УДК 796.015
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕМПОВЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ЗАНЯТИИ КРОССФИТОМ
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Сергей Юрьевич Попов, старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань
Аннотация
В статье представлены результаты исследования применения тяжелоатлетических упражнений при занятиях кроссфитом или функциональным многоборьем. Как правило, тренировки по кроссфиту отличаются высокой интенсивностью и постоянной сменой направленности физических упражнений. Тяжелоатлетические упражнения, спринтерский бег, спортивная гимнастика, комбинированные упражнения с гантелями предъявляют достаточно высокие требования к физической подготовке. Тренировочные занятия кроссфитом в основном состоят из высокоинтенсивных блоков по 10-15 минут, в которые включены элементы тяжелой атлетики - рывок и толчок штанги, техника выполнения данных упражнений достаточно сложная, что создает высокие риски травм опорно-двигательного аппарата. Анализ начальной физической подготовки, а также методически обоснованно составленный индивидуальный план учебно-тренировочных занятий, позволит развить физические качества, повысить уровень физической подготовленности, обеспечить быструю адаптацию организма к разнонаправленным нагрузкам, не вызывая при этом травм опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: кроссфит, тяжелоатлетические упражнения, методика тренировки, риски травм опорно-двигательного аппарата.
RESEARCH OF TECHNIQUE OF PERFORMANCE OF TEMPO HEAVY ATHLETICS EXERCISES UNDER CROSSFIT TRAINING
Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman, Sergey Yuryevich Popov, the senior teacher, Astrakhan State Medical University, Astrakhan
Annotation
Results of the research of application of the heavy athletics exercises are presented in the article for CrossFit or functional all-round. As a rule, trainings in CrossFit differ by high intensity and constant change of orientation of physical exercises. Heavy athletics exercises, sprinting, artistic gymnastics, and combined exercises with dumbbells place rather great demands on physical training. Training occupations in CrossFit generally consist of high-intensity blocks by 10-15 minutes, which have included weightlifting elements - breakthrough and push of the bar, the technique of performance of these exercises is rather difficult and it creates high risks of injuries to locomotorium. The analysis of initial physical training, and also methodically reasonable individual plan of the educational and training occupations will allow developing the physical qualities, increasing the level of physical fitness, and providing fast adaptation of the organism to multidirectional loadings, without causing the injuries to locomotorium at the same.
Keywords: CrossFit, heavy athletics exercises, training technique, risks of injuries locomotorium.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время кроссфит-тренировки стали достаточно популярными среди молодежи [3]. Эксперты определяют кроссфит как систему подготовки, развивающую все основные физические качества атлета - выносливость, силу, скорость, гибкость, координацию [2]. При этом средства достижения данных качеств могут быть самыми разными. Занятия обычно включают в себя быстро сменяющие друг друга блоки упражнений различной направленности, позволяющие быстро адаптироваться к видоизменяющимся нагрузкам [4]. Однако, высокоинтенсивные тренировки на фоне недостаточной физической подготовленности занимающихся, в ряде случаев, могут привести к срыву
адаптационных возможностей организма [5, 7]. Травмы вертебральной области заслуживают особого внимания, поскольку отличаются особой тяжестью [1]. В условиях групповых занятий с контингентом разной физической подготовленностью, возникают риски травмы опорно-двигательного аппарата, особенно при выполнении сложно координационных упражнений и упражнений с отягощениями [6]. В этой связи является актуальным совершенствование методики проведения занятий по освоению техники выполнения сложно координационных тяжелоатлетических упражнений при занятиях кроссфитом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью данного исследования является изучить характерные ошибки у спортсменов, занимающихся кроссфитом, при выполнении темповых сложно координационных тяжелоатлетических упражнений, которые могут привести к травматическим повреждениям опорно-двигательного аппарата. Основной задачей данной работы является выработка практических рекомендаций по использованию тяжелоатлетических упражнений в групповых и индивидуальных занятиях кроссфитом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено обследование 33 мужчин, возраст 18-22 лет, занимающихся кроссфитом, стаж занятий от 1 месяца до 2 лет. Объем тренировочных занятий составлял от 2 до 5 занятий в неделю, никто из обследуемых в соревнованиях по данной дисциплине не участвовал. Были проанализированы; методика проведения групповых и индивидуальных занятий, техника выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений рывок и толчок штанги, заключения практикующих тренеров по тяжелой атлетике. Исследования проводились с использованием следующих средств: видеокамера Optronis CP 70, программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT - Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа StatisticalO (StatSoftInc., США). Исследования проводились на базе Астраханского государственного медицинского университета в 2015 - 2017 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
По данным обследования были получены следующие результаты: 33 обследуемых субъективно ощущали себя здоровыми, жалобы на состояние здоровья анамнестически отсутствовали.
При анализе учебно-тренировочных занятий, в силовом блоке упражнений, нами были выделены сложно-координационные темповые тяжелоатлетические упражнения рывок и толчок штанги, как одни из самых травмоопасных и сложных в освоении техники выполнения. Используя по кадровую видеосъемку, было определено, что все занимающиеся выполняли рывок штанги с грубыми техническими ошибками, более 90% занимающихся выполняли данное упражнения с критическими отклонениями от вертикальной траектории, что создавало неустойчивое положение спортсменов, вынуждая их смещаться вперед - назад, создавая тем самым травмоопасные положения. В фазе подрыва штанги подавляющее большинство атлетов (84,8%) допускали следующие ошибки: подрыв выполнялся не с максимальной амплитудой и недостаточно быстро, что приводило к тому, что штанга отклонялась вперед, тем самым уменьшая скорость подседа, а также вызывая дополнительную нагрузку на поясничный отдел позвоночника. В фазе подседа более 80% спортсменов допускали критические отклонения в поясничном отделе, прогибаясь назад, чтобы удержать равновесие. Эту фазу, по нашему мнению, можно считать самой травмоопасной, для поясничного отдела позвоночника, коленных и локтевых суставов. В фазе вставания, наблюдалась самая большая нестабильность системы штанга -спортсмен, практически все занимающиеся туловище наклоняли вперед, при критических наклонах происходил сброс штанги, многие теряли контроль над поясничной обла-
стью, создавая риски травмы структурных элементов позвоночника. В завершающей фазе рывка, равновесие спортсмены восстанавливали переступанием ног, создавая нестабильное положение в вертебральной области.
Анализ выполнения точка штанги показал, что в первом движении - подъем штанги на грудь более 90% занимающихся допускали существенные ошибки в стартовой позиции - это постановка ног, уравновешивание системы спортсмен - штанга относительно единой площади опоры. Поясничная область не всегда фиксировалась прогибом, ширина хвата во многих случаях не соответствовала ширине плечевого пояса - все это создавало дополнительные трудности для начала подъема штанги на грудь. В следующих фазах: отрыв штанги и подрыв все занимающиеся допускали характерные ошибки в виде недостаточной координации работы мышц рук, спины и ног. Отклонение штанги вперед при подъеме в подавляющем большинстве случаев создавало излишнее напряжение на мышцы спины, спортсмены смещались вперед, выполняя подрыв штанги, не скоординированной работой ног и туловища, приводило к многократно возрастающей нагрузке на вертебральную область, локтевые суставы и сбросу штанги. Перед уходом в подсед у многих спортсменов смещалась постановка ног, что приводило к травмоопасной нагрузке на коленные суставы и значительно затрудняло подъем из полного седа. В фазе вставания, при отклонении штанги вперед, в 90,9% фиксировались; недопустимый наклон спины, скатывание штанги, а также не скоординированная работа ног и мышц спины. В следующей фазе подсед, выполняющийся способом «ножницы», у всех занимающихся наблюдалась недостаточная координация движения рук и ног. В фазе вставания из подседа 84,8% спортсменов допускали ускорение, это приводило к неустойчивому положению, смещению спортсменов вперед, что в свою очередь вызывало отклонение от вертикальной плоскости тазобедренных суставов и грифа, тем самым создавая риски травмы опорно-двигательного аппарата. При выполнении рывка и толчка штанги на количество повторений с контролем времени, наблюдалось изменение фазовой структуры кинематических характеристик, свидетельствующих о снижении эффективности выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений. Соответственно возрастало количество грубых ошибок в техники выполнения двигательных действий, что существенно повышало риск травм опорно-двигательного аппарата, в основном в вертебральной области и коленных суставах. При групповых занятиях от 3 до 5 и более человек имеющих различную физическую подготовленность, педагогический контроль техники выполнения тяжелоатлетических упражнений, которые выполняются с высокой интенсивностью, не достаточно эффективен и не позволяет своевременно корректировать кинематические характеристики. Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют высказать мнение, что групповые занятия кроссфитом с использованием в силовых блоках рывка и толчка штанги, без должного освоения специальных вспомогательных упражнений, формирующих основу техники, могут привести к характерным травмам опорно-двигательного аппарата. Проведение групповых занятий силовыми упражнениями - рывок и толчок штанги, выполняемых с высокой интенсивностью, не позволяют проводить эффективный педагогический контроль с целью своевременного внесения корректив в технику выполнения двигательных действий, поэтому индивидуальное выполнение тяжелоатлетических упражнений будет в большей мере отвечать целям и задачам, рассматриваемым в данной работе.
ВЫВОД
1. Включение сложно-координационных темповых тяжелоатлетических упражнений таких, как рывок и толчок в программу учебно-тренировочных занятий по кроссфиту создает высокие риски травм опорно-двигательного аппарата у занимающихся.
2. Определение начальной физической подготовленности занимающихся, а также плановый медицинский контроль, позволят определить целесообразность выполнения
темповых тяжелоатлетических упражнений в системе занятий кроссфитом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Темповые тяжелоатлетическое упражнение - рывок и толчок являются сложно координационными силовыми упражнениями, освоение техники выполнения которых у спортсменов тяжелоатлетов занимает несколько лет, поэтому включение данных упражнений в систему учебно-тренировочных занятий кроссфитом для начинающих спортсменов, может быть рекомендовано только раздельными элементами, позволяющими сформировать основы техники выполнения упражнений.
2. Поэтапное освоение элементов темповых тяжелоатлетических упражнений позволит освоить структуру двигательного действия, найти индивидуальные пути совершенствования техники без развития патологических и травматических изменений организма спортсменов.
3. Выполнение сложно-координационных силовых упражнений на фоне утомления существенно увеличивают риск травм опорно-двигательного аппарата, поэтому контроль показателей кардио-респираторной системой позволит избежать характерных травматических повреждений.
4. Индивидуальный педагогический контроль освоения техники выполнения тяжелоатлетических упражнений в системе учебно-тренировочных занятий кроссфитом, обеспечит не только снижение риска травм опорно-двигательного аппарата, но и повысит эффективность развития скоростно-силовых качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гречухин, И.В. Комплексное изучение травм с применением принципов хронобиологического анализа и прогнозирования / И.В. Гречухин, Л.А. Гончарова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
2. Зиннатуров, А.З. Кроссфит как направление совершенствование процесса физического воспитания в вузе / А.З. Зиннатуров, И.Г. Панов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2014. - № 1. - С. 43-45.
3. Кокорев, Д.А. Кроссфит тренировки как инновационный компонент в физическом воспитании студентов / Д.А. Кокорев // Приоритетные направления развития науки и образования - № 1 (8). - С. 134-137.
4. Нуржанова, З.М. Особенности тренировок по системе кроссфит на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях / З.М. Нуржанова, О.Ю. Блохина, Н.Ю. Токарчук // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире : III международная научно-практическая конференция. - Воронеж, 2016. - С. 76-79.
5. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.
6. Ханевская, Г.В. Кроссфит как форма проведения занятий по физической культуре в вузах / Г.В. Ханевская, В.Ю. Сметанина // Символ науки. - 2016. - № 5. - С. 212-214.
7. Чичкова, М. А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 6. - С. 38-41.
REFERENCES
1. Grechukhin, I.V. and Goncharov, L.A. (2011), "Complex studying of injuries with use of the principles of the Chrono-biological analysis and forecasting", Astrakhan medical journal, No. 2. pp. 14-17.
2. Zinnaturov, A.Z. and Panov, I.G. (2014), "CrossFit as the direction improvement of process of physical training in higher education institution", News of the Tula state University. Physical culture and sport, No. 1, pp. 43-45.
3. Kokorev, D.A. (2016), "CrossFit trainings as an innovative component in physical training of students", the Priority directions of development of science and education, No. 1 (8), pp. 134-137
4. Nurzhanova, Z.M., Blochina, O.Yu. and Tokarchuk, N.Yu. (2016), "CrossFit features of trainings on system on classes in physical culture in higher educational institutions", III international scientifically practical conference, Development of education, pedagogics and psychology in the modern world, ITsRON, Voronezh, pp. 76-79.
5. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
6. Hanevskaya, G.V. and Smetanina, V.Yu. (2016), "CrossFit as form of teaching physical culture in higher education institutions", International scientific journal, "Symbol of science", No. 5, pp. 212-214.
7. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2017
УДК 796.011.3
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
РУТ (МИИТ)
Елена Самуиловна Дубкова, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
Работа посвящена изучению вопроса отношения студентов к здоровому образу жизни, в частности, их отношение к занятиям по физическому воспитанию. В статье представлены результаты социологического исследования автора по опросу студентов 1-4 курса. Выборка составила 220 студентов РУТ (МИИТ).
Ключевые слова: организация занятий по физическому воспитанию в техническом вузе; физическая подготовка студентов; социологический опрос; методы анкетирования; методы устного опроса.
VALUE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN LIFE OF STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT
Elena Samuilovna Dubkova, the senior teacher, Russian University of Transport, Moscow
Annotation
The research is devoted to studying of the question of the students' attitude to a healthy lifestyle, in particular, their attitude to the physical training classes. Results of the sociological research of the author on poll of the students of the 1st-4th course are presented in article. The sample is made up of 220 students of Russian University of Transport.
Keywords: organization of classes in physical training in technical college, physical training of students, sociological poll, questioning methods, methods of oral poll.
Кафедра «Физическая культура ИУИТ» РУТ (МИИТ) недавно отметила свое пятилетие. Но физическому воспитанию в Московском институте инженеров транспорта уделялось особое внимание с самого начала образования данного учебного заведения. Инженер-путеец должен был быть человеком крепкого здоровья, имеющим хорошую физическую подготовку.
Физическая культура всегда высоко ценилась в обществе. Физически подготовленный человек способен принести обществу больше пользы. Сейчас, в наш век гуманистической направленности труда, развитие себя не только в умственном, но и в физическом плане необходимо, прежде всего, самому человеку для гармоничного становления человека как личности, которая проявляет себя во всех отраслях жизни. Хорошая физическая подготовка позволяет лучше справляться со многими проблемами, которые вста-