ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
Минатуллаев А.А. - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент» Дагестанского государственного университета народного хозяйства
Minatullayev A. A. - PhD Econ., associate professor, head of the department "Management" of the Dagestan state university of the national economy
ИССЛЕДОВАНИЕ И ВЫБОР МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
RESEARCH AND CHOICE OF METHODS OF STRATEGIC CONTROLLING OF THE ASSESSMENT OF THE CONDITION OF THE
ENTERPRISE
Статья посвящена исследованию стратегического контроллинга и выбору оптимальных методов. Рассматриваются проблемы оценки состояния предприятия
Article is devoted to a research of strategic controlling and the choice of optimum methods.Problems of an assessment of a condition of the enterprise are considered
Ключевые: слова: стратегия, предприятие, контроллинг, организация Keywords: strategy, enterprise, controlling, organization
Инструменты, которые используются при внедрении стратегического или оперативного контроллинга, различны. Следует тщательно взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Большинство авторов, занимающихся указанной проблематикой контроллинга, имеют единое мнение о том, что инструменты контроллинга делятся на инструменты стратегического и оперативного контроллинга. Такое деление вытекает из назначения этих видов контроллинга (стратегический контроллинг нацелен на создание конкурентного преимущества, а оперативный - на его удержание) [7].
На рисунке 1 представлено графическое деление методов и инструментов контроллинга по направлению.
Методы и инструменты контроллинга
Стратегический контроллинг
- SWOT - анализ;
- GAP - анализ (стратегические разрывы);
- Make or Bye - анализ («сделать» или «купить»);
- Анализ логистических цепей;
- Портфельный анализ;
- Анализ конкуренции;
- Разработка сценариев;
- Анализ потенциала и др.
при закупке;
- Анализ по точке безубыточности;
"" - Метод расчета сумм покрытия;
- Анализ возникающих на предприятии узких мест;
- Методы расчета инвестиций;
- «Кружки качества»;
- Анализ скидок;
Оперативный контроллинг
- АВС-анализ;
- Анализ объема заказов;
- Оптимизация объемов заказов
Рисунок 1 - Методы и инструменты контроллинга
Инструменты контроллинга должны удовлетворять базовому требованию: обеспечивать выполнение функций контроллинга. Целесообразней всего было бы дифференцировать инструменты контроллинга помимо деления на инструменты стратегического и оперативного контроллинга еще на две группы инструментов: управленческого анализа и управленческого учета [5].
Следует отметить, что деление инструментов для оперативного и стратегического контроллинга в определенной степени условно, поскольку ряд инструментов может успешно применяться для реализации как тактических, так и стратегических целей (рисунок 2).
Современная цель контроллинга повышение эффективности результата с учетом гарантии ликвидности.
Стратегический контроллинг
з и л а н а й и к с е
ел
т е
ч
у
й и к с е
ел
Оперативный контроллинг
1.Анализ перспектив реструктуризации бизнеса;
2. Анализ эффективности реинжиниринга бизнес-процессов; системный анализ;
3. Портфельный анализ;
4. SWOT-анализ и SNW-анализ и др.; бенчмаркинг;
5. Инвестиционный анализ
6. Методика стратегического анализа затрат
7. Методика анализа жизненного цикла продукции
1.Анализ товарно-материальных ценностей;
2. Анализ методов оптимального ценообразования;
3 .Мониторинг будущих доходов, расходов и финансовых результатов;
4. Исследование нефинансовых параметров деятельности и принятие решений в нестандартных ситуациях;
5. Оценка рисков деятельности и др.
1. Оценка соответствия стратегических целей миссии организации;
2. Подготовка бизнес планов инвестиционных проектов;
3 Формирование стратегических карт
%
1 Системы и методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции; - методики распределения затрат;
2. Методы ценообразования и др.
1 Система раннего предупреждения и выявления «узких» мест; теория ограничений;
2 Планирование и бюджетирование; формирование «финансовой паутины»;
3 Внутренняя управленческая отчетность с формированием карты бизнес-процессов;
4 Сбалансированная система показателей; применение при необходимости систем ключевых показателей эффективности ZVEI, ЯЬ и DuPont и другие геоинформационные системы в контроллинге.
Рисунок 2 - Матрица инструментов контроллинга
В данной концепции главной задачей является реализация функций информационного обеспечения, нацеленной на результат планирования, регулирования и мониторинга событий в организации во взаимосвязи с функциями интегрирования, управления и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета [2].
Один из основоположников контроллинга, Д. Хан выделяет специальные задачи контроллинга, которые представлены на таблице 1 и отражают полноту задач контроллинга в схеме.
Таблица 1
Специальные задачи контроллинга
Тип задач Специальные задачи контроллинга
Пользовательские задачи - планирование и контроль в организации; - планирование и контроль достигаемых целей; - долгосрочное планирование и контроль; - оперативное планирование и контроль; - координация всех намеченных планов; - учет и отчетность; - информирование служб и отделов; - формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей
Организационные задачи - принятие решений; - участие в принятии решений
Для России подходят следующие классификации задач контроллинга:
1) генеральное целевое планирование:
— оценка и контроль внутренней и внешней среды организации;
— выработка альтернативных локальных целей и стратегий;
— альтернативное планирование;
— система показателей системы планирования и контроллинга.
2) оперативное планирование:
— планирование и контроль программы;
— имитационное моделирование;
— реинжиниринг бизнеса.
3) стратегическое планирование:
— портфельные матрицы;
— инвестиционные планы и проекты;
— инновационные планы;
— расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);
— мониторинг и контроль внешней и внутренней среды;
— разработка и корректировка локальных, а в некоторых случаях глобальных целей;
4) финансовый и управленческий учет:
— анализ эффективности производства;
— оценка платежеспособности;
— мониторинг рентабельности;
— анализ ROI;
— анализ производственного результата.
5) сбыт, производство, снабжение:
— реинжиниринг;
— функционально-стоимостный анализ;
— покрытие издержек;
— управление ассортиментной политикой;
— анализ безубыточности [3].
Таким образом, под системой контроллинга понимается совокупность выработанных целей и задач, инструментов и методов контроллинга, организационной системы службы контроллинга.
Задачи контроллинга выполняются с помощью специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в зависимости от задач контроллинга — ориентировать процесс управления организации на достижение всех поставленных высшим руководством целей. Как правило, цели организации образуют последовательный ряд, при котором самая масштабная задача разбивается на множество мелких задач, таких как:
— миссия бизнеса;
— стратегические цели;
— тактические цели;
— конкретные задачи для реализации [3].
Останавливаясь на инструментах контроллинга можно заметить, что стратегическая позиция организации определяет сильные и слабые стороны во внешней и внутренней среде. Для выяснения возможностей организации и перечня угроз следует воспользоваться таким инструментом контроллинга, как SWOT-анализ.
После проведения SWOT-анализа для более глубокого изучения внутренней среды организации применяют SNW-анализ - это оценка сильных, нейтральных и слабых сторон организации.
При изучении сильных и слабых сторон организации не следует
пренебрегать такими маркетинговыми инструментами, как:
1) PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - данный инструмент, предназначен для раскрытия политических, экономических, социальных и технологических моментов внешней среды, влияющих на бизнес компании. Анализ выполняется по схеме «фактор -предприятие». Полученные результаты оформляются в виде матрицы;
2) PESTLE-анализ - версия PEST-анализа, расширенная двумя факторами - правовым и фактором окружающей среды. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT-анализ (плюс правовой фактор) или STEEPLE-анализ: социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Может учитываться и географический фактор [4];
3) Анализ пяти сил Портера - методика для мониторинга отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером. Пять сил Портера включают в себя: анализ угрозы появления продуктов заменителей; анализ угрозы появления новых конкурентов; анализ рыночной власти поставщиков; анализ рыночной власти потребителей; анализ уровня конкурентной борьбы [4].
Современные системы и методы анализа затрат в коммерческих организациях, в частности, включают:
1) анализ соотношения количества и качества продукции -выявление взаимосвязи этих понятий, т.е. при улучшении каких либо качеств продукции удовлетворение одних и тех же потребностей достигается меньшим ее количеством;
2) анализ конкурентоспособности работ, услуг - т.е. степени его превосходства, с точки зрения потребителей, над другими товарами аналогичного назначения;
3) функционально-стоимостной анализ - это системное исследование, предусматривающее обнаружение, предупреждение, сокращение или ликвидацию излишних затрат при выполнении различных процессов и процедур, в том числе организационных. Функционально-стоимостной анализ: распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов; улучшает стоимостные показатели; позволяет получить больший объем информации для разработки и принятия решений; структурирует бизнес-процессы; отражает долгосрочные переменные затраты. При функционально-стоимостном анализе целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра - принцип АВС - т.е. делить функции анализируемого объекта по степени их значимости.
4) методика CVP-анализа, основанного на категориях, применяемых в системе директ-костинг (маржинальный доход, точка безубыточности и др.);
5) методика стратегического анализа затрат (SCA) -формирование цепи образования стоимости, при которой реально полученная себестоимость не превышает целевую.
6) анализ жизненного цикла продукции (LCC) - концепция управления затратами жизненного цикла (т.е. оценка стоимости изделия от проектирования до снятия с производства) [8].
Одним из наиболее эффективных механизмов оперативного контроллинга в сфере управления товарно-материальными ценностями организации является АВС-анализ и XYZ-анализ.
АВС анализ может применяться при структурировании ресурсов по величине стоимости и степени важности для достижения задач экономического субъекта, а может быть использован как общий подход
при вычленении наиболее насущных и требующих максимального внимания высшего руководства проблем (т.е. определение приоритетов). В сфере материального снабжения используются методики XYZ-анализа. В упрощенном виде применение метода позволяет выделить три группы материалов, ранжированных по степени регулярности их применения [9].
Одним из важнейших инструментов оперативного и стратегического контроллинга является формирование систем показателей. Система показателей - важный информационный инструмент контроллинга, относящийся к неформализованным методам контроллинга, базирующимся на информации системы управленческого учета и системы учета в целом [10]. По мнению Ковалева В. В., система показателей - совокупность взаимосвязанных величин, отображающих состояние и развитие организации. Системы показателей в рамках контроллинга представлены в таблице 2
Важным инструментом контроллинга является сбалансированная система показателей, с которой связано формирование стратегических карт. Согласно мнению Р.Каплана и Д.Нортона [6], стратегическая карта - это наглядная модель интеграции целей организации в четырех составляющих сбалансированной системы показателей.
Является иллюстрацией причинно-следственных отношений между желаемыми результатами клиентской и финансовой составляющих, с одной стороны, и выдающимися результатами, полученными в основных внутренних процессах - производственном менеджменте, управлении клиентами, инновациях и законодательных и социальных процессах. Т.е. стратегические карты - это графическое отображение стратегических и бизнес-планов.
Таким образом, были рассмотрены основные инструменты контроллинга.
Таблица 2
Система показателей контроллинга
Система Направления детализации
Логико-дедуктивные системы
Du-Pont Рентабельность оборота и оборачиваемость капитала
Плюс: простота применения и ориентация на повышение рентабельности Минус: ориентирован на максимизацию прибыли в краткосрочной перспективе; модель не позволяет оценить, за счет изменения числителя или знаменателя изменился показатель рентабельности или оборачиваемости
ZVEI Анализ развития (объем бизнеса, оценка персонал, результативность) и структурный анализ (рентабельность и ликвидность)
Плюс: наличие каталога показателей с объяснением порядка их расчета и особенностей применения Минус: наличие около 200 показателей (часть из которых - вспомогательные) усложняет практическое применение
Показатели годовой отчетности, корпоративного контроллинга, стратегического контроллинга
Плюс: меньшая громоздкость по сравнению с ZVEI Минус: ключевые показатели -рентабельность и ликвидность; недостаточное внимание уделено немонетарным показателям.
Эмпирико-индуктивные системы
BSC Сбалансирован ная система показателей Финансы, рынок/клиенты, внутренние процессы и производство, сотрудники/инфраструктур
Плюс: система охватывает основные аспекты деятельности организации; ориентирована на наличие обратной связи между уровнями управления. Минус: полученная информация может быть искажена в силу ряда ограничений и условностей в процессе прогнозирования; внедрение системы должно проводиться параллельно с дополнительными управленческими воздействиям
Список литературы:
1 Безрукова Т.Л. Контроллинг как система информационно-аналитической поддержки стратегического управления / Т. Л. Безрукова, П. А. Петрова // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2011. - № 3. - С. 32-39.
2 Гершун А.М. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. - 2-е изд., расшир. / Под ред. А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2011. 128 с.
3 Гершун А.М., Горский М.В. Технологии сбалансированного управления. М.: МАГ КОНСАЛТИНГ, 2011. 409 с.
4 Гританс Я. М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты (практическое пособие по управленческому и финансовому консультированию). 2- изд. М.: Волтерс Клувер, 2012. 224 с.
5 Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Данилочкиной Н.Г. М.: ЮНИТИ, 2012. 279 с.
6 Дорожная карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Минэкономразвития России, 2014. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/smallBusiness/ (дата обращения: 16.04.2015).
7 Ермоленко В.В., Ермоленко Д.В., Савченко А.П. Контроллинг как инструмент менеджмента управленческих знаний корпорации // Научный журнал КубГАУ. 2010. №58 (04). С. 9.
8 Мирошниченко М.А., Мирошниченко А.А. Интеграция сбалансированной системы показателей и системы менеджмента качества // Научный журнал КубГАУ. [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №07(101). URL: http://ej.kubagro.ru/2014/07/ pdf/83.pdf. 22
9 Региональный сектор экономики знаний: проблемы формирования и управления: монография/ В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян, Р.М. Закарян, Д.В. Ланская, А.П. Савченко. Под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. 381 с.
10 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. 990 с.