6. Poluektova I.V., Trifonova E.A. Ekologicheskoe vospitanie doshkol'nikov v proektnoj deyatel'nosti [Environmental education of preschoolers in project activity]. Vospitatel' doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: prakt. zhurn. [The teacher of preschool educational institutions], 2017, no. 1, pp. 30-36.
8. Yasvin V.A. Psihologo-pedagogicheskaya korrektsiya sub'ektivnogo otnosheniya k prirode v protsesse ekologicheskogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical correction of the subjective attitude to nature in the process of environmental education]. Voprosypsihologii [Psychology issues], 1998, no. 4, pp. 3-14.
УДК 159.9
С.И. Коурова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой
преподавания
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] Е.Н. Хохлова, студентка педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Исследование кратковременной памяти у студентов с интровертной и экстравертной направленностью личности
Данная статья посвящена исследованию видов памяти студентов на основе тестов исходя из направленности личности на интроверсию и экстраверсию на основе типологии К. Юнга. В работе показаны результаты исследования определения видов памяти у студентов и сделаны выводы о сочетании направленности личности с преобладающим видом памяти.
Ключевые слова: интроверты, экстраверты, кратковременная память, долговрeменная память, типология личности К. Юнга.
S.I. Kourova,
candidate of geographical sciences, docent of the chair of biology and geography with methods of
teaching
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] E.N. Khokhlova, 3d year student of the pedagogical faculty Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected]
The study of short-term memory in students with introverted and extroverted
personality
This article is devoted to the study of the types of students' memory on the basis of tests based on the orientation of the individual on introversion and extraversion on the basis of C. Jung's typology. The paper shows the results of the study of determining the types of memory in students and made conclusions about the combination
of the orientation of the personality with the predominant type of memory.
Keywords: Introverts, extroverts, short-term memory, long-term memory, the personality typology of C.
Jung.
Введение. Швейцарский психиатр К.Г. Юнг в работе «Психологические типы», опубликованной в 1921 году представляет классификацию людей на категории. Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя») установки. Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в её рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Типология Юнга в настоящее время используется при построении и использовании типологии Мейрс-Бриггс и соционики для определения предпочтений личности [4].
Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грея -Уилрайта) и опросник «Индекс юнговских типов». Типология Юнга основана на понятии психологической установки (экстраверсия и интроверсия) и на преобладании одной из основных психических функций - мышления, чувства, ощущения и интуиции.
Рассмотрим способности и эффективность памяти в зависимости от типа личности. По данным Е. Хорвата и Г. Айзенка, у людей экстровертированного типа лучше развита кратковременная память, а у интровертированного типа - долговременная. Однако, эта тенденция подтверждена не во всех исследованиях. Согласно исследованиям в области психологии мышления у экстравертов выше результаты при выполнении задач синтетического типа, а у интровертов - аналитического типа. В то же время интегральные показатели интеллекта (задачи образного и вербального характера) не коррелируют с экстраверсией - интроверсией [1].
Однако, считается, что интроверты лучше обучаемы, более качественно и прочно усваивают знания, чем экстраверты, хотя по уровню интеллекта различий между ними нет.
Очевидно, подобная разница в развитии уровня интеллекта и успешности обучения связана с большим прилежанием и послушанием интровертов. По данным В. В. Белоуса, экстраверты успешнее выполняют деятельность, связанную с приемом и переработкой информации неопределенного содержания, и менее успешно деятельность, связанную с приемом и переработкой конкретной и точной информации. Интроверты более успешны в выполнении деятельности, касающейся приема и переработки определенной информации, и менее успешны в выполнении деятельности, обусловленной приемом и переработкой неопределенной информации.
Р. Драммонд и А. Стоддарт обнаружили, что экстраверты не склонны к последовательности, логичности, научности и аналитичности мышления, в то время как для интровертов характерна противоположная картина. Последние предпочитают теоретические дисциплины, в то время как экстраверты - практические [2].
Рассмотрим также значения кратковременной и долговременной памяти. Согласно Р.С. Немову кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной
сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации [3].
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами [3].
Исследование. Нами организован и проведен эксперимент, который в результате должен подтвердить или опровергнуть данные Е. Хорвата и Г. Айзенка о способности хранения информации в кратковременной и долговременной памяти в зависимости от типа личности. Материалом исследования являются свойства памяти в зависимости от типа личности исследуемых и выявление корреляции между типом личности и видом преобладающей памяти.
На начальном этапе проводимого исследования группе испытуемых из 10 человек студентов 3 курса ШГПУ был предложен тест на определение типа личности по Майерс-Бриггс (МВТ1). Тест позволяет выявить направленность личности - экстравертную и интровертную. Типы личности в исследуемой группе экстраверты и интроверты. Опросник теста предназначен для определения одного из 16 типов личности в зависимости от соотношений мышления, чувства, ощущения и интуиции. Опросник включает в себя 8 шкал, объединённых попарно. Назначение данного теста - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, установив, какие полюса шкал ему более соответствуют. По данным опросника Майерс-Бриггс мы получили следующие результаты. Среди 10 респондентов - 50% (5 человек) с экстравертной направленностью личности; и 50% (5 человек) с интровертной направленностью личности. Данные теста по Майерс-Бригс представлены на рис. 1.
Типы личности б исследуемой группе
■ Интроверты ■ Экстраверты
Рис.1. Типы личности в исследуемой группе
После того, как мы получили необходимые для дальнейшей работы результаты, мы перешли к следующему этапу - непосредственно к проверке видов памяти. Всем участникам исследования был предложен десятиуровневый тест для проверки кратковременной памяти, который содержал различные, не связанные логически, между собой образы. С каждым повышением уровня количество запоминаемых образов увеличивалось.
Для обработки результатов мы использовали усреднённый процент запоминания и получили результаты, представленные на рис. 2.
Процент запоминания ■ Экстраверты ■ Интроверты
Рис.2. Процентное соотношение результатов тестирования кратковременной памяти
(усредненный процент запоминания)
Выводы. Исходя из проведенного исследования можно сказать, что процент запоминания экстравертов выше практически в два раза (экстраверты продемонстрировали 42% запоминания образов, а интроверты - 24% запоминания материала теста). Этим опытом мы подтвердили данные Е. Хорвата и Г. Айзенка, которые утверждали, что кратковременная память экстравертов развита лучше, чем у интровертов, однако это не говорит о том, что на основе этих данных мы можем судить о показателе интеллекта (уровне IQ), так как эти два критерия не связаны между собой. Дальнейшее исследование будет посвящено определению уровня долговременной памяти студентов и определению показателя интеллекта (уровне IQ) для более глубоко изучения вопроса о типологии личности и возможностях мышления и психических процессов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айзенк, Г.В. Психология индивидуальности. Факторные теории личности / Ганс Юрген Айзенк и Гордон Виллард Оллпорт. - М. : Юстицинформ, 2002. - 95 с.
2. Майерс, Б.И. MBTI: определение типов / Б.И. Майерс. - М. : Бизнес Психологи, 2014. - 57 с.
3. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2003.
4. Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг. - М. : Поматур, 1997. - 171 с.
REFERENCES
1. Ajzenk G.V., Ollport G.V. Psihologiya individual'nosti. Faktornye teorii lichnosti [Psychology of individuality. Factor theories of personality]. Moscow: Yustitsinform, 2002. 95 p.
2. Majers B.I. MBTI: opredelenie tipov [MBTI: type defining]. Moscow: Biznes Psihologi, 2014. 57 p.
3. Nemov R.S. Obshchie osnovy psihologii [General principles of psychology]. 4-e izd. Moscow: VLADOS, 2003.
4. Yung K.G. Psihologicheskie tipy [Psychological types]. Moscow: Pomatur, 1997. 171 p.
УДК 372.834
Д. П. Мокшев, аспирант
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия dimamokshev@mail. т
Герменевтический подход как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам
В статье рассматривается особенности применения герменевтического подхода в качестве средства формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Предлагается формировать указанное качество личности через усвоение учащимися ценностного содержания отдельных элементов нормы права.
Ключевые слова: правовая норма, ценностное отношение, старший школьный возраст, герменевтический подход, элементы нормы права.