УДК 796.011:796.42 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА «ПОЛИ-СПЕКТР-СПОРТ» ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ Н.Н. Селиверстова - кандидат педагогических наук, доцент НФ ФГБОУ ВПО
«Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Набережные Челны, Россия
EFFECTIVENESS STUDY OF THE COMPLEX "POLY-SPECTRUM-SPORT" FOR PHYSICAL WORKING CAPACITY EVALUATION OF STUDENTS- ATHLETES
N.N. Seliverstova - candidate of pedagogics, associate professor of theory and methodology of cyclic and
acyclic kinds of sport department
Naberezhnye Chelny Branch of Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional
Education
"Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism", Naberezhnye Chelny, Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: физическая работоспособность, легкоатлеты, комплекс «Полн-спектр-спорт ».
Аннотация: В настоящее время качеству подготовки квалифицированных кадров уделяется всё больше внимания. Введение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность №032101 «Физическая культура и спорт») способствует осуществлению реформы высшего образования, подразумевающего научно обоснованную долговременную программу совершенствования подготовки, которая затрагивает комплекс не только организационных, правовых, педагогических и экономических вопросов, но и медицинских, в частности физиолого-гигиенических. К ним относятся и вопросы постоянного контроля за тренировочным процессом, в том числе и оценки физического работоспособности.
Среди легкоатлетов общая физическая работоспособность выше у стсшеров по сравнению со спринтерами. Высокие показатели аэробног! производительности у стсшеров объясняются тем, что аэробная производительность в наибольшего мере проявляется при тех нагрузках, где имеется возможность полного удовлетворения кислородного запроса и где длительное время сохраняется устойчивый уровень потребления кислорода.
Методы исследования: анализ научно-методическогО литературы, тестирование физического работоспособности студентов-легкоатлетов с помощью велоэргометрии, педагогический эксперимент, методы математического статистики.
Материалы: Для стандартизации данных физического работоспособности по тесту PWC170 эта проба выполнялась без предварительного разминки, чтобы не были занижены результаты. Значения мощности задаваемых нагрузок, обеспечивающих надежное определение PWC170, определялись согласно таблицам, предложенным В.Л. Карпманом и основанным на 2 критериях: спортивной специализации спортсмена и его массы тела. Причем стремились к тому, чтобы ЧСС при второго нагрузке была близка к 170 уд/мин.
Несмотря на различие в спортивного квалификации испытуемых разных курсов по анатомо-возрастным особенностям, данный контингент можно считать однородной группой, так как коэффициент вариации (V) не превышал 20%, а в нашем случае составил от 5,1 до 15,60%.
Исследовались показатели, снятые методом электрокардиографии (ЭКГ) в покое: частота сердечных сокращений (ЧСС), и артериальное давление (АД) и изменения ЭКГ в ходе нагрузки, представленные эргометрическими показателями: физической нагрузкой от максгшальной при проведении ЭКГ-пробы: разницей между двумя величинами ЧСС (f2-fl): показателем максимального индекса выносливости (МИВ): временем н реакгщей (ЧСС н АД) восстановления: максимальным потреблением кислорода по формуле Карпмана для PWC170 (МПК), числом метаболических единиц (МЕТ) и оценкой физического состояния по протоколу PWC170 (ФС).
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014 _' _ISSN2070 47
Результаты: По абсолютным и относительным значениям у 100% испытуемых студентов-легкоатлетов отмечается высокая физическая работоспособность. Данные результаты подтверждаются исследованиями А.И. Морозова [5] в тот же временного период с участием студентов 5-го курса (некоторые из них уже прекратили регулярные тренировки): у 85% испытуемых отмечается высокая физическая работоспособность, у 15% студентов она находится на уровнях от «ниже среднего» до «выше среднего».
Заключение: По данным тестирования каждому испытуемому были предоставлены график нагрузки, эргометрические показатели с расчетом максимального индекса выносливости (МИВ), оценка восстановительного периода по ЧСС и АД, оценка физической работоспособности, рекомендации по режиму двигательного активности, а также протоколы нагрузок и графики смещения сегмента ST в покое при нагрузке и в период восстановления.
Таким образом, использование комплекса «Поли-Спектр-Спорт» в качестве средства оценки физического работоспособности позволяет получить развернутый материал, поддающийся диагностике и анализу различного уровня спегщалистов, столь необходимый для корректировки тренировочного процесса и своевременного использования восстановительных мероприятий.
Keywords:physical working capacity, athletes, a complex "Poly-spectrum-sport".
Annotation: Nowadays more attention is paid to the quality of competent specialists training. The introduction of State educational standard of a higher professional education (speciality 032101 "Physical culture and sport") provides the reform of higher education realization, which demands scientifically grounded long-term program of the training development, which concerns a complex of organizational, juridical, pedagogical, economic and medical, in particular physiological-hygienic, questions. These questions are also about the problems of a constant control on the training process, including the evaluation of a physical working capacity.
Speaking about the athletes ' general physical working capacity, it is higher among the stayers than among the sprinters. High indices of an aerobic productivity among the stayers are conditioned by the fact that an aerobic productivity is mainly revealed in case of the loads, where there is a possibility to satisfy fully a need for oxygen and where there is a steady level of oxygen consumption.
Research methods: scientific-methodical, literature analysis, athletes' physical working capacity testing with the help of a veloergometry, pedagogical experiment, the methods of mathematical statistics.
Materials: In order to standardize the data of physical working capacity according to PWC170 test, it was fulfilled without a preliminary warming-up, not to let the results be understated. The value of the given loads power, which provide a reliable determination of PWC170, were defined according to the tables offered by V.L. Karpman and were based on two criteria: a sportsman 's sports specialization and his weight. Moreover, the aim was to make heart rate close to 170 bpm.
In spite of the differences in sports qualification of the students from different courses according to anatomic-age characteristics, this contingent can be considered a homogeneous group, as the variation (V) coefficient wasn 't more than 20%, in our case it was from 5,1 to 15,60%.
The indices were studied, received by means of electrocardiography method (ECG) at rest: heart rate, arterial pressure (AP) and the ECG changes during the load, presented by the ergometric indices: physical load from a maximum one during ECG test: the difference between two values of heart rate (f2-fl): the index of a maximum endurance index (MEI): time and reaction (heart rate and arterial pressure) of recovery: a maximum oxygen consumption according to Karpman formula for PWC170 (MOC), the number of metabolic units (MET) and the evaluation of a physical state according to the protocol ofPWCl 70 (PS).
Results. According to the absolute and relative values, 100% of the examined students-athletes have a high level ofphysical working capacity. These results are proved by the research works of A.I. Morozov [5] during the same time period with the participation of the 5th year students (some of them have already stopped their trainings):85 % of the respondents have a high level of physical working capacity, 15 % have the level from "below the average " to "above the average ".
Conclusion. According to the data of the test, each student was given a schedule of the load, ergometric indices with the calculation of the maximum endurance index (MEI), the evaluation of the rehabilitation period, concerning heart rate and arterial pressure (AP), physical working capacity evaluation, the recommendations on the motional activity regimen and the protocols of the loads and the graphs of a segment shift ST at rest with the load and during the period of recovery.
Thus, "Poly-spectrum-sport" complex use, as the means of physical working capacity evaluation, allows to get a detailed material, which can be diagnosed and analyzed on different levels and which is necessary for the training process correction and a timely use of rehabilitation measures.
Введение. В настоящее время качеству подготовки квалифицированных кадров уделяется всё больше внимания. Введение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность №032101 «Физическая культура и спорт») способствует осуществлению реформы высшего образования,
подразумевающей научно обоснованную долговременную программу
совершенствования подготовки, которая затрагивает комплекс не только организационных, правовых, педагогических и экономических вопросов, но и медицинских, в частности физиолого-гигиенических. К ним относятся и вопросы постоянного контроля за тренировочным процессом, в том числе и оценки физической работоспособности.
Среди легкоатлетов общая физическая работоспособность выше у стайеров по сравнению со спринтерами [4]. Высокие показатели аэробной производительности у стайеров объясняются тем, что аэробная производительность в наибольшей мере проявляется при тех нагрузках, где имеется возможность полного удовлетворения кислородного запроса и где длительное время сохраняется устойчивый уровень потребления кислорода [3].
Анаэробная производительность, при которой отсутствует возможность обеспечить работающие мышцы адекватным количеством кислорода, играет определяющую роль в кратковременных упражнениях высокой интенсивности [1].
Методика определения физической работоспособности (Р\¥С170), по 8_)оз1:гапс1, довольно громоздкая и требует много времени [2], так как испытуемый должен выполнить нагрузку в течение 20-30 мин. Кроме того, неудобства этого метода усугубляет графический способ расчета, который не совсем точен, а модификация данного метода имеет характеристику как достаточно
методологически корректного. Простой и доступной делает процедуру определения Р\¥С170 комплекс «Поли-Спектр-Спорт», состоящий из велоэргометра «еВ1ке» с компьютеризированным пультом управления (2006) и программного модуля «Поли-Спектр-Эрго» (электрокардиограф «Поли-Спектр-8/ЕХ»),
Для регистрации и передачи физиологических сигналов по радиоканалу используется система «Поли-Спектр-Радио». Данная система позволяет регистрировать сигналы ЭКГ от 2
каналов и от 1 ритма дыхания на расстоянии от человека с возможностью их отображения на экране персонального компьютера, сохранения в памяти регистрирующего устройства и компьютера, позволяет осуществлять непрерывный контроль текущего
функционального состояния [6]. На экране монитора проводятся оценка и отображение физиологических сигналов в виде графиков и таблиц, т.е. автоматически формируются протоколы исследования.
Цель исследования - выявить эффективность использования комплекса «Поли-Спектр-Спорт» для оценки физической работоспособности студентов-легкоатлетов.
В эксперименте приняли участие студенты НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», обучающиеся на специализации «Теория и методика легкой атлетики» в 2011-2012 учебном году, в количестве 24 человек (13 юношей, 11 девушек) в возрасте от 18 до 21 года, имеющие квалификацию от II разряда до МС.
Методы и организация исследования. Для
достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы,
тестирование физической работоспособности студентов-легкоатлетов с помощью
велоэргометрии, математико-статистическая обработка данных тестирования.
На велоэргометре студенту-легкоатлету предлагалось последовательно выполнить 2 нагрузки умеренной интенсивности с частотой вращения педалей 60-80 об/мин, разделенные 3-минутным интервалом отдыха. Каждая нагрузка продолжалась 5 минут, в конце в течение 30 секунд подсчитывалась ЧСС методом регистрации ЭКГ. Расчеты производились путем подстановки
экспериментальных значений ЧСС и мощности работы в следующую формулу:
Р\¥С170 = \¥1 + (\¥2- \¥1)"х (170-12) / П-П,
где \¥1 и \¥2 - мощность первой и второй нагрузок;
П и £2 - частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузок.
Для стандартизации данных физической работоспособности по тесту Р\¥С170 эта проба выполнялась без предварительной разминки, чтобы не были занижены результаты. Значения мощности задаваемых нагрузок,
обеспечивающих надежное определение Р\¥С170, определялись согласно таблицам, предложенным [2] и основанным на 2 критериях: спортивной специализации
спортсмена и его массы тела. Причем стремились к тому, чтобы ЧСС при второй нагрузке была близка 170 уд/мин.
Результаты и их обсуждение. Нами произведен анализ результатов исследования, которые приведены в таблицах 1,2,3.
Анализируя анатомо-возрастные особенности испытуемых (таблица 1), можно отметить, что студенты 1-го курса имели возраст 18,5+0,13 лет, длину тела 170±0,94 см, массу - 55,67±1,4 кг и их индекс массы тела (ИМТ) в среднем был равен 19,08±0,22, что соответствует дефициту массы тела. Причем индекс массы тела 20,7 соответствовал норме лишь у одного студента 1-го курса (из 5 дев., 3 юн.). От 1 ко 2-му курсу взаимоизменяются масса и индекс (ИМТ), это
объясняется большим количеством юношей на 2-м курсе. В результате у 80% испытуемых вес находится в норме. В период от 2 до 3-го курса достоверно изменяется длина тела (р<0,05), но для изменений ИМТ этого было недостаточно.
В период обучения с 1 по 3-й курс наблюдается прирост показателя длины тела у студентов-легкоатлетов, на что указывают достоверные изменения ИМТ в период обучения с 1 по 4-й курс. Несмотря на различие в спортивной квалификации испытуемых разных курсов по анатомо-возрастным особенностям, данный контингент можно считать однородной группой, так как коэффициент вариации (V) не превышал 20%, а в нашем случае составил от 5,1 до 15,60%.
Таблица 1 - Анатомо-возрастные особенности студентов-легкоатлетов
Курс Лет См Кг ИМТ - % нормы
1-й курс 18,5±0,13 170±0,94 55,67±1,4 19,08+0,22, 12,50%
2-й курс 18,75±0,12 173,5±0,3 66,5±1,0 22,5±0,37 80%
Т - 1-2-й курс 1,59 1,1 2,6** 4,13**
Р > > < <
3-й курс 20±0,18 175,8±0,6 63,25±0,78 20,43±0,14 80%
Т - 2-3-й курс 1,65 2,01* 0,61 1,95
Р > < > >
4-й курс 21,2±0,24 174,6±0,59 64,0±0,5 21,02±0,29 60%
Т - 3-4-й курс 1,89 0,15 0,0 0,04
Р > > > >
Т - 1-4-й курс 5 49** 0,61 1,5 2,86**
Р < > > <
Ср.арифм. Хер. 19,64 172,5 61,82 20,67 45,83% дефицит
Ср.квадр. Sig 1,26 8,86 9,07 1,75
Коэф. вариации У% 6,60 5,1 15,60 9,00 54,17% норма
Станд. ошибка Эх 0,29 0,67 1,19 0,4
Примечание. Различия средних
арифметических по критерию Крамера-Уэлча между показателями в группах исследуемых: *
- достоверно при р<0,05; ** - при р<0,01 Показатели, снятые методом
электрокардиографии (ЭКГ) в покое (таблица 2): частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) достоверно не изменились между испытуемыми от 1 к 4-му курсу обучения (таблица 2), и средние показатели составили, соответственно: ЧСС -от 71,5±0,78 до 73,2±1,2 уд/мин.; систолическое
- от 117,17±0,9 до 113±0,6 мм.рт.ст. и диастолическое - от 74,67±1,06 до 76±0,32 мм.рт.ст.
Изменения ЭКГ в ходе нагрузки представлены эргометрическими показателями. Так,
физическая нагрузка от максимальной при проведении ЭКГ пробы на первом курсе составила 81,83±0,49%, на втором - 82,3±0,6%, на третьем - 81±1,07% и на четвертом курсе -82,6±0,75%.
Достоверные изменения показателей у студентов 2 и 3-го курсов (Трасч=2,22) и 3 и 4-го курсов (Трасч=2,09) можно объяснить тремя показателями юношей-спринтеров 3-го курса: у них размах пробы с физической нагрузкой от максимальной был равен от 75 до 77%, что подтверждается тем, что студенты-спринтеры имеют большую массу тела относительно студентов-стайеров, а, согласно литературным источникам, при увеличении массы тела относительные величины Р\¥С170 имеют тенденцию к уменьшению.
Таблица 2 - Сводная таблица статистических оценок показателей ЭКГ-теста Р\¥С170
Курс, статист-ие показатели ЭКГ покоя Эргометрические показатели
ЧСС АД сист АД диаст от мах Нагрузка (W) -ЧСС (!) МИВ
уд./мин мм рт.ст. % W1(Bt)-fl (уд./мин) W2(Bt)-12(уд./мин) у.е.
1 курс Хер. ±Бх 71,5±0,78 117,17±0,9 74,67±1,06 81,83±0,49 87,17±1,14 119±0,84 159,67±3,8 162±0,6 591,67±4,5
2 курс Хер. ±Бх 72,5±0,76 126,5±0,17 78±1,13 82,3±0,6 102,5±0,5 1?.?. 8±1 7 191,8±3,3 164 5±0 9?. 652,5±4,6
Т расч 1 -2 курс 0,59 1,61 0,12 0,03 2,88**-0,75 0,85-0,55 0,28
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01->0,05 >0,05 >0,05
3 курс Хер. ±Бх 78,5±2,15 116±1,4 74,5±1,3 81±1,07 90±2,71 121±1,5 180,5±3,2 159,5±1,17 621±4,1
Т расч 2-3 курс 0,18 0,89 0,53 2,22* 0,35-1,12 0,59 - 2,21* 0,62
Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05->0,05 >-<0,05 >0,05
Трасч 1-3 курс 0,96 0,29 0,28 0,13 0,09-0,06 0,47-0,41 0
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05->0,05 >0,05->0,05 >0,05
4 курс Хер. ±Бх 73,2± 1,2 113±0,6 76±0,32 82,6±0,75 92±0,84 120,20±0,89 171,20±3,16 160,60±0,82 590±5,2
Т - дев. 1-4 курс 0,52 1,13 0,24 0,42 0,19-0,38 0,13 -1,8 0,89
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >-> >
Т - юн. 2-4 курс 1,07 1,54 0,02 1,02 1,73-0,87 0,32-1,18 0,32
Р > > > > > > >
Т - юн. 3-4 курс 0,62 0,03 0,68 2,09* 1,41-0,38 0,23 0,24
Р > > > < >-> > >
Т 1-4 курс 0,41 0,87 0,13 0,07 0,54 0,31 0,32
Р > > > > > > >
Примечание. Различия средних арифметических по критерию Крамера-Уэлча между показателями в группах исследуемых: * - достоверно при р<0,05; ** - при р<0,01
Разница между двумя величинами ЧСС (12-П) стремилась составить не менее 40 уд/мин. Так, если на 1 -м курсе ЧСС после первой нагрузки в 87,17±1,14 Вт равнялась 119±0,84 уд/мин, то после 2-й нагрузки в 159,67±3,8 Вт она равнялась 162±0,6 уд/мин, т.е. разница составила 43 уд/мин. На 2-м курсе данная разница составила 41,7 уд/мин, на 3-м - 38,5 уд/мин и на 4-м - 40,40 уд/мин. Достоверно различима используемая мощность первой нагрузки между 1 и 2-м курсом (Трасч=2,88, при р<0,01), что объясняется в большей степени половым различием (1-й курс = 6 девушек + 2 юноши; 2-й курс = 5 юношей), нежели квалификационными характеристиками (1-й
курс = 5 разрядников + 3 KMC; 2-й курс = 4 разрядника + 1 KMC).
Показатель максимального индекса выносливости (МИВ) достоверно не различался по средней арифметической между курсами. Так, на 2-м курсе он был наибольшим -652,5±4,6 у.е., а на 4-м наименьшим - 590±5,2 у.е., что объясняется специализацией и квалификацией и наглядно подтверждается показателями физической работоспособности (таблица 3). Так, чем больше время восстановления (несмотря на адекватную реакцию ЧСС и АД), тем меньше МИВ, максимальное потребление кислорода по формуле Карпмана для PWC170 (МПК), число метаболических единиц (МЕТ) и оценка физического состояния по протоколу PWC170 (ФС).
Таблица 3 - Индивидуальные показатели физической работоспособности
№ Ф.И. МИВ Восстановление Оценка ФР
Время ЧСС АД МПК МЕТ Оценка ФС
у.е. мин уд./мин ммрт.ст. л/мин мл/кг*мин число м.ед.
1 А-а Э. 459 8 адекв-ое адекв-ое 2,35 51,1 14,6 107 выс-я
2 С-аО. 532 3 адекв-ое адекв-ое 2,59 58,9 16,8 130 выс-я
4 С-аЮ. 507 4 адекв-ое адекв-ое 2,68 61 17,4 139 выс-я
5 С-а Л. 540 3 адекв-ое адекв-ое 2,73 50,6 14,5 144 выс-я
6 Я-аГ. 550,0 3,0 адекв-ое адекв-ое 3,45 59 14,6 180 выс-я
7 С-вА. 630,0 3,0 адекв-ое адекв-ое 3,54 50,5 14,4 221 выс-я
8 Ф-нР. 791,0 5,0 адекв-ое адекв-ое 3,77 58,9 16,8 244 выс-я
9 Х-вА. 366,0 8,0 замед-ое адекв-ое 2,45 31,1 8,88 117 выс-я
10 А-нР. 551 3 адекв-ое адекв-ое 2,79 42,3 12,1 150 выс-я
11 В-вА. 552,0 6,0 замед-ое адекв-ое 2,79 49,8 14,2 149 выс-я
12 Г-в М. 800 3 адекв-ое адекв-ое 4,44 59,2 16,9 308 выс-я
13 И-в А. 707 5 адекв-ое адекв-ое 3,66 53 15,2 233 выс-я
14 Г-аА. 381 3 замед-ое адекв-ое 2,38 40,4 11,5 110 выс-я
15 М-аР. 507 8 замед-ое адекв-ое 2,38 42,6 12,2 110 выс-я
16 С-нИ. 745 3 адекв-ое адекв-ое 4,11 58,7 16,8 276 выс-я
17 С-вЮ 644,0 3,0 адекв-ое адекв-ое 3,67 55,6 15,9 234 выс-я
18 Т-нП. 588 4 адекв-ое адекв-ое 3,44 56,4 16,1 212 выс-я
19 Б-аА. 340,0 5,0 замед-ое адекв-ое 2,28 46,5 13,3 100 выс-я
20 Н-аР. 597 4 адекв-ое адекв-ое 3,47 53,4 15,2 215 выс-я
21 Ф-аР. 452,0 5,0 замед-ое адекв-ое 2,42 41,7 11,9 113 выс-я
22 Р-в И. 743 3 адекв-ое адекв-ое 3,8 57,5 16,4 246 выс-я
23 Ф-вР. 711 4 адекв-ое адекв-ое 3,92 57,7 16,5 258 выс-я
24 Х-в И. 447 5 замед-ое адекв-ое 2,73 43,3 12,4 143 выс-я
Хер. = 577,67 4,23 29,17% замед-ое 70,83% адекв-ое 100% адекв-ое 3,16 51,28 14,54 183,27 100% выс-я
Бх = 6,06 0,89 0,35 1,06 0,59 4,68
Замедленное восстановление ЧСС обнаружено у 29,17% студентов-легкоатлетов (7 человек - 4 дев., 3 юн.) при 100% адекватном восстановлении АД.
Подводя итоги анализа состояния физической работоспособности студентов-легкоатлетов, заметим, что на результаты теста Р\¥С170 влияет диапазон индивидуальных вариаций изучаемых показателей. Наибольшие величины Р\¥С170 отмечаются у студентов-легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции и уделяющих особое внимание развитию выносливости.
Согласно результатам нашего исследования, индивидуальные характеристики МПК у юношей варьируют от 2,45 до 4,44 л/мин или от 31,1 до 59,2 мл/(кг*мин), у девушек - от 2,35 до 3,47 л/мин или от 40,4 до 53,4 мл/(кг*мин), тогда как, по данным разных авторов,
исследуемые средние значения выше: по Аз1:гапс1 (1977) они составили 56 мл/мин/кг; по \¥Птоге (1980) - 58 мл/мин/кг; по В. Л. Карпману, З.Б. Белоцерковскому и И.А. Гудкову (1988) - 63±1 мл/мин/кг, что объясняется уровнем квалификации
испытуемого контингента (бегуны на средние и длинные дистанции высокого класса), численностью (п=150) и возрастом (старше 23 лет). Эти же авторы отметили диапазон индивидуальных вариаций МПК у нетренированных людей от 25 до 48 мл/мин/кг, что ближе к показателям студентов-легкоатлетов, согласно собственным данным.
Число метаболических единиц у юношей 2-го курса по средним значениям составляет 14,6±0,5 у.е., у девушек 3-го курса незначительно больше - 15,25±0,52 число у.е., достоверных изменений по возрастно-половым
показателям нет.
Оценка физического состояния по протоколу Р\¥С 170 составляет у студентов-стайеров, девушек, 130-215 у.е., а у юношей - 233-308 у.е., т.е. примерно на 50-60% больше, чем у студентов-спринтеров девушек - 100 у.е., у юношей - 117-143 у.е., что свидетельствует о высоких показателях аэробной
производительности и о том, что занятия циклическими видами спорта влияют на морфологические функции сердца.
По абсолютным и относительным значениям у 100% испытуемых студентов-легкоатлетов отмечается высокая физическая
работоспособность. Данные результаты подтверждаются исследованиями А.И. Морозова [5] в тот же временной период с участием студентов 5-го курса (некоторые из них уже прекратили регулярные тренировки): у 85% испытуемых отмечается высокая физическая работоспособность, у 15% студентов она находится на уровнях от «ниже
Литература
1. Биохимия : учеб. для студентов ИФК / под ред. В.В. Меньшикова, Н.И. Волкова. - М. : Физкультура и спорт, 1986.-384 с.
2. Ко царь, Ю.А. Оценка динамики показателей функциональных резервов легкоатлетов в спринтерских и стайерских двигательных режимах с помощью автоматизированных программ : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Ю.А. Коцарь. -Новосибирск, 1997. - 34 с.
3. Лазарева, Э.А. Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности легкоатлетов спринтеров и стайров : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Э.А. Лазарева. -Ульяновск, 2002. - 23 с.
4. Морозов, А.И. Повышение эффективности подготовки бегунов на средние дистанции на основе применения интервальной гипоксической тренировки [Электронный ресурс] / А.И. Морозов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 1(24). - С. 120-128. - Режим доступа : http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.
5. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков, В.Л. Карпман. - М. : Физкультура и спорт 1988. - 208 с.
6. Халиков, Г.З. Модернизация подготовки бегунов на основе комплексной оценки функционального состояния / Г.З. Халиков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 4(29). - С. 183-192. - Режим доступа : http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.
Статья поступила в редакцию: 05.12.2014 г.
среднего» до «выше среднего».
Заключение. По данным тестирования каждому испытуемому были предоставлены график нагрузки, эргометрические показатели с расчетом максимального индекса выносливости (МИВ), оценка восстановительного периода по ЧСС и АД, оценка физической работоспособности, рекомендации по режиму двигательной активности, а также протоколы нагрузок и графики смещения сегмента ST в покое, при нагрузке и в период восстановления.
Таким образом, использование комплекса «Поли-Спектр-Спорт» в качестве средства оценки физической работоспособности позволяет получить развернутый материал, поддающийся диагностике и анализу различного уровня специалистов, столь необходимый для корректировки
тренировочного процесса и своевременного использования восстановительных
мероприятий.
References
1. Biochemistry: a textbook for the students of Physical culture Institute / under edition of V.V. Menshikov, N.I. Volkov. - Moscow: Physical culture and sport, 1986. - 384 p.
2. Kotsar, Y.A. The evaluation of the indices dynamics of the functional reserves of the athletes in sprinting and stayer motional modes with the help of automatized programs: abstract of the dissertation of the candidate of biological sciences / Y.A. Kotsar. -Novosibirsk, 1997. - 34 p.
3. Lazareva, E.A. Typological characteristics of muscular activity energetic supply of the athletessprinters and stayers: abstract of the dissertation of the candidate of biological sciences / E.A. Lazareva. -Ulyanovsk, 2002. - 23 p.
4. Morozov, A.I. Effectiveness increase of average distance runners on the basis of an interval hypoxic training [Electronic resource] / A.I. Morozov // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2012. - No 1(24). - P. 120-128. - Access mode: http ://kamgifk. ru/ma gazin/i ournal. htm.
5. Testing in sports medicine / V.L. Karpman, Z.B. Belotserkovskiy, I.A. Gudkov. - Moscow: Physical culture and sport 1988. - 208 p.
6. Khalikov, G.Z. The training process modernization of the runners on the basis of a complex evaluation of a functional state / G.Z. Khalikov // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2013. - No 4 (29). - P. 183-192. - Access mode: http ://kamgifk. ru/ma gazin/i ournal. htm.