2 и

15

10

прямой

расширенным книзу

зауженный безразлично книзу

Рис. 3. Силуэты поясной одежды

21

16

7

Н. Реброва, Е. Евдущенко. Исследование потребителей женской одежды (г. Омск)

и т. п.). Наряду с этим наибольшее значение имеет так называемая эмпирическая типология, базирующаяся на психологическом анализе поведения потребителей (интересы и хобби,консервативность и прогрессивность по отношению к нововведениям, представления о жизненных ценностях и др.). В результате люди, имеющие схожие демографические и социально-экономические характеристики, могут быть представлены как «модники», консерваторы, прагматики, эстеты, максималисты, «независимые» и др.

Исследование мотивов совершения покупки показало, что большая часть (60,5%) студентов приобретает одежду для того, чтобы она помогла им самореализоваться в жизни, 27,9% — пытаются обезопасить себя от холода и других воздействий внешней среды, 4,7% — хотят добиться уважения со стороны окружающих и лишь 1,7% пытаются добиться любви или внимания со стороны противоположного пола.

На вопрос «Какая одежда вызывает уважение?» 42,5% респондентов ответили, что подобранная для данного типа фигуры, 37,5% считают, что это аккуратная одежда, 10,9% — деловая, 5,3% — известных дизайнеров и 3,7% — определенных цветов (рис. 4).

На вопрос «Кто влияет на совершение покупки?» студенты предложили варианты ответов:

свой вкус — 31,5%, 30,1% ответили, что на их выбор влияют модные тенденции, 13,7% — подруги и 9,6% — родители.

Больше половины опрошенных (56,2%) предпочитают покупать одежду в магазинах — бутиках, 24,89% покупают в торговых центрах, 6% приобретают на рынках и 1,72% не покупают, а предпочитают шить.

По вопросу «Одежду какой страны-производителя Вы хотели бы приобрести?» 35% желали приобрести одежду итальян-

50% 40% -30% -20% -

ского производства, 18% — производства Германии, 13% — Испании, 12% - России и 11% -производства Турции, а вот одежду, произведенную в Китае, Белоруссии и Чехии, респонденты хотели покупать меньше всего (рис. 5).

В действительности студенты приобретают одежду таких стран-изготовителей, как Китай, Россия, затем по значимости следует Турция, одежду, произведенную в Германии, Италии покупают значительно меньше, чем хотели бы приобретать (рис. 6).

10%

0%

I-1

аккуратная

известных определенных подобранная дизайнеров цветов для данного

типа фигур

Рис. 4. Одежда, вызывающая уважение у окружающих

Испания 13%

Россия 12%

Германия 18%

й Белоруссия

3% 3%

Чехия 5%

Рис. 5. Одежду какой страны-производителя желают приобретать студенты

Германия 7%

Испания

Турция 21% Италия

6%

Чехия 2%

Белоруссия

5%

Китай 29%

Рис. 6. Одежду какой страны-производителя покупают студенты

E-mail: [email protected], www.bci-marketing.ru

специально на выход не выделяю 33%

элегантное платье или брючный костюм 23%

бархат, блестки 1%

необычные наряды 15%

облегающие платья 4%

простые платья 13%

эффектные брюки или юбку 11%

Рис. 7. Одежда, предпочитаемая «на выход»

3%

отстраненные

3% лидеры

42% нейтральные

21% последователи

31% независимые

Рис. 8. Роли и образы по отношению к моде

10% 9% 8% 7% 6% 5% 4% 3% 2% 1% 0%

_ 1 1 _ 1 _

■ _ 1 ■ ■Il ■1 _ _■

II 1 п п п III ^П 1 ^П П 1 1 1

К О

ад jy £ с ¡л (л I i» Д

jö (j о

Ô M

t Е

Рис. 9. Предпочитаемые торговые марки одежды

На вопрос «Как Вы делаете покупки?» респонденты ответили следующим образом: по 42% покупают, когда им что-то нужно, и покупают, если нравится, 10% получают удовольствие от процесса покупки.

33% опрошенных не выделяют одежду «на выход», 23% носят элегантное платье или брючный костюм, 15% любят необычные наряды, 13% — простые платья, 11% — эффектные брюки или длинную юбку, 4% — облегающие платья и 1% — бархат, блестки (рис. 7).

По отношению к моде довольно значимая часть студентов считает себя нейтральными — 42%, 31% — независимыми, 21% — последователями моды, и по 3% — отстраненными и лидерами соответственно (рис. 8).

Значительная часть студентов ответили, что для них не играет роли, насколько известна торговая марка.

Как показал проведенный опрос,наиболее популярной торговой маркой у студентов является Mango (8,6%), также примерно равной популярностью пользуются марки Benetton, Castro, OGGI (рис. 9).

Вместе с тем только 18% опрошенных удовлетворены товарным ассортиментом магазинов и рынков г. Омска, 64% частично удовлетворены и 18% пред-

лагаемый ассортимент не устраивает. Это говорит о необходимости более глубокого изучения потребностей потребителя, его мотивов и поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.