Научная статья на тему 'Исследование факторов, влияющих на рейтинг игры в настольном теннисе, как критерия успешной карьеры'

Исследование факторов, влияющих на рейтинг игры в настольном теннисе, как критерия успешной карьеры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7188
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ ИГРЫ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / СТАЖ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барчукова Галина Васильевна, Романина Елена Васильевна, Родионова Мария Халилевна

Психологическая подготовка спортсмена в настольном теннисе является многолетней и имеет своей целью развитие тех индивидуальных качеств и способностей, которые обеспечат надежность и успешность игрока на ответственных соревнованиях [1]. В нашем исследовании мы попытались выяснить, какие факторы в большей степени способствуют росту рейтинга теннисиста, как критерия его успешной спортивной карьеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барчукова Галина Васильевна, Романина Елена Васильевна, Родионова Мария Халилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of factors affecting the rating of the game in table tennis as a criterion of successful career

The psychological training of the athlete in table tennis is a long-term one and has as its goal the development of those individual qualities and abilities that will ensure the reliability and success of the player in responsible competitions [1]. In our study, we tried to find out which factors contribute more to the growth of the tennis player's rating, as a criterion of his successful sports career.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов, влияющих на рейтинг игры в настольном теннисе, как критерия успешной карьеры»

Психологические науки

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЙТИНГ ИГРЫ В

НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ, КАК КРИТЕРИЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

Галина Васильевна Барчукова, доктор педагогических наук, профессор,

Елена Васильевна Романина, кандидат психологических наук, профессор, Мария Халилевна Родионова, соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Психологическая подготовка спортсмена в настольном теннисе является многолетней и имеет своей целью развитие тех индивидуальных качеств и способностей, которые обеспечат надежность и успешность игрока на ответственных соревнованиях [1]. В нашем исследовании мы попытались выяснить, какие факторы в большей степени способствуют росту рейтинга теннисиста, как критерия его успешной спортивной карьеры.

Ключевые слова: рейтинг игры в настольном теннисе, акцентуации характера, стаж занятий.

INVESTIGATION OF FACTORS AFFECTING THE RATING OF THE GAME IN TABLE TENNIS AS A CRITERION OF SUCCESSFUL CAREER Galina Vasilievna Barchukova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Elena Vasilievna Romanina, the candidate of psychological sciences, professor, Maria Halilevna Rodionova, the competitor,

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The psychological training of the athlete in table tennis is a long-term one and has as its goal the development of those individual qualities and abilities that will ensure the reliability and success of the player in responsible competitions [1]. In our study, we tried to find out which factors contribute more to the growth of the tennis player's rating, as a criterion of his successful sports career.

Keywords: rating of the game in table tennis, character accentuations, length of training.

Настольный теннис как вид спортивной борьбы требует от игрока предельной собранности, молниеносной реакции, гибкого ума и психофизической выносливости. Проблеме психологической подготовки теннисиста к соревнованиям посвящено много исследований, приведем одно из описаний профессионально-важных качеств высококвалифицированного теннисиста: это уверенность в своих силах, энергичность, хладнокровие, оптимизм, раскрепощенность, концентрация внимания, эмоциональный контроль и т.д. [3]. Эти модельные характеристики помогают теннисисту достигать и сохранять высокий рейтинг в турнирной таблице.

Рейтинг в настольном теннисе является числовым показателем уровня мастерства спортсмена, участвующего в турнирах. В случае выигрыша - рейтинг растет, проигрыша - падает. Также, он зависит от уровня соперника: чем выше рейтинг соперника, тем больше роста от победы над ним, и, наоборот, в случае поражения: чем ниже уровень соперника, тем больше потери от поражения (http://tt-maximum.com/index.php).

Целью нашего исследования является определение факторов, влияющих на дина-

мику рейтинга в соревнованиях, позволяющих тренеру или теннисисту отслеживать свой уровень подготовки: если рейтинг растет, то спортсмен на верном пути, длительное время стабилен или падает, значит нужно анализировать возможности изменения технико-тактической подготовки или психологического настроя.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании приняли участие теннисисты в возрасте 12-16 лет обоего пола в количестве 20 человек. Стаж занятий варьируется от 3 до 9 лет. Исследование проводилось на базе московского училища Олимпийского резерва № 1 и спорт-клуба «Шахтер».

Критерием успешной карьеры теннисиста мы решили считать его рейтинг в турнирной таблице (http://ttfr.ru/rus/rating). В качестве влияющих на рейтинг факторов определили: тендерный, стаж занятий настольным теннисом и средний показатель акцентуации характера. Исходя из цели нашего исследования, были выбраны методы: подростковый опросник Шмишека (разработанный на основе классификации акцентуированных личностей Леонгарда), построение графического изображения с использованием данных опросника и статистический анализ - коэффициент корреляции Спирмена.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Статистический анализ исследуемых данных позволил выявить значимые связи: у мальчиков-теннисистов рост рейтинга на соревнованиях зависит от стажа занятий (таблица 1; р<0,05), у теннисисток - корреляция между теми же переменными весьма высока (таблица 1; р<0,05); в то же время, взаимосвязи между средним показателем акцентуаций и рейтингом у обоего пола различны: умеренная связь у теннисистов (таблица 1; р>0,05) и обратная - у теннисисток (таблица 1; р>0,05), при этом корреляции в обоих случаях не являются статистически значимыми. Распределение средних значений акцентуаций между мальчиками и девочками показано на рисунке 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь рейтинга, акцентуаций характера, стажа и тендерных отличий

Переменные Мальчики (35%) / Бреагшап р-1еуе1 Девочки (65%) / Бреагшап р-1еуе1

Рейтинг & стаж 0,78 р<0,05 0,94 р<0,05

Рейтинг &акцентуации 0,42 р>0,05 -0.151 р>0,05

Рисунок 1 - Распределение средних значений акцентуаций между мальчиками и девочками на графике (N=20).

В целом, распределение акцентуаций у обследуемых игроков обоего пола представлены на графике (N=20) (рисунок 2).

%

20

25

30

15

10

5

■ 30 %

■ 2 акцент

■ 3 акцент 4 акцент

■ 5 акцент

■ б акцент

■ 7 акцент 8 акцент

0

акцентуации

Рисунок 2 - Распределение акцентуаций у обследуемых игроков обоего пола

Многие исследователи не считают наличие акцентуаций недостатком. Например, Шмишек утверждает, что почти у половины населения ярко выражен определенный тип характера. Известно, что акцентуации складываются под влиянием генетики и социальных факторов: условий развития в раннем детстве и воспитания. Как правило, благоприятные социальные условия создают почву для компенсации отрицательных черт, а положительным, наоборот, дают возможность проявиться в какой-либо деятельности. Так, в настольном теннисе чаще встречаются типы: гипертимный (особенно выражен у теннисистов), циклоидный и лабильный - у теннисисток [2], которые повышают их адаптационные возможности в этом виде деятельности.

Подводя итоги нашего исследования, можно предположить, что выраженные акцентуации у теннисистов обоего пола не имеют прямого влияния на их рейтинг, но косвенно они обусловлены данным родом деятельности и имеют положительное значение для проявления индивидуального потенциала игроков. Важно понимать, что каждый тип имеет как положительные черты, так и отрицательные, которые могут проявиться в случае неблагоприятных, прежде всего, социальных факторов (наличие более сильного противника на соревнованиях, психотравмы, нездорового психологического климата в команде, конфликты и т.д.). В этом случае, тренеру, спортивному психологу необходимо провести ряд мероприятий, не позволяющих данному типу игрока развиться в патологический.

1. Байгулов, Ю.П. Настольный теннис. Вчера, сегодня, завтра / Ю.П. Байгулов. - М. : Физкультура и спорт, 2000 - 256 с.

2. Барчукова, Г.В. Определение психологических типов среди юных игроков в настольный теннис с целью прогнозирования успеха или неуспеха в соревнованиях / Г.В. Барчукова, Е.В. Романина, М.Х. Родионова // Материалы XIII Международной научно-практической конференции : «Рудиковские чтения» психологов физической культуры и спорта. - Москва : [б.и.], 2017. - С. 342.

3. Барчукова, Г.В. Исследование критериев психологической готовности в настольном теннисе на контингенте юных игроков 10-16 лет / Г.В. Барчукова, Е.В. Романина, М.Х Родионова // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 229-232.

1. Baygulov, Yu.P. (2000), Table tennis. Yesterday, today, tomorrow, Physical culture and sport, Moscow.

2. Barchukova, G.V., Romanina, E. V. and Rodionova, M.H. (2017), "Definition of psychological types among young players in table tennis for the purpose of forecasting of success or failure in competitions", Materials XIII of the International scientific and practical conference: "Rudikovsky readings" psychologists of physical culture and sport, Moscow, pp. 342.

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

3. Barchukova, G.V., Romanina, E.V. and Rodionova, M.H. (2016), "Study of criteria of psychological readiness in table tennis for the contingent of young players aged 10-16 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 229-232.

Контактная информация: maria3@aviel.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2017

УДК 613.6.015

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Никита Евгеньевич Захаров, кандидат биологических наук, директор, Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петербург (БФ НГУ); Марина Владимировна Захарова, кандидат биологических наук, доцент, Галина Петровна Золотникова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Алексеевна Скачкова, кандидат биологических наук, доцент, Брянский

государственный университет им. акад. И.Г. Петровского (БГУ), Брянск; Вероника Эрнстовна Сизаева, кандидат медицинских наук, доцент, Академия социального управления, г. Москва

Аннотация

Проведены комплексные исследования по изучению показателей психической и физиологической адаптации студентов в динамике обучения в высшем учебном заведении. По результатам исследования обоснованы методические подходы к повышению адаптационного потенциала организма студентов, профилактике нарушений здоровья в процессе обучения. Полученные результаты определяют необходимость регулярного мониторинга функционального состояния и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, обеспечивающих адаптацию к условиям вузовской среды. Диагностическими маркерами адаптации к обучению в вузе могут служить функциональные показатели сердечно-сосудистой (адаптационный потенциал кровообращения, тип реакции на физическую нагрузку) и нервной (уровень ситуативной и личностной тревожности) систем.

Ключевые слова: психическая адаптация, студенты, адаптационный потенциал кровообращения, тревожность.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION OF STUDENTS ORGANIZM IN THE PROCESS OF UNIVERSITY EDUCATION

Nikita Evgenyevich Zakharov, the candidate of biological sciences, Director, Bryansk branch of the National state University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg, Bryansk; Marina Vladimirovna Zakharova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Galina Petrovna Zolotnikova, the doctor of medical sciences, professor, Tatyana Alekseevna Skachkova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Bryansk State University of the Academician I.G. Petrovsky, Bryansk; Veronika Ernstovna Sizayeva, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow

Annotation

The authors have conducted the comprehensive studies on psychological and physiological indicators of adaptation of students in the dynamics of learning in higher education. According to the study, the data substantiate the methodical approaches to increasing the adaptive capacity of the organism of the students, the prevention of health disorders in the learning process. The results obtained define the need for regular monitoring of the functional state and functional possibilities of the cardiovascular and central nervous systems that provide adaptation to the University environment. As diagnostic markers of adaptation to training in higher school the functional indicators of the cardiovascular (adaptive capacity of circulation, the type of reaction to physical stress) and nervous (the level of situational and personal anxiety) systems may serve.

Keywords: mental adaptation, students, adaptive capacity, blood circulation, anxiety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.