А. С. Морозова, С.П. Моисеева, А.А. Назаров
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВОЙ СКИДКИ ДЛЯ ПОСТОЯННЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В качестве торговой компании можно рассматривать бесконечнолинейную систему массового обслуживания. Например, для любой торговой компании (магазин) число клиентов практически неограниченно. Кроме этого, предоставляемые компанией накопительные скидки, обеспечивают возможное повторное обращение клиента в эту компанию (магазин). Для таких компаний определяющее значение имеет процесс изменения числа клиентов с учетом повторных обращений. В качестве математической модели поставленной задачи будем рассматривать СМО с повторным обращением.
Постановка задачи
Рассмотрим бесконечнолинейную систему массового обслуживания (СМО) [1], на вход которой поступает простейший с параметром X поток заявок (рис. 1). Время обслуживания на каждом приборе экспоненциальное с параметром д, одинаковым для всех приборов. Заявка, завершившая обслуживание, с вероятностью
1 - г покидает систему, а с вероятностью г обращается к системе для повторного обслуживания.
Поток клиентов можно рассматривать как двумерный случайный процесс {(О, п(^)}, где у(() - число клиентов, впервые обратившихся в компанию, п(/) -число клиентов, повторно обратившихся в компанию.
F (y, z, t) = exp I
X
z -1
ц(1 - r) ^ 1 - rz
1 r - 1І e^(1-rz)t I+x I y^—^ - 1I t -
1 - rz
1 - rz
Xy
ц(1 - rz) ^ 1 - rz
(1)
М£2 = а2, а при повторном обращении ее доход составляет долю 5 от величины £ . Здесь 1-5 - величина скидки для постоянных клиентов.
Рассмотрим функцию H (a, t) = Me~aS (t), здесь S(t) - суммарный доход, полученный компанией за время t; очевидно
n(t) v(t)
S(t) = £^ + S^,
k=1 /=1
тогда
H(a, t) = jT]T(Me-a?5) x
n=0 v = 0
x (Me~ai;) P(n, v, t).
Обозначив Mea? = <p(a) получаем
H(a, t) = M {<p(5a)n(t> 9(a)v(t)} .
Учитывая (1),
1_ r
— 1 11 +
F (ф(5а), ф(а), t) = exp | XI ф(а) j
L- ^(5a)
X
+
Исследование двумерного потока обращения в рассматриваемой СМО проведено в [2]. Производящая функция двумерного распределения вероятности двумерного потока имеет вид
ф(а)
1
^(5а) -1 r -1
ф(5а) -1 1 - ^(5а)
(1 -
i-^(1-r9(5a»t
(2)
Пусть
h1 (а) = XI ф(а)
1-r
1 - ^(5а)
— 1
h2(a, t) =
Xr
1
:(1 -
Поставим задачу определения влияния скидки на прибыль компании.
Пусть компания при каждом первичном обращении получает доход в размере значения случайной величины £ с функцией распределения А(х), М£ = а1,
ц 1 - ^(5а) тогда (2) запишем в виде
H (a, t) = M {e~aS (t)} = exp {h1(a)t + h2(a, t);
: (ф(5а) -1))-Sg-f - ^)}.
Определение основных характеристик капитала компании
Определим первый момент [3]:
дН (а, ґ)
дк
2(а,ґ )
д ={к; (а)ґ + д
да 4 да
(ф(5а) -1)
ф(а)
1
гф(5а) -1 г -1
+к2(а, ґ )5ф'(5а)
ф(а)
гф(5а) -1 г -1 +к2 (а, ґ) (ф(8а) -1) х
ф'(а) [гф(5а) -1] - ф(а)г5ф'(5а) (гф(5а) -1)2
Учитывая, что
Н(а, ґ).
к1 (0) = -Ха1 Хг
1 - г + г5 1 - г
к2(0, ґ) = (1 - е^ц(1-г )ґ),
2 Ц(1 - г)1 '
ф(0) = 1, ф'(0) = а1.
Получаем [4]:
дН (а, ґ),
да
с(ф(0) -1)
={к; (0)ґ-ф(0) -
дк
2(0,ґ)
да
1
гф(0) -1 г -1
+И2(0, ґ )5ф'(0)
ф(0)
г ф(0) -
ф'(0) [гф(0) -1] - ф(0)г 8ф'(0)
(гф(0) -1)
дН (а, ґ),
---М + *2(0, ґ) (ф(0) -1)
1 г -1)
Н (0, ґ ),
да
к1 (а) = Х(1 - г) откуда
ф ' (а) (1 - гф(5а)) + ф(а)г5ф ' (5а) (1 - гф(5а) )2
МБ(ґ) = Ха1\ 1 + 51-------| ґ.
Определим второй момент
д2 Н (а, ґ)
да2
д2И
= -| И' (а)ґ + ^ 2(2а,ґ) (ф(5а) -1)
ф(а)
гф(5а) -1 г -1 ф(а)
да2
дк2
1 і+-----2<аґ) 5ф'(5а);
да 1
гф(5а) -1 г -1
ф'(а) [гф(5а) -1] - ф(а)г5ф'(5а)
-----------------------2-----------
(ф(5а) -1)
ф(5а) -1 (ф(5а) -1) +
дк
2(а,ґ )
да
+*2 (а, ґ )5ф(5а)\ —ф5(а)---------1 +
гф(5а) -1 г -1
2._^=„.ч1 ф(а) 1
+И2(а,ґ)5 ф”(5а)
гф(5а) -1 г -1 ф'(а) [гф(5а) -1] - ф(а)г5ф'(5а) (ф(5а) -1)2
ф'(а) [гф(5а) -1]
+к2 (а, ґ) (ф(5а) -1)
ф(а)г5ф'(5а)
(ф(5а) -1)2 Н (а, ґ ) +
(ф(5а) -1)
ф'(а) [гф(5а) -1]
+И2(а, ґ )5ф'(5а)
(ф(5а) -1)
-ф(а)г5ф'(5а) Н (а, ґ) +
(ф(5а) -1)2
, к ( ґ) ( ) 1чф”(а) [гф(5а) -1]
+к2(а, ґ >(ф(5а)-1) (5а)-1)2 -
ф'(а)г5ф'(5а)
(2ф(5а) -1)2
(ф'(а)г 5ф'(5а) + ф(а) г52ф”(5а))(гф(5а) -1)2
(ф(5а) -1)4
ф(а)г5ф”(5а)2(гф(5а) - 1)г5ф'(5а) ]
(ф(5а) -1)4
Н (а, ґ) +
+к(а)ґ +----2(г) (ф(5а) -1)\—ф(а^------—1 -
да2 \ гф(5а) -1 г -1)
+к2 (а, ґ )5ф' (5а) [ —ф(а^--— | +
+к2 (а, ґ) (ф(5а) -1)
гф(5а) -1 г -1 ф'(а) [гф(5а) -1]
(ф(5а) -1)2
ф(а>г5ф'(5а> Н '(а, ґ). (ф(5а) -1)
{[а2 (1 - г) - а?г5 + а2г5 + г52а2 ^
Учитывая, что ф”(0) = а2,
к' (0) = Х(1 - г) 4
1 (1 - г)4
(1 - г) + 2а^ [1 - г + г5] (1 - г)г5}
х--------------------4-------------=
(1 - г)4
х{а2 (1 - г + г52) (1 - г) + 2а^ (1 - г + г5)5}
= о-Т?
X
Х
(1 - г)2 получаем
{а2 ( - г + г52)1 - г) + 2г5а^ (1 - г + г5)},
д Н (а, ґ)і , " .. .
—да--------1 а=0 = к (0)ґ + 2 (0,ґ),
к (а) = Х(1 - г) {((а) (1 - гф(5а)) - ф'(а)г5ф'(5а)) +
+ф'(а)г 5ф'(5а) + ф(а)г52 (ф''(5а)) х
-(к (0)ґ) х
х5(ф'(0))2 г 1 г5 +|
(г -1)2
< (1 - гф(5а))2 + [ф'(а) (1 - гф(5а)) + ф(а)г5ф'(5а)]; х2 (1 - гф(5а)) г5ф' (5а)} / (1 - гф(5а))4,
Пусть г0 = 0,5, г = 0,8, г (5) = 0,8 - 0,35, г'(5) =-0,3, тогда
/'(0) = ^ > 0, /'(1) = < 0
(0,2)2
(1 - 0,5)2
так как производная меняет знак на промежутке, 5є(0;1), то существует максимум функции /'(5) на этом промежутке. Очевидно, / '(5) = 0 при
2
5 = -3(1 + -\/5) и 0,824, т.е. максимум функция
/ (5) = 5-
г (5)
достигает при скидке 17,6%. График
1 - г (5)
зависимости / (5) изображен на рис. 2:
откуда
М52(ґ) = ———{а2 (1-г+г52)1-г) + 2г5а^ (1-г + г5))ґ +
+-2Х^-(1 ->' ) + (к' (0)ґ),
ц(1 - г)У ’ 1 (1 - г)2 V 1 /
ВБ(ґ) = МБ2 (ґ) - (МБ(ґ))2 = 1х- а2 ( - г + г52) ґ +
+ 2Хг§а|2 (1 - г + гЪ) )______^(1 _е_л_,,).
(1 - г )2 I Ц(1 - г^ ’\
Исследование влияния ценовой скидки на капитал торговой компании
Рассмотрим функцию / (5) = 5
г (5)
1 - г (5)
/ '(5) =
г(5) - г2(5) +5г'(5) (1 - г( 5))2
г(0) - г (0)
(1 - г(0))2 г(1) - г2(1) +5г'(1)
при 5 = 0,
(1 - г(1))2
при 5 = 1.
Рассмотрим на примере.
Предположим, что вероятность возвращения клиента прямопропорциональна предоставляемой скидке, т.е. имеет вид
г (5) = г0 + 01 - г0)(1 -5),
где г0 - вероятность повторного обращения клиента в торговую компанию при 5 = 1, г1 - вероятность повторного обращения клиента в торговую компанию при 5 = 0.
Тогда [5]:
Рис. 2
Представленные результаты можно использовать для определения величины скидки различных торговых компаний (магазинов). Очевидно, что для продовольственного магазина, находящегося в центре жилого комплекса, вероятность повторного обращения увеличится незначительно при предоставлении магазином скидки. Например, г0 = 0,8, г1 = 0,9. Поэтому ее установление нецелесообразно для торговой компании (рис. 3)
/ (5)
Рис. 3
Как видно, максимум достигается при условии, что скидка не предоставляется.
Аналогичная ситуация наблюдается на рынке совершенной конкуренции (например, олигополии), ко-
5
5
гда г0 = 0,3, г = 0,5, т.е. при наличии двух и более магазинов на территории, реализующих однородную продукцию (рис. 4).
/ (5)
Рис. 4
/ (5)
Рис. 5
В то же время для крупных оптовых компаний введение скидки влияет на вероятность повторного обращения клиентов, поэтому, как показано на рис. 5, максимальное значение дохода обеспечивается при установлении скидки при г0 = 0,4 , г1 = 0,9. При этом скидка устанавливается на доходную часть стоимости товара, а не на весь товар.
Аналогичные результаты можно получить для зависимости 0 <а< 1, г(5) = г0 + (г1 -г0)(1 -5)а, например а = 0,3, тогда график зависимостей /(5) и 5 имеет вид (рис. 6):
/ (5)
Рис. 6
Таким образом, полученные результаты можно использовать для нахождения оптимального значения скидки для получения максимального дохода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моисеева С.П., Морозова А.С. Исследование потока обращений в бесконечнолинейной СМО с повторным обслуживанием // Обработка
данных и управление в сложных системах. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. Вып. 7.
2. ГнеденкоБ.В. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1969.
3. РадюкЛ.Е., ТерпуговА.Ф. Теория вероятностей и случайных процессов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.
4. Эльсгольц Л.Э. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление. М.: Наука, 1969.
5. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. М., 2004.
6. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: ББК, 1997.
7. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Слепов В.А., Попов Б.В. Практика современного ценообразования на национальном и международном рынках. М.: Изд-во РЭА, 1996.
Статья представлена кафедрой теории вероятностей и математической статистики факультета прикладной математики и кибернетики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Кибернетика» 6 июня 2006 г.