Современные проблемы профессионального образования
УДК 796.011
К.К. Баймуратов, Т.С. Разыков
ИССЛЕДОВАНИЕ ЕДИНСТВА (ЦЕЛОСТНОСТИ) СРЕДСТВ ДОПРИЗЫВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Баткенский государственный университет
Аннотация: Статья посвящена анализу психомоторных показателей и физической подготовленности допризывников к службе в рядах вооруженных сил с учетом предъявляемых нормативных требований.
Ключевые слова: Старшеклассники, физическая подготовка, нормативные требования, служба в армии.
UDC 796.011
K.K. Baymuratov, T.S. Razykov
INVESTIGATION OF UNITY (INTEGRITY) OF MEANS OF CONSTRUCTION AND PHYSICAL TRAINING OF OLD SCHOOLS
Batken State University
Abstract: The article is devoted to the analysis of psychomotor indicators and physical readiness of pre-conscripts in view of the foreseen normative requirements.
Kei words: Senior students, physical training, regulatory requirements, service in the army.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму самых разных категорий населения, особенно детей школьного возраста [1-2]. По мнению большинства специалистов только здоровый человек, с оптимальным уровнем физической подготовленности, функционального состояния организма, высокой умственной и физической работоспособностью, психологической устойчивостью, способен к наиболее адекватной ответной реакции на комплекс неблагоприятных воздействий окружающей среды [3-4].
На сегодня актуальным становится вопрос совершенствования системы физического воспитания детей старшего школьного возраста, которое в свою очередь привлекает к себе очень большое внимание и порождает критику в контексте тенденций
развития образовательных систем. Для Кыргызской Республики это особенно актуально в направлении дальнейшего развития системы физического воспитания подрастающего поколения, ведь сегодня образование характеризуется динамикой углубления процессов совершенствования содержания, форм и методов обучения школьников.
Физическое воспитание в школе является важной составляющей развития личности школьника [5-6]. Оно входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого определяется, прежде всего, формированием таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Анализ литературы, позволяет отметить, что современная система физической культуры в школе требует пересмотра его содержания, совершенствования и модернизации, позволяющие, с одной стороны, формировать социально активную личность в гармонии с физическим развитием, а с другой - привлекать лицо к ценностно-мотивационным составляющим физической культуры, связывая их целями и потребностями личности в саморазвитии и самосовершенствовании [7-8].
Таким образом, система физического воспитания сама по себе является мощным средством формирования, сохранения и укрепления здоровья человека, которым, разумеется, отнюдь нельзя пренебрегать.
По данным авторов [9-10], научно-обоснованная и правильная организация процесса физического воспитания оказывает благотворное воздействие на организм, способствует гармоничному, физическому и психическому развитию подрастающего поколения, расширяет двигательные возможности, повышает защитно-приспособительные свойства организма, усиливает его стойкость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, соответствует цели формирования здорового образа жизни и воспитывает у школьников потребность в двигательной активности на всю жизнь.
Многие ученые сегодня отмечают, что двигательная активность занимает видное место в среде обитания, и отмечают что физическая активность является одним из главных факторов улучшения физического состояния школьников [11-12]. В то же время, объем двигательной активности подростков не обеспечивается их образом жизни и организацией физического воспитания. Об этом свидетельствует наличие различных отклонений в состоянии здоровья и физического развития детей старшего школьного возраста, что является следствием недостаточного двигательного режима [13-14].
Анализ литературы, содержащей данные о двигательной активности старшеклассников показывает, что данная проблема является объектом внимания большого количества специалистов, которые определяют важность и необходимость улучшения физической подготовленности школьников [15-16].
При этом одним из решающих условий, обеспечивающих эффективность и результативность обучения старшеклассников в школе, является наличие продуктивной общей работоспособности, основанной на прочном духовном и физическом здоровье подростков [17-18].
Необходимым условием формирования физической культуры, которая определяет цели, содержание и средства здорового образа жизни ученика, может рассматриваться образовательная среда школы, где учится старшеклассник. Это обусловливает формирование культуры здоровья старшего подростка. При этом, в первую очередь, необходимо изменить сознание и самосознание обучаемых, привести в соответствие содержание и структуру подготовки школьников к современной профессиональной деятельности с акцентом на обеспечении духовно-нравственной составляющей общества
[19].
Зарубежный опыт говорит о необходимости модернизации всей системы физического воспитания старшеклассников [20]. Проведенный нами анализ показывает,
что реальная система физического воспитания старшеклассников, которая сложилась сегодня в КР, малоэффективна. Она не обеспечивает в полной мере психофизическую готовность старших подростков к жизнедеятельности. Современное подрастающее поколение ослаблено физически, дезориентировано духовно, компьютеризировано и как следствие - дезадаптированно к трудностям реальной действительности и не готово к службе в вооруженных силах.
Кроме того, в настоящее время наблюдается значительный разрыв между фактическим состоянием физической подготовленностью (ФП) старшеклассников и предъявляемыми требованиями Вооруженных сил Кыргызской Республики (ВС КР) к допризывной молодежи. Несмотря на интеллектуализацию службы, предъявляемые требования к ФП призывников значительно увеличились, а также и на психофизические нагрузки воинов. В связи с этим основное внимание следует уделять на улучшение эффективности ФП юношей к срочной службе в рядах ВС КР.
Изучение выполненное авторами на примере школ г. Кызыл-Кия позволило определить первоначальный уровень ФП старшеклассников путем сравнения данных тестирования с соответствующими нормативными требованиями. Кроме того, его результаты позволили уточнить методику в отношении применения из общеобразовательных предметов: Допризывная подготовка молодежи (ДИМ) и Физическая культура (ФК), и дозирования физических нагрузок (Таблица 1).
Таблица 1
Изменение в психомоторных показателях старшеклассников в процессе __экспериментальной работы__
№ КГ (п=40) ЭГ (п=40)
Тесты Исход. Итог.уров Сдв Исход. Итог.уров Сдвиг
уровень ень иг уровень ень
1. Проба Н.Д.Скрябина 3,46±0,3 3,36±0,3 1,0 3,72±0,3 2,25±0,2 1,47
2. Тест А.И.Высоцкого: 2.1.прыжок с площадки 50см 43,0±1,7 44,9±1,9 1,9 41,9±1,4 51,1±2,0 9,2
2.2.прыжок с 33,5±2,1 35,5±2,0 2,0 35,5±2,1 43,5±2,3 8,0
площадки 1м
2.3.прыжок с 20,5±2,2 22,5±2,2 2,0 19,5±2,2 29,5±2,3 10,0
площадки 1,5 м
3. РДО 7,2±0,3 6,7±0,5 1,5 7,6±0,2 5,8±0,3 1,8
4. Координационн ые возможности (РБ-Н) 3,2±0,3 3,6±0,6 0,4 3,3±0,5 4,4±0,2 1,1
5. Теппинг-тест 402±6,3 396±6,5 6,0 396±5,5 417±6,0 21
Получены следующие результаты. В силовых скоростно-силовых упражнениях: в беге на 100 м с низкого старта не выполнили норматив Комплекса «Ден Соолук» в КГ 39,3%, в ЭГ - 29,6%. Норматив НФП-1999 КГ 48,7%, в ЭГ - 47,4%; в нормативные требования метания гранаты (700 г) на дальность не уложились - КГ 42,0%, ЭГ 43,0%; Комплекс «Ден Соолук» - КГ 33,4% и ЭГ - 32,1%. В тестах на изучение общей выносливости показатели сдачи учебных нормативов Комплекса «Ден Соолук» также неудовлетворительные - КГ 44,2%, ЭГ 41,1% не справились с нормативными требованиями. По НФП-1999, здесь картина совсем иная: 76,8% в КГ и 84,5% в ЭГ не уложились в норматив; согласно требованиям (НФП-1999 и Комплекса «Ден Соолук»), в
подтягивании на перекладине не выполнили упражнение - КГ 46,0% и 43,8%, ЭГ57,3% и 42,1%.
Проверка показала, что более тяжело дается сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, КГ60,4% и 38,3%, ЭГ 61,6% и 38,3%. В измерениях мышечной силы были показаны следующие результаты: прыжок в длину с места оценивался только по требованиям Комплекса «Ден Соолук», и выявил, что в КГ - 23,0% и ЭГ -22,4% учащиеся не справились с нормативом; сила правой кисти - средний показатель КГ 36,2 кг, ЭГ 36,5 кг, сила левой кисти КГ 36,0, ЭГ 35,2 кг.
Преодоление полосы препятствий оценивалось по требованиям НФП-1999 и показало, что в КГ 55,0% и ЭГ - 59,1% не справились с нормативом; выполнение комплекса единоборства было оценено в обеих группах не удовлетворительно (таблица 2).
Полученные данные выявили высокую степень вариативности и отставание в освоении образовательного материала у 60-70% учеников. Несмотря на это некоторые ученики, в отдельных показателях физического развития и двигательных способностей, показали высокие индивидуальные результаты, превышающие среднеарифметические значения, а вариативность составляет 30-35%.
Анализ данных (таблица 2.) показывает, что в результате экспериментальных уроков в ЭГ показанные результаты в большинстве контрольных тестов в выявлении двигательной и психомоторной подготовленности повысились на достоверно значимую величину (Р<0,05).
Таблица 2
Изменение в физической подготовленности старшеклассников в процессе __экспериментальной работы__
№ № пп Контрольные упражнения КГ (п=40) Сдв иг ЭГ(п=40) Сдви г
Исход. уровень Итог.уро вень Исход. уровень Итог.уро вень
1. Бег 100 м (с) 14,5±0,48 14,2±0,4 0,3 14,7±0,4 13,6±0,4 1,2
2. Метание гранаты (700 гр., м.) 32,9±0,5 33,9±0,7 1,0 34,2±0,4 37,3±0,6 3,1
3. Бег 3000 м (с) 14,78±16,5 4 14,50±15, 4 0,28 14,98±13,5 13,55±20, 0 1,43
4. Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 8,2±0,6 9,1±0,9 0,9 8,3±0,8 11,9±1,2 3,6
5. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 9,1±1,0 9,8±0,8 0,7 8,8±0,9 12,5±1,1 3,7
6. Прыжок в длину с места (см) 189,0±3,3 194,0±5,8 5,0 189,0±3,1 206,0±6,7 17
7. Динамометрия правой кисти (кг) 36,0±0,9 36,7±1,2 0,7 36,3±1,1 40,0±1,0 3,7
В частности, изменились показатели скоростно-силовых качеств. В беге на 100 м, прирост в среднем составил в ЭГ 1,1 (7,48%), в КГ 0,3 (2,06%); в метании гранаты на дальность, улучшились результаты у учащихся ЭГ на 9,06% (с 34,2 до 37,3 м), а КГ на 3,03% (с 32,9 до 33,9 м).
У учащихся ЭГ и КГ наблюдался первоначально низкий уровень развития общей
выносливости. По окончанию педагогического эксперимента (ПЭ) отмечено улучшение результатов в беге 3000 м на 143,0 сек (9,54%), в ЭГ, и улучшение на 0,28 сек (1,89%) в КГ; количество подтягиваний на высокой перекладине - у ЭГ на 3,6 раза (43,37%) и КГ на 0,9 раза (10,97%); сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях - ЭГ на 3,7 раза (42,04%), КГ 0,7 раза (7,69%).
Основа полученных результатов характеризует эффективность экспериментальной работы и заключается в следующем:
1.У учащихся ЭГ существенно улучшились результаты двигательной и ФП, достоверный прирост показан по всем показателям.
2. Число решений образовательных задач путем применения на практике комплексных межпредметных знаний, умений и навыков значительно повысилось.
3. Занятия воздействовали на мотивационно - потребностную сферу юношей. Уменьшился уровень негативного отношения к ВС КР и прохождению срочной службы в ней.
В то же время у учащихся КГ отмечены положительное, но менее значимые изменения результатов (Р>0,05).
Таким образом, полученные результаты ПЭ позволяют утверждать, что применение межпредметной методики обучения ДПМ и ФВ способствует значительному повышению ФП учащихся 11 классов, что в свою очередь, приведет к более быстрому и успешному приспособлению их к срочной службе в рядах ВС КР.
Список литературы
1. Андреева Л.П., Кулешов Н.П., Мутовин Г., Жилина С.С., Макарова В.П., Коровкина Е.А. Наследственные и врожденные болезни: вклад в детскую заболеваемость и инвалидность, подходы к профилактике // Педиатрия (г. Ташкент). 2007. № 3. С. 8.
2. Куман О.А. Физическая работоспособность и адаптационные возможности младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активностью и разной степенью кариесрезистентности // Медицинская наука и образование Урала. 2008. Т. 9. № 4. С. 59-61.
3. Асауляк В.В. Влияние здорового образа жизни на жителей РФ // В сборнике: Современные проблемы воспитательного процесса в медицинском вузе Сборник докладов. 2016. С. 8-11.
4. Дутова Т.И., Скороходов А.П. Значение генетически обусловленных тромбофилий в развитии атеротромботического подтипа ишемичекого инсульта у лиц молодого возраста // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2016. № 65. С. 157164.
5. Гафиятуллина Г.Ш., Трофимова Е.В. Патогенетические особенности физического и психофизиологического развития слабослышащих детей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 92.
6. Холина О.А. Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2017. № 2. С. 193198.
7. Пузикова О.З., Афонин А.А., Вербицкий Е.В. Нарушения психоэмоциональной сферы у подростков, больных сахарным диабетом i типа // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2006. Т. 85. № 4. С. 18-21.
8. Ягода А.В., Гладких Н.Н., Боев И.В. Особенности психической дезадаптации у молодых пациентов с малыми аномалиями сердца // Терапевтический архив. 2005. Т. 77. № 12. С. 29-32.
9. Прошин А.П., Солодянников Ю.В. Математическое моделирование лактатного обмена и его применение в спорте // Автоматика и телемеханика. 2013. № 6. С. 133-152.
10. Тиновицкий К.Г., Емельянова И.В. Предстартовая лихорадка и её зависимость от
желёз внутренней секреции // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма Материалы X Международной научно-практической конференции. Г. И. Мокеев (ответственный редактор). 2016. С. 499-501.
11. Кузнецов И.А. Оценка состояния здоровья и физического развития студентов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 516.
12. Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт) // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Москва, 2012.
13. Евсевьева М.Е., Мищенко Е.А., Ростовцева М.В., Галькова И.Ю., Чудновский Е.В., Русиди А.В.С., Смирнова Т.А. Суточный профиль артериального давления у лиц молодого возраста с признаками предгипертензии // Артериальная гипертензия. 2013. Т. 19. № 3. С. 263-269.
14. Каскаева Д.С., Петрова М.М., Манухина Е.А. Анализ заболеваемости студентов 1 курса в ходе углубленного медицинского осмотра 2011 года в красноярском государственном медицинском университете // В мире научных открытий. 2012. № 9.1. С. 52-65.
15. Алискандиев A.M., Багамаева З.Г. Поллинозы у детей и подростков республики Дагестан по данным ISAAC // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. С. 20.
16. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. - Москва, 2009. - 124 с.
17. Ажевская Л.Г., Комарова Т.В., Полянина Э.З. Абилитация детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении // В сборнике: Инновационные технологии реабилитации и интеграции детей и молодых людей с ограниченными возможностями сборник материалов научно-практической конференции, Ульяновск, 2324 июня 2011. Ульяновск, 2011. С. 7-10.
18. Ахмадеева Л.Р., Липатова Е.Е., Закирова Э.Н.Головные боли и тревога у учащейся молодежи и пациентов, обращающихся к неврологам. Материалы XVПроссийской научно-практической конференции с международным участием «болевые синдромы в медицинской практике», Ростов-на-Дону, 2-4 июня 20011 // Российский журнал боли. 2001. Т. 2. № 31. С. 27.
19. Крылова И.А. Способы реализации пациентом понятия «здоровый образ жизни» // В сборнике: Актуальные проблемы и новые технологии медицинской (клинической) психологии и психотерапии сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 25-летию факультета медицинской психологии. 2016. С. 130-135.
20. Понкин И.В., Соловьев А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте. - Москва, 2011. - 131 с.
Информация об авторах:
Бердиев А.
Кандидат химических наук, доцент, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан
Разыков Т.С.
Кандидиат педагогических наук, доцент, Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан
Information about authors: Berdiyev A.
candidate of chemical sciences, associate professor, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan
Razykov T.S.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan