Научная статья на тему 'Исследование механизма стабилизации пламени в потоке алюминиево-воздушной смеси'

Исследование механизма стабилизации пламени в потоке алюминиево-воздушной смеси Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
193
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛИЗАЦИЯ / КОНТАКТНАЯ МОДЕЛЬ / ЗОНА РЕЦИРКУЛЯЦИИ / ВОСПЛАМЕНЕНИЕ / СКОРОСТЬ ПОТОКА / STABILIZATION / CONTACT MODEL / IGNITION / FLOW RATE / RECIRCULATION ZONE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Егоров Александр Григорьевич, Тизилов Андрей Сергеевич

На основе контактной модели представлены результаты исследования механизма стабилизации пламени в потоке алюминиево-воздушной смеси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Егоров Александр Григорьевич, Тизилов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE MECHANISM OF FLAME STABILIZATION IN AALUMINUM-AIR MIXTURE

This paper presents a study of the mechanism of stabilization of aluminum-air plume model based on the contact.

Текст научной работы на тему «Исследование механизма стабилизации пламени в потоке алюминиево-воздушной смеси»

УДК 536.3+621.438

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СТАБИЛИЗАЦИИ ПЛАМЕНИ В ПОТОКЕ АЛЮМИНИЕВО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ

©2013 А. Г. Егоров, А. С. Тизилов

Тольяттинский государственный университет

На основе контактной модели представлены результаты исследования механизма стабилизации пламени в потоке алюминиево-воздушной смеси.

Стабилизация, контактная модель, зона рециркуляции, воспламенение, скорость потока.

Введение

Для большинства горелочных устройств, где имеет место турбулентное течение горючего и окислителя, скорость на входе в камеру сгорания значительно больше, чем скорость распространения пламени. В связи с этим для поддержания стационарного распространения пламени необходимо наличие постоянного источника поджигания. Чаще всего практикуется стабилизация пламени аэродинамической стабилизацией,

основанной на создании за телом плохообтекаемой формы или в канале с внезапным расширением зоны

рециркуляции (ЗР), которая является источником постоянного подвода тепла для свежей горючей смеси [1].

В общем случае, стабилизация пламени осуществляется за счёт взаимодействия основного потока горючей смеси с ЗР, при котором поддерживается баланс между количеством теплоты, необходимым для зажигания основного потока горючего, и количеством теплоты, передаваемым из ЗР. Аэродинамическая стабилизация пламени подразумевает зажигание свежей смеси от стационарного источника поджигания в области, где имеет место равенство скоростей набегающего потока свежей смеси и распространения пламени. На рис. 1 представлена схема аэродинамической стабилизации пламени в канале с внезапным расширением. При скорости набегающего потока ш

устойчивое распространение пламени будет происходить до тех пор, пока не нарушится условие равенства скоростей набегающего потока ш и распространения фронта пламени ип. При ш < ип будет наблюдаться проскок пламени, при ш > ип будет происходить срыв пламени.

Рис. 1. Схема аэродинамической стабилизации пламени в канале с внезапным расширением

Теория стабилизации пламени, предложенная В.Ф. Дунским [2], основана на учёте соотношения между временем соприкосновения элементарных объёмов свежей смеси с продуктами сгорания ЗР, т.е. временем контакта тк свежей смеси с ЗР и временем задержки воспламенения твп, необходимым для нагрева смеси до температуры воспламенения. Стабильное распространение пламени будет наблюдаться при соотношении тк/твп > 1.

Целью настоящей работы является исследование механизма стабилизации пламени в высокоскоростном потоке алюминиево-воздушной смеси на основе контактной модели.

Расчёт времени контакта частицы алюминия с зоной рециркуляции

Проведёнными исследованиями [3] установлены основные факторы, воздействующие на аэродинамику потока алюминиево-воздушной смеси, и выявлены закономерности влияния каждого фактора: диаметра частиц порошка алюминия; геометрических размеров канала с внезапным расширением Бк, й0; скорости

набегающего потока горючей смеси ш. Факторами, определяющими тк, являются: длина ЗР Ь Зр, диаметр частицы порошка йз 2 и скорость набегающего потока ш. Размер ЗР является функцией от геометрических параметров канала с внезапным расширением ЬЗр = /(/)к; й0) [4]. С ростом степени расширения канала Ок/й0 осуществляется увеличение длины ЗР, что способствует повышению времени контакта. Увеличение диаметра частиц алюминия вследствие большей

инерционности также приводит к повышению к.

Поскольку к зависит от скорости, с которой движется частица, и длины ЗР, следовательно с увеличением скорости набегающего потока горючей смеси к пропорционально уменьшается.

Изменение траектории движения частиц вследствие соударения друг с другом незначительно влияет на к, поэтому влиянием концентрационного состава смеси на время контакта можно пренебречь.

Учитывая влияние каждого фактора на к, была получена формула

= Л \,

к ШК \ Ок/'

(1)

где К = 3,3 • 10 5 для порошка марки АСД-1; К = 2,0 ■ 10 -5 АСД-4.

для порошка марки

Воспламенение алюминиево-воздушной смеси

Согласно представлениям

установившимся за температуру воспламенения принимается та минимальная температура частиц или среды, при которой тепловыделение за счёт реакции окисления металла превышает теплопотери в окружающее пространство, и температура частицы начинает возрастать с увеличивающейся скоростью [6]. Время прогрева частиц металла от начальной температуры, при которой начинает выполняться указанное условие, и определяет время задержки воспламенения. Основными параметрами, определяющими время задержки воспламенения одиночной частицы алюминия в продуктах сгорания гетерогенных конденсированных систем, является температура газового потока и гранулометрический состав порошка алюминия. Известно [6], что для одиночной частицы алюминия прогрев от начальной температуры до критической температуры Гпкр (близкой к точке плавления окиси алюминия)

осуществляется теплопроводностью от среды с температурой п в тонком пограничном слое, окружающем частицу. Выражение для времени задержки воспламенения

3,33

Ст' рт

1+0 . 2 7-Я е0 • 5

1п

Т-т

Т —Т

п

кр

(2)

где рт - плотность частицы; Ст -удельная теплоёмкость частицы; й -радиус частицы; Хд - теплопроводность газа; Ие - число Рейнольдса; Тп -температура среды.

Например, для частицы алюминия с ^32 = 17.4 мкм при скорости потока ш = 70 м/с время задержки

воспламенения будет составлять 3.42 мс. С учётом того, что время воспламенения потока алюминиево-воздушной смеси твп зависит от физико-химического состава частиц алюминия и концентрации частиц

в зоне реакции, при этом твп смеси будет меньше по отношению ко времени воспламенения одиночной частицы алюминия твп за счёт диффузионного теплообмена между частицами. Тогда уравнение для вп смеси запишется в виде

^п = -4т [(« - 1.1)2 + 1]. (3)

По условию стабилизации время контакта частиц алюминия с ЗР тк должно быть больше времени задержки воспламенения алюминиево-воздушной смеси твп при различных значениях скорости потока и состава смеси. Тогда для фиксированных значений параметров канала с внезапным расширением при однородном физико-химическом составе порошка алюминия тк будет являться функцией скорости потока ш; а твп -функцией скорости потока и состава смеси а. На основании вышеизложенного запишем граничное условие срыва пламени алюминиево-воздушной смеси

Тк(<о )= Твп (а; о). (4)

Экспериментальное определение времени контакта частиц алюминия с зоной рециркуляции

Схема экспериментальной установки подробно описывается в [7]. Определение длины ЗР проводилось методом холодных продувок в канале с внезапным расширением.

В [4] установлено, что длина ЗР при холодных продувках в 1,4 раза меньше, чем в случае с горением алюминиево-воздушной смеси при равных прочих условиях. Основываясь на данных работы [3] о зависимости скорости срыва пламени от состава смеси в диапазоне изменения 0,5 < а < 2,5, с использованием полученной длины ЗР методом холодных продувок были установлены пределы стабилизации высокоскоростного потока алюминиево-воздушной смеси в виде зависимости т( а), где т - это граничное время, при котором тк = твп = т.

Анализ результатов

На рис. 2 представлена расчётная и экспериментальная зависимости тк на границе устойчивого распространения пламени от состава смеси. Видно, что тк, достаточное для надёжного

воспламенения потока алюминиево-воздушной смеси, уменьшается при приближении к стехиометрическому составу. По мере отклонения состава смеси от стехиометрического (а 1) время воспламенения потока горючего увеличивается, вследствие чего условия стабилизации пламени ухудшаются.

Т

мсек

8

4

0

Рис. 2. Зависимость времени контакта частиц алюминия с ЗР от состава смеси: о - экспериментальные данные [4]; - - расчётные данные по формулам (1), (3)

Установлено [3], что для порошкообразного алюминия так же, как и для газообразных и жидких топлив, для стабилизаторов в виде плохо обтекаемых тел существуют оптимальные с точки зрения стабилизации значения затенения сечения. Затенение сечения /ст -отношение площади миделевого сечения стабилизатора к площади канала с внезапным расширением - позволяет рассчитывать оптимальные параметры плохо обтекаемого тела и подбирать смесь подходящего состава для надёжной стабилизации пламени в

высокоскоростном потоке воздуха.

Для канала с внезапным расширением параметром затенения сечения является отношение площади характерного размера стабилизатора (Я = Б к — й 0) к площади выходного отверстия канала (см. рис. 1):

Устойчивое горения

ч

съ

Срыв пламени -1-

1

2

_ Як _ 1 _ й0 (6)

ст _ ^ _ 1 п 2 , (6)

к к

где - площадь поперечного сечения входного отверстия канала диаметром ;

к - площадь поперечного сечения выходного отверстия канала к.

Из формул (1), (3), (4) получена зависимость максимальной скорости набегающего потока смеси, при которой происходит срыв пламени от затенения сечения канала ш ср (/ст).

На рис. 3 представлены расчётные и экспериментальные данные зависимости ш срС/ст). Видно, что увеличение размеров стабилизатора в значительной мере увеличивает устойчивость процесса распространения пламени алюминиево-воздушной смеси.

°}ср

м/с 75

25

Р

0.2.0,4 0,6 0,8 /т

Рис. 3. Влияние/ст на скорость срыва пламени: • - канал с внезапным расширением [3]; ▲ - пластина с центральным отверстием

диаметром 33 мм в канале 62x62 мм; о - перфорированная пластина: сотовое расположение отверстий диаметром 7.3 мм [9]; + - плохообтекаемое тело (конус) [10]; -- расчётная кривая

При исследовании контактной модели стабилизации алюминиево-воздушного пламени диапазон состава смеси а < 0.3 не рассматривался, так как в этом случае протекает экзотермическая реакция азотирования, требующая проведения дополнительных

исследований для описания механизма стабилизации.

Библиографический список

1. Талантов, А.В. Основы теории горения [Текст] / А.В. Талантов - Казань.

- 1975. - 253 с.

2. Дунский В.Ф. Исследование

стабилизации пламени в следе за плохо-обтекаемым телом [Текст] / М.: ЦИАМ. -№ 208. - 1951. - 9 с.

3. Егоров, А.Г. Процессы горения порошкообразного алюминия в прямоточных камерах реактивных двигательных установок [Текст] / А.Г. Егоров - Самара.

- 2004. - 376 с.

4. Егоров, А. Г. Время пребывания частиц алюминия в камерах сгорания с внезапным расширением [Текст] / А.Г. Егоров // Химическая физика. - 2003. - Т. 22. - № 11. - С. 54-63.

5. Горение порошкообразных металлов в активных средах [Текст] / П.Ф. Похил, А.Ф. Беляев, Ю.В. Фролов [и др.].

- М.: Наука, 1972. - 294 с.

6. Малинин, В.И. Воспламенение и горение аэровзвеси алюминия в реакторе высокотемпературного синтеза порошкообразного оксида алюминия [Текст] / В.И. Малинин, Е.И. Коломин, И.С. Антипин // Физика горения и взрыва. - 2002. - Т. 38. -№ 5. - С. 41-51.

7. Егоров, А.Г. Определение времени пребывания гетерогенного топлива в зоне обратных токов [Текст]/А.Г. Егоров, М.М. Русаков, А.П. Шайкин // Изв. вузов. Авиационная техника. - 1999. - №2. - С. 69-71.

8. Ягодников, Д. А. Распространение пламени по аэровзвеси алюминия при пониженных давлениях [Текст] / Д. А. Ягодников, А.В. Воронецкий, В.И. Лапицкий // Физика горения и взрыва. - 1995. - Т. 31. -№ 5. - С. 23-31.

9. Ягодников, Д.А. Организация процессов воспламенения и горения порошкообразных металлов в камерах сгорания реактивных двигательных установок [Текст]: автореф. дис. д-ра техн. наук / Д. А. Ягодников. - М.: МГТУ. 1998. - 32 с.

10. Ягодников, Д.А. Влияние внешнего электрического поля на горение аэровзвеси частиц алюминия [Текст] / Д.А. Ягодников, А.В. Воронецкий // Физика горения и взрыва. - 1998. - Т. 34. - № 6. - С. 23-28.

STUDY OF THE MECHANISM OF FLAME STABILIZATION IN AALUMINUM-AIR MIXTURE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2013 A. G. Egorov, A. S. Tizilov

Togliatti State University

This paper presents a study of the mechanism of stabilization of aluminum-air plume model based on the contact.

Stabilization, contact model, recirculation zone, the ignition, the flow rate.

Информация об авторах

Егоров Александр Григорьевич, доктор технических наук, профессор, Тольяттинский государственный университет. Е-mail: [email protected]. Область научных интересов: горение порошкообразных металлических горючих в потоке активного газа.

Тизилов Андрей Сергеевич, аспирант, Тольяттинский государственный университет. Е-mail: [email protected]. Область научных интересов: внутрикамерные процессы реактивных двигателей летательных аппаратов.

Yegorov Alexander G., Ph.D., Professor of Togliatti State University. Е-mail: [email protected]. Area of research: powdered metal fuel combustion in the flow of active gas.

Tizilov Andrew S., a graduate student of Togliatti State University. E-mail: [email protected]. Area of research: intrachamber processes in aircraft jet engines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.