4. Strakhov, V.I. (2008), Sports self-identification, publishing house IC "Science", Saratov.
5. Teplova, L.P. and Topyshev, O.P. (2003), "Analysis of the forcing-down factors influencing competitive activity of volleyball players of various qualification ", Sports in physical training, a recreation and sport: materials 2 International conference, Smolensk 2003, pp. 190-194.
6. Khanin, Yu.A. (1983), Stress and alarm in sport, publishing house "FIS", Moscow.
7. Chernikova, O. A. (1985), Emotions in sport, publishing house "FIS", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2014.
УДК 796.034.2+797.21
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ПЛОВЦОВ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оксана Викторовна Пристав, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Константин Николаевич Дементьев, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Сергеевич Москаленко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГА-СУ); Андрей Александрович Скороходов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью привлечения студентов и курсантов технических вузов к систематическим занятиям спортом в контексте популяризации физ-культурно-спортивной деятельности. В работе рассмотрены результаты исследования мотивацион-ной основы предпочтений студентов и курсантов в различных видах спорта. Авторы показали возможность использования полученных данных в практике взаимодействия преподавателя со студентом. Статья предназначена для специалистов физической культуры (физической подготовки) и спортивной психологии.
Ключевые слова: мотивация физкультурно-спортивной деятельности, студенты вузов, курсанты военных вузов, виды спорта, физическая культура, учебно-тренировочный процесс, плавание, обучение в вузе.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p208-212
STUDY OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF UNIVERSITY STUDENTS-SWIMMERS IN THE CONTEXT OF THE PROMOTION OF SPORTS ACTIVITY
Oksana Victorovna Pristav, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Konstantin Nikolaevich De-mentyev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Olga Vjacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Nikolaevich Moskalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; Andrey Aleksandrovich Skorokhodov, the post-graduate student, St.
Petersburg State Polytechnic University
Annotation
Relevance of research due to the need to attract the students and cadets of the technical colleges to systematic physical culture occupations in the context of promotion of sports activity. The article discusses the results of the study of the motivational basis of preferences of students and cadets in various sports. The authors demonstrated the ability to use the data obtained in the practice of interaction of the teacher and the student. This article is intended for specialists of physical culture (physical training) and sports psychology.
Keywords: motivation of sports activity, university students, cadets of military schools, sports, culture and training process, swimming, college education.
В современном обществе под влиянием мер, принятых на государственном уровне, трансформировалось понимание таких явлений как физическая культура и спорт. Это позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения, воздействовать на личностную мотивацию каждого, ориентируя на освоение их многогранного, многоуровневого потенциала. Масштабность и активность вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом влияют на сохранение и развитие здоровья нации, а это напрямую связано с успешностью развития нашей страны, конкурентоспособностью государства. Именно поэтому вопрос развития физической культуры и спорта является одним из приоритетных в рамках внутренней политики нашей страны, что изложено в содержании «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 7 августа 2009 года № 1101-р.
Особое значение придается развитию студенческого спорта в рамках обучения в высших учебных заведениях, что закреплено в содержании цели Стратегии, а именно: «целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре». При этом, одной из задач, обеспечивающих ее реализацию является модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования.
Физкультурно-спортивная деятельность, как неотъемлемая часть воспитательного процесса в вузе, влияет на формирование активной жизненной позиции студентов, которая включает в себя бережное отношение к своему здоровью, осознанную потребность в двигательной активности, развитие внутренней мотивации для самостоятельного занятия различными видами спорта. В тоже время, она выступает в качестве инструмента для формирования двигательных умений и навыков, востребованных в определенной профессиональной деятельности, и формирует необходимый для профессиональной успешности уровень развития физических качеств [2, 6].
В нашей стране и ближнем зарубежье накоплен определенный научный материал, касающийся исследований потребностей и мотиваций к занятиям физической культурой и спортом [1, 3, 4, 5]. В тоже время, необходимость популяризации физкультурно-спортивной деятельности в студенческой среде оставляет открытым вопрос о возможности воздействия на личностно-потребностную сферу студентов в процессе обучения в вузе как специально организованными массовыми мероприятиями пропагандистского и просветительского характера, так и в рамках непосредственного взаимодействия учащихся с преподавателем, тренером.
Опираясь на положения Стратегии, следует подчеркнуть, что в числе задач, ориентированных на обеспечение реализации основных направлений создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, отмечена необходимость проведения мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также изучения мотивации спроса на спортивно-оздоровительные услуги и его соотношения с имеющимися предложениями.
Учитывая уже созданную систему спортивных комплексов, ориентированных на плавание, вопрос популяризации занятий физкультурно-спортивной деятельностью у студентов высших учебных заведений как стратегия сохранения и развития здоровья нации на основе плавания, делает актуальным исследование мотивационной сферы студентов-пловцов.
Исходя из этого, цель данного исследования - получить социологическую информацию о распределении мотивов выбора плавания у студентов первого курса различных вузов (Военного института Железнодорожных войск и военных сообщений и Государственного архитектурно-строительного университета).
В рамках нашего эксперимента мы использовали методику В.И. Торопкина «Изучение мотивов занятий спортом», которая позволяет выяснить степень выраженности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили спортсмена выбрать тот или иной вид спорта и побуждают заниматься им в дальнейшем. Мы исходили из предположения, что плавание, как вид физкультурно-спортивной деятельности не является профессионально прикладным видом спорта для специальностей Военного института Железнодорожных войск и военных сообщений (ВИ ЖДВ и ВОСО) и Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ), следовательно, занимающиеся должны иметь схожую мотивационную основу выбора.
В ходе анализа полученных данных, сравнивая силу выраженности различных мотивов у студентов и курсантов, занимающихся плаванием, и изучая распределение иерархии различных потребностей, лежащих в основе их выбора, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, несмотря на общую техническую направленность обоих вузов и относительно равное материально-техническое оснащение занятий плаванием, получена разница в распределении доминант и степени их выраженности (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования степени выраженности мотивов и потребностей юношей-
пловцов 17-18 лет (средний балл)
Параметры ВИ ЖДВ и ВОСО ГАСУ
Мотив или потребность в общении 3,42 2,75
Мотив или потребность в познании 3,83 3,0
Мотив или потребность в материальных благах 3,08 2,75
Мотив или потребность в развитии характера и психических качеств 4,29 3,5
Мотив или потребность в физическом совершенствовании 4,47 3,4
Мотив или потребность в улучшении самочувствия и здоровья 2,67 2,5
Мотив или потребность в эстетическом удовольствии и острых ощущениях 3,55 3,0
Мотив или потребность в приобретении полезных для жизни умений и знаний 3,78 3,0
Мотив или потребность в одобрении 4,33 3,4
Мотив или потребность в повышении престижа, желании славы 4,5 3,8
Мотив или потребность в коллективе 4,76 4,0
Так, для юношей-пловцов, занимающихся на базе этих вузов, одинаково важными при выборе данного вида спорта является потребность в коллективе, она занимает первое место по значимости (курсанты - 4,76 балла, студенты - 4,0 балла). В основе этого мотива лежит удовольствие от чувства выполненного долга перед товарищами по команде и желание защищать честь команды (спортивного общества) на различных соревнованиях. Причем, следует отметить, что степень выраженности этой потребности у курсантов ВИ ЖДВ и ВОСО выше, чем у студентов ГАСУ, что может объясняться спецификой военно-профессиональной деятельности, которая носит коллективистский характер.
На втором месте располагается стремление юношей-пловцов к повышению престижа, желание славы (курсанты - 4,5 балла, студенты - 3,8 балла). По их мнению, важно, что занятия плаванием дают возможность получить следующий спортивный разряд. В тоже время, при одинаковой роли данного мотива, для курсантов более значимой является возможность стать «мастером спорта» и желание стать лидером для своих товарищей. В тоже время, для студентов большую роль играет перспектива того, что они могут оказаться в центре внимания средств массовой информации: важно, что их, возможно, покажут по телевидению, расскажут по радио, напишут в газетах и журналах. В обоих случаях на высоком уровне отмечено стремление выделиться в соревновательной деятельности и стать чемпионом города, страны.
Для курсантов, занимающихся плаванием, на третьем месте в иерархии мотивов и потребностей выбора спортивной специализации лежит потребность в физическом совершенствовании (курсанты - 4,47 балла, студенты - 3,4 балла). Для студентов на этой
позиции располагается потребность в развитии характера и психических качеств (курсанты - 4,29 балла, студенты - 3,5 балла).
Такая разница, очевидно, обусловлена спецификой освоения выбранных профессий. Общеизвестно, что военно-профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к уровню физического развития. При этом, занятия физической подготовкой являются обязательными для посещения у курсантов, и способствуют, наряду с развитием физических качеств и формированием военно-профессиональных навыков, повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды, воспитанию психической устойчивости, выдержки и самообладания, смелости, решительности, формированию готовности к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.
Для студентов цели занятий физической культурой, посещаемость которых не так строго регламентирована, как у курсантов, в рамках обучения в вузе подразумевает разностороннее развитие организма, сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня общей физической подготовленности, развитие профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов. Таким образом, дополнительные занятия физкультурно-спортивной деятельностью, в частности занятия плаванием, для студентов и курсантов высших учебных заведений, принявших участие в исследовании, выполняют роль компенсаторного механизма, позволяющего обучающимся достичь личностно-значимых целей.
Во-вторых, помимо вышеперечисленных общих мотивов (потребностей) прихода в спорт, у курсантов были названы как значимые следующие причины выбора: встречи со знаменитыми спортсменами, посещение соревнований по плаванию, рекомендации родителей и близких. У студентов доминирующим акцентом при выборе были: семейные традиции, увлечение родителями (и /или братом, сестрой) этим видом спорта, а также персональное приглашение от тренера. Следовательно, можно предположить, что для студентов большую роль при выборе имеет эмоциональная компонента отношений с участниками, включенными в круг близкого социума, а для курсантов - атрибутика успешности занятий выбранным видом спорта. В обеих группах, и студентами, и курсантами, участвовавшими в исследовании, было отмечено как значимое преимущество плавания перед другими видами спорта, возможность тренироваться самостоятельно, независимо от других.
В-третьих, при оценке личных возможностей освоения плавания для курсантов и студентов значимым было восприятие себя, как человека, который обладает необходимыми подвижностью и координацией, хорошими скоростными качествами, ценными для этого вида спорта. Курсанты, в отличие от студентов, при этом еще и оценивали себя как физически сильных, выносливых, рассматривая это как существенное преимущество и залог будущих значительных успехов в этом спорте.
Полагаем, что полученные сведения могут выступать в качестве направляющего вектора для организации преподавателем учебно-тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей мотивационной сферы у юношей первого года обучения в высших учебных заведениях. А также стать основой просветительской деятельности для популяризации плавания, как одного из видов спорта, которые имеют оптимальную современно оснащенную материально-техническую базу в рамках вуза, имеющего возможности активного привлечения к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей. Данный вид спорта, как один из исторически присущий человеческой культуре, насчитывающий более четырехсот лет развития - в 1515 году в Венеции проводились спортивные состязания пловцов, это были одни из первых соревнований по плаванию (в 1538 году вышло в свет первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана) - содержит возможности использования социальной
рекламы и возможность оценивать себя каждому человеку, как способному овладеть им. Это позволяет активно вовлекать в систематические занятия плаванием различные группы молодежи, обучающейся в профессиональных учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аницоева, Л.К. Мотивация студентов СПбГУП к физкультурно-спортивной деятельности / Л.К. Аницоева // Физическая культура и здоровье студентов вузов : материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. унта профсоюзов, 2014. - С. 27-28.
2. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 508 с.
3. Дементьев, К.Н. Мониторинг изменения компонентов волевой активности юношей на занятиях физической культурой в вузах различного профиля / К.Н. Дементьев, А. Ю. Липовка, А.А. Скороходов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 9197.
4. Машинцов, С. С. Исследование предпочтений студентами различных видов физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 5. - С. 94.
5. Круцевич, Т.Ю. Отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе / Т.Ю. Круцевич, О.Ю. Марченко // Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации : Международная научно-практическая конференция / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2009. - Ч. 2. - С. 150-153.
6. Новое в системе управления развитием студенческого спорта в Сургутском государственном университете / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 11. - С. 85-87.
REFERENCES
1. Anitsoeva, L.K. (2014), "Motivating students of SPbGUP to sports activity", Physical education and health of university students, materials of X all-Russian scientific-practical conference, SPbGUP, St. Petersburg, pp. 27-28.
2. Ilyin, E.P. (2012), Motives and motivation, publishing hose "Peter", St. Petersburg.
3. Lipovka, A.Y., Dementyev, K.N. and Skorohodov, A.A. (2014), "Monitoring changes in the components of volitional activity of boys on physical education in universities of different profile", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 91-97.
4. Mashintsev, S.S. (2013) "A study of students ' preferences of various kinds of sports activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 94.
5. Krutsevich, T.Y. and Marchenko, O.Y. (2009), "Students' attitudes toward physical education classes in high school", Physical education and sport in the education system as a factor in the physical and spiritual healing of the nation, International scientific-practical conference, Minsk, Part 2, pp. 150153.
6. Peshkov, N.V., Lubysheva, L.I., Peshkov, A.A. and Apokin, V.V. (2012), "New developments in the management of university sports in Surgut State University", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, Moscow, pp.85-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2014.
УДК 159.9
Я-КОНЦЕПЦИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Ирина Геннадьевна Станиславская, кандидат психологических наук, профессор, Надежда Сергеевна Селиверстова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В тексте статьи представлены особенности изменения Я-концепции у пожилых людей. Исследование Я-концепции у пожилых людей является важной темой. Это связано с тем, что в наше