Научная статья на тему 'Исследование экологической компетентности как интегративного показателя экологической культуры личности'

Исследование экологической компетентности как интегративного показателя экологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1308
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / INTEGRATION / ECOLOGICAL COMPETENCE / PERSONAL ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанец Р. В.

В статье исследуется содержание, структура и функции экологической компетентности как интегративного показателя экологической культуры личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ECOLOGICAL COMPETENCE AS INTEGRATIVE INDEX OF PERSONAL ECOLOGICAL CULTURE

The article studies notion, structure and functions of the ecological competence as the integrative index of the personal ecological culture

Текст научной работы на тему «Исследование экологической компетентности как интегративного показателя экологической культуры личности»

- сформированность основных общеучебных умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения курса алгебры;

- целесообразность и правомерность требований к уровню математической подготовки учащихся на отдельных этапах обучения;

- единой структурой и принципами построения учебных пособий.

Анализ проблемы преемственности в обучении математике в начальной и основной школе показывает, что она остается в настоящее время одной из самых актуальных и требующих дальнейших исследований, особенно в плане введения в школы альтернативных программ и учебников.

The analysis of a problem of succession in training to the mathematician at elementary and basic school shows that it remains now to one of the most actual and demanding further researches. Addressing to a problem of succession of various stages of education within the limits of a comprehensive school, the author shows that most sharply it costs in transition of pupils from elementary in the basic school.

The key words: succession in educational process, mathematical preparation, abilities.

Список литературы

1.Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования // Педагогика. 2006. №1. С.22-31.

2. Громова Т. Критерии и оценки качества образования // Директор школы. 2006. № 5. С. 32-39.

3. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством образования // Народное образование. 2002. №9. С.83-92.

4. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). СПб. М., 2000. 135 с.

Об авторе

Мендыгалиева А. К.- кандидат педагогических наук, доцент,заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Оренбургского государственного педагогического университета, TiMNiDO@yandex.ru

УДК 371.4

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Р.В. Степанец

В статье исследуется содержание, структура и функции экологической компетентности как интегративного показателя экологической культуры личности.

Ключевые слова: интеграция, экологическая компетентность, экологическая культура личности.

По мнению ряда исследователей (О.Д. Арефьева, Ф.С. Гайнуллова, С.Н. Глазачев, В.А. Дани-ленкова, Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, Н.Ф. Казакова, А.А. Макоедова, А.И. Новик-Качан, Л.В. Панфилова, Г.А. Папуткова, Л.Е. Пистунова, Г.П. Сикорская, Н.В. Скалон, Е.А. Томаков, Ю.А. Шаронова, Е.А. Шульпина и др.) экологическая компетентность может выступать в качестве интегративного показателя сформированности экологической культуры личности; служить системообразующим элементом экологического образования, что позволит в полной мере использовать экологические, педагогические, психологические принципы и закономерности формирования экологического сознания, и становления экологической культуры человека, соответствующие целям устойчивого развития.

Исходя из анализа философской, психолого-педагогической, научной, научно-методической литературы, экологическую культуру личности мы рассматриваем как сложное интегративное образование, включающее экологические знания, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое мировоззрение, экологически ориентированную деятельность и поведение, отражающие опыт взаимодействия с окружающей средой (природной, социальной, культурной, образовательной и др.), а так же сформированную на их основе экологическую компетентность.

В этом отношении важно подчеркнуть, что в документах международного проекта «Определение и отбор компетенций» [DeSeCo, 2002 г.] признаётся необходимость определения образовательных компетенций, в том числе и экологических, исходя из общего видения мирового будущего, которое должно опираться на базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием (то есть на интеграцию защиты окружающей среды, экономического благополучия и социальной справедливости).

В связи с этим следует отметить, что феномен «интеграция», возникший как следствие все более настоятельно проявлявшей себя на протяжении веков потребности в связности и объединенно-сти содержания образования, вначале был обозначен понятием «концентрация», в последующем данное понятие претерпевает целый ряд изменений, это нашло отражение в понятийно-терминологическом аппарате дидактики: «система концентров», «ассоциация - взаимопомощь предметов», «корреляция», «комплексный метод», «комплексирование», «система межпредметных связей» и, наконец, «интеграция» [2, 7].

Такие понятия как «интеграция», «интегральный», «интегратизм», уже давно и прочно вошли в научный оборот современной педагогики, поскольку отражают ее нацеленность на разработку теории систем и системного подхода.

Мы согласны с В.А. Сластениным, что интеграция - это не объединение произвольного множества элементов, связанных ситуативно, а переход количества в качество; это внутренне взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих ее компонентов; открытие новых связей и отношений между компонентами путем включения в новые системы связей [16].

По мнению Л.М. Перминовой, Е.Н. Селиверстовой, придание интеграции статуса принципа обеспечивает этому понятию фундаментальный характер и вполне соответствует новой стратегии образования и общей гуманистической линии развития современного образования [13, 14, 15].

Сегодня нельзя не признать, что интеграционные тенденции в современном экологическом образовании становятся доминирующим условием успешности процесса формирования экологической компетентности как интегративного показателя экологической культуры личности и даже более того - своеобразным императивом, без выполнения которого невозможно полноценное формирование экологической культуры личности [17, 18].

В этом отношении существенно, что компетентностный подход, по утверждению О.Д. Арефьевой, призван служить основой для интеграционных тенденций в экологическом образовании, которое должно обеспечить не только междисциплинарный синтез естественных, гуманитарных и технических знаний, но также переход от констатации экологических проблем к их решению. Однако сущность экологической компетентности при этом не рассматривается [1].

Анализ результатов психолого-педагогических исследований позволяет выделить ряд содержательных характеристик, структуру и функции экологической компетентности, которая предполагает соблюдение экологического императива в поиске процедур разрешения экологических проблем, и в их применении.

Нельзя не согласиться с утверждением Т.С. Бакирова в том, что экологическая компетентность может выступать в качестве интегративного показателя сформированности экологической культуры старшеклассников, как наличие целостного взгляда на взаимоотношения человека, общества и биосферы, системы естественнонаучных знаний и практических умений, сформировавшейся потребности и привычки использовать их в повседневной и профессиональной деятельности, включение индивидом экологической составляющей в систему его морально-эстетических ценностей.

Следует подчеркнуть, что Т.С. Бакиров предлагает строить модель экологической компетентности учащихся от наиболее общих к частным экологическим умениям - расчленять явления на составляющие элементы; осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать экологические явления; вычленять экологическую проблему и способы ее оптимального решения. Наиболее общим является умение экологически грамотно мыслить и действовать, связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу [3].

Существенно, что при рассмотрении содержания экологической компетентности, Ю.А. Шаронова использует категорию «экологическое сознание», обращая при этом внимание, наряду с совокупностью экологических знаний, умений, навыков, опыта, необходимых для экологической деятельности, на личностные качества, составляющие основу экоцентрического типа экологического сознания. При этом экологическая компетентность понимается как совокупность экологических знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для преобразующей экологической деятельности, и личностных качеств, составляющих основу формирования экоцентрического типа экологического сознания и экологической культуры личности [20].

Раскрывая проблему формирования экологической компетентности старшеклассников в при-родоориентированной деятельности, А.А. Макоедова отмечает, что экологическая компетентность -это личностное образование, представляющее собой единство экологической направленности личности и опыта природоориентированной деятельности в качестве её субъекта. Для формирования экологической компетентности важен и обязателен фактор непосредственного включения в экологиче-

скую деятельность. При этом экологическая деятельность понимается лишь как природоориентиро-ванная, направленная на природу, то есть лишь на один из трех компонентов окружающей среды (наряду с обществом и экономикой) согласно концепции устойчивого развития. А.А. Макоедова выделяет в качестве основных аспектов экологической компетентности следующие: когнитивный (владение экологическими знаниями, умение предвидеть последствия действий в окружающей среде, способность к прогнозированию); операциональный (навыки природоохранной, природосберегающей и созидательной экологической деятельности; применение экологических знаний на практике, в повседневной жизни); мотивационно-потребностный (экологическая направленность личности, наличие экологических установок, стремление к гармонии с природой, потребность в ее охране, стремление к практической экологической работе); ценностно-смысловой (субъектное отношение к природе, ценность природы, её красоты и сохранения как ведущего смысла собственного существования). При этом центральное место отводится когнитивной составляющей [9].

В работе Н.Ф. Казаковой понятия «экологическая компетенция» и «экологическая компетентность» формально разделяются, хотя содержательно практически тождественны: под первым понимается способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках, под вторым - интегрированная способность, состоящая из ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического компонентов, составляющих основу для формирования экологической культуры личности [8].

На уровне профессионального образования В.А. Даниленкова предлагает рассматривать экологическую компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия личности требованиям экологического образования: привитие студентам экологических знаний, умений, навыков, направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения экологического риска. Сообразно с этим экологическая компетентность - владение специалистом системой знаний, взглядов, убеждений, направленное на осознание своей моральной ответственности за состояние окружающей среды. Формирование экологической компетенции (по - видимому, компетенция и компетентность понимаются как синонимы) связывается с формированием экологического мировоззрения личности, готовой к жизни в условиях технологического, социального риска, умеющей создавать эффективные модели управления природными процессами с целью устранения или ограничения действия конкретных факторов, наносящих ущерб природе и здоровью человека.

Вместе с тем В.А. Даниленкова выделяет следующие структурные компоненты экологической компетентности: 1) эколого-когнитивный (система внутри- и междисциплинарных, мировоззренческих, методологических, профессиональных знаний); 2) эколого-мотивационный (мотивация, интерес к изучению экологических проблем, поиску путей их решения, любознательность, настойчивость, терпение, выдержка, умение спокойно и разумно принимать решения, самостоятельность, самодисциплина); 3) этически-социальный (философский, моральный фундамент экологической деятельности; основанные на нравственности восприятие и понимание гармонии всей окружающей среды, стремление к участию в социальной жизни; экологическая эстетика); 4) профессионально-поведенческий (анализ экологической ситуации, ее оценка, выбор и обоснование модели действия; поиск способов решения; реализация выбранного решения, сотрудничество, помощь, сознательное отношение к действию). Соответственно выделяются функции экологической компетентности: содержательно-информационная, познавательно-побудительная, мировоззренческая, управленческая [6].

Пристального внимания, несомненно, заслуживает определение экологической компетентности, данное Ф.С. Гайнулловой на основе многолетней подготовки будущих учителей начальных классов в вузе к экологическому образованию школьников. В связи с этим, следует подчеркнуть, что, рассматривая экологическую компетентность, Ф.С. Гайнуллова привлекает следующие понятия: «экологическая культура», «экологическое сознание», «экологическое поведение», «экологический менталитет» и определяет ее как целостное интегративное образование личности, отражающее готовность и подготовленность к профессиональной эколого-педагогической деятельности на мотивационно-ценностном, эмоционально-волевом, содержательно-операциональном уровнях.

Структуру экологической компетентности Ф.С. Гайнуллова представляет в виде взаимосвязи следующих подструктур: мотивационная (доминирующие мотивационные установки в отношении к природе); интеллектуальная (стиль экологического мышления, соотношение антропоцентрических и экоцентрических представлений); эмоционально-волевая (особенности субъективного эмоционального отношения к природе, рефлексивно-перцептивных процессов, саморегуляции экологического поведения); процессуальная, или предметно-практическая (своеобразие реализации экологической деятельности, а также личностных стратегий взаимодействия с природой - природоохранных, непрагматических) [4].

Исследуя проблему формирования экологической компетентности студентов как интегративного показателя их экологической культуры, А.И. Новик-Качан выделяет в качестве результата компетентности теоретическую (совокупность экологических знаний, умений, навыков) и практическую (организаторские и коммуникативные умения) готовность к экологически грамотному поведению. Содержание экологической компетентности автор связывает со следующими структурными компонентами: 1) методологическим, 2) мотивационно-ценностным, 3) познавательно-информационным, 4) прогностическим [10].

По утверждению Л.В. Панфиловой «экологическая компетентность учителя химии - это знания и опыт в области естественных наук, экологии и экологического образования, способность к деятельности по сохранению окружающей среды и признание особой ценностью экологических благ, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость» [11: 111].

При этом структура экологической компетентности, как считает Л.В. Панфилова, должна включать: 1) содержательный компонент (основы естественных наук, экологии; содержание и структуру глобального экологического кризиса, основные пути выхода из него; методы решения проблем окружающей среды; основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды); 2) деятельностный компонент (владение достижениями практического опыта в области охраны окружающей среды; умение перевести философию выживания в конкретные дела; использовать активные формы деятельности, связанные с окружающей средой); 3) личностный компонент (экологическая ответственность, основанная на общечеловеческих ценностях; глубокая осознанность общественной значимости экологического воспитания и потребность в ее осуществлении) [11 ].

С точки зрения нашей проблемы важно, что в исследовании Г.А. Папутковой, посвященном ком-петентностно-ориентированному профессионально-экологическому образованию студентов в вузе, профессионально-экологическая компетентность рассматривается как интегративная характеристика специалиста, отражающая его способность и готовность к мобильной, оперативной и эффективной реализации в профессиональной деятельности профессионально-экологических знаний, опыта на основе экологически целесообразных ценностно-мотивационных установок, универсальных способностей и личностных качеств, обеспечивающих социально, экологически и профессионально целесообразное поведение [12].

Несомненна ценность вклада С.Н. Глазачева, который представляя модель компетентности учителя в ее экологическом аспекте, включает три составляющих: 1) блок интегративных качеств личности; 2) научный блок; 3) блок умений [5].

Таким образом, анализ результатов представленных выше работ позволяет сделать следующие выводы.

Сущность понятия «экологическая компетентность», рассматривается с точки зрения различных подходов - интегративного, культурологического, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного, проблемного.

С учетом вышесказанного, экологическую компетентность мы определяем как интегративный показатель экологической культуры личности, как интегративную характеристику личности, отражающую его осмысленную способность, потенциал и опыт в осуществлении сложных экологосообразных видов действий на основе экологически целесообразных ценностно-мотивационных установок, обеспечивающих социально и экологически целесообразное поведение, а экологическую компетенцию - как соответствующее нормативное требование к содержанию данной способности, потенциала, опыта личности. Мы полагаем, что структура экологической компетентности личности должна включать следующие компоненты: 1) потребностно-мотивационный компонент; 2) когнитивный компонент; 3) эмоционально-волевой; 4) ценностно-смысловой компонент; 5) практически-деятельностный (поведенческий) компонент. Обобщая философские, социально-экологические, психолого-педагогические представления о сущности и содержании экологической компетентности личности можно выделить следующие ее функции: биосферную, методологическую, системную, интегративную, культурную, социальную, прогностическую, практическую, функцию профессионального самоопределения, ценностно-смысловую.

Биосферная функция экологической компетенции заключается в поддержании устойчивости природных систем, что является одной из главных задач человечества.

Основу методологической функции экологической компетенции составляют взаимовлияния факторов, свойств, отношений в системе функциональной организации биосферы. При этом методология интегрирует теории, методы, средства, способы, приемы, формы организации, применяемые в процессе познания и преобразования окружающей действительности, создания целостной, синтетической, системной картины мира и определения адекватного места человека в нем.

Системная функция обеспечивает выделение экологической компетентности из сферы других образовательных компетентностей как феномена, обусловленного своим влиянием на существование удивительного явления - жизни на Земле. При этом экологическая компетентность выступает как ин-

тегральная составляющая компетентностей: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социально-гражданской, коммуникативной, личностного роста и самосовершенствования.

Интегративная функция. Имея сложную природу, экологическая компетентность соединяет в себе природоведческие, социально-экономические, культурологические, научно-технические, про-фессионально-деятельностные, личностные факторы и строит на этой основе фундамент интегратив-ной картины мира, обеспечивающей понимание различных представлений, отдельных предметных отображений в одном целом.

Культурная функция экологической компетентности является существенным фактором формирования общей и экологической культуры школьников, направлена на самореализацию духовных возможностей, активное восприятие культурных ценностей, активизацию экологической деятельности, способствует устремлению личности к преобразованию, созданию новых видов творческих решений, к умению воплощать новые оригинальные идеи в конкретных видах деятельности, заменяя устаревшее более прогрессивным, совершенным.

Социальная функция экологической компетентности определяется социализирующей ролью экологического образования, его зависимостью от состояния и тенденций развития как природы, так и общества. Данная функция является ведущей в формировании экологического сознания личности, которое определяет цели, содержание, способы, формы, критерии оценки результата экологической деятельности в биосфере и техносфере.

Прогностическая функция экологической компетентности призвана указать ориентиры жизнедеятельности человека в динамичных и многофакторных условиях современного меняющегося мира. Разработка прогнозов служит основой для моделирования социо-эколого-экономических процессов, научно обоснованного содержания экологической деятельности и способов ее реализации на уровне как человечества в целом, так и отдельной личности, в том числе учащихся.

Практическая функция экологической компетентности обеспечивает связь обучения с жизнью, формирование экологической культуры личности в процессе экологической деятельности.

Функция профессионального самоопределения обеспечивается необходимостью знакомства школьников в процессе экологического образования со спецификой и видами профессиональной экологической деятельности в области охраны природы, защиты окружающей среды, природопользования, управления природными ресурсами, экологической науки, образования, культуры.

Ценностно-смысловая функция экологической компетентности раскрывает зависимость мотивов, целей, содержания, способов экологической деятельности от мировоззренческих взглядов и позиций, устанавливает взаимосвязи между обучением и поведением в природе, обеспечивает формирование ценностных ориентации в контексте экологического императива.

Итак, содержание, структура и многофункциональность экологической компетентности, наряду с надпредметностью, междисциплинарностью и многомерностью, подчеркивают ее ключевой характер, общеобразовательное значение и диагностическую роль как интегративного показателя экологической культуры личности. [19].

The article studies notion, structure and functions of the ecological competence as the integrative index of the personal ecological culture.

Key words: integration, ecological competence, personal ecological culture.

Список литературы

1. Арефьева О.Д. Компетентностно-деятельностный подход к обеспечению преемственности непрерывного экологического образования:автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Владивосток, 2004. 24 с.

2. Ахлибинский Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции / Б.А.Ахлибинский // Диалектика как основа интеграции научного знания. Под ред. А.А.Королькова. Л.: Изд. ЛГУ, 1984. С.50-60.

3. Бакиров Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2006.26 с.

4. Гайнуллова Ф.С. Формирование экологической компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 163 с.

5. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М.: Сов. писатель, 1998. 432с.

6. Даниленкова В.А. Формирование экологической компетенции у студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2005. 122 с.

7. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / А.Я.Данилюк. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та. 2000. 440 с.

8. Казакова Н.Ф. Формирование компетенции старшеклассников в сфере экологического об-

разования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2004. 185 с.

9. Макоедова А.А. Формирование экологической компетентности старшеклассников в при-родоориентированной деятельности гимназии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 238 с.

10. Новик-Качан А.И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2005. 196 с.

11. Панфилова Л.В. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2002. 481 с.

12. Папуткова Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Н. Новгород, 2008. 51 с.

13. Перминова Л.М., Селиверстова Е.Н Дидактика на рубеже эпох (ХХ - XXI вв) / Л.М.Перминова, Е.Н.Селиверстова. Владимир: ВГГУ, 2010. 428 с.

14. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания - к школе созидания / Е.Н.Селиверстова. Владимир: ВГГУ, 2009. 232 с.

15. Селиверстова Е.Н. Развивающая функция обучения: опыт дидактической концептуализации: монография / Е.Н.Селиверстова. Владимир: ВГПУ, 2006. 218 с.

16. Сластенин В.А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации / В.А.Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3. С.20-27.

17. Степанец Р.В. Интегративный подход к развитию экологического образования школьников / Р.В.Степанец // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С.326-333.

18. Степанец Р.В. Императив интеграции как основа формирования экологической культуры личности / Р.В.Степанец // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. -2011. № 8 (27). С.116- 333.

19. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001. 100с.

20. Шаронова Ю.А. Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Ульяновск, 2006. 263 с.

Об авторе

Степанец Р. В. - кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». E-mail: pedagog@vlsu.ru, asmirnova@vlsu.ru, raisa.stepanetz@yandex.ru

УДК-744(075.32)

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И.А. Тараненко

В статье раскрыта специфика обучения английскому языку делового общения в экономическом вузе с точки зрения компетентностного и контекстного подходов в образовании. Приводятся различные классификации языков для специальных целей, к которым относят деловой английский язык, и подчеркивается разница обучения взрослых, уже работающих людей и студентов, не имеющих опыта профессиональной деятельности. Отмечается, что кроме обучения лингвистической компетенции, внимания заслуживают дискурсивная, межкультурная, социальная компетенции, а также профессионально значимые личностные качества обучающихся. Ключевые слова: деловое общение, лингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, межкультурная компетенция, социальная компетенция, личностные качества

Так как в международном бизнесе в качестве рабочего языка принят английский, одной из самых важных дисциплин для изучения в экономическом вузе является «Деловой английский» или, как это звучит на английском, «Business English». Знание языка может понадобиться для установления контактов с зарубежными партнерами, сотрудничества с ними, участия в международных выставках и конференциях, общения с иноязычными коллегами по работе, получения информации и т.д.

В международной лингвистической практике деловой английский принято рассматривать в контексте направления «Языки для специальных целей (Languages for Specific Purposes - LSP)», или более узко - «Английский язык для специальных целей (English for Specific Purposes - ESP»).

История языков для специальных целей насчитывает тысячи лет и берет свое начало еще со времен Римской и Греческой империй. Само же направление ESP возникло только в 1960-е годы в ответ на растущую потребность в улучшении коммуникации между развитыми и развивающимися странами [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.