УДК 371.7
Л.Н. КАЛЕНЧУК, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
® щ
ит*
Статья поступила 23 мая 2023 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Здоровый образ жизни во многом определяется влиянием на человека ряда факторов. В образовательном процессе медицинских колледжей можно выделить следующие группы факторов, влияющих на здоровье учащихся: педагогические и социально-психологические, санитарно-гигиенические, личностно-образовательные.
В ходе исследования выявлены рациональная организация учебно-воспитательного процесса в колледже, соответствие нормам санитарно-гигиенические параметров колледжа, а также наличие у учащихся колледжа необходимых знаний в области здорового образа жизни.
Ключевые слова: медицинский колледж, учащиеся, факторы, здоровый образ жизни, педагогические факторы, социально-психологические, личностно-образовательные.
KALENCHUK L.N., PhD in Ped. Sc., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Culture & Sports Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
HAMLYUK E.E.
Lecturer, Mozyr State Medical College, Republic of Belarus
STUDY OF FACTORS AFFECTING THE HEALTH OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS
A healthy lifestyle is largely determined by the influence of a number of factors on a person. In the educational process of medical colleges, the following groups of factors affecting the health of students can be distinguished: pedagogical and socio-psychological, sanitary and hygienic, personal and educational. The study revealed the rational organization of the educational process at the college, compliance with the norms of sanitary and hygienic parameters of the college, as well as the presence of college students with the necessary knowledge in the field of a healthy lifestyle.
Keywords: medical college, students, factors, healthy lifestyle, pedagogical factors, socio-psychological, personality-educational.
Введение. Здоровье человека во многом образ жизни способствует укреплению и со-
определяется его образом жизни, а здоровый хранению всех составляющих здоровья чело-
Е.Е. ХАМЛЮК
преподаватель
Мозырский государственный медицинский колледж, г. Мозырь, Республика Беларусь
века: физическое, духовное, психическое и социальное.
На протяжении длительного времени ученые во всем мире занимаются поиском более совершенных путей укрепления здоровья человека, форм и методов, направленных на формирование здорового образа жизни. Однако в последние десятилетия во всем мире наблюдается ухудшение здоровья населения, причиной чего являются отрицательное воздействие на организм человека экологических факторов, загрязнения всех сред обитания, техногенные катастрофы, стрессы и т. д.
Популяризация здорового образа жизни, поиск новых форм и технологий его формирования является приоритетным направлением Республики Беларусь, так как процветание страны, ее политическое, социальное и экономическое развитие возможно только тогда, если население здорово.
Особую актуальность в изложенном контексте приобретает исследование образа жизни молодежи, которой принадлежит будущее нации. Здоровый образ жизни молодежи зависти от мотивации, ценностных ори-ентаций, сформированности знаний об особенностях ЗОЖ, в систему которых входят личностные установки на укрепление и сохранение своего здоровья, забота о семье и окружающих.
В этом плане особый интерес представляет исследование факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся медицинского колледжа.
В ходе исследования использованы следующие методы: анализ нормативных документов, литературы, опрос, беседа, анкетирование, методы статистической обработки.
Результаты исследования и их анализ. Энциклопедические данные позволяют определить фактор как причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющего его характер или отдельные черты, механизмы и стадии протекания. Существует множество подходов к классификации факторов. В качестве основополагающих факторов, обусловливающих состояние здоровья студентов, можно назвать окружающую и образовательную среду. Наряду с такими факторами как, социальные и экологические условия развития, генетическая предрасположенность, существенное воздействие на здоровье студенческой молодежи при обучении в вузе оказывают организация учебного процесса, психологические взаимоотношения в коллективе, соблюдение в вузе и на факультете санитарно-гигиенических норм и требований при орга-
низации учебно-воспитательного процесса, образ жизни студенческой молодежи и др.
В связи с этим, мы предлагаем следующую классификацию факторов, влияющих на состояние здоровья учащейся молодежи в ходе учебно-воспитательного процесса:
1. Педагогические и социально-психологические факторы, влияющие на приобретение учащимися профессиональных знаний, необходимых при формировании профессиональных компетенций. Эти факторы можно сформировать в три группы:
а) общие педагогические, зависящие от администрации колледжа. К ним можно отнести нормирование учебной нагрузки, ее соответствие требованиям программы; расписание занятий, равномерность выставленных занятий по дням недели; объем физической нагрузки в урочное и внеурочное время; состояние воспитательной работы в вопросах формирования ЗОЖ; профессионализм педагогического коллектива колледжа; психологический климат на факультете. Большое значение имеет педагогическое руководство деятельностью учащихся в вопросах формирования здорового образа жизни.
б) частные педагогические, зависящие от качества преподавания дисциплины и личности преподавателя, характеризующие формы и методы работы преподавателя с учащимися; учет им индивидуальных и возрастных характеристик учащихся, соответствие используемых методик и технологий обучения поставленным целям в формировании ЗОЖ, подготовленность преподавателя по вопросам здоровье-сбережения учащихся, взаимоотношения с учащимися и др.
в) социально-психологические, предусматривающие умение организовать учащимися свой быт и досуг, взаимоотношения в коллективе учащихся, взаимодействие с администрацией колледжа и преподавателями и др. [2].
2. Санитарно-гигиенические факторы - это уровень санитарно-гигиенического состояния, соответствующий конкретным условиям деятельности гигиенических требований, который регламентируется санитарно-гигиеническими нормами (СанПиН). К этим факторам можно отнести: освещенность и световой режим в аудиториях, соблюдение режимов проветривания; экологическое состояние прилегающей к вузу территории; знание учащимися санитарно-гигиенических требований в повседневной жизни, при наличии вирусных инфекций, нормы пользования компьютером, мобильным телефоном, и др. [1].
3. Личностно-образовательные факторы, раскрывающие уровень знаний учащихся об основах здоровье-сбережения и личностное отношение к ним: уровень знаний в области здорового образа жизни и соблюдение необходимых для этого образа требований (двигательная активность, соблюдение режима дня, характер питания, отсутствие вредных привычек); адекватное отношение к жизни и здоровью и др.
В ходе выполнения данной работы нами был проведено исследование факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся в период обучения в колледже.
Анализ учебных планов и программ показал, что объем учебной нагрузки соответствует норме. Расписания занятий (теоретических и практических) составлено рационально и соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Преподавательский состав представлен грамотными специалистами, имеющими высшую, первую и вторую категории. Вместе с тем следует отметить, что в колледже работает достаточно большое количество внешних совместителей (64%), что не всегда позитивно влияет на педагогический процесс. В целом, занятия, проводимые с учащимися в медкол-ледже, характеризуются разнообразием применяемых форм и методов обучения.
Вопросам здоровье-сбережения учащихся уделяют внимание в ходе преподавания таких дисциплин, как «Анатомия и физиология человека», «Гигиена», «Сестринское дело», а также ряду специальных предметов.
Исследование санитарно-гигиенических параметров показало, что освещенность, све-
товой режим в аудиториях, и др. параметры соответствуют санитарно-гигиеническими нормами. Исключение составляет несоответствие размера аудитории количеству находящихся в нем человек при больших академических группах (30 и более человек).
С целью исследования экологических и личностно-образовательных факторов здоровье-сбережения нами проведено анонимное анкетирование учащихся 1-3 курсов. В ходе анкетирования учащимся было предложено ответить на ряд предложенных вопросов. Варианты ответов следующие: «да», «нет», «затрудняюсь ответить».
В исследовании приняли участие 142 учащихся первого курса, 210 - второго и 53 учащихся 3 курса.
Результаты исследования приведены в таблицах 1- 3.
В таблице 1 приведены результаты исследования педагогических и социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся медицинского колледжа.
Исследование показало, что большая часть учащихся медколледжа положительно оценивают такие составляющие учебного процесса, как расписание занятий, психологический климат в коллективе и уровень преподаваемых дисциплин.
Вместе с тем только 43,4% учащихся 3 курса удовлетворены бытовыми условиями и свободным времяпровождением.
Результаты исследования влияния санитарно-гигиенических факторов, на состояние здоровья учащихся медицинского колледжа приведены в таблице 2.
Варианты ответов
Вопрос 1 курс (142) 2 курс (210) 3 курс (53)
да нет част. да нет част. да нет част.
Количество человек, %
1. Удовлетворены ли Вы расписа- 76 32 34 130 21 59 44 4 5
нием занятий? 53,5% 22,6% 23,9% 62,9% 10% 28,1% 83% 7,5% 9,5%
2. Удовлетворены ли Вы психоло- 110 5 27 164 13 33 39 2 12
гической обстановкой в колледже? 77,5% 3,5% 19,0% 78,1% 6,2% 15,7% 73,6% 3,8% 22,6%
3. Удовлетворены ли Вы уровнем преподаваемых дисциплин? 87 61,3% 14 9,8% 41 28,9% 173 82,4% 9 4,3% 28 13,3% 47 88,7% 1 1,9% 5 9,4%
4. Считаете ли Вы налаженным 91 21 30 112 7 91 47 6
свой быт и досуг? 64,1% 14,8% 21,1% 53,3% 3,3% 43,4% 88,7% 11,3%
Таблица 1. - Исследование педагогических и социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся медицинского колледжа
Таблица 2. - Исследование санитарно-гигиенических факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся медицинского колледжа
Варианты ответов
Вопрос 1 курс (142) 2 курс (210) 3 курс (53)
да нет част. да нет част. да нет част.
Количество человек, %
1. Знакомы ли Вы с прави- 74 18 50 35,2% 192 4 1,9% 14 6,7% 53 100%
лами пользования смартфоном, компьютером? 52,1 % 12,7 % 91,4 % — —
2.Соблюдаете ли Вы эти 47 23 72 92 18 8,6% 100 47,5% 11 20,8% 31 11
правила? 33,1 % 16,2 % 50,7 % 43,9 % 58,5 % 20,7 %
3. Считаете ли Вы ношение медицинской маски обязательным при наличии у Вас вирусной инфекции? 113 79,6 % 16 11,3 % 13 9,1 % 196 93,3 % 1 0,5% 13 6,2 % 53 100% - —
4. Регулярно ли Вы проветриваете свое жилое помещение и делаете влажную уборку? 87 61,3 % 8 5,6% 47 33,1 % 160 76,2 % 18 8,6% 32 15,2% 52 98,1% - 1 1,9 %
5. Осуществляете ли Вы 43 65 34 27 124 59,1% 59 28,1% 5 37 11
радиологический контроль лесных ягод и грибов? 30,3 % 45,8 % 23,9 % 12,8 % 9,4 % 69,8 % 20,8 %
Анализ анкетирования показал, что большая часть учащихся знакомы с правилами пользования смартфоном, компьютером (1 курс - 52,1%; 2 курс - 91,4%; 3 курс - 100%), однако лишь около трети респондентов соблюдают эти правила. Подавляющее большинство учащихся считают ношение медицинской маски обязательным при наличии
вирусной инфекции, а также проветривают и убирают жилое помещение.
Результаты анкетирования по исследованию личностно-образовательных факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся медицинского колледжа приведены в таблице 3.
Таблица 3. - Исследование личностно-образовательных факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся медицинского колледжа
Варианты ответов
Вопрос 1 курс (142) 2 курс (210) 3 курс (53)
да нет част. да нет част. да нет част.
Количество человек, %
1. Знакомы ли Вы с пра- 84 15 43 120 14 76 53
вилами ЗОЖ? 59,1% 10,6% 30,3% 57,1% 6,7% 36,2% 100%
2. Соблюдаете ли Вы 65 21 56 93 24 93 31 4 18
эти правила? 45,8% 14,8% 39,4% 44,3% 11,4% 44,3% 58,5% 7,5% 34,0%
3. Знакомы ли Вы с пра- 48 33,8% 43 30,3% 51 114 18 78 51 2
вилами рационального питания? 35,9 % 54,3 % 8,6 % 37,1 % 96,2 % — 3,8 %
4. Считаете ли Вы, что 44 63 35 81 63 66 28 10 15
питаетесь рационально? 31,0% 44,4% 24,6% 38,6% 30,0% 31,4% 52,8% 18,9% 28,3%
5. Курите ли Вы? 10 11 21 21 170 19 11 33 9
7,0% 78,2% 14,8% 10,0% 80,9% 9,1% 20,7% 62,3% 17,0%
6. Знакомы ли Вы с последствием воздействия вредных привычек на организм человека? 97 68,3 % 15 10,6 % 30 21,1% 194 92,4 % 3 1,4 % 13 6,2 % 53 100,0 % — —
7. Достаточна ли у Вас двигательная активность? 112 78,9 % 7 4,9 % 23 16,2 % 105 50,0 % 21 10,0% 84 40,0% 34 64,2% 3 5,7% 16 30,1%
Проведенное исследование показало, что подавляющее большинство учащихся медицинского колледжа знакомы с правилами здорового образа жизни, однако соблюдают эти правила чуть больше половины респондентов. С правилами рационального питания знакомы 33,8% учащихся 1 курса, 54,3% - второго и 96,2% - учащихся 3 курса. Однако считают, что они рационально питаются около трети учащихся первого и второго 2 курса, и чуть более половины третьего. Большинство респондентов не курит и знакомо с последствиями воздействия вредных привычек на организм человека.
Выводы.
В ходе образовательного процесса на здоровье учащихся Мозырского медицинского колледжа оказывают влияние ряд факторов, которые можно классифицировать на педагогические, санитарно-гигиенические, и лич-ностно-образовательные.
Проведенное исследование выделенных факторов позволяет сделать следующие выводы:
1. Учебно-воспитательный процесс
организован рационально, учебная нагрузка соответствует норме, психологический климат на факультете и работу преподавателей студенты оценивают положительно.
2. Санитарно-гигиенические параметры в медицинском колледже в основном соответствуют норме. Большая часть учащихся соблюдают масочный режим. Большинство учащихся знакомы с санитарно-гигиеническими требованиями пользования мобильными телефонами и компьютерами, но не соблюдают их.
3. Исследование личностно-образовательных факторов показало, что большая часть учащихся знакома с основами здорового образа жизни, но лишь около половины соблюдают эти нормы.
Список литературы
1. Бурханов, А. И. Гигиеническая оценка образа жизни старшеклассников / А. И. Бурханов // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: материалы 111-й Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2013. - С. 24-29.
2. Маджуга, А. Г. Здоровьесберегающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития / А. Г. Маджуга. - М.: Логос, 2014. - 508 с.
Received 23 May 2023