Научная статья УДК 332.12
doi: 10.47576/2949-1894.2024.5.5.009
исследование межрегиональных туристских агломераций: научная аналитика
Созинова Анастасия Андреевна
Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected] лутошкина Анна Константиновна
Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические агломерационные процессы в регионе. Тенденции развития туризма в регионе подтверждают тезис о необходимости формирования межрегиональной туристской агломерации на основании территориальной близости регионов. Проводится анализ процессов формирования трех типов агломераций: «от города», «от региона» и авторский подход «от региона к региону». Выявлены основные показатели развития туризма для проведения корреляционно-регрессионного анализа, которые позволяют выявить их влияние на рост ВРП. Представлена картограмма регионов Приволжского федерального округа по результатам регрессионного анализа.
Ключевые слова: регион; межрегиональная туристская агломерация; агломерационные процессы в регионе; корреляционно-регрессионный анализ; рост ВРП.
Для цитирования: Созинова А. А., Лутошкина А. К. Исследование межрегиональных туристских агломераций: научная аналитика // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2024. - № 5. - С. 80-86. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.5.5.009.
Original article
investigation of interregional tourist agglomerations: scientific analysis
Sozinova Anastasia A.
Vyatka State University, Kirov, Russia, [email protected] Lutoshkina Anna K.
Vyatka State University, Kirov, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers theoretical agglomeration processes in the region. Trends in tourism development in the region confirm the need to form an interregional tourist agglomeration based on the territorial proximity of regions. In the scientific study, the analysis of the formation processes of three types of agglomerations is carried out: «from the city», «from the region» and the author's approach «from the region to the region». The main indicators of tourism development were identified for correlation and regression analysis, which allow to identify their impact on GDP growth. Map of PFS regions based on regression analysis presented.
Keywords: region; interregional tourist agglomeration; agglomeration processes in the region; correlation and regression analysis; growth of Gross regional product.
For citation: Sozinova A. A., Lutoshkina A. K. Investigation of interregional tourist agglomerations: scientific analysis. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2024, no. 5, pp. 80-86. https://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.5.5.009.
Развитие регионов в стране - это сложный процесс, который зависит от внешних и внутренних факторов. Ученые изучают агломерационные процессы, связанные с размерами территории и численностью населения. Эти процессы влияют на трансформацию социально-экономического пространства регионов.
Агломерационные процессы тесно взаимосвязаны с географическими характеристиками региона, такими как его площадь и численность населения. Эти процессы оказывают существенное влияние на преобразование социально-экономического пространства регионов. Развитие городской инфраструктуры должно быть ориентировано на рациональное использование городских территорий, повышение уровня жизни населения и формирование функционально разносторонней среды, включающей административные, рекреационные, торговые, культурные и другие объекты.
Среди теоретиков в области исследования агломерационных процессов можно выделить таких ученых, как Е. В. Султанова, М. Н. Батищева [12], Е. А. Неживенко, С. А. Го-ловихин, Г В. Неживенко [8], А. А. Антонова [1], К. В. Фенин [13], Ю. В. Павлов [9], П А. Хмелева [14], Г М. Лаппо, П. М. Полян, Т. И. Селиванова [4], А. М. Лола [7] и др.
Адам Смит считается основоположником изучения агломерации. Хотя он не предоставил точного определения этого явления, его труды подробно рассматривают процессы, способствующие успешному объединению экономических субъектов и их взаимодействию [13]. В концепции Смита агломерация неразрывно связана со специализацией: последняя невозможна без концентрации, а сама концентрация создает предпосылки для развития специализации. Понимание агломерации основывается на концентрации специалистов на уровне отдельных предприятий, что является значительным прогрессом по сравнению с фрагментарной моделью натурального хозяйства.
Немецкий исследователь А. Вебер проводил исследования городских агломераций и классифицировал их на два типа. Первый тип он назвал «чистыми», второй «техническими» агломерациями, которые формируются в результате концентрации производственных предприятий [16]. Второй
тип агломераций, по его мнению, возникает вблизи рынков сбыта и источников сырья. А. Леш в своих работах рассматривает де-загломерационный эффект, который проявляется в ухудшении внешней среды жизнедеятельности населения в крупных городах и ограничении развития периферийных территорий [6]. Этот эффект включает замедление транспортных потоков, удлинение маршрутов при расширении города и рост цен на землю. Расходы, связанные с устранением этих эффектов, ложатся на все население, например, при строительстве дорогих водопроводных систем.
Агломерации трех типов формируются под воздействием различных факторов:
- агломерация «от города»: интенсивное развитие одного крупного города, притягивающего население и предприятия из прилегающих районов; - агломерация «от района»: объединение нескольких соседних районов вокруг крупного центра, обычно расположенного в столице региона;
- агломерация «от региона к региону»: взаимодействие между регионами, когда предприятия и население перемещаются между соседними регионами в поисках лучших условий и возможностей. Анализ процессов формирования агломераций позволяет выявить закономерности и тенденции развития экономических связей внутри региона, а также определить факторы, способствующие или препятствующие их развитию.
Проведем анализ процессов формирования трех типов агломераций (рис. 1).
Агломерации выступают ключевыми экономическими структурами, формирующими облик регионального экономического пространства. Их образование ограничено административными границами и обусловлено воздействием множества факторов. В контексте современных тенденций экономического взаимодействия, развития цифровой экономики и возможностей удаленной работы, как экономические связи, так и пространственные паттерны распределения населения становятся все менее зависимыми от расстояния до места работы или уровня развития транспортной инфраструктуры. Следовательно, агломерации, расположенные на границах регионов, с высокой вероятностью обладают межрегиональным характером, поскольку экономические связи между муни-
В районах с развитой ресурсной базой, где эксплуатация крупных райнов приводит к образованию целого ряда однотипных поселений, наблюдается характерный процесс формирования городского центра.
Райн, обладающий более благоприятными условиями для развития
и географически выгодным положением, со временем начинает концентрировать вокруг себя другие объекты.
«От региона к региону» Авторский подход
Рисунок 1 - Анализ процессов формирования трех типов агломераций
ципалитетами различных регионов оказываются более значимыми, чем административные деления.
Внутренний туризм оказывает существенное влияние на экономическое развитие регионов. Его преимущества многогранны: диверсификация экономики: туризм способствует формированию разнообразной экономической структуры, что минимизирует риски и повышает устойчивость региональной экономики. Рост занятости: развитие туристской отрасли приводит к созданию новых рабочих мест и увеличению уровня занятости населения. Межкультурный обмен: туризм содействует обмену культурными ценностями и способствует обогащению кругозора представителей различных культур. Развитие инфраструктуры: улучшение туристской инфраструктуры повышает качество жизни местных жителей и стимулирует инвестиции в регион.
Для оценки эффективности формирова-
ния межрегиональной туристской агломерации требуется классификация и последующее применение комплекса показателей, отражающих ключевые аспекты ее функционирования.
В научной литературе отражены различные подходы к анализу показателей развития туризма в регионе. Данные вопросы исследовали: Е. П Леонидова [5], Т. В. Чере-вичко, Т. В. Темякова [15], Я. А. Войнова [2], Е. В. Ползикова, Е. Л. Заднепровская [10], И. Н. Пугачев, М. В. Клиценко, Ю. И. Куликов [11], А. С. Кизилов, И. А. Тверитинов [3] и др.
Согласно исследованиям ученых в области агломерационных эффектов и туристской сферы, нами определены показатели развития регионов. Для анализа были взяты показатели туризма по регионам Приволжского федерального округа, представленные Федеральной государственной службы статистики. Обозначение показателей отображено в табл. 1.
Таблица 1 - Обозначение показателей развития туризма для проведения корреляционно-регрессионного анализа
Обозначение показателя Показатель
XI Число коллективных средств размещения, ед.
Х2 Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. чел.
Х3 Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, тыс. руб.
Х4 Число санаторно-курортных организаций, ед.
Х5 Доходы санаторно-курортных организаций от предоставляемых услуг, тыс. руб.
Х6 Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, ед.
Х7 Число турфирм, ед.
Х8 Число турпакетов, реализованных населению, ед.
Х9 ИПЦ, %
Х10 Инвестиции в основной капитал, тыс. руб.
Корреляционный анализ позволяет выя- ного анализа были взяты средние значения
вить влияние основных показателей в туриз- показателей туризма по регионам Приволж-
ме на ВРП, его результаты представлены на ского федерального округа. рис. 2. Следует отметить, для корреляцион-
Рисунок 2 - Результаты корреляционного анализа основных показателей в туризме на структуру ВРП по регионам Приволжского федерального округа
При проведении первичного анализа были рассмотрены потенциальные регрессоры Х1-Х10 в разрезе регионов. В ходе поэтапного отбора переменных из модели исключались те, для которых коэффициенты корреляции оказались статистически незначимыми. Исходя из теоретических положений статистики, при значении коэффициента корреляции
менее 0,5 связь между показателями туризма и валовым региональным продуктом (ВРП) признается слабой. В соответствии с этим, переменные Х6, Х7 и Х8 были исключены из дальнейшего рассмотрения. Следовательно, для корреляционного анализа оставлено лишь семь объясняющих переменных XI, Х2, Х3, Х4, Х5, Х9, Х10 (табл. 3).
Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа показателей туризма в Приволжском федеральном округе
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х9 Х10
Х1 1
Х2 0,4946 1
Х3 0,7419 0,9344 1
Х4 -0,8345 -0,1465 -0,3838 1
Х5 0,6908 0,9531 0,9895 -0,2866 1
Х9 0,6206 0,7893 0,9432 -0,6231 0,9174 1
Х10 0,6759 0,6322 0,8305 -0,8214 0,7752 0,9578 1
Анализ показателей выявил высокую степень корреляции между переменными Х2, Х3 и Х5, а также Х4 и Х1. В целях предотвращения мультиколлинеарности, которая может исказить результаты анализа, было принято решение исключить из рассмотрения переменные Х2, Х4 и Х5.
Переменная Х2 продемонстрировала сильную корреляцию с объясняющими переменными Х3 и Х5, но слабую связь с ВРП. Аналогичным образом, переменная Х4 показала высокую корреляцию с Х1, но незначительную зависимость от ВРП.
Переменная Х5 также имела сильную корреляцию с Х3 и Х9, но слабую корреляцию с ВРП по сравнению с другими переменными.
Ввиду тесной корреляции переменной Х3 с Х9 и Х10, а также ее относительно слабой связи с ВРП, эта переменная была исключена из дальнейшего анализа.
Далее мы перейдем к детальному анализу экономических показателей субъектов Приволжского федерального округа с использованием метода регрессионного анализа. С помощью коэффициента детерминации ^-квадрат) будет оценена степень, в которой выбранные показатели объясняют вариацию валового регионального продукта (ВРП) в каждом регионе округа. Значение R-квадрат выше 0,8 считается оптимальным, а значение ниже 0,5 - недостаточно точным для проведения достоверных выводов. В нашем случае полученный результат можно охарактеризовать как «удовлетворительный». Результаты регрессионного анализа будут представлены наглядно в виде картограммы субъектов Приволжского федерального округа (рис. 3).
Рисунок 3 - Картограмма регионов Приволжского федерального округа по результатам регрессионного расчета (оценка показателя R-квадрат)
Как видно из данных, представленных на рис. 3, в большинстве регионов коэффициент детерминации R-квадрат превышает 0,95. Это указывает на тесную взаимосвязь между показателями туризма и валовым региональным продуктом (ВРП). К примеру,
для Кировской области значение R-квадрат составляет 0,956, что эквивалентно 95,6 %. Из этого следует, что 95,6 % вариации ВРП региона объясняется анализируемыми показателями туризма.
Список источников
1. Антонова А. А. Методические подходы к оценке агломерационного развития регионов России : автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. СПб., 2013. 23 с.
2. Войнова Я. А. Текущее состояние курортно-туристского комплекса Краснодарского края и оценка перспектив его развития // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 9.
3. Кизилов А. С., Тверитинов И. А. Образовательные вопросы историко-культурного наследия большого Сочи в аспектах его выявления, сохранения и внедрения // Гуманизация образования. 2023. № 3. С. 89-98.
4. Лаппо Г М., Полян П. М., Селиванова Т. И. Агломерации России в XXI веке. Городские агломерации. России // Демоскоп Weekly. 2010. № 407-408.
5. Леонидова Е. Г Развитие внутреннего туризма в регионе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 2. С. 271-283.
6. Леш А. Пространственная организация хозяйства : перевод с немецкого / под ред. А. Г Гранберга. М. : Наука, 2007. 663 с.
7. Лола А. М. Основы градоведения и теории города. М. : КомКнига, 2000.
8. Неживенко Е. А., Головихин С. А., Неживенко Г В. Конкурентный потенциал региона: понятие и количественная оценка // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 10(444). С. 39-49.
9. Павлов Ю. В. Развитие экономики региона на основе агломерационных эффектов : дис. ... канд. эконом. наук. Самара, 2023. 325 с.
10. Ползикова Е. В., Заднепровская Е. Л. Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта как основы туристического продукта в России // Региональная экономика и управление. 2023. № 4(76).
11. Пугачев И. Н., Клиценко М. В., Куликов Ю. И. Особенности реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в условиях Дальнего Востока // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15, № 4(96). С. 126-133.
12. Султанова Е. В., Батищева М. Н. Городские агломерации: формирование и перспективы (на примере Владивостокской агломерации) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 3(24). С. 35-38.
13. Фенин К. В. Начало пространственной экономики: классические и неоклассические равновесные теории территориального разделения труда и международной торговли // FORTUS: экономические и политические исследования. 2018.
14. Хмелева Г А. Современные модели городских агломераций // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 8(130). С. 163-168.
15. Черевичко Т. В., Темякова Т. В. Роль цифровизации в развитии экономико-туристического пространства региона: опыт Мурманской области // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, № 2. С. 160-168.
16. Weber A. Alfred Weber's theory of location of industries / edited by C.J. Friedrich. Chicago, Illinois : The University of Chicago, 1929. 256 p.
References
1. Antonova A. A. Methodological approaches to assessing the agglomeration development of Russian regions : abstract. ... candidate of Economics. Sciences: 08.00.05. St. Petersburg, 2013. 23 p.
2. Voynova Ya. A. The current state of the resort and tourist complex of the Krasnodar Territory and the assessment of its development prospects. Bulletin of Eurasian Science. 2019. Vol. 11, No. 1. Р. 9.
3. Kizilov A. S., Tveritinov I. A. Educational issues of the historical and cultural heritage of Greater Sochi in aspects of its identification, preservation and implementation. Humanization of education. 2023. No. 3. Рp. 89-98.
4. Lappo G. M., Polyan P. M., Selivanova T. I. The oligarchy of Russia in the XXI century. Urban agglomerations. Russia. The demoscope is weekly. 2010. No. 407-408.
5. Leonidova E. G. Development of domestic tourism in the region. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2017. Vol. 10, No. 2. Рp. 271-283.
6. Lesh A. Spatial organization of the economy: translated from German / edited by A. G. Granberg. M. : Nauka, 2007. 663 p.
7. Lola A.M. Fundamentals of urban studies and theory of the city. Moscow : KomKniga, 2000.
8. Nezhivenko E. A., Golovikhin S. A., Nezhivenko G. V. Competitive potential of the region: concept and quantitative assessment. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2020. No. 10(444). Рp. 39-49.
9. Pavlov Yu. V. Development of the regional economy based on agglomeration effects: dis.... candidate of Economics. sciences'. Samara, 2023. 325 p.
10. Polzikova E. V., Zadneprovskaya E. L. Problems and prospects of railway transport development as the basis of a tourist product in Russia. Regional economics and management. 2023. № 4(76).
11. Pugachev I. N., Klitsenko M. V., Kulikov Yu. I. Features of the implementation of the national project "Tourism and hospitality industry" in the Far East. Service in Russia and abroad. 2021. Vol. 15, No. 4(96). Pp. 126-133.
12. Sultanova E. V., Batishcheva M. N. Urban agglomerations: formation and prospects (on the example of the Vladivostok agglomeration). Azimut of scientific research: economics and management. 2018. Vol. 7, No. 3(24). Pp. 3538.
13. Shenin K. V. The spread of astronomy has just begun: classical and non-classical theories of the territorial division of labor. international Forum. FORTUS: scientific and political research. 2018.
14. Khmeleva G. A. Modern models of urban agglomerations. Bulletin of the Samara State University. Series: Economics and Management. 2015. No. 8(130). Pp. 163-168.
15. Cherevichko T. V., Temyakova T. V. The role of digitalization in the development of the economic and tourist space of the region: the experience of the Murmansk region. Proceedings of the Saratov University. A new series. Series: Economics. Management. Right. 2024. Vol. 24, No. 2. Pp. 160-168.
16. Weber A. The theory of the placement of industries by Alfred Weber / edited by K.J. Friedrich. Chicago, Illinois : University of Chicago, 1929. 256 p.
Сведения об авторах
СОзИНОВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected]
луТОШКИНА АННА КОНСТАНТИНОВНА - старший преподаватель, аспирант, Вятский государственный университет, Киров, Россия, [email protected]
Information about the authors
SoZINoVA ANASTASIA A. - Doctor of Economics sciences, Professor of the Department of Management and Marketing, Vyatka State University, Kirov, Russia, [email protected]
LutoSHKINA ANNA K. - assistant professor, post-graduate student, Vyatka State University, Kirov, Russia, [email protected]