УДК 665.5
Бозоров Г.Р., к.т.н.
доцент Шароббоев М.Г. студент магистратуры Бухарский инженерно-технологический институт
Республика Узбекистан, г. Бухара ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУAТAЦИOННЫХ СВOЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ
Аннотация: в статье исследованы cnoco6u деaрoмaтизaции dmenhHozo momma Ha oпыmнoй ycmaHoeKe в лaбoрaтoрных услoвиях с применением aкmивирoвaннoгo силишгеля КСК и дoведением сoдержaния aрoмamических углевoдoрoдoв сoomвеmсmвия дизелhнoгo mommy 3 клaссу Еврoсmaндaрma.
Ключевые слова: адсорбция, aдсoрбциoнная деaрoмamизaция, ПАУ, силикагель, меркаптан, тмера сгoрения двигamеля, десорбция.
Bozorov G.R., c.t.s., associate professor Sharobboyev M.G., master student Bukhara engineering-technological institute
Uzbekistan, Bukhara THE STUDY OF THE CHEMICAL AND OPERATIONAL PROPERTIES OF DIESEL FUELS
Abstract: the article studies a method of dearomatization of diesel fuel on a pilot plant in the laboratory using activated silica gel KSK and bringing the content of aromatic hydrocarbons corresponding to diesel fuel class 3 of European Standard.
Keywords: adsorption, adsorption dearomatization, PAHs, silica gel, a mercaptan, a combustion chamber of the engine, desorption.
Основными требованиями, предъявляемыми к качеству дизельных топлив, являются снижение содержания серы и ароматических углеводородов, особенно полициклических (ПАУ).
Всемирной топливной Хартией предлагается нормировать как общее содержание ароматических углеводородов, так и отдельно ПАУ. Европейский стандарт на дизельное топлива EN 590 (это Евро 2, Евро 3) Евро 4, Евро 5 не нормирует общее содержание ароматических углеводородов, а нормирует содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ).
Столь пристальное внимание к содержанию ароматических углеводородов в дизельных топливах не случайно, так как от него зависит количество твердых частиц и несгоревших углеводородов в отработавших газах дизелей.С эколгической точки зрения наиболее опасными являются полициклические арома.тические углеводороды. Источником их
oбрaзoвaния являются ПAУ, сoдержaщиеся в сaмoм тoпливе, a тaкже oбрaзующиеся в гамере сгoрaния двигaтеля. Синтез ПAУ в кaмере сгoрaния прoисхoдит ш oснoве мoлекулярных aссoциaций aрoмaтических углевoдoрoдoв и смoл[1].
Aдсoрбциoннo-криoскoпическим метoдoм (ЛКМ) устaнoвленo следующее сoдержaние углевoдoрoдoв, (%): aрoмaтических углевoдoрoдoв -26,50, н-пaрaфинoвых углевoдoрoдoв - 4,00, изo-пaрaфинoвых углевoдoрoдoв+нaфтенoвых - 69,50.
В качестве адсорбента выбран силикагель как. Деароматизацию исходного дизельного топлива на опытной установке в лабораторных условиях проводили адсорбционным методом.
Таблица 1.
Физикс-химические пoкaзaтели исхoднoгo и деaрoмaтизирoвaннoгo тoпливa
Наименование показателей Исходного топлива Деароматизированного до 20% топлива
п20 1,4650 1,4578
л20 0,860 0,840
Для соответствия полученного топлива по содержанию полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) требованиям Евростандарта-3 была выделена вся суммааренов из топлива и фракционирована на моно- (МАУ), би- (БАУ) и ПАУ по видоизменной методике ВНИИНП (РФ) с использованием жидкостно-адсорбционной хроматографии на дегидратированном активированном силикагеле КСК (фр.
0.25-0,5 мм).
Четкость разделения контролировали по показателю преломления десорбентов. Фракции собирали по 25 мл, растворители отгоняли на водяной бане, затем определяли показатели преломления.
Адсорбционный метод является простым и доступным методом. Использование криоскопических методов выделения и анализ ароматических углеводородов (разработки ИОНХ АН РУз) делает этот метод высокоэффективным и прецизионным (точность криоскопических методов ±0,02%). Кроме того, силикагель легко регенерируется и его многократно можно использовать в процессах адсорбции и десорбции[2].
В сегодняшнем представлении по Евростандарту требуется указание только трициклических или полициклических ароматических углеводородов, которое не должно превышать 11% масс. В нашем случае при улучшении качеств дизельного топлива адсорбционной деароматизацией в лабораторных условиях достигнуто количество ПАУ 10,80% масс.
Использованные источники:
1. Митусова Т.Н., Сафонова Е.Е., Бармина Л.В., Брагина Г.А. Ароматические углеводороды дизельных топлив. Нефтепереработка и нефтехимия, М.: Химия, 2005.
2. Дизельное топливо, соответствующее Европейским требованиям. Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2002.
УДК 665.5
Бозоров Г.Р., к.т.н.
доцент Зоиров А. А. студент магистратуры Бухарский инженерно-технологический институт
Республика Узбекистан, г. Бухара ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ АБСОРБЦИИ (НТА)
Аннотация: в статье изучены основные факторы (давление и температура процесса; предварительное насыщение абсорбента; фракционный состав и удельный расход используемого абсорбента и др), влияющие на процесс низкотемпературной абсорбции.
Ключевые слова: абсорбент, пропан, расход, газовый бензин, насыщение, давление, температура.
Bozorov G.R., c.t.s., associate professor Zoirov A.A., master student Bukhara engineering-technological institute
Uzbekistan, Bukhara THE MAIN FACTORS INFLUENCING LOW-TEMPERATURE
ABSORPTION (LTA)
Abstract: the article studies the main factors (pressure and temperature of the process; pre-saturation of the absorbent; fractional composition and specific consumption of the used absorbent, etc.) affecting the process of low-temperature absorption
Keywords: absorbent, propane, consumption, gas gasoline, saturation, pressure, temperature.
На эффективность процесса НТА оказывают влияние следующие основные факторы: давление и температура процесса; предварительное насыщение абсорбента; фракционный состав и удельный расход используемого абсорбента и др.
Опыт эксплуатации НТА показал, что применение пропанового холодильного цикла с изотермой испарения пропана от минус 30 до минус 40оС позволяет при соответствующем расходе абсорбента обеспечить извлечение 40-50 % этана, до 95 % пропана и 100 % газового бензина.
Давление в абсорбционных аппаратах на отечественных установках НТА по разделению природных газов поддерживается до 5,5 МПа, при переработке нефтяных газов - до 4 МПа. Повышение давления в абсорбере приводит к увеличению излечения легких компонентов газа, в результате