ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Е.Л. Холодцева (Кемерово)
Аннотация. Конкурентоспособность рассматривается как интегральная характеристика личности специалистов социальной сферы. Выделены разные типы конкурентоспособной личности на этапах обучения и профессиональной деятельности. Отмечено, что особенности ценностно-смысловой сферы, уровень социально-психологической адаптированности личности влияют на динамику изменений конкурентоспособности личности специалистов социальной сферы.
Ключевые слова: конкурентоспособность, интегральное качество, система, индивидуально-психологические характеристики, личностный профиль, ценностно-смысловая сфера, эмоциональное выгорание, профессионализм, коммуникативная компетентность, конфликтная компетентность.
В современных социально-экономических условиях на базе рыночных отношений особую значимость приобретает проблема сформированности личности будущего специалиста, являющегося непосредственным производителем материальных благ, активным участником воспроизводства профессионального и культурного потенциала страны. Уровень развития личности становится одним из условий, влияющих на производство, на общественные отношения. Степень развития личности обучающегося специалиста социальной сферы в значительной мере отражает уровень его будущего профессионализма, характеризующего объективную подготовленность и субъективную готовность к решению профессиональных задач.
Личность, по определению В.Е. Клочко, выступает системным качеством человека, «инструментом» само-созидания, самоорганизации. Она определяет направления самореализации будущего специалиста [7].
Формирование необходимых современному специалисту нормативных качеств личности является основой воспитательной работы в вузе и целью самовоспитания выпускника. Успешность процесса формирования личности в обучении и профессионализации можно оценивать с позиции качества подготовки будущего профессионала, обладающего набором компетентностей, знаний, умений. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда зависит от многих внешних и внутренних факторов, среди которых важное место занимает система ценностных координат, определяющая образ жизни личности в ее самореализации, самоосуществлении и самосозидании. Разноуровневые характеристики (индивидные, личностные, субъект-деятельностные и др.) выступают основанием для новообразований в психологической системе, «которая включается в дальнейшую детерминацию развития системы» [3].
Таким образом, конкурентоспособность является интегральным свойством личностной самоорганизации, «благодаря которой возможно согласование разнородных характеристик в единой системе, обеспечивающей успешность выполнения деятельности» [6]. Понятие конкурентоспособности личности складывается в сознании ученых-исследователей как представление о степе-
ни развития индивида (Е.Л. Богданова), субъективной готовности к участию в конкурентных отношениях и объективной подготовленности (С.В. Рачина), адаптационном потенциале (С.Т. Посохова), уровне адаптации (А.Г. Маклаков), развитом самосознании (Л.М. Митина), успешной самореализации, реализации личностного потенциала, мотивационной структуре личности (Л.А. Коростылева), уровне полноценной социализации (В.В. Ильин, С.Д. Пожарский) [1, 2, 5, 8, 9, 11]. Таким образом, проведенный теоретико-методологический анализ работ указанных авторов показывает разносторонность подходов к изучению проблемы конкурентоспособности личности.
Нами была предпринята попытка исследовать конкурентоспособность специалистов социальной сферы на этапах обучения в вузе и трудовой деятельности. Исследование заключалось в изучении системы разноуровневых характеристик, психологических закономерностей становления личности на разных этапах профессионализации и их влияния на уровень (высокий, средний, низкий) и структуру качества конкурентоспособности личности.
Анализ работ, посвященных исследуемой проблематике, позволяет утверждать, что качество конкурентоспособности специалистов социальной сферы - это системное образование в структуре личности. Оно зависит от внешних социальных факторов, включающих уровень образования, социальный статус, семейное положение, наличие или отсутствие детей и внутренних индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в принадлежности к определенному полу, доминирующих инстинктах, ценностных ориентациях личности, особенностях мотивационной сферы личности, отношении к себе (самоотношении), уровне социальнопсихологической адаптированности, притязаниях, стратегиях поведения, направленности, смысложизненных ориентациях личности [12].
Очевидное противоречие между признанием особой роли в изучении конкурентоспособности личности в системе разноуровневых характеристик работников социальной сферы и недостаточной изученностью процессов порождения и формирования данного феномена позволило
сформулировать цель исследования: изучение конкурентоспособности в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы.
В эмпирической части исследования были выдвинуты следующие гипотезы.
1. «Конкурентоспособность» является системным разноуровневым образованием в структуре личности специалиста социальной сферы, проявляется на каждом из уровней (индивидном, личностном, индивидуальном, субъект-деятельностном), связана с системой профессионально важных качеств.
2. Соотношение систем связей индивидуально-психологических характеристик разного уровня влияет на количественные (высокие, средние, низкие) и качественные (выраженные в структуре и характере связей между признаками) характеристики интегрального показателя.
Базой эмпирического исследования выступили Кемеровский государственный университет, Прокопьевский филиал КемГУ, факультет переподготовки и повышения квалификации социальных работников в г. Кемерове, комплексные Центры социального обслуживания населения в городах Кемеровской области. Выборка испытуемых составила 282 человека женского и мужского пола.
В качестве методов исследования нами использовался анализ специальной литературы, нормативных документов, стандартов подготовки специалистов. Эмпирическое исследование проводилось путем психодиагностического тестирования по экспресс-диагностике отдельных свойств темперамента Г. Айзенка (форма Б); опроснику «Уровень притязаний» В. Гербачевского; методикам: «Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, «Диагностика уровня социальной фрустриро-ванности» Л.И. Вассермана; «Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-БРр-187-А)», шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса, Р. Даймонда; вопросник на выявление доминирующего инстинкта В.И. Гарбузова и др.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены логикой исходных методологических позиций автора, использованием апробированных методов, применением валидных диагностических средств, математическими методами обработки, репрезентативностью выборок, взаимозависимостью данных, экспериментальной апробацией разработанных положений, а также внедрением результатов исследования в практику.
Результаты исследования конкурентоспособности специалистов социальной сферы показывают, что наибольшее количество связей образуется на личностном уровне. Поскольку конкурентоспособность оценивалась по принципу принадлежности к деятельности («работающие» или «обучающиеся»), то проследить изменения показателя конкурентоспособности представляется возможным посредством сравнительного метода.
В группах работающих и обучающихся специалистов есть достоверные различия в индивидуально-психологи-
ческих характеристиках по 1-критерию Стьюдента, положительно или негативно влияющих на общий показатель конкурентоспособности. Так, например, группа «работающих» специалистов представляет собой высокореактивных индивидов, склонных к интраверсии (10,9 ± 2,7), характеризующихся «плавающей» самооценкой, высокой тревожностью, пониженным стремлением к самообразованию. Группа «обучающихся», при значении показателя по шкале «интраверсия - экстраверсия» (13 ± 3,8), характеризуется как низкореактивная, с высокой подвижностью, стабильной самооценкой, малой подверженностью утомлению, стремлением к саморазвитию и самообразованию, общительностью, импульсивностью, гибким поведением, большой инициативой, высокой социальной адаптированностью [4, 12].
Статистически значимые различия в группах наблюдаются по шкале «эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость» (1 = 3,80 при р < 0,001). Группа «работающих» склонна к эмоциональной неустойчивости, в отличие от группы «обучающихся» (14,8 ± 3,8 и 12 ± 4,2).
Отмечено, что значимыми мотивами профессиональной деятельности в группе «работающих» выступают как внутренние, так и внешние мотивы. Между «внутренней мотивацией» и «внешней отрицательной мотивацией» существует достоверная положительная корреляционная связь (г = 0,55 при р < 0,01). Данный мотивационный комплекс, по мнению А.А. Реана, имеет негативное значение для личности, так как напрямую вызывает эмоциональную нестабильность работника. В группе «обучающихся» показатель «внутренней мотивации» профессиональной деятельности выше среднего уровня (4,58 ± 0,5). Можно предполагать, что обучающимся специалистам социальной сферы интересны и сам процесс будущей деятельности, и возможность наиболее полно реализоваться именно в этой профессии при обязательном продвижении по службе и уважении со стороны окружающих. А.А. Реан указывает, что данный мотивационный комплекс является оптимальным, для того чтобы человек испытывал удовлетворение от собственной профессиональной деятельности.
Исследования показали, что работающие специалисты - люди среднего возраста, в основном женщины, направленные на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для них характерны устойчивые формы поведения и взаимодействия с окружающими, с опорой на внутренние нормы (методика Г. Айзенка). Они в большей степени склонны к тревогам, что может приводить к быстрому эмоциональному «выгоранию» в профессии. Ориентация на сохранение достоинства, альтруизм и доминирование проявляется в установке личности, характеризующей ее врожденную направленность (методика В.И. Гарбузова). Работающие специалисты социальной сферы придерживаются традиций и имеют тенденцию препятствовать и
противостоять изменениям (методика Р.Б. Кеттелла). Они постоянно беспокоятся о правильности своих поступков, практичны, сохраняют присутствие духа в экстремальных ситуациях (методика Р. Мартенса), однако эмоционально неустойчивы, склонны к расслабленности и удовлетворенности, что может приводить к низким результатам в деятельности (шкала «ориентация на значимые цели» В. Гербачевского).
Данные по коммуникативным особенностям личности работающих специалистов социальной сферы свидетельствуют о сдержанности, точности и надежности даже при невротической утомляемости. Чем выше эмоциональная зрелость, тем выше коммуникативная компетентность, которая позволяет использовать разные стратегии во взаимодействии, конфликтной ситуации (К. Томас).
Характеризуя конкурентоспособность работающих специалистов социальной сферы, можно отметить ее средний уровень, который обусловлен уже наметившимся снижением здоровья в среднем возрасте. Показатель «интеллектуальное и духовное развитие», имея уже накопленный потенциал в уровне и качестве образования, снижается за счет нежелания продолжать образование и самообразование. Уровень конкурентоспособности в группе «работающих» снижается за счет ориентации специалистов социальной сферы на коллективную деятельность, а не персональную, индивидуальную [12].
Сравнение абсолютных значений показателей конкурентоспособности в группах испытуемых свидетельствует о наличии существенных различий в их уровнях. Так, статистически достоверные различия между общими показателями конкурентоспособности, по 1-критерию Стьюдента, в группе «работающих» и «обучающихся» специалистов составляют (1 = -10,68 при р < 0,001).
Показатель конкурентоспособности в группе «обучающихся» находится в границе средних значений с тенденцией смещения в сторону высоких значений и составляет 4,07 ± 0,5 балла.
Исследование позволяет выдвинуть предположение о том, что молодые специалисты даже при отсутствии профессионального опыта могут составлять серьезную конкуренцию уже работающим специалистам.
На основании полученных данных эмпирического исследования можно составить групповой портрет студента, будущего специалиста социальной сферы. Это молодые люди, в основном женского пола (84,5%), характеризуются общительностью, импульсивностью, гибкостью поведения, большой инициативой, высокой социальной адаптивностью, но малой настойчивостью (методика Г. Айзенка). Представляют исследовательский тип личности, стремятся к сохранению достоинства (методика В.И. Гарбузова).
Общая характеристика личностного профиля в группе «обучающихся», по шкалам многофакторного личностного опросника Р.Б. Кеттелла, имеет следующий вид:
- сдержанный, склонный все усложнять. Ко всему подходит слишком серьезно, постоянно ожидает возможных неудач;
- постоянно беспокоится о правильности своих поступков, практичен, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях;
- предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, ему нужны поддержка и опора со стороны группы. Наблюдается отсутствие инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения.
Коммуникативная компетентность в группе «обучающихся» имеет свои особенности. Так, например, «обучающиеся» чаще, чем «работающие», используют стратегию «противоборства и давления» (1 = -6,38 при р < 0,001). Работающие специалисты социальной сферы предпочитают стратегию «избегания или уклонения от конфликта» (1 = 5,63 при р < 0,001). Уровень владения всеми стратегиями во взаимодействии значимо выделяется у «обучающихся» (1 = 7,93 при р < 0,001) в сторону высокого, приближенного к «дельте», что характеризует их как компетентных во взаимодействии.
Коммуникативная компетентность включена в другие виды компетентностей (специальную компетентность, социальную компетентность, личностную и индивидуальную компетентность), что проявляется в учебной и профессиональной деятельности как социальная зрелость [10]. Психологическим условием развития данного феномена является развитие самосознания личности. Оно осуществляется путем осознания себя в каждом из трех пространств жизнедеятельности: в системе своей деятельности, в системе общения и в системе собственной личности.
«Обучающиеся» беспокоятся по поводу будущей профессиональной деятельности (высокие значения по показателю «личностная соревновательная тревожность»), так как пока владеют ею на теоретическом уровне. Отсюда низкий уровень притязаний и сомнения в оценке своего потенциала, выявленные по методике В. Гербачевского.
Группа «обучающихся» проявляет удовлетворенность социальной ситуацией, окружением, что говорит о хорошем уровне адаптации к среде и условиям. Достаточно высокий уровень адаптированности позволяет реализовывать ведущую направленность личности обучающихся «на себя», на свои потребности и интересы. Приспособление к условиям будущей профессиональной деятельности осуществляется путем модификации (видоизменения) побуждений, эмоций и отношений, о чем говорят особенности связей между показателями шкалы социально-психологической адаптированности. Чем выше значения по шкалам «эмоциональный комфорт», «внутренний контроль и приятие других», тем успешнее реализация в деятельности (учебной, профессиональной).
Отмечая большое количество корреляционных связей и зависимостей между разноуровневыми характе-
ристиками и показателем конкурентоспособности испы- ти, проявляющиеся в способности предвидеть, обнов-
туемых, исследование позволило заключить, что: ляться и гибко использовать возможности для профес-
- конкурентоспособность специалиста - это систем- сионального развития и успеха [12].
ное качество, которое проявляется на индивидном, лич- Внешние и внутренние факторы, влияющие на уро-
ностном, субъект-деятельностном уровнях; вень конкурентоспособности личности специалистов
- оно выступает интегральным показателем, харак- социальной сферы, являются условием и средой разви-
теризующим конкурентное преимущество и успех спе- тия личности профессионала и влияют на социальную
циалиста социальной сферы на рынке труда; ситуацию в стране в целом.
- в широком понимании это степень или мера дина- Таким образом, практическая значимость исследо-
мического соответствия личностных, профессиональных вания заключается в выделении внутренних и внешних
характеристик специалиста психологическим ожиданиям факторов, обусловливающих высокий уровень конкурен-
работодателя, социальным требованиям общества; тоспособности, которые позволят контролировать про-
- в узком смысле это разноуровневое личностное цесс формирования и развития конкурентоспособной
образование, интегрирующее характеристики личнос- личности специалистов социальной сферы.
Литература
1. Богданова Е.Л. Конкурентоспособность работников на предприятии (методологический аспект) // Социологические исследования. М.,
1992. № 11. С. 11-13.
2. Богданова Е.Л. Статистическое исследование конкурентоспособности работников промышленных предприятий: Автореф. ... канд. экон.
наук. СПб., 1993. 18 с.
3. Галажинский Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории // Сибирский психологический журнал. Томск, 2000.
Вып. 12. С. 47-49.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
5. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. СПб.: Политехника, 2003. 395 с.
6. Клецина И.С. Структура личностной саморегуляции как фактор успешности в учебной деятельности студентов: Дис. ... канд. психол. наук.
СПб., 1992. 224 с.
7. Клочко В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система:
Матер. регион. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. С. 3-6.
8. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005. 222 с.
9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-
во НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
10. Портнова А.Г. Подходы к определению зрелости личности в контексте оценки качества образования // Стратегии и пути развития национального образования в России: Матер. междунар. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. С. 448-455.
11. Рачина С.В. Профессиональное воспитание как средство формирования конкурентоспособного рабочего (на примере Республики Коми): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ин-т проф. тех. образ. РАО. СПб., 1998. 23 с.
12. Холодцева Е.Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2006. 214 с.
PECULIARITIES OF COMPETITIVE ABILITY IN A SYSTEM OF DIFFERENT-LEVEL CHARACTERISTICS OF SPECIALSTS IN SOCIAL SPHERE E.L. Xolodseva (Kemerovo)
Summary. Competitive ability is viewd as personal integral quality of of specialsts in social sphere. It is closely connected with different-level personal and psychological characteristics of a personality. Different types of a competitive personality are singled out at training stage and stage of professional activity. It is said that peculiarities of sphere of values and concepts, level of social and psychological adaptability influence the dynamics of changes in competitive ability of specialsts in social sphere.
Key words: competitive ability, integral quality, system, personal and psychological characteristics, personality profile, sphere of values and concepts, emotional exhaustion, professionalism, communicative and conflict competence.