Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнуллин С. Б., Мосейкин Ю. Н., Черняев М. В.

Международное сотрудничество выступает актуальной темой экономических исследований в связи с тем, что оно имеет огромное значение для экономического развития в условиях глобализации мировой экономики. В связи с усиливающейся политической напряженностью и внешнеполитическим санкционным давлением на Россию возрастает значение ближайших соседей России. Одним из наиболее важных внешнеэкономических партнеров России является Казахстан, который входит вместе с Россией в такие межгосударственные региональные объединения, как Содружество независимых государств, Евразийский экономический союз. В связи с этим растет актуальность исследования торговых барьеров и ограничений. В статье рассмотрены наиболее значимые барьеры, проанализированы данные опросов, изучены статистические данные, приведены исследования российских и казахстанских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF KEY INFRASTRUCTURAL BARRIERS TO THE IMPLEMENTATION OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN

International cooperation is an urgent topic of economic research due to the fact that it is of great importance for economic development in the context of globalization of the world economy. In connection with the growing political tension and foreign policy, sanctions pressure on Russia, the importance of Russia's closest neighbors is growing. One of the most important foreign economic partners of Russia is Kazakhstan, which, together with Russia, is included in such interstate regional associations as the Commonwealth of Independent States and the Eurasian Economic Union. In this connection, the relevance of the study of trade barriers and restrictions is increasing. The article discusses the most significant barriers, analyzes survey data, studies statistical data, provides studies of Russian and Kazakh scientists.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА»

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Зайнуллин С.Б., Мосейкин Ю.Н., Черняев М.В.

ЗАЙНУЛЛИН Сергей Булатович - кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

МОСЕЙКИН Юрий Никитович - доктор экономических наук, профессор кафедры национальной экономики, декан экономического факультета РУДН, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ЧЕРНЯЕВ Максим Васильевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики, советник декана по ВЭД, заместитель декана по очно-заочному и заочному отделению, экономический факультет РУДН, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Международное сотрудничество выступает актуальной темой экономических исследований в связи с тем, что оно имеет огромное значение для экономического развития в условиях глобализации мировой экономики. В связи с усиливающейся политической напряженностью и внешнеполитическим санкционным давлением на Россию возрастает значение ближайших соседей России. Одним из наиболее важных внешнеэкономических партнеров России является Казахстан, который входит вместе с Россией в такие межгосударственные региональные объединения, как Содружество независимых государств, Евразийский экономический союз. В связи с этим растет актуальность исследования торговых барьеров и ограничений. В статье рассмотрены наиболее значимые барьеры, проанализированы данные опросов, изучены статистические данные, приведены исследования российских и казахстанских ученых.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, торговые барьеры, внешнеторговые ограничения, экономическое сотрудничество, ЕАЭС.

Для цитирования: Зайнуллин С.Б., Мосейкин Ю.Н., Черняев М.В. Исследование ключевых инфраструктурных барьеров для реализации экономического сотрудничества России и Казахстана // Экономические системы. 2021. Том 14. № 4 (55). С. 184-194. DOI 10.29030/23092076-2021-14-4-184-194.

Представленные в статье результаты получены при финансовой поддержке проекта Российской Федерацией в лице Минобрнауки России (номер соглашения 075-15-2021-972).

Введение

Международная кооперация - один из важнейших факторов развития национальной экономики. Вместе с тем более активному развитию международной кооперации мешают существующие инфраструктурные барьеры внешней торговли. Этим проблемам и посвящена настоящая статья.

Основная часть

Анализ инфраструктурных барьеров на рынке стран ЕАЭС

В соответствии с Классификацией ЮНИКТАД к нетарифным барьерам внешней торговли относятся технические барьеры и ограничения импорта (рис. 1) [1]. Россия и Казахстан находятся в Евразийском экономическом союзе и разделяют единое таможенное пространство, следовательно, в соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса ЕАЭС [2] в этих странах осуществляется единое таможенное регулирование, поэтому тарифные ограничения между Россией и Казахстаном практически отсутствуют.

Рис. 1. Нетарифные барьеры в отношении импорта Источник: разработано авторами на основе классификации ЮНИКТАД [1].

По данным ВТО, на начало 2007 г. в мире действовало около 5 тыс. нетарифных мер, а на 1 января 2018 г. - уже более 12 тыс. [3]. Чтобы проанализировать и преодолеть барьеры, предусмотрен механизм перманентного мониторинга с проведением опросов [4].

В 2017 г. Российский экспортный центр опросил 1300 российских организаций, в том числе экспортеров, о препятствиях при ведении внешнеэкономических операций (табл. 1).

В качестве основного результата исследования выявлено, что для российских компаний рынок стран ЕАЭС является самым доступным.

В 2017 г. российские, казахстанские и белорусские исследователи провели опрос 963 промышленных компаний, являющихся резидентами ЕАЭС. Так как наибольший интерес представляет взаимная доступность рынков России

Таблица 1

Оценка общей доступности основных внешних рынков компаниями России

Регион Показатели доступности %

Закрытый рынок Частично доступный рынок Несущественные ограничения Открытый рынок

Республика Казахстан 2 4 18 76

СНГ безЕАЭС 5 9 34 51

Европейский союз 11 19 28 43

Китай 15 16 19 50

ЮВА (без КНР и Японии) 24 17 18 41

Страны Ближнего Востока и Африки 27 18 20 34

США и другие страны Америки 30 19 20 31

Источник: составлено авторами на основе исследований АО «РЭЦ» [5].

и Казахстана, в табл. 2, 3 рассматриваются именно данные рынки и барьеры для компаний из России и Казахстана. Самым существенным барьером в ЕАЭС компании считают высокую конкуренцию (см. табл. 3).

Таблица 2

Доля компаний из России, Казахстана и других стран ЕАЭС, указавших рынки ЕАЭС как доступные

Юрисдикция компании Исследуемый рынок, %

Россия Казахстан

Россия - 95

Казахстан 86 -

ЕАЭС в целом 91 88

Источник: составлено авторами на основе исследования ЦМАКП 2017 [6].

Таблица 3

Процентное соотношение компаний, определивших значимым барьером высокую конкуренцию

Юрисдикция компании Исследуемый рынок, %

Россия Казахстан

Россия - 21

Казахстан 66 -

ЕАЭС в целом 64 29

Источник: составлено авторами на основе исследования ЦМАКП 2017 [6].

По мнению Р.Д. Волкова и др. [7], высокий уровень конкуренции, представленный в Российской Федерации, определяется высокой значимостью рынка России в экономическом пространстве ЕАЭС по сравнению с другими рынками.

Другие исследования, в том числе проведенные самой Евразийской экономической комиссией, подтверждают наличие барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В докладе Евразийской экономической комиссии рассматриваются такие внешнеэкономические регулятивные меры, как изъятия, барьеры и ограничения (табл. 4).

Таблица 4

Уровень внешнеэкономических регулятивных мер в странах,

входящих в ЕАЭС

Страна ЕАЭС Барьер Изъятие Ограничение Всего

Армения 2 6 33 41

Беларусь 3 7 33 43

Казахстан 3 8 33 44

Киргизия 0 7 33 40

Россия 6 8 34 48

Источник: составлено авторами по данным ЕЭК [8].

Анализ динамики взаимодействия между Россией и Казахстаном

Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан осуществляется на основе двусторонних соглашений и участия в международных союзах. Ключевым объединением в настоящий момент выступает Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 определяет основные принципы взаимодействия в рамках единого экономического пространства ЕАЭС [9].

По данным Т.В. Трокаль [10], в доковидном периоде, по состоянию на 2019 г., Россия и Казахстан лидируют во внешнеэкономическом взаимодействии в рамках ЕАЭС, в том числе по импорту России в Казахстан - 38,1% (1-е место по объему).

В рамках единого экономического пространства ЕАЭС формируются зона свободной торговли, единый рынок услуг и рынок труда. При этом, по мнению С.А. Хапилина, создание в рамках ЕАЭС общего рынка всех факторов производства требует выработанной единой стратегии развития, формирования единой инфраструктуры, в противном случае преференции получат не компании-резиденты стран - участников ЕАЭС, а их иностранные конкуренты [11. С. 33-41].

Ряд исследователей отмечает необходимость модернизации таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС [12]. К необходимым изменениям относятся:

1. Минимизация тарифов в отношении сырья и их максимизацию в отношении готовой продукции.

2. Соотношение модернизации тарифов с правилами ВТО.

3. Унификация правил происхождения товаров стран ЕАЭС.

Механизмы таможенного регулирования и обмена таможенной информацией

имеют существенное значение для торговли как внутри ЕАЭС, так и для торговли ЕАЭС с другими странами. В частности, одним из важнейших торговых партнеров ЕАЭС выступает Китай.

Самый большой объем в торговле ЕАЭС с Китаем по данным ЕЭК занимает Россия (свыше 107 млрд долл.), далее следует Казахстан с объемом торговли 20 млрд долл. [13].

Несовершенство системы информационного обмена между таможенными органами ЕАЭС и других стран приводит к искажениям данных и злоупотреблениям [14].

После провала в международной торговле в пандемийном периоде 2020 г. в международной торговле стран ЕАЭС начался восстановительный рост за счет географической близости и интеграционных процессов.

По данным Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, наблюдается положительная тенденция по устранению внешнеторговых барьеров. В период с 2016 по 2021 г. отмечается существенное их устранение - отменено 83% ограничительных мер в едином экономическом пространстве ЕАЭС. За рассматриваемый период в натуральном выражении отменено 54 из 66 выявленных ограничительных мер [15].

В рамках преодоления последствий пандемии стратегией «Казахстан-2050» предлагается осуществить следующие меры: усилить сотрудничество по дальнейшему развитию кооперационных проектов, активизировать сотрудничество ЕАЭС в транспортной сфере, осуществить цифровизацию в госуправлении и экономике [16].

В Докладе ЕЭК «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами ЕАЭС в 2019 году» отражены основные планы по расширению сотрудничества в едином экономическом пространстве ЕАЭС. Для реализации планов по расширению сотрудничества в ЕАЭС в конце 2020 г были разработаны и утверждены Высшим советом Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В них включены 523 мероприятия, 49 международных договоров, 219 нормативных актов органов ЕАЭС [17].

В Докладе Евразийской экономической комиссии отмечаются недостаток статистической информации членов ЕАЭС и несовершенство системы обмена информацией. Для их устранения проводится эксперимент по внедрению с 2020 г. системы анализа искусственным интеллектом больших данных по первичным документам iFORA.

Создание единого информационного пространства для стран - участников СНГ в настоящее время не реализовано, взаимодействие осуществляется в основном в рамках двустороннего сотрудничества. Наиболее активное развитие получили национальные программы цифровизации России и Казахстана. Государственная программа «Цифровой Казахстан» принята в 2017 г [18].

Кроме того, в Республике Казахстан в информационной сфере осуществляются следующие программы:

- информационная система «Национальный шлюз Республики Казахстан»;

- «Информационный Казахстан-2020».

Прогнозируется, что реализация этих программ может принести следующие выгоды:

- эффект от реализации проектов цифровизации составит до 30% при темпах роста ВВП страны на уровне 4,5-5%;

- создание 200 тыс. новых рабочих мест;

- эффект от инвестиций до 5-6 раз от сумм вложений к 2025 г. с учетом государственных и частных инвестиций, программ государственного частного партнерства;

- внедрение таких технологий, как «Биг дата», блокчейн, «Интернет вещей» в рамках государственных и коммерческих инновационных проектов в ИТ-сфере [19].

Одним из направлений программы «Цифровой Казахстан» является стимулирование создания и успешной реализации стартапов:

- в Алматы - Techgarden с государственными грантами от 20 тыс. до 100 тыс. долл.;

- в Астане - Astana Hub. [20].

Причина отставания Казахстана от других стран обусловлена в значительной степени нехваткой квалифицированных специалистов в ИТ-сфере. При этом наблюдается активное сотрудничество в сфере образования в странах ЕАЭС. В табл. 5-7 приведена численность учащихся и выпускников учебных заведений по состоянию на 2015-2020 гг. (по данным Евразийской экономической комиссии) [21].

Статистические данные показывают возрастающий дефицит специалистов на всех уровнях образования вследствие демографических провалов начала 2000-х гг., с одной стороны. Но при этом, с другой стороны, Россия и Казахстан демонстрируют наибольшую интеграцию в сфере образования среди стран ЕАЭС, а Казахстан увеличил прием российских студентов в 1,5 раза за пять лет.

В Российской Федерации не менее активно развивается программа цифровизации. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» имеет такие же цели и задачи, что и программа «Цифровой Казахстан», но запущена значительно раньше, в 2011 г. [22].

В 2017 г. в России была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа). Целями Программы заявлено:

- создание цифровой экосистемы российской экономики;

- формирование цифровой инфраструктуры для бизнеса;

- стимулирование конкурентоспособности российских компаний на внешних рынках [23].

Таблица 5

Численность обучающихся в высших учебных заведениях из ЕАЭС в России (чел. на начало года)

Государства -участники ЕАЭС 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казахстан 66 821 67 403 65 700 67 316 63 497

Всего ЕАЭС 91 120 89 689 86 788 87 488 84 371

Источник: составлено авторами по данным Евразийской экономической комиссии.

Таблица 6

Численность обучающихся в высших учебных заведениях из ЕАЭС в Казахстане (чел. на начало года)

Государства -участники ЕАЭС 2015/2016 2016/2017 2017/2018 2018/2019 2019/2020

Россия 889 961 1149 1341 1302

Всего ЕАЭС 1991 2432 2233 2477 2509

Источник: составлено авторами по данным Евразийской экономической комиссии.

Таблица 7

Численность выпускников начальных, средних и высших учебных заведений (чел.на начало года)

Государства -участники ЕАЭС 2015 2016 2017 2018 2019

Россия 1 307 248 1 167 462 976 098 940 454 915900

Казахстан 163 603 155 256 146 228 151 224 164 225

Источник: составлено авторами по данным Евразийской экономической комиссии.

Заключение

Несмотря на процесс глобализации, в мире происходит процесс усиления внешнеторговых барьеров, в первую очередь нетарифных барьеров.

В рамках единого экономического пространства ЕАЭС доступность рынков оценивается как очень высокая и стимулирующая для торгово-экономического сотрудничества компаний стран ЕАЭС. Доступность других рынков - Америки, Ближнего Востока, ЕС и Китая - оценивается ниже. При этом, по данным

исследований российских компаний и компаний стран ЕАЭС, в качестве существенных барьеров называются следующие нетарифные ограничительные меры:

- высокий уровень конкуренции в странах - членах ЕАЭС, в первую очередь в России и Казахстане;

- недостаточное информирование о рынках в странах - членах ЕАЭС;

- ограничение конкуренции в странах - членах ЕАЭС;

- технические барьеры в странах - членах ЕАЭС;

- финансовое регулирование в странах - членах ЕАЭС.

В рамках опроса выявлены существенные недостатки в таможенной информационной инфраструктуре, информационном обмене данными между странами ЕАЭС и дефицит квалифицированного персонала. В Докладе Евразийской экономической комиссии говорится о недостатке статистической информации членов ЕАЭС и несовершенстве системы обмена информацией. Ряд исследователей отмечает необходимость совершенствования системы таможенно-тарифной системы в ЕАЭС.

Результаты реализации правительственных программ продемонстрировали активную работу по снижению барьеров и развитию информационной инфраструктуры как экономики и государственного управления России и Казахстана, так и внешней торговли и таможенного регулирования. В качестве промежуточного результата указанных ранее программ можно отметить активизацию сотрудничества России и Казахстана в сфере образования, рост товарооборота между странами.

Источники

1. UNCTAD. Guidelines to Collect Data on Official Non-Tariff Measures. New York and Geneva, 2016.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза 2017 г. URL: https://docs.cntd. ru/document/456058064 (дата обращения: 09.11.2021).

3. База данных ВТО WTO I-TIP database. Integrated Trade Intelligence Portal (I-TIP) Improving the transparency of trade policy measures. URL: www.wto.org/english/res_e/statis_e/itip_e.htm (дата обращения: 09.11.2021).

4. Сабельникова Е.М., Волков Р.Г. Нетарифные барьеры и препятствия для экспорта российских промышленных товаров: взгляд крупнейших отечественных производителей // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 107-125.

5. Исследования, проведенные аналитическим конъюнктурным центром АО «Российский экспортный центр» в 2017 г. // АО «Российский экспортный центр». URL: https://www. exportcenter.ru/services/analitika-i-issledovaniya (дата обращения: 09.11.2021).

6. Разработка предложений по устранению барьеров для развития кооперационного сотрудничества предприятий на пути движения промышленных товаров на общем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и на рынки третьих стран на основе анализа системообразующих промышленных предприятий ЕАЭС : исследование / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ; Казахстанский институт развития индустрии ; Институт экономики Национальной академии наук Беларуси. 2017. URL: http://www. forecast.ru/default.aspx (дата обращения: 09.11.2021).

7. Барьеры общего рынка ЕАЭС для внешнеэкономической деятельности предприятий / Р.Г. Волков, Е.М. Сабельникова, В.А. Сальников [и др.] // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 23, № 1. С. 61-89.

8. Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза : доклад Евразийской экономической комиссии. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34114713 (дата обращения: 09.11.2021).

9. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420205962?section=status (дата обращения: 09.11.2021).

10. Трокаль Т.В. Основные аспекты современного политико-экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2, № 3. С. 1078-1084.

11. Хапилин С.А. Приоритеты сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в контексте формирования единого экономического пространства // Финансы и кредит. 2016. № 40 (712). С. 33-41.

12. Рыльская М.А., Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Финансы: теория и практика. 2018. № 22 (4). С. 88-103.

13. Статистика ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_stat/ union_ stat/Pages/default.aspx (дата обращения: 09.11.2021).

14. Ковалева Э.В., Мамышева Д.К. Таможенно-тарифное регулирование в странах ЕАЭС при торговле с КНР // Международная торговля и торговая политика. 2019. № 3 (19). С. 137-150.

15. Официальный сайт Министерства торговли и интеграции Казахстана. URL: https://www. gov.kz/memleket/entities/mti?lang=ru (дата обращения: 09.11.2021).

16. Стратегия Казахстана - 2050. URL: https://strategy2050.kz/ru/news/prioritetnye-napravleniya-razvitiya-eaes-i-snyatie-barerov (дата обращения: 09.11.2021).

17. О состоянии взаимной торговли между государствами - членами ЕАЭС в 2019 году : доклад Евразийской экономической комиссии. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/Report_2019.pdf#pagemode= bookmarks (дата обращения: 09.11.2021).

18. Государственная программа «Цифровой Казахстан» - 2017. URL: https://primeminister. kz/assets/media/gosudarstvennaya-programma-tsifrovoy-kazakhstan-rus.pdf (дата обращения: 09.11.2021).

19. Баймухамедов М.Ф., Баймухамедова Г.С., Аймурзинов М.С. Технологическая модернизация экономики страны на основе реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» // Аграрный вестник Урала. 2019. № 2 (181). С. 42-45.

20. Абдикаримова К.А. О цифровизации промышленности Казахстана // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2018. № 1. С. 167-174.

21. Статистика ЕАЭС. Показатели профессионального образования. 2015-2020 гг. URL: ttp://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/education. aspx (дата обращения: 09.11.2021).

22. АсадуллинаА.В. Цифровая экономика в России: текущий статус и проблемы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 6. С. 98-112.

23. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 2017. URL: https://docs. cntd.ru/document/436754837 (дата обращения: 09.11.2021).

STUDY OF KEY INFRASTRUCTURAL BARRIERS TO THE IMPLEMENTATION OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND KAZAKHSTAN

Zainullin S.B., Moseikin Yu.N., Chernyaev M.V.

ZAINULLIN Sergei Bulatovich - Ph.D. in economic sciences, associate professor Department of national economy, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

MOSEIKIN Yuriy Nikitovich - doctor of economic sciences, professor of the Department of national economy, Dean of the faculty of economics, RUDN University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

CHERNYAEV Maxim Vasilievich - Ph.D. in economic sciences, associate professor of the Department of national economy, Dean's advisor for foreign economic activity, Deputy Dean for part-time and parttime departments, Faculty of Economics, RUDN, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. International cooperation is an urgent topic of economic research due to the fact that it is of great importance for economic development in the context of globalization of the world economy. In connection with the growing political tension and foreign policy, sanctions pressure on Russia, the importance of Russia's closest neighbors is growing. One of the most important foreign economic partners of Russia is Kazakhstan, which, together with Russia, is included in such interstate regional associations as the Commonwealth of Independent States and the Eurasian Economic Union. In this connection, the relevance of the study of trade barriers and restrictions is increasing. The article discusses the most significant barriers, analyzes survey data, studies statistical data, provides studies of Russian and Kazakh scientists.

Keywords: foreign economic activity, trade barriers, foreign trade restrictions, economic cooperation, EAEU.

For citation: Zainullin S.B., Moseikin Yu.N., Chernyaev M.V. Study of key infrastructural barriers to the implementation of economic cooperation between Russia and Kazakhstan. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 4 (55). P. 184-194.DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-184-194.

References

1. UNCTAD. Guidelines to Collect Data on Official Non-Tariff Measures. New York and Geneva, 2016.

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union 2017. URL: https://docs.cntd.ru/ document/456058064 (accessed: 09.11.2021).

3. WTO I-TIP database. Integrated Trade Intelligence Portal (I-TIP) Improving the transparency of trade policy measures. URL: www.wto.org/english/res_e/statis_e/itip_e.htm (accessed: 09.11.2021).

4. Sabelnikova E.M., Volkov R.G. Non-tariff barriers and obstacles to the export of Russian industrial goods: the view of the largest domestic producers. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 3. P. 107-125.

5. Research conducted by the analytical conjuncture center of JSC «Russian Export Center» in 2017. JSC «Russian Export Center». URL: https://www.exportcenter.ru/services/analitika-i-issledovaniya (accessed: 09.11.2021).

6. Development of proposals to eliminate barriers to the development of cooperative cooperation of enterprises on the way of movement of industrial goods in the common market of the Eurasian Economic Union (EAEU) and to the markets of third countries based on the analysis of the system-forming industrial enterprises of the EAEU : research. Center for Macroeconomic Analysis and Short-term Forecasting; Kazakhstan Institute of Industry Development; Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus. 2017. URL: http://www.forecast.ru/default.aspx (accessed: 09.11.2021).

7. The barriers of the common market of the EAEU for foreign economic activity of enterprises / R.G. Volkov, E.M. Sabelnikova, V.A. Salnikov [et al.]. The economic journal of Economics. 2019. Vol. 23, No. 1. P. 61-89.

8. Barriers, exceptions and restrictions of the Eurasian economic Union : report of the Eurasian economic Commission. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34114713 (accessed: 09.11.2021).

9. The Treaty on the Eurasian Economic Union of 29.05.2014. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/420205962?section=status (accessed: 09.11.2021).

10. Trokal T.V. The main aspects of modern political and economic cooperation between Russia and Kazakhstan. Post-Soviet studies. 2019. Vol. 2, No. 3. P. 1078-1084.

11. Khapilin S.A. Priorities of cooperation of the member states of the Eurasian Economic Union in the context of the formation of a single economic space. Finance and Credit. 2016. No. 40 (712). P. 33-41.

12. Rylskaya M.A., Kozhenkov A.Yu., Bobrova O.G. Customs payments: trends in the development of customs administration in Russia in the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union. Finance: theory and practice. 2018. No. 22 (4). P. 88-103.

13. Statistics of the EEC. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_stat / union_ stat/Pages/default.aspx (accessed: 09.11.2021).

14. Kovaleva E.V., Mamysheva D.K. Customs and tariff regulation in the EAEU countries when trading with China. International trade and trade Policy. 2019. No. 3 (19). P. 137-150.

15. Official website of the Ministry of Trade and Integration of Kazakhstan. URL: https://www. gov.kz/memleket/entities/mti?lang=ru (accessed: 09.11.2021).

16. Strategy of Kazakhstan - 2050. URL: https://strategy2050.kz/ru/news/prioritetnye-napravleniya-razvitiya-eaes-i-snyatie-barerov (accessed: 09.11.2021).

17. On the state of mutual trade between the EAEU member States in 2019: report of the Eurasian Economic Commission. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_ stat/tradestat/analytics/Documents/report/Report_2019.pdf#pagemode=bookmarks (accessed: 09.11.2021).

18. State program «Digital Kazakhstan» - 2017. URL: https://primeminister.kz/assets/media/ gosudarstvennaya-programma-tsifrovoy-kazakhstan-rus.pdf (accessed: 09.11.2021).

19. Baymukhamedov M.F., Baymukhamedova G.S., Aimurzinov M.S. Technological modernization of the country's economy based on the implementation of the state program «Digital Kazakhstan». Agrarian Bulletin of the Urals. 2019. No. 2 (181). P. 42-45.

20. Abdikarimova K.A. On digitalization of industry in Kazakhstan. Scientific Bulletin: Finance, Banks, investments. 2018. No. 1. P. 167-174.

21. Statistics of the EAEU. Indicators of vocational education. 2015-2020. URL: https://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/education.aspx (accessed: 09.11.2021).

22. Asadullina A.V. Digital economy in Russia: current status and development challenges. Russian Foreign Economic Bulletin. 2018. No. 6. P. 98-112.

23. Program «Digital Economy of the Russian Federation» 2017. URL: https://docs.cntd.ru/ document/436754837 (accessed: 09.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.