ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
тирования выбрать из множества вариантов конструкций покрытий временных дорог конструкцию, которая обеспечит наименьшее давление на лесные почво-грунты.
Библиографический список
1. Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог в условиях леса / В.К. Курьянов, Н.И. Чубов, Д.Н. Афоничев и др. // Экология и безопасность жизнедеятельности: сб. научн. тр. ВГТА. - Воронеж, 1997. - С. 29-33.
2. Чертов, О.Г Экологические аспекты проблемы размещения лесотранспортных сетей постоянно действующих лесных предприятий / О.Г Чертов, Е.Г. Гладков,
Е.С. Никитина // Сухопутный транспорт леса: сб. научн. тр. ЛТА. - СПб., 1994. - С. 58-62.
3. Афоничев, Д.Н. Снижение воздействия временных автомобильных дорог на лесные экосистемы / Д.Н. Афоничев // Леса Белоруссии и их рацио-
нальное использование: Матер. междунар. научно-техн. конф. БГТУ - Минск, 2000. - С. 422-424.
4. Матвеев, С.М. К методике оценки рекреационных участков по степени уплотнения почвы / С.М. Матвеев // Комплексная продуктивность лесов и организация многоцелевого (многопродуктивного) лесопользования: Тез. Всеросс. конф. ВГЛТА. - Воронеж, 1996. - С. 54-56.
5. Временные лесовозные дороги / Ю.М. Анастасюк, Е.А. Юдин, Н.А. Яковлев и др. // Лесная промышленность. - 1989. - № 11. - С. 20-21.
6. Курьянов, В.К. Совершенствование проектных решений сборных покрытий автомобильных дорог в системе автоматизированного проектирования / В.К. Курьянов, Д.Н. Афоничев. - Воронеж: ВГЛТА, 2000. - 180 с.
7. Жемочкин, Б.Н. Практические методы расчета фундаментальных балок и плит на упругом основании / Б.Н. Жамочкин, А.П. Синицын. - М.: Стройиздат, 1962. - 232 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
лесной транспортной СЕТИ
М.Э. ИВАНОВА, асп. каф. транспорта леса МГУЛ
Одной из важнейших задач в становлении лесного кластера является достижение оптимального уровня развития транспортной сети и плотности транзитных путей, среди которых - судоходные реки, железные дороги широкой колеи, автомобильные дороги федерального и регионального значения. Автомобильные дороги регионального значения подразделяются на дороги общего [1] и необщего (специализированного) пользования, в том числе лесные дороги.
Характеристики автомобильных дорог общего пользования определяются в соответствии со СНиП 2.05.02.-85 «Автомобильные дороги» [2] и Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52398-2005 [3], разработанным техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство». На дороги промышленных предприятий распространяется СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт» [4].
При проектировании действующих лесовозных и лесохозяйственных дорог использовались нормативы, установленные
mivanova008@rambler. ru «Инструкцией по проектированию лесозаготовительных предприятий» - ВСН 01-82 [5] и «Инструкцией по проектированию лесохозяйственных автомобильных дорог» - ВСН 07-82 [6].
Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2007 г., внес значительные изменения в лесные отношения. Эти изменения затрагивают вопросы создания и эксплуатации лесной инфраструктуры. Признано нецелесообразным разделять лесные дороги на лесовозные и лесохозяйственные и иметь отдельные системы их классификации.
В соответствии с частью 8 статьи 83 ЛФ РФ Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработаны методические и инструктивные материалы об осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по созданию и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов, включающие:
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011
91
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
- индикативные нормативы денежных затрат на создание лесных дорог класса IV-ЛД по субъектам Российской Федерации на 2009-2010 гг.;
- классификацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов, расположенных на землях лесного фонда;
- виды работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях лесного фонда;
- нормативы денежных затрат на содержание и ремонт лесных дорог, предоставляемых из федерального бюджета за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и правила их расчета;
- методические рекомендации по планированию размещения лесных дорог;
- свод правил по проектированию лесных дорог необщего пользования;
- технико-экономическое обоснование нормативов затрат на строительство 1 км лесной дороги класса IV-ЛД.
Методические материалы находятся на рассмотрении и пока еще не вступили в действие. Они устанавливают новую классификацию лесных дорог и правила их эксплуатации.
В предлагаемой классификации лесные дороги подразделяются на классы (I-ЛД, II-ЛД, III-ЛД и IV-ЛД). В отдельный класс по условиям функционального назначения выделяются дороги IV-ЛД класса. Этот класс дорог предназначен для обеспечения проведения противопожарных мероприятий на территориях лесного фонда, не охваченных хозяйственной деятельностью. Дороги выполняются по упрощенной конструктивной схеме - однополосные с разъездами, без дорожного покрытия. При пересечении водотоков устраиваются малые искусственные сооружения.
Вместе с тем развитие сети лесных дорог в субъектах РФ требует дальнейшего совершенствования федерального законодательства. Автомобильные дороги общего пользования - это дороги, обеспечивающие
движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам) [7]. Они находятся на балансе органов управления дорожным хозяйством.
Лесные же дороги являются дорогами необщего пользования, создаются на землях лесного фонда, а также на землях иных категорий, на которых располагаются леса. Лесные дороги представляют единую транспортную сеть, соединяющую лесные массивы лесничеств и лесопарков, лесные участки и иные лесохозяйственные объекты (лесопожарные и лесосеменные центры, крупные лесные питомники, объекты единого генетико-селекционного комплекса и т.д.) между собой и с путями движения транспорта общего пользования [8].
Лесозаготовительные предприятия для поддержания деятельности вынуждены содержать существующие дороги в пригодном для эксплуатации состоянии и строить новые. Отнесение затрат на строительство дорог на себестоимость заготавливаемой древесины приводит к ее резкому удорожанию. Постановка построенных лесных дорог на баланс предприятия увеличивает налог на имущество.
В этой связи, по мнению лесопользователей, остается неурегулированным вопрос о собственнике построенных лесных дорог. Собственником леса является государство. Если дорога построена на территории государственного леса, то надо ее передать в собственность государства со всеми последствиями, т.е. вернуть предприятию затраты на строительство, сняв с предприятия затраты на амортизацию. Наличие дороги обеспечивает арендатору возможность эффективнее выполнять свои функции по лесопользованию (и платить налоги от полученного дохода), собственнику леса - государству - получать повышенную арендную плату за счет сдачи в аренду лесного участка, обеспеченного транспортной инфраструктурой (и налог от повышенного дохода лесопользователя).
Проанализируем сегодняшнее состояние лесных дорог на примере лесной дорожной сети Рязанской области (рис. 4).
92
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
■ лесохозяйственные ■ лесовозные
■ дороги общего пользования ■ лесовозные УЖД
Рис. 1. Протяженность транспортной сети по всем типам дорог
5 %
95 %
■ с твердым покрытием ■ грунтовые
Рис. 2. Протяженность автомобильных дорог по видам покрытия
180 %
- 160 % | о
1- 140 % § ч « о и н
(D
V
ы
а ч s и
03 « о 00 Л
4 О
а
о
5
- 120 %
- 100 %
- 80 % - 60 %
- 40 %
- 20 %
0 %
Плотность по всем дорогам
Использование РЛ
Рис. 3. Сравнение плотности существующих автодорог с ежегодным объемом использования лесов
В настоящее время в Рязанской области основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины, являются дороги общего пользования и специализированные дороги, построенные лесозаготовителями. Они связывают места главных рубок леса и отдельные лесные кварталы с пунктами вывозки древесины и лесными поселками. Расстояние вывозки до пунктов переработки составляет от 30 до 180 км.
По состоянию на 1 января 2010 г. в лесничествах области имелось 10390 км всех видов дорог [9]. Железных дорог - 157,7 км, из них узкой колеи - 46 км, и автомобильных дорог - 10162 км (рис. 1).
При этом доля грунтовых дорог составляет 95 % от всех автомобильных дорог области (рис. 2). Из них круглогодового действия 1985 км (21 %). Преобладающие грунтовые дороги в лесах не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011
93
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Таблица 1
Показатели заготовки древесины и плотность дорог в Рязанской области
Наименование лесничеств Плотность автомобильной сети дорог, км/100 га Годовой объем заготовки (2009 г.), тыс. кбм Расчетная лесосека (РЛ), тыс. кбм Использование РЛ, %
по всем типам дорог в т.ч. круглогодового действия
Бельковское 1,73 0,42 103,2 89,7 115
Ерахтурское 1,24 0,54 61,7 93,1 66
Ермишинское 1,19 0,32 58,3 136,5 43
Касимовское 1,57 0,06 61,4 81,1 76
Клепиковское 0,37 0,29 45,1 35,1 128
Кораблинское 1,58 0,69 3,7 52,2 7
Криушинское 1,29 0,30 36,4 39,9 91
Можарское 1,28 0,31 20,3 97,6 21
Первомайское 1,12 0,05 23,6 119,1 20
Ряжское 1,09 0,33 7,2 26,1 28
Рязанское 1,30 0,03 4,9 46,8 10
Сасовское 1,19 0,01 127,5 153,2 83
Солотчинское 1,38 1,26 42,5 81,7 52
Спасское 1,21 0,04 48,8 120 41
Тумское 1,00 0,07 72,8 66,4 110
Шацкое 1,09 0,27 20,7 93,5 22
Шелуховское 1,17 0,04 17,8 71,8 25
Шиловское 0,41 0,18 15,6 15,6 100
Нижне-Окское 0,00 0,00 9,9 59,7 17
Всего: 1,16 0,27 781,0 1479,3 53
Грунтовые дороги в лесу служат максимум 4-5 лет, затем разрушаются, и их нужно капитально ремонтировать.
Для освоения расчетной лесосеки в целях заготовки спелых и перестойных лесных насаждений независимо от породного состава в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 30-35 % дорог с твердым покрытием, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование. При ведении интенсивного лесного хозяйства обеспеченность лесными дорогами является базовым условием осуществления нормативных рубок ухода за лесом.
В среднем по Рязанской области обеспеченность лесного фонда автомобильными дорогами составляет 1,16 км на 100 га площади лесного фонда.
По отдельным лесничествам протяженность дорог на 100 га площади лесного фонда варьируется. Наибольшая насыщенность дорогами отмечается в Бельковском лесничестве (1,73 км на 100 га лесного фонда), наименьшая - в Клепиковском (0,37 км на 100 га лесного фонда).
Результаты сопоставления плотности существующих дорог с ежегодным объемом использования лесов по лесничествам, представлены в табл. 1.
В Шиловском и Клепиковском лесничествах наименьшая плотность автомобильных дорог на 100 га площади лесного фонда (0,41 и 0,37 км/100 га соответственно), при этом расчетная лесосека в лесничествах используется на 100 % и 128 % (переруб). В Кораблинском лесничестве плотность дорог соответствует нормативной - 1,58 км/100 га, а расчетная лесосека используется всего на 7 % (рис. 3).
Снижение цен и обеспечение конкурентоспособности производства напрямую связано с возможностями вывоза заготовленной древесины. Наличие развитой дорожной сети круглогодового действия способно обеспечить высокую эффективность деятельности всего лесного сектора Рязанской области.
Важнейшим элементом технической доступности лесных ресурсов и экономически эффективной лесозаготовки является сеть дорог общего пользования и лесных дорог.
94
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Таблица 2
Протяженность существующих дорог и необходимый ежегодный объем строительства лесных дорог
Наименование лесничеств Допустимый годовой объем заготовки, тыс. кбм Запас на 1 га, кбм Протяженность существующих дорог, км Ежегодная потребность в строительстве дорог, км
всего автомобиль- ных из них с твердым типом покрытия в зоне ЛПЭ в зоне ЛХ
Бельковское 89,7 149 1413 1413 74 5 7
Ерахтурское 93,1 152 464 449 5 6 7
Ермишинское 136,5 155 756 742 8 8 10
Касимовское 81,1 158 954 941 13 5 6
Клепиковское 35,1 157 293 193 110 2 3
Кораблинское 52,2 187 316 316 24 3 3
Криушинское 39,9 135 586 568 18 3 3
Можарское 97,6 184 518 518 5 5 6
Первомайское 119,1 210 555 535 13 5 7
Ряжское 26,1 204 195 195 6 1 1
Рязанское 46,8 205 321 321 4 2 3
Сасовское 153,2 166 838 824 10 8 11
Солотчинское 81,7 147 808 808 75 5 6
Спасское 120 163 688 688 10 7 8
Тумское 66,4 164 513 493 35 4 5
Шацкое 93,5 183 744 744 10 5 6
Нижне-Окское 59,7 165 315 313 7 3 4
Шелуховское 71,8 193 112,9 101,2 44 3 4
Шиловское 15,6 154 - - - 1 1
Итого по Рязанской области 1479,3 166 10390 10162 471 79 101
Многолетней практикой и нормами технологического проектирования установлено, что для организации регулярного лесопользования и ведения лесного хозяйства, рационального использования лесосырьевых запасов необходимое качество дорожного покрытия - 30-35 % дорог с твердым типом покрытия и надлежащая плотность лесных дорог должна составлять на 100 га лесной площади:
- в зоне лесопромышленной эксплуатации (ЛПЭ) 0,8-1,0 км;
- в зоне интенсивного ведения лесного хозяйства (ЛХ) 0,9-1,4 км.
Проектирование лесных дорог должно осуществляться с учетом существующих дорог, размещения объемов предстоящих работ, осуществляемых предприятиями лесного хозяйства и лесопользователями.
Плановый ежегодный объем строительства лесных дорог в зоне лесопромыш-
ленной эксплуатации для максимального использования расчетной лесосеки, рассчитанный по усредненным нормативам, определялся по формуле
L = 9-(V / S ).
Плановый ежегодный объем строительства лесных дорог в зоне интенсивного ведения лесного хозяйства, рассчитанный по усредненным нормативам, определялся по формуле
L = 11,5^(V / S ).
пл заг га
В приведенных формулах
V - годовой объем заготовки, тыс. м3 S - средний запас на 1 га, м3
Ежегодная потребность в строительстве лесных дорог в зонах ЛПЭ и ЛХ по лесничествам приведена в табл. 2. Расчет потребности лесных дорог выполнен без разделения их по классам.
Плановая ежегодная потребность в строительстве лесных дорог составляет в
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011
95
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Таблица 3
Планируемые объемы строительства и реконструкции лесных дорог до 2018 г.
Протяженность, км Стоимость в ценах 2010 г, млн руб.*
Класс лесной дороги Строительство Реконструкция Строительство Реконструкция
i-лд 4,5 41,7 54,0 400,3
II-ЛД 5,2 41,3 36,4 231,3
Ш-ЛД 32,0 144,2 176,0 634,5
IV-ЛД 11,9 43,5 - -
Итого 53,6 270,7 266,4 1266,1
*- ориентировочная стоимость строительства 1 км лесных дорог предоставлена Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
зоне лесопромышленной эксплуатации -79 км/год, в зоне интенсивного ведения лесного хозяйства - 101 км/год.
В Рязанской области строительство новых лесных дорог ведется в небольших объемах, так как общая плотность автомобильных дорог составляет 1,16 км на 100 га. Протяженность всех дорог круглогодового действия около 0,27 км на 100 га. Средняя протяженность дорог с твердым покрытием всего 0,05 км на 100 га.
Планируется до 2018 г. строительство
53,6 км лесных дорог разных классов и реконструкция 270,7 км существующих лесных дорог. Капитальные вложения составляют более 1500 млн руб.
Лесная дорога является технологической магистралью леса. По ней ведутся все транспортные перемещения техники, людей, продукции. Качество лесной грунтовой дороги зависит от почвы и климата. В жаркое время сухая грунтовая дорога сильно пылит при проезде автомобилей, что ухудшает видимость. Весной и осенью часто разрушается влагой. В низких местах образуются ухабы, выбоины, глубокие колеи, заполненные водой. Большинство грунтов при увлажнении размягчаются, продавливаются колесами, что вызывает образование колеи, возрастание сопротивления качению колес и ухудшение их сцепления с дорогой. На песчаных участках глубокий песок рассыпается от вращения колес и оказывает сопротивление движению автомобиля. Сухие песчаные участки преодолеть трудно или вообще невозможно, влажные плотнее и держат лучше, но недолго.
Таким образом, наличие лесных дорог с переходным или твердым типом покрытия гарантирует ведение лесозаготовительных и лесохозяйственных работ круглогодично, что обеспечит ритмичную загрузку сырьем деревообрабатывающих предприятий; позволит реализовывать стратегические планы развития, увеличивать объемы производства, создавать новые рабочие места, организовывать глубокую переработку древесины, полученной от лесозаготовок в производстве продукции деревообработки, утилизировать отходы и невостребованную низкотоварную древесину, а также проводить комплекс лесоохранных и лесозащитных мероприятий.
К тому же, чтобы снизить затраты на самую дорогую операцию (трелевка леса) при заготовке древесины, затраты на вывозку леса, необходимо восстановить старые лесовозные дороги при параллельном осуществлении ремонта и реконструкции имеющейся дорожной сети. Затраты же, понесенные на выполнение этих видов работ, будут не всегда окупаться. Именно поэтому крайне актуальной является задача использования лесных дорог для развития дорог общего пользования.
При условии включения лесных дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения или в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на их строительство и реконструкцию по предложению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут выделяться субсидии в соответствии с утвержденными
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011
97