УДК 61 : 378 : 005.33 : 001.8 : 331.54-057.875 : 17.024 (100) (045)
Клоктунова Наталья Анатольевна
ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Kloktunova Natalia Anatolyevna
Assistant Professor of the Department for Philosophy, Psychology and the Humanities, Saratov State Medical University [email protected]
RESEARCH OF THE FACTORS INFLUENCING THE STUDENTS’ CHOICE OF OCCUPATION IN THE SPHERE OF MEDICAL EDUCATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE
Аннотация:
В статье дается краткий обзор зарубежных исследований, посвященных влиянию различных социальных факторов на формирование профессионального выбора студентов-медиков. На основании приведенных данных делается вывод о важности мониторинга детерминант, оказывающих влияние на специализацию выпускников медицинских вузов в контексте осуществления кадровой политики национальной системы здравоохранения.
Ключевые слова:
профессиональный выбор, медицинская специальность, социальные факторы, самоопределение, система здравоохранения, кадровая политика, медицинское образование.
Summary:
The article gives a brief overview of the international researches dealing with the impact of the social factors on the medical students’ choice of occupation field. On the ground of the data it is emphasized the relevance of the monitoring of determinants, which affect the medical graduates’ specialization in the context of the implementation of the HR policy of the national healthcare system.
Keywords:
vocation choice, medical specialization, factors, selfdetermination, system of healthcare, personnel policy, medical education.
Выбор медицинской специальности для многих студентов-медиков и молодых врачей часто представляет собой сложный процесс. На решение влияют многие факторы. Одни студенты выбирают специальность по совету друзей и рекомендации родственников, другие ориентируются на интерес к медицине или открывающиеся финансовые перспективы. Несмотря на то, что мотивы варьируются в зависимости от специальности, они могут включать в себя такие факторы как: образ жизни, возможность частной практики, интерес к конкретным заболеваниям, обширную сферу практической реализации, желание заниматься научно-исследовательской и преподавательской деятельностью или получение прибыли.
Во время прохождения клинического этапа обучения студенты-медики постепенно выстраивают свою профессиональную идентичность. Данный процесс направлен на приобретение новых знаний и навыков, взаимодействие с другими студентами, работниками сферы здравоохранения и пациентами с целью выстраивания собственной стратегии профессионального развития и удовлетворенности результатами учебной и профессиональной деятельности. Таким образом формируется пространство эффективного производства и воспроизводства медицинских кадров, снижающее в будущем риск необходимости переобучения и переподготовки новых специалистов.
Исследовательский интерес к проблеме факторов, влияющих на выбор студентами-медиками специальности характерен как для западных, так и для отечественных социологов [1]. Необходимо отметить, что большинство из них указывают сходный характер тех причин, которые способствуют осуществлению выбора: глобальное старение населения планеты, требующее увеличения объема медицинской помощи, снижение интереса выпускников медицинских вузов к работе в сфере общей медицинской практики и рост узкоспециализированных профессионалов, дисбаланс кадров в области сельской и городской медицины. Этот далеко не полный перечень отчасти объясняет особый интерес, который исследователи разных стран проявляют к ситуации профессионального выбора студентов-медиков и тем факторам, которые его определяют.
В России спектр факторов, влияющих на профессиональный выбор выпускников медицинских вузов, расширяется за счет сложной социально-экономической ситуации, о чем свиде-
тельствуют исследования, проводимые в последние несколько десятилетий [2]. Особое внимание в них уделяется престижности той или иной специальности, а также ее прибыльности. Однако, по нашему мнению, не стоит ставить данные факторы во главу угла, поскольку отечественное медицинское образование ускоренными темпами интегрируется в международное образовательное пространство, где существуют другие детерминанты, в перспективе способные повлиять на профессиональную социализацию студентов-медиков.
Целью данной статьи является анализ результатов международных исследований, посвященных факторам выбора специальности студентами-медиками на этапе завершения образования, а также выявление возможности применения иностранного опыта к российской действительности.
Медицинское образование требует от студента изучения широкого спектра разнообразных дисциплин. Считается, что студенты осуществляют карьерный выбор после окончания университета на этапе постдипломного обучения. Многие исследования сосредотачиваются на личностных особенностях студентов, осуществляющих профессиональный выбор, другие касаются карьерных предпочтений конкретных социальных групп, таких как женщины-врачи, по отношению к конкретным специальностям, таким как психиатрия или анестезиология; ряд исследований обращаются к статистическим данным о необходимости планирования кадрового обеспечения здравоохранения.
В 2005 г. группа канадских исследователей обратилась к анализу факторов, влияющих на выбор профессии студентами медицинских вузов, ординаторами и практикующими врачами. Проанализировав полученные данные, они выявили некоторые ключевые факторы, среди которых наибольшее значение при выборе специальности имели «личный интерес» и «предшествующий положительный опыт стажировки», в то время как «образ жизни и заработная плата», а также «место жительства» не имели значения в качестве предикторов при выборе карьеры для всех категорий респондентов. На третьем месте среди факторов, как отмечено в статье, находится «влияние наставника», который обозначили в качестве важного ординаторы и практикующие врачи, но не студенты-медики. Авторы полагают, что значение наставничества возрастает по прошествии некоторого времени, возможно, уже после осуществления карьерного выбора [3, с. 484].
Авторы исследования факторов, влияющих на выбор специальности австралийскими выпускниками медицинских учебных заведений, указывают в своей работе, что 79 % опрошенных респондентов на первое место при выборе специальности поставили «собственные навыки и способности», на втором месте - «интеллектуальное содержание специальности» (72 %). Среди внешних факторов наиболее влиятельными оказались «культура труда» (72 %), «гибкость рабочих механизмов» (56 %) и «график работы» (54 %). Результаты исследования также показали, что 80 % врачей выбрали свою специальность к третьему году после окончания обучения [4].
Среди наиболее экономически стабильных стран Ближневосточного региона следует отметить Кувейт, где в 2011 г. в рамках исследования факторов мотивации при выборе студента-ми-медиками будущей специальности, было опрошено 387 респондентов. Наиболее часто упоминаемые причины выбора будущей специальности: «видеть хорошие результаты лечения пациентов» - 45,8 %, «поиск сложной специальности» - 40,3 %, «престижность специальности», а также «социальное обеспечение» - 30,6 %. В исследовании, проведенном в Иордании, 84 % респондентов на первое место поставили «интеллектуальное содержание специальности», 64 % связали свой выбор с «личными компетенциями», «престиж специальности» оказался важным фактором для 59 % опрошенных, «ожидаемый доход» - для 58 % [5].
В США проблема факторов, влияющих на профессиональное самоопределение студентов и выпускников медицинских учебных заведений является одной из наиболее актуальных на данный момент. Множество аспектов рассмотрения указанной темы порождает огромное количество разнообразных исследований. Практическая значимость ее для системы здравоохранения США, повышает степень исследовательского интереса. В 1998-2004 гг. на базе Университета Восточной Каролины и Медицинского колледжа в Нью-Йорке, проводился опрос 1 334 сту-дентов-медиков. Им было предложено оценить влияние семи факторов на их профессиональный выбор по 4-балльной шкале (1 - не влияет, 4 - большое влияние). В результате, в течение периода исследования было выявлено, что такие факторы как образ жизни и доход оказывают все большее влияние на выбор карьерной перспективы студентами-медиками [6].
В декабре 2008 г. во Франции была проведена национальная экспертиза, посвященная вопросу рассмотрения детерминант выбора студентами-медиками будущей специальности. Общее количество респондентов составило 1 780 человек. Главные мотивирующие факторы включали в себя: интерес к заболеванию, возможность вести частную практику и контактировать с пациентами. Среди основных недостатков, ограничивающих выбор специальности,
назывались: низкое качество жизни, возможность карьеры исключительно на базе клиники, потеря контакта с пациентом [7, с. 233].
Согласно данным опроса израильских студентов-медиков, на первом месте среди факторов, определяющих выбор специализации, стоит «личный интерес к специализации» - 91,3 %, на втором месте - «разумное соотношение зарплаты и образа жизни» - 72,6 %, третье место заняла «возможность контакта с пациентом» - 67,9 %. Наименьшую поддержку вызвали такие критерии, как возможность осуществлять научное исследование (29,8 %), дневной график работы (28,4 %), работа в условиях клиники (13,8 %). Полученные данные, как полагают авторы исследования, носят вполне закономерный характер для поколения X и Y и не являются неожиданными в современном глобализирующемся мире. Предполагается, что исследования подобного рода служат стимулом для педагогов и руководителей системы здравоохранения, чтобы начать проявлять интерес к профессиональному выбору студентов-медиков и молодых специалистов. Повышенный интерес к выбору выпускниками будущей специальности особенно актуален, так как для израильской системы здравоохранения характерно неравномерное распределение медицинских специалистов, порождающее дефицит кадров в таких востребованных сферах как анестезиология и общая хирургия, что в будущем может угрожать функционированию всей системы [8].
В экономически менее развитых станах, таких как Индия, вопрос о факторах выбора специальности выпускников медицинских учебных заведений определяется, в первую очередь, финансовой составляющей: 48 % опрошенных респондентов заявили, что потенциальный доход помог выбрать ту или иную специальность, 4б % основывают свой выбор на таком факторе как престижность специальности и 45,2 % респондентов привели удовлетворенность работой в качестве основной детерминанты при выборе специализации [9].
С 2008 г., когда большинство стран мира переживало мировой экономический кризис, детерминанты профессионального выбора студентов медицинских образовательных учреждений также подверглись трансформации. В апреле 2011 г. было проведено общенациональное кросс-секционное исследование выпускников всех испанских медицинских учебных заведений, целью которого стало выявление факторов выбора специальности студентами медиками в условиях экономического кризиса. В ходе опроса были предложены следующие факторы:
1. вероятность получения работы;
2. образ жизни и рабочий график;
3. признательность со стороны пациентов;
4. авторитет среди коллег;
5. возможность профессионального роста;
6. годовой доход;
7. возможность открытия частной практики.
Полученные данные продемонстрировали, что в условиях экономического кризиса ключевую роль играет перспектива возможного трудоустройства. Далее респондентами отмечались в качестве важных такие детерминанты как «престиж», «возможность профессионального роста» и «доход» [10].
В рамках мониторинга качества образовательной деятельности Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского в 2012 г. было проведено исследование восприятия и отношения к СГМУ студентов 1 курса всех специальностей. Результаты анкетирования показали, что более 36 % респондентов связывают свою будущую профессию с престижем, 29,5 % респондентов ответили, что их будущая профессия - это здоровье, 22,7 % респондентов выбрали вариант ответа «карьера».
Среди факторов, побудивших респондентов к выбору той или иной специальности 41,9 % ответили, что данная специальность «соответствует моим способностям»; 23,3 % считают, что она «дает возможность приносить людям добро, пользу»; 14 % выбрали специальность, поскольку она «нравится родителям», также для 14 % важным стал такой фактор как высокая оплата труда; 4,7 % привлекла возможность карьерного роста и 2,3 % выбрали специальность поскольку она «является престижной».
Проведя анализ планов респондентов после окончания университета, выяснилось, что 95 % респондентов предполагают работать после окончания вуза по полученной специальности.
Выбор специальности студентами, как отмечает большинство исследователей, осуществляется под воздействием двух основных категорий факторов: внешних (воздействия со стороны образовательной и социальной среды) и внутренних (личные качества и предпочтения). Эти факторы могут быть проанализированы и в дальнейшем использованы административными структурами медицинских вузов, а также заведующими ординатурами, для разработки
мер по консультированию и мотивированию учащихся на выбор специальностей, которые являются дефицитными и требуют эффективной и продуманной кадровой политики.
Таким образом, факторы, влияющие на профессиональный выбор, являются необходимым условием, определяющим предпочтение студентами будущей специальности и формирование стратегии профессионального развития. Во многих странах исследования детерминант выбора специальности студентов медицинских учреждений являются приоритетной национальной задачей, поскольку позволяют разрабатывать способы минимизации рисков системы здравоохранения, касающихся кадрового дефицита квалифицированных специалистов по различным областям медицинского знания.
Ссылки:
1. См.: Збровский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда. Екатеринбург, 2003.
2. См.: Емцов Р.Г., Кноблох С., Мете Дж. Отдача от образования в странах с переходной экономикой // Вопросы обра-
зования. 2007. № 1.
3. Ko H.H., Lee T.K., Leung Y., Fleming B., Vikis E., Yoshida E.M. Factors influencing career choices made by medical students, residents, and practising physicians // BC Medical Journal. Vol. 49. № 9. November, 2007. P. 482-489.
4. Harris M.G., Gravel P.H., Young J.R. Factors influencing the choice of specialty of Australian medical graduates // Medical Journal Australia. 2005. Sep. 19. 183 (6). P. 295-300.
5. См.: Al-Fouzan R., Al-Ajlan S., Marwan Y., Al-Saleh M. Factors affecting future specialty choice among medical students in Kuwait // Medical Education Online 2012. 17. 19587. URL: http://dx.doi.org/10.3402/meo.v17i0.19587 (дата обращения:
15.02.2013).
6. См.: Newton D.A., Grayson M.S., Thompson L.F. The variable influence of lifestyle and income on medical students' career specialty choices: data from two US medical schools, 1998-2004 // Acad. Med. 2005. Sep. 80 (9): 809-14. URL:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16123458 (дата обращения: 29.12.2012).
7. Lefevre J.H., Roupert M., Kerneis S., Karila L. Career choices of medical students: a national survey of 1780 students // Medical Education. 2010. Jun; 44 (6): 603-12. P. 231-236.
8. См.: Weissman Ch., Zisk-Rony R.l.Y., Schroeder J.E., Weiss Y.G., Avidan A., Elchalal U., Tandeter H. Medical specialty considerations by medical students early in their clinical experience // Israel Journal of Health Policy Research. 2012. URL: http://www.ijhpr.Org/content/1/1/13 (дата обращения: 21.07.2012).
9. См.: Bhat S., D'souza L., Fernandez J. Factors Influencing the Career Choices of Medical Graduates. URL: http://www.jcdr.net/articles/pdf/1887/14%20-%203652.1 .pdf (дата обращения: 18.01.2013).
10. См.: Harris J.E., Lopez-Valcarcel B.G., Ortun V., Barber P. Specialty choice in times of economic crisis: a cross-sectional survey of Spanish medical students. URL: http://bmjopen.bmj.com/content/3/2/e002051.full (дата обращения:
25.01.2013).