Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУAТAЦИOННЫХ СВOЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТOПЛИВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУAТAЦИOННЫХ СВOЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТOПЛИВ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДСОРБЦИЯ / AДСOРБЦИOННАЯ ДЕAРOМAТИЗAЦИЯ / ПАУ / СИЛИКАГЕЛЬ / МЕРКАПТАН / КAМЕРА СГOРЕНИЯ ДВИГAТЕЛЯ / ДЕСОРБЦИЯ / ADSORPTION / ADSORPTION DEAROMATIZATION / PAHS / SILICA GEL / MERCAPTAN / A COMBUSTION CHAMBER OF THE ENGINE / DESORPTION

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Бозоров Г. Р., Шароббоев М. Г.

В статье исследованы спoсoбы деaрoмaтизaции дизельнoгo тoпливa нa oпытнoй устaнoвке в лaбoрaтoрных услoвиях с применением aктивирoвaннoгo силикaгеля КСК и дoведением сoдержaния aрoмaтических углевoдoрoдoв сooтветствия дизельнoгo тoпливу 3 клaссу Еврoстaндaртa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE CHEMICAL AND OPERATIONAL PROPERTIES OF DIESEL FUELS

The article studies a method of dearomatization of diesel fuel on a pilot plant in the laboratory using activated silica gel KSK and bringing the content of aromatic hydrocarbons corresponding to diesel fuel class 3 of European Standard.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУAТAЦИOННЫХ СВOЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТOПЛИВ»

УДК 665.5

Бозоров Г.Р., к.т.н.

доцент Шароббоев М.Г. студент магистратуры Бухарский инженерно-технологический институт

Республика Узбекистан, г. Бухара ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУAТAЦИOННЫХ СВOЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

Аннотация: в статье исследованы cnoco6u деaрoмaтизaции dmenhHozo momma Ha oпыmнoй ycmaHoeKe в лaбoрaтoрных услoвиях с применением aкmивирoвaннoгo силишгеля КСК и дoведением сoдержaния aрoмamических углевoдoрoдoв сoomвеmсmвия дизелhнoгo mommy 3 клaссу Еврoсmaндaрma.

Ключевые слова: адсорбция, aдсoрбциoнная деaрoмamизaция, ПАУ, силикагель, меркаптан, тмера сгoрения двигamеля, десорбция.

Bozorov G.R., c.t.s., associate professor Sharobboyev M.G., master student Bukhara engineering-technological institute

Uzbekistan, Bukhara THE STUDY OF THE CHEMICAL AND OPERATIONAL PROPERTIES OF DIESEL FUELS

Abstract: the article studies a method of dearomatization of diesel fuel on a pilot plant in the laboratory using activated silica gel KSK and bringing the content of aromatic hydrocarbons corresponding to diesel fuel class 3 of European Standard.

Keywords: adsorption, adsorption dearomatization, PAHs, silica gel, a mercaptan, a combustion chamber of the engine, desorption.

Основными требованиями, предъявляемыми к качеству дизельных топлив, являются снижение содержания серы и ароматических углеводородов, особенно полициклических (ПАУ).

Всемирной топливной Хартией предлагается нормировать как общее содержание ароматических углеводородов, так и отдельно ПАУ. Европейский стандарт на дизельное топлива EN 590 (это Евро 2, Евро 3) Евро 4, Евро 5 не нормирует общее содержание ароматических углеводородов, а нормирует содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ).

Столь пристальное внимание к содержанию ароматических углеводородов в дизельных топливах не случайно, так как от него зависит количество твердых частиц и несгоревших углеводородов в отработавших газах дизелей.С эколгической точки зрения наиболее опасными являются полициклические арома.тические углеводороды. Источником их

oбрaзoвaния являются ПAУ, сoдержaщиеся в сaмoм тoпливе, a тaкже oбрaзующиеся в гамере сгoрaния двигaтеля. Синтез ПAУ в кaмере сгoрaния прoисхoдит ш oснoве мoлекулярных aссoциaций aрoмaтических углевoдoрoдoв и смoл[1].

Aдсoрбциoннo-криoскoпическим метoдoм (ЛКМ) устaнoвленo следующее сoдержaние углевoдoрoдoв, (%): aрoмaтических углевoдoрoдoв -26,50, н-пaрaфинoвых углевoдoрoдoв - 4,00, изo-пaрaфинoвых углевoдoрoдoв+нaфтенoвых - 69,50.

В качестве адсорбента выбран силикагель как. Деароматизацию исходного дизельного топлива на опытной установке в лабораторных условиях проводили адсорбционным методом.

Таблица 1.

Физикс-химические пoкaзaтели исхoднoгo и деaрoмaтизирoвaннoгo тoпливa

Наименование показателей Исходного топлива Деароматизированного до 20% топлива

п20 1,4650 1,4578

л20 0,860 0,840

Для соответствия полученного топлива по содержанию полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) требованиям Евростандарта-3 была выделена вся суммааренов из топлива и фракционирована на моно- (МАУ), би- (БАУ) и ПАУ по видоизменной методике ВНИИНП (РФ) с использованием жидкостно-адсорбционной хроматографии на дегидратированном активированном силикагеле КСК (фр.

0.25-0,5 мм).

Четкость разделения контролировали по показателю преломления десорбентов. Фракции собирали по 25 мл, растворители отгоняли на водяной бане, затем определяли показатели преломления.

Адсорбционный метод является простым и доступным методом. Использование криоскопических методов выделения и анализ ароматических углеводородов (разработки ИОНХ АН РУз) делает этот метод высокоэффективным и прецизионным (точность криоскопических методов ±0,02%). Кроме того, силикагель легко регенерируется и его многократно можно использовать в процессах адсорбции и десорбции[2].

В сегодняшнем представлении по Евростандарту требуется указание только трициклических или полициклических ароматических углеводородов, которое не должно превышать 11% масс. В нашем случае при улучшении качеств дизельного топлива адсорбционной деароматизацией в лабораторных условиях достигнуто количество ПАУ 10,80% масс.

Использованные источники:

1. Митусова Т.Н., Сафонова Е.Е., Бармина Л.В., Брагина Г.А. Ароматические углеводороды дизельных топлив. Нефтепереработка и нефтехимия, М.: Химия, 2005.

2. Дизельное топливо, соответствующее Европейским требованиям. Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2002.

УДК 665.5

Бозоров Г.Р., к.т.н.

доцент Зоиров А. А. студент магистратуры Бухарский инженерно-технологический институт

Республика Узбекистан, г. Бухара ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ АБСОРБЦИИ (НТА)

Аннотация: в статье изучены основные факторы (давление и температура процесса; предварительное насыщение абсорбента; фракционный состав и удельный расход используемого абсорбента и др), влияющие на процесс низкотемпературной абсорбции.

Ключевые слова: абсорбент, пропан, расход, газовый бензин, насыщение, давление, температура.

Bozorov G.R., c.t.s., associate professor Zoirov A.A., master student Bukhara engineering-technological institute

Uzbekistan, Bukhara THE MAIN FACTORS INFLUENCING LOW-TEMPERATURE

ABSORPTION (LTA)

Abstract: the article studies the main factors (pressure and temperature of the process; pre-saturation of the absorbent; fractional composition and specific consumption of the used absorbent, etc.) affecting the process of low-temperature absorption

Keywords: absorbent, propane, consumption, gas gasoline, saturation, pressure, temperature.

На эффективность процесса НТА оказывают влияние следующие основные факторы: давление и температура процесса; предварительное насыщение абсорбента; фракционный состав и удельный расход используемого абсорбента и др.

Опыт эксплуатации НТА показал, что применение пропанового холодильного цикла с изотермой испарения пропана от минус 30 до минус 40оС позволяет при соответствующем расходе абсорбента обеспечить извлечение 40-50 % этана, до 95 % пропана и 100 % газового бензина.

Давление в абсорбционных аппаратах на отечественных установках НТА по разделению природных газов поддерживается до 5,5 МПа, при переработке нефтяных газов - до 4 МПа. Повышение давления в абсорбере приводит к увеличению излечения легких компонентов газа, в результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.