ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
39 (228) - 2013
УДК 338.45:62-531.9
исследование мировых тенденций повышения энергоэффективности деятельности организаций
л. а. федоськина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail: [email protected]
Е. И. АБРАМОВ,
аспирант кафедры управления качеством E-mail: [email protected] Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Исследован мировой опыт реализации государственных программ в области повышения энергетической эффективности на примере Великобритании, Гзрмании, Украины, США. Выявлены ключевые направления государственной политики каждой страны. На основе обобщения мирового опыта обоснованы общемировые тенденции в рассматриваемой области. Представлены результаты изучения взаимодействия России с другими странами и обозначены направления развития страны для повышения энергетической эффективности.
Ключевые слова: энергосбережение, ресурсосбережение, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, энергетический менеджмент.
Современное развитие мировой экономики основывается на системе принципов эффективного функционирования, среди которых важнейшее место занимает рациональное использование энергетических ресурсов. Для большинства развитых стран мира вопросы повышения энергоэффективности деятельности организаций являются актуальными на протяжении последних нескольких десятилетий. Их решение достигается в рамках реализации разнообразных государственных программ и системных мероприятий. К сожалению, в России про-
блемы энергосбережения и энергоэффективности общегосударственную значимость получили лишь в последние несколько лет. И хотя предприняты определенные шаги в данной области, однако в настоящее время имеют место еще много нерешенных проблем, преодоление которых возможно только на основе глубокого изучения мирового опыта.
Наибольший интерес в рамках настоящего исследования представляют опыт и практические перспективные направления развития государств, занимающих лидирующие позиции среди стран мира в сфере энергоэффективности, энерго- и ресурсосбережения. В числе таких стран можно выделить Великобританию, Германию, США, Украину и некоторые другие. Рассмотрим более подробно сложившуюся ситуацию в каждой стране и основные результаты деятельности организаций в области энергоэффективности в целях выявления общемировых тенденций в данном направлении.
В Евросоюзе в целом принят ряд законодательных документов, разработанных Еврокомиссией для энергетических секторов стран - членов ЕС. Основными нормативно-правовыми актами являются, в частности: Директива ЕС по стимулированию производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии, Директива ЕС по применению
технологий энергоэффективности и возобновляемой энергетики в строительстве, Директива ЕС по стимулированию использования биомассы. Программы в сфере энергоэффективности чаще всего разрабатываются на основе Киотских соглашений (1997 г.), направленных на увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме энергопотребления. Кроме того, каждая из стран Евросоюза реализует свои национальные программы энергосбережения.
В Великобритании в последние годы успешно реализуется План перехода к низкоуглеродной экономике, составной частью которого является масштабное распространение проектов в области сбережения ресурсов и их эффективного использования в домохозяйствах и на производстве. Согласно британской экостратегии, к 2020 г. страна должна получать до 40 % всей электроэнергии из низкоуглеродных источников, что, по мнению британских экспертов, позволит реализовать намерение руководства страны к 2050 г. снизить уровень вредных выбросов в атмосферу на 80 % по сравнению с показателем 1990 г. [10, с. 19].
По оценкам экспертов, наибольший потенциал представляют ветровая энергетика и использование энергии воды (энергия волн и приливов), а также энергия из биомассы. Гидроэнергия имеет ограниченный потенциал. В настоящее время доля электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии составляет порядка 6 % [25, с. 3].
В Великобритании ежегодно направляются крупные денежные средства на создание перспективных технологий выработки энергии из ВИЭ, уделяется большое внимание мерам стимулирующего характера для привлечения частных инвестиций в разработку и строительство новых объектов альтернативной энергетики. К примеру, в ближайшее десятилетие планируется ежегодно тратить около 200 млн ф. ст. на развитие прибрежных ветровых электростанций, на технологии получения электроэнергии с помощью морских волн и приливов, на расширение сети станций для подзарядки электромобилей [10, с. 20]. Финансовый приоритет в государственных программах отдается первому направлению.
Также успешно внедрена схема «Обязательства по возобновляемым источникам энергии», в соответствии с которой лицензированные поставщики электроэнергии обязаны ежегодно увеличивать долю поставок электроэнергии, полученных из ВИЭ.
К наиболее значительным законодательным инициативам стимулирующего характера можно также отнести климатический налог, налоговые льготы на приобретение энергоэффективного оборудования, климатические соглашения. К основным нормативно-правовым актам Великобритании в данной области относятся «Белая книга» по энергетике, Стратегия реформы отрасли электроэнергетики Великобритании, Энергетический акт 2010 года и др.
Таким образом, среди приоритетных направлений повышения энергоэффективности и энергосбережения национальной экономики Великобритании можно выделить:
- получение энергии из низкоуглеродных источников;
- развитие альтернативных источников энергии;
- принятие государственных мер стимулирующего характера.
Германия входит в число крупнейших потребителей энергии в мире. При этом доля экспортируемых страной энергоносителей составляет около 80 % от ее собственных потребностей. Отправной точкой германских правительственных программ в области энергосбережения и энергоэффективности принято считать 1970-е гг., когда западные страны столкнулись с нефтяным кризисом. В 1976 г. в ФРГ был принят федеральный закон об экономии энергии. К 1993 г. благодаря внедрению жестких стандартов при осуществлении строительных работ, предусматривающих обязательное использование энергосберегающих технологий, Германии удалось снизить потребление энергии в зданиях на 25 % [17].
В Германии широко развита система консультативных пунктов, организованная правительством. В них граждане могут получить консультацию по вопросам энергосбережения, разработать собственную программу эффективного энергопотребления.
В 2007 г. в стране была сделана ставка на политику энергосбережения, эффективного использования энергии, а также увеличения доли ВИЭ. Именно в этот период Евросоюз принял решение об увеличении доли использования ВИЭ всеми членами ЕС до 20 % от общего объема энергопотребления. Германия взяла на себя обязательство увеличить долю использования ВИЭ к 2030 г. до 21 % [22]. Основными федеральными программами в области энергосбережения и энергоэффективности Германии являются: 1) Energieeffizienz - Made in Germany (предусматривает конкретные меры, направленные на
энергосбережение и энергоэффективность в
промышленности, строительстве и на транспорте);
2) Energie und Klimaprogramm 2007 (пакет из 14 законов, направленный на сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов);
3) Energiekonzept der Bundesregierung 2010 (правительственная энергетическая концепция, определяющая основные приоритеты федеральных властей в области энергосбережения и энергоэффективности, утверждающая планы страны по увеличению доли ВИЭ в совокупном энергопотреблении) [10, с. 28].
Также в Германии предусмотрены государственные меры стимулирующего характера, поддерживающие энергосберегающие мероприятия организаций:
- прямое финансирование модернизаций, связанных с энергопотреблением, с обязательным последующим контролем;
- снижение налога на стоимость рабочей силы и/или материалов. Применяются более низкие ставки налогов в секторе устойчивой энергии (теплоизоляции, систем обогрева и систем солнечной энергии);
- «зеленые» /льготные ссуды. Банки или государственные организации выдают ссуды с выгодными процентными ставками для финансирования проектов по устойчивой энергии или проектов по реконструкции объектов и снижению энергопотребления;
- субсидии на консультации по вопросам энергетики;
- особые условия кредитования крупных солнечных электростанций, крупных систем отопления, работающих на биомассе, локальных систем отопления, систем на глубокой геотермальной энергии;
- субсидии на системы с возобновляемой энергией: системы солнечной энергии для горячей воды и систем обогрева; тепловые насосы; ТЭЦ и мини-ТЭЦ [12].
В Германии происходит активное развитие ветро- и солнечной энергетики. Энергия ветра используется в Германии очень давно, почти по всей стране. В последние годы (в связи с разработкой установки для размещения на воде) для выработки ветряной энергии используется не только суша, но и морские просторы. Ветер вырабатывает около 8 % всей энергии Германии. В последнее время ветряки отчасти теряют свою популярность, ведь
ветряные электростанции по-прежнему довольно дороги из-за высокой материалоемкости, причем они издают сильный шум и нуждаются в регулярном обслуживании. Кроме того, установка ветряков малой мощности на небольшой высоте экономически нецелесообразна. Однако цена электроэнергии, выработанной с помощью ветра, по-прежнему ниже цены энергии от солнечных батарей, поэтому в перспективе в стране планируется увеличить их мощность. При этом количество ветрогенераторов изменится незначительно, а рост производства энергии произойдет за счет замены старых установок на новые - более производительные и менее шумные [24]. Также в Германии в последние годы расширяется применение солнечных фотоэлементов для выработки энергии и солнечных коллекторов для обеспечения домов горячей водой и теплом без преобразования тепла в электроэнергию. Государство субсидирует их приобретение населением посредством выдачи недорогих кредитов.
Политика Германии, направленная на поддержку развития возобновляемых источников энергии, привела к возникновению ситуации, когда 51 % всех генерирующих мощностей ВИЭ Германии принадлежит жителям страны (фермерам, домовладельцам), а не генерирующим компаниям (около половины всех солнечных электростанций и 54 % ветряных). Такая форма генерации электроэнергии позволяет децентрализовать экономическую активность и создать условия для ее устойчивого роста. Например, в первой половине 2012 г. Германия выработала с помощью солнечных электростанций около 4,5 % от общей электроэнергии, выработанной в стране, что составило от 10 до 50 % базовой ежедневной нагрузки [26].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что Германия идет по пути активного развития альтернативных (возобновляемых) источников энергии. Среди основных направлений развития энергоэффективности можно выделить:
- развитие солнечной энергии;
- развитие ветроэнергетики;
- создание государством благоприятного климата для инвестирования частного капитала в развитие энергетики.
Экономика Украины - одна из самых энергоемких в мире. Энергоемкость украинского ВВП приблизительно в два раза выше среднемирового уровня и никак не сравнима с показателями европейских стран. Свыше 40 % всех энергоресурсов
потребляется промышленными предприятиями, а потери при передаче и распределении энергии равны 20 %. По данным Международной финансовой корпорации, потенциал экономии энергии в украинской экономике достигает 65 % (в российской -40 %). То есть теоретически произвести ВВП, равный по объему украинскому, можно, лишь затратив энергоресурсов на 65 % меньше [10, с. 132].
Главный ресурс снижения энергоемкости украинской экономики заключается в применении современных технологий в металлургии и химической промышленности и кардинальном реформировании жилищно-коммунальной сферы. Вопросы улучшения энергоэффективности экономики и использования альтернативных источников энергии регулируются более чем в 200 нормативных актах, среди которых 11 законов Украины, около 15 указов президента, более 120 постановлений и распоряжений правительства, а также государственные и международные программы экономии энергии [5]. Украинское законодательство располагает следующими механизмами для стимулирования энергоэффективности и развития использования ВИЭ [10, с. 134]:
- освобождение от импортных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость оборудования, действующего на ВИЭ, и материалов для его производства;
- освобождение от налога на прибыль, получаемую от реализации энергосберегающего оборудования и материалов;
- освобождение от импортных таможенных пошлин механизмов и оборудования, используемых для реконструкции и строительства предприятий по производству биотоплива и для производства и реконструкции технических средств для перевода их на биотопливо.
В Украине в 2010 г. утверждена Государственная целевая экономическая программа энергоэффективности на 2010-2015 годы с объемом финансирования 250 млрд гривен. Целями указанной программы являются:
- создание условий для приближения энергоемкости ВВП Украины к уровню развитых стран и стандартов ЕС, снижение уровня энергоемкости ВВП в течение срока действия программы на 20 % по сравнению с 2008 г. (ежегодно на 3,3 %), повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
- оптимизация структуры энергобаланса государства путем уменьшения доли импортируемых
ископаемых органических видов энергоресурсов, в частности, природного газа, и замещения их другими видами энергоресурсов, в том числе полученными из альтернативных источников энергии, а также вторичными энергетическими ресурсами [11].
Кроме того, украинским законодательством предусмотрено обязательство закупать весь объем выработанной энергии из альтернативных источников. Организациям предоставляются целевые льготные кредиты и государственные субсидии на развитие альтернативной энергетики и программы повышения энергетической эффективности.
Таким образом, в Украине существует политика стимулирования энергоэффективности в силу чрезмерно высокого энергопотребления, которая предусматривает:
- налоговые и таможенные льготы на материалы, механизмы, оборудование и производство, способствующие повышению энергоэффективности;
- льготные кредиты и субсидии государства на развитие альтернативной энергетики;
- гарантии государства на покупку всего объема энергии, полученной альтернативной энергетикой.
США входят в число мировых лидеров в области ресурсосбережения и энергоэффективности. Здесь в последние 15-20 лет наблюдается устойчивая тенденция к снижению энергоемкости материального производства. Энергоемкость единицы ВВП США за период с 1990 по 2009 г. снизилась более чем на 25 %. Такие результаты были достигнуты благодаря последовательной реализации политики ресурсосбережения. В 1992 г. в США был принят первый в истории комплексный документ Energy Act, в котором были сформулированы основные проблемы в энергосбережении и направления их решения. Он стал определяющим для развития новых технологий в области энергосбережения и использования альтернативных и ВИЭ на более чем десятилетний период [13].
К числу наиболее значимых документов США можно отнести Закон о государственной политике в сфере энергетики (2005 г.) и Закон об энергетической независимости и безопасности (2007 г.). Они направлены на активизацию процессов повышения энергоэффективности и ресурсосбережения в американской экономике.
Так, в США существует энергосберегающая программа под названием «Энергетическая звезда». Ее целью является стимулирование производителей
и предприятий торговли к реализации товаров, отвечающих требованиям энергосбережения. В список таких товаров включаются окна, бытовая техника и др. Власти обязывают муниципальные органы закупать только те товары, которые имеют знак «Энергетическая звезда». Если кто-либо не покупает товар с данной маркировкой, то ему необходимо дать объяснение о причине отрицательного отношения к товарам данной категории [1]. Также в США есть программа «Перспектива - 2025», содержащая стратегические положения по достижению экономически целесообразной энергетической эффективности. В рамках этой программы достигнут значительный прогресс - около половины штатов приняли программы повышения энергоэффективности. Примерно в 1/3 штатов установлены целевые показатели энергосбережения и устранены препятствия, мешавшие реализации усилий в области повышения энергоэффективности [4].
В США проводятся масштабные научные исследования в области ресурсосбережения и энергоэффективности. Практикуется как прямое государственное финансирование проектов, так и предоставление грантов, направленных на финансирование инвестиций в новое оборудование. Они, как правило, предоставляются крупным промышленным потребителям, за счет которых может быть достигнута значительная экономия энергоресурсов. В некоторых штатах США введена многоступенчатая система тарифов для разных категорий потребителей - минимальный тариф устанавливается при ежемесячном потреблении энергии не выше определенного уровня, причем при его превышении тариф поднимается. Вводятся также специальные льготные тарифы для промышленных потребителей, принявших меры по обеспечению энергоэффективности. Также налоговой политикой США в отношении предприятий реального сектора экономики предусмотрены следующие стимулирующие направления:
- отсрочка в уплате налогов в случае возникновения затрат на установку энергосберегающих программ и соответствующего оборудования;
- сокращение сроков амортизации энергосберегающего оборудования;
- установление налоговых льгот в случае направления заемных средств на инвестирование в приобретение нового или модернизацию малоэффективного оборудования. Процентные платежи могут облагаться по сниженной ставке налога или
даже полностью освобождаться от налогообложения [10, с. 140].
Можно выделить общие меры финансового характера, направленные на повышение энергоэффективности в США в последние годы: самые значительные средства переданы в фонд Программы помощи с утеплением (эта программа, существующая уже 30 лет, оплачивает расходы по ремонту домов семей с низким доходом в целях энергосбережения); финансируется модернизация государственного жилья для повышения энергоэффективности; субсидируются скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы; финансируются гранты для поддержки проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения в государственных зданиях; выделяются средства на инвестирование в проекты по энергосбережению и расширению возможностей систем общественного транспорта; увеличены налоговые льготы для домовладельцев и предприятий, которые за собственный счет осуществляют модернизацию своих объектов недвижимости в целях повышения их энергоэффективности и др. [19].
Отдельное направление достижения положительных результатов в ресурсо- и энергосбережении США состоит в расширении использования вторичного сырья и материалов на основе активизации функционирования рынка промышленных отходов. Отходы широко используются в черной и цветной металлургии, автомобилестроении, производстве бытовой техники и строительстве. В стране развита система утилизации автотранспортных средств, которая возникла еще в начале 1930-х гг., она является крупным и прибыльным сектором американской экономики. Ежегодно в стране перерабатывается почти 95 % от общего количества подлежащих утилизации автомобилей, 60-70 % использованных стальных банок, переработка бытовых приборов и устройств оценивается в 80 % [10, с. 142]. В стране имеется значительный опыт промышленного использования древесных отходов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в США в числе приоритетных направлений повышения энергоэффективности рассматриваются:
- использование ВИЭ;
- производство и реализация энергосберегающего оборудования;
- стимулирование развития потребительского рынка энергосберегающих приборов и материалов;
- расширение использования вторичного сырья.
Следуя общемировым тенденциям и используя зарубежный опыт, Россия также в последние годы занимает активную позицию в исследуемой области, и это небезосновательно. Так, по данным центров энергоэффективности, на сегодняшний день энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в три раза больше, чем в 15 странах Евросоюза и Японии. Это происходит потому, что энергоэффективность и энергосбережение в России развиты не на должном уровне [8]. Объем неэффективного использования энергии в России достигает примерно 285 млн т нефтяного эквивалента, что сопоставимо, например, с годовым потреблением первичной энергии во Франции и составляет около 45 % полного потребления первичной энергии в России [10, с. 82]. Россия занимает лидирующие позиции по объему потерь, которые происходят в процессе передачи электричества по самым протяженным в мире электрическим сетям. Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий только в сетях общего пользования они достигают 12 %. Эта цифра почти в два раза превышает среднемировой показатель (в электросетях США, Евросоюза и Китая потери составляют около 7 %). Кроме того, в России крайне неэффективно расходуется электроэнергия потребителями [20]. К примеру, установка энергосберегающих ламп в одной квартире способна уменьшить семейные траты на электричество на 75 %. По оценкам специалистов, применение инновационных энергосберегающих осветительных технологий и реализация программ по повышению энергоэффективности в масштабе всей России могут сберечь стране свыше 260 млрд руб. в год, а также сократить годовое количество выбросов углекислого газа на 20 млн т [21]. В России низкая энергоэффективность в теплоснабжении наблюдается на всех уровнях, начиная с производства и заканчивая потреблением. Потери при выработке, транспортировке и распределении тепла в локальных системах ряда районов достигают 50 % [10, с. 10].
Поэтому сегодня одним из важных направлений развития промышленного и жилищно-коммунального секторов страны, а также экономики России в целом, является достижение высокого уровня энергетической эффективности. Выделение такого приоритетного направления развития страны обусловлено необходимостью снижения нагрузки на окружающую среду в части потребле-
ния энергетических ресурсов и повышающимися требованиями к энергетической эффективности в мировом пространстве. Повышение энергоэффективности российской экономики за счет рационализации потребления энергоресурсов, применения энергосберегающих технологий и оборудования является одним из основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р.
В целом в России сегодня определены два основных вектора выхода из сложившейся ситуации: альтернативная энергетика и поэтапное уменьшение энергопотребления [3, с. 276]. Первое направление требует применения кардинального подхода к пересмотру системы энергоснабжения предприятий и технико-технологическому совершенствованию энергопроизводства в целом. Второе направление может быть реализовано в рамках управления рациональным энергопотреблением промышленных предприятий в целях повышения их энергоэффективности.
Правительство РФ стало больше уделять внимания энергосбережению начиная с 1997 г., но после кризиса в 1998 г. вопрос повышения энергоэффективности был отложен до лучших времен. После того как Россия в 2009 г. заняла последнее место по реализации 25 рекомендаций повышения энергетической эффективности Международного энергетического агентства, были предприняты шаги, которые изменили и улучшили ситуацию не только в законодательном обеспечении, но и в дополнительном финансировании мероприятий [2, с. 3].
В России насчитывается порядка 70 нормативно-правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи с высоким уровнем энергопотребления Президентом РФ был подписан широкоизвестный Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с его требованиями каждое предприятие или организация, которые подпадают под его действие, обязаны разработать, утвердить и реализовать программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Указом Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетичес-
кой и экологической эффективности российской экономики» установлена цель - снижение к 2020 г. энергоемкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 г. За счет мер Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Российской Федерации на период до 2020 года предполагается обеспечить снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. не менее чем на 13,5 %, порядка 27 % снижения энергоемкости ВВП к 2020 г. планируется обеспечить за счет изменения структуры ВВП и автономного технического прогресса, что в совокупности обеспечит выполнение поручения Президента РФ [15].
Реализация указанной программы разбита на ряд этапов:
I этап (2011-2015 гг.) - переход на энергоэффективный путь развития экономики;
II этап (2016-2020 гг.) - развитие экономики по энергоэффективному пути.
Кроме снижения энергоемкости ВВП итогом реализации программы также должно стать достижение ряда целевых индикаторов:
- обеспечение суммарной экономии энергии в размере 1 100 млн т у. т.;
- суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов - 116 945 млрд руб.;
- суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов для бюджетных учреждений - 705 млрд руб.;
- поступление дополнительных налогов на прибыль за счет снижения энергетических издержек предприятий и организаций, равное 346 млрд руб.;
- подготовка и переподготовка не менее 450 тыс. специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [6].
Государством также предусмотрены следующие направления и формы государственной под-
Альтернативные ВИЭ
Активный обмен опытом
держки в области энергосбережения и повышения энергоэффективности:
- применение ускоренной амортизации по основным средствам, имеющим высокую энергоэффективность;
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным на осуществление инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, в российской практике можно выделить следующие направления повышения энергоэффективности деятельности организаций:
- разработка и реализация программ энергосбережения;
- стимулирование производства и применения энергосберегающего оборудования;
- субсидирование процентов по кредитам.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что мировая практика демонстрирует общую устойчивую направленность к повышению энергоэффективности функционирования реального сектора экономики. Однако укоренение и ускорение данного процесса невозможны без прямого участия государства в разработке и принятии национальных и межгосударственных программ в этой области, а также без решения возникающих при их реализации проблем.
На взгляд авторов, в современных условиях можно выделить ряд общемировых тенденций повышения энергоэффективности деятельности предприятий и организаций разных секторов экономики, основные из которых систематизированы в виде схемы на рисунке.
Анализируя современные общемировые тенденции в области энергосбережения и повышения энергоэффективности деятельности организаций,
можно сделать следующий комментарий:
- при использовании альтернативных ВИЭ наибольшее распространение начинают получать такие виды источников энергии, как солнце, ветер и биомасса, наибольшую перспективность развития имеет солнечная энергия;
- при производстве и реализации энергосбере-
Основные мировые тенденции повышения энергоэффективности деятельности организаций
гающего оборудования важно определить приоритетность его применения, что обеспечивается посредством принятия различного рода государственных программ, более выгодными экономическими условиями его приобретения и использования перед традиционно применяемым оборудованием;
- при использовании вторичного сырья важен комплексный подход, который предполагает не только создание и развитие специальных перерабатывающих секторов промышленности и утилизационных производств, но также формирование эффективной системы сбора промышленных и бытовых отходов;
- необходимо целенаправленное создание государством мер стимулирующего характера, направленных на снижение налоговой и кредитно-страховой нагрузки организаций, принимающих активное участие в реализации государственных и собственных инициативных программ повышения энергетической эффективности;
- дело пойдет гораздо быстрее, если будет налажен активный обмен опытом в области энер-
госбережения и повышения энергоэффективности функционирования организаций в рамках разработки национальных, межгосударственных и международных программ.
Относительно последней выделенной авторами тенденции необходимо уточнить, что многие страны Евросоюза и другие развитые страны мира предпринимают совместные действия в области улучшения ситуации по энергосбережению и энергоэффективности. Россия также присоединилась к этому общемировому движению, поскольку ее вступление в ВТО и развитие общих глобализационных процессов обусловливают необходимость тесного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества в данной сфере между сопредельными государствами и странами - партнерами по различным направлениям бизнеса. Взаимодействие Российской Федерации с другими странами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлено в таблице.
Рассмотрев ситуацию в области повышения энергоэффективности деятельности организаций
Направления и содержание взаимодействия Российской Федерации с некоторыми странами мира в области энергосбережения и энергоэффективности
Страна Содержание взаимодействия и совместные программы
Великобритания 05.10.2009 подписан Меморандум о создании механизма сотрудничества в области энергоэффективности и возобновляемой энергетики между Министерством энергетики России и Министерством энергетики и борьбы с изменением климата Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В числе приоритетных направлений сотрудничества обозначены национальные и региональные стратегии стимулирования энергоэффективности, включая экономические и налоговые инициативы, содействие созданию (развитию) действенных систем управления энергоэффективностью на государственном и региональном уровнях; повышение эффективности производства и передачи энергии; повышение энергоэффективности новых и построенных зданий; обмен опытом по утилизации попутного нефтяного газа [16]
Германия Создание в 2009 г. Российско-германского энергетического агентства (КЦЭЕА). КЦЭЕА призвано способствовать использованию потенциала энергосбережения в России на основе внедрения рациональных и экологически чистых способов выработки, преобразования и использования энергии, реализации пилотных проектов в области эффективного использования энергии. Создание данного агентства является платформой для практической реализации международного партнерства в области энергоэффективности между Россией и Германией [23]
Украина Подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере энергосбережения и энергоэффективности между Государственным агентством по энергоэффективности и энергосбережению Украины и ГП «Российское энергетическое агентство». Документ предусматривает сотрудничество в сфере обмена опытом и информацией, консультации в сфере нормативно-правового поля, а также совместное обучение специалистов в сфере энергоэффективности [7]
США В июле 2009 г. создана подгруппа по энергоэффективности Рабочей группы по энергетике Российско-американской президентской комиссии. Сотрудничество осуществляется по четырем ключевым направлениям: 1) реализация пилотного проекта по созданию интеллектуальной электроэнергетической системы с активно-адаптивной сетью на территории Российской Федерации; 2) разработка механизмов финансирования проектов в сфере энергоэффективности; 3) федеральная программа управления энергопотреблением; 4) извлечение метана из угольных пластов [10, с. 144]
развитых стран, можно сделать вывод, что для достижения уровня энергоэффективности этих стран и включения в общемировые процессы сокращения потребления энергетических ресурсов с одновременным повышением эффективности операционных процессов России необходимо:
• дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы;
• инвестирование крупных денежных средств в технологии, повышающие эффективность использования энергии;
• внедрение энергоэффективных технологий в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
• снижение уровня износа основных производственных фондов;
• активный обмен опытом и обучение персонала в области внедрения и функционирования современных систем энергетического менеджмента;
• предоставление налоговых льгот и мер стимулирующего характера при внедрении энергоэффективного оборудования и технологий;
• развитие альтернативных ВИЭ.
Список литературы
1. Анализ зарубежных законодательных актов в области энергосбережения. URL: http://www. abok. ru/for_spec/artides. php?nid=3830.
2. Башмаков И. А., Башмаков В. И. Сравнение мер российской политики повышения энергоэффективности с мерами, принятыми в развитых странах // Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ). М., 2012.
3. Воропаев Р. Е., Упшинская А. Е. Инновационные технологии повышения энергоэффективности в промышленности // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 6.
4. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Американская программа энергосбережения. URL: http://gisee. ru/law/abroad/47008.
5. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Законодательная база по вопросам энергоэффективности и ВИЭ в Украине. URL: http://gisee. ru/articles/foreign_ experience/28069.
6. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Основные направления финансирования. URL: http://portal-energo. ru/articles/details/id/270.
7. Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины и Российское энергетическое агентство договорились о сотрудничестве. URL: http://energy.unian. net/rus/detail/1591.
8. Грицевич И. Черная дыра // Российская бизнес-газета. URL: http://www.rg.ru/2009/07/07/energo. html.
9. Зверев А. В. Энергоэффективность и энергосбережение: мировой опыт для России. М.: МАКС Пресс, 2011.
10. Зверев А. В. Энергоэффективность и энергосбережение: мировой опыт для России. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011.
11. Национальный портал энергосбережения. События в мире энергосбережения. В Украине утверждена Программа энергоэффективности на 2010-2015 гг. URL: http://www. patriot-nrg. ua/rus/ info_bases/view/22.
12. Обзор законодательной базы европейских стран в области энергосбережения. Пример стимулирования энергосберегающих технологий в Германии (2010). URL: http://esco.co.ua/journal/2012_2/ art100.htm.
13. Развитие светопрозрачных конструкций в контексте современной истории энергосбережения. Первый энергосберегающий закон. URL: http:// www. abok. ru/for_spec/articles. php?nid=4996.
14. Ратнер С. В., Дира Д. В. Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 17.
15. Региональный центр по энергосбережению. Правительством РФ одобрен проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ на период до 2020 года. URL: http://www. aoresc. ru/index. php?option=com_content&view=artide&id=80:-2020-&catid=3:allnews&Itemid=6.
16. Россия и Великобритания активизируют сотрудничество в энергетической сфере. URL: http://www. kirovenergo. ru/mht/1003624.htm.
17. С немецкой энергоэффективностью. Энергосбережение по принуждению // Коммерсант. URL: http://www. kommersant. ru/doc/1419395/print.
18. Седаш Т.Н. Использование зарубежного опыта повышения энергоэффективности в российской экономике // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 9.
19. США. Новое лицо энергетики. Заметки путешественников. URL: http://portal-energo. ru/ articles/details/id/5 82.
20. Хакас Энерго Аудит. Повышение энергоэффективности и энергосбережения. URL: http:// energoaudit19.ru/energyeffect/index. html.
21. Что такое энергоэффективность. URL: http:// gken-ru. livejournal. com/1006.html.
22. Энергетическая политика Германии: ставка на эффективность и увеличение использования возобновляемых источников энергии // Газета ZN, UA. URL: http://gazeta.zn.ua/ ECONOMICS/energeticheskaya_politika_germanii_ stavka_na_effektivnost_i_uvelichenie_ispolzovaniya_ vozobnovlyaemy.html.
23. Энергосбережение и энергоэффективность. Международное сотрудничество в области энергоэффективности. URL: http://minenergo.
gov. m/activity/energoeffektivnost/foreign/index. php?print=Y.
24. Энергоэффективная Германия вчера, сегодня, завтра // ЮНИДО в России. URL: http://www. unido-russia. ru/archive/num3/art3_6.
25. Энергоэффективность и ВИЭ в Великобритании. Политика в области энергоэффективности. URL: http://rosenergo. gov. ru/upload/United_ Kingdom. pdf.
26. EnergySafe. Альтернативные (возобновляемые) источники энергии. Солнечная энергетика Германии в 2012 году - фантастические результаты первого полугодия. URL: http://energysafe. ru/alternative_energy/alternative_energy/965.
Шльский дом
Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721 -85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru