ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ
Аннотация. В статье рассматривается реализация Концепции развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии. Внесены предложения по повышению эффективности военно-профессионального образования курсантов в Университете обороны Монголии. Ключевые слова: образовательный процесс, педагогический эксперимент, оценивание, успеваемость, статистическое распределение, полигон частоты, эффективность системы.
Baasanjav Ulziikhuyag STUDY THE EFFECTIVENESS
OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT SYSTEM OF MILITARYPROFESSIONAL EDUCATION IN MONGOLIA
Annotation. The article discusses the implementation of the Concept of development of military-professional education of the Armed Forces of Mongolia. Course of experimental work done to improve the effectiveness of military-professional education of students at the University of Defense of Mongolia.
Keywords: educational process, pedagogical experiment, evaluation, performance, statistical distribution, frequency polygon, efficiency of the system.
Концепция развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров в Университете обороны Монголии представляет собой научно-обоснованную систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений, единых теоретико-методологических подходов, связанных с определенной организацией, содержанием и методикой обучения и воспитания слушателей и курсантов. Программа реализации Концепции развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров в образовательном процессе Университета обороны Монголии по различным специальностям подготовки слушателей и курсантов, состоит из целей и задач, трех комплексных мероприятий, путей и условий совершенствования учебно-методической, научной и воспитательной работы, управления образовательным процессом на каждом мероприятии.
Вопросы структуры и логики прикладных педагогических исследований рассматривали известные российские методологи Н.В. Кузьмина, А.И. Яблонский, Я. Скалкова, В.И. Загвязинский, A.M. Новиков и др. Анализируя работы исследователей, И.А. Алехин в своем учебном пособии определил специфическую особенность прикладного военно-педагогического исследования как «разработку и применение методического аппарата в военной педагогике, которая позволяет определить сущность военно-педагогического процесса, дает возможность понять его механизм, закономерности, формы проявления во всей их неоднозначности и противоречивости» [1, с. 24]. Анализ факторов и противоречий, влияющих на качество системы военно-профессионального образования офицерских кадров, позволяет сделать вывод о том, что содержание работы по повышению эффективности военного образования должно составить комплекс разнообразных мер, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, разработку вариативного
© УлзийхуягБ., 2015
содержания основных образовательных программ, учебно-методическое обеспечение профессио-
УДК 378 Б. Улзийхуяг
нальной подготовки обучающихся, совершенствование профессионально-педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.
Исследование научных и прикладных положений развития системы военно-профессионального образования, изучение ее сущности и структуры позволили разработать критерии и показатели оценки эффективности исследуемой системы. Понятие «критерий» принято трактовать, как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [5, с. 320]. Критерии достоверности результатов эмпирического исследования должны удовлетворять, в частности, следующим признакам [4, с. 140-141]:
1) критерии должны быть объективными, позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок разными людьми;
2) критерии должны быть адекватными, валидными, т.е. оценивать именно то, что исследователь хочет оценить;
3) совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
В качестве критериев оценки результативности разработанной системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии приняты: содержательный; организационно-методический; результативный. Каждому критерию оценки соответствуют определенные показатели. Критерии оценки и их показатели были определены в результате исследования научных и прикладных положений системы военно-профессионального образования, изучения ее сущности и структуры.
Оценивание эффективности системы военно-профессионального образования офицерских кадров с помощью разработанных критериев и показателей позволило выделить несколько уровней развития исследуемой системы: А-высокий, В-выше среднего, С-средний, Б-ниже среднего, Б-неудовлетворительный, а также составить их качественную характеристику. Числовые значения, называемые оценочными баллами, используются нами для оценки эффективности системы военно-профессионального образования офицерских кадров. Применительно к уровням сформированное™ критерия была принята следующая градация: 90-100 % - высокий уровень развития; 80-89 % - выше среднего; 70-79 % - средний уровень; 60-69 % - ниже среднего; 0-59 % - неудовлетворительный уровень [2, с. 143-146].
В рамках исследования в Университете обороны Монголии (Академии управления обороны, Военном командном училище и Военно-инженерном училище) с 2010 по 2014 гг. проводилась опытно-экспериментальная работа, основой которой был формирующий педагогический эксперимент по внедрению целевой программы реализации Концепции развития военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил. Цель программы - координация управленческой и содержательно-методической работы руководящего и профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений по формированию готовности к профессиональной деятельности слушателей и курсантов Университета обороны Монголии на различных курсах обучения. Для определения динамики развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров в ходе формирующего педагогического эксперимента были проведены замеры уровней эффективности данной системы. Реализация Программы началась с актуализации содержания военно-професиональных программ, учебных планов, программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями современных руководящих документов Министерства обороны Монголии.
Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы были подведены в соответствии с планом временных срезов, подготовленных и проведенных в условиях реализации в экспериментальных группах мероприятий программы. Динамика показателей оценки по содержательному, организационно-методическому и результативному критериям в экспериментальной группе (ЭГ) и
контрольной группе (КГ) системы военно-профессионального образования на уровне бакалавриата (для курсантов) отражает результаты диагностики, проведенной на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Комплекс организационно-педагогических мероприятий Программы реализации Концепции развития военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии, апробированный в ЭГ, вносит значимый прогрессивный эффект в целенаправленную, организованную и взаимообусловленную деятельность профессорско-преподавательского состава, слушателей и курсантов. Выбор был обусловлен: во-первых, общей для экспериментальных вузов сложившейся практикой образовательного процесса, подчиненного единым учебным планам, программам и требованиям; во-вторых, предварительным изучением результатов эксперимента; в-третьих, возможностью своевременного получения необходимой информации и внесения корректив в ход экспериментальной работы по повышению эффективности военно-профессионального образования курсантов в Университете обороны Монголии. О качестве военно-профессионального образования курсантов в ЭГ и КГ свидетельствуют данные об успеваемости, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Успеваемость курсантов по курсу военно-профессионального комплекса за период эксперимента
в процентах
№ Учебные годы Число курсантов ЭГ / КГ Экспериментальная группа Контрольная группа
зам.1 зам.2 зам. 3 Среднее значение зам.1 зам. 2 зам. 3 Среднее значение
1 2009-2010 45/40 2,5 7,8 = 65,2 4,4 68,6 = 66,5
2 2010-2011 41/36 5,6 1,0 = 68,3 2,9 7,3 = 65,1
3 2011-2012 60/49 6,1 7,9 8,2 77,4 7,6 1,1 0,3 69,7
4 2012-2013 57/45 8,3 2,7 9,6 80,2 8,1 3,9 1,6 71,2
Сумма 203/170 82,5 99,4 57,8 291,1 63,0 80,9 41,9 272,9
Средное значение 0,6 4,8 8,9 73,7 5,7 0,2 0,9 68,2
Как видно из таблицы 1, по итогам государственных экзаменов курсанты получили положительных оценок больше (73,7 %), чем курсанты КГ (68,2 %). Средний показатель успеваемости курсантов ЭГ снизился на 1,3 % по сравнению со средним показателем успеваемости курсантов КГ за первый год проведения педагогическогоэксперимента. Это означало, что хотя и было выработано основное направление образовательного процесса в Университете обороны, но еще не были разработаны методика его реализации. В 2012-2013 учебном году успеваемость курсантов ЭГ (п=57) и КГ (п=45) по предметам военно-профессионального комплекса колебалась от 49,8 % до 94,3 %. Так как эти значения являются непрерывными случайными величинами, то нами была выбрана стандартная математическая модель [6, с. 231] в виде < Ох,Вх,Р(х) > для описаниярезультатов экспериментальной работы [3, с. 135]. Здесь Ох- мощность множеств всевозможных значений теоретических параметров величин; Вх — базис а- алгебра Бореля подмножества Р(х)- функция распределения случайных величин от х. С выбором статистического ряда, состоящего из 5 подмножеств с 10 одинаковыми шагами, были построены полигон частот и гистограмма статистики эксперимента (см. рис. 1).
Полигон частоты
Количественная оценка в процентах
Рис. 1. Полигон частоты распределения оценок курсантов
Гистограмма частоты
55 65 75 85 95
Количественная оценка в процентах
Рис. 2. Гистограмма частоты распределения оценок курсантов по курсу военно-профессионального комплекса
(2012-2013 учебный год)
Из формы построенного полигона частоты видно, что выборочный медиан экспериментальной группы незначительно сдвинут в правую сторону от значения выборочного мода , рас-
пределение стремится к более симметричной форме, но и в КГ наблюдается отрицательный результат.
Сравнительное изучение формы полигона частоты и гистограмм ЭГ и КГ, промежуток, соответствующий максимальным значениям распределения, показывает положительный результат нашей работы по развитию системы военно-профессионального образования офицерских кадров.
На основе результатов историко-педагогического анализа проблемы развития системы военно-профессионального образования монгольских офицеров, исследования ее научных и прикладных положений, а также анализа и обобщения итогов опытно-экспериментальной работы, выявлены и обоснованы основные направления развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров Вооруженных Сил Монголии. К ним относятся: совершенствование учебной деятельности слушателей и курсантов военно-учебных заведений; методическое обеспечение военно-профессионального образования обучающихся; повышение эффективности воспитания слушателей и курсантов военных вузов; научное сопровождение военно-профессионального образования офицерских кадров.
Таким образом, меры экспериментального воздействия позволили повысить эффективность системы военно-профессионального образования офицерских кадров. Реализация программы повышения эффективности военно-профессионального образования позволила значительно поднять уровень военно-профессиональной подготовленности слушателей и курсантов Университета обороны Монголии.
Библиографический список
1. Военная педагогика: учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алехина. - М.: ВУ, 2007. - 413 с.
2. Жамц Л. Основы педагогики (Боловсрол судлалын ундэс): учебное пособие на монгольском языке / Л. Жамш. - Улан-Батор, 2013. - 176 с.
3. Методы системного педагогического исследования / Под общ.ред. Н.В. Кузьминой. - Л., 1980. - 167 с.
4. Новиков A.M. Методология научного исследования / A.M. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Книжный дом, 2013. - 270 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - 20-е изд. - М.: Русский язык, 1988.
6. Яблонский А.И. Математические модели в исследовании науки / А.И. Яблонский. - М., 1986. - 351с.