Научная статья на тему 'Исследование экономико-математической модели влияния ценовой скидки для постоянных клиентов на прибыль коммерческой организации'

Исследование экономико-математической модели влияния ценовой скидки для постоянных клиентов на прибыль коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
276
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Морозова Анна Сергеевна, Моисеева Светлана Петровна, Назаров Анатолий Андреевич

В качестве торговой компании можно рассматривать бесконечнолинейную систему массового обслуживания. Например, для любой торговой компании (магазин) число клиентов практически неограниченно. Кроме этого, предоставляемые компанией накопительные скидки, обеспечивают возможное повторное обращение клиента в эту компанию (магазин). Для таких компаний определяющее значение имеет процесс изменения числа клиентов с учетом повторных обращений. В качестве математической модели поставленной задачи будем рассматривать СМО с повторным обращением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Морозова Анна Сергеевна, Моисеева Светлана Петровна, Назаров Анатолий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the economic-mathematical model of discount for patrons influence on income of trading company

Trading company is considered as a multy-servers queue system. For example, the number of customers is usually not limited for any trading company. Besides the accumulative discounts offered by trading companies have effect on repeated comings of customers. The process of changing the number of clients including customers repeated comings is a main characteristic.

Текст научной работы на тему «Исследование экономико-математической модели влияния ценовой скидки для постоянных клиентов на прибыль коммерческой организации»

А. С. Морозова, С.П. Моисеева, А.А. Назаров

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЛИЯНИЯ ЦЕНОВОЙ СКИДКИ ДЛЯ ПОСТОЯННЫХ КЛИЕНТОВ НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве торговой компании можно рассматривать бесконечнолинейную систему массового обслуживания. Например, для любой торговой компании (магазин) число клиентов практически неограниченно. Кроме этого, предоставляемые компанией накопительные скидки, обеспечивают возможное повторное обращение клиента в эту компанию (магазин). Для таких компаний определяющее значение имеет процесс изменения числа клиентов с учетом повторных обращений. В качестве математической модели поставленной задачи будем рассматривать СМО с повторным обращением.

Постановка задачи

Рассмотрим бесконечнолинейную систему массового обслуживания (СМО) [1], на вход которой поступает простейший с параметром X поток заявок (рис. 1). Время обслуживания на каждом приборе экспоненциальное с параметром д, одинаковым для всех приборов. Заявка, завершившая обслуживание, с вероятностью

1 - г покидает систему, а с вероятностью г обращается к системе для повторного обслуживания.

Поток клиентов можно рассматривать как двумерный случайный процесс {(О, п(^)}, где у(() - число клиентов, впервые обратившихся в компанию, п(/) -число клиентов, повторно обратившихся в компанию.

F (y, z, t) = exp I

X

z -1

ц(1 - r) ^ 1 - rz

1 r - 1І e^(1-rz)t I+x I y^—^ - 1I t -

1 - rz

1 - rz

Xy

ц(1 - rz) ^ 1 - rz

(1)

М£2 = а2, а при повторном обращении ее доход составляет долю 5 от величины £ . Здесь 1-5 - величина скидки для постоянных клиентов.

Рассмотрим функцию H (a, t) = Me~aS (t), здесь S(t) - суммарный доход, полученный компанией за время t; очевидно

n(t) v(t)

S(t) = £^ + S^,

k=1 /=1

тогда

H(a, t) = jT]T(Me-a?5) x

n=0 v = 0

x (Me~ai;) P(n, v, t).

Обозначив Mea? = <p(a) получаем

H(a, t) = M {<p(5a)n(t> 9(a)v(t)} .

Учитывая (1),

1_ r

— 1 11 +

F (ф(5а), ф(а), t) = exp | XI ф(а) j

L- ^(5a)

X

+

Исследование двумерного потока обращения в рассматриваемой СМО проведено в [2]. Производящая функция двумерного распределения вероятности двумерного потока имеет вид

ф(а)

1

^(5а) -1 r -1

ф(5а) -1 1 - ^(5а)

(1 -

i-^(1-r9(5a»t

(2)

Пусть

h1 (а) = XI ф(а)

1-r

1 - ^(5а)

— 1

h2(a, t) =

Xr

1

:(1 -

Поставим задачу определения влияния скидки на прибыль компании.

Пусть компания при каждом первичном обращении получает доход в размере значения случайной величины £ с функцией распределения А(х), М£ = а1,

ц 1 - ^(5а) тогда (2) запишем в виде

H (a, t) = M {e~aS (t)} = exp {h1(a)t + h2(a, t);

: (ф(5а) -1))-Sg-f - ^)}.

Определение основных характеристик капитала компании

Определим первый момент [3]:

дН (а, ґ)

дк

2(а,ґ )

д ={к; (а)ґ + д

да 4 да

(ф(5а) -1)

ф(а)

1

гф(5а) -1 г -1

+к2(а, ґ )5ф'(5а)

ф(а)

гф(5а) -1 г -1 +к2 (а, ґ) (ф(8а) -1) х

ф'(а) [гф(5а) -1] - ф(а)г5ф'(5а) (гф(5а) -1)2

Учитывая, что

Н(а, ґ).

к1 (0) = -Ха1 Хг

1 - г + г5 1 - г

к2(0, ґ) = (1 - е^ц(1-г )ґ),

2 Ц(1 - г)1 '

ф(0) = 1, ф'(0) = а1.

Получаем [4]:

дН (а, ґ),

да

с(ф(0) -1)

={к; (0)ґ-ф(0) -

дк

2(0,ґ)

да

1

гф(0) -1 г -1

+И2(0, ґ )5ф'(0)

ф(0)

г ф(0) -

ф'(0) [гф(0) -1] - ф(0)г 8ф'(0)

(гф(0) -1)

дН (а, ґ),

---М + *2(0, ґ) (ф(0) -1)

1 г -1)

Н (0, ґ ),

да

к1 (а) = Х(1 - г) откуда

ф ' (а) (1 - гф(5а)) + ф(а)г5ф ' (5а) (1 - гф(5а) )2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МБ(ґ) = Ха1\ 1 + 51-------| ґ.

Определим второй момент

д2 Н (а, ґ)

да2

д2И

= -| И' (а)ґ + ^ 2(2а,ґ) (ф(5а) -1)

ф(а)

гф(5а) -1 г -1 ф(а)

да2

дк2

1 і+-----2<аґ) 5ф'(5а);

да 1

гф(5а) -1 г -1

ф'(а) [гф(5а) -1] - ф(а)г5ф'(5а)

-----------------------2-----------

(ф(5а) -1)

ф(5а) -1 (ф(5а) -1) +

дк

2(а,ґ )

да

+*2 (а, ґ )5ф(5а)\ —ф5(а)---------1 +

гф(5а) -1 г -1

2._^=„.ч1 ф(а) 1

+И2(а,ґ)5 ф”(5а)

гф(5а) -1 г -1 ф'(а) [гф(5а) -1] - ф(а)г5ф'(5а) (ф(5а) -1)2

ф'(а) [гф(5а) -1]

+к2 (а, ґ) (ф(5а) -1)

ф(а)г5ф'(5а)

(ф(5а) -1)2 Н (а, ґ ) +

(ф(5а) -1)

ф'(а) [гф(5а) -1]

+И2(а, ґ )5ф'(5а)

(ф(5а) -1)

-ф(а)г5ф'(5а) Н (а, ґ) +

(ф(5а) -1)2

, к ( ґ) ( ) 1чф”(а) [гф(5а) -1]

+к2(а, ґ >(ф(5а)-1) (5а)-1)2 -

ф'(а)г5ф'(5а)

(2ф(5а) -1)2

(ф'(а)г 5ф'(5а) + ф(а) г52ф”(5а))(гф(5а) -1)2

(ф(5а) -1)4

ф(а)г5ф”(5а)2(гф(5а) - 1)г5ф'(5а) ]

(ф(5а) -1)4

Н (а, ґ) +

+к(а)ґ +----2(г) (ф(5а) -1)\—ф(а^------—1 -

да2 \ гф(5а) -1 г -1)

+к2 (а, ґ )5ф' (5а) [ —ф(а^--— | +

+к2 (а, ґ) (ф(5а) -1)

гф(5а) -1 г -1 ф'(а) [гф(5а) -1]

(ф(5а) -1)2

ф(а>г5ф'(5а> Н '(а, ґ). (ф(5а) -1)

{[а2 (1 - г) - а?г5 + а2г5 + г52а2 ^

Учитывая, что ф”(0) = а2,

к' (0) = Х(1 - г) 4

1 (1 - г)4

(1 - г) + 2а^ [1 - г + г5] (1 - г)г5}

х--------------------4-------------=

(1 - г)4

х{а2 (1 - г + г52) (1 - г) + 2а^ (1 - г + г5)5}

= о-Т?

X

Х

(1 - г)2 получаем

{а2 ( - г + г52)1 - г) + 2г5а^ (1 - г + г5)},

д Н (а, ґ)і , " .. .

—да--------1 а=0 = к (0)ґ + 2 (0,ґ),

к (а) = Х(1 - г) {((а) (1 - гф(5а)) - ф'(а)г5ф'(5а)) +

+ф'(а)г 5ф'(5а) + ф(а)г52 (ф''(5а)) х

-(к (0)ґ) х

х5(ф'(0))2 г 1 г5 +|

(г -1)2

< (1 - гф(5а))2 + [ф'(а) (1 - гф(5а)) + ф(а)г5ф'(5а)]; х2 (1 - гф(5а)) г5ф' (5а)} / (1 - гф(5а))4,

Пусть г0 = 0,5, г = 0,8, г (5) = 0,8 - 0,35, г'(5) =-0,3, тогда

/'(0) = ^ > 0, /'(1) = < 0

(0,2)2

(1 - 0,5)2

так как производная меняет знак на промежутке, 5є(0;1), то существует максимум функции /'(5) на этом промежутке. Очевидно, / '(5) = 0 при

2

5 = -3(1 + -\/5) и 0,824, т.е. максимум функция

/ (5) = 5-

г (5)

достигает при скидке 17,6%. График

1 - г (5)

зависимости / (5) изображен на рис. 2:

откуда

М52(ґ) = ———{а2 (1-г+г52)1-г) + 2г5а^ (1-г + г5))ґ +

+-2Х^-(1 ->' ) + (к' (0)ґ),

ц(1 - г)У ’ 1 (1 - г)2 V 1 /

ВБ(ґ) = МБ2 (ґ) - (МБ(ґ))2 = 1х- а2 ( - г + г52) ґ +

+ 2Хг§а|2 (1 - г + гЪ) )______^(1 _е_л_,,).

(1 - г )2 I Ц(1 - г^ ’\

Исследование влияния ценовой скидки на капитал торговой компании

Рассмотрим функцию / (5) = 5

г (5)

1 - г (5)

/ '(5) =

г(5) - г2(5) +5г'(5) (1 - г( 5))2

г(0) - г (0)

(1 - г(0))2 г(1) - г2(1) +5г'(1)

при 5 = 0,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 - г(1))2

при 5 = 1.

Рассмотрим на примере.

Предположим, что вероятность возвращения клиента прямопропорциональна предоставляемой скидке, т.е. имеет вид

г (5) = г0 + 01 - г0)(1 -5),

где г0 - вероятность повторного обращения клиента в торговую компанию при 5 = 1, г1 - вероятность повторного обращения клиента в торговую компанию при 5 = 0.

Тогда [5]:

Рис. 2

Представленные результаты можно использовать для определения величины скидки различных торговых компаний (магазинов). Очевидно, что для продовольственного магазина, находящегося в центре жилого комплекса, вероятность повторного обращения увеличится незначительно при предоставлении магазином скидки. Например, г0 = 0,8, г1 = 0,9. Поэтому ее установление нецелесообразно для торговой компании (рис. 3)

/ (5)

Рис. 3

Как видно, максимум достигается при условии, что скидка не предоставляется.

Аналогичная ситуация наблюдается на рынке совершенной конкуренции (например, олигополии), ко-

5

5

гда г0 = 0,3, г = 0,5, т.е. при наличии двух и более магазинов на территории, реализующих однородную продукцию (рис. 4).

/ (5)

Рис. 4

/ (5)

Рис. 5

В то же время для крупных оптовых компаний введение скидки влияет на вероятность повторного обращения клиентов, поэтому, как показано на рис. 5, максимальное значение дохода обеспечивается при установлении скидки при г0 = 0,4 , г1 = 0,9. При этом скидка устанавливается на доходную часть стоимости товара, а не на весь товар.

Аналогичные результаты можно получить для зависимости 0 <а< 1, г(5) = г0 + (г1 -г0)(1 -5)а, например а = 0,3, тогда график зависимостей /(5) и 5 имеет вид (рис. 6):

/ (5)

Рис. 6

Таким образом, полученные результаты можно использовать для нахождения оптимального значения скидки для получения максимального дохода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеева С.П., Морозова А.С. Исследование потока обращений в бесконечнолинейной СМО с повторным обслуживанием // Обработка

данных и управление в сложных системах. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. Вып. 7.

2. ГнеденкоБ.В. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1969.

3. РадюкЛ.Е., ТерпуговА.Ф. Теория вероятностей и случайных процессов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.

4. Эльсгольц Л.Э. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление. М.: Наука, 1969.

5. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. М., 2004.

6. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: ББК, 1997.

7. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. М.: ИНФРА-М, 2001.

8. Слепов В.А., Попов Б.В. Практика современного ценообразования на национальном и международном рынках. М.: Изд-во РЭА, 1996.

Статья представлена кафедрой теории вероятностей и математической статистики факультета прикладной математики и кибернетики Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Кибернетика» 6 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.