ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА РОССИЙСКИМИ АБИТУРИЕНТАМИ РУДН
В.Н. СЕЛЕЗНЕВ, Т.В. КИЯЩУК
Кафедра педагогики и психологии Российский университет Дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
В статье анализируется влияние рекламной информации вуза на мотивацию выбора абитуриентами специализации обучения, где в ходе исследования были выявлены источники информации о вузе; определены рекламные носители, привлекающие внимание абитуриентов, определены наиболее значимые каналы влияния рекламной информации на мотивацию выбора абитуриентами РУДН в качестве высшего учебного заведения для получения образования.
В Российском университете дружбы народов сложилась оправдавшая себя практика изучения личности современного абитуриента и информирование об условиях приема и обучения в вузе. Так, подготовка к приему абитуриентов 2004/2005 учебного года была начата Отделом организации приема студентов (ООПС) осенью 2003 г. Одновременно проводилась работа с выпускниками школ г. Москвы, куда была разослана рекламная информация. Совместно с Отделом рекламы и связи с общественностью подготовлено и проведено участие РУДН в выставках «Образование и карьера XXI век» в Гостином Дворе. Подготовлена и опубликована реклама в 15 справочных изданиях, в том числе: «Платное образование», «Образование и карьера», «Столичное образование», «Куда пойти учиться», «Выбираем вуз». Организованы и проведены «Дни открытых дверей» (январь 2004 г., апрель 2004 г.), выпущены рекламные материалы, содержащие информацию об Университете, его факультетах, институтах, специальностях и направлениях дневной, вечерней, заочной формах обучения, стоимости обучения, конкурсе, об изучении иностранных языков на факультете иностранных языков и общеобразовательных дисциплин.
Параллельно были организованы рекламные компании в регионах, с которыми Университет заключил договоры о сотрудничестве.
Естественно, что данные мероприятия и могут быть эффективными при ведении работы непрерывного изучения и учета основных мотивов выбора абитуриентами РУДН как вуза обучения. Выявлялись основные доминирующие мотивы выбора РУДН в качестве учебного заведения для получения образования.
Мотивация как движущая сила человеческого поведения, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные струк-
турные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что на выбор вуза действуют одновременно ряд факторов: печатная информация; сведения в средствах массовой информации; получение информации из справочников и специализированных рекламных изданий; общение с родителями, друзьями, сверстниками, представителями и студентами вузов по проблемам выбора вуза для обучения.
Для определения эффективности и влияния рекламной информации на мотивацию выбора вуза была составлена стандартизированная открытая анкета, так как она проста при заполнении и удобна для обобщающего анализа. В анкете используется определенное количество вариантов ответов. Она состоит из 7 вопросов, на каждый из которых требуется выбрать только один вариант ответа.
Установление особенностей и факторов влияния рекламной информации на мотивацию выбора высшего учебного заведения требует, прежде всего, определения субъектов влияния. Поэтому проведенный опрос начат с вопросов о факторах влияния на выбор вуза абитуриентом. Первый вопрос сформулирован так: «Кто играл для вас решающую роль при выборе вуза?» Первые советы, касающиеся выбора высшего учебного заведения, абитуриенты получают от своего окружения, то есть от родителей, друзей, учителей, знакомых.
В контексте исследования необходимо поставить вопрос об источниках информации. Поэтому второй вопрос звучит так: «Откуда вы получали информацию о вузах?» Традиционно основными источниками информации для абитуриентов были справочники для поступающих в высшие учебные заведения и мероприятия по профориентированию, проводимые в выпускных классах. Шкалу ответов составляют: газеты, телевидение, радио, справочники, школа, реклама в метро, рекламные сувениры.
Рекламной информации, полученной из вышеперечисленных источников, для абитуриентов часто бывает недостаточно, так как печатная рекламная информация не позволяет абитуриенту увидеть разрекламированный вуз своими глазами, а реклама на телевидении дорогостоящая и доступна только ограниченному числу вузов. Поэтому абитуриентов интересует дополнительная информация, полученная непосредственно при общении с представителями высших учебных заведений. На этом основании возник следующий вопрос: «Необходима ли вам была следующая информация при выборе вуза?» И соответственно шкала ответов: информация по телефону, дни открытых дверей, выступление представителей университета в школе, посещение университета. Ответы на этот вопрос позволяют нам определить осведомленность абитуриентов.
В рекламной деятельности вузов в настоящее время применяются различные информационные носители, включая разнообразную печатную продукцию, ау-диодиспуты, видеоролики. Использование таких информационных носителей зачастую производится спонтанно. Рекламодатель не всегда учитывает специфику целевой аудитории и чаще ориентируется на опыт, полученный в рекламе других сфер общественной и экономической деятельности. Задача выявления информационных носителей, изначально привлекающих и интересующих абитуриентов, послужила основанием для формулировки следующего вопроса: «Какие информационные носители чаще привлекали ваше внимание при выборе вуза?» Полученные ответы призваны помочь более продуктивному размещению рекламы на
рынке рекламной информации, расширить круг рекламной продукции и тем самым увеличить осведомленность абитуриентов. В шкале ответов на этот вопрос: листовки, календари, буклеты, брошюры, рекламные ролики, объявления.
Чтобы выяснить факторы верификации рекламной информации, необходимо получить ответы на вопрос: «Какой информации вы доверяли при выборе вуза?» Полученные ответы помогут нам более точно определить, какой информационный носитель влияет на мотивацию выбора высшего учебного заведения в большей степени, а какой - в меньшей. Шкалы ответов на этот вопрос выглядят следующим образом: статьям в газетах и журналах, рассказам студентов, сообщениям вузов, рекламным объявлениям, телепередачам.
Вопрос о том, какие факторы влияют на мотивацию выбора высшего учебного заведения, в большей степени интересует вузы, оказывающие как бюджетные, так и платные образовательные услуги. В этой связи сформулирован вопрос: «При выборе платного обучения, что для вас было наиболее важно?» Шкала ответов на вопрос выглядит следующим образом: размер оплаты, качество знаний, престижность вуза, престижность получаемой профессии, материальная база вуза. Полученные ответы предположительно должны дать не только информацию, позволяющую нам совершенствовать деятельность вуза исходя из интересов заказчика образовательных услуг, но и помогут скорректировать рекламную информацию с целью привлечения большего количества абитуриентов.
Чтобы нам иметь более полное представление об интересующих абитуриентов характеристиках высшего учебного заведения, необходим следующий вопрос: «Какая характеристика вузов наиболее значима для вас?», - то есть на что в рекламной информации абитуриент обращает внимание в первую очередь. Шкалу ответов на этот вопрос представляют: новые технологии обучения, возможность трудоустройства, изучение нескольких иностранных языков, возможность защиты научной работы, насыщенная студенческая жизнь, наличие компьютерных программ самообразования, дистанционное обучение.
В ходе исследования было опрошено 30 респондентов - студентов филологического и экономического факультетов РУДН.
Анализ результатов проведенного исследования представлены в следующих диаграммах, к которым прилагаются комментарии и предложения по практическому применению собранной информации.
Вопрос № 1: Кто играл для вас решающую роль при выборе вуза?
Результат ответов:
□ Ряд1
1.1.
1.2.
1.3.
1.1 - родители; 1.2 - интересы; 1.3 - знакомые
Гипотеза о влиянии на выбор вуза таких субъектов как родители, собственные интересы и знакомые подтвердились представленными выше результатами. Наибольшие показатели представлены шкалами «личное мнение» и «влияние родителей».
Полученные результаты позволяют скорректировать деятельность по распространению рекламной информации вуза. В первую очередь необходимо учесть, что информация должна быть обращена непосредственно к целевой аудитории, субъектам, принимающим решения - абитуриентам и их родителям. Результаты показывают, что целесообразно иметь в виду тот факт, что основная потребность в информации о приеме в вуз не у школ и учителей, а у родителей и выпускников школ. Из этого следует потребность в адаптации информации о вузе, профессиях, специальностях, процессах обучения для обозначенных целевых групп.
Вопрос № 2: Откуда вы получали информацию о вузах?
Результаты ответов:
30 25 20 15 10 5 0
1.1. 1.2. 1.3. 1.4.
1.1-газеты; 1.2-журналы; 1.3 - справочники; 1.4 - рекламные сувениры
В последнее время было принято считать, что наиболее эффективным средством распространения рекламной информации о вузах, являются журналы, в том числе специализированные («Куда пойти учиться?», «Где учиться?», «Элитное образование» и пр.). Вероятно, такое мнение было сформировано рекламными службами самих редакций. Гипотеза о том, что наиболее значимыми источниками информации при выборе вуза являются специализированные в сфере образования журналы, подтвердилась частично. Исследования показали, что важнейшим средством распространения информации о вузах остаются справочники для поступающих в высшие учебные заведения. Возможно, журналы уступают справочникам, потому что для многих информация в них ассоциируется с рекламой, и, как правило, возникают сомнения в достоверности проведенных сведений и предубеждения о высокой стоимости образования. Абитуриент может воспринимать задачу журнала в распространении рекламной информации, а задачу справочника - в представлении всесторонней информации. В то же время и справочники, и журналы (в том числе и специализированные) являются теми средствами распространения информации, к которым абитуриент обращается непосредственно при поиске вуза. А телевидение, радио, реклама в метро и другом транспорте - это сопутствующая информация, которая возможно и влияет на абитуриента, но не является для него искомым источником.
Ж
1
Ш
щ
Щ Ш
;ЕЗРЯД1
Вопрос № 3: Необходима ли вам была следующая информация при выборе вуза? Результаты ответов:
[□РядТ]
1.1 - информация по телефону; 1.2 - дни открытых дверей; 1.3 - выступление представителей университета в школе; 1.4 - посещение университета; 1.5 - другое
Мотивационный анализ показывает, что, получив первоначальные сведения о вузе из справочников и специализированных журналов, абитуриенты стремятся увидеть вуз своими глазами и подтвердить или опровергнуть свои ожидания. Непосредственный интерес к вузу у абитуриентов объясняет результаты опроса, приведенные на диаграмме. Положительно, что университет проводит дни открытых дверей и устраивает экскурсии по территории, чтобы показать абитуриентам свои возможности. По результатам опроса можно сделать вывод: выступление представителей университета в школах и дополнительная информация по телефону не приносят ожидаемого результата вузу. А дни открытых дверей и посещение университета доносят до абитуриента весь спектр необходимой информации, и являются наиболее продуктивным средством привлечения внимания абитуриентов.
Вопрос № 4: Какие информационные носители чаще привлекали ваше внимание при выборе вуза?
Результаты ответов:
ПРяд1
1.1- листовки; 1.2 - календари; 1.3- буклеты; 1.4 - брошюры; 1.5 - рекламные ролики; 1.6 - объявления
По итогам опроса наиболее популярными и чаще всего привлекающими внимание абитуриентов оказались брошюры и объявления. Это тот вид печатных рекламных носителей, в которых информация о вузе представлена в более полном объеме и доступно структурированной форме. Полученные ответы дают определенную информацию для размышления, вместе с тем, показывают некоторую недоработанность ряда вопросов. В ходе исследования планировалось получить данные не столько о содержательной, сколько о психологической и эмоциональной привлекательности информационных носителей. Даже приблизительный анализ результатов тестирования по этому вопросу показывает, что основным критерием выбора ответа для абитуриента была не внешняя привлекательность, а содержательный объем того или иного рекламного носителя.
Вопрос № 5: Какой информации вы доверяли при выборе вуза?
Результаты ответов:
1.1- статьям в газетах и журналах; 1.2 - рассказам студентов; 1.3 - сообщениям вузов;
1.4 - рекламным объявлениям; 1.5 - телевизионным передачам
Согласно нашей гипотезе в качестве наиболее достоверного источника информации абитуриенты определяют информацию, полученную в личных беседах со студентами. Результаты опроса подтвердили это предположение. Такой выбор респондентами объясняется, возможно, непосредственностью общения со сверстниками, доверие к информации полученной непосредственно от потребителя образовательных услуг. Также высокий рейтинг доверия у рекламных объявлений и телевизионных передач. У одного типа информации задача оповещать, создавать известность, у другого - вызывать позитивную реакцию и желание взаимодействия. Результаты анкетирования по данному вопросу способствуют выявлению и использованию такой формы распространения информации, которая наилучшим образом способствует доверительному отношению к предложенным услугам обучения в вузе.
Вопрос № 6: При выборе платных услуг обучения в вузе, что для вас было наиболее важно?
Результаты ответов:
16 14 12 10 8 6 4 2 0
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.
1.1 - размер оплаты; 1.2 - качество знаний; 1.3 - престижность вуза;
1.4 - престижность получаемой профессии; 1.5 - другое
Согласно результатам ответов на данный вопрос абитуриенты при выборе платных услуг обучения в вузе отдают предпочтения качеству образования и престижу получаемой профессии. Можно предположить, что приоритет качества получаемых знаний обусловлен бытующим в настоящее время мнением о заниженном уровне преподавания во многих негосударственных платных вузах. Многие респонденты отметили, что наиболее важным для них фактором является престижность получаемой профессии, что диктуется не столько способностями абитуриентов, сколько потребностью рынка труда и востребованностью данной профессии. Соответственно, при проведении рекламной компании университету необходимо обращать особое внимание на освещение отмеченных факторов.
Вопрос № 7: Какая характеристика вузов наиболее значима для вас?
Результаты ответов:
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7.
1.1 - новые технологии обучения; 1.2 - возможность последующего трудоустройства; 1.3 - изучение нескольких иностранных языков; 1.4 - возможность защиты научной работы; 1.5 - насыщенная студенческая жизнь; 1.6 - наличие компьютерных программ самообразования; 1.7-другое
□ Ряд1
Большинство респондентов в качестве наиболее значимой характеристики вуза отметили возможность будущего трудоустройства. Это подтверждает положение, отмеченное при анализе результатов ответов на вопрос № 5. Таким образом, вузы, имеющие отлаженные контакты с работодателями и обеспечивающие своим выпускникам возможности трудоустройства, имеют на рынке образовательных услуг приоритетные позиции. Ориентация совершенного бизнеса и государственных структур на найм высококвалифицированного персонала как основного фактора конкурентоустойчивости предприятий, расширение международных контактов, появление в Москве многочисленных представительств иностранных фирм, повышение требований к языковой подготовке специалистов сформировала устойчивый интерес к изучению иностранных языков. Второй показатель в шкале ответов - изучение нескольких иностранных языков. Поскольку вопрос не был развит и конкретизирован, можно предположить, что выделившие его подразумевали также и возможность углубленного изучения иностранного языка. Насыщенная студенческая жизнь, как и новые технологии обучения, также являются характеристикой вуза, вызывающей у абитуриентов устойчивый интерес. Особенно привлекает внимание участие студентов РУДН в различных телевизионных программах, демонстрируемых в том числе и по Первому каналу. Последняя позиция по данному вопросу - возможность защиты научной работы (магистратура, аспирантура и др.) может показывать как несформировавшийся научный интерес респондентов, так и невысокую привлекательность науки с точки зрения планирования своей дальнейшей карьеры. Из абитуриентов, участвовавших в анкетировании по филологическому и экономическому факультетам, где деканами являются В.Н. Денисенко и Н.П. Гусаков, более высокий конкурс в 2004 г. был отмечен на специальности лингвистика и психология - 9-10 человек на место, реклама - 9,2 человека на место, маркетинг - 10,5 человек на место. Это обосновано стремлением молодежи к изучению иностранных языков, получению перспективных профессий, которые пользуются спросом на рынке труда.
Результаты корреляционного исследования. Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью компьютерных программ STATISTICS и SPSS. Результаты корреляционного анализа (п = 30) представлены в табл. 1.
Корреляционный анализ позволяет установить связь между двумя и большим количеством признаков. В качестве меры такой связи в психологии используется несколько коэффициентов. Так как речь идет о связи между рекламной информацией и мотивацией выбора вуза, то мы применили стандартный коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Таким образом, мы установили статистическую значимость связи между исследуемыми переменными.
Первый значимый коэффициент корреляции - это пол и «усовершенствовать 2»: что означает: при ответе на вопрос: «Что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать в первую очередь для повышения качества учебного процесса?», значимыми для девушек являются варианты с 1-3, т. е. график учебного процесса, расписание занятий или содержание лекционного материала, а молодые люди выбирают с 4-6, т. е. формы проведения семинарских занятий, использование в учебном процессе технических средств и качество учебно-методической литературы.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа (п=30)
Переменные Коэффициент корреляции Уровень значимости
Пол и факультет -0,482 0,003
Пол и усовершенствовать 2 0,399 0,014
Пол и коллектив 1 0,358 0,029
Пол и коллектив 2 0,373 0,023
Пол и коллектив 3 0,493 0,002
Пол и свободное время 0,345 0,036
Курс и вариативность 5 0,498 0,002
Факультет и усовершенствовать 2 -0,431 0,008
Факультет и коллектив 4 -0,409 0,012
Факультет и коллектив 5 -0,519 0,001
Факультет и вариативность 5 -0,593 0,001
Факультет и вариативность 9 -0,369 0,024
Усовершенствовать 1 и свободное время 0,302 0,068
Усовершенствовать 2 и пол 0,399 0,014
Усовершенствовать 2 и коллектив 5 0,336 0,042
Усовершенствовать 2 и вариативность 9 0,477 0,003
Усовершенствовать 3 и вариативность 7 -0,329 0,046
Следующая переменная - это пол и «коллектив 1»: на вопрос «Какие отношения внутри коллектива на вашем факультете между студентами?», - значимыми для девушек являются 1-2 варианты (доброжелательные; нормальные), а для юношей значимыми будут 3-4 ответы (официальные; негативные). Похожая ситуация с переменными «пол и коллектив 2»: «Какие отношения внутри коллектива на вашем факультете между преподавателем и студентом в учебном процессе?», - девушки выбирают 1-2 варианты (доброжелательные; нормальные), молодые люди 3-4 (официальные; негативные). «Пол и коллектив 3»: «Какие отношения внутри коллектива на вашем факультете между преподавателем и студентом вне учебного процесса?», - значимыми для девушек являются 1-2 варианты (доброжелательные; нормальные), а для молодых людей - 3-4 (официальные; негативные).
Другой значимый коэффициент корреляции - это «пол и свободное время»: «Чем бы вы желали заниматься в свободное время в нашем университете?», -девушки выбирают ответы с 1-3 (заниматься физической культурой, участвовать в играх КВН, прослушивать музыкальные записи, смотреть видео), а для молодых людей значимые 4-6 (ходить в музеи, на выставки, участвовать в политических акциях, участвовать в работе общественных организаций (студенческих советов)).
Следующая переменная - это «курс и вариативность 5»: «Кто играл для вас решающую роль при выборе вуза?» - девушки считают, что 1-2 (родители, друзья), а для молодых людей определяющими являются ответы 4-5 (знакомые, интересы).
«Факультет и усовершенствовать 2»: «Что на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать в первую очередь для повышения качества учебного процесса?», - психологи, по сравнению с экономистами, выбирают меньше вариантов того, что бы они хотели усовершенствовать. «Факультет и коллектив 4»: «Какие отношения внутри коллектива на вашем факультете между студентом и администрацией?», - психологи считают, что ими являются 3-4 (официальные, негативные), экономисты - 1-2 (доброжелательные, нормальные). «Факультет и коллектив 5»: «Какие отношения внутри коллектива на вашем факультете между студентом и лаборантом?», - психологи утверждают, что 3-4-й варианты (официальные, негативные), экономисты 1-2 (доброжелательные, нормальные). «Факультет и вариативность 5»: «Кто играл для вас решающую роль при выборе вуза?», - психологи выбирают знакомых и свои интересы. «Факультет и вариант 9»: «Какой информации вы доверяли при выборе вуза?», - психологи выбирают сообщения вузов, рекламным объявлениям, телевизионным передачам.
«Усовершенствовать 1 и свободное время»: чем больше студенты хотят усовершенствовать качество учебного процесса, тем более они ориентированны на 4-6-й варианты (формы проведения семинарских занятий, использование в учебном процессе технических средств и качество учебно-методической литературы). «Усовершенствовать 2 и пол»: девушки хотят больше усовершенствовать в вузе, чем молодые люди. «Усовершенствовать 2 и коллектив 5»: чем больше хотят усовершенствований, тем чаще выбирают 3 и 4 (официальные, негативные) в оценке отношений студента и лаборанта. «Усовершенствовать 2 и вариативность 9»: люди, которые верят рекламе вуза, больше хотят изменений в учебном процессе и в отношениях. «Усовершенствовать и вариативность 7»: студенты, которые выбирали для определения вуза день открытых дверей и информацию по телефону, больше хотят усовершенствовать в вузе.
Результаты факторного анализа (представлены в табл. 2):
фактор 1 - формальность/не формальность обучения. В этот фактор входят 6 переменных - пол, «отношение в коллективе 2, 3, 4, 5» и «свободное время» (смотреть приложение);
фактор 2 - усовершенствование; в него входят 5 переменных - «усовершенствовать 1, 2», вариант 7, 9, 11;
фактор 3 - учебный; в него входят 4 переменные - курс, факультет, «нравится учиться» и вариант 5.
Значимой для абитуриентов при выборе вуза явилась дополнительная информация из рекламных буклетов по конкретным специальностям и направлениям обучения на факультетах и учебных институтах полученная при посещении Университета в дни открытых дверей (о чем свидетельствует вариативность 7 и 9).
Наиболее значимыми факторами для обучения студентов являются их отношения в коллективе:
1) между преподавателем и студентом в ходе учебного процесса 0,833;
2) между студентом и сотрудниками администрации 0,855.
Для выбора специальности значимыми факторами в ходе учебной деятельности являются взаимоотношение между студентами в учебных группах на курсах и факультетов, о чем свидетельствует зависимость фактора 3 от курса 0,681, факультета 0,602, и наиболее значимыми людьми, влияющими на приня-
тие решения абитуриентов при выборе вуза - родителями, и вес этого фактора составляет 0,797.
Таблица 2
Результаты данных факторного анализа
Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Пол 0,628 0,232 -0,027
Курс -0,146 -0,143 0,681
Факультет 0,398 0,434 0,602
Нравиться учиться -0,277 -0,142 0,443
Усовершенствовать 1 -0,262 0,506 -0,218
Усовершенствовать 2 0,119 0,631 0,143
Усовершенствовать 3 -0,128 0,349 0,331
Между студентами. 0,316 -0,155 0,039
Преподаватель-студент в учебном процессе 0,833 0,122 0,014
Преподаватель-студент вне учебного процесса 0,621 -0,067 -0,098
Студент-администрация 0,855 0,031 0,095
Студент-лаборант 0,582 0,267 0,451
Свободное время 0,505 -0,293 -0,075
«Кто играл для Вас решающую роль при выборе вуза?» 0,101 0,147 0,797
«Откуда Вы получали информацию о вузах?» 0,068 0,129 0,136
«Необходима ли Вам была следующая информация?» -0,108 0,722 -0,093
«Какие информационные носители чаще привлекали Ваше внимание при выборе вуза?» 0,278 -0,003 -0,293
Какой информации Вы больше доверяли при выборе вуза?» 0,183 0,703 0,059
«При выборе платных услуг, что для Вас было наиболее важно?» -0,108 0,393 -0,358
«Какая характеристика вузов наиболее значима для Вас?» 0,124 0,254 0,128
Таким образом, проведенное исследование мотивации может быть использовано в дальнейшем для организации исследований на большом массиве абитуриентов, что поможет формулировке административных решений, для ускорения адаптации абитуриентов к учебному процессу, оптимальному комплектованию учебных групп, созданию структуры формальных и неформальных лидеров в учебных группах и повышению их роли в самоуправлении учебными коллективами, направленными на обслуживание качества подготовки профессионалов.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в дальнейшем механизм управления набором абитуриентов и повышения качества подготовки профессионалов должно предусматривать:
1) выявление и диагностику проблем набора абитуриентов;
2) совершенствование образовательного процесса на основе повышения роли самоуправления студенческих групп и коллективов с учетом их мотивации учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ачешина И.В. Поведение потребителей. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 384 с.
2. Вжентъев И.Л. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. -Новосибирск, 1993.
3. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. - М., 1984.
4. Занюк С.С. Психология мотиваций. - Киев: Эльга-Н, 2002. -352 с.
5. Краско Т.И. Психология рекламы / Под ред. Е.В. Ромата. - Харьков: Студцентр, 2002. - 216 с.
6. Мануйлов М.А. Психология рекламы. - М., 1925.
7. Мартыненко Е.В. Отчет приемной комиссии за 2004 г.
THE MOTIVATION RESEARCH OF THE CHOICE MADE BY THE ENTRANTS OF THE RUSSIAN PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY
V.N. SELEZNEV, T.V. KIYASHCHUK
The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples' Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The article analyses the influence of the advertising information about a higher educational institution on the motivation of the entrants' choice of training specialization. In the course of the research the sources of the information on higher educational institution were revealed; the advertising carriers attracting the entrants' attention were determined. The most significant channels of influence of the advertising information on the motivation of the entrants' choosing the Russian Peoples' Friendship University as a higher educational institution were determined.