Научная статья на тему 'Исследование факторов выбора грузоподъемности автомобилей в логистической системе'

Исследование факторов выбора грузоподъемности автомобилей в логистической системе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
408
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автотранспорт / показатели работы / грузоподъемность / логистическая система
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of a choice of the automobile carrying capacity in the logistics system are considered. The mathematical model of the logistics system operation with an effectiveness criterionas a minimum of the costs is constructed. The regression model of the logistics system operation is determined. The model of carrying capacity determination of the automobile in the logistics system in conditions of urban freight transportation is offered.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов выбора грузоподъемности автомобилей в логистической системе»

УДК 656.13:658

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

А.Н. Горяинов, доцент, к.т.н., ХНАГХ,

П.В. Кравцов, инженер, ООО «Институт Харьковпроект»

Аннотация. Рассмотрены вопросы выбора грузоподъемности автомобиля в логистической системе. Построена математическая модель функционирования логистической системы с критерием эффективности минимум затрат. Определена регрессионная модель функционирования логистической системы. Предложена модель определения грузоподъемности автомобиля в логистической системе в условиях городских перевозок грузов.

Ключевые слова: автотранспорт, показатели работы, грузоподъемность, логистическая система.

Введение

Принципы логистической системы требуют системного рассмотрения процессов производства, хранения, транспортирования и потребления готовой продукции. Между указанными процессами наблюдается четкое взаимодействие. Поэтому весьма важно установить функциональную зависимость между параметрами этих процессов и определить их оптимальные значения [1].

Одним из важных параметров функционирования логистической системы, с точки зрения транспортирования, является грузоподъемность используемых транспортных средств. Определение грузоподъемности автомобилей является сложной задачей и зависит от большого количества факторов. Увеличение количества таких факторов при логистическом подходе к определению грузоподъемности приводит к необходимости пересмотра существующих методик и разработке новых.

Анализ публикаций

Существующие подходы к определению грузоподъемности транспортных средств в большинстве своем основаны на характеристиках грузопотоков. Основным параметром, который учитывается при определении грузоподъемности, выступает размер партии груза [2]. Остаются за рамками исследований параметры, которые бы характеризовали технологические особенности различных транспортных средств, а также особенности работы участников логистической системы, которых обслуживает транспорт.

Цель и постановка задачи

Наибольшие затруднения в выборе грузоподъемности автомобилей наблюдаются в городских условиях перевозок грузов. Это можно объяснить большим разнообразием возможных вариантов доставки грузов, условий выполнения перевозок. Поэтому определение грузоподъемности автомобиля рассмотрим на примере логистической системы на стадии распределения товаров. С этой целью в рамках данной статьи проанализируем существующие зависимости определения грузоподъемности автомобилей, разработаем модель функционирования логистической системы.

Результаты исследований

Согласно [3] при выборе подвижного состава исходят из требования обеспечения минимума затрат, прямо или косвенно связанных с доставкой грузов. Схема основных факторов, которые влияют на выбор подвижного состава, представлена на рис. 1, схема затрат, связанных с перевозкой грузов, представлена на рис. 2 [3].

Как следует из схем, в качестве факторов не рассматриваются технологии доставки грузов, в качестве затрат не учитываются затраты участников логистической системы.

Наиболее важным фактором, который определяет выбор грузоподъемности подвижного состава, является партионность перевозок. При организации перевозок необходимо стремиться, чтобы грузоподъемность автомобиля равнялась или была больше размера перевозимой партии груза [3].

Рис. 1. Классификация факторов выбора подвижного состава

Затраты, связанные с перевозкой грузов

Себестоимость пере- Возможные Размер матери- Затраты на Капиталовло-

возки, затраты на по- количест- альных средств, вспомогатель- жения в под-

грузочно- венные и находящихся в ные средства, вижной состав,

разгрузочные работы, качествен- обороте, и из- обеспечиваю- погрузочно-

транспортно- ные потери держки, связан- щие транспорт- разгрузочные

экспедиционные опе- грузов в ные с хранени- ный процесс средства, склад-

рации и дорожную процессе ем грузов (контейнеры, ское хозяйство

составляющую доставки поддоны и пр.) и пр.

Рис. 2. Классификация затрат выбора варианта организации перевозок и подвижного состава

Таблица 1 Зависимости определения грузоподъемности (размера партии) автомобиля (груза)

Автор Зависимость

Смехов А. А. . 1ле+сд ’""У с, /0 - тариф на перевозку транспортной партии груза, грн/отправка; 2 - норма поставки потребителю, т; СЬ - стоимость «хранения» единицы груза в подвижном составе, грн/сут; Сх - стоимость хранения единицы груза для потребителя, грн/сут; Ь0 - постоянная, которая определяется методами регрессионного анализа.

Бурмистров В.Г. ¡2аТ Яшт - у Ь а - транспортные расходы на перевозку одной партии товаров; Т - планируемый объем поступлений по изучаемой группе товаров; Ь - расходы на хранение среднего товарного запаса.

Колпаков В.М. /2 КУ 1 Б ^ \ б \ +а К - накладные расходы, связанные с размещением заказа и поставкой партии; V - средняя потребность в продукции; Б - издержки содержания продукции в единицу времени; а - дефицит.

Воркут А.И. а - 1 1 {а™1г-е- + а / 1 У опт \ , , 1 п пос п-з 1 V ЬпоА 1 Р ) 1ге - расстояние груженого пробега; 1п-з - затраты подготовительно-заключительного времени; 1 т - время на погрузку-разгрузку 1т груза; Р - коэффициент использования пробега автомобиля; апос, акм, Ьпос - регрессионные постоянные себестоимости перевозок.

Если принять, что грузоподъемность автомобиля и размер партии перевозимого груза одинаковые, тогда можно принять, что методики определения размера партии груза являются методиками определения грузоподъемности автомобиля. Далее проанализируем некоторые зависимости определения грузоподъемности (размера партии) автомобиля (груза) (табл. 1) [1, 3-5].

Проанализировав представленные зависимости, можно сделать следующий вывод: нет единой зависимости, в которой были бы включены расходы на хранение отправителя (Смехов А.А.), получателя (Бурмистров В.Г., Колпаков В.М.), а также технологические особенности работы автомобильного транспорта (Воркут А.И.).

Для учета параметров всех участников логистической системы на выбор грузоподъемности автомобиля построим модель функционирования системы по критерию минимум затрат. Рассмотрим построение модели на примере одного канала распределения со следующими участниками: производителем, транспортным участником, розничными торговцами. Общий вид модели имеет следующий вид:

З - З + З + З

лс -’пр т -’тр т -’роз ■

(1)

где ЗПР, ЗТР, ЗРОЗ - соответственно затраты производителя, транспорта, розничных торговцев, грн.

Далее более подробно остановимся на определении затрат транспортного участника логистической системы.

Затраты транспортного участника будем определять с позиций инвестиционного проекта, который требует учета всех статей затрат, связанных с функционированием транспортного участника. Расчет инвестиционного проекта для грузовых автомобилей имеет ряд трудностей, которые связаны с технологическими особенностями их работы. Поэтому в рамках данной работы, основываясь на существующем опыте расчета инвестиционных проектов для грузовых и пассажирских междугородних перевозок [6], а также пассажирских городских перевозках [7], рассмотрим расчет затрат грузового транспорта для городских перевозок. Затраты транспортного участника определяются по формуле [7]

ЗТР - + И, + С, + П,

(2)

где К1 - капитальные вложения за расчетный период, грн; И, - текущие затраты на транспортный процесс и организацию производства, грн; С1 - выплаты по заемному капиталу, грн; П{ -основные налоги и сборы, которые выплачивают-

ся государственным и местным органам власти, грн.

Капитальные вложения в проект за расчетный период определяются по формуле [7]

К, - N \Ц д +

ЦП

100

(3)

где N. - списочное количество автомобилей, ед; Цд - объем затрат, связанный с приобретением и доставкой одного автомобиля, грн; Ца - цена одного автомобиля, грн; П0 - размер начального взноса по лизингу, %.

Текущие затраты за расчетный период определяются по формуле [7]

Иг - Зпвг + Зтг + Зсмг + Зтог + Зшг + Зппг + Зобщг, (4)

где Зпв, - затраты на заработную плату водителей, грн; Зт, - затраты на топливо, грн; Зсм, -затраты на смазочные материалы, грн; Зто, - затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, грн; Зш, - затраты на автомобильные шины, грн; З^ - затраты на заработную плату управленского персонала, грн; Зобщ, - общехозяйственные затраты, грн.

Затраты на заработную плату водителей определяются по формуле [7]

Зпв, - Н пв Д,

(5)

где Нпв - норматив заработной платы водителя с начислениями; Д1 - доход от перевозок за расчетный период, грн. Минимальным периодом, за который рассчитывается доход, является месяц. Доход от перевозок за месяц предлагается определять по формуле

Дм - 2м гт + Асум гкм + Тсум ^ , (6)

где ,т, ,км, ,ч - цена за автотранспортную услугу (соответственно за тонну перевезенного груза (грн/т), за километр пробега (грн/км), за час работы (грн/ч)); 2м - объем перевозок за месяц, т;

А^*ум - суммарный пробег автомобилей на маршруте за месяц, км; Т^ - суммарное время работы автомобилей на маршруте за месяц, ч.

Объем перевозок за месяц определяется по формуле

(7)

где ^тах - максимальное количество потребителей (розничных торговцев), которое планируется

обслуживать в течение месяца, ед; ^ост - количество поставок одному потребителю в течение месяца, ед; 2р - средний объем поставки одному

потребителю за день, т.

При расчете формулы (7) необходимо соблюдать следующее условие:

^ < Д

пост р

где Др - количество дней в месяце, дн.

(8)

Суммарный пробег автомобилей на маршруте за месяц определяется по формуле

I • Nм • Nм

Ам м пост р тах

(9)

Затраты на автомобильное топливо определяются по формуле [7]

Зи - 2Цт кш , (14)

где Цт - цена 1 литра топлива, грн; кпт - коэффициент, который учитывает затраты на приобретение и доставку топлива; 2т, - общий объем расхода топлива за расчетный период, л. Определяется по формуле [7]

2Т, - 2м, | 1+1001 + 2з,, (15)

где 2м, - расход топлива на маршруте, т; квх -коэффициент, который учитывает затраты на внутрихозяйственные нужды, %; 2з, - расход топлива в зимний период, т.

где 1м - длина маршрута, км; пз - количество пунктов заезда на маршруте, ед. Определяется по формуле

пз - а + 2Ь + 3с + 4а + 5е , (10)

где а, Ь, с, а, е - коэффициенты, которые учитывают долю маршрутов с одним, двумя, четырьмя и пятью пунктами заезда. Сумма всех коэффициентов должна равняться единице. При условии, если используются только маятниковые маршруты, тогда коэффициенты Ь, с, а, е равняются нулю.

Длина маршрута определяется по формуле [3]

/м - 2 • I, + (Пз - 1) • /,(.+,), (11)

где I' - расстояние доставки груза, км; /,-(,+1) -

расстояние между смежными пунктами завоза груза, км.

Суммарное время работы автомобилей на маршруте за месяц определяется по формуле

• Nм • Nм

м об пост р тах Тсум - , (12)

где ,об - время оборота автомобиля, ч. Определяется по формуле [3]

Л

V,

,об - -м- + ,п-р + ,з • («з -1), (13)

где г - время погрузки-разгрузки, ч; ,з - время

на дополнительный заезд, ч; У - техническая

скорость движения автомобилей на маршруте, км/ч.

Расход топлива на маршруте за месяц определяется по формуле

Т Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ сум л

м - 100

(16)

где Н л - норма расхода топлива, 1/100 км; Тсум -

суммарный пробег автомобилей за месяц, км. Определяется по формуле

Т - Тм + Т0

сум сум сум ’

(17)

где Тсум - суммарный нулевой пробег автомобилей за месяц, км. Определяется по формуле

2 • I • Nм • Nм

т-0 0 пост р тах /1о\

Тсум -----------------------------------, (18)

где 10 - длина нулевого пробега, км; пм - количество оборотов на маршруте, ед. Определяется по формуле

Т

■ М ,об

(19)

где Тм - время работы автомобиля на маршруте или время обслуживания потребителей, ч.

Расход топлива в зимний период определяется по формуле [7]

2з, -

2м,Нз Шз,

ш, 100

(20)

где Н з - дополнительная норма расхода топлива в зимний период, %; шз, - количество зимних месяцев в рассматриваемом периоде, ед; ш, - количество месяцев в рассматриваемом периоде, ед.

п

п

Затраты на смазочные материалы определяются по формуле [7]

З (НмЦм + НжмЦжм ) 2тг (21)

смг - 100 , ( )

где Цм, Цжм - соответственно цена 1 кг смазочных материалов и 1 л жидких смазочных материалов, грн; Нм, Нжм - норматив расхода смазочных материалов, кг/100 л, л/100 л.

Затраты на техническое обслуживание определяются по формуле [7]

С, -

1000

(22)

где Нто, - норматив затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей на пробег, грн/1000 км; Ц - суммарный пробег за расчетный период, км. При расчете за месяц Т, - Тсум .

Затраты на автомобильные шины определяются по формуле [7]

З - Ц « Т Нш

ш,

1000 100

(23)

где Цш - цена комплекта шин, грн; «ш - количество комплектов шин на автомобиле без учета запасного, ед; Нш - норма отчислений на восстановление, %/1000 км.

Затраты на заработную плату управленческого персонала определяются по формуле [7]

Зпп, - N Д0ш,\ 1 + Н00 I, (24)

где N - численность управленского персонала, ед; Д0 - средний должностной оклад работника управленческого персонала, грн; Нн - норматив начислений на заработную плату, %.

Общехозяйственные затраты определяются по формуле [7]

Н,

З - (З + з + З + З + З + З )~~общ (25)

общ, V пв, т, см, то, ш, пп,/ 100 ? '

где Нобщ - норматив общехозяйственных расходов, %.

Выплаты по заемному капиталу определяются по формуле [7]

N. Ц а Пг Ш, 12 100

(26)

где Пг - годовые процентные выплаты по лизингу от начальной стоимости, %.

Списочное количество автомобилей определяется по формуле

N -

тс

«м • /м • а в

мм в

(27)

где ав - коэффициент выпуска автомобилей; Тдсум - суммарный пробег автомобилей за «пиковый» день месяца, км. Определяется по формуле

(28)

Nд • /

т-д р тах м

сум

«п

где Npтах - наибольшее количество потребителей, которое может быть обслужено в течение одного дня («пиковый» день месяца), ед.

Основные налоги и сборы определяются по формуле [7]

П, - НДС, + НСД, + НП,, (29)

где НДС1 - величина выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, грн; НСД, - величина отчислений на строительство дорог, грн; НП, -величина налога на прибыль, грн.

Аналогичным образом были описаны статьи затрат остальных участников логистической системы: производителя и розничных торговцев. Отличие в описании затрат производителя и розничных торговцев состоит в том, что рассматривались затраты касающиеся складского Дзавения .о сновании построенной математической модели логистической системы был проведен эксперимент. В ходе эксперимента варьировались параметры маршрутов, параметры используемых автомобилей.

После обработки полученных результатов расчета критерия эффективности логистической системы в статистическом пакете 8ТЛТ18Т1СЛ, была получена регрессионная модель функционирования логистической системы

ЗЛС - 48267,7 + 40259,88а -

(30)

-3,16Т12/, а2 - 4670,6 +80,93а/,2

Полученная зависимость критерия эффективности логистической системы от параметров системы имеет следующие значения статистических

критериев адекватности: ^-критерий составляет 116,38; значение множественной корреляции Я = 0,81; значение /-критерия 25,58, уровень значимости р = 0,0000.

После дифференцирования полученной регрессионной модели по параметру грузоподъемность имеем следующую зависимость:

40259,88

Т

а = -

4670^ + 80,93 • 12

2Р '

6,32 • I • Тм

(31)

Согласно зависимости (31) можно сделать вывод, что увеличение Тм приводит к уменьшению

грузоподъемности автомобиля, а увеличение 2р

и /1 приводит к увеличению грузоподъемности.

Выводы

При определении затрат транспорта были определены параметры работы автомобилей в условиях городских перевозок грузов. Проведенные исследования позволили получить новую зависимость определения грузоподъемности автомобиля в логистической системе. В данной зависимости удалось совместить параметры, характеризующие работу транспортного участника, розничного торговца, а также параметры транспортной сети. Полученная зависимость может уточ-

няться при проведении других экспериментов на модели, в зависимости от постановки задач.

Литература

1. Смехов А. А. Моделирование параметров логи-

стической системы на фазе распределения / Подъемно-транспортная техника и склады. -1992. - №2. - С. 35-37.

2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевоз-

ки. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

3. Воркут А. И. Грузовые автомобильные пере-

возки. - К.: Вища школа, 1986. - 447 с.

4. Бурмистров В.Г. Организация торговли непро-

довольственными товарами. - М.: Экономика, 1988. - 304 с.

5. Колпаков В.М. Методы управления. - К.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАУП, 1997. - 160 с.

6. Методические рекомендации к курсовому про-

екту по дисциплине «Экономика предприятия» / П.П. Недов, И.В. Мороз, А.В. Жел-нин. - Харьков: ХГАДТУ, 1998. - 68 с.

7. Методичш вказiвки до курсово! роботи з дис-

циплши «Введения в проектний аналiз» / Горбачов П.Ф. - Харшв: ХДАДТУ, 2000. -28 с.

Рецензент: Н.И. Самойленко, профессор, д.т.н., ХНАГХ.

Статья поступила в редакцию 14 июня 2005 г.

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.