РАЗДЕЛ IV. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ИСТОРИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 82
ИССЛЕДОВАНИЕ ИРОНИИ В РАМКАХ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Т.И. Иваненко
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
e-mail: [email protected]
В статье проводится эстетический анализ иронии. Ирония представлена в двух эстетических категориях: комическое и иносказание. Ирония, будучи одним из видов иносказания, в частности, определяется как «притворное одобрение критикуемого тезиса и неявное иносказательное утверждение антитезиса». К видам иносказания, кроме иронии, также относятся эзопов язык, аллегория, символ. В то время как юмор и сатира имеют определенный характер, для иронии характерна неоконченность и динамичность. Ирония, как вид комического, «строится на нарушении постулата истинности». Ирония реализуется в тексте, когда автор отдает предпочтение антигерою, тем самым иронизируя над идеальным героем, характерным для общества.
Ключевые слова: ирония, эстетический анализ, иносказание, комический, категория.
Study of irony in the framework of literary criticism. T.I. Ivanenko (Kamchatkа State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)
The article deals with the aesthetic analysis of irony. The irony is presented in two aesthetic categories: comic and allegory. As a type of allegory irony is defined as “spurious approval of the criticized thesis and implicit figurative approval of the antithesis”. The types of allegory are ESOP’s language, allegory, symbol. While the humor and satire have a certain nature, irony is characterized by the unfinished state and dynamism. The irony as a kind of comic sphere “is based on a violation of the truth’s postulate”. The irony is implemented in the text when the author shows preference for the anti-hero, making fun over the ideal hero who is typical in the society.
Key words: irony, aesthetic analysis, allegory, comic, category.
Философское исследование иронии нередко (например, в романтизме, модернизме, постмодерне) проводится одновременно с эстетическим анализом феномена. Ирония представлена в двух эстетических категориях: комическое и иносказание. Согласно Н.Н. Гончаровой «категория иносказательности используется для концептуализации окружающего мира и каждодневной деятельности человека; она основана на нахождении ассоциативных взаимосвязей между разнообразными системами понятий» [5, с. 5]. Ирония, будучи одним из видов иносказания, в частности, определяется как «притворное одобрение критикуемого тезиса и неявное иносказательное утверждение антитезиса» [17: 3], а также «содержит в себе такое высказывание, в результате которого возникает факт подмены одного смысла другим» [15, с. 158].
Являясь специфическим видом иносказания, ирония эксплуатирует грань между тем, что поддается и не поддается описанию в уже известных формах - языка, логики, познания. В этом отношении эпистемологическая цель иронии - сделать доступным осознанию то, что пока не актуализировано человеком в его языковой картине мира [16].
К видам иносказания, кроме иронии, также относятся: эзопов язык, аллегория, символ. Иносказание употребляется с различными целями: ирония создает комический эффект
посредством «отрицания или осмеяния, притворно облекаемых в форму согласия или одобрения» [10, с. 444]; эзопов язык является «тайнописью в литературе, намеренно маскирующей мысль или идею автора через систему обманных средств (животные в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина)» [10, с. 1385]; «аллегория изображает отвлеченные идеи и понятия посредством образа и используется в баснях, притчах и моралите. Связь между значением и образом в ней устанавливается по сходству (лев - сила, власть, царство)» [10, с. 35]; символ представляет из себя «художественный образ с точки зрения его осмысленности, выражения им некой
художественной идеи (пес как символ старого мира в поэме А.А. Блока «Двенадцать»)» [10, с. 1106].
Согласно когнитивному подходу к категоризации, необходимо выявить прототип, вокруг которого группируются остальные члены. Н.Н. Гончарова полагает, что выделение прототипа в категории иносказательности неуместно, так как «в архитектуре человеческого разума все проявления иносказательности имеют равнозначный концептуальный статус, то есть развиты в равной степени, и каждый из них обладает определенным набором фигур иносказания просто по причине принадлежности к homo sapiens» [5, с. 8]. По мнению Е.А. Брюхановой, «для иронии иносказание - форма выражения, однако не менее важно и содержание (насмешка, осмеяние), благодаря которому ирония относится также к категории комического» [3, с. 31].
Сфера комического издавна притягивает к себе внимание ученых - философов, искусствоведов, филологов. Комическое (от греч. koikos - веселый, смешной, от komos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции) представляет собой также одну из сложных эстетических категорий. Проблемой комического и его типов издавна занималось в основном литературоведение, анализируя эстетическую категорию применительно к художественной литературе. В литературоведении проблемами комического занимались такие известные ученые, как М.М Бахтин, 1965; Ю.Б. Борев, 1975; Б. Дземидок, 1974; Д.С. Лихачев, 1974;
В.Я. Пропп, 1999, и др. Можно также найти большое количество западных литературоведческих фундаментальных исследований по иронии как категории комического: Bolen, 1973; Glicksber, 1969; Simpson, 1979; States, 1971; Tener, 1979; Thompson, 1948.
Согласно определению Ю.Б. Борева, «комическое - это общественно-ощутимое, общественно значимое объективное противоречие, несоответствие (цели - средствам, формы - содержанию, действия - обстоятельствам, сущности - ее проявлению, причины - следствию, действия -результатам, старого - новому, реальности - представлениям о ней и т. д.), в котором или само это противоречие, или одна из его сторон противостоит высоким эстетическим идеалам» [2, с. 93]. По мнению марксистской эстетики, комическое по своему происхождению, сущности и эстетической функции носит социальный характер. Ирония, как вид комического, «строится на нарушении постулата истинности» (имеются в виду так называемые «постулаты общения Грайса») [21, с.41-58].
По замечанию немецкого литературоведа Б. Аллеман, в то время как юмор и сатира имеют определенный характер, для иронии характерна неоконченность и динамичность [19]. Основной характерной чертой, сближающей иронию с разными типами комического, считается наличие противоречия между формой и содержанием (Ю.Б. Борев, Д. Николаев, Я.Е. Эльсберг).
Ценностная структура комического, по мнению В.М. Пивоева, характеризуется диалектическим противоречием двух планов - отрицания и утверждения - и общей направленностью от субъекта к объекту. Эта амбивалентность смеха в иронии осложняется двумя направлениями выражения иронии (интровертным и экстравертным). Поэтому ценностная структура иронии включает в себя три плана: 1) внешнее утверждение; 2) внутреннее отрицание и 3) конечное утверждение, а также характеризуется двунаправленностью: на объект и на себя (на субъект). Из явлений комического такая двунаправленность свойственна еще и юмору. Трехплановость же характерна лишь для иронии [12, с. 43].
Наиболее полная реализация свойств категории комического принадлежит сатире, которая для обличения пороков и недостатков создает симбиоз из юмора, иронии, сарказма и других форм комического. Следовательно, сатира является прототипом, проявляющим в наибольшей степени свойства общие с другими единицами категории [3, с. 33].
Сатира (лат. satira - блюдо, наполненное различными плодами, смесь, мешанина) отрицает осмеиваемый предмет или явление действительности и противопоставляет ему находящийся вне данного объекта идеал. Сатира - эмоционально насыщенная эстетическая форма критики и разоблачения существующих социально-общественных реалий, несущая в себе сильную негативную оценку [14, с. 1172]. Основными лингвистическими средствами проявления сатиры выступают деформация, гиперболизация, гротеск [18, с. 75].
Ирония, наряду с юмором, остроумием и сарказмом, относится к единицам с максимально релевантными свойствами, составляющими базовый уровень эстетической категории комического. С помощью данных разновидностей категории (а также с помощью прототипа) можно описать практически всю гамму оттенков комического [3, с. 33].
Юмор (лат. humor - влажность) - в античном учении правильная мера влажности, то есть «здоровые соки» в человеке, достаточно обоснованное хорошее настроение. Современные
лингвистические, философские, эстетические, литературоведческие источники изображают юмор как наиболее жизнеутверждающую и сложную форму комического. По мнению Э.В. Салыгиной, «юмор высмеивает странное и чудное в жизни, которое отличается низкой степенью злободневности и критичности, вызывает у адресата лишь добрую улыбку, легкую насмешку или дружеский, беззлобный, веселый смех, сочувствие» [13, с. 109].
В современных европейских языках имеется немало соприкосновений между юмором и иронией. Как замечает В. Дынник, «если ирония притворно изображает должное в качестве данного, то юмор, наоборот, притворно изображает данное в качестве должного» [6, с. 572]. Что касается английского юмора, исследователь Дж. Б. Пристли писал: «Для английского юмора характерна своеобразная смесь симпатии и антипатии. Этот юмор можно было бы назвать мягкой иронией» [22, с. 9].
Остроумие (острота ума), предполагая высокое развитие интеллекта и личности, стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушить схемы и стереотипы мышления. У Вольтера остроумие - это «умение высказать свою мысль лишь наполовину, позволив о ней догадываться» [4, с. 242]. Остроумие заключается в мгновенном переворачивании смысла, которое доставляет удовольствие или самой игрой со смыслом, искусностью этой игры, или, чаще всего, самой формой неожиданного смыслового перепада [9, с. 245].
Сарказм (греч. (-лат.) sarkasmos, от греч. Sarkazem - (рас) терзать, издеваться) - иная разновидность комической сферы, «едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом» [8, с. 165]. Объектом саркастического осмеяния являются социальные пороки, явления, особо опасные по общественным последствиям [7, с. 54]. Как художественное средство комического сарказм не только близок к иронии, но и является ее разновидностью. Но если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, «в сарказме главное крайняя степень эмоциональных отношений, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование» [8, с. 165].
Литературоведение рассматривает феномен иронии в пределах художественного произведения. В этом ракурсе, по мнению С.Н. Балашова, «литература понимается как культурноисторический компонент культуры, а исследование иронии близко социокультурным исследованиям» [1, с. 20]. К подобному заключению приходит и литературовед А. Дюсон, который утверждает, что ирония реализуется в тексте, когда автор отдает предпочтение антигерою, тем самым иронизируя над идеальным героем, характерным для общества, в котором ведется создание произведения. Так, рассматривая иронию в творчестве Теккерея, автор статьи характеризует ее как феномен, основанный на социальной роли индивида [20, с. 200-205]. Исследователи художественного текста единодушны во мнении, что ирония относится к элементам, обладающим особым весом. Ирония, которая всегда является средством реализации субъективно-оценочной модальности, представляет собой художественную форму авторской оценочной позиции [11, с. 7].
Таким образом, литературоведение исследует место иронии среди эстетических категорий и пути создания иронического эффекта. Являясь явлением сложным и многоплановым, ирония неоднозначна и неоднородна в своем структурном выражении и с точки зрения семантической характеристики. Это относится не только к установлению различий с другими оттенками комического (сатирой, юмором, сарказмом), но также и к установлению ее места в лингвистике.
Литература
1. Балашов С.Н. Когнитивная природа иронии: парадигма моделей в сопоставительном описании: на материале английских художественных произведений XX века и их русских переводов [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. филол. наук - Екатеринбург: РГБ, 2007. - 165 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
3. Брюханова Е.А. Когнитивно-историческая обусловленность иронии и ее выражение в языке английской художественной литературы: Дис. ... канд. филол. наук. - М.: РГБ, 2005. - 139 с.
4. Вольтер. Эстетика. - М.: Искусство, 1974. - 392 с.
5. Гончарова Н.Н. Когнитивные основания интерпретации иносказания на уровне дискурса (на материале англоязычных художественных текстов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2001. - 24 с.
6. Дынник В. Ирония // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 4. - М.: Изд-во Ком. акад., 1930. - С. 571-580.
7. ЖелтухинаМ.Р. Комическое в политическом дискурсе: На материале немецкого и русского языков: Дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2000. - 250 с.
8. Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся / С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. - М.: Просвещение, 1989. - 335 с.
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН; под ред. В.С. Степина. -М.: Мысль, 2000-2001.
10. Новый энциклопедический словарь. - М.: Научное изд-во: Большая Российская энциклопедия, Риппол Классик, 2000. - 1456 c.
11. Петрова О.Г. Языковое и экстралингвистическое в иронии как компоненте идиостиля писателя (на материале произведений У.М. Теккерея и Ч. Диккенса): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2010. - 18 с.
12. Пивоев В.М. Ирония как феномен культуры. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. - 106 с.
13. Салыгина Э.В. Стилистика англоязычного газетного фельетона: Когнитивные, прагматические и лингвостилистические аспекты: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1993. - 241 с.
14. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1983. - 1600 с.
15. Стогний И.С. Некоторые приемы воплощения иронии в музыке // Семантика музыкального языка: Материалы науч. конф., 2005 г. Вып. 3. - М., 2006. - С. 158-164.
16. Третьякова Е. Ирония в структуре художественного текста // Relga [Электронный ресурс] 2000. - № 19(73).
17. Фархитдинова О.М. Ирония: проблема определения и роль в философском познании: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2004. - 28 с.
18. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. Беляева А.А. и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
19. Alleman B. Ironie und Dichtung. - Pfollingen, 1956.
20. Dyson A.E. Thackeray: Ironie gegen Helden // Ironie als literarisches Phanomen. - Koln: Narr, 1973. - 392 p.
21. Grice H.P. Logic and conversation // Syntax and semantics. V. 3 / ed. by P. Cole and J.L. Morgan. - N.Y.: Academic Press, 1975. - P. 41-58.
22. Priestley J.B. English humour. - London, 1934. - P. 9.