Научная статья на тему 'Исследование конкурентных особенностей машиностроительного комплекса региона'

Исследование конкурентных особенностей машиностроительного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУР ХОЛДИНГОВОГО ТИПА / ENGINEERING INDUSTRY / SHAREHOLDING STRUCTURING OF CORPORATE UNITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Гребёнкин Анатолий Викторович

В статье рассмотрены особенности развития удмуртского машиностроительного комплекса в условиях усиливающейся конкуренции и глобализации мировой экономики. Основное внимание при этом уделено оценке негативных тенденций, сложившихся до начала мирового финансового кризиса, который ослабил позиции отечественных промышленных предприятий. В качестве механизма преодоления указанных явлений возможно использование модели, основанной на формировании корпоративных структур холдингового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTIGATION OF THE REGIONAL INGINEERING INDUSTRY'S COMPETITIVENESS

The some main peculiarities of Udmurt engineering industry under conditions of strong competition and globalization of world economy are stated in the article. Most of the attention is focused on the assessment of negative trends cropped out irrelatively of world financial crisis, which abated competitiveness of domestic industrial enterprises. It allows us to propose a model of crisis management on basis of shareholding structuring of corporate units.

Текст научной работы на тему «Исследование конкурентных особенностей машиностроительного комплекса региона»

12. Cost-Effective Actions to Tackle Climate Change // OECD Policy Brief., Paris: OECD/ 2009. August.

13. Ernst & Young release renewable energy country attractiveness-indices. [Electronic resource]. URL: www. renewableenergyworld.com/rea/news/article/2009/05/.

14. Luxmore C. Risky business. Bringing to launch "biomass to liquid" // Waste Management World. 2007. September-October.

15. McCabe J. Clean energy sees record $243bn investment in 2010 (12 January 2011). [Electronic resource]. URL: http:// www.environmental-finance.com/news/view/1485.

16. Mendonca M., Jacobs D. Feed-in Tariffs Go Global. Policy in Practice // Renewable Energy World. 2009. Vol. 12. Issue 4 (July-August).

17. Renewable Energy (Electricity) Amendment 2009. [Electronic resource]. URL: http://parlinfo.aph.gov.au/ parllnfo/ download/legislation/billslst/.

18. Renewables 2010 Global Status Report, New York: REN21 (Renewable Policy Network for the 21 Century), 2010.

19. Rethinking 2050. A 100% Renewable Energy Vision for the European Union. Brussels: European Renewable Energy Council (EREC), April 2010.

20. Robins N., Clover R. and Singh C. A Climate for recovery. The color of stimulus goes green // New York HSBC. 2009. 25 February9.

21. State of Green Business 2010 // NY: Greener World Media Inc. 2010. February.

22. Statistical Pocketbook 2010. Part 2: Energy. Brussels: EC, 2010.

23. The green machine. A second wind for German industry? (A special report on Germany) // Economist. 2010. 11 March.

24. The UNECE Project on the Development of Sustainable Biomass Trade and Export Opportunities in the Russian Federation to Expand to Algae Biomass // UNECE Weekly. 2010 Issue №384 (2-6 August).

УДК 351.824.11

ключевые слова: энергетика, энергоэффективность, нетрадиционные источники энергии

О. И. Боткин, И. В. Гребёнкин

исследование конкурентных особенностей машиностроительного комплекса региона

В статье рассмотрены особенности развития удмуртского машиностроительного комплекса в условиях усиливающейся конкуренции и глобализации мировой экономики. Основное внимание при этом уделено оценке негативных тенденций, сложившихся до начала мирового финансового кризиса, который ослабил позиции отечественных промышленных предприятий. В качестве механизма преодоления указанных явлений возможно использование модели, основанной на формировании корпоративных структур холдингового типа.

Общественное развитие последних десятилетий неразрывно связано с растущей глобализацией мировой экономики, сопровождающейся либерализацией движения капитала, и с ускоренным развитием технологий, позволяющих проводить операции на различных рынках. В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей экономический цикл стал носить мировой харак-

тер, что в совокупности с повышением мобильности капиталов и исчезновением границ между различными финансовыми функциями привело к ускорению распространения кризиса между странами и регионами.

Мировой кризис, начавшись в финансовом секторе, в значительной степени обострил имеющиеся противоречия и выявил ряд проблем (влияние которых в значительной степени нивелировалось продолжительным экономическим ростом и благоприятной конъюнктурой мировых сырьевых рынков) в отечественной промышленности, затронув в наибольшей степени машиностроение и металлообработку. Такие негативные изменения ставят перед менеджментом промышленных предприятий новые задачи: наряду с необходимостью обеспечения выживания предприятия и сохранения его производственного потенциала, актуальной становится необходимость оценки перспектив и использования возможностей выхода на иной уровень и приобретения новых конкурентных преимуществ после завершения кризиса в промыш-

146 ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ

ленно развитых странах. При этом по целому ряду взаимосвязанных причин нам представляется очевидным, что текущий кризис может в значительной степени ослабить позиции отечественных предприятий на различных рынках промышленной продукции, в том числе и на внутреннем.

Ситуацию осложняет то обстоятельство, что производство машин и оборудования (в том числе транспортных средств, электро-, электронного, и оптического оборудования) традиционно составляет основу промышленности Удмуртской Республики. Удельный вес этих отраслей в структуре обрабатывающей промышленности республики составляет около 50% (доля машиностроения в экономике России — 18%) [1].

Кроме того, продукция машиностроения имеет большое значение для внешнеэкономической деятельности региона и составляет значительную долю экспорта (табл. 1).

Основные экспортируемые товары машиностроительного комплекса: радиостанции, комплексное локомотивное оборудование безопасности для железнодорожного транспорта, средства наземного транспорта и их части, производственное оборудование и др. Доля данной отрасли в общем объеме экспорта Удмуртской Республики традиционно высока и составляет в среднем 27 %.

Несмотря на рост некоторых валовых показателей (табл. 2) можно отметить ряд тенденций, сложившихся еще до начала мирового финансового кризиса:

— ослабление позиций региона на рынке некоторых видов продукции обрабатывающих производств;

— снижение эффективности деятельности крупных предприятий;

— усиление зависимости регионального промышленного комплекса от негативных изменений внешней среды и колебаний на мировых рынках;

— несоответствие производственных мощностей объему выпускаемой продукции и недостаточная структурированность ряда отраслей.

Обрабатывающие производства Удмуртии в последние 5 лет демонстрируют самые низкие темпы развития в регионе (табл. 3). Так, по итогам 2008 г. индекс производства в отрасли практически не изменился, оставшись на уровне предыдущего года, а за пять лет (с 2004 г. по 2008 г.)

рост составил 8,8% — это худший показатель среди регионов Приволжского федерального округа.

Таблица 1

Товарная структура экспорта Удмуртской Республики, %

Товарная группа 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.*

Машины и оборудование 21,4 30,3 33,6 24,1

Оружие о боеприпасы — 33,2 29,9 33,1

Металлы и изделия из них 22,0 20,9 20,2 21,1

Продукция нефтехимического комплекса 4,7 6,6 7,1 6,0

Продукция ТЭК 24,8 2,3 — 8,7

Древесина и изделия из нее. 2,0 3,4 5,4 2,9

Прочие 25 3,4 3,8 4,1

Всего 100 100 100 100

* Данные за первое полугодие

Таблица 2

Валовые показатели деятельности крупных и средних промышленных предприятий УР, млрд руб.

Вид экономической деятельности Выпуск товаров и услуг

2006 г. 2007 г. 2008 г.

Обрабатывающие производства 81,75 10,34 112,34

Производство машин и оборудования 15,14 18,08 21,78

Производство электро-, электронного и оптического оборудования 12,01 12,38 13,49

Производство транспортных средств и оборудования 14,15 23,08 19,16

Таблица 3

Удельный вес Удмуртской Республики в общероссийском производстве некоторых видов промышленной продукции, %

Изделия 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2004 г., %

Станки металлорежущие 12,9 9,8 9,7 7,7 7,3 56,6

Стиральные машины 14,1 11,6 9,8 8,8 6,2 44,0

Легковые автомобили 7,4 4,3 4,5 5,5 4 54,1

Грузовые автомобили 6,9 3,5 5 2,6 1,9 27,5

Источник: Удмуртия в цифрах : стат. сборник [№306] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2008 [6].

30 20 10 0 -10

27,8

1

10,7 11,6 8,2 9 9,1 14,8 8 9,4

Г П 7/ Ш 3,5 4'2 3,2 н Ш ТА ОВД -и ■ гж/

2006 г.

2007 г.

2008 г.

О Обрабатывающее производства Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

■ Прои зводство машин и оборудования

■ Прои зводство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 7/ Прои зводство транспортных средств и оборудования

Рис. 1. Рентабельность производства, крупные и средние промышленные предприятия Удмуртии, %

Таким образом, очевидно, что даже в период экономического роста и благоприятной конъюнктуры мировых рынков доля Удмуртии в общероссийском производстве некоторых товаров, составлявших в предыдущие периоды основу экономики республики, неуклонно снижалась. За пять лет доля производства некоторых видов промышленной продукции сократилось в 2-3 раза. Причем такое сокращение было обусловлено падением производства рассматриваемых товаров в натуральном выражении. Например, производство металлорежущих станков за пять лет снизилось в два раза (с 698 до 352 шт.), а станков-качалок (оборудования, используемого в одной из основных экспортоориентированных отраслей) — с 444 до 240 шт., что составляет только 55% от уровня 2004 г.

В связи с либерализацией внутреннего рынка в рамках возможного вступления в ВТО остро стоит проблема конкурентоспособности. На предприятиях машиностроения и металлообработки удельный вес продукции, конкурентоспособной на международном рынке, составляет, по оценкам предприятий, около 24%, на российском рынке — 35%. Это один из самых низких показателей среди отраслей промышленности Удмуртии. Продукция машиностроения ориентирована преимущественно на внутренний рынок, открытие которого для зарубежных производителей приведет к ужесточению конкурентной борьбы, удешевлению импортной продукции за счет снятия большей части барьеров нетарифного характера и снижения таможенных тарифов, а учитывая низкую конкурентос-

пособность — и к снижению объемов выпуска. Отечественная же машиностроительная продукция подорожает в связи ростом транспортных тарифов и цен на энерго- и теплоносители.

Отдельные финансовые показатели деятельности крупных промышленных предприятий также не внушают оптимизма. Следует уделить особое внимание отрицательной динамике рентабельности производства на крупных и средних промышленных предприятиях Удмуртии.

Так, за три года рентабельность производства на крупных предприятиях в среднем снизилась в 2,5 раза (рис. 1) Такое положение можно объяснить опережающим ростом затрат на производство и реализацию продукции по сравнения валовым объемом прибыли. За период с 2006 г. по 2008 г. затраты на производство продукции выросли в среднем на 40% (наибольший рост затрат наблюдается на предприятиях, производящих электро- и оптическое оборудование и в машиностроении — 54% и 48% соответственно) (табл. 4).

Одной из основных статей затрат является рост цен на продукцию и услуги естественных монополий. По данным Росстата, за 20062008 гг. индексы цен на приобретенные промышленными организациями отдельные виды топливно-энергетических ресурсов выросли в среднем на 60%: в электроэнергетике на 46%, в теплоэнергетике на 50%, в топливных отраслях — на 65-80%.

Недостаточная структурированность ряда отраслей машиностроительного комплекса также негативно отражается на выработке и проведе-

Таблица 4

Некоторые показатели деятельности крупных и средних предприятий Удмуртии

Производство Затраты на производство и реализацию продукции, млрд. руб.

2006 г. 2007 г. 2008 г.

Обрабатывающие производства 74,7 93,5 105,2

Машин и оборудования 17,1 20,8 25,4

Электро-, электронного и оптического оборудования 9,3 12,7 14,4

Транспортных средств и оборудования 14,7 20,8 18,2

Таблица 5

Использование производственных мощностей, крупные и средние предприятия РФ, %

Вид экономической деятельности 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Обрабатывающие производства 59,0 60,8 60,8 52,2

Из них:

Производство машин и оборудования (без

производства оружия и боеприпасов) 50,1 51,9 53,3 40,4

Производство электрооборудования, элект-

ронного и оптического оборудования 56,7 58,9 59,5 46,9

Производство транс-

портных средств и оборудования 57,9 58,9 59,9 35,4

Источник: Составлено автором по данным Росстата [5].

нии единой технической политики, на возможностях импортозамещения и роста экспорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыль же в рассматриваемый период не только не росла, но и стремительно падала, сократившись в среднем по обрабатывающей промышленности на 45%.

Наибольшие риски, по всей видимости, сосредоточены в машиностроении, где за три года показатель рентабельности опустился с 8,2% до отрицательного значения по итогам 2008 г. Это свидетельствует об относительно низкой устойчивости крупных и средних промышленных предприятий к влиянию кризисных явлений, вызванных причинами как внутреннего (по отношению к организации), так и внешнего характера.

Еще одной особенностью, характерной для большого числа российских предприятий, является недоиспользование производственных мощностей. Ее иллюстрирует таблица 5, в кото-

рой приведены данные о динамике степени среднегодового использования производственных мощностей по некоторым основным отраслям обрабатывающей промышленности. Наличие у предприятий незагруженных производственных мощностей приводит к увеличению издержек производства и не позволяет добиваться конкурентоспособных цен на продукцию.

Приведенные показатели, как видим, не вызывают особого оптимизма. Их следствие объяснимо: неразвитость внутренних рынков для многих видов машиностроительной продукции и их несоответствие имеющимся производственным мощностям. Несмотря на то что степень использования производственных мощностей в период экономического роста постепенно увеличивалась, темп роста был низким (в среднем на 1,5% в год), а общая загрузка оставалась по-прежнему невысокой. Кроме того, нужно отметить неравномерность в использовании производственных мощностей: процент загрузки по некоторым товарным направлениям приближается к 100% (при работе в 2 смены), в то время как среднее значение показателя колеблется в районе 55-60%. Под влиянием экономического кризиса загрузка производственных мощностей по рассматриваемым отраслям снизилась в среднем на 13%.

В то же время наличие имеющихся производственных мощностей не свидетельствует о существовании возможностей для значительного увеличения объемов производства, поскольку большая часть производственных мощностей не может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, наличия устаревших технологий, высокого уровня износа (средняя степень износа основных фондов в машиностроении и металлообработке Удмуртии составляет по-прежнему более 50%, а в активной части достигает 80%).

Наиболее высокой степени износа подвержены сооружения (более 60%), машины и оборудование (55%), производственный и хозяйственный инвентарь (60%), 60% оборудования, используемого в настоящее время, было закуплено предприятиями в 1970-1980-е гг., т. е. используется более 30 лет, а доля современного оборудования составляет всего 25-30%.

Таким образом, становится очевидной необходимость применения новых подходов, направленных на оптимизацию и снижение затрат на производство и реализацию промышленной продукции.

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

1174,1

1039,5

48,7

Л038,2

"Т57Г

-25т6-

29,1

23,0

618,6

1400,0 1200,0 1000,0 800,0 600,0 400,0 200,0 0,0

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Удельный вес убыточных крупных и средних предприятии, Удмуртская республика, % —■— Средний объем заказов на пососледующие периоды, Удмуртская Республика, млн. руб.

Рис. 2. Финансовое состояние крупных и средних машиностроительных предприятий Удмуртии (составлено автором по данным Росстата [5])

Одним из основных показателей, свидетельствующих о наличие кризисных явлений на предприятии, является убыточность его деятельности, которая может являться характеристикой любой стадии кризиса в экономике промышленного предприятия: кризис результатов, или оперативный кризис; кризис ликвидности; неплатежеспособность и банкротство. Конкретная фаза зависит от множества факторов, особенностей отрасли и состояния предприятия до начала мирового финансового и промышленного кризиса (рис. 2).

Доля убыточных крупных и средних предприятий в Удмуртии с 2005 г. по 2008 г. постепенно сокращалась, составив в 2008 г. 23%. Экономический кризис внес свои коррективы — значительная часть предприятий стала испытывать серьезные финансовые трудности. Ситуация осложняется еще и резким падением среднемесячного объема заказов (контрактов) на последующие периоды. Для машиностроительных предприятий это имеет несколько негативных последствий связанных с дефицитом финансовых ресурсов, жестко лимитирующим все направления деятельности (в том числе расходы на инвестиции, инновации и модернизацию оборудования, необходимость которых в силу отмеченных выше причин, не вызывает сомнений).

Таким образом, приходится констатировать, что некоторые негативные тенденции в промышленности Удмуртии, в частности — в машиностроении, зародились еще до мирового кризиса. Вместе с тем нужно отметить, что по-прежнему сохраняется неоднородная структура как машиностроения, так и всей обрабатывающей про-

мышленности в целом, есть как развивающиеся производства и перспективные направления (в том числе с выходом на внешние рынки), так и те, которые пострадали от финансового кризиса в большей степени. Это во многом связано с состоянием и динамикой рынков и растущей конкуренцией со стороны иностранных и, прежде всего, китайских производителей промышленной продукции.

Таким образом, возникает потребность в разработке новых методов управления, осуществляемых через систему экономических решений, где была бы обоснованной потребностью в корпоративности. Такая система корпоративных построений и отношений, имеющая в основе холдинговую модель организации, наряду с более эффективным использованием резервов в уже существующих структурах подобного типа, по нашему мнению, позволит решить ряд проблем промышленного комплекса, в частности в машиностроении, и способствовать их переходу на инновационный путь развития.

Тем не менее, эффективность от любых управленческих решений и структурных изменений, направленных на решение определенных задач, носит временный характер.

В условиях глобализации крупные интегрированные корпоративные структуры в отечественной промышленности имеют существенные преимущества в преодолении кризисных явлений, независимо от генезиса последних. Кроме того, анализ кризисов и мер по их преодолению в развитых странах показывает, что преимущественно крупные структуры являются ключевыми объектами государственной поддержки,

Таблица 6

Структуризация крупных региональных предприятий Удмуртской Республики в 2006-2008 гг.

Предприятие Владелец (поглощающая структура) Пакет акций, переданных новому владельцу Цели и задачи структуризации

ОАО «НИТИ «Прогресс» Ростехнологии 38% Концентрация государственных пакетов акций крупных предприятий, с последующей структуризацией

ОАО «Ижевский машиностроительный завод» Ростехнологии 57,1%

ФГУП «Ижевский механический завод» Ростехнологии 100%

ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» Ростехнологии 25,5%

ОАО «Буммаш» ООО «Объединенная про-мышленно-инвестиционная корпорация» («ОПИК») > 93% Построение крупного холдинга, специализирующегося на металлургии и машиностроении

без которой успешность реализации антикризисных мер на микроуровне, направленных на выживание предприятия и его перспективное развитие, в современных условиях представляется затруднительной.

Потребность в корпоративности как системы неких позитивных мер (в том числе и антикризисного характера) постепенно начинает осознаваться как представителями бизнеса, так и государством, которые начинают предпринимать определенные практические шаги, направленные на такую структуризацию.

Структуризация связана с появлением перспектив для машиностроительной отрасли республики: увеличение государственного финансирования, появление дополнительных заказов, дозагрузка имеющихся производственных мощностей, возможность планирования деятельности на более длительных срок, проведение

Таблица 7

Динамика количества дочерних структур по видам экономической деятельности крупных и средних предприятий Удмуртской Республики

Вид экономической деятельности Количество дочерних и зависимых обществ

2006 г. 2007 г. 2008 г.

Обрабатывающие производства 118 101 147

Из них:

Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) 37 9 63

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 37 48 39

Производство транспортных средств и оборудования 27 15 20

исследовательских работ, технического и технологического перевооружения производства.

Несколько чрезмерный приоритет отдается структурам с большой долей государственного вмешательства. К этой группе можно отнести структуризацию в рамках корпорации «Ростехнологии».

Довольно активно продолжается структуризация существующих предприятий и объединений (табл. 6). Об интенсивности этого процесса можно судить по динамике количества дочерних и зависимых структур (табл. 7).

Необходимо отметить, что указанные процессы, направленные на структуризацию отрасли, находятся только на начальной стадии, и быстрых позитивных изменений ожидать не приходится. Кроме того, целесообразность некоторых управленческих решений, приводящих к образованию крупных структур холдингового типа, вызывает определенные сомнения. Построение корпоративных структур, основанных на холдинговой модели организации, должно основываться на возможности получения дополнительных конкурентных преимуществ после завершения мирового кризиса и способствовать преодолению кризиса на микроуровне, а не являться обычной скупкой подешевевших активов с последующей их распродажей, приводящей к полной ликвидации предприятия.

Список источников

1. Кобер. П. В тихом омуте // Эксперт-Урал. 2005. №39(209).

2. Основные сведения о деятельности крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2008 г. : стат. бюл. [№ 305] / Территориальный орган

Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2008.

3. Основные сведения о деятельности крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2007 г. : стат. бюл. [№ 327] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2007.

4. Основные сведения о деятельности крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2006 г.: стат. бюл. [№ 303] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2006.

5. Росстат. Центральная база статистических данных. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/ Cbsd/DBInet.cgi#1

6. Удмуртия в цифрах 2008 : стат. сб. [№306] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2008.

УДК 338.45:621 (1)

ключевые слова: машиностроительный комплекс, формирование структур холдингового типа

А. В. Душин

модернизация геологической отрасли и перспективные направления формирования сырьевой базы

В статье дается краткий анализ текущей ситуации в геологической отрасли, и обосновывается необходимость ее модернизации. Определены возможные перспективные направления развития отечественной геологической отрасли и минерально-сырьевой базы с учетом формирования нового технологического уклада.

Необходимость модернизации геологической отрасли. Рассматривая геологоразведочную отрасль в целом как сегмент экономики России следует отметить, что она находится в крайне плачевном состоянии даже в сравнении с другими отраслями экономики РФ. Можно назвать несколько фундаментальных причин. В силу специфичности активов и незначительной частоты трансакций геологоразведка не интегрируется с добывающими компаниями, формирующими значительную часть доходной части бюджета РФ (это особенно отчетливо видно на примере подотрасли твердых полезных ископаемых). Как показывает анализ [14], добывающий сектор сохраняет подчиненный характер в цепочках создания добавленной стоимости вертикально интегрированных компаний (ВИК), поэтому задача воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) не является приоритетной для менеджмента ВИК. В связи с чем в результате реализации политики вытеснения государственных средств средствами недропользователей в условиях прямого (с элементами административного) регулирования недропользования и

неразвитости финансового рынка произошла фактическая ликвидация государственной геологической службы и значительная деградация геологической отрасли в целом [5]. В результате реализации государственной сырьевой политики 1990-2000-х гг. численность государственного сектора геологической службы России к настоящему времени сократилась на 95,8%. Общая численность персонала, занятого на геологоразведочных работах (ГРР), к началу 2008 г. составляла около 105-110 тыс. чел., что примерно в 4,5-5 раз меньше, чем в 1990 г. Объемы основных видов ГРР (бурение, подземные горные выработки, шурфы) начиная с кризисных 1990-х гг. и вплоть до настоящего времени остаются на уровне 10-20% от 1990 г. При нынешних объемах региональных работ, основным исполнителем которых является государственная геологическая служба, потребуется около 170 лет, чтобы доизучить территорию страны до уровня, отвечающего современным требованиям [15, 16]. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует вмешательства. Государство, располагающее 1/7 частью суши и 1/4 частью нефтегазоносного шельфа планеты, должно иметь самодостаточную хорошо оснащенную и высококвалифицированную государственную геологическую службу.

Естественно, у представителей власти есть понимание важности минерально-сырьевого комплекса (МСК) и геологической отрасли для развития стран как в настоящем, так и в перс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.