ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ Султанова Б.К.1, Оспанова Д.Н.2
'Султанова Бахыт Каеркеновна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Оспанова Дамеля Нургалиевна — магистрант, кафедра информационно-вычислительных систем, факультет инновационных технологий, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается проблема автоматизации процессов в лечебно-профилактическом учреждении. Суть проблемы заключается в исследовании программного продукта, который бы одновременно удовлетворял требованиям заказчика проекта, регламентам, используемым в медицинских учреждениях, и рекомендациям и нормативной базе, разработанной для информатизации медицинских учреждений.
Ключевые слова: информационная система учреждения, информационный ресурс, аналитические системы, архитектура, информационная поддержка.
В настоящее время информационные технологии проникли практически во все сферы нашей жизни и практической деятельности. В работу с созданными программными системами, автоматизирующими и поддерживающими различные производственные процессы, вовлечены миллионы людей по всему миру. При этом во всех этих сферах необходима поддержка пользователей: от систем бухгалтерского учета небольших фирм до систем управления проектами крупных 1Т-корпораций. Для ее реализации в некоторых случаях можно обойтись изданием документации, в то время как в других - возникает острая необходимость поддержки пользователя на всех этапах использования системы.
Одной из таких сфер является отечественная медицинская информатика, обслуживающая применение информационных технологий в медицине, включая как автоматизацию отдельных сегментов (например, автоматизация записи пациентов на амбулаторные приемы, автоматизация регистратуры), так и комплексную автоматизацию всех бизнес-процессов амбулаторно-поликлинических учреждений посредством медицинских информационных систем (МИС) [1, с. 10].
В настоящее время идет процесс активного внедрения информационных технологий в отечественной медицине. Следовательно, резко растет количество пользователей, которые не имеют должной подготовки и опыта работы с программными продуктами, поэтому актуальной задачей становится их информационная поддержка.
Такая поддержка должна быть адресной и многоуровневой: в то время как проблемы, возникающие у одних пользователей, могут быть даже не связаны непосредственно с МИС в силу их низкого уровня знаний персонального компьютера (врачи, медсестры), проблемы другой группы пользователей связаны с тем, что они должны моделировать бизнес-процессы при помощи МИС (заведующие отделениями, администрация).
Однако организовать полномасштабную поддержку пользователей МИС удается не всегда. Можно выделить две основные причины этого: (1) дефицит специалистов по медицинской информатике и (2) недостаточное финансирование поддержки со стороны разработчиков продуктов. В связи с этим была поставлена задача разработки подхода к информационной поддержке пользователей с использованием методов искусственного интеллекта [3, с. 23].
Целью данной работы является разработка методов и средств оказания информационной поддержки пользователей медицинских информационных систем на базе МИС «Медиалог». В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:
• - разработка базы знаний выбранной предметной области;
• - разработка приложения для взаимодействия пользователя с базой знаний.
Отметим, что в качестве сверхзадачи рассматривается получение прототипа справочной системы, независимой от какой-либо предметной области, поэтому необходим метод представления знаний в универсальном виде. Следовательно, основной концептуальной частью системы должна быть база знаний, представленная в виде онтологии предметной области [5, с. 5].
Онтология - это формальная спецификация разделяемой концептуальной модели. При этом под «концептуальной» моделью подразумевается абстрактная модель предметной области, описывающая ее систему понятий; под «разделяемой» подразумевается согласованное понимание концептуальной модели определенным сообществом; «спецификация» подразумевает описание системы понятий в
явном виде; «формальная» подразумевает, что концептуальная модель представлена в виде, удобном для машинной обработки. То есть онтология - это полная формализация отдельной предметной области в виде некоторой концептуальной модели.
Онтология (база знаний) должна состоять из двух логических блоков: блока, не зависящего от конкретной программной реализации, (бизнес-процессы в сфере медицинского обслуживания) и блока, описывающего выбранную медицинскую информационную систему. Поскольку практической целью является поддержка конечного пользователя, кроме системы понятий онтология должна содержать описание и разрешение проблем пользователей (условимся в дальнейшем все вопросы, задачи и проблемы, возникающие у пользователя в процессе работы с МИС, называть просто «проблемами») [2, с. 11].
В приложении, обеспечивающем взаимодействие пользователя с базой знаний, должен быть реализован способ самостоятельного нахождения пользователем решений своих проблем в базе знаний. Приложение должно обладать функцией обработки знаний и реализовывать методы интеллектуальной информационной поддержки пользователей.
Таким образом, для достижения цели настоящей работы необходимо решение следующих подзадач:
- разработка онтологии предметной области;
- разработка онтологии информационной поддержки пользователей - встраивание описанных проблем и их решений в онтологию предметной области;
- разработка методов и средств оказания информационной поддержки;
- разработка прототипа интеллектуальной справочной системы.
Предложенный подход к разработке информационной поддержки пользователей МИС показал себя, как продуктивный и способный к развитию. Планируется доработка прототипа до работоспособной системы и ее дальнейшее тестирование на реальных пользователях - сотрудниках одного из медицинских учреждений [4, с. 3].
Список литературы
1. Гусев А.В. Обзор рынка комплексных медицинских информационных систем // Врач и информационные технологии, 2009. № 6. С. 4—17.
2. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. М.: Физматлит, 2005. 320 с.
3. Загорулько Ю.А., Загорулько Г.Б. Использование онтологий в экспертных системах и системах поддержки принятия решений // Труды Второго симпозиума «Онтологическое моделирование» (Казань, октябрь 2010 г.). Москва: ИПИ РАН, 2011. С. 321-351.
4. Аксенова О.Н., Новицкий Р.Э. Медицинская информационная система как объект венчурного инвестирования в IT-технологии для здравоохранения // Менеджер здравоохранения, 2008. № 6.
5. Кобринский А.А. Медицинская информатика: учебник для студ. ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 132-139.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Тимошков В.Ф.
Тимошков Владимир Федорович - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Гомельский филиал
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, г. Гомель, Республика Беларусь
Аннотация: в статье рассмотрена возможность комбинированного использования аварийно-спасательной техники и оборудования для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера. Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, дельта реки, аварийно-спасательная техника и оборудование, береговая линия.
В настоящее время возникает тенденция к определению циклического, сезонного возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Мы научились осуществлять подготовку к пожароопасному периоду (сезону) и выявлять очаги возгораний, на ранней стадии. Да и статистика последних лет говорит об успехах, субъектов хозяйствования, в этом направлении деятельности. Но на достигнутом, как говориться останавливаться нельзя и специалисты отмечают ряд нерешенных вопросов. Например, как в случае возгорания травяного сухостоя (прошлогодняя трава, камыш и т.д.)