Научная статья на тему 'Исследование конструкций отвалов снегоуборочных машин'

Исследование конструкций отвалов снегоуборочных машин Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1141
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНЕГОУБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ / SNOW-REMOVAL WORK / КОНСТРУКЦИИ ОТВАЛОВ / CONSTRUCTION OF DUMPS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТВАЛА / UPGRADING THE BLADE / СНЕГОУБОРОЧНАЯ МАШИНА / SNOWBLOWER / УБОРКА СНЕГА С ДОРОГ / SNOW REMOVAL FROM ROADS / СХЕМА УБОРКИ СНЕГА / SNOW REMOVAL SCHEME

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мерданов Ш. М., Конев В. В., Балин А. В.

В статье приведен анализ схем очистки дорог от снега и используемых при этом машин. В зависимости от условий возможны различные средства и способы уборки снега. При этом в большинстве способов используются машины с отвалами. Проведен анализ отвалов снегоуборочных машин и определены тенденции развития рабочих органов. Перспективно осуществлять модернизацию отвалов под необходимые условия уборки снега с дорог, и тротуаров, остановочных карманов, которые находящихся по высоте выше уровня автомобильных дорог. Решение в этом случае учитывает общие тенденции развития конструкций отвалов, основными из которых являются повышение подвижности отвала и разделение его на элементы. При этом использование гидравлического привода позволяет упростить конструкцию рабочего органа снегоуборочной машины. Эффект от внедрения результатов НИР определяется за счет снижения количества проходов снегоуборочных машин и количества используемой техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource conservation with snow removal in urban environments

The article summarizes the purification schemes of roads from snow and used in this machine. Depending on the various possible ways and means of snow removal. In the majority of methods used machines with blade. The analysis of dumps of snow plows and the tendencies of development of the working bodies. Promising to modernize dumps under the conditions necessary snow removal from roads and sidewalks, stopping pockets that are height above the roads. The decision in this case take into account the general trends of development of designs dumps. The most important of which is to increase the mobility of the blade and its division into elements. The use of hydraulic drive allows to simplify the structure of the working body of a snowplow. The effect of the implementation of research results is determined by reducing the number of passes and the number of snow plows used machinery

Текст научной работы на тему «Исследование конструкций отвалов снегоуборочных машин»

Исследование конструкций отвалов снегоуборочных машин

Ш.М. Мерданов, В.В. Конев, А.В. Балин Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

Аннотация: В статье приведен анализ схем очистки дорог от снега и используемых при этом машин. В зависимости от условий возможны различные средства и способы уборки снега. При этом в большинстве способов используются машины с отвалами. Проведен анализ отвалов снегоуборочных машин и определены тенденции развития рабочих органов. Перспективно осуществлять модернизацию отвалов под необходимые условия уборки снега с дорог, и тротуаров, остановочных карманов, которые находящихся по высоте выше уровня автомобильных дорог. Решение в этом случае учитывает общие тенденции развития конструкций отвалов, основными из которых являются повышение подвижности отвала и разделение его на элементы. При этом использование гидравлического привода позволяет упростить конструкцию рабочего органа снегоуборочной машины. Эффект от внедрения результатов НИР определяется за счет снижения количества проходов снегоуборочных машин и количества используемой техники.

Ключевые слова: снегоуборочные работы, конструкции отвалов, модернизация отвала, снегоуборочная машина, уборка снега с дорог, схема уборки снега.

Создание и поддержание качественного состояния автомобильных дорог и тротуаров в городских условиях, в течение всего срока их эксплуатации, является одной из основных задач муниципальных служб города.

В период всего срока эксплуатации дорог необходимо реализовывать их свойства по следующим показателям: скорости и непрерывности передвижения автотранспорта, обеспечения безопасности и интенсивности участников движения, общей массы и габаритов транспортных средств, включая экологические и эстетические показатели эксплуатации дорог. Изменения указанных показателей оказывает влияние на техническое состояние транспортных средств [1].

Результаты анализа статистических данных Гидрометеоцентра России показывает, что по Тюменской области число дней с метелью в год - 130, объем снегопереноса на 1 метр дороги - 1000 м , высота снежного покрова -

30-40 см. Это указывает на интенсивность снегопадов и возникающие, вследствие этого, транспортные затруднения при эксплуатации машин.

Основной расход ресурсов при зимнем содержании автомобильных дорог и тротуаров приходятся на снегоуборочные работы. Этот вопрос актуален для всех северных стран мира (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Финляндия).

При этом усложняется содержание городских дорог, тротуаров, «карманов», к которым прилегают бордюры. Это приводит к повышению трудоемкости работ и утомляемости машиниста - оператора снегоуборочной техники. В соответствие с изложенным поставлена цель: повышение эффективности снегоуборочных машин в городских условиях.

Для уборки снега и льда на дорогах используется механическое воздействие, использование химических реагентов, растепление (искусственное таяние) снега, а также комбинированных систем. Выбор метода воздействия при уборке снега с дорог зависит от условий проведения работ в населённом пункте и состояния снежного покрова на дорогах. Очевидно, что энергоемкость снегоуборочных работ свежевыпавшего рыхлого снега ниже, чем слежавшегося и уплотненного снега и плотного льда. При этом проблема уборки снега с дорог решается с меньшими затратами труда и времени, если соблюдать сроки снегоочистки, который в соответствии с ГОСТ 50597-93 (п. 3.1.6) составляет около 5 часов.

Качество уборки снега зависит от используемых машин и рабочих органов, основными из которых являются машины с отвалами и щетками, снегопогрузчики фронтальные и лаповые, шнекороторные и фрезерно-роторные машины, снеготаялки. Простота конструкции, универсальность, а также возможность установки отвалов на трактора и автомобили различных марок и типоразмеров объясняет рост парка таких снегоуборочных машин.

К основным показателя качества уборки снега с автомобильных дорог относятся следующие:

- ширина очищенной поверхности;

- толщина снега, которая образовалась с момента начала снегопада до начала снегоочистки или в перерывах между проходами снегоуборочной техники при снегоочистке;

- толщина уплотненного слоя снега на дороге;

- сроки окончания уборки снега с дороги;

- толщина уплотненного снега на тротуарах.

Для изменения этих показателей при снегоуборке используется различная снегоуборочная техника с отвалами и другими рабочими органами. Основные схемы механической уборки снега с дорог представлены на рис. 1.

Анализ технологических схем уборки снега показал, что при патрульной уборке снега в городских условиях необходимо, чтобы уборка снега осуществлялась с прилегающих к дороге бордюров, тротуаров, расположенных выше дороги (рис. 2). Для этого необходимо несколько проходов машин, использование нескольких машин, или использовать автогрейдер с двумя отвалами, что снижает производительность и ведет к повышению материальных затрат. В существующих схемах уборки снега не учитываются рассматриваемые городские условия, поэтому с установленными конструкциями отвалов на машины, при проведении ими работ по очистке снега с дорог, используется ручной труд (рис. 2, а).

Для решения данного вопроса необходима новая конструкция отвала снегоуборочной машины. Разработка такой конструкции возможно после проведения анализа конструкций отвалов, используемых на машинах и анализа разработок по патентам, предлагаемых другими авторами.

и

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Рис. 1 - Основные схемы механической уборки снега с дорог: а) от правой обочины к левой обочине с учетом направления ветра; б) патрульная

очистка многополостной дороги; в) часть в направлении оси часть в направлении обочин; г) от оси к обочинам; д) при помощи автогрейдера; е) предлагаемый вариант; 1, 2, 3 - направление, соответственно движения снегоуборочных машин; перемещения снега; направление ветра; 4 -роторный снегоочиститель; 5 - автогрейдер; 6 - снегопогрузчик лаповый;

7 - самосвал

N Инженерный вестник Дона, №2, ч.2 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2p2y2015/2945

а)

б)

Рис. 2 - Очистка снега с дороги и бордюра: а) ручным способом; б) механизированным способом

С целью повышения производительности, универсальности отвалов многие производители снегоуборочной техники как в России, так и за рубежом выпускают различные конструкции отвалов: дополнительные боковые отвалы, «V» и «U» образные отвалы, отвалы «крылья бабочки», скоростные отвалы, а также отвалы с управляемыми открылками.

Основными производителями снегоуборочных машин в России являются ОАО «Ростсельмаш», ООО «Алтайский Завод Автотракторного Спецоборудования», ООО «Борисовский завод грунторезной техники», ОАО «Михневский ремонтно-механический завод», «Арзамасский завод коммунального машиностроения», в Белоруссии ОАО «Сальсксельмаш», в Словакии фирма SBV, в Германии фирма SCHMIDT, в Канаде фирмы Sicard и Sno-go, в США фирма TowPlow, в Финляндии фирмы Arctic Machine On, Stark, FMG, в Норвегии фирма Tellefsdal AS, в Китае Changzhou Dongfeng Agricultural Machinery Group Co., Ltd., в Чехии Agrometall ORM, в Италии фирма Cangini.

Так, мировой лидер снегоуборочной техники компания SCHMIDT производит многосекционный снегоуборочный отвал, который позволяет адаптироваться к условиям поверхности дороги. Для уборки снега на участках сужений улиц, на парковочных площадках предлагаются клиновые отвалы.

В США внедрена новая технология снегоуборочных грузовиков с прицепом TowPlow, который (прицеп) оснащен отвалом и устанавливается (управление из кабины грузовика) в рабочее положение по диагонали при движении тяговой машины, которая также оснащена отвалом. Это решение позволяет осуществлять патрульную очистку дороги не двумя машинами, а одной, где вместо второй машины используется прицеп с отвалом.

Несмотря на то, что производители снегоуборочной техники, такие как «Ahjo» (Финляндия), «Good Roods Machinery corp.» и «Balderson Inc.» (США), выпускают отвалы с оптимальной геометрической формой [2], это не решает указанной проблемы. Для реализации схемы уборки снега с дрог и тротуаров (рис. 1, е) необходимы новые конструкции отвалов.

В разработке [3] целью изобретения является уборка снега и очистка дорожных откосов за дорожным ограждением. При использовании бокового снегоочистителя с отвалом, закрепленным консольно, с возможностью поворота на несущей продольной подъемной балке, поставленная цель достигается тем, что отвал закреплен под дополнительным поворотным кронштейном на расстоянии 0,72 м от оси шарнира кронштейна до переднего торца отвала.

Кроме того, отвал может быть закреплен под дополнительным поворотным кронштейном с возможностью продольного смещения различным способом (например, с использованием направляющих), но предпочтительно с помощью шарнирных звеньев, одно из которых выполнено в виде приводного коромысла шарнирного четырехзвенника и

может быть телескопическим, для изменения угла наклона нижней кромки отвала.

В изобретении [4] предложена модернизация отвала за счет установки дополнительного отвала с открылками, открылки установлены на дополнительном отвале и поворачиваясь относительно основного отвала, позволяют увеличить призму волочения снега. А при транспортировке попадание снега между основным и дополнительным отвалом уменьшает потери снега. Рассмотренная конструкция позволяет увеличить производительность снегоуборочной машины.

В конструкции [5] отвал оснащен управляемыми открылками с возможностью изменения конфигурации в плане. Открылки прикреплены шарнирно к отвалу снегоуборочной машины, что позволяет им поворачиваться относительно отвала и тем самым увеличить призму волочения убираемого снега с дороги.

Недостатком рассмотренных конструкций отвалов является то, что при работе снегоочистителей с отвалом возникает необходимость уборки снега с прилегающих обочин, тротуаров, бордюров, высота которых больше высоты дороги. Это не позволяет одновременно убирать снег с поверхности дорог и прилегающих к ним тротуаров и обочин, и соответственно, снижает производительность машин, а также не исключает использование дополнительных машин для уборки снега с дорог, обочин и тротуаров. Это в конечном итоге увеличивает стоимость проводимых работ.

Проведенный анализ конструкций отвалов снегоуборочных машин, в рамках решаемой задачи, позволил предложить схему развития конструкций отвалов снегоуборочных машин (рис. 3).

N Инженерный вестник Дона, №2, ч.2 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2p2y2015/2945

Рис. 3 - Схема развития конструкций отвалов снегоуброчных машин: а) плоский отвал; б) с перекосом; в) с откосником; г) с боковым отвалом; д) ломающийся отвал; е) отвал с изменением угла по середине; ж) с уширителями; з) с открылками; и) гибкий отвал; к) с поворотными открылками; л) с выдвигающейся средней частью; м) с отклоняющимися секциями; н) с дополнительным отвалом и открылками; п) с выдвигающимся открылком; р) с управляемыми открылками по высоте; с) с подвижным средним ножом

Общие тенденции развития конструкций снегоуборочных машин можно разделить на два направления. Первый - совершенствование конструкции базовой машины, а второй - совершенствование рабочего оборудования [6, 7]. Очевидно, что второе направление менее энергоемко и требует меньших капиталовложений. Использование гидравлического привода в управлении рабочими органами машин повышает их технологичность [8, 9].

В рамках решаемой задачи предлагается конструкция отвала [10] с регулируемыми открылками по высоте. Это представлено в схеме совершенствования конструкций отвалов (рис. 3, р).

Для дальнейшей разработки конструкции необходимо оценить изменения тяговых характеристик базовой машины и ее устойчивости при использовании модернизированного отвала. А также осуществить компоновку оборудования на машину и проверить работоспособность предложенной разработки на виртуальной трехмерной модели.

Новой конструкцией отвала возможно оснастить все снегоуборочные машины на базе автомобилей и тракторов. Капитальные затраты при этом будут минимальны за счет модернизации штатных отвалов, а также унификации и стандартизации комплектующих. Модернизацию существующих конструкций отвалов снегоуборочных машин возможно осуществлять в условиях предприятий, эксплуатирующих технику.

Литература

1. Захаров Н.С., Абакумов Г.В., Вознесенский А.В., Бачинин Л.В., Ракитин А.Н. Влияние сезонной вариации факторов на интенсивность расходования ресурсов при эксплуатации транспортно-технологических машин // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 2006. - № 1. -С. 75-79.

2. Мерданов Ш.М., Конев В.В., Ефимова В.Л., Балин А.В. Ресурсосбережение при уборке снега в городских условиях, //Инженерный вестник Дона, 2015, № 1 (часть 2) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2803.

3. Масалитин Б.Г. Бродецкий А.П. Марьяшин Г.И. Егоров Н.И. Боковой снегоочиститель Патент № 2202674 E01H5/06 заявитель и патентообладатель ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод».

4. Калюжный М.И. Суриков В.В. Поддубный В.И. Калюжная Л.Н. Патент Бульдозер № 2087625 E02F3/76 заявитель и патентообладатель Московский государственный университет природообустройства.

5. Баловнев В.И. Дорожно-строительные машины с рабочими органами интенсифицирующего действия. - М.: Машиностроение, 1981. 223 с.

6. Мерданов Ш.М., Конев В.В., Пирогов С.П., Бородин Д.М., Созонов С.В. Применение аналогово-цифрового преобразователя при оценке теплового состояния элементов гидропривода, // Инженерный вестник Дона, 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2420.

7. Харац Е.А., Конев В.В. Бульдозер Свидетельство на полезную модель №8980, МПК 6 Е 02 F 3/76 заявитель и патентообладатель Тюменский государственный нефтегазовый университе.

8. Sh. Merdanov, V. Konev, S. Sozonov, Experimental research planning heat training hydraulic motors: SCIENTIFIC ENQUIRY IN THE CONTEMPORARY, WORLD: THEORETICAL BASICS AND INNOVATIVE APPROACH, Vol. 5. - Technical Sciences. Research articles, B&M Publishing (San Francisco, California, USA) 2014. - pp.113-117.

9. V. Konev, Sh. Merdanov, M. Karnaukhov & D. Borodin Thermal preparation of the trailbuilder fluid drive. Energy Production and Management in the 21st Century - The Quest for Sustainable Energy, 2014, Vol. 1 - Southampton. WIT Press, 2014. - pp. 697-706.

10. Конев В.В. Отвал для уборки снега Патент № 2465393 E01H5/06 заявитель и патентообладатель Тюменский государственный нефтегазовый университет.

References

1. Zaharov N.S., Abakumov G.V., Voznesenskij A.V., Bachinin L.V., Rakitin A.N. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Neft' i gaz, 2006. № 1. pp. 75-79.

2. Merdanov Sh.M., Konev V.V., Efimova V.L., Balin A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 1 (chast' 2) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1p2y2015/2803.

3. Masalitin B.G. Brodeckij A.P. Mar'jashin G.I. Egorov N.I. Bokovoj snegoochistitel' Patent № 2202674 E01H5/06 zajavitel' i patentoobladatel' OAO «Kemerovskij opytnyj remontno-mehanicheskij zavod».

4. Kaljuzhnyj M.I. Surikov V.V. Poddubnyj V.I. Kaljuzhnaja L.N. Patent Bul'dozer № 2087625 E02F3/76 zajavitel' i patentoobladatel' Moskovskij gosudarstvennyj universitet prirodoobustrojstva.

5. Balovnev V.I. Dorozhno-stroitel'nye mashiny s rabochimi organami intensificirujushhego dejstvija [Road-building machines with working bodies of intensifying actions]. M.: Mashinostroenie, 1981. 223 p.

6. Merdanov Sh.M., Konev V.V., Pirogov S.P., Borodin D.M., Sozonov S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2420.

7. Harac E.A., Konev V.V. Bul'dozer Svidetel'stvo na poleznuju model' №8980, MPK 6 E 02 F 3/76 zajavitel' i patentoobladatel' Tjumenskij gosudarstvennyj neftegazovyj universitet.

8. Sh. Merdanov, V. Konev, S. Sozonov, Experimental research planning heat training hydraulic motors: SCIENTIFIC ENQUIRY IN THE CONTEMPORARY, WORLD: THEORETICAL BASISS AND INNOVATIVE APPROACH, Vol. 5. Technical Sciences. Research articles, B&M Publishing (San Francisco, California, USA) 2014. pp.113-117.

9. V. Konev, Sh. Merdanov, M. Karnaukhov & D. Borodin Thermal preparation of the trailbuilder fluid drive. Energy Production and Management in the 21st Century. The Quest for Sustainable Energy, 2014, Vol. 1. Southampton. WIT Press, 2014. pp. 697-706.

10. Konev V.V. Otval dlja uborki snega Patent № 2465393 E01H5/06 zajavitel' i patentoobladatel' Tjumenskij gosudarstvennyj neftegazovyj universitet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.