12. Cost-Effective Actions to Tackle Climate Change // OECD Policy Brief., Paris: OECD/ 2009. August.
13. Ernst & Young release renewable energy country attractiveness-indices. [Electronic resource]. URL: www. renewableenergyworld.com/rea/news/article/2009/05/.
14. Luxmore C. Risky business. Bringing to launch "biomass to liquid" // Waste Management World. 2007. September-October.
15. McCabe J. Clean energy sees record $243bn investment in 2010 (12 January 2011). [Electronic resource]. URL: http:// www.environmental-finance.com/news/view/1485.
16. Mendonca M., Jacobs D. Feed-in Tariffs Go Global. Policy in Practice // Renewable Energy World. 2009. Vol. 12. Issue 4 (July-August).
17. Renewable Energy (Electricity) Amendment 2009. [Electronic resource]. URL: http://parlinfo.aph.gov.au/ parllnfo/ download/legislation/billslst/.
18. Renewables 2010 Global Status Report, New York: REN21 (Renewable Policy Network for the 21 Century), 2010.
19. Rethinking 2050. A 100% Renewable Energy Vision for the European Union. Brussels: European Renewable Energy Council (EREC), April 2010.
20. Robins N., Clover R. and Singh C. A Climate for recovery. The color of stimulus goes green // New York HSBC. 2009. 25 February9.
21. State of Green Business 2010 // NY: Greener World Media Inc. 2010. February.
22. Statistical Pocketbook 2010. Part 2: Energy. Brussels: EC, 2010.
23. The green machine. A second wind for German industry? (A special report on Germany) // Economist. 2010. 11 March.
24. The UNECE Project on the Development of Sustainable Biomass Trade and Export Opportunities in the Russian Federation to Expand to Algae Biomass // UNECE Weekly. 2010 Issue №384 (2-6 August).
УДК 351.824.11
ключевые слова: энергетика, энергоэффективность, нетрадиционные источники энергии
О. И. Боткин, И. В. Гребёнкин
исследование конкурентных особенностей машиностроительного комплекса региона
В статье рассмотрены особенности развития удмуртского машиностроительного комплекса в условиях усиливающейся конкуренции и глобализации мировой экономики. Основное внимание при этом уделено оценке негативных тенденций, сложившихся до начала мирового финансового кризиса, который ослабил позиции отечественных промышленных предприятий. В качестве механизма преодоления указанных явлений возможно использование модели, основанной на формировании корпоративных структур холдингового типа.
Общественное развитие последних десятилетий неразрывно связано с растущей глобализацией мировой экономики, сопровождающейся либерализацией движения капитала, и с ускоренным развитием технологий, позволяющих проводить операции на различных рынках. В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей экономический цикл стал носить мировой харак-
тер, что в совокупности с повышением мобильности капиталов и исчезновением границ между различными финансовыми функциями привело к ускорению распространения кризиса между странами и регионами.
Мировой кризис, начавшись в финансовом секторе, в значительной степени обострил имеющиеся противоречия и выявил ряд проблем (влияние которых в значительной степени нивелировалось продолжительным экономическим ростом и благоприятной конъюнктурой мировых сырьевых рынков) в отечественной промышленности, затронув в наибольшей степени машиностроение и металлообработку. Такие негативные изменения ставят перед менеджментом промышленных предприятий новые задачи: наряду с необходимостью обеспечения выживания предприятия и сохранения его производственного потенциала, актуальной становится необходимость оценки перспектив и использования возможностей выхода на иной уровень и приобретения новых конкурентных преимуществ после завершения кризиса в промыш-
146 ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ
ленно развитых странах. При этом по целому ряду взаимосвязанных причин нам представляется очевидным, что текущий кризис может в значительной степени ослабить позиции отечественных предприятий на различных рынках промышленной продукции, в том числе и на внутреннем.
Ситуацию осложняет то обстоятельство, что производство машин и оборудования (в том числе транспортных средств, электро-, электронного, и оптического оборудования) традиционно составляет основу промышленности Удмуртской Республики. Удельный вес этих отраслей в структуре обрабатывающей промышленности республики составляет около 50% (доля машиностроения в экономике России — 18%) [1].
Кроме того, продукция машиностроения имеет большое значение для внешнеэкономической деятельности региона и составляет значительную долю экспорта (табл. 1).
Основные экспортируемые товары машиностроительного комплекса: радиостанции, комплексное локомотивное оборудование безопасности для железнодорожного транспорта, средства наземного транспорта и их части, производственное оборудование и др. Доля данной отрасли в общем объеме экспорта Удмуртской Республики традиционно высока и составляет в среднем 27 %.
Несмотря на рост некоторых валовых показателей (табл. 2) можно отметить ряд тенденций, сложившихся еще до начала мирового финансового кризиса:
— ослабление позиций региона на рынке некоторых видов продукции обрабатывающих производств;
— снижение эффективности деятельности крупных предприятий;
— усиление зависимости регионального промышленного комплекса от негативных изменений внешней среды и колебаний на мировых рынках;
— несоответствие производственных мощностей объему выпускаемой продукции и недостаточная структурированность ряда отраслей.
Обрабатывающие производства Удмуртии в последние 5 лет демонстрируют самые низкие темпы развития в регионе (табл. 3). Так, по итогам 2008 г. индекс производства в отрасли практически не изменился, оставшись на уровне предыдущего года, а за пять лет (с 2004 г. по 2008 г.)
рост составил 8,8% — это худший показатель среди регионов Приволжского федерального округа.
Таблица 1
Товарная структура экспорта Удмуртской Республики, %
Товарная группа 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.*
Машины и оборудование 21,4 30,3 33,6 24,1
Оружие о боеприпасы — 33,2 29,9 33,1
Металлы и изделия из них 22,0 20,9 20,2 21,1
Продукция нефтехимического комплекса 4,7 6,6 7,1 6,0
Продукция ТЭК 24,8 2,3 — 8,7
Древесина и изделия из нее. 2,0 3,4 5,4 2,9
Прочие 25 3,4 3,8 4,1
Всего 100 100 100 100
* Данные за первое полугодие
Таблица 2
Валовые показатели деятельности крупных и средних промышленных предприятий УР, млрд руб.
Вид экономической деятельности Выпуск товаров и услуг
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Обрабатывающие производства 81,75 10,34 112,34
Производство машин и оборудования 15,14 18,08 21,78
Производство электро-, электронного и оптического оборудования 12,01 12,38 13,49
Производство транспортных средств и оборудования 14,15 23,08 19,16
Таблица 3
Удельный вес Удмуртской Республики в общероссийском производстве некоторых видов промышленной продукции, %
Изделия 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2004 г., %
Станки металлорежущие 12,9 9,8 9,7 7,7 7,3 56,6
Стиральные машины 14,1 11,6 9,8 8,8 6,2 44,0
Легковые автомобили 7,4 4,3 4,5 5,5 4 54,1
Грузовые автомобили 6,9 3,5 5 2,6 1,9 27,5
Источник: Удмуртия в цифрах : стат. сборник [№306] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2008 [6].
30 20 10 0 -10
27,8
1
10,7 11,6 8,2 9 9,1 14,8 8 9,4
Г П 7/ Ш 3,5 4'2 3,2 н Ш ТА ОВД -и ■ гж/
2006 г.
2007 г.
2008 г.
О Обрабатывающее производства Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
■ Прои зводство машин и оборудования
■ Прои зводство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 7/ Прои зводство транспортных средств и оборудования
Рис. 1. Рентабельность производства, крупные и средние промышленные предприятия Удмуртии, %
Таким образом, очевидно, что даже в период экономического роста и благоприятной конъюнктуры мировых рынков доля Удмуртии в общероссийском производстве некоторых товаров, составлявших в предыдущие периоды основу экономики республики, неуклонно снижалась. За пять лет доля производства некоторых видов промышленной продукции сократилось в 2-3 раза. Причем такое сокращение было обусловлено падением производства рассматриваемых товаров в натуральном выражении. Например, производство металлорежущих станков за пять лет снизилось в два раза (с 698 до 352 шт.), а станков-качалок (оборудования, используемого в одной из основных экспортоориентированных отраслей) — с 444 до 240 шт., что составляет только 55% от уровня 2004 г.
В связи с либерализацией внутреннего рынка в рамках возможного вступления в ВТО остро стоит проблема конкурентоспособности. На предприятиях машиностроения и металлообработки удельный вес продукции, конкурентоспособной на международном рынке, составляет, по оценкам предприятий, около 24%, на российском рынке — 35%. Это один из самых низких показателей среди отраслей промышленности Удмуртии. Продукция машиностроения ориентирована преимущественно на внутренний рынок, открытие которого для зарубежных производителей приведет к ужесточению конкурентной борьбы, удешевлению импортной продукции за счет снятия большей части барьеров нетарифного характера и снижения таможенных тарифов, а учитывая низкую конкурентос-
пособность — и к снижению объемов выпуска. Отечественная же машиностроительная продукция подорожает в связи ростом транспортных тарифов и цен на энерго- и теплоносители.
Отдельные финансовые показатели деятельности крупных промышленных предприятий также не внушают оптимизма. Следует уделить особое внимание отрицательной динамике рентабельности производства на крупных и средних промышленных предприятиях Удмуртии.
Так, за три года рентабельность производства на крупных предприятиях в среднем снизилась в 2,5 раза (рис. 1) Такое положение можно объяснить опережающим ростом затрат на производство и реализацию продукции по сравнения валовым объемом прибыли. За период с 2006 г. по 2008 г. затраты на производство продукции выросли в среднем на 40% (наибольший рост затрат наблюдается на предприятиях, производящих электро- и оптическое оборудование и в машиностроении — 54% и 48% соответственно) (табл. 4).
Одной из основных статей затрат является рост цен на продукцию и услуги естественных монополий. По данным Росстата, за 20062008 гг. индексы цен на приобретенные промышленными организациями отдельные виды топливно-энергетических ресурсов выросли в среднем на 60%: в электроэнергетике на 46%, в теплоэнергетике на 50%, в топливных отраслях — на 65-80%.
Недостаточная структурированность ряда отраслей машиностроительного комплекса также негативно отражается на выработке и проведе-
Таблица 4
Некоторые показатели деятельности крупных и средних предприятий Удмуртии
Производство Затраты на производство и реализацию продукции, млрд. руб.
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Обрабатывающие производства 74,7 93,5 105,2
Машин и оборудования 17,1 20,8 25,4
Электро-, электронного и оптического оборудования 9,3 12,7 14,4
Транспортных средств и оборудования 14,7 20,8 18,2
Таблица 5
Использование производственных мощностей, крупные и средние предприятия РФ, %
Вид экономической деятельности 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Обрабатывающие производства 59,0 60,8 60,8 52,2
Из них:
Производство машин и оборудования (без
производства оружия и боеприпасов) 50,1 51,9 53,3 40,4
Производство электрооборудования, элект-
ронного и оптического оборудования 56,7 58,9 59,5 46,9
Производство транс-
портных средств и оборудования 57,9 58,9 59,9 35,4
Источник: Составлено автором по данным Росстата [5].
нии единой технической политики, на возможностях импортозамещения и роста экспорта.
Прибыль же в рассматриваемый период не только не росла, но и стремительно падала, сократившись в среднем по обрабатывающей промышленности на 45%.
Наибольшие риски, по всей видимости, сосредоточены в машиностроении, где за три года показатель рентабельности опустился с 8,2% до отрицательного значения по итогам 2008 г. Это свидетельствует об относительно низкой устойчивости крупных и средних промышленных предприятий к влиянию кризисных явлений, вызванных причинами как внутреннего (по отношению к организации), так и внешнего характера.
Еще одной особенностью, характерной для большого числа российских предприятий, является недоиспользование производственных мощностей. Ее иллюстрирует таблица 5, в кото-
рой приведены данные о динамике степени среднегодового использования производственных мощностей по некоторым основным отраслям обрабатывающей промышленности. Наличие у предприятий незагруженных производственных мощностей приводит к увеличению издержек производства и не позволяет добиваться конкурентоспособных цен на продукцию.
Приведенные показатели, как видим, не вызывают особого оптимизма. Их следствие объяснимо: неразвитость внутренних рынков для многих видов машиностроительной продукции и их несоответствие имеющимся производственным мощностям. Несмотря на то что степень использования производственных мощностей в период экономического роста постепенно увеличивалась, темп роста был низким (в среднем на 1,5% в год), а общая загрузка оставалась по-прежнему невысокой. Кроме того, нужно отметить неравномерность в использовании производственных мощностей: процент загрузки по некоторым товарным направлениям приближается к 100% (при работе в 2 смены), в то время как среднее значение показателя колеблется в районе 55-60%. Под влиянием экономического кризиса загрузка производственных мощностей по рассматриваемым отраслям снизилась в среднем на 13%.
В то же время наличие имеющихся производственных мощностей не свидетельствует о существовании возможностей для значительного увеличения объемов производства, поскольку большая часть производственных мощностей не может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, наличия устаревших технологий, высокого уровня износа (средняя степень износа основных фондов в машиностроении и металлообработке Удмуртии составляет по-прежнему более 50%, а в активной части достигает 80%).
Наиболее высокой степени износа подвержены сооружения (более 60%), машины и оборудование (55%), производственный и хозяйственный инвентарь (60%), 60% оборудования, используемого в настоящее время, было закуплено предприятиями в 1970-1980-е гг., т. е. используется более 30 лет, а доля современного оборудования составляет всего 25-30%.
Таким образом, становится очевидной необходимость применения новых подходов, направленных на оптимизацию и снижение затрат на производство и реализацию промышленной продукции.
60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
1174,1
1039,5
48,7
Л038,2
"Т57Г
-25т6-
29,1
23,0
618,6
1400,0 1200,0 1000,0 800,0 600,0 400,0 200,0 0,0
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Удельный вес убыточных крупных и средних предприятии, Удмуртская республика, % —■— Средний объем заказов на пососледующие периоды, Удмуртская Республика, млн. руб.
Рис. 2. Финансовое состояние крупных и средних машиностроительных предприятий Удмуртии (составлено автором по данным Росстата [5])
Одним из основных показателей, свидетельствующих о наличие кризисных явлений на предприятии, является убыточность его деятельности, которая может являться характеристикой любой стадии кризиса в экономике промышленного предприятия: кризис результатов, или оперативный кризис; кризис ликвидности; неплатежеспособность и банкротство. Конкретная фаза зависит от множества факторов, особенностей отрасли и состояния предприятия до начала мирового финансового и промышленного кризиса (рис. 2).
Доля убыточных крупных и средних предприятий в Удмуртии с 2005 г. по 2008 г. постепенно сокращалась, составив в 2008 г. 23%. Экономический кризис внес свои коррективы — значительная часть предприятий стала испытывать серьезные финансовые трудности. Ситуация осложняется еще и резким падением среднемесячного объема заказов (контрактов) на последующие периоды. Для машиностроительных предприятий это имеет несколько негативных последствий связанных с дефицитом финансовых ресурсов, жестко лимитирующим все направления деятельности (в том числе расходы на инвестиции, инновации и модернизацию оборудования, необходимость которых в силу отмеченных выше причин, не вызывает сомнений).
Таким образом, приходится констатировать, что некоторые негативные тенденции в промышленности Удмуртии, в частности — в машиностроении, зародились еще до мирового кризиса. Вместе с тем нужно отметить, что по-прежнему сохраняется неоднородная структура как машиностроения, так и всей обрабатывающей про-
мышленности в целом, есть как развивающиеся производства и перспективные направления (в том числе с выходом на внешние рынки), так и те, которые пострадали от финансового кризиса в большей степени. Это во многом связано с состоянием и динамикой рынков и растущей конкуренцией со стороны иностранных и, прежде всего, китайских производителей промышленной продукции.
Таким образом, возникает потребность в разработке новых методов управления, осуществляемых через систему экономических решений, где была бы обоснованной потребностью в корпоративности. Такая система корпоративных построений и отношений, имеющая в основе холдинговую модель организации, наряду с более эффективным использованием резервов в уже существующих структурах подобного типа, по нашему мнению, позволит решить ряд проблем промышленного комплекса, в частности в машиностроении, и способствовать их переходу на инновационный путь развития.
Тем не менее, эффективность от любых управленческих решений и структурных изменений, направленных на решение определенных задач, носит временный характер.
В условиях глобализации крупные интегрированные корпоративные структуры в отечественной промышленности имеют существенные преимущества в преодолении кризисных явлений, независимо от генезиса последних. Кроме того, анализ кризисов и мер по их преодолению в развитых странах показывает, что преимущественно крупные структуры являются ключевыми объектами государственной поддержки,
Таблица 6
Структуризация крупных региональных предприятий Удмуртской Республики в 2006-2008 гг.
Предприятие Владелец (поглощающая структура) Пакет акций, переданных новому владельцу Цели и задачи структуризации
ОАО «НИТИ «Прогресс» Ростехнологии 38% Концентрация государственных пакетов акций крупных предприятий, с последующей структуризацией
ОАО «Ижевский машиностроительный завод» Ростехнологии 57,1%
ФГУП «Ижевский механический завод» Ростехнологии 100%
ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» Ростехнологии 25,5%
ОАО «Буммаш» ООО «Объединенная про-мышленно-инвестиционная корпорация» («ОПИК») > 93% Построение крупного холдинга, специализирующегося на металлургии и машиностроении
без которой успешность реализации антикризисных мер на микроуровне, направленных на выживание предприятия и его перспективное развитие, в современных условиях представляется затруднительной.
Потребность в корпоративности как системы неких позитивных мер (в том числе и антикризисного характера) постепенно начинает осознаваться как представителями бизнеса, так и государством, которые начинают предпринимать определенные практические шаги, направленные на такую структуризацию.
Структуризация связана с появлением перспектив для машиностроительной отрасли республики: увеличение государственного финансирования, появление дополнительных заказов, дозагрузка имеющихся производственных мощностей, возможность планирования деятельности на более длительных срок, проведение
Таблица 7
Динамика количества дочерних структур по видам экономической деятельности крупных и средних предприятий Удмуртской Республики
Вид экономической деятельности Количество дочерних и зависимых обществ
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Обрабатывающие производства 118 101 147
Из них:
Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) 37 9 63
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 37 48 39
Производство транспортных средств и оборудования 27 15 20
исследовательских работ, технического и технологического перевооружения производства.
Несколько чрезмерный приоритет отдается структурам с большой долей государственного вмешательства. К этой группе можно отнести структуризацию в рамках корпорации «Ростехнологии».
Довольно активно продолжается структуризация существующих предприятий и объединений (табл. 6). Об интенсивности этого процесса можно судить по динамике количества дочерних и зависимых структур (табл. 7).
Необходимо отметить, что указанные процессы, направленные на структуризацию отрасли, находятся только на начальной стадии, и быстрых позитивных изменений ожидать не приходится. Кроме того, целесообразность некоторых управленческих решений, приводящих к образованию крупных структур холдингового типа, вызывает определенные сомнения. Построение корпоративных структур, основанных на холдинговой модели организации, должно основываться на возможности получения дополнительных конкурентных преимуществ после завершения мирового кризиса и способствовать преодолению кризиса на микроуровне, а не являться обычной скупкой подешевевших активов с последующей их распродажей, приводящей к полной ликвидации предприятия.
Список источников
1. Кобер. П. В тихом омуте // Эксперт-Урал. 2005. №39(209).
2. Основные сведения о деятельности крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2008 г. : стат. бюл. [№ 305] / Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2008.
3. Основные сведения о деятельности крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2007 г. : стат. бюл. [№ 327] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2007.
4. Основные сведения о деятельности крупных и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2006 г.: стат. бюл. [№ 303] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2006.
5. Росстат. Центральная база статистических данных. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/ Cbsd/DBInet.cgi#1
6. Удмуртия в цифрах 2008 : стат. сб. [№306] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. Ижевск, 2008.
УДК 338.45:621 (1)
ключевые слова: машиностроительный комплекс, формирование структур холдингового типа
А. В. Душин
модернизация геологической отрасли и перспективные направления формирования сырьевой базы
В статье дается краткий анализ текущей ситуации в геологической отрасли, и обосновывается необходимость ее модернизации. Определены возможные перспективные направления развития отечественной геологической отрасли и минерально-сырьевой базы с учетом формирования нового технологического уклада.
Необходимость модернизации геологической отрасли. Рассматривая геологоразведочную отрасль в целом как сегмент экономики России следует отметить, что она находится в крайне плачевном состоянии даже в сравнении с другими отраслями экономики РФ. Можно назвать несколько фундаментальных причин. В силу специфичности активов и незначительной частоты трансакций геологоразведка не интегрируется с добывающими компаниями, формирующими значительную часть доходной части бюджета РФ (это особенно отчетливо видно на примере подотрасли твердых полезных ископаемых). Как показывает анализ [14], добывающий сектор сохраняет подчиненный характер в цепочках создания добавленной стоимости вертикально интегрированных компаний (ВИК), поэтому задача воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) не является приоритетной для менеджмента ВИК. В связи с чем в результате реализации политики вытеснения государственных средств средствами недропользователей в условиях прямого (с элементами административного) регулирования недропользования и
неразвитости финансового рынка произошла фактическая ликвидация государственной геологической службы и значительная деградация геологической отрасли в целом [5]. В результате реализации государственной сырьевой политики 1990-2000-х гг. численность государственного сектора геологической службы России к настоящему времени сократилась на 95,8%. Общая численность персонала, занятого на геологоразведочных работах (ГРР), к началу 2008 г. составляла около 105-110 тыс. чел., что примерно в 4,5-5 раз меньше, чем в 1990 г. Объемы основных видов ГРР (бурение, подземные горные выработки, шурфы) начиная с кризисных 1990-х гг. и вплоть до настоящего времени остаются на уровне 10-20% от 1990 г. При нынешних объемах региональных работ, основным исполнителем которых является государственная геологическая служба, потребуется около 170 лет, чтобы доизучить территорию страны до уровня, отвечающего современным требованиям [15, 16]. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует вмешательства. Государство, располагающее 1/7 частью суши и 1/4 частью нефтегазоносного шельфа планеты, должно иметь самодостаточную хорошо оснащенную и высококвалифицированную государственную геологическую службу.
Естественно, у представителей власти есть понимание важности минерально-сырьевого комплекса (МСК) и геологической отрасли для развития стран как в настоящем, так и в перс-