УДК 378:811.111 ББК 74.58 + 81.2
Хамедова Гузель Наильевна
соискатель
кафедра иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических
специальностей Оренбургский государственный университет г. Оренбург Khamedova Guzel Nailevna Applicant for a Degree Chair of Foreign Languages in Science and Engineering Field Orenburg State University Orenburg
Исследование мотивации изучения иностранного языка у студентов
неязыковых специальностей Review of the Students’ Motivation for Foreign Language Learning in Non-
Linguistic Environment
Статья посвящена исследованию мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. В статье раскрываются особенности и направленность мотивации студентов к изучению предмета «Иностранный язык», а также рассматриваются понятия «мотивация», «учебная мотивация», «мотивы».
The article is devoted to the review of the students’ motivation for foreign language learning in non-linguistic environment. It analyzes peculiarities and direction of the students' motivation for learning a foreign language, considers such notions as «motivation», «academic motivation», «motives».
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, направленность
мотивации, внутренние и внешние мотивы.
Key words: motivation, academic motivation, direction of motivation, intrinsic and extrinsic motives.
Стремление нашего государства к равноправному и конкурентоспособному существованию в международном экономическом и образовательном пространстве, вызванное процессами глобализации и европеизации, увеличением мобильности специалистов различного профиля, привело к изменению социального заказа общества, что, в свою очередь, повлекло за собой трансформацию всей парадигмы высшего профессионального образования. Согласно Болонской декларации на европейском континенте деятельность учебных заведений будет строиться на основе единых норм и правил, обеспечивающих условия для академической мобильности студентов и преподавателей, гарантирующих признание дипломов, квалификаций, учебных степеней. Полноправное участие в
Болонском процессе дает российской высшей школе значительные преимущества с точки зрения расширения возможностей международного сотрудничества. Для любого международного сотрудничества необходима высокая иноязычная подготовка. В этой ситуации иностранный язык (ИЯ) рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки студента и важная предпосылка построения успешной карьеры выпускника в будущем. Однако, не смотря на необходимость знания иностранного языка специалистами различных сфер деятельности и понимания его значимости, выпускники неязыковых вузов недостаточно хорошо им владеют. Одной из причин, объясняющих это явление, является низкая мотивация к изучению иностранного языка.
В современной науке существует множество подходов к пониманию сущности, природы, структуры мотивации, а также к методам её изучения. Однако, несмотря на разнообразие подходов, большинством авторов мотивация понимается как побудительный процесс, реализация в действии и поведении тех или иных потребностей, влечений. Особое место занимает исследование учебной мотивации, которая определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
1) образовательной системой;
2) образовательным учреждением;
3) организацией образовательного процесса;
4) спецификой учебного предмета;
5) субъективными особенностями педагога, и др.
Так как в педагогической науке до сих пор не существует единого мнения относительно сущности мотивов учебной деятельности, они изучаются в самых разных аспектах. Е.П. Ильин за мотивы учебной деятельности принимает все факторы, обусловливающие проявление учебной активности, к которым могут относиться потребности, цели, установки, чувство долга и т.п. [5]. По мнению Л.И. Божович, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания»[1]. Придерживаясь подобной точки зрения, А.К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов под мотивом учебной
деятельности понимают направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним к ней отношением [6,С.64].
Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Некоторые ученые оспаривают правомерность употребления терминов «внешний» и «внутренний» по отношению к мотивам и мотивации. Так, Е.П.Ильин утверждает, что «мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними. Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов».[5] С данными выводами трудно не согласиться. Тем не менее, для удобства мы будем придерживаться традиционной терминологии, подразумевая под «внутренними» мотивы, связанные с содержанием учебного материала или процессом учения, а под «внешними» - мотивы, возникшие под влиянием внешних стимулов.
Как отмечает X. Хекхаузен, описание поведения по принципу противопоставления как мотивированного либо «изнутри» (интринсивно), либо «извне» (экстринсивно) имеет такой же стаж, как и сама экспериментальная психология мотивации.[8] Мы разделяем мнение тех авторов, которые считают, что внутренние и внешние мотивы не исключают, а взаимодополняют друг друга. Например, по мнению И.А.Васильева, внешние и внутренние мотивы играют неодинаковую роль: внутренние мотивы придают деятельности личностный смысл, а внешние - являются собственно побудителем деятельности.[3,С.49] С точки зрения Е.П.Ильина, мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. Однако большинство исследователей признают, что для успешного овладения ИЯ необходимо наличие внутренних мотивов, т.к. в большинстве случаев мотивы, связанные с внешними влияниями, уступают по силе тем, что формируются под влиянием внутренних побуждений человека.
Рассматривая мотивацию, особенно следует остановиться на потребности, определяемой как направленность активности, психическое состояние, создающее предпосылку к деятельности. Без потребности не пробуждается активность учащегося, не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Преподаватель, прежде всего, должен опираться на потребность в новых впечатлениях, переходящую в познавательную потребность [2,С. 22], активизировать ее, сделать более четкой, осознанной. Познавательная потребность создает готовность к учебной деятельности и к постановке целей. При этом под познавательной мотивацией имеется в виду такая мотивация, при которой раскрываемое неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности. В основе учебнопознавательной деятельности лежат познавательные потребности и мотивы, становление и успешное развитие которых обусловливает ее продуктивность, возможность порождения творческого мышления. Познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов учения. Формой познавательной потребности является интерес. Интерес определяется как форма познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [7]. В работах Г.И. Щукиной интерес понимается как избирательная направленность психический процессов человека на объекты и явления окружающего мира [9,С.98]. Посредством интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром, поэтому интересы - не только результат формирования личности, но и фактор, способствующий её развитию.
Важность формирования мотивации к изучению иностранного языка подчёркивается многими учёными (А. А. Алхазишвили, Н.И. Гез, П.Б. Гурвичем, И. А. Зимней, А. А. Леонтьевым, В. Л. Скалкиной, Е.И. Пассовым, Э.П. Шубиной и др.). Имеется ряд исследований, в которых рассматриваются различные аспекты указанной проблемы. Достаточно изучены вопросы формирования мотивации при усвоении иностранного языка в языковом вузе (Н.М. Симонова), предлагаются пути её повышения на основе вовлечения студентов в совместную учебно-познавательную деятельность.
Вместе с тем многосложность рассматриваемой проблемы предполагает постоянство обращения к ней ученых и практических работников высшей школы. В том числе существует необходимость разрешения противоречий:
- между возрастающим объёмом информации, возможностью
использовать зарубежные источники, общаться с коллегами из разных стран и низким уровнем владения иностранным языком выпускниками вузов;
- между необходимостью изучения иностранного языка будущими
специалистами и отсутствием адекватных методик, способствующих
положительной динамике формирования мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей;
- между желанием учащегося осваивать иностранный язык и
недостаточным научно-методическим обеспечением процесса преподавания.
С целью представления более полной мотивационной картины,
касающейся непосредственно нашей профессиональной деятельности, помимо изучения теоретической литературы и собственных наблюдений, нами было проведено анкетирование среди студентов электроэнергетического факультета и факультета информационных технологий Оренбургского Государственного Университета.
В анкетировании приняли участие 400 студентов электроэнергетического факультета и факультета информационных технологий Оренбургского Государственного Университета.
Гендерная составляющая представлена следующим образом: 300 (75%) студентов мужского пола и 100 студентов (25%) женского пола.
Измерение мотивационной сферы студентов проводилось на основе разработанной нами анкеты диагностики мотивации изучения иностранного языка и ее особенностей. Данная анкета включает в себя вопросы для оценки отношения студентов к преподаванию иностранного языка на факультете, а также вопросы, направленные на более подробное изучение особенностей мотивации к изучению иностранного языка студентами и их планов, относительно применения иностранного языка в будущем. Обработка результатов проводилась путем подсчета процентов студентов курса, выбравший данный вариант ответа.
В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что для более трети студентов 1-4 курсов иностранный язык, в первую очередь, обязательная учебная дисциплина. На втором месте у студентов иностранный язык как одна из интересных дисциплин (28%) .На третьем месте(22%)- возможность расширения круга общения. Иностранный язык как хобби оценивается только 8% опрошенных студентов. ( Таблица № 1)
Таблица № 1
Отношение студентов к предмету «Иностранный язык»
Иностранный язык для вас, это: курсы
I II III IV
Обязательная учебная дисциплина 10 22 5 5
Одна из интересных дисциплин 10 6 10 2
Хобби 5 2.5 0.5 0
Возможность расширения круга общения 7 12 2 1
Исследуя проблему мотивации студентов, мы также пришли к выводу, что большинство студентов изучают иностранный язык для того, чтобы использовать полученные знания в будущей работе (30%),на втором месте - в нужной ситуации воспользоваться полученными знаниями (2 8%).На третьем месте основной мотив изучения иностранного языка - успешно работать на компьютере(22%) и на четвертом - получить диплом(20%). Полученные данные представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
Мотивы изучения иностранного языка
Вы изучаете иностранный язык для того, чтобы курсы
I II III IV
В нужной ситуации воспользоваться полученными знаниями 8 10 5 5
Использовать полученные знания в будущей работе 8 12 5 5
Успешно работать на компьютере 5 6 6 5
Получить диплом о высшем образовании 2 8 5 5
Однако, несмотря на осознание студентами значимости иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, мы наблюдаем следующую тенденцию. Мотив «получить диплом о высшем образовании» с каждым курсом упоминается все чаще, а мотивы «использовать полученные знания в будущей работе» и «в нужной ситуации воспользоваться полученными знаниями» - реже.
Признавая значимость и необходимость иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, студенты все же сталкиваются с рядом трудностей при его изучении. Среди них недостаточный словарный запас, слабая база знаний, полученных, в школе, грамматические трудности, психологический барьер и другие. В качестве основной трудности в изучении иностранного языка большинство студентов выделяют маленький словарный запас (45%), на втором месте - недостаток знаний, полученных в школе(40%) и на третьем месте - незнание грамматики.(15%)
Говоря о том, как студенты оценивают свои знания иностранного языка, следует отметить, что чуть больше половины студентов оценивают свои знания на «3»(51%), оценку «4» себе ставят 39% студентов, отличную оценку ставят в основном первокурсники (5%),также как и неудовлетворительную (5%).
Для того чтобы определить наиболее эффективные педагогические средства в работе со студентами, мы считаем нужным проанализировать пожелания студентов. Наибольшее количество студентов считают, что преподаватели иностранного языка должны больше внимания обращать на разговорную речь и больше внимания уделять освоению языка будущей специальности. Также студенты хотели бы, чтобы занятия были более интересными и разнообразными, с использованием аудио-видео материалов, дополнительных источников, в том числе Интернет. Большинство студентов считают, что их интерес к изучению иностранного языка повысится, если будут созданы ситуации реального общения с иностранцами и появится возможность поездки заграницу.
Для исследования направленности мотивации студентов к изучению ИЯ мы использовали тест-опросник Т.Д Дубовицкой.[4] Цель данного опросника -
выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов, в нашем случае, иностранного языка. Мы исходили из предположения, что у студентов неязыковых специальностей недостаточно развиты внутренние мотивы к изучению ИЯ в силу многих факторов, а именно: загруженность студентов занятиями по профильным дисциплинам; отведенных на изучение ИЯ; скептический настрой учащихся (особенно первых курсов) по отношению к возможности применения знания ИЯ в будущей профессиональной деятельности и др.
Таким образом, результаты тестирования показали, что 52 % опрошенных респондентов руководствуются внешними мотивами учебной деятельности и только у 48% опрошенных преобладают внутренние мотивы учебной деятельности. Также мы определили уровень внутренней мотивации учебной деятельности студентов и получили следующие результаты: 30%- низкий уровень,65% - средний уровень и 5%- высокий уровень. Мы не исключаем вероятности, что полученные нами результаты могут быть несколько завышены, из-за желания студентов приукрасить действительность (например, из-за стремления хорошо выглядеть в глазах преподавателей). Как отмечают психологи, мотивация - это явление, которое достаточно сложно измерить, и мы во многом вынуждены полагаться на мнение тех, чьи мотивы и мотивацию изучаем.
Итак, на основании всех полученных результатов можно сформулировать следующие выводы:
1) В целом у студентов электроэнергетического факультета и факультета информационных технологий Оренбургского Государственного Университета мотивы изучения иностранного языка распределились следующем образом. Большинство студентов 1-4 курсов иностранный язык рассматривают, в первую очередь, как обязательную учебную дисциплину, на втором месте как одну из интересных дисциплин и на третьем - возможность расширения круга общения. Внешние мотивы, такие как «получить диплом о высшем образовании» преобладают с каждым курсом над внутренними мотивами, такими как «использовать полученные знания в будущей работе» и «в нужной ситуации
воспользоваться полученными знаниями». Таким образом, можно говорить о преобладании у опрошенных студентов внешней мотивации к изучению иностранного языка.
2) Исследование направленности мотивации к изучению иностранного языка в целом подтвердило наше предположение о невысоком уровне развития внутренних (т.е. связанных с самой учебной деятельностью) мотивов у студентов неязыковых специальностей. Хотя в результате тестирования уровень внутренней мотивации у большинства опрошенных респондентов(65%) оценивается как средний, только 5% респондентов имеют высокий уровень внутренней мотивации.
Библиографический список
1. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва, 1972.
2. Бондаревская, О.И Психологическое изучение способностей к иностранному
языку: Автор. дис.......канд.психол.наук(19.00.01). - Ярославль: ЯрГУ им.П.Г Демидова,
1998.- 22с.
3. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Психологический журнал. 1998, Т.19, №4, с.49-60
4. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации// Вопросы психологии, 2005 , №1
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: «Питер», 2000, 512с.
6. Маркова, А. К., Орлов, А. Б., Фридман, Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у
школьников. М., 1983, 64 с.
7. Психология .Словарь. Политиздат/ Под ред. А.В Петровского, М.Г Ярошевского. -М.,1990. - С. 219-220.
8. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. М., 1986, т. 1. 408 с.
9. Щукина Г.И Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. - М., 1979. - С. 98-100.
Bibliography
1.Во2коу1сЬ, L.I. Behaviour Motivation Analysis of Children and Teenagers. - L.I. Воzhovich. - Moscow, 1972.
2.Bondarevskaya, O.I. Psychological Study Abilities for Foreign Language: Synopsis of Dis. ... Cand. of Psychol. (19.00.01) / O.I. Bondarevskaya. - Yaroslavl: Yaroslavl State University, 1998. - 22 p.
3.Dubovitskaya, T.D. To the Research Problem of Academic Motivation / T.D. Dubovitskaya //Psychological Issues. - 2005. - № 1.
4.Heckhauzen, H. M. Motivation and Activity / H.M. Heckhauzen. - M., 1986. - V.1. - 408 p.
5.Ilyin, E.P. Motivation and Motives / E.P. Ilyin. - SPb: «Peter», 2000. - 512 p.
6.Markova, A.K., Orlov, A.B., Fridman, L.M. Schoolchildren’s Motivation for Learning and Its Improvement / A.K. Markova, A.B. Orlov, L.M. Fridman. - M., 1983. - 64 p.
7.Psychology. Dictionary. Politedition / Edited by A.V Petrovsky., M.G. Yaroshevsky. - M., 1990. - P. 219-220.
8.Shchukina, G.I Activization of Pupils’ Cognitive Activity in Educational Process / G.I. Shchukina. - M., 1979. - P. 98-100.
9.Vasilyev, I.A The Role of Intellectual Emotions in Mental Activity Regulation / I.A. Vasilyev // Psychological Magazine. - 1998. - V.19 - №4. - P. 49-60.