ОРЕХОВА Н.Ю., НОВОСЁЛОВА Н.Н.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Регион одновременно следует рассматривать как органический элемент территориальной организации национальной экономики, как элемент системы расселения и как элемент социальной организации общества (совокупность сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, норм и правил поведения).
Единство региона как социально-экономической системы обеспечивается деятельностью людей, поэтому взаимосвязь производства и расселения становится наиболее существенной. Кроме того, развитие региона зависит от ряда тенденций, формирующихся в его подсистемах, которые предопределяются функционированием трех основных групп факторов - экономических, природных и демографических.
Согласно наиболее распространенным алгоритмам анализа социально-экономического развития региона определяется общий уровень развития производства; оценивается природно-ресурсный потенциал; определяется состояние окружающей среды; дается оценка уровня социального и экономического развития с учетом демографических и миграционных процессов; исследуется проблема использования трудовых ресурсов, расселения населения, уровня и качества жизни; оценивается достигнутый уровень экономического развития региона, в том числе промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства; определяется потенциал межрегиональных и внешнеэкономических связей; оценивается финансовое положение.
Поэтому используемое понятие региона в настоящее время отличается достаточно абстрактным характером. Его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении различных типов регионов в соответствии с определенными целями и задачами. Однако, современные условия функционирования рыночных отношений требует определенных корректировок. Прежде всего, это касается основной производительной силы - человека. Для этого более подробно остановимся на вопросе - каким образом интересы человека превращаются в фактор принятия управленческих решений относительно направлений использования ограниченных производственных ресурсов? Для ответа на этот вопрос обратимся к наиболее распространенным версиям воспроизводственных и макроэкономических процессов как на региональном, так и на национальном уровне [2, т. I, с. 57-59; 4, с. 434-437, 521-524, 563-564; 3, с. 441-444].
Основные взаимосвязи участников воспроизводственных и макроэкономических процессов характеризует совокупность потоков: 1. Земля, труд, капитал и предпринимательские способности, которые домашние хозяйства предлагают на ресурсных рынках. 2. Совокупность денежных доходов (заработной платы, прибыли, процента и ренты), которые получают домашние хозяйства от реализации имеющихся у них земли, труда, капитала и предпринимательских способностей. 3. Ресурсы, которые необходимы фирмам для осуществления производственной деятельности, закупаемые ими на ресурсных рынках. 4. Издержки фирм, которые они несут на ресурсных рынках для приобретения требующихся ограниченных производственных ресурсов. 5. Товары и услуги, произведенные фирмами и реализуемые ими на рынках продуктов. 6. Выручка (доход) фирм (предприятий) от реализованных ими товаров и услуг. 7. Товары и услуги, приобретенные домашними хозяйствами на рынках продуктов для потребления. 8. Потребительские расходы, которые несут домашние хозяйства, приобретая требующиеся им для обеспечения потребностей товары и услуги. 9. Товары и услуги в форме общественных благ, которые поступают домашним хозяйствам от государственных учреждений. 10. Совокупность чистых налоговых поступлений государства, которые представляют собой разницу между выплаченными домашними хозяйствами всеми видами налогов и полученных ими трансфертных платежей. 11. Ресурсы, закупленные государством на рынках за счет бюджетных средств для осуществления своих функций. 12. Издержки, которые оплачивает государство при осуществлении закупок ресурсов. 13. Товары и услуги, предостав-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
ленные государством в форме общественных благ фирмам. 14. Совокупность чистых налоговых поступлений государства, представляющих разницу между всеми видами полученных государством налогов от фирм и предоставленных им субсидий и субвенций. 15. Издержки, которые несет государство при закупках необходимых ему товаров и услуг для обеспечения жизнедеятельности своих органов и учреждений. 16. Товары и услуги, требующиеся для обеспечения жизнедеятельности государственных органов и закупленные ими на рынках продуктов. В этой схеме воспроизводственных и макроэкономических процессов хорошо показано, как в экономической системе используются имеющиеся у общества ограниченные производственные ресурсы посредством формирования соответствующих совокупных спроса и предложения на рынках ресурсов и продуктов. В этой схеме предполагается, что экономические процессы осуществляются посредством сложного процесса принятия управленческих решений на самых различных уровнях.
Решения принимаются всеми представленными в макроэкономическом кругообороте субъектами - домашними хозяйствами, фирмами и государством (в лице совокупности его органов, прежде всего, правительством). Если мы последовательно с позиций иерархии управленческих структур представим процесс принятия решений субъектами воспроизводственного процесса, то функциональное место домашних хозяйств будет более значимым, чем других его субъектов.
Во-первых, изначальный двигательный мотив производственной деятельности вообще определяется существующими потребностями людей, для чего те и будут искать возможное применение имеющимся ресурсам. Т.е. исходный пункт воспроизводства - это домашние хозяйства, в которых эти потребности существуют в реальной общественной форме.
Во-вторых, домашние хозяйства оказываются завершающим пунктом самого воспроизводства. Конечное предназначение производства товаров и услуг фирмами - это их потребление, которое осуществляется именно внутри домашних хозяйств.
В-третьих, деятельность государства, представленная закупками товаров и услуг, получения и использования налоговых поступлений, предоставления общественных благ другим субъектам воспроизводства определяется в основном теми потребностями, которые не могут быть удовлетворены внутри домашних хозяйств. Т.е. разница в совокупности потребностей домашних хозяйств, которые могут быть удовлетворены в рамках самих хозяйств и которые, таким образом, удовлетворены быть не могут - вот достаточно определенные параметры экономических функций государства.
В-четвертых, деятельность фирм (предприятий) становится определяемой действиями домашних хозяйств, как со стороны предпосылок производства, так и со стороны его конечных целей. Т.е. само воспроизводство может быть представлено как способ, форма поиска путей удовлетворения потребностей домашних хозяйств посредством размещения имеющихся у них ресурсов.
Отсюда получается, что домашнее хозяйство является связующим звеном общественной и экономической систем, особенно на региональном уровне, и представляет собой не что иное, как фундамент социально-экономической системы. В этом заключается его важнейшая системная нагрузка.
Статистически наиболее выраженной роль домашнего хозяйства становится в том случае, когда валовой внутренний или валовой региональный продукт определяется так называемым методом конечного использования. Здесь ключевой по своим параметрам компонент - конечное потребление товаров и услуг. Он складывается, в свою очередь, из расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, расходов органов государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для коллективного и индивидуального потребления. При этом в последней версии системы национального счетоводства введен новый показатель фактического конечного потребления. Он представляет собой стоимость всех товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами для индивидуального потребления независимо от источников финансирования и стоимость коллективных услуг, предоставленных органами государственного управления обществу в целом.
При этом необходимо учитывать, что это конечное потребление представляет собой самую значительную часть валового внутреннего и валового регионального продуктов. В итоге
получается, что чем более развита частная собственность, чем более ограничены сферы государственного регулирования экономики - тем большее значение в воспроизводственных и макроэкономических процессах играет домашнее хозяйство.
Эта особенность современной рыночной экономики, прежде всего, должна находить отражение в определениях предметной области региональной экономики, поскольку именно на этом управленческом уровне ближе всего осуществляется взаимодействие с функционированием спроса со стороны домашних хозяйств. Соответственно основные параметры функционирования региональной экономики должны быть ориентированы на основные характеристики этого спроса, особенно в контексте того, когда регионы рассматриваются как субъекты управления.
При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению исторически сложившегося характера поведения управляющих структур региона - вместо традиционной отраслевой специализации, строго планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов, централизованных форм материально-технического снабжения, рынок объективно вызвал материально целесообразные стремления каждого субъекта Федерации к выбору такой экономической структуры, которая способна обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Сам факт перехода к рынку наделил региональные хозяйственные системы по сути дела функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются: а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом; б) усиление конкурентных позиций региона путем научной проработки вопросов подготовки территории для привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры; в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности; г) создание системы региональных льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов; д) наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей регионов.
Эти и другие функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное институциональное обеспечение социальной, экономической и экологической безопасности, повышающей конкурентоспособность региональной системы.
Основным предметом конкурентной борьбы между российскими регионами становятся государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности. В этом плане, надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, что определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а также для соответствующего создания новых рабочих мест.
Приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.
Конкурентоспособность регионального уровня невозможно рассматривать без оценки наличия и эффективного использования разного вида инфраструктур - от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона становится важнейшим фактором упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2
субъектами региона и эффективного использования основных составляющих этой конкурентоспособности.
На этой основе возможно более развернутое определение конкурентоспособности региональной экономической системы. Такое в частности [1], основано на системном анализе множества известных теоретических и институциональных характеристик конкурентоспособности по их элементам (объектам, субъектам, свойствам, сферам, условиям и др.) и последующей композиции интегральных элементов в синтетическом обобщении понятия конкурентоспособности субъектов или региональных экономик. Конкурентоспособность экономических систем представляется в качестве отношения по поводу товарного производства и рыночного сравнения полезностей, затрат и прибыльностей их (экономических систем) товаров и услуг среди аналогов, субститутов (заменителей) и суррогатов, реализованных на конкретном рынке в условиях свободной конкуренции и отсутствия протекционизма.
В таком подходе есть ряд аспектов, имеющих существенное значение для формирования методологии исследования конкурентоспособности региона как экономического явления.
Во-первых, конкурентоспособность любой, включая региональную, системы увязывается с отношениями по поводу товарного производства; следовательно, ее можно и нужно рассматривать как основной результат хозяйственной деятельности региона.
Во-вторых, сравнение конкурирующих свойств товарного производства (полезностей, затрат, прибыльностей) позволяет выявить регионы, наиболее эффективно использующие ограниченные ресурсы, и на этой основе определить положение соответствующего региона как лидирующее на конкретном рынке товаров и услуг.
Однако, при исследовании проблем конкурентоспособности регионов России в условиях переходного периода, постановка вопроса о свободной конкуренции без протекционизма имеет спорный характер, поскольку государственный протекционизм в форме перераспределения средств между регионами необходимо рассматривать как составную часть региональной политики. При этом, предоставление государством без достаточных экономических обоснований исключительных преимуществ отдельным регионам не только не достигает предполагаемой цели, но и приводит к напряжению межрегиональных отношений, создает в условиях становления рыночных отношений неблагоприятный фон.
К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести: удобное географическое положение региона; наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей; рациональное размещение производительных сил; соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков; наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе; наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры; устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей; наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности; стратегию региона на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в России и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства; эффективность существующих схем товародвижения; сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона; наличие высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей; ёмкость регионального рынка, приближенность его к мировым (например, к европейским) рынкам; стабильность политической обстановки в регионе; доверие населения региональным лидерам; наличие в регионе социально ориентированной программы; протекционизм местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики региона.
Конечно, это далеко не полный перечень условий, характеризующих конкурентную позицию региона. Совокупность этих условий обеспечивает региону реальную возможность осуществления собственных социально-экономических программ, эффективного участия в межрегиональном разделении труда, выхода на международные рынки, успешного формирования конкурентного поведения.
В таком случае, устойчивость и стабильность конкурентной позиции региона находится в прямой зависимости от социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала. Получается, если конкурентная позиция обладает признаками устойчивости, надежности и стабильности, то она детерминирует конкурентные преимущества, обеспечивающие региону выигрыш в конкурентной борьбе на соответствующем конкурентном поле (товарном, финансовом, инвестиционном и др.).
Поэтому конкурентоспособность региона формируется для усиления позитивного состояния этого явления за счет развития и освоения конкурентного потенциала и формирования адекватного этому потенциалу хозяйственного порядка на территории с учетом реализации возможностей развития институционального обеспечения региональных процессов.
Кроме того, конкурентоспособность региона формируется под воздействием глубинных и поверхностных характеристик рассматриваемого процесса. При этом кроме конкурентных возможностей существуют процессы, тормозящие формирование конкурентоспособности региона: экстремальные условия производства, разный уровень жизнеобеспечения населения, которые складываются в ряде регионов одной и той же страны; низкий уровень производства товаров и услуг как результат развала экономики реального региона; отдаленность региона от экономических центров страны при неразвитости транспортной системы; невозможность обеспечить производство и население региона товарами собственного производства и в связи с этим необходимость завозить большое количество товаров из других регионов страны или из других стран; слабый интеллектуальный потенциал некоторых регионов и низкий уровень социального обеспечения их населения собственными возможностями региона; устаревший производственный аппарат, определяемое этим низкое качество производимой в регионе продукции и как следствие - высокие издержки производства, обращения, потребления товаров и услуг региона; ориентация региона на дотации и субвенции из федерального бюджета; высокая экологическая уязвимость природной среды; слабое развитие производственной, социальной, рыночной и других видов инфраструктур в регионе.
Взаимодействие между этими производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых институциональных форм организации регионального хозяйства, проявляющихся, прежде всего, в устойчивости и социально-экономической сбалансированности региональной экономики. Ослабление устойчивости и нарушения в сбалансированности социально-экономического развития чреваты многими последствиями, особенно с позиций полной утраты конкурентоспособности.
Таким образом, конкурентоспособность региона как экономический процесс является совокупностью сложных, противоречивых отношений, на которые влияет множество самых различных условий как объективного, так и субъективного характера: факторные условия производства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квалифицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой); общие условия хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопасность, степень изношенности основных фондов и др.); факторы спроса на продукцию базовых отраслей региона; социальные, социокультурные, организационно-правовые, политические, факторные условия и др. Влияние на конкурентоспособность региона имеет как общая экономическая обстановка в стране, так и специфика отдельных отраслей, комплексов, расположенных на территории региона.
литература
1. ДьяченкоА.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Волгоград, 1999.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992.
3. Самуэльсон П., НордхаусВ. Экономика. М.: БИНОМ, 1999.
4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело ЛТД, 1995.
ОСТРОВСКАЯ в.н.
КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТНО-ИНТЕГРАЦИОННОГО БЕНЧМАРКИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания. Бенчмаркинг как поиск эталонов для изучения и внедрения
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2